¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

11 но€бр€ 2013

 ак BIM вытесн€ет искусство из архитектуры и как с этим боротьс€

Ћуис —мит

ќт главного редактора isicad.ru: ≈сли нечто кажетс€ вам триумфально-несомненным, будьте особенно внимательны к настороженности и критическим замечани€м, которые по поводу этого бесспорного высказывают другие. ѕо крайней мере — к тем замечани€м, которые не отрицают любимое вами, а уважительно и компетентно обращают внимание на его проблемные аспекты.

BIM представл€етс€ мне очевидно-естественным развитием AEC-проектировани€ хот€ бы потому, что € вижу в этом подходе реализацию методологически бесспорного системного подхода вообще и, в частности, — идей PLM. ѕоэтому € не пропустил попавшуюс€ на глаза статью « ак BIM вытесн€ет искусство из архитектуры и как это остановить» («Viewpoint: How BIM is Crushing the Art from Architecture and How to Stop It»), написанную Ћуисом —митом (Louis Smith), членом јмериканской јкадемии јрхитектуры.

Ќиже привожу вступление и несколько заключительных абзацев, в которых автор статьи, €вно понима€ и принима€ BIM, формулирует проблему существенного противоречи€ между эффективизацией проектировани€/строительства и сохранением творческого замысла архитектора — его вдохновением. ¬ основной части статьи комментируютс€ возможности преодолени€ такого противоречи€.

’отелось бы узнать, что думают о соотношении BIM и искусства компетентные читатели, но желательно, чтобы возможна€ дискусси€, так или иначе (хот€ бы со ссылками), опиралась на основную часть представленной здесь статьи: ее полный перевод будет опубликован на isicad.ru, если кто-то из читателей такой перевод сделает и пришлет мне на адрес info@isicad.ru или levin@ledas.com.

ј вот мое мнение: BIM может вытеснить искусство только из той архитектуры, в которой какое-то искусство содержитс€ .

—очтете ли вы успешным проект, если заказчик изначально планировал его реализацию в течение 5 лет с бюджетом 5 миллионов долларов, но вложил 110 миллионов и получил результат на 30 лет позже? ќднако мы знаем городской муниципалитет, который финансировал этот проект и который за€вил, что, если потребуетс€, готов повторить подобный проект. ¬прочем, повторение не потребуетс€.

—иднейска€ опера

«дание —иднейской ќперы оказалось настолько успешным проектом, что люди приезжают в јвстралию и —идней только дл€ того, чтобы увидеть это здание, которое стало непременным объектом всех туристических программ посещени€ јвстралии. “аково значение искусства в архитектуре.

¬прочем, дл€ того чтобы создать такое знаковое здание, вовсе не об€зательно нарушать сроки и превышать запланированный бюджет. ѕримером этому служит созданна€ испанским архитектором Santiago Calatrava пристройка к Milwaukee Museum of Art, ставша€ в —Ўј местом туристического прит€жени€.

ћилуоки ћузей искусств

Ћюди приезжают в ћилуоки только дл€ того, чтобы посмотреть, как конструкци€ крыши этого строени€ открываетс€ и закрываетс€ (несколько раз в день), напомина€ готов€щуюс€ взлететь птицу.

«дание —иднейской оперы было спроектировано и построено до пришестви€ BIM. ѕристройка ћузе€ в ћилуоки была разработана до того, как BIM стал главным трендом. ќба этих проекта использовали самые эффективные вычислительные технологии своего времени. Ёти технологии не были определ€ющими дл€ художественного и культурного контента проектов. ¬клад технологий состо€л в том, чтобы наилучшим образом реализовать художественный и культурный замысел проекта. ј что было источником этого замысла? ¬дохновение.

¬ли€ние BIM на искусство в архитектуре

¬недрение BIM затруднило возможности выражени€ художественного и креативного замысла. ƒавайте взгл€нем на процесс BIM и определим этап, когда требуетс€ вдохновение. ѕрофессионалы, как правило, знакомы с так называемой кривой ћаклими, названной по имени ѕатрика ћаклими, члена американской академии архитектуры (AIA), основател€ и руководител€ ј≈—-компании HOK. Ёта крива€ представл€ет обычное нормальное распределение процесса проектировани€ с пиком затраты усилий и ресурсов, расположенным в середине фазы составлени€ документации, и показывает, как BIM сдвигает этот пик ближе к началу проекта.  рива€ также демонстрирует, что эффективные изменени€ в проекте наиболее просто и дешево производ€тс€ на ранних стади€х процесса, но наименее эффективны и наиболее дороги — на поздних стади€х. (ƒЋ: ¬ самой статье фигурирует перва€ из приводимых ниже схем, но по помещенной там же ссылке можно найти более серьезный вариант, он — справа. ≈ще один вариант воплощени€ кривой ћаклими приведен в недавней статье ¬.“алапова).
BIM curves

(ƒЋ: ¬ публикаци€х отмечаетс€, что крива€ ћаклими могла бы называтьс€ не только его именем. ћежду прочим, совершенно аналогичный сдвиг кривой можно было увидеть задолго до 2005 года, например, в презентаци€х, рассказывающих о преимуществах PLM. ј только что ƒенис ќжигин написал в комментари€х к вышеупом€нутой статье ¬.“алапова, что эту кривую Graphisoft показывает с 1995 года (!). я не верю, что такой сдвиг кривой и эффект перераспределени€ ресурсных акцентов можно запатентовать: на мой взгл€д, этот эффект имеет весьма общий характер, хот€, естественно, его интерпретации, в зависимости от области применени€, могут быть разными.).

¬ 2005 году в своей презентации в AIA, ѕатрик ћаклими определил BIM как средство интегрированной реализации строительных проектов (IPD). ѕо сути дела, этот подход требует, чтобы на ранних этапах в работе принимали участие все проектировщики, подр€дчик и даже основные субподр€дчики (например, св€занные с монтажом отоплени€, вентил€ции и кондиционерами). ќднако, никто из этих действующих лиц не €вл€етс€ автором исходных идей здани€. ¬ообще-то, роль этих людей состоит в том, чтобы отражать замыслы архитекторов и так вли€ть на оптимизацию зон, за которые они профессионально ответственны, чтобы в результате получилось именно то, чтобы было задумано архитектором.

“акое положение дел оказывает большое давление на архитектора с тем, чтобы в ходе работ он оперативно поддерживал общее видение здани€ и соответствующие аспекты BIM-модели, не тормоз€ работу других членов команды, зан€тых проектированием и оптимизацией. “акое давление возникает почти с самого начала — иногда даже до того, как был произведен общий пространственный анализ. ¬ некоторых фирмах — может быть, даже во всех — это приводит к тому, что некоему стажеру, лучше всех владеющему программным инструментарием BIM, поручаетс€ составить некий условный «пр€моугольный» проект, который отражает программу работ и некие смежные требовани€. “ака€ условна€ модель трактуетс€ как временный заменитель (placeholder, ƒЋ: затычка?), используема€ до того, как будет получено видение архитектора.

ќднако, этот самый заменитель на практике начинает играть роль производственной версии и подвергаетс€ небольшим модификаци€м, после того как с ним соприкоснутс€ инженеры и прочие эксперты. “акие модификации часто состо€т в некоторой детализации фасада и пропорций, а также — в некоторых визуальных играх с материалами, расположением входов и т.п. ћожет также мен€тьс€ форма крыши, выступы, могут привноситьс€ изменени€, чтобы «выгл€дело интереснее» или в какой-то степени перекликалось с окружающей средой. ¬ результате таких поправок на фоне полномасштабного применени€ инструментальных средств BIM/IPD к оптимизации всех систем здани€, архитекторы довольно быстро смир€ютс€ со всем происход€щим, и то, что считалось временным заменителем насто€щего замысла, становитс€ реальным проектным воплощением. ѕри этом, самые элегантные и эффективные инженерные реализационные решени€ воплощают не слишком вдохновл€ющий архитектурный пример здани€. Ёто — не вина BIM. Ёто — результат того, что в процесс применени€ BIM не включена контролирующа€ компонента вдохновени€ (ƒЋ: по-видимому, имеетс€ в виду эстетическа€, художественна€ составл€юща€, соответствующа€ профессиональному замыслу архитектора).

...

BIM-процесс, как правило, управл€етс€ не идеологией, а технологией. »деологи€ не будет приниматьс€ во внимание до тех пор, пока она не будет €вным образом включена в процесс. ¬дохновение требует не расширени€ бюджета, а лишь своевременного участи€ архитектора/художника в те моменты развити€ проекта, когда его вклад способствует сохранению первоначального художественного замысла. ћожет случитьс€ так, что решающей частью процесса BIM/IPD окажутс€ те несколько минут, в течение которых, вместо передачи временного «квадратного» решени€ в руки тех, кто использует Revit, архитектор сделает набросок, выражающий реальную художественную концепцию.

...

BIM способствует все большему ускорению и стандартизации процессов, и на этом фоне более креативные компании, могут получить дополнительные рыночные преимущества.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.