¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

5 €нвар€ 2022

ќбразовательные технологии и возможности комплекса T‑FLEX PLM: программа Ђ‘акультет —јѕ–ї

ќльга «айцева, јнастаси€ –оговска€

ќльга «айцева јнастаси€ –оговска€

јвторы: ќльга «айцева, методист по образовательным процессам, јнастаси€ –оговска€, ведущий специалист по маркетингу, «јќ Ђ“оп —истемыї

ќригинал публикации на сайте компании Ђ“оп —истемыї

программа ‘акультет —јѕ–


¬ статье обозначена проблема несоответстви€ подготовки кадров в учебных заведени€х и готовности только что Ђвыпустившегос€ї специалиста к профессиональной де€тельности. –ассматриваютс€ и сопоставл€ютс€ современные образовательные технологии в академическом пространстве технических университетов и в корпоративной среде компании Ђ“оп —истемыї, на базе знаний которой была создана программа Ђ‘акультет —јѕ–ї. ¬ рамках программы поддерживаютс€ современные тенденции развити€ способов и методов обучени€ в области формировани€ компетенций и навыков будущих технических специалистов с помощью широкого функционала программного комплекса T-FLEX PLM. —тать€ описывает историю методик обучени€ внутри компании и даЄт почву дл€ оценки перспективы их развити€.

јктуальную ситуацию на рынке труда дл€ молодых специалистов, в частности инженерных кадров, можно описать услови€ми со следующих смежных позиций социальных институтов:

  1. »деализированные представлени€ работодател€ об осуществлении вузами и сузами интеграции будущего сотрудника в реальные услови€ профессиональной де€тельности.  ак следствие Ч требование наличи€ профессионального опыта или практики, предъ€вл€емое к молодым специалистам.
  2. ”чебные заведени€, согласно ‘√ќ—, формируют необходимые компетенции и навыки будущих специалистов, что, как показывает практика, €вл€етс€ недостаточным условием дл€ успешного перехода студента к профессиональной де€тельности.  омпани€ Ђ“оп —истемыї предлагает с помощью программы Ђ‘акультет —јѕ–ї качественно изменить сложившийс€ разрыв между уровнем знаний и умений студентов-выпускников технических специальностей и профессиональными требовани€ми работодателей-предпри€тий.

¬ рамках программы образовательным учреждени€м предоставл€ютс€ академические лицензии продуктов комплекса T-FLEX PLM, проводитс€ бесплатное обучение и сертификаци€ преподавателей, осуществл€етс€ бесплатна€ техническа€ и методическа€ поддержка пользователей (рис. 1).

–ис. 1. »нтеллект-карта Ђ‘акультет —јѕ–ї

–ис. 1. »нтеллект-карта Ђ‘акультет —јѕ–ї

—ертификаци€

 ак об аналоге проверочного тестировани€ в учебных заведени€х можно упом€нуть и о процессе сертификации преподавателей, студентов и сотрудников предпри€тий на базе T-FLEX CAD, организованной в компании Ђ“оп —истемыї. —ертификаци€ €вл€етс€ оценочным средством уровн€ владени€ функциональностью продукта T-FLEX CAD и может проходить по следующим сценари€м:

ѕуть є 1 на рис. 1. ќставл€ете за€вку на прохождение сертификации, вам направл€ют задание базового или продвинутого уровн€, даетс€ врем€ на его исполнение и проверку, затем ожидаете результата. ≈сли сертификаци€ пройдена успешно, вам выдаетс€ свидетельство, подтверждающее прохождение данной процедуры. ≈сли нет, можете обратитьс€ к программе Ђ‘акультет —јѕ–ї и после еЄ прохождени€ повторить попытку.

ѕуть є 2 на рис. 1. —разу обращаетесь к программе Ђ‘акультет —јѕ–ї, после чего проходите сертификацию с целью проверки усвоенного материала. —ертифицированному участнику курса будет доступна информаци€ по методам обучени€ и учебным примерам.

„то же такое программа Ђ‘акультет —јѕ–ї?  акова еЄ основна€ цель?

»з интеллект-карты на рис. 2 видно, что лидирующим преимуществом использовани€ систем комплекса T-FLEX PLM в тандеме Ђучебное заведение Ч предпри€тиеї €вл€етс€ сокращающеес€ врем€ дл€ адаптации сотрудника к профессиональным задачам за счет уже знакомого интерфейса и пор€дка действий. «а врем€ существовани€ программы Ђ‘акультет —јѕ–ї сформировались основные тенденции в развитии методик обучени€ инженерно-техническим возможност€м комплекса T-FLEX PLM.

–ис. 2. »нтеллект-карта Ђ‘акультет —јѕ–ї с раскрытием методик

–ис. 2. »нтеллект-карта Ђ‘акультет —јѕ–ї с раскрытием методик

ѕрограмма Ђ‘акультет —јѕ–ї была открыта в 1999 году. «а это врем€ к ней присоединились уже более 200 ведущих учебных заведений высшего и профессионального образовани€. —реди них Ќ»я” Ђћ»‘»ї, ћј», ћ√“” —“јЌ »Ќ, ћ√“” им. Ќ.Ё. Ѕаумана, ћосковский ѕолитех, ћјƒ», ћ»–Ёј, —‘”, —ибјƒ», “омский ѕолитех,  азанский ‘”, ƒ√“”, Ќижегородский √“”, ќрловский √” и другие крупнейшие региональные вузы.

ќт легко обозримых преимуществ программы Ђ‘акультет —јѕ–ї перейдЄм к частному описанию истории формировани€ обучающих методик и концепций в области управлени€ знани€ми компании Ђ“оп —истемыї.

–азбор типовых задач (—ase study)

ћетодика Ђвырослаї из узкоспециализированных и направленных задач предпри€тий и различных организаций, в том числе образовательных заведений.

Ќапример, на этапе разработки вновь проектируемого издели€ ЂЁстакадаї конструкторского бюро —ибјƒ» (—ибирский государственный автомобильно-дорожный университет) была осуществлена техническа€ и методологическа€ поддержка проекта с помощью инструментари€ платформы T-FLEX DOCs. Ќа основе этой задачи построена дорожна€ карта проекта и сформулированы материально-технические услови€ поддержани€ процесса документооборота проекта Ч Ђ¬ведение в базовые технологии электронного документооборота в системе T-FLEX DOCsї, ћ.—.  орытов, ё.». ѕривалова, —.ƒ. »гнатов, —ибјƒ». –езультат Ч на основе первичной задачи рабочего проекта получилось создать методологическое решение (кейс) дл€ формировани€ необходимых навыков структуризации в области конструкционно-технологического и организационно-распор€дительного процессов проектировани€. ћетодические материалы рекомендованы дл€ обучени€ бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов всех форм обучени€ в ‘√Ѕќ” ¬ќ Ђ—ибјƒ»ї.

’орошей смысловой иллюстрацией в качестве кейсового метода обучени€ по программе Ђ‘акультет —јѕ–ї может послужить организационно-проектное решение по разработке библиотечных элементов T-FLEX CAD судостроительной оснастки ¬ыборгского судостроительного завода.  лючевым направлением в кейсе стало проектирование стоечных и лекальных сборочных постелей. ќно подразумевает внедрение метода проектировани€ без использовани€ чертежей, опира€сь на объемно-пространственное исполнение прототипов части судостроительной оснастки. ѕровод€ параллели с образовательными программами, следует отметить, что метод Ђот 3Dї полноценно не реализован в техническом пространстве университетов. ’от€ на практике описанного примера метод находит свою нишу, создава€ новую интенцию в области развити€ информационных, технических и образовательных продуктов. “аким образом, потенциальное применение кейса в вузах и сузах Ч поддержка пространственного и абстрактного мышлени€ в геометро-графических дисциплинах и обеспечение согласованности подходов проектной работы на предпри€ти€х и в практической де€тельности обучающегос€.

ћетод проектов

ќдним из широко распространенных подвидов разбора типовых задач в образовании €вл€етс€ метод проектов. ≈го цель Ч максимально точно воссоздать среду профессиональной де€тельности будущего специалиста, использовать те же алгоритмы дл€ хранени€, редактировани€ информационных объектов, действовать по тем же сценари€м, которые привод€т к определенным услови€м дл€ прин€ти€ инженерно-технического решени€ будущего специалиста.

—истемно описать этот метод можно на примере учебной базы Ќ»я” ћ»‘», где технические возможности комплекса T-FLEX PLM объединили в себе структуру учебного курса таким образом, что студент и преподаватель имеют возможность оценить всю историю студенческих работ и достижений по проектно-конструкторскому направлению в рамках специальных технических дисциплин. “акой системный подход Ќ»я” ћ»‘» оказалс€ актуальным дл€ поддержани€ современных образовательных тенденций: формировани€ портфолио студента, личностно-ориентированных траекторий обучени€ (на базе курсовых проектов).

ќсновна€ ниша применени€ методики Ч конкретна€ задача предпри€ти€-заказчика, но методическа€ поддержка может осуществл€тьс€ и в направлении подготовки/переподготовки преподавательского состава выпускающих кафедр технических университетов. «десь важна специализаци€ и более глубокое освоение информационных компьютерных технологий (» “) на базе решений систем T-FLEX PLM.

ќбучение действием (Tutoring, coaching)

Ётот метод раздел€ет принципы Ђм€гкой системыї передачи €вных знаний, то есть строитс€ на пр€мом взаимодействии обучаемого и преподавател€ и задействует следующие организационные формы:

  • следование за кем-то,
  • наставничество,
  • кросс-тренинг,
  • мгновенный обмен сообщени€ми,
  • конкретные действи€, такие как отчеты после значимых событий и комментарии после того, как проект завершен.

ќбразовательна€ технологи€ такого рода примен€етс€ в ЂЋетней школеї Ч это цикл обучающих вебинаров дл€ преподавателей. ¬ рамках цикла демонстрируютс€ основные особенности устройства интерфейса, принципы и методы проектировани€, реализованные в программном ресурсе T-FLEX CAD, создаютс€ электронные прототипы изделий, соответствующа€ документаци€, акцентированно разбираютс€ техники передачи знаний и формировани€ навыков по работе в T-FLEX CAD. ƒанна€ программа нацелена на повышение квалификации преподавателей дисциплины —јѕ– и смежных ей. ƒлительность обучени€ Ч 10 дней, загруженность каждого дн€ обучени€ Ч 3-4 академических часа. ѕо завершении участники получают аттестационное задание, и если оно выполнено успешно, то вручаетс€ сертификат о прохождении курса повышени€ квалификации.

ћетоды обучени€ перекликаютс€ с классическими семинарскими зан€ти€ми в технических учебных заведени€х с использованием информационных компьютерных технологий (» “).

ћодульный метод

ћетод основан на едином информационном пространстве технологических возможностей комплекса T-FLEX PLM и создает пути сообщени€ между различными тематиками и продуктами комплекса. “ак, взаимосв€зи и содержание различных материалов в формате текста и видео в учебном процессе программы Ђ‘акультет —јѕ–ї формируют базу образовательного Ђконструктораї, позвол€ющую преподавателю/пользователю знаний создать из отдельных компонентов курса свою мини-систему Ч модуль.

Ќапример, модуль учебного пособи€ T-FLEX CAD Ч Ђ”роки Ч Ѕазовый курсї, с которым когда-то ознакомились преподаватели –€занского ѕолитеха, сейчас осваивают их студенты, изуча€ в рамках дисциплин Ђќсновы новых компьютерных технологийї и Ђ»нженерна€ графикаї. ѕрограммы дисциплин нацелены на формирование общепрофессиональных компетенций у будущих инженеров-конструкторов. ѕри этом навыки работы в среде T-FLEX CAD могут быть дополнены освоением других модулей программы Ђ‘акультет —јѕ–ї с целью углубленного обучени€ по профилирующим направлени€м или дл€ мультимодальной поддержки учебных, научно-исследовательских материалов.

ќпыт внедрени€ в образовательную среду комплекса систем T-FLEX PLM в –€занском ѕолитехе начинаетс€ с 1999 года и на данный момент уже масштабирован до индивидуальных образовательных траекторий, проектных методов в ведении общеинженерных учебных дисциплин. C 2015 года в институте начал свою работу ÷ентр молодежного инновационного творчества (÷ћ»“). ѕомимо студентов осваивают программные продукты и школьники, дл€ которых организованы творческие мастерские Ђ3D-моделирование и прототипированиеї, Ђћастерска€ √олдбергаї, Ђёный инженерї и другие. —туденты в это врем€ начинают использовать материально-техническую базу ÷ћ»“ в проектной де€тельности. ѕри этом командна€ работа над проектами активно сопровождаетс€ визуализацией проектных решений, объемным моделированием изделий, использованием среды конечно-элементных расчЄтов T-FLEX јнализ.

Ћичностна€ и профессиональна€ мотивации студента в логической св€зи Ђпреподаватель Ч студент Ч предпри€тиеї –€занского ѕолитеха в освоении и углублении знаний программного пакета T-FLEX PLM подкрепл€етс€ востребованностью специалистов на ведущих предпри€ти€х региона: ѕјќ завод Ђ расное «нам€ї и Ќѕ÷ завода Ђ расное знам€ї, –€занское конструкторское бюро Ђ√лобусї, Ђ≈латомский приборный заводї, “еплоприбор, «авод точного лить€, “€жпрессмаш, –€занский —танкозавод, «¬  ЂЅервелї, —танкостроительный завод Ђ—ј—“јї.

«а врем€ существовани€ программы Ђ‘акультет —јѕ–ї методики внедрени€ комплекса T-FLEX PLM показали свою органичность в технической экосистеме. ќни экстраполируютс€ на принципы рабочих программ дисциплин. Ѕазовые учебные дисциплины, которые могут быть дополнены курсом систем комплекса T-FLEX PLM, приведены на рис. 3.

–ис. 3. ‘акультеты, где методики могут эффективно примен€тьс€

–ис. 3. ‘акультеты, где методики могут эффективно примен€тьс€

Ќа данный момент перспектива развити€ программы Ђ‘акультет —јѕ–ї нацелена на осуществление методической и технической поддержки и внедрени€ университетской науки в услови€ реального сектора экономики, что тесно перекликаетс€ с программой общенационального значени€ Ч Ђѕриоритет 2030ї.

÷ель программы Ђѕриоритет 2030ї Ч сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знани€, технологий и разработок дл€ внедрени€ в российскую экономику и социальную сферу.


ѕодробнее о программе Ђ‘акультет —јѕ–ї



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ќе пора ли на смену BIM вбросить свежую трехбуквенную комбинацию
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.