¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

19 но€бр€ 2015

—тройка в цифре: концепци€ электронного документооборота строительной отрасли

јлександр ¬олков

AVolkov portrait
ќт редакции isicad.ru: ј. ¬олков, директор CSoft ƒальний ¬осток (’абаровск), эксперт в области систем электронного документооборота, а также Ч многих других решений рынка —јѕ–. ¬ этой проблематике активно работает более 10 лет. ќсновное круг интересов Ч консалтинг по построению правильно работающего бизнеса проектной организации с точки зрени€ автоматизации. јлександр Ч известный блогер.

  сегодн€шнему дню на портале isicad.ru уже было опубликовано несколько €рких и полемических статей јлександра. Ќесколько обостр€€ ситуацию, мы полагаем, что уровень конструктивного интереса к предлагаемой сегодн€ статье может, в определЄнной степени, стать индикатором реального неравнодуши€ специалистов к цифровому прогрессу в строительной отрасли.

ќглавление:

ќценка текущей ситуации

—тройка в цифре ¬ насто€щее врем€ имеетс€ р€д структурных проблем строительной отрасли, которые требуют безотлагательного решени€. ѕеречислим основные компоненты, оказывающие непосредственное вли€ние на строительную отрасль в целом:
  1. ќтсутствие вн€тного менеджмента строительного процесса, св€занного с приходом т.н. эффективных менеджеров, плохо владеющих профильной строительной тематикой.
  2. Ѕезумие с конкурсными процедурами, привод€щие к деградации всех этапов процесса строительства.
  3.  адровый голод профильных специалистов, обладающих, в том числе, навыками использовани€ новейших строительных технологий.
  4. ƒисбаланс в банковской системе, который приводит к существенному сокращению кредитного портфел€ строительной отрасли, а также с абсолютной непрозрачность процесса строительства и как следствие, высокие риски дл€ банков.
  5. Ўирокий спектр государственных контролирующих органов, в сферу интересов которых входит сбор коррупционной ренты вместо проверки соответстви€ возводимых объектов требовани€м заказа и законодательным нормам, включа€ технические регламенты (√ќ—“, —Ќиѕ & etc.).
  6. »нститут —–ќ состо€лс€, но обладает р€дом существенных ограничений и сложностей, которые не привели к усилению прозрачности в сфере допусков, более того, худшие черты лицензировани€ успешно прин€ли новые формы и процветают.
  7. ќтсутствие вн€тных механизмов долгосрочного (сопоставимого со сроками эксплуатации) хранени€ всего информационного массива по объекту (зданию/сооружению), включа€ журнал при€тых решений, как управленческих, так и технических.
–азумеетс€, есть и более серьезные факторы, о которых € не упоминаю в данном документе. ќднако, именно эта совокупность факторов требует устранени€, иначе мы в самое ближайшее врем€ столкнемс€ с полным параличном строительной отрасли, ввиду потери управл€емости, полной непрозрачности бюджетов и их несоответстви€ решаемым задачам. ѕредлагаю рассмотреть эти дисбалансы чуть более подробно:

«аметна€ дол€ топ-менеджеров и собственников бизнеса, €вл€ющихс€ заказчиками строительства, не обладают профильными познани€ми в строительной тематике и часто их решени€ нос€т абсурдный характер, противоречащий как всем строительным нормам, с целью экономии либо упрощени€ проекта, так и повышающими риски техногенных катастроф. ¬ведение института технического заказчика, по сути трансл€тора между заказчиком строительства и исполнител€ми: проектировщиком, подр€дчиком —ћ–, поставщиком строительных материалов и элементов строительных конструкций насущна€ потребность, а не прихоть или усложнение процесса. «десь на первый план выходит фиксаци€, в автоматическом режиме, всех управленческих и технических решений, которые принимаютс€ в строительных процессах. ќсновной и значимый вопрос в этой проблематике Ц снижение коррупционной составл€ющий дл€ всего корпуса менеджмента строительной отрасли.

“ендерные/закупочные процедуры, формализующие подход к заключению контрактов и исполнению проектов/—ћ– могут быть использованы дл€ процесса строительства, но они затрагивают только бюджеты крупных частных компаний и бюджетные траты. —читаю, что нужно использовать опыт —Ўј, где шаблоны контрактных документов между всеми участниками строительного процесса жестко регламентированы и есть хорошо разработанный репозиторий, где можно вз€ть любые необходимые шаблоны. Ѕольшинство контрактов, как в государственном, так и в коммерческом секторе составлены с грубейшими нарушени€ми, отсутствуют целые функциональные блоки контрактов, напр€мую вли€ющие в дальнейшем на эксплуатационные свойства объектов строительства. Ќазрел вопрос о создании шаблонов федерального уровн€ дл€ подобных документов, с возможностью автоматического доступа к базе подобного рода контрактов, пр€мо из систем электронного документооборота строительной отрасли.

 адровый голод в отрасли напр€мую св€зан с заметным дисбалансом доходов и степени полномочий между топ-менеджментом компаний строительной отрасли и профильными специалистами. «ачастую, специалисты, тонко понимающие специфику процесса, не слышны из шумного хора голосов Ђкрепких хоз€йственниковї подр€дчиков, основной целью которых €вл€етс€ получение нелегального дохода. ¬опросы качества, безопасности, надежности при этом не играют никакой роли совершенно. »х безнаказанность, в том числе, базируетс€ на том простом факте, что нет ни одной вн€тной метрики, сбор которой автоматизирован, о существенных решени€х, которые принимались данным сотрудником в процессе проектировани€, согласовани€, строительства и эксплуатации объекта. Ёто напр€мую видно в коммерческом секторе и часто становитьс€ камнем преткновени€ при исполнении контрактов на бюджетные/муниципальные средства. ќсобое место в этом процессе следует отвести образовательному процессу. Ѕольша€ часть учебных материалов, которые использует педагогический корпус в учебном процессе строительных специальностей в среднем и высшем звене образовани€ устарела и оперирует нормативной и методической литературой дес€тилетней, а по отдельным позици€м Ц тридцатилетней давности.

Ѕанковска€ система переживает трудные времена. ¬ данном контексте речь не идет о текущих проблемах Ц отсутствие источников финансировани€, последстви€ безумной политики по наращиванию необеспеченных кредитных портфелей, ужесточение требований регул€тора. –ечь идет о самой структуре банковской системы в разрезе кредитовани€ длинных (по времени) проектов. ƒл€ реализации таких проектов необходимы существенные финансовые ресурсы (длинные деньги), при чем рентабельность строительных проектов неуклонно снижаетс€. ¬торой фактор на этом поле Ц полна€ неразбериха при реализации процесса строительства на всех этапах: от эскизного проектировани€ до процесса сдачи в эксплуатацию и получени€ маржи.  ак следствие Ц у банков отсутствует четкий и вн€тный механизм контрол€ за процессом строительства, отсюда высокие риски и как следствие Ц необоснованно высокие ставки кредитовани€ строительной отрасли. ”силение конкуренции в банковском секторе неизбежно приводит к ситуации, когда спектр конкретных преимуществ банков снижаетс€ и на первый план выходит вместо уникальных параметров финансовых условий технологичность бизнес-процессов при осуществлении коммуникаций с банком на прот€жении всего строительного процесса.

ѕотери времени заказчика/инвестора на получение разрешени€ на строительство в насто€щее врем€ легко достигают нескольких лет, если строго следовать букве закона и получать согласовани€ всех необходимых 147 подписей в рамках действующего законодательства. — одной стороны, все требовани€ ќ√¬ по соблюдени€ “Ёѕ-ов будущего объекта разумны и должны быть удовлетворены, с другой стороны, скорость реакции ќ√¬ на запросы достигает недель, подчас мес€цев, густо сдобренных коррупционной рентой. ¬ текущей ситуации такие непроизводственные издержки не допустимы. ќдним из факторов €вл€етс€ Ђвысока€ї нагрузка служащих ќ√¬, которые зачастую не имеют ресурсов дл€ того, чтобы правильно оценить предлагаемое решений, увидеть профильные дл€ своего ведомства риски, проанализировать проектный замысел. ќтсюда возникают ситуации, когда, получив формальное согласование объекта на этапе проектировани€, в момент сдачи в эксплуатацию или уже в процессе эксплуатации здани€/сооружени€ Ђвдругї возникают новые требовани€, которые зачастую требуют существенных затрат на переделку частей объекта с целью приведени€ к нормированным характеристикам.  ак мы понимаем, это оп€ть €вл€етс€ коррупционной рентой, существенным образом, вли€ющей на себестоимость строительства. 210-‘« дл€ граждан формально ввел запрет на истребование перекрестных документов из смежных ќ√¬. ”вы, на бизнес (b2g) это до сих пор не распростран€етс€ и зачастую сбор необходимых документов (»–ƒ) напоминает кольцевую гонку: старые согласовани€ истекают, новые ещЄ не получены. » это в эпоху перехода в промышленную эксплуатацию —ћЁ¬!

ѕроблема —–ќ: зачастую на уровне региональных (окружных, муниципальных) властей воспринимаетс€ как дополнительный инструмент контрол€ и давлени€ на участников строительной отрасли. ¬ противовес местным —–ќ, есть так называемые Ђсупер—–ќї, в р€дах которых числ€тс€ тыс€чи проектных, изыскательских, строительных организаций, с грубыми нарушени€ми законодательства. ‘актически, процветает институт Ђторговлиї допусков —–ќ по демпинговым расценкам. Ётот подход фактически извратил саму суть института —–ќ. «десь нужно понимать ещЄ один аспект проблемы: персонификаци€. ќдин и тот же специалист может быть штатным сотрудником большой проектной организации, при этом его подпись мелькает на чертежах ещЄ нескольких малых проектных компаний либо исполнительной документации выполненных объектов. —ледует искать разумный баланс между механизмом —–ќ и персональной ответственностью исполнител€ проектной документации, исполнител€ми —ћ–. —ейчас зачастую сто€т подписи на проекте одних людей, но фактически их выполн€ли совершенно другие люди и доказать потом чью-либо вину персонально практически невозможно.

Ћюбима€ многими участниками строительной отрасли игра, дл€ скрыти€ противоправных фактов: уничтожение документации, как проектной, так и исполнительной. ‘ормальное основание Ц истечение срока хранени€. ѕодделка »–ƒ, непон€тно откуда возникающие липовые “” и согласовани€ Ц лишь вершина айсберга, котора€, возможно, станет известна в случае аварий, техногенных катастроф или стихийных бедствий. ¬месте с этим, существует во многих муниципальных образовани€х (и на уровне субъектов федерации) »—√ќƒ, котора€ могла бы стать единым местом хранени€ всего информационного массива объекта строительства.   сожалению, данна€ система €вл€етс€ закрытой и зачастую, не рассчитана на долговременное хранение большого количества атрибутивной информации, хот€ и содержит в себе детальную информацию о многих объектах не только инженерных коммуникаций, но других типах объектов.  

»меющиес€ ресурсы

—тройка в цифре ¬ насто€щее врем€ информатизаци€ строительной отрасли носит фрагментарный характер и базируетс€ на рудиментарных »“-системах ќ√¬ с одной стороны и лоскутной автоматизацией всех участников строительной отрасли, с другой стороны.

—ледует отметить повсеместное распространение средств персональных коммуникаций (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты) Ц т.н. net appliance (устройства доступа к сети). “ак же стоит отметить существенное повышение скорости работы мобильных сетей: идет активное разворачивание мобильных сетей 4 поколени€ (4G), что дает нам возможность получени€ скоростей, сопоставимых с локальными вычислительными сет€ми и беспроводными точками доступа (Wi-Fi). Ўирокое распространение получила персональна€ электронна€ почта (на бесплатных почтовых сервисах), котора€ активно используетс€ всеми участниками процесса дл€ обмена информацией, жизненно необходимой дл€ решени€ задач проектировани€, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

≈ще один немаловажный аспект: системы отчетности бизнеса (b2g-коммуникации), которые охватывают регламентированные формы отчетности. ”ровень проникновени€ свыше 90% дл€ юридических лиц и пор€дка 40% дл€ индивидуальных предпринимателей.  ак минимум, у всех этих предпри€тий есть доступ к сети »нтернет в том или ином виде, как максимум, у них есть Ё÷ѕ, выданна€ в рамках 63-‘« (квалифицированна€, усиленна€).

«аметна€ дол€ ќ√¬, помимо использовани€ (эпизодического в насто€щее врем€) —ћЁ¬, успешно строит свои собственные, ведомственные информационные системы класса b2g, расходу€ на это существенную долю своих бюджетов. ѕ‘–, ‘Ќ—, ‘“—, ‘—“, ‘ќћ—, –осстат, ћинприроды, ‘— –ј– Ц список можно продолжать до полного перечислени€ всех ќ√¬. ѕри этом есть концепци€ портала государственных услуг, предполагающегос€ в качестве единой точки входа и обращени€ к сервисам при помощи —ћЁ¬. Ќа практике же невозможно получать государственные услуги, св€занные с получением/согласованием »–ƒ в электронном виде, особенно на местном уровне.

  сожалению, нужно отметить, что, не смотр€ на достаточно широкое применение »“-средств регул€тивные и нормативные требовани€ по-прежнему, де юре, допускают только бумажный вариант фиксации существенных фактов хоз€йственной де€тельности в строительной отрасли. Ћучшие наработки »“-технологий, которые могли бы революционным образом изменить строительную отрасль по-прежнему нос€т эпизодический характер. » этот технологический разрыв продолжает только нарастать: чем быстрее развиваетс€ »“, тем больше алогичных требований возникает у контролирующих органов. Ѕорьба за коррупционные бюджеты лишь нарастает и любые средства автоматизации, способные кардинально повысить прозрачность процессов фактически остаютс€ Ђпод негласным запретомї.  

–егул€тивное воздействие

—тройка в цифре Ќужно отметить, что подавл€ющие большинство инноваций в нашей стране возможно в виде внедрени€ требований ќ√¬, подкрепленных недвусмысленными штрафными санкци€ми за их неисполнение. ќбратной стороной этой ситуации €вл€етс€ полна€ пассивность бизнеса в вопросах, св€занных с внедрением инноваций в повседневные дела.

ѕриведем пример: достаточно долго шло внедрение систем ƒЅќ (дистанционного банковского обслуживани€) дл€ бизнеса. “олько спуст€ 20 лет, умело регулиру€ тарифами на свои услуги банковский сектор добилс€ использовани€ систем типа Ѕанк-клиент в качестве основного метода коммуникаций бизнеса и банковских структур. — остальными системами, особенно государственными, дела обсто€т так же сложно, разве что немного ускорилс€ процесс внедрени€ инноваций Ц с 20 лет до примерно 7-10 лет сократилс€ срок насыщени€ технологией.

¬ насто€щее врем€ идет процесс полномасштабного внедрени€ сервисов —ћЁ¬, но серьезные успехи достигнуты, в основном, в рамках 210-‘« дл€ физических лиц. ƒл€ бизнеса в насто€щее врем€ наибольшую актуальность получает система Ђличных кабинетовї на сайтах, соответствующих ќ√¬, как правило, реализованных на федеральном уровне. –еализаци€ дл€ каждого ќ√¬ настолько разна€, что бизнесу с каждым днем будет все труднее запомнить, как работать в той или иной информационной системе конкретного ќ√¬. Ѕюджеты трат€тс€ на это колоссальные, при этом функциональна€ насыщенность далека от идеала, логику разработчиков отдельных систем иногда бывает непросто пон€ть даже специалистам в области »“, что уж тут говорить об обычных пользовател€х.

—читаю, что наиболее масштабным решением данного вопроса должно стать законодательное требование отказа от бумажных документов в строительной отрасли и повсеместный переход к использованию электронных документов, заверенных Ё÷ѕ. »спользование института аккредитованных ћинистерством св€зи и массовых коммуникаций операторов электронного документооборота в качестве гарантов неизменности содержимого документов, не заинтересованных в подделке содержимого документов способно привнести особую €сность во всех вопросах строительной отрасли. Ёто потребует существенной перестройки действующей инфраструктуры всех участников процесса строительства, но выгоды, предоставл€емые при переходе к электронным верси€м всех документов строительства настолько очевидны, что откладывать решение этого вопроса нельз€.  

»нформационные системы проектировщиков (изыскателей)

ѕервым участком, где нужен переход к полностью цифровой форме хранени€ проектной документации, €вл€ютс€ проектные/изыскательские организации. »менно здесь приблизительный набор “Ёѕ-ов будущего здани€/сооружени€ облекаетс€ в достаточно детальные проектные решени€.

–азвитие информационных технологий в области проектировани€ сейчас активно направл€етс€ в сторону перехода к созданию многомерных информационных моделей: созданию виртуальной точной модели будущего объекта (использование технологии BIM). ѕри этом наблюдаетс€ парадокс, что согласно √радостроительному кодексу и 87-му постановлению о составе разделов проектной документации предусмотрена “ќЋ№ ќ бумажна€ форма проектной документации, подтвержденна€ подпис€ми участников процесса проектировани€ и экспертным заключением, выданным экспертной организацией. ≈стественно, что комплект проектной документации разнитс€: в проектной организации, в контролирующих ќ√¬, в экспертизе, у инвестора и у подр€дчика на строительной площадке чаще всего есть разные Ђредакцииї проектной документации. »менно это, зачастую служит источником коллизий, нестыковок, и как следствие Ц срывам сроков строительства и превышением сметы на строительство. ѕоддерживать актуальность всех копий в бумажном виде Ц сложна€, организационна€ задача, не имеюща€ смысла.

—читаю, что следует ввести законодательную норму о внедрении технологии электронного архива проектной организации, как основного хранилища всей истории разработки проекта. ¬ виду того, что в процессе проектировани€ возникают различные решени€ одних и тех же конструктивных задач, ведение электронного журнала с поддержкой версионности позволит ввести автоматизированный сбор метрик ведени€ проектных работ. — целью персонификации работы конкретных исполнителей проектных работ ввести требование об использовании Ё÷ѕ, выданных в любом коммерческом ”÷ (удостовер€ющем центре), вход€щем в сеть доверенных ”÷ ћинкомсв€зи (—ƒ”÷). “акой подход позволит персонифицировать ответственность, позволит избежать подделки документов с чужими подпис€ми на проектной документации.

»з электронного архива можно отправл€ть документы, вместе с проставленными Ё÷ѕ дл€ отправки заказчику (инвестору) строительства, подр€дчикам, различным контролирующим ќ√¬, в том числе, возможно, через единый портал государственных услуг и в муниципальные образовани€. ¬ качестве основы дл€ такого обмена можно использовать опыт ћинистерства ‘инансов и ‘Ќ— по организации обмена электронными счетами-фактурами (приказ 50н ћинфина).  

»нформационные системы девелоперов

»нвестор строительства (либо заказчик) зачастую так же имеет огромный информационный массив документов, имеющих отношение к процессам согласований, проектировани€ и непосредственно самого строительства. ѕеревод этого информационного массива в электронный вид давно возможен, имеет юридическую легитимность через использование механизма Ё÷ѕ, выданных аккредитованными ”÷ и называетс€ он системы электронного документооборота (—Ёƒ).

–азумеетс€, если проектные/изыскательские организации полностью переход€т на электронную форму хранени€ проектной документации, то получать от них проекты на бумаге так же не имеет смысла.

ѕосле завершени€ процесса строительства найти весь цикл управленческих решений, которые принимались бывает практически невозможно. »менно здесь кроетс€ как коррупционна€ составл€юща€, так и самый т€желый вопрос: соответствие будущего здани€/сооружени€ всем регул€тивным нормам, получение документов о согласовани€х.

”же давно есть успешный опыт интеграции между классическими —Ёƒ и электронными торговыми площадками дл€ комплексной автоматизации конкурсных процедур, с облегченной (частично автоматизированной) подготовкой конкурсной документацией и отображением результатов аукционов внутри —Ёƒ, дл€ прин€ти€ управленческих решений.

«аконодательна€ норма о использовании электронного архива так же должна серьезным образом повысить прозрачность, ввести механизм персональной ответственности всех принимающих решени€ участников за свои действи€.

¬ строительной отрасли часто бывает так, что инвестор/застройщик не планирует эксплуатацию здани€/сооружени€, а строит Ђна продажуї. “ак как ему не придетс€ нести эксплуатационные затраты, то тотальна€ экономи€ зачастую выливаетс€ в неоправданные затраты на эксплуатацию (коммунальные ресурсы, оперативные ремонты). –асполага€ юридически значимой (без подделок) проектной документацией, можно совершенно по-другому подходить к вопросу ценообразовани€ возведенных объектов: высокие эксплуатационные затраты Ц низка€ цена продажи и наоборот. «астройщики зачастую обманывают покупателей, ведь затраты эксплуатационного цикла зачастую в разы превышают стоимость строительства, если не на пор€дки.

ќсобн€ком здесь стоит получение копии электронного архива в распор€жение правоохранительных органов в случае банкротства инвестора (проблемы долгостроев, обманутых вкладчиков). Ќу и разумеетс€, доступ к такому электронному архиву со стороны банка может повысить прозрачность процесса строительства в целом, при этом снижение рисков может и должно выразитьс€ в снижении ставок на финансирование строительства.  

»нформационные системы муниципалитетов (субъектов федерации)

” большинства российских регионов и в муниципалитетах внедрена √»— инженерных коммуникаций, с поддержкой функций »—ќ√ƒ. Ёти системы, помимо традиционной функции Ђдежурства планшетовї сетедержателей, обеспечивают типовые муниципальные задачи: резервирование адресов (поддержка адресного классификатора  Ћјƒ–), формирование сводного плана инженерных коммуникаций на территории участков под застройку и многих других. ѕомимо этого, есть тугой узел перекрестных информационных потоков: сведени€ о собственниках/арендаторах земельных участков и/или объектов недвижимости получаютс€ из общей информационной системы –осреестра. ƒалее, муниципалы выполн€ют расчет арендной платы за это недвижимое имущество, потом данные передаютс€ в ‘Ќ—, где производитс€ расчет налогов. —юда же обращаютс€ сотрудники правоохранительных структур, аварийных служб, которым нужна достоверна€ информаци€ о недвижимом имуществе и инфраструктурных объектах (инженерных коммуникаци€х). ѕрелесть √»— в этом случае в том, что она позвол€ет решать задачи ретроспективного анализа городской застройки, планировани€ и развити€ городского хоз€йства, оценивать эпидемиологические задачи, выполн€т экологический мониторинг. » самое парадоксальное, что наполнение подобных информационных систем атрибутивными данными, содержащимис€ в виде BIM-моделей или даже электронной копией проектной, исполнительной, эксплуатационной документации (пускай даже плоской) ќ“—”“—“¬”≈“. ƒл€ ведени€  Ћјƒ– это €вно избыточный механизм, особенно учитыва€ наличие возможности выполн€ть средствами инструментальных √»— пространственные запросы, использу€ сведени€ о здани€х/сооружени€х и инфраструктурных объектах в границах муниципальных образований. «десь же начинают пересекатьс€ интересы с будущей √»— ∆ ’, который дл€ оценки справедливости начислений за оказанные коммунальные услуги нужен массив проектной информации, в том числе, о классе энергетической эффективности зданий/сооружений, его техническом состо€нии. ѕон€ть это, не име€ актуальной версии проектной/исполнительной документации зачастую невозможно.

—читаю, что наиболее разумным способом €вл€етс€ предельное насыщение подобных систем (√»—) электронными копи€ми проектной документации с прив€зкой к конкретным объектам в плоском виде (или BIM-модел€ми). ќсобн€ком стоит здесь и загрузка сюда копии журналов производства работ, заверенных Ё÷ѕ, а также результатов проверок со стороны ќ√¬, которые об€заны свои действи€ фиксировать. »деально Ц сюда же передавать в электронном виде копию журналов прин€ти€ управленческих решений компаний застройщиков. ѕонима€, что они несут персональную ответственность за дальнейшую судьбу зданий/сооружений, немногие соглас€тс€ идти на ухудшение эксплуатационных характеристик объекта, понима€, что их шаги автоматически фиксируютс€ и в случае катастроф не надо производить выемку поддельных документов тоннами: их действи€ заверены персональными Ё÷ѕ и найти виновника дело нескольких минут.  

»нформационные системы ќ√¬ (контрольные функции)

Ќачало строительства любого объекта на территории муниципального образовани€ вызывает бурю интереса провер€ющих всех мастей. 46 предписаний за дес€ть дней работ нулевого цикла скорее норма, чем редкость.  ак правило, коррупционный мотив каждого контролера прослеживаетс€ весьма просто. “еперь представим себе, что журналы фиксации визитов многочисленных провер€ющих существуют лишь в электронном виде, где они став€т отметки своей Ё÷ѕ. ѕодделать такой электронный журнал практически невозможно. »спользовать дл€ этой цели планшеты/смартфоны и облачные Ё÷ѕ.

»спользование механизма личных кабинетов на сайтах ќ√¬, куда в электронном виде поступают обращени€ от застройщиков/проектировщиков по получению всевозможных разрешений, согласований, либо протоколов инструментальных исследований имеет несколько недостатков:

  •  аждое ведомство изготавливает свою версию сайта, своей информационной системы. «а€вителю придетс€ изучать все пестрое многообразие разнородных информационных систем, что автоматически повышает веро€тность ошибок, неверных запросов, конфликтов, потерь времени и денег.
  • ¬ случае, если чиновники конкретного ведомства получили создать искусственные преп€тстви€ застройщику, то они легко могут объ€вить об утере какого-либо важного документа из комплекта, отправленного за€вителем в электронном виде. Ќет независимой третьей стороны, котора€ бы выступала в роли электронного нотариуса, подтверждающего все факты информационного обмена, с детализацией по каждому документу и возможностью апеллировани€ в рамках судебных разбирательств.
  • — за€вител€ всегда можно потребовать дополнительный документ из другого ведомства, чтобы искусственно увеличить сроки рассмотрени€ обращени€, либо создать коррупционную ситуацию.
—овокупность таких факторов не даст ровным счетом никаких преимуществ от формального внедрени€ лоскутных информационных систем, лишь усугубив ситуацию.  лассический пример Ц работа по получению технических условий (“”) от сетедержателей. ‘ормально есть электронные приемные на сайтах, но проблемы, которые возникают при таком способе общени€ и их полна€ бездоказательность, неравноправность дл€ за€вителей не оставл€ют шансов дл€ развити€ таких сервисов.

–ешение этой проблемы давно пон€тно и хорошо апробировано в р€де ќ√¬: использование института операторов юридически значимого, электронного документооборота (операторов ё«Ёƒќ). »х опыт по доставке сотен миллионов документов в ‘Ќ—, ѕ‘–, –осстат, ‘ќћ—, ‘—“, ‘“—, р€ду других ќ√¬ показывает, что только равенство всех участников информационного обмена, юридическа€ доказуемость действий, заверенных Ё÷ѕ способны сделать этот информационный обмен прозрачным, легко контролируемым и как следствие Ц в разы снизить коррупционную ренту, что напр€мую вли€ет на себестоимость и сроки строительства в целом.  

—хема взаимодействи€ участников отрасли

¬се высказанные выше предложени€ можно оформить в виде простой и пон€тной схемы,
—тройка в цифре схема

  • —иним отмечены коммерческие участники, зеленым Ц государственные.
  • ¬се каналы коммуникаций в секторах b2b и b2g только через операторов ё«Ёƒќ.
  •  аждый участник отрасли об€зан использовать свою внутреннюю систему Ёƒќ, где действи€ пользователей завер€ютс€ Ё÷ѕ.
  • ќ√¬ используют дл€ информационного обмена между собой XML-запросы —ћЁ¬ дл€ получени€ недостающей информации.  

ѕреимущества системного подхода

Ётот подход позвол€ет:
  1. —низить сроки получени€ »–ƒ, уменьшив коррупционные риски.
  2. ¬вести тотальный контроль за операционной де€тельностью всех участников отрасли, персонифицировав ответственность каждого исполнител€.
  3. —ократить вал бумажных документов, снизив издержки на изготовление копий, архивное хранение, по€вление поддельных документов. »спользовать институт операторов ё«Ёƒќ дл€ достижени€ юридической значимости документов в секторах b2b и b2g.
  4. —оздать прозрачную отраслевую среду дл€ банков, что позволит уменьшить оценку рисков и снизить стоимость финансировани€ отрасли.
  5. »спользовать √»— инженерных коммуникаций, как единую среду хранени€ всех видов проектной документации или BIM-моделей, заверенных Ё÷ѕ.
  6. ќбеспечить доступ всем заинтересованным участникам отрасли к массиву проектной документации: аварийным службам, силовым ведомствам, муниципалитетам и региональным власт€м дл€ прин€ти€ своевременных решений.
ѕодвод€ итог столь краткому документу, подчеркну основную мысль: полностью отказатьс€ от бумажных технологий хранени€ всех документов строительной отрасли. ѕерейти на электронный документооборот как внутри каждого субъекта отрасли, так и в информационном обмене участников отрасли между собой. ¬се технические, организационные, юридические услови€ дл€ этого есть, нужна лишь законодательна€ инициатива. —лово за регул€тором рынка Ц ћинистерством строительства и ∆ ’.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ÷ифровой тройник
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.