¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

22 декабр€ 2015

Autodesk о BIM автомобильных дорог: мифы и реальность

јлексей —кворцов, доктор технических наук, профессор, генеральный директор ќќќ Ђ»ндор—офтї (“омск)

—кворцов “омск

ƒ. Ћевин: Ѕлагодарю јлексе€ —кворцова за подготовку публикуемого сегодн€ развЄрнутого ответа на замечани€ к его предыдущей статье. Ќадеюсь, что, обсужда€ соответствующие продукты Autodesk, мы сможем познакомитьс€ не только с их интерпретацией представителем конкурирующих продуктов, но и с их характеристиками от практикующих специалистов критикуемого вендора.

¬ведение

Ќа сайте isicad.ru после опубликовани€ моей статьи ЂAutodesk, Bentley или »ндор—офт? “рудности перехода от автоматизированного проектировани€ к информационному моделированию дорогї возникла небольша€ дискусси€ по поводу корректности приведЄнной в таблицах информации. ћасла в огонь подлили анонимные эксперты Autodesk, которые решили, что их линейка продуктов решает большинство задач дорожной отрасли. »х сравнение представлено в заметке ƒ.Ћевина.

Ѕоюсь, что эти эксперты имеют слишком завышенное мнение по части могущества Autodesk, и, как следствие, заблуждаютс€ в применимости современных технологий Autodesk дл€ информационного моделировани€ на всех стади€х жизненного цикла дорог от проектировани€ до эксплуатации.

¬ этой статье € попробую разъ€снить основной посыл моей исходной статьи: Ђќ“≈„≈—“¬≈ЌЌџ≈ “≈’ЌќЋќ√»» ”∆≈ ¬ќ ћЌќ√ќћ –≈јЋ»«”ё“ BIM Ќј ¬—≈’ —“јƒ»я’ ∆»«Ќ≈ЌЌќ√ќ ÷» Ћј ј¬“ќћќЅ»Ћ№Ќџ’ ƒќ–ќ√ї.

¬ этом посыле важно слово Ђотечественныеї. ” нас нет мании величи€. ћы понимаем, что у нас в стране в дорожной отрасли лидерами €вл€ютс€

  • в обработке материалов инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий исторически наиболее привычны продукты компании  редо, но также используетс€ множество других систем дл€ уравнивани€ геодезических сетей, данных GPS-измерений и обработки фотоматериалов и данных лазерного сканировани€;
  • в сфере геометрического проектировани€ наиболее массово примен€ютс€ 3 отечественные системы (CREDO, Robur и IndorCAD) и одна зарубежна€ (Civil 3D);
  • дл€ расчета дорожных одежд используетс€ только 3 системы: IndorPavement, CREDO –адон и Robur Ц ƒорожные одежды;
  • дл€ проектировани€ водопропускных труб: CREDO “рубы, Robur Ц »скусственные сооружени€, IndorCulvert;
  • дл€ проектировани€ мостов и путепроводов: Ћ»–ј, SCAD, midas Civil, RM Bridge, Revit;
  • дл€ проектировани€ организации дорожного движени€: CREDO ƒислокаци€, “итул-2005, Road Office, IndorRoad;
  • дл€ моделировани€ транспортных потоков: PTV Vissim, PTV Visum, TransNetЕ
  • дл€ подготовки (оформлени€, а не генерации из —јѕ– дорог) чертежей: AutoCAD и его клоны (nanoCAD, BricsCAD, ZWCAD и множество других);
  • дл€ осмечивани€: √–јЌƒ-—мета, ј¬—, ѕ»–, —меты в дорожном строительстве, —троительные “ехнологии Ц —ћ≈“ј, √екторЕ
  • дл€ видеопаспортизации дорог: —¬ѕƒ, “итул-2005, IndorRoad, √еовидео;
  • дл€ паспортизации и диагностики дорог: јЅƒƒ ƒорога, “итул-2005, IndorRoad;
  • дл€ эксплуатации дорог: јЅƒƒ ƒорога, “итул-2005, IndorRoadЕ;
  • дл€ эксплуатации искусственных сооружений (трубЕ): “итул-2005, IndorRoad;
  • дл€ эксплуатации мостов: ј»— »—ќ-ћ (Ќовосибирск);
  • дл€ управлени€ содержанием: “итул-2005, RoadSoft, IndorRoadЕ; Е
Ќа текущий момент Autodesk не обладает компетенци€ми в большинстве из этих областей, что в частности, подтверждаетс€ наличием, а точнее отсутствием сертификатов соответстви€, получаемых в ÷ентре сертификации программной продукции в строительстве при –осстандарте. јктуальный перечень сертифицированной продукции всегда доступен по этой ссылке. ¬ св€зи с тем, что € отстаиваю в статье право ¬—≈’ отечественных технологий на жизнь, хотел бы отметить, что добавление ƒ.Ћевиным к названию моей статьи префикса ЂAutodesk, Bentley или »ндор—офт?ї, видимо, было излишним, хот€ € понимаю мотивы главного редактора: характер площадки isicad.ru предполагает открытую полемику, которую можно было таким образом спровоцировать.

—уд€ по комментари€м, многие читатели не прочитали саму статью, но обратили внимание на таблицы (хот€ в статье присутствуют необходимые рассуждени€ и ссылки на первоисточники), поэтому в своей аргументации € попробую оттолкнутьс€ на одной из них.

ќбеспечение концепции BIM различными технологи€ми в разрезе жизненного цикла и отдельных технологических процессов

“аблица 2 (стать€ на isicad.ru имеет неверную подпись таблицы 2 в отличие от оригинала, где она идЄт под номером 1) в первой колонке имеет чЄткие названи€ стадий жизненного цикла или технологических процессов, общеприн€тых в дорожной отрасли. ƒл€ каждой строчки существует соответствующий набор нормативных отраслевых документов. –ассмотрим эти строчки подробнее.


“аблица. ќбеспечение концепции »ћƒ различными технологи€ми в разрезе жизненного цикла и отдельных технологических процессов

—кворцов Autodesk

—трока 2. ѕланировка территории. “ребовани€ к проекту планировки территории (ѕѕ“) в нашей стране регламентируютс€ главой 5 √радостроительного кодекса –‘. Ёто довольно специфический документ, включающий Ђчертежи планировки территории, на которых отображаютс€: красные линии; дороги, улицы, проезды, линии св€зи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур Е; границы зон планируемого размещени€ объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначени€, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещени€ объектов федерального значени€, объектов регионального значени€, объектов местного значени€ї. “акже в ѕѕ“ включаютс€ материалы по обоснованию: схема расположени€ элемента планировочной структуры; схема использовани€ территории в период подготовки проекта планировки территории; схема организации улично-дорожной сети, котора€ может включать схему размещени€ парковок (парковочных мест), и схему движени€ транспорта на соответствующей территории; схема границ территорий объектов культурного наследи€; схема границ зон с особыми услови€ми использовани€ территорий; схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

≈сли говорить о продуктах Autodesk, то подобную документацию обычно готов€т в Civil 3D. ѕрименение InfraWorks здесь возможно дл€ планировани€ размещени€ инженерной инфраструктуры, но всЄ же само проектирование выполн€етс€ в Civil 3D.

—трока 3. »нженерные изыскани€.   основным видами инженерных изысканий дл€ проектировани€ объектов транспортного строительства €вл€ютс€ инженерно-геодезические изыскани€ (тахеометрическа€ съЄмка, GPS-съЄмка, наземное или воздушное лазерное сканирование) и инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-гидрологические, инженерно-экологические, почвенно-геоботанические изыскани€, геофизические работы, землеустроительные и кадастровые работы, а также обследование существующих строительных конструкций.

»з многообрази€ видов инженерных изысканий компани€ Autodesk предлагает два модул€ дл€ геодезии и геологии: Survey module и Geotechnical module.

—трока 5. ѕроектирование (дорожные одежды, ѕќ—, ѕѕ–, сметы).

ѕодстрока 5.1. ƒорожные одежды. ¬ насто€щее врем€ Autodesk не обладает функци€ми расчета дорожных одежд.

ѕодстрока 5.2. ѕќ— и ѕѕ–. √овор€, что Navisworks подходит дл€ решени€ задач ѕќ— и ѕѕ–, возможно, компани€ Autodesk имеет ввиду, что можно импортировать из Microsoft Project календарный план работ, подгрузить в виде совокупности трЄхмерных моделей проектное решение, затем назначить трЄхмерных объектам ту или иную работу Ч и ѕќ— готов в виде Ђмультикаї, показывающего процесс строительства объекта при перемещении ползунка времени.

Ќо в данном случае программный продукт не реализует функцию собственно проектировани€, а выполн€ет лишь роль визуализатора смоделированных не важно в каком продукте 3D-объектов в зависимости от некоторых условий (например, положение Ђползункаї на временной шкале).

ƒл€ проектировани€ организации строительства (ѕќ—) необходима информаци€, котора€ не может быть получена с использованием программных решений Autodesk. ѕросто трЄхмерной модели проекта недостаточно! ƒаже дл€ составлени€ просто календарного плана необходимо определить места расположени€ резервов грунта, составить план перемещени€ земл€ных масс, определитьс€ с возможност€ми производственных мощностей (јЅ«, карьеры), составить сметы, на их основании определить количество, состав и техническое оснащение бригад, которые будут осуществл€ть работы и только тогда приступить к составлению календарного плана.

ƒл€ составлени€ проекта производства работ (ѕѕ–) используютс€ типовые технологические карты, которые определ€ют детально технологию производства конкретных видов работ, машины и механизмы, используемые при их выполнении и обычно составл€ютс€ с учЄтом информации об имеющего у подр€дчика технического оснащени€.

Ќи одно из перечисленных программных решений Infraworks 360, Civil 3D, Navisworks не позвол€ет выполн€ть проектирование ѕќ— и ѕѕ–.

ѕодстрока 5.3. —меты. ѕомимо того, что расчЄт смет €вл€етс€ необходимым звеном дл€ подготовки ѕќ—, он также позвол€ет оценить стоимость строительства объекта. ƒл€ составлени€ сметы необходима сводна€ ведомость объЄмов работ, котора€ включает в себ€ все работы, необходимые дл€ реализации проекта. —ледует понимать, что одна строка в сводной ведомости может подразумевать дес€ток позиций в локальной смете, кажда€ со своей стоимостью и потребностью в ресурсах (человеко-часах, материалах, механизмах).

¬ –оссии существуют различные специализированные программные продукты, позвол€ющие получать сметы из сводной ведомости объЄмов работ. ѕрограммы дл€ составлени€ смет в силу своей специфики должны посто€нно обновл€ть справочники приведени€ цен, поэтому проектные организации должны регул€рно их обновл€ть дл€ поддержани€ справочников в актуальном состо€нии.

  таким специализированным программам относ€тс€ √ранд-—мета, ј¬—, √осстройсмета, но никак не Infraworks 360, Civil 3D, Navisworks.

—трока 6. ѕодготовка чертежей. ¬озможно здесь произошла подмена пон€тий. я под подготовкой чертежей понимаю Ђпрограмму-чертилкуї, в которой можно нарисовать ЂвсЄ, что хочешьї, в том числе с использованием определенных знаков, линий, заливок и стандартных рамок. Ёто именно функционал AutoCAD, на €дре которого работает Civil 3D.

≈сли же говорить о программе, котора€ генерирует (Ђготовитї) чертежи поперечников, продольника и пр., то это конечно будет Civil 3D, но тогда в эту строку сравнени€ дл€ конкурентов Autodesk придЄтс€ поместить все продукты, отвечающие за проектирование. Ќапример, дл€ Bentley вместо Microstation надо поместить OpenRoads, InRoads, MXRoad, PowerCivil, GEOPAK и пр. ќт этого логика сравнени€ сразу тер€етс€.

» всЄ же здесь должен быть AutoCAD. ’от€ бы потому, что пр€мым конкурентом системам Microstation (и таким как nanoCAD, BricsCAD, ZWCAD) €вл€етс€ именно AutoCAD, но никак не Civil 3D.

—трока 7. Ёксплуатаци€ (√»—).

¬ моей таблице эксплуатаци€ разнесена на 3 строчки. ќтдельно в строчки 12 и 14 выделены искусственные сооружени€, имеющие, по сути, отдельный набор нормативной базы как дл€ проектировани€, так и дл€ эксплуатации.

ѕравила эксплуатации автомобильных дорог регламентируютс€ ¬—Ќ 24-88 Ђ“ехнические правила ремонта и содержани€ автомобильных дорогї. Ѕольшинство отечественных систем дл€ эксплуатации автомобильных дорог обладает более широким набором функций. ќни представл€ют сейчас интегрированные системы, реализующие ведение паспорта автомобильных дорог, хранение и анализ данных диагностики, учЄт ƒ“ѕ, оценка уровн€ состо€ни€, планирование работ по содержанию и ремонту, контроль за их исполнением. ћногие отечественные системы также обеспечивают с помощью √»—-подсистемы интеграцию с картографической информацией (рис. 1).

ћне не известны решени€ дл€ эксплуатации, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

—кворцов Autodesk

–ис. 1. ѕример программы “итул-2005 дл€ эксплуатации автомобильных дорог


—трока 9. ѕроектирование организации дорожного движени€. ¬ соответствии с примен€емыми сейчас Ђѕравилами подготовки проектов и схем организации дорожного движени€ї проект организации дорожного движени€ (ѕќƒƒ) разрабатываетс€ на основе √ќ—“ – 52289-2004, √ќ—“ – 52290-2004, √ќ—“ – 52282-2004 и ‘едеральным законом є 196-‘« Ђќ безопасности дорожного движени€ї. ¬ соответствии с этим ѕор€дком в состав ѕќƒƒ вход€т следующие основные графические материалы: схемы расстановки технических средств организации дорожного движени€, эскизы знаков индивидуального проектировани€, схемы расстановки оборудовани€ на светофорных объектах.

’отелось бы особо отметить, что расстановка технических средств выполн€етс€ на Ћ»Ќ≈…Ќќћ (—ѕ–яћЋ≈ЌЌќћ) √–ј‘» ≈ дороги в масштабе обычно 1:3000 по горизонтали и 1:500 по вертикали (рис. 2). »сключением €вл€ютс€ сложные транспортные узлы, где могут использоватьс€ декартовы (не спр€млЄнные) координаты.

—кворцов Autodesk 2e

–ис. 2. ѕример ѕќƒƒ (фрагмент схемы расстановки технических средств организации движени€)

ћне не известно ни одного случа€ применени€ InfraWorks дл€ разработки ѕќƒƒ. »з технологий Autodesk в лучшем случае используетс€ только AutoCAD дл€ финальной шлифовки чертежей, сгенерированных в специализированных программных продуктах по разработке ѕќƒƒ (CREDO ƒислокаци€, “итул-2005, Road Office, IndorRoad...).

—трока 10. ѕаспортизаци€ и диагностика. ѕаспортизаци€ автомобильных дорог выполн€ютс€ в соответствии с ¬—Ќ 1-83, а диагностика с ¬—Ќ 6-90 и ќƒЌ 218.0.006-2002. ƒл€ их выполнени€ примен€ютс€ специализированные программно-аппаратные комплексы (дорожные лаборатории и программное обеспечение дл€ обработки результатов), которые формируют ведомости, линейные графики (рис. 3, 4) и специальные банки данных установленного формата (јЅƒƒ ƒорога). «десь широко примен€ютс€ такие системы, как “итул-2005, —¬ѕƒ, IndorRoad, јЅƒƒ ƒорога и р€д других.

—кворцов Autodesk 3e

–ис. 3. ѕример результата паспортизации из ¬—Ќ 1-83 в виде линейного графика автомобильной дороги

—кворцов Autodesk

–ис. 4. ѕример результата диагностики из ќƒЌ 218.0.006-2002 в виде линейного графика оценки транспортно-эксплуатационного состо€ни€

ƒействующа€ нормативна€ база в насто€щее врем€ не предусматривает применение картографической прив€зки материалов паспортизации и диагностики, хот€ уже около 10 лет в нашей стране ведутс€ соответствующие эксперименты.  артографи€ в √»— до сих пор рассматриваетс€ как необ€зательный побочный результат. —истемные работы по сопр€жению √»—, паспортизации и диагностики сейчас ведутс€ наверно только в √осударственной компании Ђјвтодорї (рис. 5) и –осавтодоре (рис. 6).

¬ насто€щее врем€ мне не известны примеры использовани€ AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app дл€ выполнени€ паспортизации или диагностики дорог. ќ технологи€х Autodesk в данном контексте можно говорить, в лучшем случае, как о потенциальной платформе дл€ построени€ в будущем специализированных решений.

—кворцов Autodesk

–ис. 5. ѕример отображени€ паспортной информации по объектам автомобильной дороги ћ-4 в √»— автомобильных дорог IndorRoad

—кворцов Autodesk

–ис. 6. ѕример отображени€ паспортной информации по объектам автомобильной дороги ј-121 в √»— ј¬“ќƒќ– (г. —анкт-ѕетербург) в окне браузера

—трока 13. ѕроектирование типовых труб. ¬ насто€щее врем€ проектирование конструкций водопропускных труб в нашей стране ведЄтс€ с помощью Robur Ц »скусственные сооружени€, CREDO “рубы, IndorCulvert (рис. 7). Ёти программы предлагают пользователю автоматически или вручную сформировать трубу на основе некоторой библиотеки типовых проектами (например, —ери€ 3.501.1-144, Ўифр 1484 и пр.) и выполнить необходимые расчеты. ¬ отдельных сложных случа€х дл€ расчетов труб на прочность уместно использовать Ћ»–ј и SCAD.
—кворцов Autodesk

–ис. 7. ѕример проектировани€ водопропускной трубы в IndorCulvert

Ќиже приведЄн объединЄнный список типовых проектов, предлагаемых в отечественных системах Robur Ц »скусственные сооружени€ (14 проектов), CREDO “рубы (9 проектов), IndorCulvert (4 проекта):
  • 3.501.1-144.  руглые бетонные трубы бесфундаментные дл€ автомобильных дорог;
  • 3.501.1-144.  руглые бетонные трубы с плоским опиранием дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 3.501.1-177.93. ѕр€моугольные бетонные трубы дл€ автомобильных дорог;
  • 3.501.1-179.94. ѕр€моугольные бетонные трубы дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 503-7-015.90.  руглые бетонные трубы с длинномерными звень€ми дл€ автомобильных дорог;
  • 3.501.3-183.01.  руглые трубы из гофрированного метала дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 3.501.3-187.10. “рубы водопропускные круглые спиральновитые из гофрированного метала дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 501-96. ”нифицированные круглые косогорные трубы дл€ автомобильных дорог;
  • Ўифр 1484 выпуски 0-2;
  • 3.501.1-179.94 выпуски 0-1;
  • 3.501.3-185.03.  онструкции из гофрированного металла дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 2175–„. “рубы водопропускные железобетонные круглые с плоским основанием дл€ автомобильных дорог в умеренных и суровых климатических услови€х;
  • 3.501.3-186.09. “рубы водопропускные круглые из гофрированного метала дл€ автомобильных и железных дорог;
  • 3.501.3-187.10 “рубы водопропускные круглые спиральновитые из гофрированного метала дл€ автомобильных и железных дорог (cеверное исполнение).
  • —ери€ 3.501.1-144 “рубы водопропускные круглые железобетонные сборные дл€ железных и автомобильных дорог.
  • —ери€ 3.503.1-112.97 “рубы водопропускные круглые железобетонные из длинномерных звеньев (дл€ опытного применени€) Ц диаметром 1,5 м; 2х1,5 м; 3х1,5 м.
  • —ери€ 3.503.1-144.1 ¬ыпуск 1. »ндустриальные издели€.
  • ќ—“ 35-27.1-85. «вень€ железобетонные круглых и пр€моугольных водопропускных труб под железные и автомобильные дороги.  онструкци€ и размеры.
  • —ери€ 3.503.1-112.97. ¬ыпуск 1. Ѕлоки труб. “ехнические услови€. –абочие чертежи.
  • —ери€ 3.501.1-177.93. ¬ыпуск 1-1. «вень€ труб, блоки фундаментов и оголовков дл€ умеренных и суровых климатических условий.
  • —ери€ 3.501.1-177.93. ¬ыпуск 1-2. «вень€ труб, блоки фундаментов и оголовков дл€ особо суровых климатических условий. “ехнические услови€. –абочие чертежи.
  • —ери€ 3.501.3-183.01. ¬ыпуск 1. »здели€ заводского изготовлени€. –абочие чертежи.
¬ насто€щее врем€ в пакет российской локализации AutoCAD Civil 3D 2015 входит Ђ–оссийский каталог труб и колодцевї стр. 67Ц68. ќƒЌј ќ,  ј  —“–јЌЌќ! ¬ этот каталог Ќ≈ ¬’ќƒ»“ Ќ» ќƒ»Ќ распространЄнный в –оссии типовой проект водопропускных труб дл€ автомобильных дорог! Ђ–оссийский каталогЕї Ц это универсальный каталог на все случаи жизни, но только не дл€ дорог!

ѕо сути, инженер должен проектировать трубы где-то в другой программе, а в Civil 3D он должен только вставить готовый проект трубы. »менно поэтому € не поставил в строке 13 никаких продуктов Autodesk.

—трока 14. Ёксплуатаци€ труб. ѕравила эксплуатации водопропускных труб регламентируютс€ ¬—Ќ 24-88 Ђ“ехнические правила ремонта и содержани€ автомобильных дорогї (глава 9). ќсновными функци€ми программной системы, обеспечивающих эксплуатацию искусственных сооружений на дороге (труб, мостов, путепроводов, подпорных стенокЕ) €вл€етс€ автоматизированного ведение Ђ ниги искусственного сооружени€ї, планирование работ по содержанию и контроль за их исполнением.

ћне не известны решени€ дл€ эксплуатации искусственных сооружений, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

«аключение

я попыталс€ разобрать и аргументировать таблицу 2. јналогично можно поспорить и по таблице 1, по которой € считаю, что существующие решени€ Autodesk слишком универсальны (абстрактны), а потому € и отказал им в наличии решений дл€ эксплуатации (строка 12) и, как следствие, дл€ организации жизненного цикла дороги (строка 3); ведомости объектов обустройства (строка 10) всЄ-таки генерируютс€ в Civil 3D и т.д.

—лишком абстрактным € считаю и такое достижение компании Autodesk, как только что с помпой презентованный BIM-стандарт. ѕолностью согласен с мнением ¬. “алапова, высказанным им в комментари€х к статье Ђѕочему BIM-стандарт от компании Autodesk Ч это событие дл€ отрасли (первые впечатлени€)ї, что это Ђ—оветы рыболовуї.

ќсновной мой вывод таков. Ћюба€ больша€ компани€, така€ как Autodesk, Bentley, Trimble, Nemetchek, Tekla, имеюща€ достаточно много универсальных продуктов в сфере строительства, безусловно имеет большой потенциал дл€ разработки решений, решающих конкретные прикладные задачи в дорожной отрасли. » это может быть достигнуто как своими силами, так и силами сторонних разработчиков. ќднако не надо в пылу маркетинговой страсти заниматьс€ шапкозакидательством, утвержда€, что все необходимые решени€ уже есть.

«а последние дес€тилети€ в –оссии в дорожной отрасли сохранилась сво€ дорожна€ наука и сообщество отечественных (€ к ним также отношу белорусов и украинцев) производителей дорожного ѕќ. —овместно мы научились решать практически все отраслевые задачи дл€ всех стадий жизненного цикла. ќтечественные продукты решают больше задач, сто€т существенно дешевле. ћожет в западных продуктах красивее этикетка, да громче спикеры, но и это можно наверстать.

ѕќ ”ѕј…“≈ ќ“≈„≈—“¬≈ЌЌќ≈!


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.