¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 марта 2017

3D-моделирование станционного комплекса мелкого заложени€

ƒарь€ ‘илиппова

ƒарь€ ‘илиппова

ќт редакции isicad.ru: –анн€€ верси€ этой статьи была опубликована в журнале Ђ—јѕ– и графикаї.
ѕредложенна€ стать€ описывает комплекс работ, проведенных группой специалистов ќјќ ЂЋенметрогипротрансї и компании InterCAD, результатом которых стала разработка трехмерной модели станционного комплекса Ђ–ассказовкаї.

¬ 2016 года рабоча€ группа, состо€ща€ из сотрудников ќјќ ЂЋенметрогипротрансї и специалистов из компании InterCAD, приступила к работе по созданию трехмерной модели станционного комплекса мелкого заложени€ Ђ–ассказовкаї (ћосква,  алининско-—олнцевска€ лини€). ѕеред участниками рабочей группы была поставлена задача в сжатые сроки подготовить трехмерную модель, разработать и опробовать технологию совместной работы, проверить наполнение библиотек оборудовани€, обнаружить и устранить возможные ошибки проектировани€.

—о стороны компании InterCAD в рабочую группу входили сотрудники отдела внедрени€ —јѕ– в промышленном и гражданском строительстве: ћарина  ириллова (руководитель), ¬€чеслав √ул€ев, ƒарь€ ‘илиппова, Ќаталь€ ѕриставкина и приглашенный эксперт ћарина ”шкова.

—танции метрополитена относ€тс€ к числу технически сложных сооружений. —танционный узел включает большое количество технологически св€занных сооружений: вестибюли, посадочные платформы, эскалаторы и лестничные марши, технические этажи, кабельные и вентил€ционные каналы и сооружени€, помещени€ дл€ обслуживани€ пассажиров и персонала, помещени€ под оборудование.  роме того, станционный узел Ч это сложный комплекс инженерных сетей и оборудовани€, который требует пристального внимани€ со стороны проектной организации.

–азработка 3D-модели станционного комплекса осуществл€лась на основе плоской чертежной документации стадии –ƒ. ƒл€ создани€ элементов модели были использована только документаци€ ответственной за элемент специальности.   примеру, отображение стен присутствует на чертежах всех марок, однако монтаж стен должен происходить только по кладочным планам марки ј– (ј—). —ледует использовать только полные комплекты исходной рабочей документации: со всеми планами, разрезами и узлами.

ќсновное преимущество, которое дает создание трехмерной модели здани€ или сооружени€ (габаритной модели) на основании уже готовой рабочей документации, Ч минимизаци€ рисков при строительстве объекта, поскольку все изменени€ в рабочую документацию внос€тс€ до начала стройки. —ледует сразу отметить, что в данном случае речь не идет о построении эксплуатационной модели, BIM-модели или математической модели.

ѕри планировании работы большое внимание было уделено методологии и последовательности действий. ѕо нашему опыту последовательность работ при построении модели в идеале должна повтор€ть этапы процесса строительства. ѕоэтому, в первую очередь создавались несущие конструкции станции, затем на готовые конструкции выполн€лась расстановка элементов инженерных сетей. Ќекоторые элементы инженерных систем различных специальностей (например, светильники) монтировались на конструкции без прив€зок и обозначени€ уровн€. Ёто оправдано, когда на этапе моделировани€ происходит корректировка документации на конструкции по факту вы€вленных коллизий, что влечет пересмотр проектных решений смежных специальностей.

—оздание 3D-модели осуществл€лось в соответствии с прин€той технологией работы ќјќ ЂЋенметрогипротрансї. ¬ качестве основы проекта был использован шаблон, настроенный с учетом —тандартов организации [1] и [2], также примен€лись библиотечные компоненты компании «аказчика. ¬ ходе построени€ модели вы€вл€лись соответствие библиотек спецификаци€м в чертежах. ¬ случае отсутстви€ тех или иных позиций «аказчику подавалс€ запрос на пополнение базы библиотек. –асширение библиотек осуществл€лось исключительно силами сотрудников «аказчика.

3D-модель станционного комплекса Ђ–ассказовкаї включает трехуровневую станцию, два подземных вестибюл€ и подземные переходы до уровн€ поверхности. —пециалистами компании InterCAD были смоделированы:

  1. ќсновные несущие и ограждающие конструкции по комплектам  ∆,  ћ;
  2. ¬нутренние стены и перегородки с учетом отделки, также двери и закладные в конструкци€х;
  3. ќборудование, арматура воздуховодов, арматура трубопроводна€, воздуховоды, трубопроводы (с фитингами), лотки, кабельные конструкции (кронштейны, лотки, кабель-каналы, подвесы и т.д.).
–азработка модели осуществл€лась с использование вертикальных решений Autodesk на платформе AutoCAD дл€ трехмерного проектировани€:
  •  онструкции: Autodesk AutoCAD Architecture 2016;
  • јрхитектура: Autodesk AutoCAD Architecture 2016;
  • »нженерные сети: Autodesk AutoCAD ћ≈– 2016;
  • —борка модели: Autodesk Navisworks 2016.
–ассказовка метро InterCAD

–исунок 1. ѕќ используемое дл€ разработки станционного узла

ѕроцесс создани€ трехмерной модели был разделен на 3 этапа:
  1. ѕодготовка исходной информации;
  2. —оздание 3D-моделей по комплектам –ƒ;
  3. —борка единой 3D-модели.
Ќа первом этапе был проведен анализ полученных исходных данных, вы€влены отступлени€ в документации от прин€тых —тандартов организации.
–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–исунок 2. »сходный DWG-файл

“акже была выполнена подготовка DWG-файлов в соответствии технологией, разработанной специалистами компании InterCAD, дл€ дальнейшего их использовани€ в качестве основы дл€ моделировани€.
–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–исунок 3. ѕодготовленный DWG-файл дл€ моделировани€

Ќа втором этапе Ц создание 3D модели Ц за основу дл€ организации и хранени€ файлов была вз€та структура проекта AutoCAD MEP, разработанна€ специалистами ќјќ ЂЋенметрогипротрансї. “акже был разработан принцип именовани€ файлов.
–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–исунок 4. —труктура проекта AutoCAD MEP

Ќа заключительном этапе была выполнена сборка единой 3D-модели следующим образом:

1. —борка 3D-модели осуществл€лась с использованием инструментов AutoCAD MEP на основе файлов-моделей, соответствующих комплектам документации, с созданием ¬идов. ¬иды были использованы дл€ создани€ сборок по каждому разделу и дл€ удобства просмотра файлов в Autodesk Navisworks. ¬иды были созданы на основе файлов, прив€занных к соответствующим уровн€м проекта и обновл€лись автоматически в фоновом режиме.

2. —борка ¬идов в ѕќ Autodesk Navisworks. —борка единой 3D-модели станционного комплекса осуществл€лась на основе ¬идов, созданных в AutoCAD MEP. ¬ Autodesk Navisworks загружались сборки моделей по дисциплинам файлов формата DWG с дальнейшим сохранением в отдельный неизмен€емый формат файла NWD.

–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–исунок 5. 3D-модель станционного комплекса

ƒл€ проведени€ анализа элементы сборок модели были поделены внутри файла на наборы по функциональным элементам и системам.

ѕроверка модели на коллизии осуществл€лась между основными разделами по наборам с установленными параметрами Ђна пересечениеї.

Ёлементами проверок по типу геометрии выбраны:

  • конфликты поверхностей элементов;
  • конфликты элементов, имеющих осевые линии.
¬ ходе работы специалисты компании InterCAD провели проверку модели на наличие конфликтов между элементами модели как внутри одной дисциплины, так и между смежными специальност€ми.
–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–ассказовка метро InterCAD ‘илиппова

–исунок 6. јнализ пересечений в 3D-модели

ѕоиск физических коллизий Ц пространственных пересечений Ц был выполнен в Autodesk Navisworks посредством автоматической проверки модели. ѕолученные результаты переданы «аказчику дл€ оценки и доработки качественных и количественных характеристик проекта.

ƒл€ вы€влени€ интеллектуальных коллизий созданна€ модель была передана заказчику дл€ проведени€ ручной проверки специалистами проектных подразделений.

¬ыводы
—оздание габаритной модели, подготовленной дл€ ќјќ ЂЋенметрогипротрансї, по сути, отражает последовательность работ, приближенных к реальному процессу строительства.

Ќа основе разработанных и утвержденных чертежей, модель была наполнена минимально необходимыми элементами дл€ оценки рисков, возможных при строительстве станции. Ёто позволило обнаружить и устранить р€д геометрических коллизий, скорректировать отдельные чертежи рабочей документации до начала этапа строительства и монтажа оборудовани€.

“акже, в процессе работы были реализованы дополнительные задачи, имеющие важное значени€ дл€ стабильной работы проектировщиков. “ак Ђобкаткуї прошли:

  • технологи€ работы на предпри€тии «аказчика;
  • шаблоны «аказчика;
  • библиотечные элементы «аказчика.
¬ дальнейшем полученную модель предполагалось использовать как базовый проект дл€ создани€ четырех других станций метрополитена.

—овместна€ работа с ќјќ ЂЋенметрогипротрансї стала примером интенсивного взаимодействи€ «аказчика и системного интегратора. —уществующие и вновь разработанные технологии работы были в кратчайшие сроки адаптированы к задачам и подтверждены в реальных проектах.

ћы благодарим коллег из ќјќ ЂЋенметрогипротрансї, работа с которыми не первый год обеспечивает специалистам InterCAD значительный прирост профессиональных умений вследствие решени€ нестандартных задач и чувство удовлетворени€ от проделанной работы.

—сылки на стандарты организации:

[1] ќјќ Ќ»ѕ»» "Ћенметрогипротранс", —“ќ 04-2014 ѕравила выполнени€ чертежей.
[2] ќјќ Ќ»ѕ»» "Ћенметрогипротранс", —“ќ 08-2015 ѕравила применени€ единой технологии проектировани€ в AutoCAD

—сылки на публикации:

1. „иковска€ »., ƒанилова Ћ., Ћ€нда ј. Ђѕереход на трехмерную технологию проектировани€ станций —анкт-ѕетербургского метрополитена на основе вертикальных решений компании Autodesk, Inc.ї // Ђ—јѕ– и графикаї. 2012. є 9. —. 108-112.
2. јфанасьева  . ќрганизаци€ совместной работы при переходе на трехмерное проектирование объектов метрополитена в ќјќ ЂЋенметрогипротрансї // Ђ—јѕ– и графикаї. 2013. є 9. —. 107-109.
3. ¬асильева ≈. ѕетербургска€ подземка в 3D-перспективе. ќпыт внедрени€ трехмерного проектировани€ метрополитена // Ђћетро и тоннелиї. 2013. є4. —. 4-8.
4. ’рапкин ѕ., јнтонов ј. ѕрименение Tekla Structures в проектировании объектов метрополитенов. ќпыт ‘инл€ндии // Ђћетро и тоннелиї. 2015. є3.C. 2-4.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Autodesk не впервые навсегда ушел из –оссии
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.