¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

28 окт€бр€ 2020

“ренировки продолжаютс€ Ч как мы прокачивали  ќћѕј—-3D v19 дл€ авиа-, судо- и двигателестроени€

“ать€на —андалова, маркетинг-менеджер  ќћѕј—-3D

“ать€на —андалова


“ренировки  ќћѕј—-3D завершились на v18?  ак бы не так! –азработчики продолжают прокачивать  ќћѕј—, подвергать его новым испытани€м и провер€ть на прочность.

Ќапомним, что в июле 2020 года компани€ ј— ќЌ выпустила новую версию системы проектировани€  ќћѕј—-3D. –азвива€сь в направлении CAD-системы т€жЄлого класса,  ќћѕј—-3D v19 получил новые и усовершенствованные инструменты дл€ решени€ задач авиастроени€, судостроени€ и двигателестроени€. ѕо производительности нова€ верси€ превзошла предыдущие показатели и стала ещЄ быстрее.

¬ этой статье мы расскажем о тренировке отдельных групп мышц новинок, адресованных конструкторам авиационной техники, судов, газотурбинных двигателей. Ѕезусловно, эти новинки будут полезны и в других сферах, поэтому если ваша работа или хобби не св€заны с перечисленными отрасл€ми, вы тоже сможете найти себе новую функциональность по вкусу.

ѕоехали или полетели!

Ќовинки дл€ авиастроени€

1. ¬ыбор области в эскизе дл€ построени€ элемента выдавливани€ или выреза

ѕо просьбам пользователей (в своЄ врем€ запросы поступали от ќ Ѕ —ухого и –—  Ђћи√ї) по€вилась возможность выбора области в эскизе дл€ построени€ элемента выдавливани€ или выреза. ѕри создании некоторых компонентов авиаконструкторы используют так называемый Ђуправл€ющий эскизї, когда в одном эскизе задаютс€ почти все контуры, которые затем используютс€ в последующих формообразующих операци€х.

2. Ђ уполї с измен€емой кривизной поверхности

ѕо предложению Ќѕќ Ђјэро¬олгаї реализована возможность смоделировать Ђкуполї с требуемой кривизной поверхности при помощи команды ЂЁлемент по сечени€мї. ƒл€ этого в эскизе крайнего сечени€ должна быть точка. «атем нужную форму купола можно задать с помощью коэффициента, измен€ющего радиус кривизны крайнего сегмента. ”меньшение коэффициента даЄт более Ђоструюї форму, а увеличение Ч более Ђокруглуюї.

ѕодробнее об этом вы можете прочитать в статье наших математиков Ђ ак смоделировать фюзел€ж самолета Ц зависит от геометрического €драї.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 1.  упол

3. ћоделирование тонкостенных тел с разной толщиной стенок
ћы часто слышали от пользователей-авиаконструкторов о потребности строить тонкостенные тела с разной толщиной стенок. “акой запрос, например, поступил от ќ Ѕ —ухого. ѕри моделировании должен получитьс€ ѕ-образный элемент, у которого толщина стенки и полок различна. ¬ыдавливанием плоского профил€ его не построить, так как форма более сложна€. –ешением стала доработка команды ќболочка.

¬  ќћѕј—-3D и раньше была возможность преобразовани€ тела в оболочку, но с одинаковой толщиной стенок. “еперь можно задать произвольную толщину дл€ отдельных граней. ѕри необходимости грани с отличающейс€ толщиной можно группировать, чтобы задать дл€ них одну толщину. “аким образом, деталь с требуемой различной толщиной стенок формируетс€ за одну операцию.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 2. –азнотолщинна€ оболочка

4. ƒиагностика модели

Ќа основе предложений —ибЌ»ј им. —. ј. „аплыгина и ќ Ѕ —ухого реализованы новые инструменты диагностики изделий авиастроени€:

  • »змерение минимального рассто€ни€ между компонентами
     оманда Ђ–ассто€ние и уголї работает не только с гран€ми, рЄбрами или вершинами модели, но и с компонентами сборки и телами. “аким образом, можно намного быстрее посчитать минимальный зазор между компонентами или телами, например между триммером и задней кромкой рул€ высоты.
  • √рафик кривизны
     оманда работает с кривыми и строит дл€ них графики кривизны Ч графическое представление значений или радиусов кривизны через отображение так называемых Ђиглї. ћожно настроить плотность и масштаб отображени€ графика. ƒлины игл пропорциональны значени€м кривизны: чем длиннее иглы, тем больше значение кривизны в данной точке кривой.
  • ѕроверка кривизны
    ƒл€ проверки нужно указать поверхность: команда находит на ней точки минимального радиуса кривизны, а на кривых Ч ещЄ и точки локальных экстремумов кривизны.  роме этого, можно определить кривизну в произвольных точках.
  • ѕроверка непрерывности
     оманда служит дл€ анализа точности и гладкости стыковки кривых и определ€ет тип непрерывности стыка. —тык Ч это место соединени€ кривых, в котором рассто€ние между вершинами не превышает заданного –адиуса стыка. –адиус стыка по умолчанию составл€ет 0,01.

ѕроверка выполн€етс€ по трЄм критери€м с собственными допустимыми значени€ми:

  • G0 Ц точность стыковки
  • G1 Ц касательность
  • G2 Ц гладкость
–езультат каждой диагностики можно сохранить в модели дл€ последующего контрол€. ѕри изменении формы кривой или поверхности результаты проверки мен€ютс€ автоматически, позвол€€ в режиме реального времени контролировать необходимые параметры.

¬идео: »нструменты диагностики

5. ¬осстановление целостности поверхности
ѕо€вилась нова€ команда, позвол€юща€ восстановить в модели целостность поверхности. ¬ результате формируетс€ нова€ поверхность с заполнением различных вырезов. “акую функциональность предлагали реализовать ќ Ѕ —ухого и –—  Ђћи√ї Ц она помогает при проектировании технологической оснастки.

¬идео: ¬осстановленна€ поверхность

ѕо предложению ѕјќ Ђ“уполевї добавлена возможность закрепл€ть в базе данных за зажимом значение маркировки, которое затем попадЄт в проект при вставке ”√ќ на схему принципиальную. ƒл€ этого был доработан функционал присвоени€ значений адресов каналов в проекте. «начени€ адресов каналов, которые в дальнейшем присваиваютс€ маркировкам линий св€зи, теперь можно указать при заполнении свойств зажимов электроаппарата в ћенеджере Ѕƒ .
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 3. «акрепление адреса канала за зажимом

Ќовинки дл€ двигателестроени€

Ќа предпри€ти€х двигателестроени€ будут востребованы практически все Ђавиастроительныеї новинки. ѕри проектировании двигателей широко используютс€ Ђуправл€ющие эскизыї, встречаютс€ Ђкуполообразныеї конструктивные элементы и разнотолщинные элементы, а также детали, дл€ которых очень важна гладкость образующих кривых и заданна€ степень непрерывности стыков, которую нужно не только смоделировать, но и контролировать.

ќтдельно выделим следующие новинки:

1. Ќовый сценарий работы с импортированными модел€ми
ѕредпри€ти€ двигателестроени€, как правило, работают в тесной кооперации с другими компани€ми,  Ѕ и заводами Ч поставщиками составных частей двигателей. ѕри этом каждое предпри€тие дл€ проектировани€ комплектующих основного издели€ может использовать самые разные CAD-системы.

¬  ќћѕј—-3D v19 по€вилс€ новый механизм работы с импортированными документами.

ћодель создаЄтс€ в любой CAD-системе, сохран€етс€ в формат STEP. ћодель в таком формате (или другом, поддерживаемом  ќћѕј—-3D) нужно вставить в сборку  ќћѕј—-3D как Ђроднуюї, указав еЄ файл-источник в процессе выполнени€ команды ƒобавить компонент из файла.  омпонент можно использовать обычным образом, размещать с использованием сопр€жений.

≈сли в процессе дальнейшей работы по€вл€етс€ обновлЄнна€ модель такого компонента, то нужно заменить им старый файл-источник.  ќћѕј—-3D автоматически распознает изменЄнную геометрию импортированного компонента, пользователь увидит это с помощью специальной индикации в дереве модели, после чего примет решение на обновление импортированного компонента. ¬о многих случа€х после обновлени€ ранее наложенные сопр€жени€ останутс€ работоспособны.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 4. ¬ставка импортированного компонента в сборку

2. ѕроверка коллизий
ѕри довольно плотной компоновке двигател€ важно контролировать зазоры между детал€ми и узлами, а множество резьбовых соединений нуждаютс€ в контроле параметров резьбы.

“еперь всЄ это выполн€етс€ благодар€ команде ѕроверка коллизий. „то именно можно провер€ть:

  • пересечени€: они отображаютс€ нагл€днее, а также вычисл€етс€ точный объЄм пересечени€;
  • зазоры: можно быстро найти все зазоры меньше заданного значени€;
  • резьбовые соединени€ (например, несоответствие шага резьбы в соединении).

“акже при проверке всех коллизий можно быстро скрыть всЄ окружение, то есть оставить только провер€емую пару компонентов. ѕроверка может вестись как внутри одного набора объектов, так и между двум€ наборами объектов (проверка компонентов внутри набора не производитс€).

ѕользователь может сохранить параметры проверки Ц набор исследуемых компонентов/тел, настройки проверки, что упростит выполнение повторных проверок.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 5. ѕроверка коллизий: пересечени€

3. ¬ырез телом по траектории
Ќаверн€ка многие сталкивались с ситуацией, когда необходимо смоделировать результат механической обработки заготовки режущим инструментом (например фрезой) определенной формы. ¬ таком случае поможет команда Ёлемент по траектории, в которой теперь в качестве сечени€ можно выбрать тело. “аким образом, вырезы в модели будут учитывать форму инструмента.
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 6. ¬ырез телом по траектории

4. Ќовинки в 2D
јвтоматическое создание в чертеже по модели осевых линий тел вращени€, дуговых осевых, обозначени€ центров, сеток центров. ќси создаютс€ при формировании одной или нескольких проекций с модели. Ќовинка однозначно будет полезна в модел€х с множеством отверстий и тел вращени€, которых в двигателе, например, великое множество.

¬идео: јвтоматическое создание осевых в чертеже

¬ двигателе много мелких и сложных элементов, которые нужно нагл€дно показать на чертеже и в детал€х двигател€. Ёто поможет сделать новинка –азрез на выносном элементе (создание местного разреза в виде, который €вл€етс€ выносным элементом).
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 7. –азрез на выносном элементе

¬ одной детали могут быть конструктивные элементы с повышенным требованием к точности размеров, и в тоже врем€ размеры, которые обеспечиваютс€ инструментом или технологией производства. ƒл€ решени€ этой проблемы по€вилась новинка ќкругление размеров до нужного знака Ч теперь вы можете индивидуально задавать точность размера. –анее настройка распростран€лась на все размеры одновременно.
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 8. ќкругление размеров до нужного знака

Ќовинки дл€ судостроени€

ќсновным инструментом инженера, проектирующего корпусные конструкции судов, становитс€ приложение ќборудование:ћеталлоконструкции. ¬ его обновлЄнной версии были доработаны и по€вились новые специализированные команды Ч как результат сотрудничества с ÷ћ Ѕ Ђјлмазї и —ѕћЅћ Ђћалахитї.
1. ƒоработана команда ѕластина
–еализована возможность построени€ ѕластины по √ранице: дл€ быстрого определени€ формы пластины теперь можно задать еЄ границы с помощью других объектов в сборке. ¬ качестве границ могут быть выбраны поверхности, плоскости, пространственные кривые, оси, элементы эскиза.

≈сли толщина металлического листа или ребра жЄсткости довольно больша€ (например 50 мм) и при этом он примыкает к криволинейной поверхности (например к корпусу подводной лодки), то этой пластине или ребру жЄсткости необходимо обеспечить плотное примыкание. “еперь это возможно благодар€ команде ѕлотное примыкание.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 9. ѕлотное примыкание

2. Ќова€ команда: –азбить пластину
— помощью команды Ђѕластинаї можно построить перекрыти€, площадки обслуживани€. “еперь приложение позвол€ет закрыть необходимую область одной пластиной, а потом разделить еЄ на части в нужных пропорци€х. –езультатом такой операции станет группа пластин, сохранивша€ свой сортамент, но получивша€ новые размеры.
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 10. –азбить пластину

3. Ќова€ команда: ѕо€сок
–еализована возможность построени€ произвольного ѕо€са со смещением и отступами по торцам. ƒобавлены варианты построени€ симметричных и несимметричных законцовок по ќ—“¬5.1065-83 ќбрезка незакреплЄнных профилей в автоматическом режиме. ≈сть возможность создани€ пользовательских фрагментов законцовок.

ƒл€ построени€ нового объекта Ђѕо€сокї достаточно указать опорную грань, толщину и ширину по€ска. ѕо€сок может быть гнутым, выполн€тьс€ с разными видами разделок и учитывать различные граничные услови€.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 11. ѕо€сок

4. Ќова€ команда: ѕрокол
ƒл€ судостроителей (а также мостостроителей) актуальна задача провести профиль через несколько пластин или листов. ќтверстие в этом случае должно быть определЄнной формы. ¬ приложении теперь доступны такие вырезы без дополнительных построений. Ќужно только выбрать требуемую форму отверсти€.

“акже реализован автоматический подбор выреза дл€ проницаемой конструкции корпуса с применением профил€ полособульб.

 ќћѕј—-3D v19

–ис. 12. ѕрокол

5. Ќова€ команда: «аделка
 оманда позвол€ет построить пластину по границам прокола. —ейчас заделы реализованы дл€ профилей сечени€ полособульб и уголок. ¬озможно построение пользовательской заделки при выполнении требований к фрагменту прокола и заделки.
 ќћѕј—-3D v19

–ис. 13. «аделка


____


Ќа этом завершаетс€ перва€ часть серии статей о  ќћѕј—-3D v19. ≈ще раз отметим, что вышеперечисленные новинки могут быть полезны и в других отрасл€х.

¬ следующих стать€х мы расскажем о тренировках геометрического €дра, ключевых новинках приложений, расчетах и оптимизации моделей.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ¬рем€ покупать —јѕ–-компании
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕочему не работает BIM — јлександр ямпольский (12 но€бр€ 2020)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2020 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.