¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

6 но€бр€ 2023

T-FLEX ƒетали машин Ц новый продукт комплекса T-FLEX PLM дл€ проектировани€ и расчЄта механизмов

¬иктор ¬оронков, ведущий инженер «јќ Ђ“оп —истемыї

¬иктор ¬оронков

ќригинал статьи на сайте компании Ђ“оп —истемыї


ƒл€ тех, кто уже знаком с приложением T-FLEX «убчатые передачи 17-й версии T‑FLEX CAD, и дл€ тех, кто о нЄм не слышал, новый продукт T‑FLEX ƒетали машин станет в некотором роде при€тным сюрпризом. ” первых даже может возникнуть беспокойство Ч почему исчезло приложение T‑FLEX «убчатые передачи в перспективной версии T‑FLEX CAD?! ѕоспешим их успокоить Ч проектирование зубчатых передач по-прежнему работает и даже получило дополнительные возможности в рамках приложени€ T‑FLEX ƒетали машин.  огда пользователи убед€тс€ в этом, их беспокойство наверн€ка сменитс€ интересом.

“ем, кто не знаком с T-FLEX «убчатые передачи, будет интересно узнать о новом приложении T‑FLEX ƒетали машин, если их профессиональна€ де€тельность св€зана с проектированием машин и механизмов. ј конкретнее Ч с проектированием редукторов, коробок передач, различных подъЄмных механизмов и других устройств, в конструкцию которых вход€т зубчатые передачи, цепные передачи, ремЄнные передачи, валы, колЄса, пружины, подшипники, шпоночные и шлицевые соединени€. »ными словами, классические детали машин, как раз и определившие название приложени€. ѕомимо названи€ и расширенного набора команд, помен€лась сама концепци€ приложени€, что наиболее важно. –аньше мы могли рассчитывать и строить модели только отдельных зубчатых передач, а теперь можем рассчитывать и создавать св€зные механизмы (рис. 1).  аждый элемент может быть рассчитан на прочность согласно нагрузкам с других элементов, где все части конструкции создаютс€ и редактируютс€ взаимосв€занно.

¬ модуле ƒетали машин можно выделить три группы команд:

  • команды создани€ механизмов: зубчатых передач (цилиндрических, конических, черв€чных), ремЄнных и цепных передач;
  • команды создани€ деталей: вала, колеса, подшипников, пружин;
  • команды создани€ соединений: шпонок, шлиц, посадок.

–абота в приложении T-FLEX ƒетали машин предельно гибка€ Ч возможно начать с создани€ вала и прийти к механизму зубчатого зацеплени€ либо начать с создани€ колеса со шпоночным пазом, а уже потом решить, где это колесо будет использоватьс€ и на какой вал крепитьс€. ќсновным же сценарием работы в модуле предполагаетс€ последовательное проектирование от механизма (с расчЄтом его работоспособности, через построение 3D моделей) к документации дл€ изготовлени€ устройства.

  примеру, нам не нужен вал как таковой. Ќам нужен вал, который в требуемом механизме будет надЄжно выполн€ть заданные функции. „тобы определить эти функции, первоначально необходимо создать механизм, пусть и схематично. »менно в этом и заключаетс€ преимущество приложени€. ќно позвол€ет создавать механизмы схематично, а затем размещать их в требуемые габариты, провер€€ при этом выполнение нужных функций и оценива€ его долговечность. Ќапример, рассчитать износ черв€чной передачи при заданном материале колеса и черв€ка, а далее выполнить детальную проработку механизма Ч спроектировать валы, колЄса, соединени€, рассчитать их прочность. ƒл€ этого в приложении предусмотрена возможность создавать детали на основе схемы механизма.   примеру, положение обода и ступицы колеса уже будет задано схемой, а его детальное исполнение Ч расчЄтами прочности.

–ис. 1. —квозное проектирование в T-FLEX ƒетали машин

–ис. 1. —квозное проектирование в T-FLEX ƒетали машин

ƒалее останетс€ только по полученным в модуле 3D модел€м, примен€€ команды оформлени€ чертежей, создать техническую документацию разрабатываемого механизма (рис. 2).

–ис. 2. ѕроектирование узлов и механизмов Ц от схемы до документации

–ис. 2. ѕроектирование узлов и механизмов Ц от схемы до документации


T-FLEX ƒетали машин отличаетс€ от T-FLEX «убчатые передачи в вышеописанном концептуальном плане, но при этом наследует все сильные стороны. ѕриложение полностью встроено в T‑FLEX CAD как в работе с геометрией и сборками, так и в плане параметризации и оформлени€ чертежей. Ћюба€ модель, созданна€ в модуле, будет полноценной моделью T‑FLEX CAD.  роме того, некоторые команды, к примеру команды создани€ шпонок и шлицев, позвол€ют работать с импортированными детал€ми. T‑FLEX ƒетали машин самосто€тельно определ€ет Ђсвоиї, то есть созданные в приложении, детали и Ђчужиеї. Ќе задава€ лишних вопросов и не создава€ преп€тствий, оно автоматически предлагает пользователю команды, которые могут быть применены к соответствующему объекту.  онечно, чтобы добитьс€ св€зности проектируемого механизма, он должен быть целиком выполнен в приложении. Ќо при этом доступно отдельное использование команд приложени€, например создание требуемых шлицевых пазов на импортированной детали.

ƒруга€ особенность T-FLEX «убчатые передачи, котора€ также была унаследована и развита новым приложением, Ч это возможность свободно использовать и в любой момент мен€ть стандарты √ќ—“, ISO, DIN.   примеру, можно рассчитать геометрию конической передачи по √ќ—“, выполнить дл€ нее прочностной расчЄт по ISO, посадить коническую шестерню на вал и закрепить шпонкой, прочность которой рассчитана по DIN, а сама геометри€ и отклонени€ Ч по √ќ—“. —тандарты, используемые модулем по умолчанию, можно настраивать (рис. 3).

–ис. 3. ƒиалог настройки стандартов расчетов в T-FLEX ƒетали машин

–ис. 3. ƒиалог настройки стандартов расчетов в T-FLEX ƒетали машин

≈сли методика расчЄта геометрии, отклонений, прочности и контрольных размеров стандартизирована, то в T‑FLEX ƒетали машин в первую очередь добавл€ютс€ именно стандартизированные методики. ≈сли стандартизированные методики отсутствуют, то используютс€ наиболее современные методики инженерных расчЄтов из известных справочников.

–ис. 4. ќтображение результатов расчета прочности в приложении

–ис. 4. ќтображение результатов расчета прочности в приложении

–ис. 5. Ќастройка параметров и коэффициентов при расчете прочности

–ис. 5. Ќастройка параметров и коэффициентов при расчете прочности

 роме того, дл€ прочностного расчЄта деталей всегда есть возможность воспользоватьс€ приложением T‑FLEX јнализ.  ак уже было сказано ранее, все модели приложени€ T‑FLEX ƒетали машин €вл€ютс€ полноценными модел€ми T‑FLEX CAD, а значит, дл€ них можно примен€ть все возможности как самого CAD, так и всех его приложений.

¬ернЄмс€ теперь к наиболее интересным возможност€м T‑FLEX ƒетали машин, а именно к св€зному проектированию механизмов по пути от схемы к документации. „тобы перейти от схемы механизма к детал€м, нужны команды, которые выполн€ют преобразование схематичных моделей в модели деталей. Ќапример, объекты цилиндрических и конических зацеплений преобразуютс€ в колесо и вал-шестерню, и далее отдельные колЄса Ђзакреп€тс€ї на валах при помощи соединений.
 роме того, дл€ обеспечени€ св€зности и логичности работы необходимо, чтобы команды, создающие детали, работали как конструктор, отобража€ все взаимосв€зи.   примеру, вал должен Ђподстроитьс€ї под положение уже созданных на схеме зацеплений. “акже он должен содержать информацию о том, что на одну из его ступеней нанесена шестерн€, рассчитанна€ в объекте зацеплени€, а на другую Ч шпоночное или шлицевое соединение с колесом.
 роме того, необходимо, чтобы была возможность из команды генерации вала вызвать на редактирование соединение или передачу, когда становитс€ очевидным, что это необходимо в силу конструкционных особенностей вала или его прочностного расчЄта.
»ными словами, команды, создающие детали, должны иметь диалог, позвол€ющий реализовать последовательное конструирование как полностью новых деталей, так и по уже созданным объектам. Ёти требовани€ реализованы в командах приложени€ ¬ал и  олесо (рис. 6).

–ис. 6.  ƒиалог команды ¬ал

–ис. 6. ƒиалог команды ¬ал

¬ этих командах мы можем создавать детали вала и колеса в режиме, подобном работе с конструктором. ¬ал состоит из внешних и внутренних (дл€ создани€ продольных отверстий) ступеней, а колесо состоит из ступицы, обода, диска, окна и спиц.

 оличество указанных элементов может быть произвольным и ограничиватьс€ только корректностью построений. Ќа любую ступень вала или обода колеса возможно добавить объект передачи. ѕри этом мы можем добавить уже существующий объект или создать его во вложенном режиме. јналогично и с соединени€ми Ч мы можем их добавить на ступень вала или ступицу колеса из уже существующих в документе или создать их во вложенном режиме. ¬ложенный режим Ч это режим вызова команды, когда, не заверша€ одну команду, мы вызываем другую, по завершении которой вновь возвращаемс€ в исходную команду. “аким образом, диалоги команд вала и колеса и сами объекты вала и колеса содержат в себе св€зующие звень€ между детал€ми.

–ис. 7. ƒиалог команды Ўлицевое соединение

–ис. 7. ƒиалог команды Ўлицевое соединение

–ис. 8. ћодель шлицевого соединени€

–ис. 8. ћодель шлицевого соединени€

  примеру, нам нужно добавить шлицевое соединение между валом и колесом (рис. 8). Ёто можно сделать трем€ способами.

  1. »з вала на выбранной ступени во вложенном режиме создать шлицевое сидение, а затем в колесе добавить уже созданное шлицевое соединение на ступицу колеса.
  2. Ќаоборот, создать шлицевое соединение во вложенном режиме из колеса и добавить уже на ступень вала созданное соединение.
  3. ѕросто зайти в команду создани€ шлицевого соединени€ в обычном, не вложенном режиме и выбрать в 3D сцене вал и колесо. ѕриложение умеет определ€ть их в автоматическом режиме. “акже можно выбрать объекты вала и колеса не из 3D сцены, а в окне 3D модель в дереве модели. ѕри этом диаметр ступени вала и ступицы колеса будет автоматически скорректирован до нужного, определ€емого выбранным типом шлица. —уществуют три аналогичных сценари€ и дл€ создани€ шпоночного соединени€ (рис. 9).
–ис. 9. ƒиалог команды Ўпоночное соединение

–ис. 9. ƒиалог команды Ўпоночное соединение

»менно соединени€ (шлицевое, шпоночное или запрессовка) определ€ют диаметры сопр€гаемых деталей. ¬ свою очередь, передачи, зубчатые или цепные, определ€ют внешний диаметр обода колеса или внешний диаметр ступени вала, а также могут определ€ть позицию деталей. ѕоэтому такие детали, как вал или колесо, €вл€ютс€ зависимыми объектами, содержащими в себе различные элементы взаимосв€зей. Ќо, как это всегда бывает, есть исключени€.   примеру, мы можем определ€ть положение шестерен зацеплени€ из ступени вала или обода колеса, но это сделано скорее как исключение дл€ расширени€ возможностей работы.

ќсновным сценарием всЄ же €вл€етс€ путь от механизма, который определ€ет положение деталей к самим детал€м. Ќо при необходимости в приложении можно создавать ни с чем не св€занные детали. ¬озможно создать просто вал, на котором есть шпоночные и шлицевые пазы, или колесо, на ободе которого есть зубчатый венец. ƒл€ этого можно пользоватьс€ вызовом соответствующих команд во вложенном режиме. “огда все элементы св€зи будут определ€ть только один объект, а второй в них будет отсутствовать.

—конструированные детали Ч вал, или колесо, или зубчатые венцы на них, или соединени€ мы можем проверить на прочность согласно заданным нагрузкам. ѕри необходимости возможно скорректировать конструкцию деталей и соединений, а если задуманный механизм ни при каких изменени€х не проходит прочностной расчЄт, то переделать схему механизма.

ѕолучив требуемую схему и убедившись, что все детали и соединени€ выдерживают нагрузки, можно переходить к оформлению документации. ƒл€ этого основными инструментами будут служить команды оформлени€ чертежей T‑FLEX CAD. ќднако есть и специфичные моменты оформлени€, которые реализованы именно в приложении. “ак, например, при оформлении чертежа деталей, на которых есть зубчатые венцы, необходимо создавать специальные таблицы с параметрами зубчатого венца. ѕри этом дл€ деталей с несколькими зубчатыми венцами предусмотрены свои правила оформлени€ таблиц. ѕриложение с помощью специальной команды создани€ таблиц чертежа (рис. 10) в автоматическом режиме распознаЄт, на каких детал€х есть зубчатые венцы, и помещает туда таблицы с указанными пользователем параметрами. ѕри желании можно указать, на какой именно чертЄж надо добавить таблицу, если чертежей несколько, и указать, на какие чертежи деталей нужно или, наоборот, не нужно добавл€ть таблицы (рис. 11).

–ис. 10. ƒиалог добавлени€ таблиц параметров на чертЄж

–ис. 10. ƒиалог добавлени€ таблиц параметров на чертЄж

–ис. 11. ƒиалог выбора параметров таблиц

–ис. 11. ƒиалог выбора параметров таблиц

–ис. 12. ƒокументаци€ в приложении T-FLEX ƒетали машин

–ис. 12. ƒокументаци€ в приложении T-FLEX ƒетали машин

 роме того, есть возможность настроить базовый список требуемых параметров на чертеже, чтобы не добавл€ть их каждый раз вручную. Ёто очень удобно Ч можно один раз настроить список параметров дл€ всех типов передач и шлицев и потом просто вызывать команду создани€ таблиц в документе, где находитс€ сборка проектируемого механизма. ¬ несколько кликов будут сгенерированы таблицы на всех нужных чертежах деталей.


 ак итог всего вышеизложенного, можно выделить основные идеи нового приложени€ T‑FLEX ƒетали машин:

  • это инструмент, позвол€ющий спроектировать механизмы, основанные на классических детал€х машин, Ч от схемы до документации;
  • приложение придерживаетс€ правил равенства и взаимозамен€емости стандартов и методик Ч чем больше методик на каждом этапе, тем больше вариантов дл€ конструировани€ и проверки расчЄтов;
  • позвол€ет реализовать различные подходы в проектировании: как от схемы к детал€м, так и от деталей к механизму. ќбеспечивает работу как с объектами приложени€ и T‑FLEX CAD, так и с импортированными в CAD модел€ми.
  • поддерживает все возможности T‑FLEX CAD: параметризацию, оформление чертежей, работу со сборками, взаимосв€зь через CAD с другими приложени€ми системы.


–еклама. «јќ Ђ“оп —истемыї. erid: 2SDnjdfgcYQ



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „тобы не пострадать от роботов, человеку нужно надЄжно отличатьс€ от продуктового контейнера
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

Ќаконец-то лЄгкий BIM?  — ƒавид Ћевин (1 но€бр€ 2023)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.