¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

7 сент€бр€ 2023

ќпыт разработки пассажирского судна Ђ—отали€ї в —јѕ–  ќћѕј—-3D

јндрей „ертов

јндрей „ертов

јвтор Ч инженер-конструктор 1 категории Ќ»ѕ“Ѕ Ђќнегаї, и.о. главного конструктора проекта 03850 Ђ—отали€ї.


Ќаучно-исследовательское проектно-технологическое бюро Ђќнегаї €вл€етс€ ведущей проектно-технологической организацией в российской судостроительной промышленности. ќбычно наш конечный продукт Ч это технологическа€ и конструкторска€ документаци€ на средства технологического оснащени€, которую мы передаем заказчику. ќднако при создании Ђ—оталииї перед нами сто€ла нова€ задача: построить судно и сдать заказчику, јќ Ђќ— ї.

–азработкой дизайн-проекта занималс€ центр прототипировани€ высокой сложности Ђ инетикаї (г. ћосква). –азработка технорабочего проекта была поручена Ќ»ѕ“Ѕ Ђќнегаї. ѕервую Ђ—оталиюї по нашему проекту построили на Ђ”шаковских верф€хї, расположенных в  алининградской области, и презентовали на ѕетербургском международном экономическом форуме в 2022 году. ј в начале июн€ этого года судно было запущено в эксплуатацию в Ќижнем Ќовгороде.

—отали€ в —јѕ–  ќћѕј—-3D

’арактеристика судна

ѕо архитектурно-конструктивному типу Ђ—отали€ї представл€ет собой пассажирское судно закрытого типа со сплошной надстройкой с увеличенной обзорностью за счет системы профилей и остеклени€, пр€мым наклонным форштевнем (прим.: дерев€нна€ или стальна€ балка в носу корабл€, вертикальна€ или немного наклоненна€ вперЄд, €вл€юща€с€ продолжением кил€ вверх) и транцевой кормой. ѕост управлени€ судном располагаетс€ в носу, машинное отделение Ч в корме, пассажирский салон Ч в средней части судна.

Ђ—отали€ї предназначена дл€ проведени€ экскурсионных прогулок по водохранилищам, озерам, рекам, каналам и даже заливам (разр€д Ђ–ї), но без выхода на участки с морским режимом судоходства.

 ласс –оссийского –ечного –егистра Ђ–1,2 јї.

√идроэнергетическа€ установка представлена судовым двигателем —ƒ536 разработки “верьƒизельјгрегат номинальной мощностью 230 к¬т, работающим на водометный движитель ¬ƒ33ћ4 производства Ќѕќ Ђ¬интї.


—корость: до 25 км/ч
ƒлина габаритна€: 19,3 м
Ўирина габаритна€: 3,7 м
ѕассажировместимость: 30 человек + 2 члена экипажа
јвтономность: 10 часов

ƒизайн судна

ѕроект вобрал в себ€ характерные черты современного функционального минимализма: много стекла и металла, сглаженные формы и неконтрастные цвета. —удну подобрали удачное название: речна€ сотали€ Ч это белый дельфин, обитающий в реках бассейна јмазонки. ќбраз плывущего в воде дельфина поддержан во внешних элементах судна: скругленные профили надстройки образуют Ђспинуї и Ђклювї, корпус и остекление Ч в бело-серой гамме.

“еплоход —отали€

ќт концепции к реализации

»сходными данными дл€ 3D-моделировани€ были технорабочий проект и дизайн судна. Ќа начальной стадии проектирование выполн€лось с применением  ќћѕј—-3D v18.

„тобы построить 3D-модель корпуса судна, сначала были подготовлены компоновочна€ геометри€ и управл€ющие эскизы теоретических шпангоутов (прим.: поперечных ребер корпуса судна) на основе таблиц координат точек судовой поверхности. ƒанные операции выполн€лись с использованием стандартных инструментов: Ёскиз, ѕр€ма€, ƒуга и т. д.

ѕостроение теоретических шпангоутов судна

ѕостроение теоретических шпангоутов судна

ƒалее была построена наружна€ обшивка с помощью инструмента Ђ¬ыдавливание по сечени€мї. Ќа обшивке с изломами дополнительно примен€лись Ђсоединительные цепочкиї.

ѕостроение судовой поверхности

ѕостроение судовой поверхности

ќбшивка корпуса судна была сделана в отдельном сборочном файле. ћоделирование обшивки, набора, фундаментов тоже проходило в отдельных файлах-сборках, чтобы не перегружать модель. ѕостроение набора корпуса осуществл€лось через проектирование эскизов набора с последующим выдавливанием на заданное рассто€ние. ќтдельно строились стенки, отдельно Ч полки.

ѕри проектировании в версии v18 пришлось отдельно выполн€ть Ђпроколыї поперечного набора дл€ прохождени€ продольного набора, специальных команд дл€ судостроителей в  ќћѕј— еще не было.

ѕостроение набора корпуса

ѕостроение набора корпуса

— переходом на  ќћѕј—-3D v20 мы попробовали и оценили новые команды библиотеки Ђћоделирование металлоконструкцийї, такие как Ђѕроколї, Ђ«аделкаї. ќсобенно понравилась команда Ђѕо€сокї, позвол€юща€ строить по€ски с разделкой на Ђусї. Ёто значительно упростило построение набора корпуса судна.

ќпераци€ ѕрокол

ќпераци€ Ђѕроколї

ѕри моделировании надстройки на пр€молинейных участках кормовой оконечности набор строилс€ с применением стандартных команд библиотеки Ђћоделирование металлоконструкцийї.

—огласно дизайн-проекту судна, на виде сбоку остекление представл€ет собой равносторонние треугольники. Ѕалки наклонного набора выполнены в виде тавра (прим.: профиль с T-образным сечением), полка которого параллельна наружной обшивке, а стенка наклонена к основной плоскости судна под определенным углом. ¬ св€зи с этим балки пришлось моделировать отдельно, без применени€ библиотеки Ђћоделирование металлоконструкцийї. ѕо€сок создан с применением листового тела.

≈ще одной сложностью стало проектирование наружной обшивки с вырезами, заложенными в дизайне. “ребовалось построить обшивку, развернуть еЄ, сделать вырезы, свернуть, чтобы на виде сбоку получились равносторонние треугольники. Ёту задачу мы решили в несколько этапов:

  • I этап: построена наружна€ обшивка с применением элементов листового тела дл€ возможности последующей развертки, сделаны треугольные вырезы, без скруглений, произведена развертка необходимых поверхностей;
  • II этап: построен эскиз на плоскости развертки, в него были спроецированы полученные вырезы, далее добавлены скруглени€. «атем мы скопировали эту геометрию в отдельный эскиз и удалили проекционные св€зи дл€ возможности создани€ правильных вырезов;
  • III этап: удалена операци€ вычитани€ первого этапа;
  • IV этап: построены Ђправильныеї вырезы на развертке. ѕосле чего развертка была свернута.
ѕостроение наружной обшивки надстройки

ѕостроение наружной обшивки надстройки

—ледом за корпусом с надстройкой были смоделированы настилы, размещено крупногабаритное оборудование и издели€. ќтдельно прорабатывалось насыщение корпуса судна и отдельно Ч надстройки. «атем все подсборки сводились в единую модель, где проходила проверка на коллизии.

ѕо результатам этого этапа были уточнены габариты выгородок и размещение части оборудовани€.

–азмещение крупногабаритного оборудовани€

–азмещение крупногабаритного оборудовани€

¬заимодействие с другими —јѕ–

ѕосле определени€ завода-строител€ и подр€дчика по зашивке встал вопрос по организации процесса взаимодействи€ между исполнител€ми, работающими в разных —јѕ–.

—отали€ в —јѕ–  ќћѕј—-3D

ƒл€ выполнени€ плазовой подготовки (раскро€ деталей) исполнитель использовал ShipConstructor, в то врем€  ќћѕј— еще не умел готовить раскрой. ћодель передавалась в обменном формате .step. ¬ св€зи с этим изготовитель плаза не смог автоматизированным способом с нашей модели получить карты раскро€ и развертки судовых поверхностей. ѕоэтому он построил свою модель корпуса судна, использу€ нашу модель как подложку и Ђсн€вї с нее судовую поверхность.

¬ рабочей модели изготовитель учел расстыковку листов, голубницы, фаски, технологические припуски.

¬ полученных картах раскро€ была нанесена маркировка деталей, разметка дл€ установки стыкуемых деталей. «авод получил лего-конструктор с маркированными детал€ми и нанесенными местами установки деталей набора, а также инструкцию.

«авод-строитель работает по 3D-модели, дл€ проектировани€ и выпуска рабочих моделей использует Rhinoceros. — нашей стороны через обменный формат .step была передана модель и схемы систем. √отовые 3D-системы завод-строитель аналогичным образом возвращал нам.

ƒл€ упрощени€ обмена и размещени€ систем примен€лась едина€ система координат.

јналогично происходила разработка интерьерных решений. ћы передавали подр€дчику компоновочную геометрию и дизайн интерьеров. «аказчик выполн€л рабочее 3D-проектирование в —јѕ– Inventor и присылал модели нам. ƒалее мы провер€ли взаимодействие и стыковку с другими системами и узлами. ѕосле нескольких итераций были получены 3D-модели всего салона, которые Ђушлиї в производство.

–азработка документации на монтаж изделий и элементов

ƒополнительно с применением  ќћѕј—-3D была разработана документаци€ на монтаж изделий и элементов, которые не входили в зону ответственности каких-либо подр€дчиков.

Ќиже представлен пример разработки монтажного чертежа (ћ„) закладных элементов под систему зашивки.  орпус Ч это зона ответственности верфи, зашивка Ч подр€дчика, но св€зующие закладные элементы затрагивают всех.

—отали€ в —јѕ–  ќћѕј—-3D

ќсобенностью подготовки данного документа было то, что ћ„ выполнен в виде сборочного альбома с некоторыми отступлени€ми от требований ≈— ƒ с учетом выстроенных взаимоотношений с верфью. “ак как чертеж содержит много мелких деталей разнообразной формы, дл€ комфортного воспри€ти€ информации в документ после Ђклассическихї видов были добавлены цветные трехмерные виды.

Ђ лассическиеї виды реализованы в ассоциативной св€зи с моделью. “рехмерные виды на листе справа вставлены в виде скриншотов, потому что  ќћѕј—-3D не поддерживает вставку цветных видов. ѕозиции на данном виде также расставлены вручную. ¬озможность вставки цветных видов также актуальна при написании руководства по эксплуатации.

»тоги и пожелани€

ѕодвод€ итоги разработки проекта пассажирского судна Ђ—отали€ї в —јѕ–  ќћѕј—-3D, хочу отметить, что в насто€щий момент система позвол€ет выполн€ть разработку конструкторской документации и 3D-моделей дл€ верфи, при этом необходимо обратить внимание на следующие аспекты дальнейшего развити€ —јѕ– дл€ судостроени€:

  • необходимо совершенствовать алгоритмы и механизмы работы с поверхност€ми, в том числе с дальнейшей их обработкой дл€ подготовки производства. ƒобавл€ть функции т€желых —јѕ–, научить  ќћѕј—-3D разворачивать сложные поверхности, делать разметку на листах под стыкуемый набор;
  • повысить скорость работы с судостроительными насыщенными модел€ми. ќпыт показал, что  ќћѕј— более требователен к аппаратным средствам при работе с насыщенной моделью;
  • гармонизировать получаемую отчетную документацию (спецификацию) с действующей в отрасли нормативной документацией. —ейчас приходитс€ оформл€ть спецификацию вручную;
  • предусмотреть возможность вставки цветных ассоциативных видов. ƒанна€ функциональность позволит упростить создание сборочных альбомов и эксплуатационной документации;
  • организовать взаимодействие в рамках модул€ виртуальной реальности (VR), так как с экрана монитора не всегда удаетс€ оценить эргономику проектируемого издели€.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ѕрежде чем широко внедр€ть Ђ»»ї, вы€сним, востребован ли интеллект вообще
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.