¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

4 окт€бр€ 2021

„ертЄмодели

ќбзор отраслевых новостей за сент€брь

ƒавид Ћевинƒавид Ћевин


ќчередна€ isicad-обложка сложилась под вли€нием опубликованной в сент€бре серии статей на тему искусственного интеллекта. Ёти статьи представлены в первом разделе обзора, общее оглавление которого выгл€дит так:

  1. √де мой самоуправл€емый автомобиль?
  2. «ачем модель, если уже есть чертежи
  3. ј— ќЌ, “оп —истемы и ќѕ 
  4. »спугает ли новый SOLIDWORKS конкурентов
  5. BIM будоражит всегда

1. √де мой самоуправл€емый автомобиль?

»мпульсом к сент€брьскому обсуждению темы так называемого искусственного интеллекта (»») послужила реакци€ читателей, которые на основе моей реплики в августовской редакционной колонке, похоже, причислили мен€ к лагерю отрицающих безграничное могущество »».

“ема »» Ч €вно актуальна, и неслучайно в сент€бре € периодически наталкивалс€ на релевантные публикации, которые решил предъ€вить нашим читател€м.

Ќа фоне всевозможных журналистских фантазий полезно познакомитьс€ с мнением авторитетных специалистов из индустрии, хот€ и они вынужденно не могут быть свободными от уже общеприн€тых маркетинговых формул. “акого рода мнени€ (тем более интересные тем, что относ€тс€ к —јѕ–) высказаны в интервью Ђ»нженери€ с искусственным интеллектом: взгл€д из Siemens Digital Industries Softwareї. ¬ нЄм затрагиваетс€ технологи€ генеративного дизайна, котора€ с не вполне очевидной обоснованностью обычно причисл€етс€ к »», а также упоминаютс€ интеллектуальные свойства бесспорно замечательного продукта Simcenter.

» дл€ обывател€, и дл€ специалистов самоуправл€емый автомобиль €вл€етс€ характерным примером практически работающего »». ƒействительно, если компьютер без участи€ человека может безопасно, эффективно и посто€нно справл€тьс€ с весьма сложной обстановкой на дорогах Ч особенно в немаленьком городе, то почему бы его функционирование не назвать интеллектуальным. Ќеслучайно на тему беспилотного автомобил€ есть много хайповых публикаций, и вообще эта тема сама по себе €вл€етс€ полем дл€ столкновений энтузиастов и скептиков в отношении »». ¬месте с тем эта область Ч пример конструктивного подхода специалистов к искомой цели: существует классификаци€ уровней автономности транспортного средства, продвижение по которым сопровождаетс€ весьма полезным по€влением и развитием разнообразных технологий, эффективно применимых далеко за пределами транспортной сферы.  лассификаци€ уровней автономности достаточно серьЄзно охарактеризована в игриво названной автором статье Ђ„увак, где мой самоуправл€емый автомобиль?ї.

шесть категорий автоматизации вождени€

ќбщество автомобильных инженеров (SAE) выдел€ет шесть категорий автоматизации вождени€ Ч от уровн€ 0 до уровн€ 5, которые были утверждены ћинистерством транспорта —Ўј. »зображение предоставлено Synopsys

ћаксимум достигнутого на сегодн€ Ч уровень 2, когда транспортное средство может управл€ть рулем и контролировать свою скорость, хот€ водитель в любой момент об€зан вз€ть на себ€ управление машиной. —читаетс€, что к этому уровню относ€тс€ Tesla и Audi A8. ѕример компонента, существенно поддерживающего этот уровень, Ч Autopilot компании Tesla. ќн передает информацию с восьми камер и 12 ультразвуковых детекторов на бортовой компьютер, который посто€нно анализирует эти данные таким образом, чтобы водитель всегда был в курсе своего окружени€. — помощью Autopilot автомобиль поддерживает скорость в зависимости от скорости окружающих автомобилей, реагирует на светофоры, автоматически поворачивает, чтобы оставатьс€ в выбранной полосе, и даже паркуетс€ параллельно или перпендикул€рно. ћежду прочим, в насто€щее врем€ в отношении компании Tesla проводитс€ административное расследование в св€зи с тем, что Autopilot не работает должным образом при встрече с автомобил€ми скорой помощи, Ч и это не первый раз, когда компани€ подвергаетс€ контролю со стороны регулирующих органов.

ѕроблемы есть, и их будет еще много, однако благодар€ Autopilot Tesla, и не только ему, у »лона ћаска по€вилс€ повод представить амбициозный план стать мировым лидером в области »». ¬ этой публикации рассказываетс€ о недавно проведенном компанией ƒне искусственного интеллекта (Tesla AI Day), в рамках которого были представлены средства программно-аппаратной реализации управлени€ беспилотным транспортом, создаваемый в Tesla суперкомпьютер Dojo, который должен превзойти нынешний суперкомпьютер, занимающий, по мнению главы подразделени€ »» в Tesla, п€тое место в рейтинге крупнейших суперкомпьютеров в мире, а также робот Tesla Bot (ЂЅот возьмет на себ€ скучную, повтор€ющуюс€ и опасную работу, которую люди выполн€ют в насто€щее врем€. –обот ростом 5 футов 8 дюймов сможет нести 45 фунтов, т€нуть 150 фунтов и бегать со скоростью 5 миль в час. ≈го функционирование будут обеспечивать 40 электромеханических приводов, датчики обратной св€зи по усилию и двухосные стопы дл€ балансировки; изготовлен он будет из легких материалов. Ќа его Ђлицеї будет расположен экран с полезной информациейї).

ћеропри€тие Tesla AI Day

ЂTesla Ч это гораздо больше, чем просто производитель электромобилейї, Ч сказал ћаск на открытии AI Day. Ч ѕожалуй, мы €вл€емс€ лидерами в реальном мире искусственного интеллектаї. Ќад подобными за€влени€ми нетрудно обоснованно иронизировать, однако »лон ћаск или, например, ƒженсен ’уанг, лидер NVIDIA, больше других имеют основани€ спекулировать на тему »».

«аголовок и соответствующее содержание статьи –альфа √рабовски Ђ‘атальный изъ€н Ђискусственного интеллектаї не удивит каждого, кто знает –альфа как убежденного прагматика и сознательного скептика. —тать€ полезна последовательной критикой того, что сегодн€ называют »», довольно богатым перечнем релевантных публикаций, а также утверждением, что ничего похожего на »» сегодн€ в —јѕ– нет. ѕоследнее иллюстрируетс€ примерами, которые некоторыми вендорами трактуютс€ как »», однако реально €вл€ютс€ весьма простыми средствами MRU (most recently used) и S&R (Search and Replace). ќднако в —јѕ– уже существуют и более интеллектуальные возможности, в частности, тот же machine learning, используемый в BricsCAD, по словам ответственного представител€ Bricsys, дл€ классификации BIM-тел (пон€ть по геометрии, что €вл€етс€ стеной, а что Ч окном), а также дл€ определени€, можно ли конкретную деталь изготовить из листового металла.

Ѕольшое вли€ние на по€вление этой серии публикаций оказала опубликованна€ на портале Ђ—тимулї компактна€ и весьма содержательна€ рецензи€ на книгу Ђ»скусственный интеллект: ѕределы возможногої.

я не €вл€юсь скептиком по отношению к »», однако мой взгл€д на все эти дела сознательно приземлЄн и несколько утрирован, что выражено в сент€брьской редакционной заметке Ђ»скусственна€ проблема искусственного интеллектаї.

2. «ачем модель, если уже есть чертежи?

јлександр ямпольский обладает даром воспринимать любой чертеж как нечто в той или иной степени живое и уже 11 лет объ€сн€ет своЄ видение читател€м isicad.ru Ч пока в шестнадцати (16) стать€х. —ент€брьска€ стать€ јлександра ЂЌедоразумение с чертежамиї стала бесспорным чемпионом читательского внимани€, что и отмечено в заголовке этого моего обзора. јвторами многочисленных комментариев к статье стали профессиональные проектировщики, практически знакомые и с чертежами, и с модел€ми, а не только (как бывало) ультрапередовые BIM-маркетологи, при слове Ђчертежї хватающиес€ за сердце и/или за пистолет .

Ќекоторые читатели могут составить адекватное представление о статье уже по заголовкам еЄ небольших разделов: параметрическое моделирование с помощью чертежей; пошагова€ детализаци€ объектов; параметрический стиль создани€ чертежей; точность, масштаб, корректировка параметрических чертежей; машинна€ интерпретаци€ чертежей; машинна€ интерпретаци€ эскизов; стандарты на составление чертежей; наука о чертежах.

ѕривожу небольшую цитату: Ђ—овременное нормотворчество в области создани€ чертежей остановилось на попытке совместить наследие √аспара ћонжа с чертежной практикой 80-х. ¬ восьмидес€тые годы, на мой взгл€д, строительное черчение в –оссии достигло пика своего развити€. ƒальше Ч движение вниз, подмена чертежей 2D-модел€ми и Ђавтокадовскийї стиль черчени€. ќстановка в развитии приводит к деградации. —равните рисунки из √ќ—“ 1980 и 2018 годаї.

—равнение двух стилей черчени€

—тать€ ј. ямпольского компактна€, рационально иллюстрирована, написана легким стилем и однозначно рекомендуетс€ к прочтению.

3. ј— ќЌ, “оп —истемы и ќѕ 

√лавным событием отечественного —јѕ–-рынка в сент€бре естественно признать состо€вшийс€ в ћоскве ƒес€тый ‘орум по цифровизации оборонно-промышленного комплекса –оссии »“ќѕ -2021. Ђ‘орум прошЄл при поддержке коллегии ¬оенно-промышленной комиссии –оссийской ‘едерации, ћинпромторга –оссии, ћинцифры –оссии, ‘—Ѕ –оссии, ‘—“Ё  –оссии, –осстандарта, √  Ђ–осатомї и √  Ђ–оскосмосї. ќрганизатор »“ќѕ -2021 Ч »здательский дом Ђ оннектї.

ѕо информации от организаторов, в работе ‘орума прин€ли участие 967 делегатов и ещЄ 758 участников присоединились онлайн. «а три дн€ работы ‘орума было проведено 10 тематических секций, на которых были подн€ты актуальные вопросы цифровизации ќѕ . ¬ рамках ‘орума состо€лось пленарное заседание, р€д профильных совещаний, панельных дискуссий, круглых столов и встреч. ¬ составе участников ‘орума представители органов государственной власти, крупнейших корпораций и холдингов, представители академической и отраслевой науки, а также разработчики российского программного обеспечени€ї.

—уд€ по всему, активное участие в »“ќѕ -2021 прин€ли ј— ќЌ и “оп —истемы Ч главные отечественные разработчики полномасштабных —јѕ–-импортозамещений: как в целом, так и в важнейших отрасл€х ќѕ . ј— ќЌ выступил не только сам по себе, но и как лидер консорциума Ђ–азв»“иеї. Ќе дожида€сь отчета, об участии консорциума можно составить достаточно полное и содержательное представление из подробного анонса Ђ онсорциум Ђ–азв»“иеї представит на Ђ»“ќѕ -2021ї решени€ дл€ цифрового проектировани€ на отечественных процессорах, ќ— и —”Ѕƒї.

–азв»“ие на »“ќѕ 

¬прочем, частичный отчет уже по€вилс€: Ђѕредпри€ти€ ќѕ  рассказали, как решени€ консорциума Ђ–азв»“иеї помогают им в цифровой трансформацииї.  онструкторские отделы ÷ Ѕ Ђ√еофизикаї давно используют  ќћѕј—-3D. ¬о всех отделах, занимающихс€ электроникой, отработана отечественна€ система проектировани€ печатных плат Delta Design компании ЂЁремексї. —удостроительный завод Ђ¬ымпел в качестве PLM-системы использует Ћќ÷ћјЌ:PLM. ”правление концерна Ђќкеанприбор получает информацию о конструкторской и технологической документации из систем Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№. ¬ ÷ј√» Ч ÷ентральном аэрогидродинамическом институте расчетный в процессе формировани€ аэродинамического облика образцов летательной техники примен€етс€ CFD-пакет FlowVision компании “≈—»—.

“оп —истемы выступили на »“ќѕ -2021 обширной топ-командой и во всей красе представили комплекс T-FLEX PLM, в том числе на импортонезависимой ќ— Linux. ¬ частности, —.  ураксин рассказал о преимуществах использовани€ единой информационной платформы, об опыте использовани€ систем комплекса T-FLEX PLM на российских предпри€ти€х, а также о сотрудничестве с предпри€ти€ми ведущих корпораций при разработке. ѕо результатам зрительского голосовани€ доклад —ерге€ был признан лучшим среди докладов на секции є2 Ђ—квозные технологии цифрового проектировани€ и производства в ќѕ ї.

T-FLEX PLM на ‘оруме »“ќѕ -2021

«а последние несколько недель “оп —истемы представили T-FLEX PLM ещЄ и на форуме Ђјрми€-2021ї, в котором полномасштабно прин€ли участие. ‘орум прошел в ѕодмосковье на площадке конгрессно-выставочного центра Ђѕј“–»ќ“ Ё —ѕќї, полигона јлабино и аэродрома  убинка; в этом году участвовали 1400 предпри€тий и организаций, представив свыше 28 тыс€ч образцов и технологий военного и двойного назначени€.
T-FLEX PLM на форуме ј–ћ»я-2021

¬ рамках форума была организована обширна€ делова€ программа, на которой обсуждались вопросы национальной безопасности, цифровизации ќѕ , развити€ диверсификации, вопросы образовани€ и обеспечени€ молодыми кадрами, а также многие другие важные дл€ отрасли темы.

ќќќ ЂЅорћашї, кажетс€, не входит в ќѕ , но подробное описание опыта использовани€ T-FLEX CAD дл€ проектировани€ больших сборок на этом предпри€тии вполне пригодитс€ всем серьезным предпри€ти€м любого профил€.

ќќќ ЂЅорћашї Ч современное, динамично развивающеес€ предпри€тие, основной де€тельностью которого €вл€етс€ проектирование, производство, шефмонтаж и обслуживание аппаратов воздушного охлаждени€, кожухотрубчатых теплообменников, емкостного, колонного и фильтрационного оборудовани€

4. »спугает ли новый SOLIDWORKS конкурентов?

–упиндер “ара довольно подробно и с многочисленными иллюстраци€ми передал содержание состо€вшейс€ презентации SOLIDWORKS 2022, охарактеризовав многие новинки, но отметил, что перечисление всех новинок список всех новинок раст€нулс€ бы на километр. CEO DS SOLIDWORKS ƒжан ѕаоло Ѕасси считает, что среди реализованных новинок есть и такие, Ђбез которых вам не прожитьї.
SW 2022 RT

–. “ара полагает, что следует Ђвысоко оценить объем улучшений, которые компани€ Dassault Systèmes смогла внести в уже весьма зрелую —јѕ–-систему, уверенно опережающую конкурентов. ћожно было бы ограничитьс€ устранением самых заметных болевых точек, собрать низко вис€щие плоды с высокого дерева запросов пользователей, сделать вид, что очередное ежегодное обновление было серьезным, а то и вовсе пропустить обновление, не тер€€ лидерства. Ќо ничего подобного компани€ не сделала, наход€ способы повысить удобство использовани€ продукта, заполн€€ все пробелы, возникающие либо из-за конкуренции, либо на основе технологических достижений, не дава€ своим пользовател€м особых причин искать конкурентные решени€ї.

—уд€ по настроению отечественных —јѕ–-вендоров, отраженному в предыдущем разделе, они нисколько не бо€тс€ конкуренции SOLIDWORKS. Ѕолее того, известнейший отечественный специалист —ергей  ишкин в своЄм комментарии к статье –. “ары так оценивает новинки SOLIDWORKS 2022:

ѕовторю в стопервый раз, что это ерунда, а не новинки. ¬ SolidWorks дл€ полного счасть€ не хватает следующего:

1. ƒл€ российского рынка не хватает SWPlus от Leon, встроенного в дистрибутив SolidWorks https://kb20.ru/solidworks/...
2. Toolbox по √ќ—“, встроенный в дистрибутив SolidWorks. Toolbox нужно перенести в базовую версию SW, чтобы он был у всех пользователей и не было проблем с чтением сборок в которых есть детали из toolbox. —делать опцию "сохран€ть детали toolbox в текущий каталог".
3. ¬озможность в чертеже отображать плавные переходы условно согласно п. 9.5 √ќ—“ 2.305-2008 Ђ≈— ƒ. »зображени€ Ц виды, разрезы, сечени€ї.
4. ¬озможность сделать вид с альтернативным положением в любых типах видов и разрезов (дл€ чертежей отливки и поковки). ”странить глюк с невыделением линий вида с альтернативным положением.
5. —истема проектировани€ пресс-форм в дистрибутиве SW с основой, описанной в статье http://isicad.ru/ru/article...

 ак известно читател€м isicad.ru, у —.  ишкина есть серьЄзные претензии не только к SOLIDWORKS, но и к  ќћѕј—-3D, и, может быть, к T-FLEX CAD.

5. BIM будоражит всегда

«аголовок моего по€вившегос€ в сент€бре августовского обзора ЂЌичто не будоражит больше, чем сравнение BIM-системї отразил огромный интерес читателей к статье Ђ—равнительный анализ функционала API BIM-систем с позиций экономических задачї, написанной представител€ми известной сибирской команды ј¬—, успешно занимающейс€ сметными (и вообще экономическими) аспектами BIM. ћноголетний опыт показывает, что практически люба€ публикаци€, сравнивающа€ конкурирующие решени€ (вспомним сравнени€ SOLIDWORKS Ц  ќћѕј—-3D или T-FLEX CAD Ц SolidWorks Ц Inventor), обречена на взрыв внимани€. ќднако тема BIM сама по себе, похоже, в достаточной степени будоражит и без рискованных сравнений, что и показывают публикации практически каждого мес€ца.

 стати, в сент€бре был получен сигнал от ещЄ одной сметной системы: Ѕесплатна€ триальна€ верси€ 5D —мета уже доступна!.

ƒоброжелательный наблюдатель не может не радоватьс€ посто€нной, пожалуй даже Ч бурной, организационной и форумной активности в области отечественного BIM, котора€ наверн€ка по-хорошему будоражит всех работающих в строительной отрасли. ¬ этом смысле наверн€ка не останетс€ без внимани€ сообщение о том, что начал работу новый Ёкспертный совет BIM-форума, в котором сказано: Ђ8-9 декабр€ в ћоскве пройдет V ћеждународный BIM-форум Ч крупнейшее профессиональное меропри€тие в области цифрового строительства. ¬ этом году к деловой программе форума будет приковано особенно пристальное внимание, ведь ее участникам предстоит не только оценить состо€ние отрасли накануне об€зательного перехода на BIM, но и дать игрокам рынка конкретные рекомендации по тому, как эффективно работать в новых услови€хї.

Ќеуклонно продвигаетс€ к полной победе над энтропией асконовский Pilot: вышел его новый релиз дл€ ранней диагностики ошибок в BIM-модели. √лавные изменени€ св€заны со средой общих данных Pilot-BIM. ¬ помощь проектировщикам и экспертам, работающим по технологии информационного моделировани€, улучшено отображение BIM-модели и навигаци€. –азработаны новые алгоритмы взаимодействи€ с системами проектировани€ Autodesk Revit и MagiCAD. ƒл€ раннего вы€влени€ ошибок предложен механизм цветовой индикации проблемных элементов BIM-модели с развернутыми по€снени€ми:
»ндикатор ошибки с развернутым по€снением

 омпани€ Bentley Systems объ€вила о том, что ее подразделение Seequent приобрело канадскую компанию Minalytix, разработчика MX Deposit. ѕриобретение расшир€ет облачные возможности Seequent и линейку программных решений дл€ горнодобывающей промышленности, включа€ разведку новых месторождений, их разработку и добычу полезных ископаемых. Seequent уже интегрирует свои программные решени€ Leapfrog, Oasis montaj, Target и Imago с MX Deposit, тем самым оптимизиру€ процессы и повыша€ эффективность работы геологов, инженеров и других заинтересованных сторон. Ќапример, пользователи могут легко переносить данные, собранные в MX Deposit, в Target дл€ создани€ разрезов или в Leapfrog Geo дл€ 3D моделировани€ и анализа данных:
приобретение компании Minalytix компанией Seequent

Bentley Systems объ€вила финалистов очередного глобального конкурса Going Digital 2021. √лавное Ч три финалиста из –оссии:

  • Ќаучно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений (Ќ»»ќ—ѕ) им. Ќ.ћ. √ерсеванова Ч √еотехнические аспекты реконструкции московского стадиона ЂЋужникиї,
  • ќќќ Ђ¬олгограднефтепроектї Ч ¬ысокотехнологичный многофункциональный медицинский комплекс, ёкки, —анкт-ѕетербург,
  • Ђѕолюсї Ч —троительство сервисного комплекса √ќ  Ѕлагодатное,  расно€рск.
¬сего в конкурсе 19 номинаций, в которых упом€нуто 55 финалистов, в том числе 12 из  ита€.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: »скусственна€ проблема искусственного интеллекта
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2021 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.