¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

23 декабр€ 2015

ѕрофессор ј.—кворцов о BIM и Autodesk: мифы и реальность

јндрей ∆уков, инженер направлени€ »нфраструктура и √»— Autodesk в –оссии и —Ќ√

јндрей ∆уков 1 Autodesk


Ёта заметка Ц короткий ответ на статью јлексе€ —кворцова ЂAutodesk о BIM автомобильных дорог: мифы и реальностьї.

я и мои коллеги однозначно рады тому, что в сфере информационного моделировани€ автомобильных дорог есть много отечественных продуктов и среди них Ц немало эффективных. √лубокое уважение вызывает детальное знание этих продуктов јлексеем —кворцовым. — другой стороны удивл€ет, что учЄный решаетс€ сопоставл€ть хорошо знакомый ему предмет с недостаточно знакомым и, тем самым, вводит в заблуждение отечественных пользователей.

‘иксаци€ искаженных представлений о широко примен€емых в мире, —Ќ√ и в –оссии продуктах компании Autodesk, как и любое искажение реальности, принесла бы ощутимый вред отечественному рынку, поэтому € представлю свой взгл€д на ограниченный р€д ошибок (чтобы не утомл€ть читател€), допущенных по отношению к программным продуктам Autodesk.

ѕрежде всего и особо отмечу обширное перечисление в самом начале второй статьи ј.—кворцова почти всех отечественных программных продуктов, имеющих хоть какое-то отношение к проектированию и строительству ¬ќќЅў≈. Ќепон€тно только какое отношение этот перечень продуктов имеет к реализации BIM на прот€жении всего жизненного цикла (∆÷) автомобильных дорог?  аким образом они св€заны между собой?  аким образом обеспечиваетс€ единство и преемственность модели дороги на разных стади€х ∆÷? ј ведь именно ∆÷, системность, единство и преемственность данных, организацию ѕ–ќ÷≈——ќ¬ взаимодействи€ надо иметь в виду, когда мы примен€ем и внедр€ем BIM.

ƒалее приведу некоторые высказывани€ ј.—кворцова и (курсивом) свои комментарии к ним.


***

ј. —кворцов: Ќа текущий момент Autodesk не обладает компетенци€ми в большинстве из этих областей, что в частности, подтверждаетс€ наличием, а точнее отсутствием сертификатов соответстви€, получаемых в ÷ентре сертификации программной продукции в строительстве при –осстандарте. јктуальный перечень сертифицированной продукции всегда доступен по ссылке.

—ертификаты соответстви€ есть у AutoCAD Civil 3D и Robot Structural Analysis.

¬ значительном количестве перечисленных областей нет требовани€ по об€зательной сертификации программных продуктов. “аким образом отсутствие сертификата не может служить подтверждением отсутстви€ функционала. ¬ысыла€ в адрес isicad таблицу, отражающую наш взгл€д на имеющийс€ у программных продуктов Autodesk функционал, мы хотели лишь скорректировать очевидные нам ошибки, но не принизить заслуг отечественного ѕќ в реализации различных задач ∆÷ линейного объекта.


ј. —кворцов: ≈сли говорить о продуктах Autodesk, то подобную документацию обычно готов€т в Civil 3D. ѕрименение InfraWorks здесь возможно дл€ планировани€ размещени€ инженерной инфраструктуры, но всЄ же само проектирование выполн€етс€ в Civil 3D.

Infraworks 360 Ц это инструмент концептуального проектировани€, обладающий инструментами не только размещени€ объектов инфраструктуры, но и оптимизации проектов дорог и инженерных коммуникаций на основе проектных ограничений и стоимости строительства, а также оптимизации транспортных потоков и схем организации улично-дорожной сети.

¬ части планировки территории, разработки схем движени€ транспорта по территории, организаци€ парковок используетс€ продукт Autodesk Vehicle Tracking (приложение дл€ AutoCAD Civil 3D)


ј. —кворцов: —трока 3. »нженерные изыскани€.   основным видами инженерных изысканий дл€ проектировани€ объектов транспортного строительства €вл€ютс€ инженерно-геодезические изыскани€ (тахеометрическа€ съЄмка, GPS-съЄмка, наземное или воздушное лазерное сканирование) и инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-гидрологические, инженерно-экологические, почвенно-геоботанические изыскани€, геофизические работы, землеустроительные и кадастровые работы, а также обследование существующих строительных конструкций.

ј. —кворцов: »з многообрази€ видов инженерных изысканий компани€ Autodesk предлагает два модул€ дл€ геодезии и геологии: Survey module и Geotechnical module.

¬ первой части вопроса пропущен один из самых перспективных видов инженерных изысканий Ц лазерное сканирование.

ƒалее, продукта Survey module у Autodesk не существует. ƒл€ обработки данных геодезических изысканий используетс€ Civil 3D, дл€ геологических Ц Geotechnical Module дл€ AutoCAD Civil 3D, дл€ данных лазерного сканировани€ и цифровой фотограмметрии Ц ReCap.


ј. —кворцов: ѕодстрока 5.1. ƒорожные одежды. ¬ насто€щее врем€ Autodesk не обладает функци€ми расчета дорожных одежд.

ѕреимуществом AutoCAD Civil 3D €вл€етс€ его максимальна€ открытость. ¬о всех странах есть огромное количество расчетных программ дл€ разных разделов проекта, работающих в соответствии с местными стандартами и позвол€ющих использовать результаты расчетов при создании модели в AutoCAD Civil 3D (в т.ч. дл€ создани€ конструкций дорожной одежды). “акие расчетные модули есть и в –оссии и они успешно примен€ютс€ нашими пользовател€ми совместно с Civil 3D.

 роме того, сам Civil 3D рассчитывает объЄмы дорожной одежды на основе элементов конструкций, которые примен€ютс€ в модели.

Ёлементы конструкции можно создавать с помощью Autodesk Subassembly Composer, который входит в комплект поставки AutoCAD Civil 3D.


ј. —кворцов: Ќо в данном случае программный продукт [NavisWorks] не реализует функцию собственно проектировани€, а выполн€ет лишь роль визуализатора смоделированных не важно в каком продукте 3D-объектов в зависимости от некоторых условий (например, положение Ђползункаї на временной шкале).

ѕроектирование не €вл€етс€ задачей NavisWorks. ƒл€ этого есть специализированные продукты.

«адача NavisWorks Ц объединение данных (в том числе из систем проектировани€ других разработчиков) по разным разделам проекта, проверка их на внутри- и междисциплинарные коллизии, анализ, планирование и оптимизаци€ строительства на основе собранной модели. ѕри этом все изменени€, которые внос€тс€ в соответствующие разделы проекта средствами специализированного ѕќ, автоматически обновл€ютс€ в собранной модели Navisworks

¬изуализаци€ Ц лишь одна из задач, решаемых NavisWorks (и далеко не основна€). ѕодробнее с возможност€ми продукта можно ознакомитьс€ на сайте.


ј. —кворцов: ƒл€ проектировани€ организации строительства (ѕќ—) необходима информаци€, котора€ не может быть получена с использованием программных решений Autodesk. ѕросто трЄхмерной модели проекта недостаточно!

»спользуетс€ не Ђпросто трехмерна€ модель проектаї, а информационна€ (BIM) Ц модель со всей инженерной информацией о проектируемом объекте.

¬ Navisworks Manage имеетс€ специальный модуль Quantification, который позвол€ет на основании модели посчитать объЄмы некоторых видов строительных работ. ¬ нЄм можно создать  аталог ресурсов и в нЄм завести необходимые виды работ.

ѕример дл€ здани€: монтаж опалубки, заливка бетона, укладка арматуры и т.д.

ѕример дл€ дорог: подготовка песчаного земполотна, укладка асфальта и т.д.

 аждому элементу модели можно назначить ресурсы. ѕри этом идет количественна€ прив€зка, т.е. по объему конструкций в информационной модели можно получить точный объем материалов (бетон, асфальт и т.д). “аким образом, мы получаем довольно точный расчЄт ресурсов, затрачиваемых на этапе строительства. “очность расчЄта зависит от точности самой модели.

ѕодобный функционал особенно востребован на этапе выбора из нескольких вариантов проекта наиболее актуального. »ме€ несколько вариантов информационной модели, можно оценить, какой из них лучше соответствует заданным параметрам с точки зрени€ затрачиваемых ресурсов.


ј. —кворцов: ƒаже дл€ составлени€ просто календарного плана необходимо определить места расположени€ резервов грунта, составить план перемещени€ земл€ных масс, определитьс€ с возможност€ми производственных мощностей (јЅ«, карьеры),

Ёти задачи решаютс€ в AutoCAD Civil 3D. »нформаци€ св€зываетс€ с календарно-сетевым графиком и далее может быть объединена с помощью NavisWorks с другими разделами проекта (инженерными сет€ми и сооружени€ми, здани€ми и т.д)

— помощью NavisWorks провер€ютс€ коллизии между различными разделами проекта, а график строительства может быть проверен на пространственно-временные коллизии и оптимизирован дл€ сокращени€ общей стоимости строительства и сроков.


ј. —кворцов: Е составить сметы, на их основании определить количество, состав и техническое оснащение бригад, которые будут осуществл€ть работы и только тогда приступить к составлению календарного плана.

Ёти задачи решаютс€ в NavisWorks в св€зке дополнительными программами.


ј. —кворцов: —трока 6. ѕодготовка чертежей. ¬озможно здесь произошла подмена пон€тий. я под подготовкой чертежей понимаю Ђпрограмму-чертилкуї, в которой можно нарисовать ЂвсЄ, что хочешьї, в том числе с использованием определенных знаков, линий, заливок и стандартных рамок. Ёто именно функционал AutoCAD, на €дре которого работает Civil 3D. ≈сли же говорить о программе, котора€ генерирует (Ђготовитї) чертежи поперечников, продольника и пр., то это конечно будет Civil 3D, но тогда в эту строку сравнени€ дл€ конкурентов Autodesk придЄтс€ поместить все продукты, отвечающие за проектирование. Ќапример, дл€ Bentley вместо Microstation надо поместить OpenRoads, InRoads, MXRoad, PowerCivil, GEOPAK и пр. ќт этого логика сравнени€ сразу тер€етс€.

» всЄ же здесь должен быть AutoCAD. ’от€ бы потому, что пр€мым конкурентом системам Microstation и таким как nanoCAD, BricsCAD, ZWCAD, €вл€етс€ именно AutoCAD, но никак не Civil 3D.

«десь разница принципиальна€. ѕользовател€м AutoCAD Civil 3D сам AutoCAD (как и любой другой графический редактор) не нужен Ц он и так входит в состав Civil 3D продукта по умолчанию, а вот пользовател€м многих других продуктов Ц нужен (!), ибо встроенна€ в них среда дл€ оформлени€ и выпуска чертежей зачастую недостаточна и неудобна.


ƒалее автор неоднократно ссылаетс€ на то, что ему неизвестны примеры реализации того или иного функционала программных продуктов Autodesk. ќднако в сделанном им анализе речь шла не о примен€емости функционала, а о его наличии. ѕозволю себе ответить в первую очередь в рамках изначально поставленной задачи, а именно подтвердить наличие функционала.


ј. —кворцов: ћне не известны решени€ дл€ эксплуатации, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

√»—-платформа позвол€ет создавать системы эксплуатации объектов инфраструктуры любой направленности и дл€ любого заказчика. ѕреимущество платформы Autodesk в данном случае Ц теснейша€ интеграци€ с данными —јѕ–, что позвол€ет максимально использовать данные, полученные при проектировании объектов инфраструктуры

 роме того, с помощью Autodesk InfraStructure Map Server в св€зке с AutoCAD Map 3D можно выводить подготовленные √»—-данные на Web-сервер с доступом через Web, что упрощает мониторинг эксплуатируемых объектов. ѕримеры: в –оссии и в мире.


ј. —кворцов: ћне не известно ни одного случа€ применени€ InfraWorks дл€ разработки ѕќƒƒ. »з технологий Autodesk в лучшем случае используетс€ только AutoCAD дл€ финальной шлифовки чертежей, сгенерированных в специализированных программных продуктах по разработке ѕќƒƒ (CREDO ƒислокаци€, “итул-2005, Road Office, IndorRoad...).

ѕќƒƒ можно выполнить в AutoCAD Civil 3D, в котором дл€ этого имеетс€ библиотека дорожных знаков по √ќ—“у.

Infraworks решает оптимизационные задачи по анализу и моделированию транспортных потоков. Civil 3D и Autodesk Vehicle Tracking Ц организации движени€ транспортных средств, размещени€ и оптимизации парковок.


ј. —кворцов: ¬ насто€щее врем€ в пакет российской локализации AutoCAD Civil 3D 2015 входит Ђ–оссийский каталог труб и колодцевї, стр. 67Ц68. ќƒЌј ќ,  ј  —“–јЌЌќ! ¬ этот каталог Ќ≈ ¬’ќƒ»“ Ќ» ќƒ»Ќ распространЄнный в –оссии типовой проект водопропускных труб дл€ автомобильных дорог! Ђ–оссийский каталогЕї Ц это универсальный каталог на все случаи жизни, но только не дл€ дорог! ѕо сути, инженер должен проектировать трубы где-то в другой программе, а в Civil 3D он должен только вставить готовый проект трубы.

ƒл€ расстановки водопропускных труб на основе водосборов можно примен€ть InfraWorks, откуда созданна€ автоматически труба может передаватьс€ в Civil 3D и Revit дл€ дальнейшего проектировани€.

»меющиес€ библиотеки труб в Civil 3D расшир€емые и нет никаких проблем с добавлением новых элементов.

ƒл€ проектировани€ конструкций водопропускных сооружений используетс€ Revit. ƒл€ удобства пользователей и Revit и Civil 3D входит в программный комплекс IDS U.


ј. —кворцов: ћне не известны решени€ дл€ эксплуатации искусственных сооружений, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

√»—-платформа позвол€ет реализовать подобные решени€ в соответствии с запросами пользователей.


***

¬ заключение хочу заметить, что в прошлом Autodesk тоже позвол€л себе выпускать сравнени€ различных программных продуктов, однако мы отказались от этой практики. ¬ыполнение сравнени€ ѕќ на уровне функционала почти всегда чревато субъективизмом, ошибками, репутационными издержками, которые намного выше, чем положительный маркетинговый эффект. Ќу и традиционно реклама дл€ конкурирующего продукта может получитьс€ лучше и сильнее, чем, если бы конкурент сделал еЄ сам.

»менно поэтому в данном случае мы не даем никаких оценок программным продуктам других разработчиков и комментируем только то, в чем сами очень хорошо и глубоко разбираемс€. Ќе хотелось бы, чтобы у читателей isicad.ru сложилось ложное впечатление из-за недостаточно глубокого знани€ линейки продуктов Autodesk специалистами компании »ндор—офт.

— другой стороны, когда мы говорим об информационном моделировании, полезно иметь в виду, что результаты, которые дает эта технологи€ (в первую очередь сокращение времени реализации проекта, сокращение стоимости строительства и эксплуатации, сокращение рисков), достигаютс€, главным образом, за счет изменени€ ѕ–ќ÷≈——ќ¬ создани€ и управлени€ информацией, за счет изменени€ привычек людей делать то, что они делали так, как они делают это уже 10-20 лет.

ѕрограммные продукты, поддерживающие процесс информационного моделировани€, имеют важное, но не решающее значение. “аким образом может существовать множество как отечественного, так и международного ѕќ (и каждое имеет право на жизнь, которое нет смысла защищать, так как никто этого права не оспаривает), но если в отрасли не помен€ютс€ процессы прин€ти€ управленческих решений, управлени€ информацией об объекте строительства, то ни о каком BIM не может быть и речи и все возможности ѕќ будут работать на 20%.

ћы искренне благодарны профессору —кворцову за подн€тую тему и за возможность рассказать о своих продуктах более подробно. ¬ последние годы мы очень серьезно сместили фокус с рассказов о функционале в сторону новых ѕ–ќ÷≈——ќ¬ работы и рекомендаций о методах внедрени€ BIM. ¬озможно, это наша ошибка, и в следующем году нужно уделить больше внимани€ простым техническим приемам работы. ”чтем это при планировании.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕерем с полки огурец
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

 ак в √  ЂЌефтегазинжинирингї системно используетс€ —”»ƒ ЂЌ≈ќ—»Ќ“≈«ї, [...] — »рина —идорова, ƒенис ћариненков, ѕетр –ассоленко (15 но€бр€ 2021)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.