¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

20 сент€бр€ 2013

»нформационно-нормативное обеспечение полного жизненного цикла корабл€. ќпыт Ѕюро ESG

».  азанцева, јлексей –ындин, Ѕ. –езник

ќт редакции isicad.ru: Ёта стать€ публикуетс€ по просьбе компании «Ѕюро ESG», стрем€щейс€ охватить как можно больший круг читателей и обсудить с ними актуальные темы современного рынка AEC/BIM. »значально эта стать€ была опубликована в —анкт-ѕетербургском журнале « орабел» N3(21), 2013.

ѕредыдуща€ стать€ из серии, предложенной нашей редакции компанией «Ѕюро ESG» — «¬недрение BIM — опыт, сценарии, ошибки, выводы», вызвала большой интерес наших читателей.

»нтерес к теме поддержки жизненного цикла корабл€, технологи€м PLM (CALS, »ѕ») не только не угасает, но и выходит на качественно другой уровень — уровень государственной политики в сфере разработки и производства продукции, в том числе военного назначени€.

ѕоддержка многообрази€ процессов на всех этапах жизненного цикла невозможна с использованием некоего единого программного средства. Ќапример, автоматизаци€ проектировани€ на соответствующей стадии и информационна€ поддержка борьбы за живучесть или логистическа€ поддержка на стадии ∆÷ эксплуатации — разнородные задачи единого процесса. ¬ св€зи с этим, компани€ Ѕюро ESG рассматривает процесс информационной поддержки ∆÷, как интегрированный комплекс программных, технических средств, меропри€тий и технологий. ¬ажным аспектом обеспечени€ всех этапов ∆÷ €вл€етс€ информационно — нормативное обеспечение.

¬ насто€щее врем€ на современном рынке существует р€д продуктов — электронных баз нормативно-справочной документации. ¬ судостроении широко примен€етс€ ѕќ NormaCS. ѕродукт давно и успешно используетс€ в машиностроении, приборостроении, промышленном и гражданском строительстве и многих других отрасл€х, остановимс€ больше на практических аспектах применени€ этого ѕќ в судостроении.

Ќесомненно, дл€ специалистов отрасли наибольший интерес представл€ет специализированна€ информаци€ и документы, разработчиком и хранителем которой €вл€етс€ Ќ»» «Ћќ“» ‘√”ѕ «÷Ќ»» им. академика ј. Ќ.  рылова». —оздание электронной нормативной базы, действительно представл€ющей интерес и востребованной в судостроении, без участи€ базовой организации невозможно.

  • «ќбщие вопросы стандартизации и унификации в судостроении»;
  • « орпус и корпусные конструкции»;
  • «ќборудование помещений»;
  • «—удовое машиностроение»;
  • «—удовое приборостроение»;
  • «—удова€ электротехника»;
  • «“ехнологи€ и издели€ общего применени€»;
  • «—удостроительные материалы и их испытани€»;
  • «»здели€ общей техники».
ќтметим, что вс€ информаци€ посто€нно актуализируетс€ и пополн€етс€. Ќаиболее успешными примерами в использовании продукта NormaCS — Ћќ“ €вл€ютс€ результаты внедрени€ на ќјќ «јдмиралтейские верфи» и в ќјќ «—еверное ѕ Ѕ».

ќстановимс€ на кратком описании работ по внедрению на ќјќ «јдмиралтейские верфи». ѕрежде всего, в процессе внедрени€, была решена задача конвертации в формат NormaCS — Ћќ“ базы данных ранее используемого на предпри€тии ѕќ “ехнорма/»нтраƒок. ƒл€ решени€ этой задачи была создана ѕрограмма автоматизированного (пакетного) внесени€ документов в систему по созданию собственных баз данных предпри€ти€ NormaCS Pro.

¬ процессе внедрени€ была решена задача нормативного обеспечени€ разработки конструкторской и технологической документации в Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD, Pro/Engineer. ƒл€ решени€ этой задачи были использованы встроенные интеграционные механизмы. –езультатом €вилась отработка автоматической простановки и проверки гиперссылок на нормативные документы:

  • ¬ документах MSOffice;
  • ¬ документах (чертежах) AutoCAD;
  • ¬ 3D-модел€х и чертежах, разработанных с использованием Pro/Engineer.

–уководитель направлени€ NormaCS Ѕюро ESG »рина  азанцева подчеркивает: «”спешное внедрение системы NormaCS на ќјќ „јдмиралтейские верфи“ подтверждает как востребованную информативность системы дл€ судостроени€, так и ее широкие интеграционные возможности».

–уководитель направлени€ NormaSC Ѕюро ESG »рина  азанцева на стенде Ѕюро ESG (ћеждународный военно-морской салон)

ƒругим примером использовани€ NormaCS €вл€етс€ работа в ќјќ «—еверное ѕ Ѕ». ќ ней был подготовлен и представлен совместный доклад Ѕюро ESG и —еверного ѕ Ѕ на PLM-форуме, проводившемс€ в рамках ћеждународного военно-морского салона 5 июн€ 2013 года. ќт Ѕюро ESG доклад готовили: руководитель направлени€ ». ј.  азанцева, ведущий программист отдела разработок Ћ. ј. √имейн. ќт ќјќ «—еверное ѕ Ѕ» в подготовке доклада участвовали: ё. ¬. јнаньев, начальник отдела информационных технологий; ». ¬. Ћысиков, начальник отдела качества.

¬едущий программист отдела разработок Ѕюро ESG Ћ. √имейн представл€ет совместный доклад Ѕюро ESG — —еверное ѕ Ѕ на PLM-форуме

ѕри выборе системы в ќјќ «—еверное ѕ Ѕ» особое значение имела полнота баз данных и функционал. Ќесомненно, то, что в NormaCS хранитс€ практически весь фонд отечественных нормативных документов по всем отрасл€м промышленности, включа€ судостроение, сыграло решительную роль в выборе по критерию полноты базы данных.

¬ пользу выбора NormaCS по критерию функционала сыграли следующие факторы:

  • —истема позвол€ет создавать и собственные базы данных, в том числе — базы внутренних документов (нормативов, стандартов предпри€ти€ (—“ѕ), распор€жений и т. д.).
  • —истема оптимизирует процесс обмена информацией, ускор€ет процесс разработки и проектировани€. Ёто возможно благодар€ наличию следующих функций:
  • NormaCS имеет встроенный модуль автоматизированного нормоконтрол€, позвол€ющий производить проверку актуальности ссылочных документов, названи€ которых указаны в чертежах и рабочей документации. ѕри этом сам нормативный документ не открываетс€;
  • —истема интегрирована с основными используемыми приложени€ми: Microsoft Word, Microsoft Excel, AutoCAD.

“аким образом, NormaCS оказалась лидером среди нормативно-справочных систем и была выбрана —еверным ѕ Ѕ дл€ интеграции в производственный цикл в качестве мощного инструмента информационно-нормативного обеспечени€.

‘онд действующих (межгосударственных, национальных и отраслевых) стандартов на бумажных носител€х, имеющийс€ в —еверном Ѕюро, составл€ет 6 738 единиц. јктуализаци€ стандартов на бумажных носител€х выполн€етс€ посто€нно на договорной основе с ‘√”ѕ «—тандартинформ» и Ќ»» «Ћќ“».

Ќа базе ѕќ NormaCS в ќјќ —еверное ѕ Ѕ" проведено внедрение электронной библиотеки национальных, межгосударственных стандартов, а также нормативных документов судостроени€ (903 единицы). »спользуетс€ сетева€ верси€ (плавающа€ лицензи€ на 50 клиентских мест) NormaCS дл€ обработки и просмотра документов. ¬ процессе внедрени€ использована одна из важных функций ѕќ NormaCS — возможность самосто€тельно силами предпри€ти€ создавать Ѕƒ нормативных документов, например, внутренних стандартов. “ака€ Ѕƒ была создана на —еверном ѕ Ѕ.

–ис.1. ѕользовательский интерфейс Ѕƒ внутренних нормативов (—“ѕ)

ѕроцесс проведени€ нормоконтрол€ теперь автоматизирован. ѕользователи могут вставл€ть ссылки в свои документы MS Word, MS Excel и получили возможность из этих пакетов сразу открывать соответствующий ссылке норматив, хран€щийс€ в NormaCS. —сылка создаетс€ путем копировани€ ее из буфера обмена или «перетаскиванием» (Drag-and-Drop).

Ќа рис. 2 приведен пример такой ссылки в MS Word. ѕодобный инструмент реализован в NormaCS и дл€ работы в AutoCAD: любой объект чертежа можно снабдить гиперссылкой на документ NormaCS. Ќапример, можно построить ссылки на √ќ—“ы, описывающие используемые издели€, оборудование и материалы. Ёто позволит избежать потерь времени на повторный поиск нормативного документа в NormaCS: достаточно лишь перейти по ссылке и убедитьс€ в его актуальности.

–ис. 2. —сылка на документ NormaCS в MS Word

–азмещение ссылки на документ позвол€ет решить следующие задачи:

  • —экономить врем€ на повторный поиск и открытие документа;
  • ѕроверить используемый документ на актуальность;
  • ”бедитьс€ в правильности написани€ обозначени€ документа.

Ётот функционал гарантирует актуальность использованного в процессе проектировани€ документа, а также позвол€ет избежать опечаток и ошибок, что, в конечном итоге, существенно упрощает работу нормоконтролера.

ƒл€ автоматизации нормоконтрол€ в NormaCS предусмотрены специальные инструменты:

  • —истема может автоматически найти присутствующие в тексте обозначени€ нормативных документов и расставить на них ссылки;
  • —сылки на документы NormaCS (добавленные вручную или автоматически) можно проверить на актуальность нажатием одной кнопки — система пометит «проблемные» (отмененные, замененные документы, выдаст информацию о прошедших правках и обновлени€х и т. д.).

NormaCS посто€нно развиваетс€. ¬ ближайших перспективах сотрудничества с нашими ключевыми заказчиками, определ€ющими дальнейшее развитие системы, запланированы следующие направлени€:

  • ѕереход к механизму ежедневных обновлений;
  • ѕостроение корпоративных распределенных баз данных;
  • ѕереход на «облачные» технологии.

Ќесомненно, приведенные примеры затрагивают в основном, лишь один этап ∆÷ корабл€ — проектирование и часть следующего этапа ∆÷ — строительства. ƒобавим, что мы рассматриваем информационное нормативное обеспечение как неотъемлемую часть, одну из задач информационного обеспечени€ ∆÷ корабл€ на всех стади€х, с одной стороны. — другой же стороны, в описани€х и реализаци€х информационной модели корабл€, нормативному обеспечению, должного внимани€ пока не уделено.

Ќа наш взгл€д, нормативна€ информаци€, должна быть включена в структуры информационной модели корабл€ на общих принципах построени€ информационной модели, а именно:

  • —уществует набор нормативных документов, представл€ющих интерес на нескольких, а иногда и на всех стади€х ∆÷;
  • ƒл€ каждой стадии ∆÷ существует информационный срез, представл€ющий интерес именно дл€ этой стадии. √овор€ иначе, существует набор нормативов, применимых только на той или иной стадии;
  • ƒоступ к тем или иным нормативам должен быть организован из соответствующей стадии ∆÷ информационной структуры «информационного среза») соответственно дл€  Ѕ, завода, эксплуатирующей организации;
  • ƒолжны быть организованны пополнение информации Ѕƒ и ее актуализаци€.

Ќа первый взгл€д, задача вполне реализуема в рамках единой среды — информационной модели корабл€ следующим способом: достаточно лишь «добавить необходимые документы дл€ разных стадий».

¬ реальности же, ведение Ѕƒ нормативов в рамках всех стадий ∆÷ — очень специфична€ задача, обусловленна€ тем, что жизненный цикл такого наукоемкого издели€, как корабль, вобравшего огромное количество предметных областей обеспечиваетс€ набором нормативных документов множества отраслей. –азработкой этих документов занимаютс€ различные организации. Ќормативы посто€нно корректируютс€, обновл€ютс€.  роме того, потребител€ми информации на разных стади€х ∆÷ €вл€ютс€ различные организации, которые территориально распределены.

ƒл€ выполнени€ перечисленных задач ѕќ NormaCS имеет весь необходимый функционал, на описании которого не будем останавливатьс€ в очередной раз. ѕодчеркнем лишь то, что высокие интеграционные возможности этого программного обеспечени€ и запланированный переход к облачным технологи€м построени€ Ѕƒ позвол€т подключить NormaCS к информационной модели корабл€ и решить задачу обеспечени€ ∆÷ на всех стади€х в составе интегрированной информационной модели.

—писок литературы:
  1. —. ћихайлов, Ѕ. –езник, ».  азанцева, Ћ. √имейн. «ќпыт внедрени€ NormaCS на ќјќ «јдмиралтейские верфи», —јѕ– и графика, декабрь 2012;
  2. ».  азанцева, Ћ. √имейн, ё. јнаньев, ». Ћысиков. «»нтеграци€ корпоративной информационной системы NormaCS в производственный цикл в судостроительном  Ѕ. ќпыт ќјќ «—еверна€ ¬ерфь», —борник докладов «PLM — ‘орум 2013. ”правление жизненным циклом изделий судостроени€. »нформационна€ поддержка»;
  3. ё. –ум€нцев, ¬. ‘офанова, ». ‘ертман,  . ѕопов. «»нформационна€ система нормативных документов дл€ предпри€тий судостроени€», CAD Master № 31, 2008 г.;
  4. ¬. јлександров, —.  озменко, ј. –ындин, ј. “учков, ». ‘ертман. «»нтеграци€ предпри€тий. ќрганизационные и технологические схемы электронного взаимодействи€ участников создани€ и эксплуатации корабл€. »нновационный проект в судостроении», —борник докладов  онференции, 2006 г.;
  5. ј. Ѕлагий. «NormaCS лоцман в океане информации». CAD Master № 1, 2005 г.;
  6. ќ. √алкина, ј. –ындин, Ћ. –€бенький, ј. “учков, ». ‘ертман. «ѕостроение информационных моделей изделий судостроени€ на различных стади€х жизненного цикла с элементами логистической поддержки». —борник докладов конференции «“ехнологии информационной поддержки жизненного цикла сложных изделий в российской промышленности», 2004 г.
  7. ќ. √алкина, ј. –ындин, Ћ. –€бенький, ј. “учков, ». ‘ертман. «Ёлектронна€ информационна€ модель изделий судостроени€ на различных стади€х жизненного цикла». CADmaster 37a, 2007 г.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: “оп 10 ошибок в инженерных расчетах, –ос“»ћ и OPEN BIM
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.