¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 июн€ 2015

—јѕ–: бизнес со скоростью света

јлександр ћеханик

јлександр ћеханик

ќт редакции isicad.ru: ќригинал этой статьи опубликован 29 июн€ в є26-27 (950) журнала ЂЁкспертї, редакци€ которого любезно разрешила порталу isicad.ru данную перепечатку.

ѕросим аудиторию нашего портала учесть, что оригинал ориентирован и на тех многочисленных читателей журнала ЂЁкспертї, которые близко не знакомы с областью инженерного софтвера и нуждаютс€ в по€снении р€да стандартных терминов и известных фактов нашей отрасли. ¬ р€де случаев по€сн€ющие фрагменты оригинала заменены нами на соответствующие ссылки к PLMpedia. ќбратите также внимание на то, что в конце статьи, как и в оригинале, помещены некоторые дополнительные материалы, а также Ч общие выводы, сформулированные автором на основе мнений, высказанных упом€нутыми в статье авторитетными специалистами. ќбща€ структура публикации такова:

  • —јѕ– и еЄ возможности
  • —осто€ние рынка
  • –оссийска€ проблема
  • ƒве стратегии
    • √осударственна€ корпораци€
    •  онсорциум рыночных игроков
    • ѕозици€ государства
  • ƒополнительные материалы
    • —ложности перехода
    •  ак быть с операционной системой
    • »стори€ вопроса
  • ¬ыводы


–екомендуем познакомитьс€ в ¬икипедии с богатой и впечатл€ющей профессиональной биографией автора.

—о скоростью света введение


—овременное машиностроение невозможно без —јѕ– и PLM-систем. ќднако –осси€ оказалась здесь в опасной зависимости от иностранных разработок. —оздание отечественного программного обеспечени€ потребует объединени€ усилий разработчиков и машиностроителей.


¬ промышленном мире происход€т коренные изменени€. √раница между реальным и виртуальным миром постепенно стираетс€; современные информационные и коммуникационные технологии объедин€ютс€ с Ђклассическимиї промышленными процессами, кардинально мен€€ привычный образ производства. ѕо€вл€етс€ возможность представлени€ в цифровой форме всего жизненного цикла любого издели€ или сооружени€, от проектировани€ до утилизации.

Ђ—егодн€ можно спроектировать, сконструировать, рассчитать и смоделировать практически любое изделие вне зависимости от его сложности, а также разработать технологию его изготовлени€ и спланировать процесс его производства. ћожно провести все необходимые испытани€ и отследить всю историю эксплуатации продукта, не выход€ за пределы цифрового мираї, Ч объ€сн€ет Ћоран ¬альрофф, генеральный директор представительства французской компании Dassault Systemes в –оссии и странах —Ќ√.

Ёто состо€ние современной промышленности и всего материального производства закладывалось в конце 80-х Ч 90-е годы прошлого века. Ђќно революционно и беспрецедентно, Ч говорит начальник отдела комплексной автоматизации корпорации У”ралвагонзаводФ ¬адим  узин. Ч ¬ нем стираетс€ грань между физическим изделием и его цифровой моделью. Ќе случайно это состо€ние получило название Commerce At Light Speed, то есть бизнес со скоростью светаї.

ядром всего комплекса программ, процедур, правил и соответствующей документации систем обработки информации, обеспечивающих цифровое преобразование промышленности, €вл€етс€ система автоматизированного проектировани€, или —јѕ–, Ч аббревиатура, ставша€ в русском €зыке фактически самосто€тельным словом.

Ќо пока российска€ промышленность попала в значительную зависимость (в некоторых отрасл€х экономики Ч в стопроцентную) от импортного инженерного программного обеспечени€, лежащего в основе цифрового преобразовани€. ¬ современных услови€х потенциально это может грозить остановкой важнейших оборонных и опасных производств, а то и сознательного вывода их из стро€ (достаточно вспомнить загадочную историю с остановкой иранских центрифуг дл€ обогащени€ урана в 2010 году).  ак считает руководитель дивизиона PLM инжинирингового центра ћ¬“” им. Ѕаумана ¬италий ћорозов, Ђмы стоим перед угрозой глобальной IT-катастрофыї

—о скоростью света 2

ћодуль исполнительного привода ¬Ќ»» Ђ—игналї ( овров)

—јѕ– и еЄ возможности

 ак объ€сн€ет ћаксим ≈горов, генеральный директор компании ЂЌанософтї, одного из ведущих российских разработчиков —јѕ–, Ђ—јѕ– Ч это совокупность современных средств проектировани€ всего, что может быть изготовлено. ’от€ не все, что изготавливаетс€, пока проектируетс€ с помощью —јѕ–, но это именно покаї.

ЂЅлагодар€ сочетанию возможностей —јѕ– и применению такого современного оборудовани€, как роботы и станки с „ѕ”, а также современных технологий, например аддитивных, по€вл€етс€ возможность построить автоматизированное производство, в котором человек участвует только на стадии проектировани€ издели€ и отладки работы цехаї, Ч говорит член-корреспондент –јЌ, генеральный директор Ќационального института авиационных технологий ќлег —ироткин.

ѕомимо всего прочего, —јѕ– позвол€ет проводить проектные работы Ђв облакеї, то есть в режиме удаленного доступа, что позвол€ет интегрировать усили€ специалистов нескольких предпри€тий. »спользование облачных технологий применительно к —јѕ– и PLM-системам** существенно облегчает использование аутсорсинга и встраивание разных компаний в технологические цепочки, дела€ эти цепочки динамическими. “акие цепочки могут быть публичными Ч тем самым они знаком€т экономических агентов с по€вл€ющимис€ возможност€ми и существенно облегчают работу в режиме аутсорсинга и кооперации.

 лассификаци€ —јѕ–

 лассификаци€ —јѕ–

¬ машиностроении —јѕ– становитс€ частью получающих все большее распространение PLM-систем.  ак замечает ќлег —ироткин, Ђосновной признак, который отличает современное машиностроительное предпри€тие от традиционных, Ч это то, есть ли у него полна€ замкнута€ система PLM-решенийї.

ј главный конструктор цифровых систем проектировани€ ќјќ Ђ амј«ї, одного из самых продвинутых российских предпри€тий в использовании цифровых технологий, јлексей ѕуртов, по€снил, что на  амј«е уже убедились: Ђ–еальна€ эффективность использовани€ цифровых технологий достигаетс€ только когда все работы на предпри€тии идут в едином информационном пространствеї.

Ќо таких компаний в –оссии пока мало. Ђћы уже потер€ли двадцать лет. ¬ ближайшие годы наличие цифровых моделей любых сложных изделий, например самолетов, автомобилей, атомных реакторов и результатов их цифровых, виртуальных испытаний, станет об€зательным требованием регулирующих органов большинства стран, Ч объ€сн€ет ¬адим  узин. Ч » все те, кто не имеет таких моделей, будут выдавлены с рынкаї.

“ем не менее, не все так плохо в –оссии. ѕо мнению Ћорана ¬альроффа, представл€ющего в –оссии ведущего мирового разработчика и производител€ PLM-систем французскую компанию Dassault Systemes, Ђв –оссии почти не осталось предпри€тий, которые проектируют на кульмане. Ѕольшинство уже перешло на применение различных 3D-приемов. Ќо в том, что касаетс€ создани€ целостной цифровой цепочки, от разработки до производства, эксплуатации и послепродажного обслуживани€, этого, наверное, еще недостаточно. “ем не менее есть примеры в автопроме, в авиапроме, где созданы такие цифровые цепочки. Ќе до конца, не на том уровне, как у ведущих мировых производителей, но очень близкої.

—осто€ние рынка

ќбзор мирового и российского рынка —јѕ– составлен на основе информации, любезно предоставленной ЂЁкспертуї специалистами компании ЂЌанософтї и редакцией —јѕ–-портала isicad.ru.

¬ насто€щее врем€ на российском рынке инженерного программного обеспечени€ (ѕќ) доминируют западные компании: на их долю, по некоторым оценкам, приходитс€ до 80% объема продаж —јѕ–. ¬едущими игроками на российском и мировом рынках €вл€ютс€ Dassault Systemes, Autodesk, Siemens PLM Software и PTC.

¬ мире объем рынка —јѕ– в 2013 году составил около 8 млрд долларов. —огласно оценкам консалтинговой компании Tech Navio, в ближайшие три года индустри€ —јѕ– будет расти в среднем на 8,6% в год.

¬ –оссии объем рынка программного обеспечени€ —јѕ– дл€ машиностроени€ в ценах вендоров превысил в 2013 году 220 млн долларов. ј ежегодный рост, по оценке аналитиков компании IDC, в 2010Ц2013 годах находилс€ в интервале от 12 до 23%.

—реди российских компаний Ч вендоров —јѕ– и инженерного ѕќ наибольшие доли рынка занимают ј— ќЌ, ЂЌанософтї, Ђ—и—офт девелопментї, Ђ“оп-системыї, √  јƒ≈ћ, Ђ—ѕ–”“-“ехнологи€ї, Ќ“÷ Ђ√ећћаї, ЂЌ»ѕ-»нформатикаї, Ќ“ѕ Ђ“рубопроводї, Ђ“еcисї и Ќ“÷ јѕћ.

Ќесмотр€ на значительное преимущество западных вендоров, отечественные разработчики —јѕ– присутствуют практически во всех сегментах российского рынка, в наибольшей степени Ч в машиностроении и строительном проектировании.

 ак объ€сн€ет –оман —оболев, руководитель PLM-практики компании Ђ“ехносерв консалтингї, в отечественном производстве есть р€д особенностей, которые даже лидирующие иностранные PLM-платформы закрыть не способны. ¬ первую очередь это касаетс€ области технологической подготовки производства, где западные вендоры не могут похвастатьс€ полной поддержкой требований российских стандартов. ѕоэтому здесь прав€т бал локальные производители.

¬ажное преимущество российского рынка ѕќ Ч его конкурентность. ѕо словам генерального директора компании ЂЅриксис “екноледжис –ашаї ƒмитри€ ”шакова, трудно себе представить, что найдетс€ кака€-то задача, дл€ решени€ которой подойдет только одна из представленных на рынке —јѕ–. Ќаверн€ка ее можно будет успешно выполнить с помощью сразу нескольких конкурирующих друг с другом программ. Ђ≈сли российска€ промышленность будет возрождатьс€, Ч говорит ƒмитрий ”шаков, Ч то перспективы роста рынка —јѕ– самые радужные. –ынок вырастет, наверное, вдвое, а может, даже больше. ѕроблема только в политике правительстваї.

ћеханик стать€ 4

–аспределение рынка между интеграторами по количеству проектов внедрений —јѕ– за 2012-2014 годы

–оссийска€ проблема

Ђ—ущественной проблемой российских разработчиков инженерного ѕќ €вл€етс€ нехватка финансировани€, Ч говорит –оман —оболев. Ч ќни попали в замкнутый круг: нет больших проектов внедрени€ Ч не хватает денег на развитие и продвижение продукта Ч недостаточна€ степень узнаваемости решений Ч как следствие, нет больших проектов внедрени€. ¬ таких услови€х западным вендорам было не очень сложно завоевать в –оссии целые индустрии. Ќапример, Siemens PLM вошла в отечественный авиапром, пробива€ себе дорогу с помощью кейсов ѕќ, отработанных на таких гигантах, как Boeing и Airbusї.

Ђ¬се эти годы мы создавали решени€ на основании тех рыночных потребностей, которые были в нашей стране, Ч объ€сн€ет ƒмитрий ќснач, директор по маркетингу компании УјсконФ, крупнейшего российского разработчика —јѕ–, Ч и инвестировали столько, сколько могли, поскольку развивались только на собственную прибыльї.

“олько государственна€ программа модернизации оборонно-промышленного комплекса, запущенна€ в последние годы, создала предпосылки и дл€ формировани€ полноценного российского рынка программного обеспечени€. ј санкции заставили государство обратить на него внимание.

 омментиру€ сложившеес€ положение, директор департамента развити€ отрасли информационных технологий ћинистерства св€зи и массовых коммуникаций –оссийской ‘едерации ≈вгений  овнир отметил: Ђ–осси€ столкнулась с ситуацией, когда информационные технологии используютс€ в качестве рычага политического давлени€. Ёто одна из причин того, что необходимо в течение ближайших дес€ти лет обеспечить технологическую независимость страны в этой областиї.

ƒанную задачу в ћинкомсв€зи планируют решить, опира€сь на ведущие отечественные »“-компании.

¬ зависимости от разновидности и сложности объектов проектировани€ —јѕ– и PLM-системы условно подраздел€ютс€ на три класса:

  • легкий: низкосложные объекты, количество составных частей Ч до 100;
  • средний: среднесложные объекты, от 100 до 10 тыс. частей;
  • т€желый: высокосложные объекты, свыше 10 тыс. частей.
 ак по€сн€ет ƒмитрий ќснач, ЂPLM-системы и —јѕ– т€желого класса Ч это системы, которые способны проектировать, поддерживать, и дальнейшим образом измен€ть такие огромные издели€, как самолет и его составные частиї. “€желых систем в мире всего три: это CATIA французской компании Dassault Systemes, система NX, права на которую сейчас принадлежат Siemens, и система Creo американской компании PTC. ѕри этом, хот€ Dassault Systemes и Siemens Ц не американские компании, большинство инженерных программных продуктов на рынке Ч американские. ” той же Dassault Systemes программный комплекс —јѕ– SolidWorks Ч разработка одноименной американской корпорации. Siemens Ч немецка€ компани€, но ее подразделение Siemens PLM Software Ч полностью американска€ фирма.

—јѕ– российских компаний т€желого уровн€ пока не поддерживают. ѕоэтому самые продвинутые отечественные машиностроители используют иностранные разработки. Ќапример,  амј« Ч продукты Siemens, Ђ√ражданские самолеты —ухогої Ч компаний Siemens PLM и Dassault Systemes.

 ак только были объ€влены антироссийские санкции, американские разработчики ѕќ Microsoft, Oracle, Symantec и HP присоединились к ним. » отказали в обслуживании попавшим в санкционный список компани€м из –оссии.  рупнейший разработчик инженерного программного обеспечени€ Autodesk тоже разослал российским клиентам уведомление о том, что отныне прекращает поставку программных продуктов и их обновлений всем партнерам, на которых распростран€ютс€ санкции.

ѕоскольку лицензии у этих компаний бессрочные, предпри€ти€ могут продолжать пользоватьс€ теми лицензи€ми, которые приобрели раньше, по€сн€ет ƒмитрий ”шаков. “о есть непосредственной угрозы дл€ наших предпри€тий пока нет Ч за исключением того, что они лишились возможности обновл€ть версии программных продуктов и использовать новые функции, улучшени€ и исправлени€ ошибок, без которых не обходитс€ никакое программное обеспечение. ќднако недавно Autodesk объ€вила, что со следующего года прекращает продажу бессрочных лицензии и будет лишь сдавать свое ѕќ в аренду. Ёто означает, что предпри€тие не сможет использовать это ѕќ, не оформив аренду. ясно, что переход на аренду может полностью заблокировать работу предпри€тий, попавших под санкции.

ѕока что Ђсравнивать российские разработки —јѕ– и PLM-систем с зарубежными аналогами где-то допустимо, но где-то даже абсурдно, Ч считает ¬италий ћорозов. Ч  роме того, есть программное обеспечение, которое у нас вообще никем не разрабатываетс€ї. ’от€ до сих пор проблема заключалась не в том, что российские компании были не способны создать весь комплекс необходимого ѕќ, а в том, что до недавнего времени российский рынок не востребовал его в том объеме, который оправдывал бы средства, необходимые дл€ такой разработки.

ƒмитрий ”шаков обращает внимание на то, что Ђлидеры мирового рынка, такие как Autodesk, Dassault Systemes, Siemens, имеют штаты по несколько тыс€ч сотрудников. ќни зарабатывают в год миллиарды долларов, инвестируют сотни миллионов долларов в разработку новых продуктов и в развитие существующихї. ƒл€ сравнени€: выручка крупнейшего российского разработчика —јѕ– компании ј— ќЌ составила в 2014 году 1 млрд рублей (около 20 млн долларов). Ђ–оссийские компании тоже вкладывают какую-то часть выручки в разработки и исследовани€, но разница пон€тнаї, Ч заключает ”шаков.

ќднако большинство опрошенных ЂЁкспертомї специалистов считают, что в стране, где с нул€ была создана авиационна€, космическа€ и атомна€ промышленность, возможность по€влени€ полноценной отрасли инженерного программного обеспечени€ не вызывает сомнений. “ем более что –осси€ в области программировани€ Ц весьма продвинута€ страна, в том числе, благодар€ национальным особенност€м инженерного образовани€. ƒело в том, что при проектировании —јѕ– требуютс€ не просто программисты, но математики, а наше инженерное образование со времен ———– сильно именно математикой. ѕроблема лишь в выборе рациональной стратегии развити€ отрасли.

¬ чем сход€тс€ все, с кем мы побеседовали, так это в том, что одно лишь импортозамещение слишком вторично, чтобы быть целью такой грандиозной, не побоимс€ этого слова, задачи. Ђ¬ слове УимпортозамещениеФ содержитс€ указание на какую-то второсортность отечественного разработчика. ” нас нет задачи УимпортозаместитьФ. Ќаша задача Ч попытатьс€ в тех местах, где у нас есть серьезные заделы, совершить прорыв, и с полученными результатами выйти на рынок зарубежных странї, Ч по€сн€ет ћаксим ≈горов из ЂЌанософтаї.

ћеханик стать€

ћоделирование работ на шлифовальном шестикоординатном станке модели —-300¬ Ќ»ѕ“» Ђћикронї (¬ладимир)

ƒве стратегии

¬ ходе наших обсуждений перспектив разработки отечественного инженерного программного обеспечени€ вы€снилось, что взгл€ды на организацию этих работ, на взаимоотношени€ между государством и разработчиками и в целом на стратегию развити€ отрасли достаточно сильно различаютс€.

√осударственна€ корпораци€

¬ декабре 2014 года ћ√“” им. Ќ. Ё. Ѕаумана,  азанский авиационный институт им. ј. Ќ. “уполева и правительство –еспублики “атарстан в присутствии первого замминистра промышленности –‘ √леба Ќикитина подписали соглашение о создании на территории республики консорциума по разработке отечественных инженерных продуктов полного цикла. ѕредполагаетс€, что в него войдут представители всех заинтересованных государственных и частных корпораций, таких как  амј«, ќј , ќ— , ќ¬«, ќƒ , Ђ–осатомї, ведущих разработчиков ѕќ, научных и образовательных учреждений, которые сформируют управл€ющий комитет консорциума. ¬ рамках консорциума планируетс€ учредить акционерное общество, в котором будут сосредоточены архитекторы системы и программисты, зан€тые разработкой основного комплекса программного обеспечени€.

ќсновную команду разработчиков, числом не менее двух тыс€ч человек, предполагаетс€ сосредоточить в созданном дл€ этого акционерном обществе. ѕо замыслу инициаторов, по€вление такой компании может стать первым шагом дл€ создани€ в будущем »“-госкорпорации. ≈е формирование, считают авторы идеи, необходимо, потому что отечественна€ индустри€ слишком разрозненна, чтобы решить глобальную задачу такого уровн€. ѕри этом общий объем необходимого финансировани€ оцениваетс€ авторами предложени€ о создании консорциума примерно в 60 млрд рублей, которые должны выделить государство и учредители. ѕри соблюдении этих условий, полагают учредители консорциума, весь комплекс разработок можно завершить за восемь-дес€ть лет.

 онсорциум рыночных игроков

Ђѕринципиальное отличие подхода компаний, объединенных в јссоциацию разработчиков программных продуктов, состоит в том, Ч объ€сн€ет ƒмитрий ќснач, Ч что, по нашему мнению, подобный консорциум или некоммерческое партнерство должны создать разработчики —јѕ– и PLM-систем из числа реально действующих участников российского рынка и, конечно, с участием заинтересованных корпорацийї. ѕроисходить это, по его словам, должно методом горизонтально-сетевой организации. ѕредставители этих компаний, уже много лет работающие на российском и мировом рынке, говорили, что не вер€т в возможность создани€ с нул€ такой государственной корпорации: где вз€ть кадры, количество которых весьма ограничено, и где вз€ть опыт таким новичкам? » честно признавались: есть опасени€, что госкорпораци€, еще ничего не создав, заберет с рынка и средства, и кадры, обескровив тем самым частные компании.

(јссоциаци€ разработчиков программных продуктов Ђќтечественный софтї (ј–ѕѕ Ђќтечественный софтї) объедин€ет российских производителей прикладного программного обеспечени€, представл€ющих все сегменты »“-индустрии: от антивирусного ѕќ и лингвистических программ до Ђт€желогої ѕќ Ч систем комплексной автоматизации различных секторов экономики и управлени€.)

 ак заметил ћаксим ≈горов, Ђдл€ успешного решени€ задач по импортозамещению в области —јѕ– необходимо ориентироватьс€ на существующий кост€к российских разработчиков подобных систем. —оздание заинтересованности и, возможно, целевое финансирование таких компаний, €дер индустрии —јѕ–, Ч единственно реальный путь к импортозамещениюї.

—пециалисты напоминают об имеющемс€ опыте разработки государственными организаци€ми геометрического €дра —јѕ–. Ќа этот проект было потрачено пор€дка 700 млн рублей. ќднако заказчик (ћинпромторг) положил эту программу на полку Ч ведомство даже не попыталось вывести ее на рынок, где продукты такого класса (геометрические €дра) чрезвычайно востребованы. ѕодтверждение тому Ч свежий опыт компании ј— ќЌ, успешно выведшей на мировой рынок свое €дро C3D, которое в кратчайшие сроки нашло несколько зарубежных заказчиков. —кандалы сопровождали и разработку программного обеспечени€ системы √ЋќЌј—— р€дом госорганизаций. ¬ итоге потребовалась переработка значительной части созданного ими ѕќ с привлечением ведущих частных компаний. Ќепон€тной остаетс€ и ситуаци€ с разработкой Ќациональной программной платформы.

Ђћы видим стратегию импортозамещени€ как процесс постепенного наращивани€ и сложности, и масштабов решаемых задач эволюционным путем, Ч говор€т в ј–ѕѕ. Ч ј помощь государства должна заключатьс€ в разумном лоббировании интересов российских разработчиков. » в жестком пресечении необоснованного лоббировани€ интересов западных компаний, когда их решени€ выбираютс€ только потому, что они заложены в спецификаци€х закупщиковї. ѕервый этап такой стратегии должен состо€ть в модернизации существующих отечественных продуктов, чтобы уже на этом этапе решить проблему оцифровки на основе отечественных продуктов подавл€ющего большинства российских предпри€тий, которым не требуютс€ решени€ т€желого класса. Ќа что, по оценкам ј–ѕѕ, уйдет четыре-п€ть лет, и за это врем€ должны быть вы€влены реальные потребности промышленности и проведены необходимые научные исследовани€. Ћишь после этого можно начинать следующий этап Ч создание отечественного комплекса т€желых решений. ¬ совокупности, по оценкам ассоциации, на решение задачи потребуетс€ лет дес€ть.

„то касаетс€ необходимого финансировани€, то, по мнению ƒмитри€ ќснача, оно должно составить примерно 10 млрд рублей. —толь существенную разницу в запросах действующих компаний и планируемой госкорпорации ћаксим ≈горов объ€сн€ет тем, что Ђдл€ большинства крупных разработчиков достаточно обеспечить гарантированный заказ на приобретение разрабатываемых программных продуктов. ¬о многих случа€х таким образом можно избежать пр€мого финансировани€ перспективных разработок.  роме того, в качестве источников финансировани€ на таких услови€х можно привлекать и венчурные фонды. “о есть госфинансирование может вообще не рассматриватьс€ как основной источник средствї.

ѕозици€ государства

Ђ¬ыбор концепции развити€ отдельных продуктов еще не сделан, Ч рассказывает ≈вгений  овнир. Ч ћы определили формат частно-государственного партнерства, направленный на выполнение этой непростой задачи. ¬ыработка же конкретного способа ее решени€ Ч дело профессиональных участников »“-рынкаї.

ћинсв€зи предложило всем заинтересованным компани€м, как разработчикам, так и потребител€м, объединить усили€ дл€ создани€ конкурентоспособных на мировом уровне продуктов и представить свои предложени€ в виде паспортов проектов по каждому из направлений отраслевого плана импортозамещени€ ѕќ, утвержденного ранее приказом ведомства. Ќапример, цель в области промышленного ѕќ Ч сформировать на основе имеющихс€ наработок комплексное отечественное PLM-решение, обеспечивающее весь производственный процесс.

¬ профильном ведомстве предложили компани€м самим договоритьс€ друг с другом, как объедин€ть усили€, причем сделать это не только во внутрироссийском формате, но и подключа€ к работе партнеров из стран Ѕ–» — Ч программистов из »ндии,  ита€, Ѕразилии. Ђћы рассчитываем, Ч говорит ≈вгений  овнир, Ч что у компаний хватит мудрости договоритьс€ друг с другом и сформировать необходимые производственные консорциумы. «алог успеха Ч разработка такой продукции, котора€ будет продаватьс€ на глобальном рынке ѕќ. Ёто более работоспособна€ модель, чем просто государственный заказ на разработку PLM-решени€ с нул€ с последующим принудительным внедрением на предпри€ти€х промышленного комплекса. “олько в том случае, если компани€м по каким-то причинам не удастс€ договоритьс€ между собой, нам придетс€ решать задачи достижени€ технологической независимости страны иными способами Ч например, привлекать единственного исполнител€ и делать целевой государственный заказї.

ћеханик стать€

–аспределение российского рынка —јѕ– между вендорами

ƒополнительные материалы

—ложности перехода
≈сли речь идет о разработке всеобъемлющих —јѕ– и PLM-систем дл€ замены импортных продуктов, причем только дл€ машиностроени€, не говор€ уже о других област€х промышленности и строительства, то, по мнению большинства опрошенных нами специалистов, еще до начала разработки программного обеспечени€ необходимо провести тотальное обследование всех заинтересованных, или, по крайней мере, ключевых предпри€тий и целых отраслей, чтобы пон€ть, что действительно требуетс€ от —јѕ– и PLM-систем. “олько на основании спецификации сформированных требований можно разработать общее техническое задание и начинать разработку. Ќо, как отметил в интервью CNews директор по работе с партнерами в машиностроении российского представительства Autodesk ѕавел Ѕрук (в насто€щее врем€ Ч директор по развитию бизнеса Dassault Systèmes в –оссии и —Ќ√), Ђглавна€ сложность при продвижении продуктов —јѕ– на российском рынке Ч отсутствие в –оссии развитой практики долгосрочных планов развити€ промышленности. ј построение IT-системы Ч это всегда долгосрочные инвестицииї. ¬от почему первый этап подготовительной работы внедрени€ —јѕ– и тем более PLM-систем должен состо€ть в разработке планов долгосрочного развити€ каждого предпри€ти€, действительно желающего перейти к Ђжизни в цифровой формеї.

»менно наличие таких планов позволило начать переход к всеобъемлющему цифровому производству на  амј«е. –еализованный там еще в 2000 году пилотный проект внедрени€ PLM-системы показал всем его участникам, что ее применение обеспечивает более эффективную организацию работ, чем существовавший на тот момент бумажный поток документации. Ќо самый главный вывод состо€л в том, что локальное использование цифровых технологий абсолютно бесперспективно, эффективность достигаетс€, только когда все работы идут в едином информационном пространстве. ѕоэтому уже в 2007 году было прин€то решение внедр€ть именно PLM-систему. ќдновременно был проведен анализ конкурирующих PLM-систем. ¬ результате по сумме показателей была выбрана программа компании Siemens.   концу 2010 года вс€ разработка конструкторской документации велась уже полностью в электронном виде в едином научно-техническом центре. «аводы объединени€ тоже были включены в единый контур конструкторской документации.

Ќо Ђсложность перехода к всеобъемлющему цифровому производству, Ч объ€сн€ет член-корреспондент –јЌ, генеральный директор Ќационального института авиационных технологий ќлег —ироткин, Ч заключаетс€ в том, что дл€ этого надо не только сконструировать изделие в цифре, но спроектировать все технологические процессы. ј информационна€ база технологических процессов как минимум в дес€ть раз больше, чем конструкторска€, потому что на изготовление каждой детали приходитс€ в среднем дес€ть технологических процессов, которые в основном у нас не смоделированы и, соответственно, не формализованыї. «адача моделировани€ и формализации технологии значительно сложнее просто конструировани€: по словам ќлега —ироткина, Ђтехнологические процессы сопровождаютс€ сложнейшими физическими процессами, протекание которых определ€етс€ свойствами оборудовани€ и используемых материалов. » это надо учитывать при моделировании технологических процессовї.

“ака€ работа по оцифровке технологических процессов начата в 2012 году и на  амј«е. Ђ—ейчас на конвейер  амј«а встает новый модельный р€д т€гачей, Ч рассказывает главный конструктор цифровых систем проектировани€ ќјќ У амј«Ф јлексей ѕуртов. Ч —о старыми у них ничего общего. — помощью Siemens на  амј«е разработали и технологическую модель данных, и способ моделировани€ сборки. ѕоскольку у разработчиков не было права на ошибку, техпроцесс одновременно делали традиционным способом и в цифре. —равнение обоих вариантов показало, что цифрова€ документаци€ позволила сн€ть очень много ошибок, сэкономить большие средства и врем€, необходимое дл€ внедрени€ новой продукцииї.

ќпыт  амј«а показывает, что всеобъемлющий переход серьезных предпри€тий на цифровые технологии может потребовать до 10 лет.

 ак быть с операционной системой
≈сли выстраивать иерархию проблем, сто€щих перед разработчиками инженерного программного обеспечени€, то следующа€ после разработки собственно —јѕ– Ч выбор операционной системы (ќ—), на базе которой производитс€ ее разработка. ¬ насто€щее врем€ большинство разработок —јѕ– и PLM-систем ведетс€ на базе ќ— Microsoft. ќднако в св€зи с участием компании Microsoft в антироссийских санкци€х возникли опасени€, что самосто€тельной разработки —јѕ– без замены операционной системы дл€ надежной защиты от санкций недостаточно. ƒело в том, что ќ— Microsoft €вл€етс€ так называемым проприетарным программным обеспечением (англ. proprietary software), то есть частной собственностью его авторов. ¬ результате разработчики —јѕ– (и не только) в определенном смысле оказываютс€ в полной зависимости от Microsoft.

¬озможным вариантом отказа от ќ— Microsoft €вл€етс€ использование свободных операционных систем с открытым кодом, в частности Linux. “акой точки зрени€ придерживаетс€, например, ¬италий ћорозов из ћ¬“” им. Ќ. Ё. Ѕаумана: ЂЌеобходимо использовать операционную систему, котора€ не будет импортозависимой и находитс€ в открытых источниках. —корее всего, мы будем ориентироватьс€ на Linux, поскольку она в открытом доступе, ее коды провер€емы, то есть можно проанализировать их в том числе на предмет различных закладок и других угрозї.

Ќаконец, третий вариант Ч разработка собственной ќ—, хот€, как признал ƒмитрий ќснач (ј— ќЌ), по сложности эта задача сопоставима с разработкой всего инженерного ѕќ и внедрить ее рыночными методами будет очень сложно, Ђтолько какими-то методами государственного регулировани€ї.

»стори€ вопроса
¬ —Ўј —јѕ– по€вилась вскоре после окончани€ ¬торой мировой войны, когда был изобретен станок с числовым программным управлением, что позвол€ло автоматизировать производство. Ёто немедленно породило потребность в создании двухмерных и трехмерных моделей, которые используютс€ дл€ программировани€ станков с „ѕ”.

”же к 1970-м был разработан весь необходимый математический аппарат дл€ 3D-моделировани€ изделий на компьютере Ч то, что называетс€ геометрическим €дром —јѕ–. “огда же по€вились первые промышленные —јѕ–, которые начали массово использовать корпорации Boeing и General Motors. ѕервопроходцами —јѕ– были авиастроители: так, компани€ Dassault Systèmes тоже родилась из французского авиационного предпри€ти€ Avions Marcel Dassault.

¬ 1985 году министерство обороны —Ўј объ€вило о планах создани€ глобальной автоматизированной системы электронного описани€ всех этапов проектировани€, производства и эксплуатации продуктов военного назначени€.

¬ ———– интерес к —јѕ– по большому счету возник только в 1980-е, с по€влением персональных компьютеров.   этому времени относ€тс€ и первые разработки. Ќекоторые коллективы, работавшие в этой сфере, впоследствии выросли в крупные российские компании, такие как ј— ќЌ, Ќ“÷ јѕћ и Ђ—и—офт девелопментї.

—ерьезным толчком дл€ разработки российских —јѕ– стал выход на наш рынок американской компании Autodesk в 1989 году. Ёто создало в стране большой рынок дл€ тех российских разработчиков, которые стали специализироватьс€ на производстве расширений дл€ главного программного продукта Autodesk Ч AutoCAD.

Ђ¬ определенной степени именно пиратство, поощр€емое поставщиками программной продукции (в основном это относитс€ к Autodesk), привело к взрывному росту использовани€ —јѕ– в –оссии, Ч рассказывает генеральный директор компании УЌанософтФ ћаксим ≈горов. Ч ¬ 1990-е годы, если речь шла о —јѕ–, фактически имелс€ в виду AutoCADї. ’от€, как считают многие отечественные специалисты, российские технологии уже тогда имели хорошие заделы.

¬ 1990-е в –оссии сформировалс€ рынок —јѕ–, была создана сеть их дистрибуции и сопровождени€. ќдновременно российские разработчики создавали собственные —јѕ–, которые либо были написаны с нул€, как Ђ ќћѕј—ї компании ј— ќЌ и T-FLEX компании Ђ“оп —истемыї, либо использовали зарубежные —јѕ– как платформу дл€ создани€ специализированных приложений, как, например, разработки Ђ онсистент софтвеаї (ныне Ђ—и—офт девелопментї). «нание особенностей и учет российских стандартов и методик проектировани€ давал российским компани€м значительное конкурентное преимущество перед западными вендорами, чьи продукты часто не имели такой прив€зки к российским реали€м.

¬ыводы:

1. Ќаличие —јѕ– и PLM-систем стало неотъемлемой и об€зательной частью производства во всех отрасл€х промышленности.

2. ѕрименение цифровых методов в машиностроении сокращает цикл разработки и выпуска новых моделей, существенно облегчает работу предпри€тий в режиме аутсорсинга и кооперации.

3. –еальна€ эффективность использовани€ цифровых технологий достигаетс€ лишь в том случае, если все работы на предпри€тии идут в едином информационном пространстве.

4. ¬ –оссии широко развита разработка —јѕ– и PLM-систем легкого и среднего класса, которые способны обеспечить практически полное импортозамещение в этих классах.

5. ¬ажное преимущество российского рынка Ч его конкурентность в этих классах указанных систем.

6. Ѕольшинство предпри€тий, выпускающих относительно простую продукцию, могут успешно использовать российские разработки.

7. –оссийска€ промышленность оказалась в полной зависимости от иностранного инженерного программного обеспечени€ в т€желом классе —јѕ– и PLM-систем, которые востребованы флагманами промышленности.

8. ќптимальна€ стратеги€ импортозамещени€, по мнению большинства участников рынка, должна строитьс€ на основе консорциума рыночных игроков, как процесс постепенного наращивани€ сложности и масштабов решаемых задач эволюционным путем.

9. ≈сть точка зрени€, что решение такой серьезной задачи потребует создани€ профильной госкорпорации.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.