¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

20 апрел€ 2017

BIM на взлетной полосе. „то нужно, чтобы он взлетел?

ќпыт внедрени€ технологии информационного моделировани€ в проектные процессы группы компаний Ђѕрогресстехї

—ергей Ѕенкл€н, Ќебойша Ќовкович

—ергей Ѕенкл€н Ќебойша Ќовкович

ќт редакции isicad.ru: ѕо просьбе компании Ђ онкураторї воспроизводим статью, опубликованую в мартовском выпуске журнала Ђ—јѕ– и графикаї. јвторы Ц сотрудники компании Ђ онкураторї: —.Ѕенкл€н Ц старший менеджер проектов, Ќ.Ќовкович Ц старший консультант департамента разработки технических решений
¬опрос актуальности и целесообразности перехода на технологии информационного моделировани€ сейчас достаточно остро стоит перед многими компани€ми строительной отрасли, но есть организации, дл€ которых переход на новые технологии €вл€етс€ естественным и закономерным. » дл€ них актуален не вопрос Ђидем или не идем в BIM?ї, а Ђкак идем в BIM?ї.

ќдной из таких инновационных компаний €вл€етс€ группа компаний Ђѕрогресстехї.

√  Ђѕрогресстехї успешно работает на российском и международном рынке услуг в области авиастроени€ и проектировани€ аэропортов и инфраструктур уже более 25 лет; насчитывает более 1000 сотрудников и имеет дочерние структуры в –оссии, ближнем и дальнем зарубежье. —ледует отметить, что в компании активно примен€ютс€ самые современные программные комплексы. “ак в »нженерном департаменте в авиакосмическом комплексе успешно используютс€ такие программные решени€ как CATIA, HyperWorks, solidThinking, MSC NASTRAN/MSC PATRAN, ABAQUS.

¬ ƒепартаменте проектировани€ аэропортов и инфраструктур также примен€ютс€ отдельные специализированные решени€, в частности, системы имитационного моделировани€ де€тельности пассажирского терминала (CAST), а также CAD/CAE инструменты дл€ решени€ отдельных проектных задач.

¬ 2015 году руководством компании было прин€то решение по переходу от традиционной технологии реализации проектов объектов строительства в 2D на технологию информационного моделировани€.  ак уже было отмечено, это решение было прин€то абсолютно осознанно, т.к. собственный опыт компании подтверждал эффективность такого перехода. ¬опрос сто€л только в выборе оптимального пути дл€ перехода на BIM. ќсенью 2015 года компани€ Ђ онкураторї была приглашена на участие в закрытом конкурсе на роль консультанта по внедрению BIM. “ак началось наше знакомство и последующее успешное и взаимовыгодное сотрудничество.

„то нужно, чтобы BIM взлетел?

1.  орпоративна€ культура
ѕо поводу методик внедрени€ BIM в последние годы написано немало статей, проведено множество семинаров, форумов и других меропри€тий. » в целом сформированы основные подходы к внедрению, главными составл€ющими которого €вл€ютс€ люди, процессы и технологии. “ем не менее, кажда€ организаци€, как правило, проходит свой индивидуальный путь и говорить однозначно, что этот путь Ђэталонныйї не приходитс€. C нашей точки зрени€ решающими €вл€ютс€ аспекты, св€занные с внутренней организационной культурой компании: когда топ-менеджмент, руководители всех уровней и р€довые специалисты образуют команду единомышленников, у которой есть обща€ мисси€ и общие цели. ѕри этом очевидно, что решающую роль в создании и поддержании корпоративной культуры играет руководство компании.

ѕри внедрении BIM главным изменением, главным культурным сдвигом €вл€етс€ организаци€ процесса совместной разработки и использовани€ информационной модели, основанного на активном сотрудничестве всех участников проекта. ѕонимание и осознание того факта, что сводна€ многодисциплинарна€ модель может сэкономить много человеко-часов лишь за счет правильно организованного совместного использовани€ проектной информации, €вл€етс€ ключевым и роль руководства компании в организации нового технологического процесса €вл€етс€ решающей.

ƒл€ того чтобы пон€ть на каком уровне находитс€ корпоративна€ культура, достаточно одного-двух посещений организации и общени€ с руководством и специалистами.  огда мы впервые посетили ƒепартамент проектировани€ аэропортов и инфраструктур, которым руководит заместитель генерального директора —ергей јлександрович ”санов, то сразу ощутили атмосферу команды профессионалов, абсолютно точно понимающих и осознающих свои цели и задачи. Ёта атмосфера отражалась во всех мелочах - и в пор€дке на рабочих местах специалистов и в организации пространства дл€ работы и быта и в продуманности устройства переговорных с мультимедийными устройствами и функционально подобранной мебелью, и самое главное, в культуре общени€ сотрудников.

“акже следует отметить абсолютно правильный подход к назначению ответственных за внедрение BIM -- главных инженеров проекта и их помощников. ƒело в том, что очень часто эту миссию поручают руководител€м IT служб, что делать категорически нельз€, поскольку они по долгу своей службы не владеют знани€ми проектировщиков в части технологии разработки проекта и специфики взаимодействи€ всех смежных специальностей.

 лассические подходы к внедрению BIM рекомендуют вначале определитьс€ с BIM-стратегией организации: четко сформулировать цели и задачи применени€ BIM, оценить существующие внешние и внутренние предпосылки, а также риски перехода на BIM, определить, какую ценность дл€ развити€ бизнеса принесет BIM, оценить финансово-экономические факторы и другие аспекты.  омандой Ђѕрогресстехї этот анализ был проделан самосто€тельно и как уже было отмечено, вопрос Уидти или не идти в BIMФ дл€ них не сто€л. Ќа очереди был вопрос Ђкак идти?ї.

2. BIM-образование
»з трех составл€ющих успеха внедрени€ -- люди, процессы, технологии, очевидно, что люди €вл€ютс€ ключевым звеном. » корпоративна€ культура в этой составл€ющей, безусловно, главный элемент. Ќо дл€ успешного внедрени€ одной корпоративной культуры недостаточно, необходимо еще единое понимание всеми сотрудниками организации сущности концепции BIM; единое понимание возможностей этой технологии на данном этапе ее развити€ (следует избегать завышенных ожиданий, развеивать миф про Ђкрасную кнопкуї); единое понимание и прин€тие новых, достаточно жестких требований к организации проектного процесса на основе BIM.

ƒл€ формировани€ такого единого понимани€ сущности концепции BIM, эффективных способов применени€ этой технологии на различных стади€х инвестиционно-строительного проекта, функциональных возможност€х, достигаемых результатах, а также в цел€х ознакомлени€ со специфичной BIM-терминологией, лучшими мировыми практиками и подходами по внедрению технологии информационного моделировани€ зданий и сооружений был организован и проведен вводный образовательный курс практически дл€ всех сотрудников департамента проектировани€ аэропортов и инфраструктур, включа€ топ-менеджмент компании.  урс получилс€ по-насто€щему интерактивным. » на нем мы еще раз оценили высокий командный дух, цар€щий в компании, и желание получать новые знани€, которые помогли конкретизировать цели и сформулировать задачи внедрени€ BIM, а также определить дальнейшие шаги в соответствии с рекомендаци€ми, основанными на лучших мировых практиках.

3. ¬ыбор программных решений BIM и профильное обучение специалистов
¬ыбор программных решений по факту был определен заранее -- это решени€ компании Autodesk (программные комплексы), которые уже были несколько лет назад приобретены и использовались частично. ¬ частности, примен€лс€ Civil 3D дл€ организации рельефа, генплана и наружных сетей и конечно AutoCAD, как основной CAD-инструмент.

ƒл€ проведени€ обучени€ профильных специалистов по Autodesk Revit и Navisworks, включа€ главных инженеров проекта, были сформированы учебные группы и согласованы программы обучени€.

4. –егламентаци€ BIM-процессов и выполнение пилотного проекта
≈ще одним важным показателем, вли€ющим на успешность внедрени€ BIM в организации, €вл€етс€ наличие документов, регламентирующих основные рабочие процессы и, в частности, процесса разработки проектной документации. Ёто св€зано с тем, что реализаци€ процесса проектировани€ с применением BIM требует строгого соблюдени€ разработанных в организации регламентов и стандартов и веро€тность того, что эти регламенты будут соблюдатьс€ значительно выше в компани€х, которые уже имеют опыт их разработки и реализации. —ледует отметить, что во многих организаци€х такие документы формально существуют в рамках системы менеджмента качества, но, как правило, затрагивают процессы только самого верхнего уровн€.

ќрганизаци€ проекта и пилотный объект

ѕредпроектный аудит процессов информационного обмена, проведенный нашей компанией в √  Ђѕрогресстехї показал, что в ƒепартаменте проектировани€ аэропортов и инфраструктур регламенты существуют и реально работают в рамках системы менеджмента качества, причем на уровне непосредственной реализации проекта. “ак в —ћ  прописана структура папок проектов, котора€ размещена на корпоративном сервере, содержаща€ в том числе папки дл€ обмена внешними ссылками, прописаны общие правила именовани€ файлов, в компании разработаны общие шаблоны AutoCAD.

ѕосле окончани€ специализированных учебных курсов была сформирована пилотна€ группа в количестве 13 человек, по 1-2 человека по архитектурному, конструктивному и инженерным разделам проекта. ¬се участники пилотной группы были освобождены от ежедневных проектных об€занностей и полностью погрузились в освоение новой технологии. –уководством Ђѕрогресстехї было решено участников пилотной группы после обучени€ технологии BIM больше не возвращать на классическую 2D технологию проектировани€.

¬ качестве объекта было выбрано административное здание аэропорта. ѕроект находилс€ на завершающей стадии разработки и был выбран, в том числе, дл€ проверки согласованности прин€тых проектных решений.

BIM на взлЄтной полосе

ѕилотный объект

ќсновной задачей применени€ BIM (BIM Use) была соответственно прин€та междисциплинарна€ 3D-координаци€. Ёта задача была наиболее актуальной т.к. существующа€ технологи€ проектировани€ в 2D хоть и позвол€ла частично координировать работу смежников путем использовани€ внешних ссылок, но это касалось только Ђгоризонтальныхї решений (на уровне планировок). —огласование же проектных решений по Ђвертикалиї требовало дополнительных временных затрат.

ƒл€ старта пилотного проекта в качестве регламентирующего документа был прин€т открытый шаблон BIM-стандарта организации дл€ платформы Revit (перва€ верси€), разработанный нашей компанией.

ќтдельное внимание мы уделили разработке ѕлана реализации BIM-проекта (BEP), который формировалс€ на специально посв€щенных этой теме предпроектных совещани€х пилотной группы. —ледует отметить, что по ходу пилотного проекта план корректировалс€ и дополн€лс€ за счет полученного практического опыта.

BIM на взлЄтной полосе

ѕлан реализации BIM-проекта

¬ ѕлане реализации BIM-проекта были определены основные принципы разделени€ модели и коллективной работы. ѕо каждому разделу было решено создать отдельные модели, которые дл€ проверки на коллизии собирались в сводную модель средствами Autodesk Navisworks.

ќсобенно тщательно разрабатывалась структура среды общих данных (CDE) и регламент коллективной работы в этой среде, который задавал правила работы в четырех област€х (WIP, SHARED, PUBLISHED, ARCHIVE).

BIM на взлЄтной полосе

—труктура каталогов среды общих данных проекта

ћного дебатов было по поводу выработки подходов к именованию файлов проекта, поскольку необходимо было, с одной стороны, максимально сохранить существующие в организации системы кодировани€, но в тоже врем€ обеспечить работоспособность новой технологии в услови€х коллективной работы с центральными файлами в новой структуре среды общих данных.
BIM на взлЄтной полосе

ѕравила именовани€ файлов (фрагмент общей схемы)

ѕроверка на коллизии включала:
  • создание сводной модели (путем импорта из Revit файлов по отдельным разделам проекта в формате *.NWC);
  • формирование списка проверок, которые необходимо провести (матрица коллизий);
  • проведение проверок и формирование журнала коллизий с определением ответственных за их устранение.
BIM на взлЄтной полосе

ћатрица коллизий (фрагмент)

ѕо ходу реализации проекта обнаруживались ошибки в выпущенной рабочей документации (по уже сложившейс€ практике пилотного BIM-проектировани€) и по гор€чим следам вносились правки. ѕилотный проект длилс€ в общей сложности четыре мес€ца.

Ђѕервый год, полет нормальный!ї

Ќа данный момент в департаменте проектировани€ аэропортов и инфраструктур √  Ђѕрогресстехї запроектировано уже более дес€тка отдельных объектов инфраструктуры с применением технологии BIM на базе новых процессов. —формирован BIM-стандарт организации.  оманда BIM расшир€етс€. ƒл€ BIM-проектировщиков выделено отдельное помещение с открытой планировкой (open space).

ƒл€ заказчиков нар€ду с традиционной ѕ—ƒ представл€ютс€ в том числе 4D-модели отдельных сооружений. Ќа очереди стоит 5D и перспектива предложени€ услуг по формированию 6D-моделей.

BIM на взлЄтной полосе

Ѕашн€ аэродромного командно-диспетчерского пункта

«аключительные выводы

¬ывод є1: переход на BIM дл€ инновационной компании €вл€етс€ естественным этапом ее развити€.

¬ывод є2: наличие в организации соответствующей корпоративной культуры имеет решающее значение дл€ успешного выстраивани€ новой технологии.

¬ывод є3: BIM-процессы надо тщательно планировать и регламентировать.

¬ывод є4: изобретать свой уникальный BIM-велосипед рискованно, дорого и малоперспективно. –ациональный подход к внедрению Ц это использование лучших мировых практик и рекомендаций консультантов, €вл€ющихс€ носител€ми этих практик, и наработка собственного опыта в услови€х реализации своих проектов в новых услови€х.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: »нтернет вещей, зверей и людей
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.