Использование в учебном процессе системы автоматизированного проектирования и анализа APM WinMachine позволяет приобрести навыки проведения проектировочных и поверочных инженерных расчетов, анализа состояния и работоспособности изделий, основанных на представлении и учете физических свойств и характеристик материалов, механических и иных физических воздействий на технический объект, физических факторов окружающей среды и т.д.
Подготовка будущих инженеров с применением данного программного комплекса на протяжении последнего десятилетия активно и достаточно успешно ведется многими ВУЗами страны, в число которых входит и Омский государственный технический университет (ОмГТУ).
Оценить качественный уровень использования APM WinMachine в учебных учреждениях позволяют конкурсы студенческих работ, олимпиады и другие аналогичные мероприятия.
ОмГТУ является единственным образовательным учреждением, который ежегодно проводит Всероссийскую студенческую олимпиаду «Инженерный анализ» с использованием CAE-системы APM WinMachine при спонсорской поддержке ООО «Научно-технический Центр «Автоматизированное проектирование машин» (г. Королев).
За это время олимпиада уже стала своеобразным брендом и интерес к ней повышается с каждым годом.
Постоянными участниками олимпиады на протяжении многих лет являются команды Орловского, Омского, Магнитогорского технических университетов, Мичуринского, Омского, Башкирского аграрных университетов и Челябинской агроинженерной академии, Уральского горного университета, Сибирского (г. Новосибирск), Омского университетов путей сообщений, Сыктывкарского лесного института и др. Каждый год команды соревнуются в двух традиционных номинациях:
- Решение расчетно-проектировочных задач (личный зачет);
- Проектирование конструкций (командный зачет).
Олимпиадные задания отличаются повышенной сложностью и представляют собой реальные производственные конструкции, требующие фундаментальных знаний и практических навыков для их решения (рис. 1-3). При этом охватывается практически весь круг задач, решаемых инженером в процессе проектирования изделия. Для решения олимпиадного задания участникам необходимо показать знания по таким дисциплинам, как детали маши, сопротивление материалов, инженерная графика, теория механизмов и машин и др.

Рис. 1. Расчетная модель тарелки локатора - работа победителей, 2007 г.


Рис. 2. Расчетная модель детского аттракциона «Колесо обозрения» - работа победителей, 2008 г. (рис 2-1, 2-2)

Рис. 3. Расчетная модель линии электропередач - работа победителей, 2009 г.
Каждый год члены жюри отмечают также оригинальность работ, представленных участниками олимпиады, в которых они грамотно сочетают теоретические знания и практические навыки работы с программным комплексом APM WinMachine.
Развитию интереса к использованию данного программного продукта в учебном процессе также способствует компания НТЦ «АПМ», которая на протяжении всех лет проведения олимпиады, является неизменным спонсором и предоставляет рабочие версии программного комплекса APM WinMachine и его модулей (как локальные, так и сетевые версии) в качестве призов победителям олимпиады (рис. 4-5).
Безусловно, все эти меры способствуют дальнейшему развитию уровня творческой активности участников, а также повышению интереса у студентов к избранной профессии.

Рис. 4. Победитель олимпиады «Инженерный анализ»-2009 в личном зачете Соклаков Александр (Орловский государственный технический университет)

Рис. 5. Победитель олимпиады «Инженерный анализ»-2009 в командном зачете команда Уральского государственного горного университета

Рис. 6. Участники научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий
Живой интерес вызвал опыт использования системы APM WinMachine в подготовке курсовых и дипломных проектов Челябинской государственной агроинженерной академии (рис. 7).
Своим опытом внедрения и использования программ инженерного анализа, в частности APM WinMachine, при преподавании специальных дисциплин поделилась кандидат технических наук, доцент кафедры Горных машин и комплексов Уральского государственного горного университета Савинова Н.В.
Преподаватели Сибирского государственного университета путей сообщения В.А. Глотов и В.Ю. Игнатюгин рассказали об использовании программного комплекса APM WinMachine и его модулей при изучении ряда технических курсов, таких как «Детали машин», «Строительная механика и металлоконструкции машин», «Строительные и дорожные машины», «Грузоподъемные машины». Были представлены примеры работ, выполненных студентами в рамках образовательной программы с использованием данного комплекса инженерного анализа.

Рис. 7. Выступление руководителя команды Челябинской государственной агроинженерной академии Шатрукова В.И.
Для ознакомления с опытом методической работы, накопленным в различных вузах, принято решение опубликовать материалы выступлений участников семинара в специальной рубрике одного из ближайших выпусков научно-технического журнала «Омский научный вестник».
Проведение очередной студенческой олимпиады и научно-методического семинара запланировано на последнюю неделю октября 2010 года на базе Омского государственного технического университета.
С авторами можно связаться по e-mail , ito@omgtu.ru и sha@omgtu.ru


