¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

28 окт€бр€ 2016

 ак повысить качество подготовки инженера в современных услови€х

¬италий јртемов, к.т.н., основатель лаборатории Dystlab

Ђ...прогресс науки такой быстрый, что в школе или университете всегда преподают слегка устаревшие знани€ї

—. ’окинг, Ћ. ћлодинов
Ђ—ама€ коротка€ истори€ времениї

¬италий јртемов

 арьера инженера: тогда и сейчас

√овор€ о техническом образовании, невозможно не вспомнить знаменитую советскую фразу Ђ»нженер Ч это звучит гордої. —охранилс€ ли еЄ смысл в наши дни?

—огласитесь, что гордость за выбранную профессию не может опиратьс€ только на традиции: рано или поздно, престиж придетс€ подкрепл€ть фактами, доказательствами. Ќапример, уровнем дохода. ¬ ———– доход среднестатистического инженера составл€л примерно 120-160 рублей, что позвол€ло ему без излишеств содержать небольшую семью. ‘актически, единственным условием дл€ старта было наличие у инженера высшего образовани€, после чего Ч долга€ дорога по вполне предсказуемой карьерной лестнице. » чтобы сбитьс€ с этого пути, нужно было хорошенько постаратьс€ (например, спитьс€ или совершить фатальную проектную ошибку).

ƒвухтыс€чные, по сравнению с прошлыми годами, открыли инженерам из —Ќ√ новые возможности и горизонты. ¬о многом это случилось благодар€ западным технологи€м. ¬о-первых, процесс проектировани€ стал лучше автоматизирован, так как на свои рабочие места инженеры стали активно инсталлировать —јѕ–. ¬о-вторых, открылись перспективы фриланса и разовых проектных работ, чему способствовало развитие »нтернета и всевозможных фрилансовых бирж (в том числе, позвол€ющих работать на международных рынках). ¬-третьих, наличие высшего образование перестало быть об€зательным условием дл€ работы в некоторых частных компани€х, а траектори€ карьерной лестницы стала допускать резкие подъемы.

ќднако, по€вление новых возможностей спровоцировало и рост требований дл€ их использовани€. ¬озросли требовани€ к компетенци€м инженера. —истема автоматизированного проектировани€ сама вычисл€ет напр€жени€ вместо ручного перемножени€ матриц? OK, но нужно хот€ бы понимать принцип работы этой —јѕ–, и купить на неЄ лицензию. јмериканска€ биржа предлагает фрилансеру дневной заработок, соизмеримый с мес€чной работой в конструкторском бюро? OK, но нужно владеть разговорным английским, иностранными стандартами и технологи€ми проектировани€. » так далее.

ќткрытие глобальных рынков труда, где каждый инженер может подыскать себе работу в любой точке земного шара, повлекло за собой и глобальную трансформацию системы образовани€. Ќастало нелегкое врем€ дл€ старых технических школ. ѕришло врем€ перемен: техническое образование уже не может нав€зывать учащимс€ своЄ видение инженерного мира. Ѕолее адаптивным и эффективным теперь считаетс€ обратный подход, когда прогрессивный и технологичный мир Ч мир практики Ч заводит свои наработки и кейсы в образовательные программы. ¬ этом случае, образование следует рассматривать уже не как конечную цель, а как очередную ступень становлени€ инженера.

ѕрофессиональна€ подготовка инженеров в XXI веке стала конкурентной средой, в которой всЄ увереннее о себе за€вл€ют альтернативные проекты, платформы, учреждени€. ¬месте с тем, снижение вли€ни€ государственных институтов сами студенты должны воспринимать не как очередную "шару", а как вызов, в первую очередь, дл€ них самих. „тобы состо€тьс€ и преуспеть в профессии инженера в наше врем€, необходимо пон€ть простую мысль: никто не позаботитс€ о вас, кроме вас самих. –оль самообразовани€ выходит здесь на передний план, и возможности, которые открываютс€ перед современным инженером Ч это горные вершины, дл€ покорени€ которых нужна упорна€ и длительна€ самоподготовка.

ќбразование в IT

≈сли провести несложный анализ отраслей, которые выгл€д€т в наше врем€ наиболее привлекательными с точки зрени€ заработка и условий работы, то пальму первенства получит, очевидно, сфера информационных технологий. ƒействительно: обеспечить себ€ высоким доходом, да еще и работать в комфортной обстановке Ч это ли не мечта любого молодого человека? ќднако любопытным €вл€етс€ факт, что отрасль IT одной из первых (и, кстати, немногих) поспешила обрести полную независимость от вузовской подготовки, в то врем€ как другие технические отрасли продолжают верить дипломам. ѕредставьте себе ситуацию: в аутсорсинговой компании, расположенной в —Ќ√ и работающей на —Ўј, позиции Junior, Middle, Senior распредел€ютс€ строго в соответствии с оценками из приложени€ к диплому. ”лыбнулись?

“ак вот. ¬ определенный момент, в IT не только перестали ждать чуда от классической системы образовани€, но и всерьез зан€лись построением своей собственной. ¬севозможные курсы, тренинги, мастер-классы, конференции, форумы и прочие ивенты дл€ повышени€ квалификации кадров Ч важна€ часть этой образовательной экосистемы. ћногие компании наладили работу внутренних обучающих центров. ѕредложение автоматически родило спрос, и теперь IT-компании могут позволить брать на работу только лучших (не по диплому, а по факту).

  сожалению, архитектурно-строительна€, промышленна€, металлургическа€ и другие, более Ђстарыеї, отечественные отрасли не могут сегодн€ похвастатьс€ чем-то подобным, хот€ тоже остро нуждаютс€ в профессиональных кадрах. Ќемаловажную роль в этом процессе должны играть онлайн-технологии, но этот процесс пока не носит массовый характер (по сравнению, например, с той же сферой IT), и на рынке образовательных услуг дл€ инженеров еще мало конкурирующих образовательных центров. ¬ основном, это учебные площадки от различных вендоров, которые обучают конкретным инженерным программам и инструментам (—јѕ–), но не могут обеспечить системную подготовку специалиста без прив€зки к конкретному программному продукту.

ќт теории Ч к практике и нетворкингу

  достоинствам классического (университетского) технического образовани€ обычно относ€т системную, фундаментальную подготовку специалистов. Ќо в докладе ёЌ≈— ќ "»нженери€: задачи, вызовы, перспективы" (2010 г.) √умбольдтовска€ модель, лежаща€ в основе современного технического образовани€, подверглась справедливой критике. Ќапример, большинство инженерных академий, институтов, университетов перегружают своих студентов математикой, из-за чего молодые люди тер€ют интерес к обучению, и быстро "сдаютс€". ¬ докладе речь идет не о том, что математика не важна, а о том, что в основе модели √умбольдта лежит линейна€ модель развити€ инженера, строго разграничивающа€ науку, технологии и экономическое развитие.

¬полне логично, что подобный подход устарел и не отвечает современным реали€м. —истемность, на которую Ђнапираютї адепты классической инженерной науки, достижима не сохранением старой образовательной системы, а как раз ее заменой на новую Ч проектную, командную, ориентированную на рынок и конечного потребител€ услуг. ќднако достичь этого почти невозможно без привлечени€ к образованию практиков Ч людей, которые собственными руками Ђщупалиї отрасль и могут точно сказать, какие знани€ и навыки в ней востребованы.

 роме практики, начинающие специалисты также остро нуждаютс€ в нетворкинге. —туденческа€ среда, безусловно, развивает у будущих специалистов навыки Ђгоризонтальнойї коммуникации, но о полноценном взаимодействии студентов с менторами и представител€ми заинтересованных технических отраслей говорить пока не приходитс€. Ќаход€сь в определенной изол€ции от мира реальной инженерии, государственные технические вузы преуменьшают значимость дл€ студентов таких важнейших деловых качеств и "soft skills", как умение презентовать себ€ (самореклама и пиар), мобильность, знание иностранных €зыков и пр. ј между тем, именно успешные инженеры, эксперты, лидеры мнений (профессиональное сообщество) могут стать дл€ молодых людей правильными ориентирами и стимулом продолжить работу по специальности. ¬едь заводить полезные знакомства и получать рекомендации еще на этапе обучени€ Ч нормальна€ практика в развитых странах мира.

√лавной функцией профессионального учебного заведени€ €вл€етс€ подготовка специалиста к его профессии, а не Ђнаучить думатьї или Ђнаучить учитьс€ї, как прин€то полагать. –аботодатели обычно мало интересуютс€ причинами, по которым соискатель не соответствует вакансии, поэтому эффективна€ образовательна€ система не должна Ђсамоустран€тьс€ї после 4-5 лет обучени€. «дорова€ конкуренци€ на рынке образовательных услуг Ч это когда не получив услугу соответствующего качества в одном учебном заведении, есть возможность быстро и эффективно доучитьс€ (или переучитьс€) в другом.

ƒистанционна€ подготовка инженеров

Ћаборатори€ Dystlab стала одним из первых учебных центров в —Ќ√ по подготовке инженерно-технических работников онлайн. ¬ основу этой инициативы положена иде€ персонализированного, практико-ориентированного, проектного обучени€. Ёто не привычные MOOC (записанные видеокурсы), а индивидуальна€ работа тьютора со слушателем, предполагающа€ полностью интерактивное взаимодействие, ответы на вопросы, обсуждение материала.
Dystlab

—егодн€ в проекте Dystlab Education представлено более 90 курсов по механике и проектированию, строительным конструкци€м, архитектуре, дизайну, инженерным сет€м, машиностроению, металлургии и другим направлени€м, и количество курсов посто€нно растет. Ћаборатори€ Dystlab сотрудничает с более чем 25 специалистами из разных стран, но не €вл€етс€ евангелистом какого-либо бренда, предоставл€€ слушателю свободу самосто€тельно выбирать тот или иной инструмент дл€ своей работы. ”слугами этого центра пользуютс€ преимущественно практикующие инженеры, дл€ которых нехватка профессиональных знаний €вл€етс€ главным стимулом в обучении.

ƒл€ некоторых технических направлений Dystlab уже сегодн€ обеспечивает полную подготовку специалиста Ђс нул€ї. ¬рем€ обучени€ в среднем составл€ет 6-10 мес€цев, и позвол€ет приступить к работе в отрасли еще будучи слушателем курсов.

ѕомимо онлайн-курсов, команда Dystlab реализовала р€д социальных проектов. Ќапример, открыта библиотека бесплатного инженерного контента Dystlab Library, функционирует социальна€ сеть дл€ инженеров Dystlab Community. “акже заслуживает внимани€ проект Dystlab Job, в рамках которого любой желающий может пройти бесплатную стажировку и попрактиковатьс€ в выполнении реальных (не учебных) инженерных проектов. ƒистанционна€ стажировка дает возможность стажеру не только пообщатьс€ с опытным ментором, но и быть рекомендованным потенциальному работодателю (при условии успешного завершени€). ¬се эти инициативы абсолютно бесплатны, и нацелены на созидание новой системы технического образовани€.

¬ итоге

ѕроблемы технического образовани€ нос€т комплексный характер, но они Ч решаемы, и в этом процессе не об€зательно ждать поддержки извне. ¬ лаборатории Dystlab уверены: инженеры в силах самосто€тельно изменить систему к лучшему. „ем большему числу инженеров другие инженеры помогут сегодн€, тем выше качество жизни у нас будет завтра. ќт такой коллаборации выиграют все, поскольку приток качественно подготовленных специалистов повлечет за собой повышение требований не только к нынешней системе образовани€, но и к системе услуг в целом.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕумажный isicad.ru?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕереход к датаориентированному проектированию — јлександр “еплюк, главный специалист отдела —јѕ– в проектном институте ¬Ќ»ѕ»нефть (7 сент€бр€ 2017)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.