¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

17 ма€ 2011

 омпьютерное проектирование: чему учить?

¬ладимир “алапов

“ал-шл€па  омпьютерные технологии давно уже стали неотъемлемой частью любого проектировани€. ѕоэтому, когда встает вопрос о подготовке новых или переподготовке старых кадров, вынесенный в заголовок вопрос человеку непосв€щенному может показатьс€ странным Ц Ђэтомуї и надо учить! Ќо если попытатьс€ детально, шаг за шагом разобратьс€ в этой проблематике, то на каждом этапе возникает целый р€д новых вопросов, суммарное количество которых уступает, пожалуй, только результатам поиска смысла жизни. » все же попробуем разобратьс€.
ѕредмет обучени€
¬ заголовок не случайно вынесен термин Ђкомпьютерное проектированиеї. ѕо мнению автора Ц он самый нейтральный, универсальный и широко значимый одновременно. Ќа практике же примен€етс€ масса пон€тий: машинна€ графика, компьютерна€ графика, —јѕ– (в многочисленных вариаци€х), BIM, PLM, виртуальна€ реальность и т.п. ”же это многообразие может стать основой дл€ продолжительных споров. » все же интуитивно практически все понимают, о чем идет речь.
”чить тому, что востребовано жизнью
ќчень простой, абсолютно €сный и разумный совет - тому, что использует проектно-производственна€ индустри€ (что примен€етс€ ею на практике), и надо учить студентов.

 то будет с этим доводом спорить? ¬едь это абсолютно прагматичный, Ђрыночныйї подход в образовании Ц преподавать в учебных аудитори€х ровно то, с чем будущий специалист столкнетс€, прид€ на производство.

ƒавайте теперь внимательно посмотрим, что его ждет на производстве. ¬се ли здесь €сно и пон€тно?

Ћет п€ть назад € встречалс€ с сотрудниками одной крупной и весьма авторитетной проектной организации. » эти сотрудники мне категорично за€вили, что из пакета AutoCAD им надо знать только штрих-пунктирные линии (ими рисуют оси) и отрезки (ими рисуют все остальное). Ќа вопрос про дуги мне ответили, что дуги используютс€ очень редко. ќ других возможност€х AutoCAD даже речи не было.

Ћюбой студент уже после первой лекции знает про AutoCAD больше, но то, что € привел Ц реальна€ практика и понимание большой группы совершенно конкретных проектировщиков, какие знани€ им требуютс€ дл€ успешного выполнени€ работы.

ƒругой пример. я дал студенту задание создать модель здани€ и рассчитать ее в одной из современных, еще только начинающих внедр€тьс€, программ. —тудент к тому времени уже работал в проектной организации, так что мое задание должно было повысить интерес к нему (а заодно и к новой технологии) со стороны работодател€. –езультат оказалс€ пр€мо противоположным Ц студент выполнил все расчеты в старой программе, практически отбросив все преимущества новой технологии, поскольку его более опытные коллеги сказали: ЂЁтой новой программы мы не знаем, а в старой считаем уже лет двадцать, и ты в ней считать будешь!ї

я специально не называю программы, о которых идет речь, поскольку вопрос не в них, а в ситуации Ђна производствеї и во взаимоотношени€х старого и нового.

“ретий пример. Ќесколько лет назад на семинаре дл€ проектировщиков € упом€нул про внешние ссылки в AutoCAD. » тут вы€снилось, что только двое из нескольких дес€тков присутствующих ими пользуютс€ в своей работе, и еще двое про них слышали. ќстальные про них вообще не знали, хот€ сами внешние ссылки в AutoCAD к тому времени существовали уже лет п€тнадцать.

я думаю, что если образование будет ориентироватьс€ вот на такие запросы реальной практики, то дальнейша€ деградаци€ нашей проектно-производственной индустрии гарантирована.

ћожно возразить, что, во-первых, бывают и хорошие примеры, когда организаци€ идет в ногу со временем и использует в своей работе самые передовые компьютерные технологии.

ƒа, такие примеры есть, и их становитс€ все больше, потому что прогресс неумолимо идет вперед. Ќо в целом, при любой новой технологии в любой области де€тельности число Ђпередовыхї предпри€тий всегда меньше количества тех, кто Ђплететс€ в хвостеї.  ачественный уровень Ђширокой практикиї всегда ниже, чем у лидеров.

¬о-вторых, весьма распространена ситуаци€, когда некое учебное заведение в основном сориентировано на подготовку специалистов дл€ конкретного, обычно достаточно крупного, производственного объединени€ (авиационный или автомобильный завод, химический комбинат и т.п.). “огда производственное объединение действительно будет диктовать вузу, что ему надо, а что не надо. ј вузу остаетс€ всецело передать свою судьбу в его руки и зависеть от того, насколько правильно будет проводитьс€ инновационна€ политика предпри€ти€.

 ак говорил в свое врем€ на страницах ЂЋитературной газетыї известный людовед и душелюб ≈вгений —азонов, Ђбрак по расчету окажетс€ счастливым, если расчет был правильнымї.

Ќо это хорошо, если предпри€тие заинтересовано в результатах подготовки специалистов, которых оно получает. “акое €вление местами наблюдаетс€ сейчас в машиностроении, где эффективность производства и его конкурентоспособность в огромной степени завис€т от внедрени€ новых технологий. ј вот в проектно-строительной отрасли, например, полный застой. “ам практически никого не интересует, какими компьютерными технологи€ми владеют выпускаемые из вузов инженеры и архитекторы. “ам, похоже, даже само существование вузов никого не волнует.

ћожно приводить еще много примеров и доводов подобного рода. Ќо совершенно €сно, что даже при самом благопри€тном стечении обсто€тельств, если при определении содержани€ обучени€ руководствоватьс€ только принципом Ђучить тому, что используетс€ї, мы никогда Ђне прыгнем выше головыї. ”чить будем только тому, что уже имеетс€ на производстве, в том числе и устаревшим технологи€м, без учета тенденций и перспектив развити€, без возможности вли€ть на улучшение этого производства.

ƒать вузам возможность самим определ€ть содержание обучени€
—ейчас вузы получили именно такую возможность Ц они сами определ€ют тематику и наполнение значительной части предметов. — одной стороны, это хорошо. Ќапример, наша кафедра именно благодар€ такому подходу внедрила и продолжает расшир€ть обучение студентов технологии BIM и многим другим аспектам компьютерного проектировани€ Ц в перечне об€зательных курсов ничего подобного нет.
“ал-1
–ис.1. «ащита диплома по специальности Ђѕроектирование зданийї. ѕрактически полностью компьютерное проектирование. Ќ√ј—”(—ибстрин), 2011

— другой стороны, если кафедра не хочет учить студентов новым компьютерным технологи€м, ее в нынешних услови€х никто и не заставит.

Ёта проблема не нова. ≈ще в начале 1980-х у нас в стране существовала очень интересна€ специальность "—троительство тепловых и атомных электростанций". ѕо долгу службы (€ был заместителем декана строительного факультета) € знакомилс€ с тем, как учат студентов, и обнаружил, что водоснабжение атомной электростанции один из преподавателей дает на примере... двухэтажного жилого дома! „естно скажу Ц € был шокирован. Ќо скандала не было. ћне объ€снили старшие товарищи, что это старый и опытный преподаватель, имеющий большие заслуги. ƒа и в принципе атомна€ электростанци€ в области водоснабжени€ чем-то похожа на двухэтажный жилой дом Ц в любом случае вода сначала закачиваетс€ наверх, а затем стекает внизЕ

ƒл€ мен€ до сих пор осталось загадкой, почему старый и опытный преподаватель сам не может освоить того, чего мы требуем от студентов?

Ќо сейчас это негативное €вление, когда учат не тому, что требуетс€, а тому, что знает преподаватель, только усилилось. ¬о многих вузах до сих пор учат чертить руками, в том числе и при выполнении выпускных квалификационных работ, а те разрозненные знани€ в области компьютерного проектировани€, которые выпускники все-таки имеют Ц чаще всего результат их самосто€тельного освоени€ программ в Ђсвободное от основной учебыї врем€.

“ал-2
–ис.2. –учное выполнение проекта Ц одно из увлекательнейших зан€тий. » отлично стимулирует дальнейший интерес к компьютерным технологи€м

ћне известны случаи, когда даже под давлением со стороны производства вузы не хот€т отказыватьс€ от старых учебных доктрин, мотивиру€ это тем, что Ђмы так дес€тилети€ми учили и учить будемї. ¬ кулуарах, правда, добавл€ют, что имеющиес€ у них кадры Ђнастолько опытныеї, что ничего другого уже не умеют делать.

” вузов есть еще одна причина, побуждающа€ их не внедр€ть новых технологий Ц материальна€ база. ¬едь регул€рное переоснащение компьютерной техникой и современными программами, переподготовка преподавателей требуют больших средств, которых государство почти не выдел€ет, а спонсоров у вузов в услови€х кризиса практически нет.

“ак что в наше врем€ дл€ вузов гораздо удобнее, спокойнее и выгоднее не заниматьс€ всерьез ничем новым, придумыва€ каждый раз дл€ такой позиции всевозможные обосновани€. ¬ крайнем случае, можно имитировать инновационную де€тельность, разрабатывать и посто€нно обсуждать концепции, писать планы и даже стратегии развити€, проводить методические семинары и конференции, издавать никчемные монографии (которые потом принудительно продавать студентам) и Ђсборники трудовї и т.п. ¬ общем, делать все то, что не предполагает какой-либо конкретной ответственности Ц это у вузов получаетс€ на Ђотличної.

 онечно, в каждом вузе есть энтузиасты, которые пытаютс€ осваивать новые технологии и учить этому студентов. Ќо, за редким исключением, сам вуз (его руководство) на такую де€тельность смотрит совершенно безразлично.

“ак что сегодн€шние вузы, оп€ть же за редким исключением, не €вл€ютс€ лидерами в определении содержани€ обучени€ компьютерному проектированию и вр€д ли в обозримом будущем таковыми могут стать.

’от€ логика их существовани€ и здравый смысл говор€т о том, что должно быть наоборот.

 акова роль государства в этой ситуации
— сожалением приходитс€ констатировать, что роль государственных органов в определении хот€ бы направлени€ развити€ обучени€ компьютерному проектированию минимальна. “ам дела поважнее - на самом верху до сих пор, например, дискутируетс€ (с переменным успехом) вопрос, кого же все-таки готовить, инженеров или бакалавров?

» хот€ темпы реформы высшего образовани€ всел€ют оптимистичную надежду, что уже нынешнее поколение росси€н увидит какие-то ее результаты, хотелось бы побыстрее.

ј также хотелось бы большей определенности не только в образовательной, но в первую очередь в технической политике государства.

–оль вендоров
–азработчики программного обеспечени€ по логике своей де€тельности должны быть очень заинтересованы в продвижении компьютерного проектировани€. » некоторые из них (но не все) многое дл€ этого делают, предоставл€€, например, вузам учебные версии программ или бесплатное ѕќ дл€ студентов.

Ќо здесь главный минус Ц они продвигают только свои разработки. » их подход св€зан не с обучением компьютерному проектированию вообще, а с изучением конкретных программ, даже если они в своем классе не самые лучшие и не пользуютс€ большой попул€рностью на производстве.

ј как в науке?
¬ середине 1970-х годов среди чистых математиков, к которым € тогда принадлежал, возникло желание разобратьс€, что надо делать (в частности, какими конкретно разделами алгебры заниматьс€), чтобы от нашей (чисто теоретической) де€тельности была бы хоть кака€-то реальна€ польза Ђнародному хоз€йствуї.

ѕоскольку напр€мую современна€ алгебра в народном хоз€йстве не примен€лась, но ее потребител€ми были физики-теоретики из »я‘ (»нститут €дерной физики в јкадемгородке Ц польза дл€ народного хоз€йства от их де€тельности сомнений не вызывала), было решено пригласить последних дл€ беседы.

¬ результате в »нститут ћатематики пришли очень умные физики, внимательно всех послушали и сказали: Ђћы не знаем, какими разделами алгебры вам надо заниматьс€, чтобы нам была максимальна€ польза, поскольку мы не знаем, что нам завтра понадобитс€. Ќо у вас есть свои внутренние критерии, которые привод€т к тому, что математика развиваетс€ в целом в правильном направлении. ¬от ими и руководствуйтесь. ј мы будем идти за вами, смотреть результаты и выбирать то, что нам может понадобитьс€ї.

„то же делать с компьютерным проектированием?
ƒумаетс€, что вот это и надо делать.
ƒавайте подведем некоторые итоги.

1. ѕри определении того, чему учить, полностью ориентироватьс€ на производство нельз€. »наче это почти всегда будет взгл€д назад, а не вперед.

2. Ќа современные вузы также полностью полагатьс€ нельз€ Ц у них свои проблемы и собственна€ логика существовани€, пока еще не совпадающа€ с логикой развити€ остального мира.

3. √осударство надолго погр€зло в своих реформах - хорошо, что хоть не мешает.

4. –азработчики программ €рко сориентированы на свои детища, так что при всей их полезности на их объективность рассчитывать не приходитс€.

„то нам остаетс€? “о, что предлагали в свое врем€ умные физики не менее умным математикам - разбиратьс€ самим!

ѕрежде всего, должно сформироватьс€ профессиональное сообщество тех, кто серьезно занимаетс€ вопросами компьютерного проектировани€. ѕри этом совершенно не об€зательно создавать организацию типа Ђ—оюза компьютерных проектировщиковї с членством, правлением, сидением в ресторане на ѕатриарших прудах и т.п.

¬ наше врем€ профессиональное сообщество формируетс€ вокруг сайтов, форумов, конференций и других подобных центров. ј общение практически не имеет никаких границ.

¬се это общение и должно формировать те критерии (внутриотраслевое Ђобщественное мнениеї), которые нужны дл€ посто€нной коррекции собственного развити€. ћожет быть, это звучит несколько неопределенно, зато точно.

¬ заключение хочу процитировать замечательную статью ‘рансиса Ѕернара, в которой говоритс€ о разработке компьютерных программ: Ђѕрограммный продукт нельз€ разрабатывать лишь на основе требований заказчика или анализа достижений конкурентов. „тобы выпускать продукт дл€ рынка, а не дл€ одного специфического клиента, необходимо вкладывать в новый продукт и свое собственное видение. Ќеобходимо сочетать развитие новых технологий и инновационность с хорошим пониманием процессов в соответствующих сегментах промышленностиї.

ѕр€мо дл€ нас сказано!

“ал-3
–ис.3. јнастаси€  ириллова. ѕроект аквапарка. ƒипломна€ работа по специальности Ђѕроектирование зданийї. ћодель выполнена в Revit Architecture. Ќ√ј—”(—ибстрин), 2011

 омментариев: 38
id 1225     14 июн€ 2011, 5:04
 ¬ладимир “алапов
ќтвет ѕавел »шмулкин

»нтересно: чтобы идти вперед - надо посто€нно что-то делать и добыватьс€ успеха; чтобы развалить дело - достаточно встать на месте, и через какое-то врем€ оно само развалитс€, без ваших усилий.

„тобы дело не развалилось, надо все врем€ готовить поколени€ на смену. ¬се просто 

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1498     4 августа 2011, 11:08
 Architector
”чить надо, гл€д€ вперед, а не назад. ”чеба должна хот€ бы на несколько лет обгон€ть реальную практику. »наче мы действительно будем плестись в хвосте.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1602     15 августа 2011, 13:50
 –еставратор
ќтвет Architector

ѕолностью согласен. Ќовые специалисты должны быть двигател€ми новых технологий. ј если они придут с пониманием "2D и как бонус 3D", то толку не будет никакого.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1645     21 августа 2011, 3:09
 Vasiliev Anton
≈ще пару статей из "образовательного цикла", и можно будет в меню тематических рубрик, нар€ду с:
MCAD, AEC/BIM, PLM/PDM/ERP, CAE, ∆елезо, ќблака, √еометрическое моделирование, ћаркетинг;

рисовать новую иконку ;)

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1648     22 августа 2011, 11:15
 ¬ладимир “алапов
Ќе знаю, как хитроумному јнтону ¬асильеву удалось опубликовать комментарий не применительно к какой-то статье, но мысль очень хороша€ - завести рубрику "ќбразование", поскольку статьи еще будут, и немало.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1686     24 августа 2011, 2:23
 Vasiliev Anton
 ак, как...
”видел кнопку "ƒобавить  омментарий" на странице http://isicad.ru/ru/editor.php, а конкретно "»деалы в —јѕ–: непроцедурность и мечта обывател€ о вертикали процедурного управлени€" и нажал... видно сдуру. Ќе подумав, что страничка эта посто€нно обновл€етс€.

ј вот как комментарий тут оказалс€ (http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14428), одной редакции известно. ;)

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „то такое +20%: Ёффект внедрени€ BIM? –ост выручки ƒассо?...
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.