¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

21 €нвар€ 2016

”скорение строительства как способ развити€ отрасли в целом

јлександр Ѕобков Ч компани€ “ернер  онстракшн, јндрей √лауберман Ч »нститут ускорени€ строительства

јлександр Ѕобков јндрей √лауберман
ƒ. Ћевин: ¬ наших публикаци€х уже не раз, в частности, в стать€х ќ. ѕакидова, ¬. „ерных и др., упоминалс€ термин Ђlean constructionї. ѕо€снению этого термина была посв€щена и недавн€€ стать€ ј.√лаубермана Ц одного из авторов сегодн€шней публикации, в которой, нар€ду с напоминанием сути подхода lean, приводитс€ Ч как можно наде€тьс€, полезный Ч конкретный пример из жизни стройки.

ћногие читатели привыкли к тому, что lean construction переводитс€ как Ђбережливое строительствої. јвторы представл€емой вам публикации предпочитают употребл€ть другой перевод, хот€ и не имеющий отношени€ к (вызывающим неоднозначные ассоциации) словарным значени€м слова lean (худой, постный, тощий, сухощавыйЕ), но зато маркетингово-полезно отражающий естественную цель метода lean Ц ускорение процесса строительства. –уководству€сь желанием защитить само слово слово lean, отмечу, что, повидимому, его исходный выбор дл€ англо€зычного и международного именовани€ метода производственной системы компании Toyota, был основан на значении этого слова, характеризующем нечто, лишЄнное каких-либо излишков. ѕримером может служить сухощава€ фигура как лишенна€ излишков веса.

¬ообще, терминологи€ бывает очень показательна и полезна дл€ лучшего понимани€ и оценки описываемого €влени€. ¬ данном случае, в самой системе Toyota все те излишки, устранение которых и делало процесс lean, именуютс€, как сообщает ¬икипеди€, €рким дл€ русско€зычного читател€ словом Ч muda (€п. 無駄 муда)), означающим всевозможные затраты, потери, отходы, мусор. “ам же можно узнать, что в Toyota прин€то выдел€ть, в частности, два источника потерь в процессе производства Ч muri (€п. 無理 му́ри) Ч перегрузка рабочих, сотрудников или мощностей при работе с повышенной интенсивностью и mura (€п. 斑 му́ра) Ч неравномерность выполнени€ операции, например, прерывистый график работ из-за колебаний спроса.

ќсновы метода Lean construction

¬ русском €зыке практически невозможно подобрать перевод термина Lean construction, чтобы полностью передать его смысл и уместить в двух словах. ѕожалуй, наиболее близким по смыслу €вл€етс€ перевод Ђ”скорение строительстваї. ¬виду того, что стремление к непрерывному улучшению и сокращению затрат и усилий неизбежно приводит к повышению скорости строительного процесса, термин Ђускорение строительстваї наиболее полно описывает всю идеологию этого современного подхода.

”скорение строительства зиждетс€ на двух основных принципах.

ѕервый (вполне универсальный) принцип заключаетс€ в том, что выполнение любой операции должно проходить по определЄнному циклу, а именно:

  1. планирование задачи
  2. выполнение запланированной задачи
  3. проверка результатов (анализ того, как протекало выполнение этой операции), вы€вление недочЄтов, ошибок, потерь
  4. внесение поправок по результатом проведЄнного анализа и возврат к планированию задачи с учЄтом внесенных поправок.
¬торой принцип заключаетс€ в концентрации усилий на экономии или устранении затрачиваемого впустую времени и операци€х, которые не добавл€ют ценность.  онечный потребитель (заказчик) готов платить за возведЄнную часть конструкции или выполненный объЄм работ, однако, бесцельное перемещение железобетонных панелей по площадке с использованием дорогосто€щей техники или возведение лесов он оплачивать не станет. ƒанные операции не добавл€ют ценности законченному зданию.
Lean construction отверстви€ клапан

ќдно отверстие - 2 часа рабочего времени. ѕеренос клапана избавл€ет от необходимости бурени€ отверстий.

“айити ќно, один из главных создателей производственной системы компании Toyota, выделил семь основных видов потерь:

  1. ѕерепроизводство Ц материалы произведены, на них затрачены деньги, они лежат на складе, на работу и поддержание склада уход€т деньги, однако произведЄнные материалы никому сейчас не нужны,
  2. ќжидани€ Ц люди которые сто€т и ждут чего-то: то материалов, то инструментов; сто€т люди Ц простаивает техника, простаивает техника Ц выбиваетс€ из графика вс€ стройка,
  3. “ранспортировка Ц материалы не приобретают никаких новых качеств, с ними ничего не происходит, их просто перемещают из одного города в другой, с одного места на другое.
  4. Ћишние операции: склад завален железобетонными издели€ми и необходимо совершить кучу перестановок, чтобы найти нужный элемент; это чистой воды потери, от которых нужно уходить.
  5. »збыточный запас должен быть ограничен и минимален; мало того, что в нЄм заморожены оборотные средства, он ещЄ и пожирает ресурсы на дополнительное складирование, обработку, учЄт.
  6. ‘изические усили€ Ц если рабочий перетащит бочку битума с одного место на другое, стоимость бочки никак не изменитс€, а врем€ рабочего будет оплачено, силы свои он потратит, соверша€ никому не нужное движение.
  7. ѕеределка и брак Ц залили капитель колонны, некачественно зафиксированна€ опалубка сместилась, никто этого не увидел; опалубку сн€ли, увидели пузырь; пришлось брать в руки перфораторы и ломать, потом заново выставл€ть опалубку, в€зать арматуру, если нужно, заливать бетон.
Lean construction ускорение переделка

ѕеределки - это тройна€ потер€ производительности.
—троительство корпоративного университета —бербанка Ч одна из самых технологичных строек. 2015 год

—уществует множество различных подходов и методов сокращени€ потерь. Ќеобходимость применени€ тех или иных методов всегда продиктована спецификой строительного проекта. ќднако, на каждом проекте формируетс€ группа основных методов и все остальные €вл€ютс€ дополнительными. Ќо не будем забывать о мощнейшем синергетическом эффекте, который возникает при комплексном подходе или использовании обширного набора инструментов. –ассмотрим некоторые подходы на примере панельного строительства.

ѕримеры применени€ метода Lean дл€ устранени€ потерь в процессе строительства

¬о врем€ изучени€ проблем на площадке мы задавали прорабам вопросы касающиес€ их планов на день, сколько панелей они планируют смонтировать, когда должны выполнить последний этаж. ¬ большинстве случаев, люди не могли ответить чЄтко, исключительно в силу того, что они просто не знали.

ƒл€ устранени€ подобных проблем мы сделали простейшие таблички в excel, показывающие факт и план работ на ближайший день.  ак известно, подавл€ющее большинство информации наш мозг воспринимает визуально. ¬от и первый метод Ц визуализаци€ процессов.

»сход€ из архитектурных особенностей дома, один этаж секции состоит в среднем из 120 деталей. ”множим на 8 секций, получим пор€дка 15 000 деталей на корпус. —ледовательно, это 15 000 подъЄмов + подъЄмы вспомогательных материалов. ѕри существовавших на тот момент показател€х работы кранов, стало €сно, что в срок мы никак не укладываемс€. » эти данные нам дала простейша€ табличка в excel.

¬ панельном строительстве кран задает темп всей стройке. ¬ результате анализа работы кранов, вы€снилось, что краны совершают не больше 40 подъЄмов в день. ј полезных подъЄмов и того меньше.

Ѕыл выделен цикл операции: строповка Ц подъЄм/поворот/опускание Ц монтаж Ц обратный ход. ¬ыполнив замеры, получили следующие данные: в среднем полный цикл составл€ет 6-8 минут; были, конечно, моменты, когда цикл занимал пор€дка 13 минут, но это крайне редкие ситуации. — учЄтом статистических погрешностей решили прин€ть среднее врем€ одного цикла подъЄма 15 минут (учитыва€ зам€тые уши на панел€х, разность этажей и опытность крановщиков). Ёто даЄт нам 4 подъЄма в час или 88 подъЄмов в сутки с учЄтом обеда и пересменки. ѕосле этого подсчитали количество деталей, которое нужно смонтировать каждым краном и вывели среднесуточный план дл€ того чтобы успеть в срок: вышло около 75 подъЄмов в сутки. “аким образом мы вносим оперативный суточный контроль и отслеживание суточного графика, создаЄм так называемое соревнование бригад ,вывешива€ таблицы с количеством подъЄмов каждой из них плюс премирование за успешное выполнение плана.

«адача листа производственного анализа заключаетс€ в формировании инструмента оперативного контрол€ и возможности отслеживани€ графика в любой момент времени. ƒл€ быстрого прин€ти€ решений и внесени€ изменений нам необходимо посто€нно и оперативно знать, насколько мы выбиваемс€ или опережаем план. »спользование листа производственного анализа позвол€ет нам отслеживать реальное положение вещей на площадке, более того, этот документ может использоватьс€ и дл€ бухгалтерских операций, так как он точно показывает какой объЄм работ был выполнен в единицу времени. ¬ одном из проектов единицей времени был час. ¬озможно также использование доски производственного анализа как дополнительного инструмента, менее мобильного, но содержащего накопительные результаты по всему объекту.

ѕровед€ хронометраж монтажа панелей, мы вывели, что один цикл занимает 15 минут. Ёто означает, что за час смены бригада должна монтировать 4 панели. –аспишем рабочее врем€ по часам, учтЄм врем€ на обед. » внесЄм полученные данные за день.

Ќа основе данного документа мы начинаем разбирать причины невыполнени€ плана и обсуждать их на утренних планЄрках и искать пути устранени€. Ќедобросовестных работников Ц штрафуем, ударников Ц премируем.

¬ывешива€ данные листы каждое утро и дополн€€ информацией из них доски производственного контрол€, мы получаем нагл€дный показатель работы каждой из бригад, что в свою очередь порождает здоровую конкуренцию и соревнование между ними. Ѕолее того, на основе этих документов можно легко и быстро формировать статистику и осуществл€ть премирование работников.

“ак почему же мы по-прежнему монтируем не более 40 деталей в сутки? ѕроблема многих площадок, отсутствие пор€дка хранени€ материалов, склады создаютс€ пр€мо под кранами или на внутриплощадочных дорогах, машины не могут подъехать, не говор€ уже о том, чтобы спокойно разъехатьс€. Ќа то, чтобы найти нужную деталь, уходит куча усилий и нужна масса перемещений. —мысл задачи не навести пор€док разово, а поддерживать его посто€нно.

ƒл€ этого было решено не накапливать более 200 панелей под одним краном. Ќа один день монтаж был остановлен и склады разобраны. ¬ результате вы€снилось, что наиболее проблемное место Ц поиск необходимой детали. ѕанели хран€тс€ на пирамидах или складываютс€ друг на друга. ѕерешли на использование специальных кассет, в которых панели хран€тс€ вертикально и в любой момент времени можно достать искомую деталь. ќднако не все детали можно хранить в кассетах. «десь необходимо внедрение принципа Ђпоследний пришЄл Ц первый ушЄлї. ѕри этом можно использовать те же пирамиды, но складывать на них панели правильно, то есть последней должна лежать та панель, которую будут поднимать на горизонт самой первой.

ѕосле этих двух изменений был поставлен рекорд одной из бригад: 106 деталей смонтировано за сутки.

ѕосле трех недель внедрени€ и отладки процессов мы подсчитали насколько часто и какие проблемы возникают. Ѕольшинство простоев возникало из-за технических проблем с кранами и другой техникой (63%). ƒефицит и перебои с поставками ∆Ѕ» на втором месте (24%). ѕерекладка Ц 8% (за 3 недели она снизилась с 31%). ƒефицит мелких товарно-материальных ценностей -- 4,5%. » на последнем месте Ц человеческий фактор (0,5%): невыход на работу по каким-либо причинам.

ѕри более детальном разборе проблемы с просто€ми кранов по техническим причинам мы наткнулись на отвратительную организацию процесса. “от, кто должен быть на месте, отсутствует, а тот, кто должен сообщать о проблемах, этого либо не делает, либо даже не знает, кому жаловатьс€. „тобы устранить подобные проблемы и стандартизировать процесс устранени€ технических неисправностей оборудовани€, была создана цепочка помощи, визуальна€ схема решени€ проблем: некий стандартный механизм реагировани€ на поломку крана.

¬ нашем алгоритме всЄ начиналось с того, что крановщик должен немедленно сообщить о проблеме бригадиру и наладчикам. ” наладчиков есть 20 минут на обнаружение проблемы, если им это не удаЄтс€, докладывают ответственному по управлению крановым хоз€йством, и он вызывает бригаду ремонтников или св€зываетс€ с компанией арендодателем кранов. ≈сли наладчики могут определить причину у них есть один час на ее устранение. ѕосле чего они должны отрапортовать об ее устранении. “еперь вернЄмс€ к бригадиру, у него есть 30 минут прежде чем доложить о проблеме начальнику участка, за эти полчаса станет €сно, в чем состоит проблема и смогут ли ее устранить наладчики. Ќачальник участка в свою очередь может подождать час до устранени€ проблемы, либо доложить заместителю по производству о том, что своими силами проблему устранить невозможно. “огда зам. по производству курирует взаимодействие с арендодател€ми кранов и ставит в известность руководител€ проекта о сложившейс€ ситуации. “аким образом за одну смену можно полностью устранить практически любую проблему, возникшую с краном. Ёто и есть принцип визуализации процессов и их стандартизаци€.

 ак бы мы ни совершенствовали управленческие аспекты проекта, нельз€ забывать о качестве. ѕеределки и брак в большинстве случаев €вл€ютс€ следствием нарушени€ технологии, низкой квалификации рабочего или неправильного выбора материалов и инструментов. ƒл€ предотвращени€ таких €влений, необходимо наладить оперативный контроль и использование технических карт, в которых дл€ рабочих четко прописаны все действи€ и их последовательность, указаны способы контрол€ качества выполненных работ.

¬ одном из наших проектов были внедрены так называемые проверочные листы: на странице находитс€ перечень всех работ в отдельно вз€той комнате и место дл€ комментариев по каждой из позиций. ѕровер€ющий в лице технадзора во врем€ проверки указывает свои замечани€ и крепит этот лист на двери снаружи. ƒанный подход позвол€ет любому провер€ющему оценить готовность отдельно вз€того помещени€ просто посмотрев на листок с замечани€ми. “ак же подр€дчик по мере устранени€ замечаний отмечает какие из замечаний он устранил и вызывает представителей технадзора на повторную приЄмку.

Lean construction ускорение

—есси€ совместного программировани€ - один из элементов системы рабочего планировщика.
ѕрорабы, смежники и начальники участков работают с графиками

ѕереход к рабочему планировщику позвол€ет кардинально изменить принцип построени€ графиков. »з красивой картинки, приложенной к контракту, график становитс€ реально полезным инструментом. ќсновна€ иде€ заключаетс€ в планировани€ из конца в начало, а не как в классическом варианте из начала в конец.  райне важно чтобы в процессе создани€ графика участвовали все ключевые инженеры.

—начала на пустой стене размещают стикеры с контрактными датами, которые нельз€ передвинуть. “еперь берЄм один из видов этих работ, каждый раз задава€ вопрос, что нужно сделать, чтобы выполнить контрольную задачу в срок, и будем вносить предшествующие элементы. Ќапример, отделка должна закончитьс€ 1 августа 2016 года, дл€ этого нам нужно закончить покраску стен не позднее 27 июл€, оставив 3 дн€ на приЄмку работ. ќп€ть задаЄм вопрос: что нужно чтобы закончить покраску 27 июл€? ќтвечаем: шпаклЄвку стен и потолков и напольную плитку. » так далее до самого начала до самой первой операции.

“аким образом мы получает абсолютно пон€тный и прозрачный график выполнени€ всех строительных работ дл€ каждого дн€ проекта. “акой график становитс€ мощнейшим инструментом планировани€ и контрол€, а главное живым и подвижным. ѕри этом чем глубже детализаци€ такого графика, тем мощнее инструмент.   каждой задаче можно прив€зывать ресурсы, человеческие и материальные, из таких графиков можно формировать графики закупок материалов, графики поставок и т.д.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ѕрежде чем широко внедр€ть Ђ»»ї, вы€сним, востребован ли интеллект вообще
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.