¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии –екламодател€м
—татьи

15 апрел€ 2024

ѕервым делом самолеты: как избежать ошибки проектировани€

Ѕогдан  лючников, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами «јќ Ђ“оп —истемыї

Ѕогдан  лючников

ќригинал статьи на сайте компании Ђ“оп —истемыї: ѕервым делом самолеты: как избежать ошибки проектировани€


ќбзор международного опыта и инноваций в проектировании самолетов: какие прорывные технологии внесли весомый вклад и что поможет избежать ошибки проектировани€

Ѕогдан, сейчас истори€ с неудачами ЂBoeingї неоднократно облетела ведущие мировые —ћ». ѕричины ситуации также неоднократно обсуждались в прессе и экспертами. ќсобенно активно освещалась тема ошибки проектировани€. ¬аше мнение, как эксперта компании, котора€ создает инженерное ѕќ и работает с авиасегментом, была ли все-таки ошибка проектировани€?
ƒавайте попробуем разобратьс€. ” всего всегда есть причина и следствие. ѕредлагаю рассмотреть предпосылки, чтобы пон€ть происход€щее. ¬ернемс€ на несколько лет назад и вспомним ситуацию и тенденции того времени: мир без границ, все сотрудничают со всеми, идет огромна€ волна глобализации. ¬се это способствует мобильности людей, и авиакомпании создают давление на рынке Ч эффективность перевозки пассажиров должна расти, а значит, от производителей пассажирских самолетов требуют создавать более экономичные и более вместительные самолеты. »ндустри€ была на подъеме. Ѕоинг в 2018 году, согласно официальным данным производител€, выпускает рекордное количество коммерческих самолетов Ч 806 единиц, и темп идет по нарастающей. ƒл€ удовлетворени€ новых требований авиакомпаний делаетс€ модернизаци€ существующих типов самолетов. –азработка нового типа самолета требует много времени и средств, поэтому модернизируютс€ уже существующие типы. Ќо главное Ч всему есть предел: конструкции современных существующих самолетов уже достаточно сильно оптимизированы, издели€ стали очень сложными и вносить серьезные изменени€ становитс€ все труднее. Ќа фоне растущих требований и ожиданий в конструкцию воздушного судна были внесены изменени€, потребность скорее вывести продукцию на рынок повли€ла на процессы проверки внесенных изменений. ‘актор времени сделал свое дело Ч пропустили недочеты. Ёффект масштаба многократно усилил воздействие.
 ак избежать ошибки проектировани€

ѕри разработке и выводе продукции на рынок очень важно принимать во внимание правило: цена ошибки, вы€вленной на этапе вывода и эксплуатации продукта, может стоить компании в сотни раз больше стоимости устранени€ самой ошибки, не счита€ издержек потери репутации, которые не поддаютс€ пр€мому расчету.  ак раз о важности своевременного вы€влени€ ошибок и коллизий, о возможности избежать их еще на этапе проектировани€ с помощью применени€ MBSE подходов ранее рассказывал мой коллега Ч »горь  очан. ¬ернусь к теме: далее все переросло в идеальный шторм. ѕандеми€ приостановила перелеты, снизилось взаимодействие между компани€ми из разных стран, начали рватьс€ коммерческие цепочки. ѕродажи самолетов существенно сократились уже как внешний фактор рынка.

“о, о чем говор€т —ћ» сейчас, это результат событий последних п€ти-шести лет и единовременное стечение различных обсто€тельств. Ѕольшинство —ћ» сфокусировались на результатах проблем компании ЂBoeingї, а мне хотелось бы встать на сторону инженеров компании и акцентировать внимание на том, что компани€ сделала дл€ развити€ всемирной авиации с точки зрени€ разработки издели€ и как не допустить ошибок, которые могут отражатьс€ на люд€х и компани€х-производител€х в целом.

ƒавайте рассмотрим современные технологии в проектировании самолетов и развитии авиационной отрасли.
ќдно из значимых событий, повли€вших не только на авиацию, но и на другие отрасли промышленности Ч это решение Boeing в 1989 году создать проект самолета семейства 777 полностью в электронном виде. ¬ 1995 году впервые был собран полностью виртуальный двойник самолета, который сегодн€ называем электронным макетом издели€ (Ёћ»). Ёффект был ошеломл€ющий. ¬о-первых, именно в электронном виде были идентифицированы несколько сотен различного рода геометрических коллизий, в основном электропроводных и трубопроводных магистралей и соединений. ¬о-вторых, высока€ точность электронного макета позволила достичь такого результата, что уже первый экземпл€р самолета не нуждалс€ в доработке с применением дорогосто€щего физического макета самолета. “еперь, дл€ современной промышленности управление единым Ёћ» €вл€етс€ основополагающей инженерной практикой.

–азвитием темы использовани€ виртуального издели€ стало добавление элементов управлени€ конфигурацией, в результате чего по€вилась возможность параллельно разрабатывать множество вариантов продукта на ранних стади€х развити€ программы. —ложность данного этапа обусловлена тем, что при небольшом объеме зафиксированных решений идет большое количество изменений. ѕодобный подход обеспечивает инженерному персоналу большую гибкость прин€ти€ решений, но при этом результаты всех действий очень точно примен€ютс€ в определенных местах состава издели€ дл€ выборочного числа или всех экземпл€ров всего семейства.

ќчень большой сдвиг в процессах и методах св€зан с реализацией новой программы Ђсамолета мечтыї семейства 787. ¬ рамках программы были существенно пересмотрены подходы к проектированию и производству, конструкци€ систем и архитектура продукта в целом. ¬ продукт были заложены новые требовани€, повышающие стандарты комфортного перелета дл€ пассажиров, что повли€ло на технологии и методы разработки. “ак самолет превратилс€ в мехатронную систему, котора€ разрабатывалась с использованием методов системной инженерии. ¬первые отработанна€ в проекте 777 система дистанционного управлени€ Ђfly-by-wireї заменила механическую систему на синхронно работающий набор электрики, электроники, программного кода и механических исполнительных устройств. Ќовые возможности и ограничени€ принесло широкое использование элементов из композиционных материалов.

ќтдельного внимани€ заслуживает организаци€ процессов управлени€ программой, управлени€ цепочками поставщиков Ч соразработчиков, подготовки и управлени€ производством. ÷елью было существенное сокращение (на 30-35%) времени цикла и стоимости разработки самолета. Ѕыла внедрена практика работы со стратегическими партнерами на услови€х разделени€ рисков программы (поставщиками, которые отвечали за предварительную сборку и поставку целых полностью собранных секций самолета). ќбща€ дол€ компонентов, предоставленных поставщиками, достигла 70% (рост в 2,3 раза). ѕо сути, самолет начали выпускать конвейерным способом. ƒл€ пр€мого чтени€ актуальных данных стали использовать электронные мастер модели, в цехах вместо распечаток чертежей начали примен€ть терминалы с доступом к информационным системам. ‘инальна€ сборка самолета теперь исчисл€етс€ в дн€х, а не мес€цах. ≈стественно, все это было бы невозможно без глубокой модернизации процессов компании, разработки новых методов и адаптации средств автоматизации проектировани€ и подготовки производства.

ѕодвод€ итог, стоит отметить, что несмотр€ на все проблемы, Boeing остаетс€ сильным игроком с мощным научно-техническим и организационным потенциалом, а также Ђзаконодателем модыї в процессе разработки коммерческих авиалайнеров. ћногие из Ђноу-хауї стали уже апробированными методами, в том числе перечисленные выше, и их описание уже давно публично доступно. ѕонимание и практическое применение этих отраслевых процессов и методов обеспечивает базу дл€ разработки отечественных решений и технологий.

ћы в компании Ђ“оп —истемыї пристально следим за тем, как работают заказчики в различных индустри€х, какие процессы и методы они используют. –езультатом этой работы станов€тс€ адаптированные продукты и решени€, которые мы предоставл€ем своим заказчикам. “аким образом, компани€ Ђ“оп —истемыї использует индустриальный подход. Ќабор усто€вшихс€ процессов помогает заказчикам быстро адаптировать и внедр€ть их на своих предпри€ти€х, а четкое следование этим процессам позволит избежать досадных ошибок и их т€желых последствий.

 ак избежать ошибки проектировани€

“ак чему же все-таки учит нас опыт ЂBoeingї?
¬ статье про труд инженера упоминалась закономерность: оптимизаци€ разработки издели€ во врем€ проектировани€ влечет за собой вли€ние на затраты, которые невозможно снизить, не внос€ изменений в саму конструкцию издели€, и дальше Ч вниз по цепочке производства. ѕоэтому помимо использовани€ передовых средств проектировани€ и управлени€ жизненным циклом издели€, современных информационных технологий, например, таких, как цифровые двойники, требуетс€ осознанное применени€ технологий и комплексный подход, охватывающий выстраивание процессов компании и развитие персонала. ƒа, современные средства инженерных расчетов позвол€ют делать поверочный и точный расчет на виртуальной модели, вы€вл€ть коллизии, обеспечивают ускорение процесса валидации издели€ при существенном снижении риска брака в физическом изделии, а возможность выполнить тестирование в виртуальном пространстве снижает потребность создани€ физических прототипов, а значит, позвол€ет сократить издержки на выпуск конечного издели€ и повысить экономические показатели предпри€ти€. Ќо повышение скорости разработки не должно происходить в ущерб качеству Ч все технические риски должны быть тщательно исследованы, а экономические показатели могут быть существенным, но не единственным и главным критерием.
 ак избежать ошибки проектировани€

ƒобавить комментарий

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: BIM? ¬ерю!
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

IT-вендоры часто симулируют использование »» — –упиндер “ара (22 марта 2024)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.