¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

27 €нвар€ 2014

AutoCAD Civil 3D: ѕ€ть примеров внедрени€ при создании инфраструктуры ќлимпийских игр в —очи

ѕолна€ уточнЄнна€ верси€ статьи

—ергей  ирь€киди

ќт редакции isicad.ru: —ергей  ирь€киди —ергей  ирь€киди в 2009 году окончил —очинский √осударственный университет туризма и курортного дела по специальности Ђ—адово-парковое и ландшафтное строительствої и сейчас €вл€етс€ начальником ѕ“ќ открытой в —очи оперативной группы ќјќ ЂЅамстроймеханизаци€ї.

ќјќ ЂЅамстроймеханизаци€ї основано в 1974 дл€ производства земл€ных работ при строительстве Ѕайкало-јмурской магистрали. —ейчас компани€ занимаетс€ строительством крупных транспортных и производственных объектов, а также объектов инфраструктуры и промышленно-гражданского назначени€. ¬ штате компании состоит более 2500 сотрудников, парк строительной техники насчитывает более 620 единиц техники.

¬ апреле 2009 года было создано сочинское подразделение дл€ участи€ в строительстве одного из самых масштабных объектов ќлимпийской инфраструктуры Ч Ђ—овмещенной (автомобильной и железной) дороги јдлер Ч горноклиматический курорт Дјльпика-—ервисУї. ѕосле его завершени€ ќјќ Ѕамстроймеханизаци€ продолжило строительство транспортной инфраструктуры ќлимпиады.

ѕолна€ уточнЄнна€ верси€ статьи публикуетс€ по многочисленным просьбам читателей.

÷ель статьи — на примере внедрени€ и успешного применени€ AutoCAD Civil 3D в строительной организации, выполн€вшей строительство объектов транспортной инфраструктуры столицы XXII ќлимпийских зимних игр г. —очи, продемонстрировать:

  • ѕреимущества BIM технологий проектировани€ перед 2D проектированием сложных объектов;
  • ѕреимущества применени€ Civil 3D в производственном процессе строительного предпри€ти€;
  • ѕринципиальные возможности применени€ Civil 3D в отрасли транспортного строительства.
Ёта стать€ написана на основе моего выступлени€ на Autodesk University Russia 2013 с некоторыми дополнени€ми и по€снени€ми.

—тать€ предназначена прежде всего руководител€м и инженерам производственных подразделений строительных организаций, инженерам-проектировщикам, а также всем тем, кто находитс€ в поиске программного обеспечени€ дл€ решени€ производственных задач транспортного строительства. Ќадеюсь, что стать€ будет также полезна, кто интересуетс€ BIM технологи€ми проектировани€ и хочет узнать, в чем же ее реальное преимущество.

¬ тексте отсутствует подробное описание приемов и методик выполнени€ далее приведенных примеров. ќ технике выполнени€ некоторых нижеприведенных примеров можно узнать из статей, размещенных в библиотеке сообщества Autodesk и на DWG.RU.

—очи Civil 3D новый ѕанорама

¬ступление

ƒо начала использовани€ AutoCAD Civil 3D в сочинском подразделении ќјќ ЂЅамстроймеханизаци€ї дл€ работы с поступающей проектной документацией в формате dwg. и составлени€ исполнительной документации с крайне низкой эффективностью труда примен€лс€ AutoCAD 2009 LT. ≈го применение, по сути, ограничивалось просмотром и печатью документации. ≈стественно о динамичности и информативности объектов ни какой речи идти не могло. —итуаци€ с частой корректировкой проектной документации и другие производственные задачи требовали нового подхода в их решении.

¬ыбор в пользу AutoCAD Civil 3D был сделан по следующим причинам:

  • «накома€ платформа AutoCAD
  • Ўирока€ область применени€, охватывающа€ все наши потребности и задачи.
  • ƒинамичность объектов
  • √ибкий интерфейс
  • Ўирокий выбор стандартных и дополнительных инструментов.
¬недрение в производственный процесс программного комплекса AutoCAD Civil 3D началось в мае 2010 года. Ѕыло закуплено две лицензии 2011-ой версии с пакетом подписки. ќдин комплект дл€ производственно-технического отдела, другой дл€ геодезической бригады. —отрудники прошли адаптированные обучающие курсы под наши конкретные задачи, на примере выполн€вшихс€ на тот момент объектов. “ак постепенно началось применение Civil 3D на производстве. —начала это была обработка геодезических съемок, подсчет объемов, подготовка данных дл€ выноса в натуру. ѕо мере накоплени€ опыта работы, в программе стали проводить анализ проектных данных, проектирование временных и вспомогательных сооружений, анализ качества выполненных работ. ¬ насто€щее врем€, благодар€ использованию подписки, работаем в Civil 3D 2014 и, таким образом, поддерживаем наше ѕќ в актуальном состо€нии.

ƒалее, с разной степенью подробности, будет представлен опыт применени€ AutoCAD Civil 3D в п€ти проектах, относ€щихс€ к созданию инфраструктуры —очинской ќлимпиады.

1. —овмещенна€ (автомобильна€ и железна€) дорога јдлер Ц горноклиматический курорт Ђјльпика-—ервисї

—очи Civil 3D новый ƒорога

  • ќсобенности объекта:
  • ќгромные объемы работ
  • —жатые сроки строительства
  • „астое отсутствие проектной документации
  • ѕроектна€ документаци€ на бумаге или 2D чертежи
  • Ќаличие ошибок в проекте
  • ƒолгий процесс корректировок и согласований.
¬ услови€х крайне сжатых сроков проектировани€ и строительства этого масштабного объекта очень остро сто€л вопрос со своевременным обеспечением строителей качественной проектной документацией. ¬о избежание простоев мы были вынуждены работать, что называетс€ Ђс колесї, т. е. запрашивать в институтах проектную документацию в электронном виде, печатать ее и выдавать в работу на участки, не дожида€сь, пока документаци€ пройдЄт все "круги": экспертизу, заказчика, генерального подр€дчика и т.п. –азумеетс€, в такой спешке почти невозможно избежать ошибок при проектировании. Ќекоторые из этих ошибок могли стоить подр€дчику и заказчику дес€тки миллионов рублей. ¬ы€вление таких ошибок без создани€ BIM модели и ее анализа почти невозможно.  роме того, в силу той же загруженности проектных институтов, иногда строител€м проще на месте запроектировать временные сооружени€ либо предложить проектные решени€, отвечающие текущей ситуации и фактическим инженерно-геологическим услови€м на объекте, не дожидатьс€ решений института.

Ќижеприведенные примеры демонстрируют, насколько увеличиваетс€ эффективность производственного процесса строительства, а также показывают неоспоримые преимущества BIM технологии, на которой основан AutoCAD Civil 3D перед, все еще имеющим место быть, 2D проектированием сложных объектов.

—кальна€ выемка на 37-ом километре автомобильной дороги

¬ июле 2010 года перед нами поставили задачу разработать сложнейшую барьерную выемку в горном выступе, преп€тствующем прохождению трассы автомобильной дороги јдлер Ц Ђјльпика-—ервисї. ќткос выемки имел максимальную общую высоту 55 м со сложным профилем, состо€щим из п€ти откосных частей по 10 метров высотой с заложением 5:1 и п€ти полок безопасности (берм) шириной 3 м (–ис. 1). »з-за расположени€ строительной площадки на территории —очинского национального парка, а также близкого расположени€ ЋЁѕ 10 к¬ и деривационного тоннел€  раснопол€нской √Ё— проведение буровзрывных работ в этой зоне не представл€лось возможным. Ѕыло прин€то решение о применении гидромолотов на базе экскаваторов дл€ разработки этого скального массива.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 1

–ис. 1. ѕроектное полотно выемки. ѕрофиль

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 2

–ис. 2. ѕроектное полотно выемки. ѕлан

ƒл€ проверки соответстви€ проектных объемов и нагл€дного представлени€ результата предсто€щих работ было решено построить проектную модель полотна выемки. —тоит сразу сказать, что институт такой моделью не располагал, так как этот участок был запроектирован вручную. »сходными данными дл€ восстановлени€ модели были 2D чертежи в dwg. –ельеф был создан из подложки топоосновы. ѕроектный профиль был легко восстановлен из отрезков командой Ђѕреобразовать линию и сплайнї.

Ќа первых этапах из-за отсутстви€ опыта возникли некоторые трудности с подбором необходимых конструкций, но помогли реб€та с форума dwg.ru. ќсновной конструкцией стала Ц ¬ыходЌа–ельефЅермы и элементы общего вида: «веноѕоќткосу»Ўириине, и «веноѕоќткосу ѕоверхности:

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 3

–ис. 3. –асстановка конструкций по поперечникам

ѕодобранные конструкции расставл€лись по проектным поперечным профил€м и в точности их повтор€ли. —ложность данной выемки, помимо общей высоты, еще заключалась в том, что ближе к ее завершению должен устраиватьс€ котлован под устой моста и мостовое полотно. «а выемкой находилс€ каньон реки ћзымта и будуща€ дорога должна пройти над ним уже по мосту (–ис. 2). »так, коридор в соответствии с проектными параметрами был готов.

ѕолученна€ поверхность полотна выемки имела очень серьЄзный дефект, который €вл€лс€ следствием Ђручногої проектировани€ такого сложного участка:

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 4

–ис. 4. ѕлан выемки с дефектом откосной части

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 5

–ис. 5. ѕолотно выемки с дефектом откосной части

Ќа участке, где начиналс€ котлован под устой моста, не был соблюден переход бокового откоса с добавлением дополнительных вертикальными и горизонтальными звень€ми. ¬ результате, откос выемки, на участке котлована, "просел" на 4 м. и сместилс€ от оси на 1м (–ис. 6). ѕри проектировании подобного объекта с применением BIM такие ошибки были бы невозможными на этапе выхода –ƒ, так как специалист всегда мог бы оценить результат визуально.  ак потом сказал один из сотрудников института: Ђ—тудент увлекс€! (копиру€ поперечный профиль)ї.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 6

–ис. 6. ѕоперечный профиль: дефектный и исправленный

“аким образом, была обнаружена ошибка в –ƒ, котора€ могла стоить заказчику многие миллионы рублей за дополнительные работы дл€ исправлени€ откоса и срыва сроков сдачи участка, а мы, как подр€дчики, избежали длительных простоев техники непременно последовавших, если бы это обнаружилось в процесс работ. »ме€ уже готовую BIM-модель и немного ее подкорректировав, мы смогли в тот же день предложить необходимое решение по корректировке профил€ выемки, с учетом профил€ под котлован дл€ усто€ и мостовое полотно, также было предложено увеличить высоту откосной части берм с 10 метров до 12 и уменьшить их количество с п€ти до четырЄх.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 7

–ис. 7. »справленное полотно выемки

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 8

–ис. 7a. »справленное полотно выемки

ƒанное решение было согласовано заказчиком и генеральным подр€дчиком. “аким образом, не дожида€сь выхода откорректированной –ƒ, мы смогли приступить к работам. ¬последствии, предложенное решение было включено проектным институтом в рабочую документацию.  роме того полученна€ модель служила источником всех необходимых данных дл€ геодезических работ.

≈ще одним интересным моментом на этом участком было вы€вление несоответстви€ проектного "черного" рельефа фактическому. ѕри наложении на продольный профиль результатов съемки выполненной непосредственно перед началом работ, разница в максимуме составл€ла +15,22 метров.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 8-9

–ис. 8. —равнение продольных профилей "черного рельефа

“ака€ разница €вилась следствием некорректной обработки результатов воздушного лазерного сканировани€ и последующего слишком сильного прореживани€ точек, а потом просто Ђ«абыли перекинуть ребраї. –азница в объемах работ составила 23 000 кубометров, что соответствовало примерно 20 миллионам рублей. ѕо этой причине так важно всегда внимательно анализировать результат построени€ поверхности на предмет корректного положени€ ребер.

ѕодсчет суммарной длины / глубины 864-х скважин

 ак уже говорилось выше, разрабатывать данную выемку при помощи буровзрывных работ не представл€лось возможным. –азработка началась гидромолотом на базе экскаватора. ¬ начале работ было вы€влено несоответствие проектной геологии. ”становлено, что горный массив состо€л из скальных грунтов 8 Ц 9 группы, которые не поддаютс€ разработке гидромолотом без предварительного рыхлени€. ƒл€ уменьшени€ прочности грунта на отрабатываемом горизонте и возможности применени€ гидромолотов, предусматривалось устройство скважин Ø150мм. глубиной 3м, с сеткой бурени€ 2×2м. ѕрименение других невзрывных методов (расшир€ющиес€ вещества и др.) экономически более затратно и потребовало бы очень большого временного периода, что в услови€х строительства ќлимпийского объекта было недопустимым.

»з-за загруженности института, подсчет суммарной длины (глубины) скважин дл€ включени€ в сметную документацию лег на плечи непосредственных исполнителей, т.е. нас. » тут Civil 3D оказалс€ снова незаменимым помощником. —мысл решени€ заключаетс€ в подсчете суммы разниц отметок верха и низа скважин, если бы они бурились от поверхности рельефа до проектной отметки полотна выемки.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 9

–ис. 9. “очки верха и низа скважин в пространстве

»дею этого способа € почерпнул из статьи ƒмитри€ “ищенко, в которой он описывал технологию подсчета длин свай. ¬ AutoCAD Civil 3D такой подсчет реализовать проще, так как в его функционале уже имеютс€ встроенные Ђдинамические блокиї (в данном случае точки COGO) и инструменты, с помощью которых ими легко управл€ть и систематизировать.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 10

–ис. 10. ѕодсчет суммарной длины скважин

Ѕлагодар€ применению AutoCAD Civil 3D и MS Office, без создани€ специальных динамических блоков и приемов программировани€, задача по подсчету длин 864-х скважин была выполнена за четыре часа. Ётот период включал в себ€ врем€ на поиск алгоритма действий и отработку нескольких тупиковых вариантов.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 11

–ис. 11. “рехмерные стволы скважин

”же в процессе самой разработки выемки при помощи Civil 3D контролировалось качество выполн€емых работ за счет автоматической обработки тахеометрических съемок и визуальной оценки результата. Ќа основе материалов съемок, при помощи инструмента "—ечение" автоматически создавались поперечные профили дл€ исполнительной документации.

»тогом этого проекта стала разработанна€ выемка

—очи Civil 3D новый ¬ыемка

–езультаты применени€ Civil 3D на объекте:

  • ќбнаружение серьезного дефекта
  •  орректировка рабочей документации
  • —огласование изменений с заказчиком
  • ”точнение объемов работ
  • ѕолучение информационной модели
  • Ќачало работ

“ехнологический заезд

 ак и любую другую выемку, разрабатывать еЄ необходимо было сверху. —амой сложной практической задачей на этом объекте стала доставка техники к верхнему заложению выемки. ƒл€ этого проектом предусматривалась отсыпка технологического заезда с отметки +406 м. до +441м. уклоном 180Й, и далее устройство пионерного заезда в виде серпантина к верхнему заложению.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 12

–ис. 12. ѕлан технологического заезда

ѕроектное решение по этому сооружению поступило к нам в виде 2D чертежей. ѕри этом объем по ведомости работ показалс€ нам заниженным. Ѕыло решено проверить объем, построив модель объекта. ѕри помощи самого простого коридора, за 15 минут была получена модель объекта.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 13

–ис. 13. “онированна€ модель заезда

ѕроверка показала, что при проектном объеме около 28 000 кубометров фактический проектный объем составил 32 000 кубометров. ¬ы€вленна€ разница соответствовала примерно четырЄм миллионам (!) рублей: этот убыток удалось предотвратить за 15 минут работы в Civil 3D. ѕродемонстрировав заказчику графическое представление расчета объема, мы обосновали разницу и включили еЄ в стоимость работ.

–езультаты применени€ Civil 3D на объекте:

  • ¬ы€влено несоответствие проектных объемов
  • √рафически представлен расчет объемов
  • ќткорректирована стоимость работ по объекту
  • ѕолучена информационна€ модель объекта
  • Ќачало работ.

ѕереезд через деривационный трубопровод

ѕосле завершени€ разработки выемки, дл€ дальнейших работ по возведению моста и проезда строительной техники необходимо было выполнить временный проезд, с переездом через деривационный трубопровод. ≈го сложность заключалась в том, что он начиналс€ на выходе ранее разработанной выемки, далее проходил в полувыемке, в скальном массиве и далее переходил в насыпь с переходом через трубопровод. ѕроект этого проезда был выполнен также в 2D виде, с €вным несоответствием планового положени€ и рельефа местности и как следствие объемы работ были посчитаны некорректно.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 14

–ис. 14. “онированна€ модель проезда

Ќа основе имевшейс€ модели местности и полотна выемки, этот проезд был запроектирован без особых усилий, и полученные результаты мы включили в рабочую документацию с корректировкой ведомости работ.

—пециальное вспомогательное сооружение и устройство

  концу разработки выемки нам поставили задачу срочно отсыпать —¬—и”1 дл€ подъема бурильных установок к верхнему заложению соседней выемки дл€ устройства буронабивных свай подпорной стены. «адача была поставлена, но проекта не было. «десь снова нас выручил Civil 3D. Ќа основе чертежей по устройству ростверка подпорной стены, нами был запроектирован технологический заезд дл€ бурильных установок. ѕроектирование зан€ло от силы полтора часа. ѕолученные чертежи были включены в рабочую документацию, согласованы в производство работ заказчиком, и работа по отсыпке заезда началась на следующий день.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 15

–ис. 15. ѕлан —¬—и”1

¬ проектировании этого объекта есть один интересный момент. ѕросматрива€ один из форумов, € нашел тему, в которой представитель института проектирующего это —¬—и”1, задавал вопрос: Ђ ак автоматически вычертить откосы с заданным заложением в "голом" AutoCAD, располага€ только 2D подложкой рельефа из полилиний того самого участкаї. Ќа что € ответил, что мы уже запроектировали этот заезд и уже ведутс€ работы. Ёто очередной €ркий пример преимущества Civil 3D перед 2D проектированием.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 16

–ис. 16. “онированна€ модель —¬—и”1

ѕожарный водоем

—ледующим крупным объектом, при реализации которого Civil 3D сыграл значительную роль, стал Ђѕожарный водоемї (часть проекта —овмещенной дороги). ѕожарный водоем представл€л из себ€ выемку объемом 550 тыс. кубометров на склоне горы. „асть из вынимаемого грунта предназначалась дл€ дальнейшего использовани€ в качестве материала дл€ отсыпки дорог, а часть грунта, как непригодный, подлежала вывозке в отвал.

«адачей нашей компании стала отработка объекта в четком соответствии с проектными параметрами с учЄтом того, что контроль со стороны –остехнадхора и природоохранных служб на ќлимпийской стройке был очень жестким. ƒл€ этого требовалось восстановить модель объекта дл€ нагл€дного представлени€ объекта, проверки объемов, а также дл€ получени€ всех необходимых данных дл€ геодезической бригады. ѕроектные данные были представлены в виде поперечных профилей, плана и профил€.  ак и на выемке на ѕ  368, восстановить модель объекта удалось при помощи подбора конструкций, построени€ коридора и инструментов профилировани€. ѕолученна€ модель позволила получить нагл€дное представление о будущем объекте, проверить объемы работ, получить все необходимые данные дл€ выноса в натуру. ¬ дальнейшем модель служила эталоном при оценке выполненных работ на соответствие проекту. Ќаличие проектной модели позвол€ло при отработке откоса на сечени€х легко определить отклонени€ в ту или иную сторону. Ќеоценимую помощь Civil 3D оказывал в подсчете ежемес€чно выполн€емых работ, позвол€€ это делать за какие-то минуты и с точностью, несравнимой с подсчетами по поперечным сечени€м.

2. ћедиадеревн€ на отм. +960 м. в п.  расна€ пол€на

—очи Civil 3D Ќовый ћедидеревн€

ѕосле завершени€ работ на выемке наша компани€ приступила к работам по устройству котлованов под гостиничные комплексы в ќлимпийской ћедиадеревне на отметке +960 м. в п.  расна€ пол€на. «аказчик поставил задачу Ц подготовить котлованы под фундаменты гостиничных комплексов. »з исходных данных в нашем распор€жении были только чертежи бетонировани€ фундаментной плиты и съемка исходной поверхности. ѕри помощи Civil 3D, в соответствии с требовани€ми —Ќиѕ, удалось быстро построить модели котлованов и оценить объемы работ, а также смогли с большой точностью прикинуть стоимость работ по каждому из котлованов.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 17

–ис. 17. ѕлан котлована совмещенный с чертежом фундамента

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 18

–ис. 18. “онированна€ модель котлована с переменой глубиной

¬сего было запроектировано п€ть котлованов. Ќа проектирование каждого уходило не более 2-3 часов. ѕри проектировании примен€лись инструменты профилировани€, характерные и структурные линии, и несложные коридоры.

“аким образом, име€ всю необходимую информацию дл€ выноса в натуру, мы смогли в кратчайшие сроки приступить к работам с €сным представлением об объемах работ, их стоимости и имели нагл€дное представление о конечном результате.

3. јхштырское месторождение известн€ков

—очи Civil 3D новый јхтырское

ѕо окончании отработки Ђѕожарного водоемаї, в декабре 2011 года нашей компании поручили разработку Ђјхштырского месторождени€ известн€ковї, которое было призвано обеспечить потребность олимпийской стройки в инертных материалах. ѕо проекту запасы данного месторождени€ оценивались в 2.154 млн. кубометров и объем вскрышных работ составл€л 232 тыс. кубометров в плотном теле.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 19

–ис. 19. ѕлан карьера на конец отработки

Ќа основе уже накопленного немалого опыта вы€влени€ вс€кого рода несоответствий при проверке проектной документации, мы прин€ли решение не заключать контракт до всестороннего анализа проекта. ѕроектные данные поступил к нам все в том же 2D dwg, но позвол€ли быстро восстановить рельеф, подошву вскрыши, подошву полезного ископаемого. Ќа основе топографического плана был восстановлен рельеф, по гипсометрическому плану кровли восстановлена поверхность вскрыши. ѕри сравнении геодезической съемки и проектного рельефа отклонений вы€влено не было, зато было вы€влено несоответствие подсчета объема вскрышных работ на 22 тыс. кубометоров в сторону увеличени€. Ёта разница была доказана заказчику и проектной организации и была учтена при заключении контракта. ¬осстановление модели чаши карьера производилось с применением коридора и структурных линий дл€ уступов и откосных частей. ѕолученна€ модель послужила основой концепции "электронного" карьера, а также служила источником данных дл€ геодезической разбивки.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 20

–ис. 20. ћодель чаши карьера

 онцепци€ Ђэлектронного карьераї подразумевает создание модели месторождени€, котора€ позвол€ет оперативно отслеживать выполнение горных работ, планировать горные работы, контролировать качество отработки бортов, вести учет добытых объемов, автоматически пополн€ть маркшейдерскую документацию, вести проектирование уступов, съездов/заездов и т.п. Ётот подход был с успехом реализован на јхштырском месторождении.

ƒл€ контрол€ над ходом отработки на поле карьера, при помощи трасс, была создана сеть 50×50м продольных и поперечных профилей.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 21

–ис. 21. ѕродольный профиль карьера

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 22

–ис. 22. ѕлан карьера и профили

ѕрофили позвол€ли ежемес€чно контролировать ход отработки и вносить корректировки при вы€влении отклонений. ¬ дальнейшем, каждые полгода, на основе полученных профилей и планов, почти в автоматическом режиме, составл€лась маркшейдерска€ документаци€.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 23

–ис. 23. „аша карьера. 3D вид

4. “ехнологическа€ дорога в с. –аздольное

¬ но€бре 2012 года из-за наступлени€ сезона дождей наш заказчик поручил нам в срочном пор€дке отсыпать технологическую дорогу, с частичной реконструкцией существующей грунтовой дороги, дл€ движени€ грузового транспорта к строительной площадке по возведению жилых домов дл€ волонтеров. “ак как работы были незапланированными, естественно, ни о каком проекте не было и речи, заказчик предлагал выполнить работы что называетс€ Ђна глазокї.

ƒл€ определени€ цены контракта нужно было срочно подсчитать объемы работ. ѕри дальности транспортировки грунта дл€ отсыпки в 53 км каждый куб становилс€ Ђзолотымї. — нашей стороны было решено выполнить геодезическую съемку местности прохождени€ трассы будущей дороги и представить на ее основе проектное решение с подсчетом объемов предсто€щих работ.

Ќа основе материалов геодезической съемки была создана ÷ћћ. ѕо профилю рельефа подбиралось оптимальное плановое и высотное положение трассы. — применением самых простых элементов конструкций был построен коридор. ѕоверхность, полученна€ по коридору послужила источником данных дл€ подсчета объемов земл€ных работ и геодезической разбивки. ѕри проектировании были учтены все особенности рельефа местности и существующие коммуникации.

ѕри помощи команды Ђѕроездї была произведена быстра€ оценка корректности построени€ коридора и поверхности по всей трассе. Ќа участке прот€женностью 1840 метров запроектировано земл€ное полотно дороги в объеме 4.4 тыс. кубометров; устройство перехватывающего водоотводного кювета в объеме 1110 кубометров, прот€женностью 1560 метров; определены места установки п€ти водопропускных труб.

—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 24

–ис. 24. ¬ыполнение команды Ђѕроездї

“аким образом, на стадии планировани€ работ (в том числе, геодезических) за два дн€ была спроектирована технологическа€ дорога с учетом пожеланий заказчика и существующей ситуации. ѕолучено полное представление об объемах предсто€щих работ, их стоимости. «аказчик подписал полученные чертежи в производство работ, в соответствии с которыми работы были выполнены. ѕри подсчете фактически выполненных объемов разница с проектом составила примерно 3%. —оставление исполнительной документации на этот участок зан€ло всего пару часов, а, т. к. в наличии имелс€ BIM проект, оставалось только добавить материалы исполнительной геодезической съемки на план, сечени€ и продольный профиль.

5. ќлимпийский парк. ѕодготовка площадей под укладку асфальтобетонного покрыти€

—очи Civil 3D новый ѕарк

— начала декабр€ 2012 года мы приступили к выполнению работ по подготовке площадей ќлимпийского парка под укладку ј/Ѕ покрыти€. «аказчик (√  ќлимпстрой) поставил жесткие требовани€ по отклонени€м высотных отметок +2см; - 3см. ѕри этом требовалось выполн€ть не менее 1000 м2 в сутки. ѕри такой точности и в отсутствии систем автоматизированного управлени€ строительной техникой задача становилась почти не выполнимой. „тобы добитьс€ требуемой точности в приемлемые сроки с минимальными затратами нужно было применит нестандартные способы работы. –ешением поставленной задачи стало применение, при анализе результатов геодезических съемок подготавливаемых участков, стил€ поверхности Ђƒиапазон высотї. — помощью этого стил€ можно графически отобразить области требующие срезки или досыпки либо области уже готовые к сдаче. Ќа вы€вленные таким образом области с отклонени€ми очень легко давать корректирующие поправки т.к. визуально можно определить их границы и не испортить уже готовые площади. —ходу решить данную задачу оказалось не возможным т.к. поверхности, созданные по материалам съемок, не обладают нужным свойством в виде отметки указывающей разницу между фактической и проектной поверхностью. “аким свойством обладает Ђповерхность TIN дл€ объемаї, котора€ создаетс€ как раз дл€ определени€ разницы между проектом и фактом.
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 25

–ис. 25. —оздание поверхности дл€ объема

“еперь самое главное: задаем поверхности стиль "ƒиапазон высот" на вкладке јнализ задаем число диапазонов - 3, нажимаем кнопочку - выполнение анализа; устанавливаем лимиты диапазонов в соответствии с требованием заказчика (-∞:-3], [-3:2], [2:+∞), по желанию задаем цвета диапазонов, жмем ќ !
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 26

–ис. 26. Ќастройка параметров анализа

ѕеред нами предстает картина, на которой видны участки обозначенные синим и оранжевым оттенком, требующие доработки, зеленые участки, где высотные отметки наход€тс€ в заданном допуске -3;+2:
—очи Civil 3D ќпыт 1 рис 27

–ис. 27. јнализ поверхности

¬ыдать корректирующие поправки в таком случае очень просто, т.к. безошибочно можно определить границы мест требующих доработки. ¬ пределах контуров неготовых участков расставл€ем по проектной поверхности корректирующие точки, при этом задаем им необходимое описание дл€ добавлени€ их по этому признаку в группу.

“ак, благодар€ применению вышеописанных, нехитрых приемов удалось повысить производительность труда производственных звеньев минимум в два раза, с достижением почти идеального качества работ.

Ѕольшим плюсом на этом объекте оказалось, что организаци€, выполн€вша€ проект вертикальной планировки ќлимпийского парка, работала в Civil 3D. Ѕлагодар€ работе на одной платформе нам не требовалось производить дополнительных действий дл€ конвертации поверхностей. Ѕыло очень удобно работать с первичными файлами и не переживать за искажени€ данных при их переносе из разных программ.

«аключение

Ѕлагодар€ применению AutoCAD Civil 3D, наша компани€ совершила технологический прорыв. «а счет исключени€ простоев и своевременного обеспечени€ проектной документацией нам удалось значительно увеличить производительность механизированных комплексов и геодезической бригады, повысить качество выполн€емых работ за счет оперативного контрол€, сократить общие сроки строительства участков, снизить издержки производств и сэкономить дес€тки миллионов рублей бюджетных денег.

Civil 3D позволил анализировать проекты на стадии заключени€ контракта и вы€вл€ть все возможные Ђподводные камниї, тем самым, исключа€ выполнение бросовых работ и т.п.; позволил заранее, с большой точностью просчитывать объемы предсто€щих работ, проводить визуальный анализ предполагаемого конечного результата проектировани€ и строительства.

ѕриведенные выше примеры Цлишь мала€ часть успешно выполненных проектов, при реализации которых Civil 3D сыграл очень важную роль. ѕодобные задачи мы с успехом решаем при помощи Civil 3D в своей повседневной работе.

¬ыводы

ƒл€ повышени€ конкурентоспособности и экономической эффективности любой организации, зан€той в строительстве объектов транспортной инфраструктуры, крайне необходимо наличие собственной инженерно-проектной группы, способной проводить всесторонний анализ поступающих проектных данных, оперативно вносить корректировки отвечающие требовани€м проекта и выдавать техническое решение дл€ производства работ.

AutoCAD Civil 3D, с его возможност€ми, полностью отвечает требовани€м дл€ решени€ инженерно-технических проблем и может стать незаменимым инструментом позвол€ющим решить любые производственные задачи, св€занные с проектированием.

ќпира€сь на собственный опыт, с уверенностью могу сказать: экономические затраты на создание и содержание такой группы не сопоставимы с возможными убытками возникшими вследствие необоснованно прин€того решени€, просто€ техники или наоборот, с прибылью, возникшей при прин€тии правильного технического решени€.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: –аботаешь в »“, остерегайс€ говорить о платформах
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2020 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.