¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

7 марта 2021

 ак стать изобретателем CATIA и основателем Dassault Systèmes

¬ июле этого года будет отмечатьс€ сорокалетие Dassault Systèmes. Ќакануне этого юбиле€ мы обратились к ‘рансису Ѕернару, сооснователю компании, с просьбой рассказать о своем жизненном пути, который по праву ассоциируетс€ с возникновением CATIA, первой промышленной 3D CAD системы, и компании, ставшей и по сей день остающейс€ лидером рынка инженерного софтвера.

¬опросы дл€ публикуемого ниже интервью были составлены сотрудниками компании Ћ≈ƒј—, которые в течение 12 лет тесно сотрудничали с Dassault Systèmes и имели возможность встречатьс€ с ‘рансисом Ѕернаром не только в ѕариже, но и во врем€ его участи€ в международных форумах isicad в Ќовосибирске.

јнглийска€ верси€ этого интервью опубликована здесь.

Francis Bernard

Francis Bernard, Wikipedia

1. ѕервые 12 лет своей жизни вы провели во ¬ьетнаме. —охранились ли об этом какие-то воспоминани€? ќказал ли тот период какое-то вли€ние на вашу дальнейшую жизнь: на привычки, отношение к јзии, к  итаю, к –оссии? Ѕыли ли у вас во ¬ьетнаме друзь€?
я родилс€ в 1940 году в ’аное, во ‘ранцузском »ндокитае, в той его части, котора€ сегодн€ называетс€ ¬ьетнамом. ћой отец работал инженером на угольных шахтах северного ¬ьетнама. Ќачальную школу € посещал в ’айфоне и ƒалате. ¬ 1952 году семь€ вернулась во ‘ранцию и обосновалась в ѕариже.

ƒа, € все еще храню воспоминани€ о том времени. я был мальчиком, немного говорившим на улице с друзь€ми по-вьетнамски. “огда € осознал, что человечество состоит из людей с разным цветом кожи, разными €зыками и культурами.

2. Ѕыли ли у вас какие-то проблемы адаптации к другой культуре, когда семь€ вернулась во ‘ранцию?
Ќет. ¬ьетнам был французской колонией, и € с семьей жил в обстановке французской культуры. ƒаже сегодн€ здани€ в ’аное и ’айфоне выгл€д€т французскими. ¬ 2013 году € посетил —еверный ¬ьетнам, чтобы взгл€нуть на на места, в которых € жил в 1950 году, когда мне было 10 лет. Ќаш дом и мо€ школа все еще сто€т на месте, практически не изменившись. ј в тамошнем университете теперь преподают CATIA!
3. „то повли€ло на ваш интерес к технологии, в частности к аэрокосмической инженерии?
я был очарован самолетами. ¬ возрасте от 12 до 17 лет почти все свое свободное врем€ € посв€щал строительству моделей самолетов. ќдна из моделей была с радиопередатчиком, который € разработал сам с использованием ламповых усилителей, потому что транзисторов тогда еще не было. Ёту модель € запускал в парке в окрестност€х ѕарижа.

¬ школе € очень усердно занималс€, чтобы поступить в Supaero Ч главный аэрокосмический университет ‘ранции. ¬ Supaero у мен€ по€вилась возможность в качестве пилота летать на частных самолетах. ј еще там мне довелось поработать на одном из первых компьютеров того времени, CAB 500, который был размером со шкаф дл€ одежды, но был менее мощным, чем карманный калькул€тор, который сегодн€ за 10 долларов можно купить в супермаркете.

4. Ѕыло ли случайностью поступление на работу в Dassault Aviation (DA)? ¬озможно, такие планы возникли благодар€ возникшим контактам в Supaero? ћожет быть, повли€ла военна€ служба?
Ќикакой случайности. ¬ те времена холодной войны в DA создавались истребители Ђћиражї, и работать в этой фирме считалось весьма престижным. ћожно было иметь дело с развитыми технологи€ми и при этом получать хорошую зарплату. ”чась в Supaero, € уже имел с DA предварительный рабочий контракт и еще до поступлени€ туда на работу (включа€ врем€ военной службы) несколько лет получал ежемес€чную зарплату. “ак что фактически у мен€ было юридическое об€зательство поступить на работу в DA!
5. Ќа первый взгл€д, ваша начальна€ специализаци€ в области теоретической аэродинамики сильно отличаетс€ от профессиональной разработки софтвера.  ак случилось, что вы быстро вовлеклись в эту новую дл€ себ€ область? Ѕыло ли вам комфортно работать в этой области?
 огда в 1967 году € поступил на работу в DA, компьютеров нигде не было. Ёто все еще было эпохой бумаги, ручек и пишущих машинок. ѕервые два компьютера IBM 1800, были по совпадению установлены в DA как раз в то врем€, когда € там по€вилс€.

ћы начали разработку математических алгоритмов дл€ вычислени€ аэродинамических потоков вокруг крыльев и фюзел€жей. ћы учились преобразовывать наш математический €зык в €зык программировани€, чтобы передавать значени€ давлени€ воздуха в геометрию самолета.  онечно, первой главной задачей было создать математическую модель, а затем построить представление облика самолета в терминах программ и данных: это служило входными данными дл€ аэродинамических вычислений.  ак и большинству инженеров в мире в конце 1960-х годов, нам приходилось на самых первых компьютерах учитьс€ экспериментам с софтвером.

6. ≈сть огромна€ разница между вычислительными модул€ми, ставшими предшественниками CATIA, и самой CATIA как универсальной CAD системой. «начит ли это, что вам пришлось с нул€ разработать архитектуру CAD? ѕришлось ли дл€ этого пригласить специалистов по разработке софтвера, или вы занимались этим персонально или с помощью некоторых своих коллег?
¬ начале нашей работы (это был конец 60-х Ц самое начало 70-х годов) единственным способом общени€ с компьютером, то есть способом передачи ему данных, было написание программ на машинном алфавитно-цифровом €зыке, которые вводились с перфокарт. ¬ результате мы придумали специальный €зык дл€ описани€ оболочки самолета и хранени€ этого описани€ в компьютере.  рыль€ представл€ли собой линейчатые поверхности между профил€ми, определ€емыми кривыми п€той степени, а фюзел€жи имели конические формы, переход€щие в кривые п€той степени.

 роме того, мы разработали специальный €зык дл€ работы с формами: ввод данных дл€ расчета аэродинамики, сечений плоскост€ми и движений режущего инструмента дл€ станков с числовым программным управлением.

ѕозднее, в начале 70-х годов, у нас по€вились первые черно-белые терминалы (сначала IBM 2250, а затем IBM 3250) в сочетании с гораздо более производительными компьютерами нового поколени€ (IBM/360 и позднее IBM/370). “огда по€вилась возможность конвертировать наш €зык на колодах перфокарт в гораздо более простой в использовании €зык общени€ с компьютером через интерактивные графические терминалы.

¬ 1977 году при поддержке вышесто€щих руководителей € решил, что пришло врем€ переписать весь наш софтвер под новое оборудование.  ак и программы первого поколени€ на перфокартах, на этот раз все тоже было написано нами самими Ч разумеетс€, с использованием нашего опыта создани€ математических определений форм и конвертации алфавитно-цифрового €зыка в €зык интерактивного взаимодействи€ с терминалом.   этому времени (к концу 70-х годов) в моей команде было 5 разработчиков.

7. ¬ чем сходство и в чем различие между проектированием самолета и разработкой CAD-системы?
—ходство: от инженеров-проектировщиков мы получали всю информацию о формах самолетов и об оптимизации этих форм, а также об их производстве.

–азличие: инженеры проектировали самолеты в соответствии со специфическими требовани€ми по производительности, мощности, дальности полета и т. п., мы же разрабатывали программы так, чтобы они помогали создавать более конкурентоспособные самолеты с меньшей стоимостью.

8. ѕомимо Dassault Aviation и Boeing, какие внедрени€ CATIA были наиболее значимыми Ч в терминах не выручки, а нового опыта дл€ вас и вашей команды?
¬ числе моих первых клиентов Ч еще до образовани€ DS в 1981 году Ч были Mercedes, BMW и Honda, € имею в виду их инженерные подразделени€. я организовывал совещани€ с участием представителей всех этих трех компаний, несмотр€ на то, что на рынке они были конкурентами. я демонстрировал им возможности CATIA, а они объ€сн€ли мне автомобильную специфику конструировани€ форм и их заводского производства. ¬ результате они согласились проверить возможности CATIA в обстановке их предпри€тий. ћо€ команда сотрудничала с ними, чтобы лучше пон€ть требовани€ к CATIA и способы их удовлетворени€.

¬ конце концов мне удалось выстроить с ними такие же успешные отношени€, какими они были с конструкторами самолетов, и тем самым распространить использование CATIA на автомобильную отрасль.

ѕодобные процессы были в 80-х и 90-х годах реализованы в отрасл€х судостроени€, оборудовани€, товаров широкого потреблени€ и др.

¬ этом и состоит квалификаци€ разработчика софтвера: создавать дл€ клиента новые ценности, при этом сочета€ понимание, полученное в каждом отраслевом сегменте, с по€вл€ющимис€ новыми возможност€ми »“-технологий.

Francis BERNARD archive pics

1987, CATIA

9. —о времени по€влени€ CATIA прошло более 40 лет, видимо, это самое старое программное обеспечение в области CAD, присутствующее на рынке, и оно все ещЄ занимает лидирующие позиции. —колько ещЄ лет проживет эта программа?
я не знаю, но позвольте напомнить вам историю проектировани€:

  1. ЌјЅ–ќ— », Ё— »«џ были в ходу с древности до 19 века (5000 лет): карандаш и бумага использовались людьми дл€ их собственных нужд; вспомните, например, наброски Ћеонардо да ¬инчи.
  2. „≈–“≈∆» относ€тс€ к 19-20 векам (150 лет): карандаш и бумага в сочетании со стандартизацией представлени€ чертежей были €зыком взаимодействи€ больших групп людей, работающих вместе; это послужило конструкторско-производственной основой ѕромышленной –еволюции.
  3. 2D CAD Ч это 1970-1990 годы (20 лет): терминалы дл€ компьютерной графики, ориентированные на эффективную работу с двумерными чертежами; это был уровень системы CADAM.
  4. 3D характерно дл€ отрезка 1970-1980 (10 лет): компьютеры с алфавитно-цифровыми €зыками на перфокартах; впервые стало возможным создать 3D на компьютере.
  5. 3D CAD можно отсчитывать от 1980 года до Е (?? лет): терминалы с компьютерной графикой, предназначенные дл€ высокопроизводительного 3D-конструировани€; это уже уровень CATIA.
  6. —Ћ≈ƒ”ёў»… Ўј√: возможно, автоматическое порождение и использование трехмерных геометрических объектов, основанное на искусственном интеллекте с полной оптимизацией в сочетании с моделированием и взаимодействием с любым типом ограничений.
 аждый из этих этапов св€зан с радикальными инноваци€ми в дизайне, однако он не отмен€л предыдущие возможности. Ќапример, эскизы всЄ ещЄ примен€ютс€.

„резвычайно трудно предсказать будущее в области технологий.  то в 1990 году знал, что такое »нтернет и смартфоны? Ќикто!

10. CATIA стала революционным шагом в индустрии CAD, поскольку оказалась первой системой 3D-проектировани€. ¬идите ли вы потенциал какой-либо технологии к подобному революционному изменению в 21 веке?
—мотрите мой предыдущий ответ.
11. ≈сли бы вы вернулись в 1980-е годы, хотели бы вы изменить что-то в CATIA так, чтобы система стала ещЄ более успешной, чем сегодн€?
Ќа мой взгл€д, в 80-е годы мы сделали всЄ возможное, насколько это позвол€ла тогдашн€€ технологи€. ÷ветные графические терминалы (IBM 5080) мы получили только в 1985 году, достаточно производительные PC только в 1995, а сегодн€ доступно уже облако.  аждое такое продвижение чрезвычайно сильно вли€ло и вли€ет на CATIA, открыва€ новые возможности разработки новых приложений.
12. „то послужило ключевым фактором успеха CATIA: отличное управление продуктом? участие блест€щих математиков и разработчиков софтвера? привлеченные из IBM продавцы продукта?
¬се три фактора должны работать вместе. ќдного или двух было бы недостаточно. Ќапример, у CADAM [конкурентной системы от авиационного производител€ Lockheed] были прекрасные разработчики в сочетании с продавцами из того же IBM, однако был неэффективный менеджмент, поэтому они упустили возможность завоевать позиции в 3D.

” [независимой разработки] ComputerVision были отличные программисты, но слабое управление продуктом. –азрабатыва€ собственный хардвер, они игнорировали его стандартизацию, к тому же не обладали таким сильным каналом продаж, как у IBM.

” [независимой разработки] Matra Datavision отсутствовали возможности продажи.

¬се эти проекты прекратили существование после того, как их поглотили другие компании.

13. ’орошо известна фотографи€, запечатлевша€ демонстрацию CATIA дл€ ћарсел€ ƒассо. —ыграл ли этот эпизод существенное вли€ние на развитие бизнеса? ѕожалуйста, поделитесь впечатлени€ми об этой демонстрации.
DS 40 FB

‘рансис Ѕернар и ƒоминик  альмель показывают ћарселю ƒассо —јѕ– CATIA

Ётот эпизод был весьма важен и в то врем€, возможно, оказал ключевое вли€ние на наше будущее. ћарсель ƒассо был весьма уважаемым основателем Dassault Aviation и создателем нового поколени€ самолЄтов-истребителей Ђћиражї, считавшихс€ важным достижением в эпоху холодной войны.

¬ те времена DA старалась с помощью самолЄта Mercure расширить свой бизнес на сферу коммерческой авиации, таким образом конкуриру€ с зарождающейс€ группой Airbus. ƒассо был инженером Ч даже в большей степени, чем бизнесменом, поэтому он попросил показать ему CATIA, о которой ему говорили как об инновации, способной заменить чертежные доски в области проектировани€ самолЄтов. »менно это он хотел узнать в ходе демонстрации: Ђѕокажите мне, как вы проектируете фюзел€ж!ї. ј затем, как видно на фотографии: Ђѕозвольте мне сделать это самому!ї.

ѕо сути дела, ћарсель ƒассо хотел убедитьс€ в том, что CATIA Ч это инструмент, с помощью которого в будущем будут создаватьс€ самолЄты ƒассо. “огда ему было уже 90 лет, и, веро€тно, он не интересовалс€ самой CATIA как новым бизнесом.

14.  ак вы пришли к решению вывести CATIA на рынок? Ќасколько широко к тому времени в DA использовалс€ CAD?
“огда, в 1980 году, использование CAD в DA было уже на высоком уровне. Ќачина€ с 1975 года было инсталлировано более сотни систем 2D CADAM и несколько систем CATIA, используемых дл€ 3D моделировани€ оболочки самолЄта.

»нтерфейс между CADAM и CATIA был разработан дл€ передачи, например, 2D-проекций из CATIA в CADAM в качестве входных данных дл€ проектировани€ с помощью средств CADAM нервюр крыла. Ќо уже было очевидно, что использование CATIA будет расшир€тьс€ и постепенно замен€ть CADAM в течение нескольких лет. Ёто произошло благодар€ разработке 2D-функций в CATIA и установке более мощных компьютеров/ѕ  дл€ расширени€ 3D до возможности проектировани€ механических деталей на основе инновационных 3D-процессов, внедр€емых в конструкторском бюро DA.

–ешение вывести CATIA на рынок было обусловлено несколькими причинами. ¬о-первых, французское правительство было заинтересовано в том, чтобы поддержать DA. ¬о-вторых, Lockheed был заинтересован в партнерстве дл€ интеграции CATIA и CADAM. ¬-третьих, IBM стала кандидатом на распространение CATIA в дополнение к CADAM. ¬ начале 1981 года потребовалось несколько мес€цев дл€ прин€ти€ решени€ на основе третьего варианта.

 огда в 1981 году мы образовали DS на основе команды в 20 человек, кто бы мог поверить, что 40 лет спуст€ DS станет намного крупнее (20 000 сотрудников), чем DA?

First CATIA IBM Flyer

ѕервый флайер, использованный IBM при продаже CATIA

15. ј как вообще возникла иде€ образовать новую компанию? ¬едь €сно же, что нова€ компани€ не могла организовать эффективную стратегию глобального маркетинга совершенно нового продукта. ќзначает ли это, что намерение партнерства с IBM возникло одновременно с идеей о новой фирме?
»менно так. Ѕез партнерства с IBM компани€ DS не по€вилась бы. Ёто стало ключевым фактором дл€ прин€ти€ решени€. IBM была дл€ нас мечтой: они владели 80% мирового хардверного бизнеса; CADAM уже дал им опыт организации продаж софтвера в сфере CAD/CAM; кроме того, в IBM были готовы серьЄзно инвестировать в кадровые ресурсы, поскольку кажда€ продажа CATIA приносила им дес€тикратную выручку по сравнению с продажей хардвера. ¬ыручка от каждой продажи CATIA делилась между DS и IBM пополам.
Francis BERNARD archive pics

1988, ‘рансис Ѕернар, DS CEO

16.  акие главные задачи компании решались, когда ее численность росла с 20 до 100 сотрудников, а затем от 100 до 500?

√лавными задачами было нан€ть и обучить людей, а затем руководить ими в соответствии с шестью макропроцессами, которые мы решили реализовать:

  1. ѕЋјЌ»–ќ¬јЌ»≈: визионерство и стратеги€, их формирование и оптимизаци€.
  2. ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»я: управление продуктом с ориентацией его на все рынки (авиастроение, автомобилестроение и др.).
  3. –≈јЋ»«ј÷»я: создание продукта с использованием имеющегос€ в то врем€ оборудовани€ и софтвера.
  4. ѕ–ќƒј∆»: маркетинг и продажи в тесной кооперации с IBM.
  5.  јƒ–џ: управление экосистемой вместе с техническими партнерами и IBM.
  6. ќЅ—Ћ”∆»¬јЌ»≈  Ћ»≈Ќ“ќ¬: обеспечение ло€льности клиентов на основе эффективного процесса сопровождени€ продукта вместе с IBM.
Ќам не пришлось столкнутьс€ с финансовыми проблемами, так как выручка росла устойчиво, и мы с самого начала работали с прибылью.
17. ¬ы самосто€тельно выстроили управление фирмой или перен€ли принципы управлени€ Dassault Aviation? ¬озможно, вы использовали какие-то другие методы, например, рекомендованные консультантами из IBM?
¬ конце 80-х годов, когда нас уже было более двухсот, мы обратились к консультантам, специализировавшимс€ по управлению кадрами (но не к консультантам из IBM), чтобы они помогли нам реализовать стратегию и выстроить систему управлени€ дл€ реализации этой стратегии и дл€ мотивации наших сотрудников.

— другой стороны, у IBM мы учились, как выстраивать процесс сопровождени€ продукта и определ€ть ценовую политику.

18. ѕон€тно, что маркетинговые возможности IBM во многом помогли вам привлечь таких клиентов, как Honda, Mercedes, BMW и Boeing. ќднако чтобы убедить таких покупателей, вам самим наверн€ка пришлось приложить много усилий. ¬еро€тно, демонстрации CATIA во многом говорили сами за себ€, но были ли у вас какие-то персональные методы убеждени€ главных клиентов? ћогли бы вы привести примеры?
Ќа самом деле IBM не участвовала в привлечении самых первых клиентов. я лично контактировал с руководител€ми, которые отвечали за сферу CAD/CAM в компани€х Honda, Mercedes и BMW, и показывал им работу CATIA. –езультаты таких обсуждений породили в DA уверенность в том, что у CATIA имеетс€ хороший бизнес-потенциал.

¬ свою очередь, это сильно повысило мотивацию моей команды и помогло быстрее убедить IBM в том, что мы сможем стать хорошим партнером дл€ увеличени€ продаж компьютеров! ”пом€нутые три крупных клиента (и несколько других, таких как Grumman Aerospace в USA и SAFRAN во ‘ранции) стали пр€мыми клиентами DS, а клиентами IBM стали лишь несколько лет спуст€.

Boeing Ч это друга€ истори€. ѕотребовалась долга€ битва, потому что в недрах моего главного конкурента разрабатывалс€ пакет 3D CAD. «десь понадобились возможности и фактор надежности IBM в сочетании с нашим собственным большим опытом проектировани€ самолЄтов в DA.

¬споминаю вопрос генерального директора Boeing, который он задал мне во врем€ встречи в —иэтле: Ђ–асскажите, как мы сможем проектировать самолЄт в 3D?ї, и его комментарий после прин€ти€ в 1986 году решени€ о выборе CATIA: Ђя выбрал CATIA, потому что уверен в вас, но покупать CATIA € буду у IBM, потому что не могу рисковать перестройкой основного бизнеса с таким слишком мелким партнером, как DSї.

DS 40 FB

‘рансис Ѕернар и Ўарль Ёдельштен с директорами группы Ѕоинг

19. Ќет сомнений в том, что крупные (и не только крупные) заказчики выдвигали свои собственные требовани€ к 3D CAD, по крайней мере, к функциональности, а после того как они начинали пользоватьс€ CATIA, веро€тно, вы получали много дополнительных пользовательских пожеланий.  ак вы поддерживали баланс между необходимостью идти навстречу требовани€м пользователей и вашим собственным представлением об оптимальном, с точки зрени€ бизнеса, развитием софтвера?
Ёто и есть управление продуктом. ѕроцесс управлени€ продуктом состоит в том, чтобы собирать и анализировать требовани€ пользователей, наблюдать за конкурентами, учитывать развитие »“ и порождать новые возможности, которые ещЄ не известны рынку. ¬сЄ это в сочетании с оптимизацией доходов вли€ет на по€вление новых версий продукта. ‘актически управление продуктом оцениваетс€ успехом на рынке.

¬ DS каждый новый выпуск продукта обозначаетс€ номером версии и номером релиза: VxRy. Ќовый номер версии означает, что в структуре продукта реализованы значительные улучшени€, в большинстве случаев учитывающие по€вление новых крупных аппаратных возможностей, что не обеспечивает полной совместимости с предыдущей версией.  онечно, при этом поставл€ютс€ средства переноса данных с прошлой версии на новую. Ќова€ верси€ объ€вл€лась каждые 5-10 лет и соответствовала прогрессу хардвера: от мейнфреймов к рабочим станци€м Unix и затем к PC.

Ќапротив, новый релиз данной версии всегда полностью совместим с предыдущим. ƒругими словами, например, V5R8 полностью совместим V5R7. ƒл€ аккуратного управлени€ процессом релизов и поддержани€ взаимопонимани€ как с сектором продаж, так и с пользовател€ми, важно было соблюдать четкий график. ѕоэтому мы осуществл€ли новые релизы ежегодно в районе ма€ и окт€бр€.

—лучалось, что реализаци€ пользовательской за€вки на улучшение продукта не была запланирована в очередном релизе. »ли така€ реализаци€ занимает слишком много времени. ¬ таких случа€х мы начинали переговоры. ≈сли реализаци€ требовани€ имеет достаточно высокий бизнес-потенциал, мы можем ускорить разработку и предложить заказчику оплатить до 50% расходов, причем в этом случае DS сохран€ет права на реализованное средство.

≈сли же в силу узкой специфичности требовани€ пользовател€ усовершенствование продукта не имеет дл€ DS достаточного бизнес-потенциала, мы реализуем такую за€вку в рамках стандартного сервисного контракта, со 100% финансированием самим заказчиком, который при этом получает на продукт право собственности.

20. ћогли бы вы назвать нескольких человек, которые были особенно близки вам в годы создани€ CATIA и затем в DS, тех, кто внес большой вклад в успех?
Ёто трудный вопрос, потому что все так или иначе внесли свой вклад. Ќо всЄ же € назову несколько имен.  лючевыми членами исходной команды в DA и на начальном этапе DS были

- ƒоминик  альмель (Dominique Calmels) (вы видите его на фотографии с ћарселем ƒассо и мной) был моим техническим директором до 1990 года. (”мер в 2017 году.)
- ƒидье Ѕусье (Didier Boucier) был ключевым техническим специалистом и главным разработчиком CATIA. (¬ышел на пенсию в 2019 году.)

«атем в DS:

- Ўарль Ёдельштен (Charles Edelstenne), председатель совета директоров DS, успешный бизнесмен и один из дес€ти богатейших людей ‘ранции. (–анее он был CEO DA, а теперь он Ч президент Dassault Group.)
- “ибо дЄ “ерсан (Thibault de Tersant), который в 1986 году присоединилс€ к команде DS в качестве финансового директора, прекрасный переговорщик с крупными клиентами и в процессе поглощени€ фирм; отлично про€вил себ€ в деле управлени€ ценами.
- Ѕернар Ўарлес (Bernard Charlès) пришел в DS в 1984 году, в 1992 стал техническим директором, а в 1995 году генеральным директором. јмбициозный лидер с очень большим эго.

Ўарль Ёдельштен и Ѕернар Ўарлес не нрав€тс€ мне с точки зрени€ их человеческих качеств, но € уважаю их большой профессиональный вклад. (I do not like Charles Edelstenne and Bernard Charlès from a human point of view, but I respect their significant contributions).

DS 1987 ed

ћенеджмент Dassault Systèmes в 1987 году: сидит ‘рансис Ѕернар; сто€т слева впереди ƒоминик  альмель (Dominique Calmels), сзади слева направо: Ѕернар Ўарлес (Bernard Charlès), Ѕернар ¬ермерш (Bernard Vermersh), Ѕруно Ћачаг (Bruno Latchague), ‘илипп ‘орестье (Philippe Forestier), ∆ан-ћишель ћорэн (Jean-Michel Morin)

21. Ќазовите несколько главных причин успеха DS
ѕозвольте мне привести совсем общее резюме:

  1. Ќужно было оказатьс€ в правильном месте в правильное врем€. “олько годы спуст€ мы осознали, что нам выпал счастливый шанс использовать возможности IT-революции, холодной войны, Dassault Aviation, а затем глобализации.
  2. Ќужно было сделать радикальный шаг с дальним прицелом на Ђ3D дл€ всехї. Ёто было больше чем просто придумать новое устройство, это была революци€ Ђќт 2D к 3Dї, осуществленна€ благодар€ развитию »“.
  3. Ќужно было прин€ть правильные стратегические решени€: создать Dassault Systèmes, не зависимую от Dassault Aviation фирму; вступить в партнерство с IBM; выстроить сильную партнерскую экосистему, включа€ партнерство с клиентами; осуществить правильно рассчитанные поглощени€.
  4. Ќужно было создать надежную систему управлени€ и функционировани€.
22. ћогли бы вы назвать п€ть самых важных вех в течение вашей работы в DA и DS?
Ёто трудно, потому что были дес€тки важных событий. Ќу вот п€ть:

  1. 1967: ћоЄ решение поступить на работу в отдел аэродинамики, где как раз разворачивалось освоение »“.
  2. 1968: ћо€ перва€ CAD-программа, котора€ строила и сглаживала кривые, 10 лет спуст€ она стала частью начальной версии CATIA.
  3. 1977: Ќачало разработки CATIA.
  4. 1981: «апуск партнерства DS с IBM.
  5. 1986: ѕривлечение Boeing в качестве клиента.
23. «акончилось второе дес€тилетие 21 века. „то, по вашему мнению, было в этом дес€тилетии самым интересным трендом или событием в области CAD?
я уже не очень вовлечен во всЄ это, но определенно вижу два главных тренда:

  • –азвитие облачных »“-платформ,
  • Ќачало реализации концепции PLM в области медицины: цифровые модели тела человека, анализ и симул€ци€ его функций, поддержание нормативных показателей и коррекци€ отклонений, и др.
24. —огласны ли вы с тем, что область CAD стала менее значимой в нынешнем »“-мире? ¬озможно, теперь в этой области нет достаточно амбициозных задач?
ћне кажетс€, что это похоже на концепцию слоЄв: CAD во всЄ большей степени станет де факто набором базовых функций, а видимой частью системы будут приложени€, использующие эти основные функции.
25. –оль искусственного интеллекта в ѕќ CAD всЄ ещЄ довольно ограниченна, особенно по сравнению, например, со сферой распознавани€ и обработки образов. ќжидаете ли вы подобных прорывов в CAD?
ƒа.  ак € уже кратко упом€нул, CAD может стать невидимым слоем под слоем »»-приложений.
26. „то вы думаете о CAD на основе облака? «аменит ли облачный CAD традиционный десктопный CAD или останетс€ нишевым решением дл€ студентов и малого бизнеса?
ѕо-моему, облако это лишь нова€ платформа, облегчающа€ интеграцию и коммуникацию. ¬еро€тно, она не заменит остальное, а станет дополнительной возможностью дл€ многих пользователей.
27. »ногда кажетс€, что MCAD в своем классическом смысле (дл€ механики) до некоторой степени уже себ€ исчерпал. MCAD весьма эффективен, но едва ли в нем можно ожидать чего-то великого. ≈сли так, возможны два варианта развити€ этой сферы в бизнесе и технологии: (1) в сочетании с подлинным искусственным интеллектом и (2) распространение технологии на новые области, например медицину и финансы. ¬аше мнение?
я уже высказал своЄ мнение раньше. ƒа, искусственный интеллект станет важной составл€ющей будущего. ƒа, будут охвачены новые области, такие как медицина. “о, что DS недавно поглотила компанию Medidata, Ч шаг в этом направлении. ќтносительно финансов € не уверен, поскольку в этой области нет геометрии и физико-химического моделировани€, к тому же в ней уже работают приложени€ CRM и ERP.

Ќо никогда не забывайте: принципиально невозможно предсказать развитие технологий больше чем на 10 лет. ћне нрав€тс€ слова √енри ‘орда (1863-1947): Ђ≈сли бы € спросил людей, чего они хот€т, они бы попросили более быструю лошадьї.

28.  ак случилось, что вы стали основателем и первым руководителем DS –осси€? Ёто соответствовало вашим личным интересам?
¬ 1995 году € передал Ѕернару Ўарлесу свой пост генерального директора DS, потому что хотел сконцентрироватьс€ на новых рынках Ч и в отраслевом аспекте (например судостроении), и в географическом (–оссии, »зраиле,  итае, “урции, »ндонезии, ёжной јфрике).

„то касаетс€ –оссии, это важна€ страна, с большой историей отношений с ‘ранцией, поэтому работу в ней € восприн€л как подарок. Ёто было моим решением. „тобы возглавить наше дочернее предпри€тие в ћоскве, в 2005 году € прин€л на работу молодого русскоговор€щего французского бизнесмена Ћорана ¬альрофф.

—м. Ђ»нтервью с ‘рансисом Ѕернаром, ѕрезидентом Dassault Systemes Russia Corp.ї, CAD/CAM/CAE Observer #4(22)/2005Ф (pdf)

Francis BERNARD archive pics

‘евраль 2005, ћосква. —тарт Dassault Systèmes Russia

29.  аковы критерии дл€ определени€ того, когда CEO должен покинуть свой пост? Ёто в основном решают акционеры? ¬озраст? Ќекоторые разумные ограничени€ сроков пребывани€ на таком посту? Ћичные ощущени€ человека, может быть, ощущение исчерпани€ своей миссии?  ак вы считаете, в чем разница между критери€ми успеха и ограничений в сроках пребывани€ в роли руководител€ компании и президента страны?
Ћюбой руководитель рано или поздно будет заменен: из-за ухода на пенсию, недостаточной продуктивности, конфликта с акционерами или сотрудниками, желани€ перейти на другую работу или, в конце концов, смерти. ѕроблема в том, чтобы провести процесс замены без негативного вли€ни€ на жизнь компании, а если окажетс€ возможным, с положительным на вли€нием на компанию, акционеров и сотрудников.

¬ моем случае было нечто вроде соглашени€ между Ўарлем Ёдельштеном (председателем совета директоров), Ѕернаром Ўарлесом (техническим директором) и мной как CEO. Ѕернар Ўарлес на 18 лет младше мен€, он более амбициозен (killer) и более, чем €, мотивирован работать на экспоненциальный рост компании.

я не амбициозный killer, мне просто нравитс€ работать по всему миру дл€ людей и вместе с ними. Ўарль Ёдельштен выступил арбитром соглашени€ о переводе Ѕернара Ўарлеса на должность CEO, а мен€ на позицию ответственного за новые рынки и развивающиес€ страны (см. мой ответ на вопрос, касающийс€ –оссии). Ётот процесс прошел быстро и гладко, без каких-либо разочарований или проблем.

 ритерий успешности CEO Ч реализаци€ целей компании в терминах доходов, а задача президента страны Ч быть переизбранным.

ќграничени€ сроков дл€ CEO Ч эффективность работы компании, а дл€ президента Ч поддержка палат парламента и избирателей. –азумеетс€, € имею в виду демократию, котора€ подобна компании, в которой клиенты играют роль избирателей! ј чем больше государство похоже на диктаторское, тем больше оно похоже на компанию без клиентов!

30. ¬ качестве советника вы контактируете со многими компани€ми и стартапами. „то в этом представл€етс€ вам интересным?
ћои контакты со стартапами касаютс€ только компаний в цифровой сфере, занимающихс€ решени€ми типа B2B (business to business). Ёто перекликаетс€ с моим опытом в DS и в области CAD/PLM. ќднако должен признать, что DS не был стартапом, мы начали как аутсорсинг дл€ DA. ѕока мы ассоциировались с DA, у нас была хорошо мотивированна€ команда, партнерство с IBM, риск был небольшой.

√л€д€ на стартап, € оцениваю его долгосрочное видение (€сно сформулированную цель), продукт (в чем его ценность дл€ покупател€, €вл€етс€ ли это решение жизненно необходимым первым покупател€м), конкурентоспособность, команду (реализует ли руководитель разумную структуру управлени€) и экосистему. ¬ нашем сложном мире стартап без технических и/или маркетинговых партнеров практически не имеет шансов на успех.

31. ≈сть ли у вас сейчас какие-то контакты с нынешними сотрудниками DS? » с теми, кто работал с вами до 1995 года?
” мен€ есть только дружеские контакты с бывшими и нынешними сотрудниками DS. Ќекоторые из них организовали собственные стартапы.
32. ћогли бы вы назвать несколько человек (из любой области и любого времени), которые кажутс€ вам наиболее интересными и оказавшими вли€ние на вашу жизнь?
Ќекоторых € уже называл. Ќу, а с точки зрени€ качества человеческих отношений, € бы выбрал ƒидье Ѕусье. я весьма уважаю двух человек из IBM:

- ƒэйва Ѕлока (Dave Brock) из  алифорнии. ¬ 80-х годах он был в IBM директором по продажам в —Ўј продуктов DS. ќн сыграл ключевую роль в привлечении Boeing в качестве клиента.
- –аул€ ¬ан Ёнгершовена (Raoul Van Engershoven). ¬ 90-х годах он был в IBM директором по продажам продуктов DS в јзии и сыграл главную роль в том, что мы стали лидером продаж в  итае, японии,  орее и »ндии. ќн выдающийс€ и симпатичный человек.

33. ћогли бы вы рассказать что-то о своей семье?  то ваша жена, где вы познакомились?
ћою жену зовут —оланж (Solange). ¬ 1964 году мы встретились в ѕариже и в 1965 году поженились. ¬сю свою профессиональную жизнь —оланж посв€тила работе в министерстве труда, занима€сь программами обучени€ и зан€тости. ≈е родители Ч выходцы из восточной ѕольши, котора€ до ѕервой мировой войны была частью –оссии. ¬ 1925 году они эмигрировали во ‘ранцию и стали французскими гражданами. Ёто одна из причин того, что мы так интересуемс€ русской культурой.
Francis BERNARD archive pics

1991 год. ѕразднование дес€тилети€ DS всеми сотрудниками компании. —лева: ‘рансис Ѕернар и его жена —оланж, в центре: г-жа и г-н ƒюври, справа: Ўарль Ёдельштен и его жена. ѕьер ƒюври был финансовым помощником Ўарл€ Ёдельштена в DA.

34. —колько у вас детей и внуков? ќказала ли ваша карьера вли€ние на их выбор профессии?
” нас две замужние дочери, живущие в ѕариже.  оринн Ч бизнес-менеджер в ћайкрософт, а ¬иржини юрист в сфере бизнеса.  огда  оринн окончила университет, € повли€л на ее поступление в IBM France. „ерез несколько лет ее пригласили в ћайкрософт. ” нас п€теро внуков, им от 18 до 23 лет.
35.  ак вы проводите свободное врем€? «а городом?  акие страны вы посетили за последние годы до пандемии?  акие страны вас особенно привлекают помимо ‘ранции?
ћы живем в ѕариже, у нас есть дом на атлантическом побережье и квартира в јльпах, где мы каждый год проводим несколько недель. Ќам нравитс€ путешествовать самолетом или по морю. ¬ феврале 2020 года, перед пандемией, мы проплыли вдоль побережь€ ѕанамы и  оста-–ики, к юго-западу от —Ўј.

” нас есть план в мае этого года совершить круиз от  опенгагена до —токгольма, остановившись на 3 дн€ в —анкт-ѕетербурге.   сожалению, из-за пандемии круиз, скорее всего, будет отложен.

Francis Bernard Ob sea 2008

‘рансис Ѕернар на ќбском море. Ќовосибирск, 2008


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:  ак искусственный интеллект защищал Ђ√еометрическое моделированиеї Ќ.Ќ. √олованова от пиратства isicad.ru
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2021 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.