¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

4 но€бр€ 2021

јвтоматизаци€ проектировани€ изделий машиностроени€ в nanoCAD ћеханика

—ергей  омаров

—ергей  омаров

ќб авторе: —ергей ¬ладимирович  омаров Ч главный конструктор ќќќ ЂЅ≈—“≈ -»нжинирингї (с 2017 г. по 2020 г.), ќќќ Ђјкватратї (с 2012 г. по 2016 г.)


ѕрактически все предпри€ти€ машиностроени€ Ч от крупных фирм до малого бизнеса Ч сегодн€ пользуютс€ теми или иными программными продуктами категории —јѕ–. „ертежные доски, Ђкульманыї и другие, до недавнего времени об€зательные, атрибуты инженера-конструктора остались в прошлом.

ѕервые программы дл€ конструкторов позвол€ли автоматизировать лишь процесс черчени€, так как замен€ли только Ђкульманї, резинку и чертежные инструменты. —ам процесс проектировани€ ничем не отличалс€ от проектировани€ на бумаге: прочерчивались двумерные изображени€ деталей, подузлов, сборочных единиц, из которых формировалс€ комплект конструкторской документации ( ƒ) на изделие.

¬ последнее врем€ —јѕ–, по-насто€щему став системой, может поддерживать многие рабочие процессы, начина€ с разработки трехмерных моделей, на основании которых затем оформл€ютс€ комплекты конструкторской, технологической и другой документации, а также организуетс€ документооборот.

–азработчики, проектные организации, использующие программное обеспечение дл€ автоматизации проектировани€ с момента по€влени€ первых подобных программ на рынке, как правило, начинали работать на различных верси€х AutoCAD как самого распространенного продукта. —ейчас же ассортимент этого ѕќ просто огромен.

” организаций, давно занимающихс€ проектированием, разработкой и изготовлением изделий, все эти процессы налажены, но с течением времени они нуждаютс€ в усовершенствовании. ѕереходить на новое ѕќ сложно как с технической и организационной точек зрени€, так и с финансовой.

ѕеред руководством организаций, только планирующих заниматьс€ этой де€тельностью, одним из первых встает вопрос: как определитьс€ и оптимально организовать работы своих подразделений в этом направлении? «десь нет и не может быть однозначного ответа.

¬сЄ зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей на старте.  роме того, следует предусмотреть возможность последующего усовершенствовани€ прин€той и уже действующей в организации системы. Ќемаловажное значение имеет и возможность обмена документами, файлами с заказчиками, существующими и потенциальными подр€дчиками, субподр€дчиками.

Ќеобходимо учесть и то, что если предполагаетс€ работать, например, с госучреждени€ми, то здесь следует выполн€ть требовани€ ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 16 но€бр€ 2015 г. є 1236 Ђќб установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечени€ при закупках дл€ государственных и муниципальных нуждї.

  сожалению, о полном импортозамещении говорить пока еще рано. ѕо крайней мере, до тех пор, пока не будет разработана российска€ операционна€ система.

ј вот успехи в разработке отечественных CAD-программ у наших разработчиков есть. ѕримером могут служить такие системы, как  ќћѕј— и nanoCAD.

ѕример проектировани€ транспортера дл€ пищевой или медицинской промышленности

–ассмотрим процесс проектировани€ с помощью nanoCAD ћеханика и разработки  ƒ на примере транспортера дл€ пищевой или медицинской промышленности.

 ак известно, проектирование начинаетс€ с технического задани€ (“«), пример которого приведен в табл. 1.

“абл. 1. ‘рагмент “« на разработку транспортера

Ц “ранспортер предназначен дл€ перемещени€ пустой и наполненной тары в пищевом производстве или медицинской промышленности.
Ц –егулирование скорости цепи транспортера Ц частотным преобразователем
Ц ¬ысота загрузки и выгрузки продукта, H, мм 1200±50
Ц ƒлина транспортера, L, мм 1200
Ц —корость транспортировки продукта, v, м/мин 20±5
Ц Ўирина транспортерной цепи, , мм 82.5
Ц ћаксимальна€ распределенна€ нагрузка, Pmax, кг, не более 85


ќбозначение  ƒ на транспортер (обозначение спецификации как основного  ƒ) присваиваетс€, например, в соответствии с ќбщероссийским классификатором изделий и конструкторских документов ≈— ƒ (ќ  012-93):

јЅ¬√.102415.001,

где јЅ¬√ Ц четырехзначный буквенный код организации-разработчика  ƒ;
10 Ц класс Ђќборудование упаковочное и продовольственноеї;
2 Ц подкласс Ђќборудование механической обработки, сортировани€, тепловой, химической, химико-биологической обработки, Е, увлажнени€, санитарной обработкиї;
4 Ц группа Ђќборудование и устройства подачи, перемещени€, ориентировани€, разделени€ и соединени€ потоков разделки, Еї;
1 Ц подгруппа Ђќборудование и устройства подачи, перемещени€ї;
5 Ц вид Ђ—творчатые, ременные, цепныеї;
001 Ц пор€дковый регистрационный номер издели€ в пределах кода организации-разработчика.

ƒалее производитс€ расчет основных параметров транспортера дл€ последующего подбора и заказа покупных комплектующих изделий.

Ёто подбор цепи и еЄ направл€ющих, ведущей звездочки, холостого барабана, поддерживающих роликов, определение межосевого рассто€ни€ и длины цепи, номинальной частоты вращени€ ведущего вала и определение минимального значени€ крут€щего момента на нЄм.

Ќа основании полученных данных подбираютс€ элементы привода, в том числе мотор-редуктор, и производитс€ проверка обеспечени€ регулировки частоты вращени€ ведущего вала с помощью частотного регул€тора.

¬ыполненный расчет оформл€етс€ с помощью текстового редактора (например Microsoft Word) в соответствии с требовани€ми ≈— ƒ и включаетс€ в комплект документации под тем же обозначением, что и транспортер с добавлением кода Ђ––ї Ц –асчеты (рис. 1).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 1. ѕример оформлени€ расчета

‘ункционально транспортер можно разделить на три секции:

  • ведущую, включающую в себ€ привод (мотор-редуктор), ведущий вал с установленной на нЄм звездочкой;
  • промежуточную, за счет которой обеспечиваетс€ необходима€ длина транспортера;
  • направл€ющую с холостым (направл€ющим) барабаном.

«десь следует отметить, что цепи типа SSB815-3.25IN (10068058) Rexnord и аналогичные не нуждаютс€ в нат€жных устройствах. Ёто, в свою очередь, значительно упрощает конструкцию транспортера и повышает его надежность.

ƒл€ ускорени€ процесса 3D-моделировани€ следует иметь в виду, что у многих поставщиков приводной техники, фурнитуры и т. п. есть готовые геометрические модели их изделий, размещаемые на сайтах (рис. 2) либо предоставл€емые по запросу. Ёто стоит учитывать как при подборе изделий, так и выборе поставщиков.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 2. ѕоиск 3D-моделей основных элементов транспортера

“ак, можно попробовать найти аналог нужной модели, отличающийс€, например, только материалом. ≈сли же найти готовую 3D-модель не удаетс€, можно попробовать найти необходимую информацию в каталоге поставщика (рис. 3) или запросить у него чертеж с указанием габаритных и присоединительных размеров, по которым с помощью имеющихс€ программных инструментов можно будет создать модель.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 3. ѕример информации о покупном изделии в каталоге поставщика

 роме того, у системы nanoCAD ћеханика имеетс€ собственна€ библиотека, доступ к которой осуществл€етс€ на вкладке ЂЅаза элементовї. Ёто не только стандартные крепежные издели€ и профили, но и всевозможные материалы, электродвигатели, элементы химического машиностроени€ и многое другое.

¬ соответствии с данными, полученными при расчете основных параметров, 3D-модели комплектующих транспортера располагаютс€ в пространстве модели, как показано на рис. 4.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 4. –азмещение 3D-моделей основных элементов транспортера

—огласно “«, длина транспортера составл€ет менее двух метров, поэтому в данном случае каждую его панель (боковину) можно изготовить по длине из одного листа металла, не разбива€ на отдельные секции. ƒл€ обеспечени€ унификации обе панели можно выполнить симметричными (рис. 5).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 5. 3D-модель панели јЅ¬√. 745346.001 транспортера

—оздавать 3D-модели деталей из листового материала в nanoCAD ћеханика можно несколькими способами:

  • создав параметрический 2D-эскиз (3D-/2D-Ёскиз/ƒобавить плоский эскиз) с последующим Ђвыдавливаниемї полученного сечени€ на нужную длину;
  • предварительно создав параметрический 2D-эскиз, из которого создать листовое тело (3D Ћистовые тела).

јналогично создаютс€ и модели других деталей из листа Ц например скобы јЅ¬√.745312.001 дл€ креплени€ опоры транспортера (рис. 6).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 6. 3D-модель скобы јЅ¬√.745312.001

ƒл€ получени€ 3D-моделей деталей ЂЅ„ї Ч например стойки јЅ¬√.723111.002 опоры транспортера, представл€ющей собой отрезок трубы по √ќ—“ 9941 из стали 12’18Ќ10“ диаметром 48 мм с толщиной стенки 2 мм и длиной 860 мм Ч можно воспользоватьс€ библиотекой образцов nanoCAD ћеханика (вкладка ЂЅаза элементовї), как показано на рис. 7.

Ёта деталь не имеет чертежа, но 3D-модель еЄ сохран€етс€ в виде отдельного файла.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 7. 3D-модель стойки јЅ¬√. 723111.002

»спользу€ 3D-модели покупных изделий, полученных от поставщиков, и оригинальных деталей, как было описано выше, легко собрать 3D-модель сборочной единицы, например опоры јЅ¬√.301329.001 (рис. 8), и оформить сборочный чертеж со спецификацией (рис. 9).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 8. 3D-модель опоры јЅ¬√.301329.001

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 9. —борочный чертеж опоры јЅ¬√.301329.001 со спецификацией

ƒл€ облегчени€ стыковки транспортеров боковыми сторонами между собой и/или с другим оборудованием при эксплуатации подшипниковый узел с противоположной от привода стороны можно расположить внутри корпуса, как показано на рис. 10.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 10. –асположение подшипниковых узлов и панелей јЅ¬√.745346.001 транспортера

¬ыбранный направл€ющий (холостой) барабан позвол€ет установку не на валу, а на оси, жестко закрепленной между панел€ми транспортера. Ёто дает возможность исключить два подшипниковых узла на входе транспортера. ќдновременно ось выполн€ет функцию распорки, обеспечива€ заданное рассто€ние между панел€ми.

∆есткость панелей обеспечиваетс€ отбортовками сверху (под пр€мым углом) и снизу (под углом 45° дл€ обеспечени€ стока воды в процессе мойки и после нее при эксплуатации).

ƒл€ создани€ в дальнейшем на базе проектируемого издели€ линейки транспортеров по длине (например длиной 1200, 1500 и 2000 мм) чертеж панели јЅ¬√.745346.001 можно выполнить групповым, как показано на рис. 11.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 11. √рупповой чертеж панели јЅ¬√.745346.001

ѕроектирование 3D-моделей ведущего вала и оси направл€ющего барабана выполн€етс€ с помощью имеющихс€ инструментов на вкладке меню Ђ¬алыї (рис. 12).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 12. 3D-модели вала јЅ¬√.715433.001 и оси јЅ¬√.715633.001

ќформление чертежей с помощью инструментов на вкладке Ђ‘орматыї производитс€ в том же файле, что и 3D-модель, в пространстве листа. ѕример оформлени€ чертежа вала јЅ¬√.715433.001 показан на рис. 13.

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 13. ќформление чертежа вала јЅ¬√.715433.001

ѕосле создани€ 3D-моделей оригинальных составл€ющих частей и покупных комплектующих изделий оформл€етс€ непосредственно 3D-модель транспортера (рис. 14).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 14. 3D-модель транспортера јЅ¬√.102415.001

 онструкторска€ документаци€ на транспортер оформл€етс€ с использованием инструментов на панели Ђ‘орматыї и Ђ—пецификаци€ї (рис. 15).

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

јвтоматизаци€ проектировани€ в nanoCAD ћеханика

–ис. 15.

nanoCAD ћеханика + TechnologiCS

≈ще более расширить возможности системы автоматизированного проектировани€ можно с помощью совместного использовани€ рассмотренного выше программного обеспечени€ nanoCAD ћеханика в комплексе со специализированной информационной системой TechnologiCS. Ёто тоже российский программный продукт, позвол€ющий обеспечить непрерывную информационную поддержку основных бизнес-процессов предпри€ти€, таких как документооборот, конструкторско-технологическа€ подготовка, планирование производства и др. в течение жизненного цикла изделий.

ѕри этом информаци€ об издели€х, материалах, в том числе и покупных, может быть занесена в базу данных TechnologiCS Ч как вручную, так и автоматически при импорте состава издели€ (спецификации) из CAD-программ, в том числе и из nanoCAD ћеханики.

»спользование TechnologiCS значительно облегчает и упрощает, к примеру, такие операции, как:

  • разузлование издели€ или его составных частей;
  • получение информации о том, в каких издели€х примен€ютс€ те или иные детали или сборочные единицы;
  • получение сведений (например о материалах, покупных издели€х и их количестве), необходимых дл€ изготовлени€ требуемой номенклатуры.

—истема TechnologiCS имеет модульную структуру и может быть адаптирована под конкретное предпри€тие, организацию, производство на любой стадии их развити€.

Ќапример, на начальном этапе организации производства достаточно будет модул€ TechnologiCS-DOC (электронный архив и документооборот) или TechnologiCS-PDM (работа с электронным архивом документов, электронными справочниками, со спецификаци€ми, управление данными об изделии). ƒл€ небольших организаций этого может быть вполне достаточно.

ѕри необходимости в дальнейшем модернизировать управление существующей организацией работ, бизнес-процессов, все имеющиес€ в базе данных TechnologiCS наработки сохран€ютс€. Ќеобходимо будет лишь приобрести дополнительные модули (например дл€ конструкторско-технологической подготовки производства Ч модуль TechnologiCS-TPP, дл€ складского учета Ч модуль TechnologiCS-INV и т. д.).

“аким образом, —јѕ– nanoCAD ћеханика позвол€ет автоматизировать процессы проектировани€ и разработки  ƒ, начина€ с создани€ и компоновки в трехмерном пространстве моделей изделий машиностроени€, дл€ оформлени€ по ним чертежей и спецификаций. –азработанна€ в этой системе документаци€ полностью соответствует не только требовани€м ≈— ƒ, но и требовани€м вышеупом€нутого ѕостановлени€ ѕравительства –‘ от 16 но€бр€ 2015 г. є 1236, что необходимо, например, при участии в тендерах по закупкам дл€ государственных и муниципальных нужд.

»спользование св€зки российских систем nanoCAD ћеханика и TechnologiCS позвол€ет также разработать оптимальные бизнес-процессы автоматизации проектировани€, модернизации, расширени€ ассортимента изделий и их изготовлени€ как дл€ крупных предпри€тий, так и дл€ предпри€тий и организаций, только планирующих создать собственные  Ѕ и производства.


ƒополнительные вопросы о nanoCAD ћеханика можно задать специалистам компании CSoft ќмск (https://csoftomsk.ru) по телефону +7 (3812) 310-210 или по электронному адресу info@csoftomsk.ru.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕерем с полки огурец
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.