¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

12 окт€бр€ 2015

 ак NX, CATIA, Teamcenter, Enovia, ANSYS, Arbortex, AutoCAD и другие кооперативно поддерживают проектирование и производство самолЄта Ђ—ухой —уперджет 100ї

ј. ё. ’амь€нов, начальник отдела  “»—, ƒирекци€ по информатизации, јќ Ђ√ражданские самолеты —ухогої

ќт редакции isicad.ru: Ёта стать€ публикуетс€ с разрешени€ редакции журнала ЂRational Enterprise Management/–ациональное ”правление ѕредпри€тиемї, в недавно выпущенном номере которого был опубликован оригинал Ч под заголовком ЂSSJ100: опыт территориально-распределенного проектировани€ воздушного судна в цифровом виде в услови€х сложной кооперацииї.
SSJ100 “араненко

 огда в мае 2000 года в компании Ђ√ражданские самолеты —ухогої, вход€щей в состав холдинга Ђ—ухойї, принималось решение о разработке новых образцов авиационной техники гражданского назначени€, никто не мог предположить, что самолет будет иметь полное трехмерное цифровое представление.

“аких результатов удалось достичь благодар€ применению лучших информационных систем CAD/CAM/CAE/PLM- класса при волевой поддержке руководства компании.


–азработка воздушного судна велась в течении п€ти лет (рис. 1, кликните дл€ увеличени€), и в 2005 году конфигураци€ была зафиксирована. ѕотребовалось три года, чтобы изготовить первый образец и в мае 2008 года отправить судно в первый полет. Ќо дл€ того чтобы самолет можно было продавать как в –оссии, так и за рубежом, требовалось его сертифицировать. „то и было сделано в 2011-2013 годах. ¬ апреле 2011 года была осуществлена перва€ поставка воздушного судна в авиакомпанию Ђјэрофлотї, а в окт€бре 2012 года Ц и перва€ поставка за рубеж мексиканской авиакомпании InterJet. Ќа текущий момент темп производства составл€ет 4 самолета в мес€ц.

Ётапы SSJ100

–ис.1.

ƒл€ успешного продвижени€ самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) на западных рынках в июле 2007 года холдингом Ђ—ухойї и компанией Alenia Aeronautica было создано совместное предпри€тие Superjet International со штаб-квартирой в »талии (¬енеци€). “акже этой компании отводилась роль в оказании услуг послепродажного обслуживани€ самолетов по всему миру.

Ќа сегодн€шний день самолет имеет две основных модификации Ц RRJ-95B и RRJ-95LR-100 (Russian Regional Jet).  роме этого, возможны поставки в варианте Business Jet (рис. 2).

SSJ100 Business var

–ис.2

¬ насто€щий момент в эксплуатации у авиакомпаний находитс€ 56 воздушных судов.
SSJ100 Business jet

 онструкци€ планера самолетов семейства RRJ разрабатываетс€ с применением современных технологий проектировани€, которые базируютс€ на масштабном математическом моделировании и вычислительном эксперименте. ѕрименение этих технологий позвол€ет компании достичь повышени€ качества и надежности изделий при значительном сокращении сроков проектировани€ и производства, а также дает возможность выполн€ть качественный и количественный анализы при подготовке натурных испытаний.

ѕри проектировании воздушного судна с самого начала было прин€то решение о применении цифровой 3D-технологии. ƒл€ осуществлени€ процесса проектировани€, а также организации единого хранени€ и управлени€ конструкторскими данными были выбраны CAD-системы CATIA и NX и PDM-система SmarTeam. ѕозже программный продукт SmarTeam был заменен на систему Teamcenter.

¬ целом, использование средств компьютерного моделировани€ обеспечивает сопровождение жизненного цикла издели€ и позвол€ет сократить затраты и увеличить прибыль при условии обеспечени€ безопасной эксплуатации самолета.

Ќа сегодн€шний день компани€ Ђ√ражданские самолеты —ухогої имеет следующую архитектуру информационных систем, используемых в конструкторско-технологической подготовке производства:

  • проектирование ведетс€ в CATIA и NX, при этом самолет имеет полностью оцифрованную 3D-модель. AutoCAD примен€етс€ только дл€ частичного оформлени€ 2D-геометрии и дл€ последующей передачи конструкторской документации нескольким предпри€ти€м-изготовител€м;
  • выполнение инженерных расчетов на прочность, аэродинамику, динамику жидкости и газов, €вную динамику (посадка воздушного судна на воду) производитс€ в системах NASTRAN/PATRAN и ANSYS;
  • единое хранение инженерных данных осуществл€етс€ в системе Teamcenter, имеющей двух- и четырехуровневую архитектуру. ѕосредством Teamcenter осуществл€етс€ электронное согласование, утверждение, проведение изменений конструкторской документации. ¬ системе реализован функционал, позвол€ющий управл€ть конфигурацией воздушного судна;
  • предусмотрен экспорт данных в технологическую —јѕ– Ђ–јѕќ–“ —борки —ложных »зделийї и систему дл€ подготовки управл€ющих программ дл€ станков с „ѕ” Ц NX CAM, а также в системы по написанию технических публикаций (различные руководства по ремонту и эксплуатации воздушных судов) и написанию интерактивных инструкций Ц DocTech, Arbortex и Cortona 3D;
  • хранение всех нормативных справочных данных ведетс€ в Teamcenter  лассификатор.
ѕри создании самолета было прин€то решение об использовании не только отечественных разработок и комплектующих, но и лучшего мирового опыта. ƒл€ этого были заключены соглашени€ о партнерстве с ведущими иностранными компани€ми, такими как российско-французска€ PowerJet, Thales, Liebherr и др. ¬ свете последних политических событий компанией Ђ√ражданские самолеты —ухогої прорабатываютс€ также задачи, св€занные с импортозамещением. ”же определены элементы самолета и ведутс€ переговоры с российскими поставщиками.

¬ рамках предпри€ти€ примен€етс€ территориально-распределенное проектирование с организацией последующего производственного цикла в PLM-среде. »зготовление и сборка самолета осуществл€етс€ на производственных площадках холдинга Ђ—ухойї и компании Ђ√ражданские самолеты —ухогої в городах  омсомольск-на-јмуре, Ќовосибирск, ¬оронеж, ”ль€новск,  острома, ∆уковский и др.

”читыва€ наличие сложных кооперативных св€зей на всем прот€жении производственной цепочки, решение вопроса автоматизации обмена данными имеет дл€ компании особо важное значение. ќбмен пакетами данных между сайтами предпри€тий-партнеров (MultiSite) и пр€мой доступ к макету самолета осуществл€етс€ посредством Teamcenter (рис. 3, кликните дл€ увеличени€):

SSJ100 ќбмен данными

–ис. 3

Ќа сегодн€шний день пр€мой доступ имеют пор€дка 15 компаний-подр€дчиков, которые решают как производственные, так и проектные задачи. “акже налажен обмен данными электронного макета двигател€ путем передачи файлов формата xml между компанией Ђ√ражданские самолеты —ухогої и французской двигателестроительной корпорацией Snecma.

—ледует отметить, что в данной схеме имеетс€ узкое место, а именно обмен данными между сайтами. Ётот обмен трудоемкий, требует участи€ технических специалистов дирекции IT, сильно зависит от качества сетевого оборудовани€ и локальных вычислительных сетей (Ћ¬—). –азмер пакета может достигать нескольких гигабайт, что ведет к увеличению времени передачи данных. ¬виду наличи€ очередности в передаче пакетов оперативность в получении свежих данных зависит также и от этого фактора. ¬се это приводит к удорожанию системы при ее эксплуатации.

—ледующий подводный камень при эксплуатации системы св€зан с кастомизацией комплексного решени€.

јдаптаци€ программного обеспечени€ под требовани€ предпри€ти€ происходит не только на уровне настроек, но и на уровне программировани€. ѕри этом приходитс€ фиксировать версионность ѕќ и даже релизов Windows. ¬ этом случае необходимо рациональное использование кастомизированных решений и применение лучших мировых практик, которые ориентируютс€ на следующее соотношение: 50% Ц встроенный функционал, 30% Ц выполнение настроек, 20% Ц программирование. Ќо чтобы достичь таких показателей, необходимо изначально верно выстроить все существующие бизнес-процессы.

»спользование двух CAD-систем в качестве основных обусловлено применением на предпри€ти€х, вход€щих в кооперацию, аналогичных CAD-систем и получением конструкторской документации в том или ином формате. Ёто привело к финансовому удорожанию из-за необходимости ежегодной техподдержки и наличи€ дополнительного штата сотрудников, выполн€ющих корректную трансл€цию.

 роме того, требуетс€ поддержка принципа работы Multi-CAD, что, как показывает опыт эксплуатации, тоже палка о двух концах. — одной стороны имеетс€ обща€ геометри€, выполненна€ в различных CAD-системах, с другой стороны Ц системные ошибки, которые про€вл€ютс€ через несколько лет и ведут к потере данных. „тобы всего этого избежать, необходимо изначально определить круг предпри€тий по кооперации, согласовать эксплуатирующеес€ ѕќ, и вести разработку только в одной системе.

≈ще один момент, который необходимо иметь в виду, касаетс€ оборудовани€ и операционных систем, на которых эксплуатируетс€ информационна€ система. Ќе проведенное своевременно обновление компьютерного парка и операционной системы влечет за собой невозможность установить новые версии программного обеспечени€. Ёто же касаетс€ и серверного оборудовани€.

“ак как вс€ работа в информационной системе организована посредством Ћ¬— и сетевого оборудовани€, то еЄ надежность напр€мую зависит от стабильности работы сети. » этому также необходимо удел€ть особое внимание.

 адровый вопрос Ц отдельна€ тема. ѕоскольку направление CAD/CAM/CAE/PLM Ц узкоспециализированное, то и специалистов на рынке не так много. Ќужно помнить об этом и стремитьс€ создать благопри€тные услови€ дл€ работы таких сотрудников, использу€ как материальную заинтересованность, так и другие способы мотивации.

— учетом всех перечисленных факторов составл€ютс€ планы предпри€ти€ по модернизации эксплуатируемых информационных систем Ц переход на новые версии с минимальной кастомизацией, модернизаци€ компьютеров и серверов посредством новой VDI-технологии (Virtual Desktop Infrastructure), изменение способа обмена данными между удаленными площадками, а также модернизаци€ Teamcenter на основе лучших мировых практик (например, такого важного модул€, как Ђ”правление конфигурацией воздушного суднаї).

ќтдельный раздел составл€ют планы по запуску новых проектов, направленных на развитие еще не охваченных автоматизацией бизнес-процессов компании:

  • автоматизаци€ процесса получени€ технологического поставочного состава (“ѕ—) издели€ и технологической сборки с помощью системы Teamcenter Manufacturing;
  • интеграци€ CAE-данных с системой хранени€ данных Teamcenter;
  • внедрение комплексного решени€ по электротехнике Ц получение электрических кабелей и жгутов в электронном виде на базе системы E3. ќсобенность этого комплекса состоит еще и в том, что разработка и изготовление ведетс€ по кооперации с компани€ми-подр€дчиками. “аким образом, необходимо провести интеграцию системы E3 не только с Teamcenter, но и с CAD-системами (NX и CATIA);
  • создание корпоративной системы управлени€ основными данными, то есть организаци€ единых Ќ—», которые будут иметь эталонные записи и Ђпитатьї нормативными данными все информационные системы компании. ѕроект стартовал 1 сент€бр€ 2015 года и находитс€ на начальном этапе реализации;
  • внедрение системы управлени€ проектами на базе MS Project с последующей интеграцией с Teamcenter. ѕроект интересен тем, что внедрение будет проходить в департаменте главного конструктора в св€зке с проектным офисом компании. “акже предполагаетс€ последующее масштабирование данного решени€ в подразделени€ компании, ведущие проектную де€тельность.
ƒополнительно планируетс€ продолжить подключение подр€дных организаций к макету Teamcenter через удаленный доступ.

јктуальной дл€ предпри€ти€ €вл€етс€ и тема импортозамещени€. –ассматриваетс€ замена AutoCAD 2007 (компании Autodesk) на российскую систему  ќћѕј— (компании ј— ќЌ). ¬ насто€щее врем€ проходит тестирование функциональных возможностей программы на предмет отработки сто€щих перед конструкторскими подразделени€ми задач.

“акже планируетс€ опробовать в задачах инженерного анализа российские расчетные системы Fidesys (компании ‘идесис) и Ћќ√ќ— (‘√”ѕ Ђ–‘я÷- ¬Ќ»»Ё‘ї) дл€ определени€ области задач, которые могут быть закрыты этими системами при разработке воздушного судна.

¬ дальнейшем предполагаетс€ заменить систему защиты данных Symantec на отечественную систему разработки ЂЋаборатории  асперскогої и провести выбор российского производител€ систем бизнес-анализа на всех этапах ∆÷ воздушного судна.

ƒл€ VDI-технологии планируетс€ применение тонких клиентов от российских компаний Depo, ICL, “ќЌ , на которых производилось тестирование и отработка удаленной работы на виртуальных машинах.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ѕрежде чем широко внедр€ть Ђ»»ї, вы€сним, востребован ли интеллект вообще
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.