¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

28 окт€бр€ 2015

Ёкономическое развитие на основе системы ускорени€ строительства

јндрей √лауберман, президент российского Ќѕ Ђ»нститут ускорени€ строительстваї

Lean construction

ƒ. Ћевин: Ќекоторое врем€ назад ј. √лауберман обнаружил в р€де статей портала isiсad.ru некорректную трактовку пон€ти€ Ђбережливое строительствої (lean construction) и, в частности, неверную трактовку соотношени€ между lean construction и BIM. јндрей обратилс€ ко мне с просьбой, как он выразилс€, Ђдать право на ответї, или, в моих собственных терминах, с предложением Ч опубликовать материал, профессионально корректирующий интерпретацию столь важных пон€тий. ћы вместе решили, что дл€ оперативности и экономии усилий, в качестве такого навод€щего пор€док ответа, целесообразно воспроизвести статью јндре€, недавно опубликованную на портале Ђќбщественный контрольї в разделе Ђ—троительствої, что мы сегодн€ и делаем, благодар€ любезному разрешению редакции Ђќбщественного контрол€ї. ƒл€ лучшей ориентации нашего читател€, мы добавили информацию о некоммерческом партнЄрстве, возглавл€емом автором, о соответствующих зарубежных организаци€х и внесли в текст незначительные технические модификации.

ѕри рассмотрении ссылок на авторитетные и плодотворные применени€ методов lean construciton в практике концерна Toyota, при строительстве объектов ќлимпиады в Ћондоне, √азпром-арены в —анкт-ѕетербурге и многих других примеров, мо€ главна€ мысль следующа€: скорее покажите, с помощью чего и как именно это делаетс€! ¬озможно, математический и »“-background сделал мен€ глупо-консервативным, но Ђ помощью чего и какї дл€ мен€ означает: какие алгоритмы, недвусмысленные воспроизводимые процедуры, программные инструменты и прочие конструктивные средства позвол€ют достичь упоминаемых в публикаци€х много-процентных экономий.

Ќапример, далеко не конструктивно-полный и пока ещЄ не идеально концептуально отлаженный, BIM может в любой момент Ч в качестве примитивной, но конструктивной самоидентификации Ч предъ€вить дес€ток известных программных средств и сказать: € Ц это ArchiCAD, Revit и много других известных инструментов. ѕри беглом просмотре сетевых публикаций € уловил упоминание системы ЂThe last planner systemї, характеризуемой как один из инструментариев lean construction, который был использован при строительстве п€того терминала аэропорта ’итроу в Ћондоне с бюджетом около $8 миллиардов: хорошо бы опубликовать стилистически приемлемый дл€ нас материал о такой системе. Ќе менее интересно узнать, какими людскими, инструментальными и финансовыми ресурсами были реализованы российские проекты, упом€нутые в конце этой публикации? я надеюсь, что јндрей √лауберман, как человек весьма заинтересованный в правильном понимании и эффективном распространении lean-методов, в дальнейшем поможет нашим читател€м познакомитьс€ с конструктивной основой этих методов и общепон€тной демонстрацией их успешного применени€.

Lean construction ¬ последнее врем€, в св€зи с бурным ростом в –оссии технологического и организационного интереса к архитектурно-строительной отрасли, термин ЂLean Constructionї (бережливое строительство) стал чаще по€вл€тьс€ в различных публикаци€х, например, в стать€х ¬ладимира ћалахова и ќлега ѕакидова на портале isicad.ru. ѕри этом, суть и главное назначение подхода, развиваемого и реализуемого бережливым строительством, далеко не всегда излагаетс€ в полной мере корректно.

÷ель этой моей статьи Ц изложить профессиональную трактовку пон€ти€ Lean Construction, прин€тую международным сообществом и эффективно примен€емую в практике строительства, не исключа€ –оссии. я уже достаточно давно занимаюсь распространением и внедрением в –оссии методов бережливого строительства, в том числе, в качестве президента российского некоммерческого партнЄрства Ђ»нститут ускорени€ строительстваї, который €вл€етс€ активно работающим партнЄром международной некоммерческой организации Lean Construction Institute (LCI).

ѕриглашаю познакомитьс€ со справкой о реализованных проектах Ђ»нститута ускорени€ строительстваї, котора€ помещена в послесловии к этой статье. ќтмечу, что в своей де€тельности по пропаганде и внедрению на государственной уровне современных подходов к строительству, в последние годы мы часто действуем вместе с известными читател€м isicad.ru экспертами в области BIM.


***

Lean Construction €вл€етс€ разработкой Lean Construction Institute, созданного в 1997 году и с 2008 года ведущего де€тельность в –оссии (»нститут ускорени€ строительства - Lean Construction Institute). Lean Construction и lean manufacturing, а также lean healhtcare, lean banking, lean IT - это сеть отраслевых моделей, которые родн€т общие принципы, философи€ и суть подхода.

—уть lean-подхода и метода состоит не столько в поиске и устранении производственных потерь, коих действительно много в любой сфере де€тельности, сколько в том, что, прежде чем заниматьс€ какой-либо оптимизацией (а методов оптимизации довольно много: тот же реинжиниринг бизнес-процессов, который с lean имеет мало общего), необходимо пон€ть конечную ценность создаваемого продукта, будь то автомобиль, банковское обслуживание или дом. ј задача эта весьма нетривиальна€.

ћожно согласитьс€, что дл€ любого потребител€ важны цена, скорость исполнени€ заказа и качество (в смысле - полное отсутствие брака) Ч и вокруг этого строитс€ производственна€ модель. ѕроизводственные потери, которые упоминаютс€, например, ¬. ћалаховым, выведены не как аксиома, а как следствие того, что они негативно вли€ют на сроки, цену и качество.

Ќо вообще качество - это больше, чем просто отсутствие брака. ¬спомните райкинское: Ђ  пуговицам претензии есть?ї.

» что касаетс€ строительства Ц необходима больша€ исследовательска€ работа.  ому нужны качественные скоростные магистрали, если они разрушают городскую среду, ухудшают качество жизни? » вопрос не в том, насколько качественно сделана дорога, а том, нужна ли она вообще.

ѕоэтому дело не столько в потер€х, которые в строительстве действительно катастрофически огромны, а в понимании природы этих потерь и того, откуда они берутс€, и после этого - развити€ методологии борьбы с этими потер€ми.

 ак отмечаетс€ тем же ¬.ћалаховым, большинство западных и российских экспертов не вид€т необходимости выдел€ть концепцию Lean Production в какое-то эксклюзивное управленческое направление, поскольку принципы, заложенные в организацию производства по способу Lean Production, аналогичны требовани€м стандартов ISO 9001:2000 и ISO/TS 16949:2002 и вообще стандартам системного управлени€ качеством (—ћ ). “акой подход можно считать серьезным заблуждением.

ƒело в том, что и —ћ , и lean действительно имеют общие исторические корни, оба направлени€ выросли из движени€ Total Quality Management, начатого еще в 50-х, но в современном мире нет двух более перпендикул€рных направлений, чем они. ѕрирода этого противоречи€ кроетс€ в том, что —ћ  настроена на сертификацию - это довольно большое количество бумажной работы, создани€ регламентов, отчетов, все это призвано гарантировать минимальный уровень качества управлени€. Ёто как сертификат –ќ—“≈—“, без которого продукты питани€ не могут попасть на полки магазинов.

ќтсутствие сертификата означает, что риски в системе производства так велики, что гарантировать какое-либо качество с его помощью невозможно. Lean ориентирован на экономический результат. » с этой точки зрени€ все регламенты, отчеты и проча€ работа в рамках —ћ  - это потери, это то, что не добавл€ет ценности и увеличивает затраты. ¬едь даже несмотр€ на строгую систему сертификации продуктов, многие предпочитают покупать их на рынке, довер€ют фермерам.

Lean Ц это эволюционна€ модель развити€ индустриального бизнеса везде, где есть массовый спрос и потребление. “ак же как индустриальна€ модель €вл€етс€ развитием ремесленного типа производства. ѕоэтому lean имеет такую широкую отраслевую специфику, и строительство тут не исключение.

≈сли есть сегодн€ три одинаковых компании, то завтра из этих трех останетс€ та, котора€ быстрее всех учитс€. ѕотому что спрос посто€нно мен€етс€ Ч как количественно, так и качественно.  омпани€ должна быстрее всех заметить потребности, быстрее всех перестроить себ€ и быстрее всех предложить на рынок продукт, отвечающий потребност€м. » быстрее всех воврем€ остановитьс€.

¬ыход в конце 89-го года пластинки со сборником лучших песен 88-го года вызывал у нас гомерический смех. ј строительство в 2015 году жиль€, соответствующее потребност€м 70-х? ≈сли серьезно, это неуважение к потребителю, это деградаци€ производственной культуры, это свидетельство того, что строительные компании не хот€т ничему учитьс€.

ѕроблема в том, что системе ускорени€ строительства в реальной жизни противостоит отлаженна€ система тормозов. ”скорение, где бы оно ни про€вл€лось: в строительстве, производстве или сфере услуг, - это про€вление силы. Ёто результат командных усилий.

≈сли у вас быстрорастущий бизнес, то, как правило, это стартап, где зан€то несколько дес€тков - сотен человек с оборотами пор€дка миллиона долларов в год. ¬ стартапах эффект ускорени€ очень значительный, но за ними не стоит большой силы, так как это затрагивает ограниченное количество сотрудников и потребителей. –азогнать среднее производство сложнее, нужно приложить больше усилий.

ќгромные компании, как правило, либо наход€тс€ в стагнации, либо, следу€ общей экономической ситуации в стране, сдуваютс€. ¬ таком состо€нии они уже не представл€ют силы, а такие, как Ђјвто¬ј«ї, превращаютс€ из бизнеса в насто€щую обузу дл€ государства.

¬ любой отрасли рыночные отношени€ стимулируют ускорение развити€: в стратегии развити€ ќјќ Ђ–∆ƒї 2015 год объ€влен √одом бережливого производства (lean manufacturing), крупнейший работодатель Ђѕочта –оссииї (400 тыс€ч сотрудников) с 2013 внедр€ет элементы lean-менеджмента, производственна€ система —бербанка (260 тыс€ч сотрудников) развиваетс€ на принципах lean management с 2008-го, автопроизводители массово освоили систему lean manufacturing еще раньше. ¬ строительстве рыночные механизмы у нас действуют слабо.

¬ такой ситуации отдельна€ строительна€ подр€дна€ компани€, двигающа€с€ опережающими темпами развити€, мало что может сделать. Ѕизнес про€вл€ет силу в том, что он ускор€ет и развивает процессы, а государство про€вл€ет силу в том, что оно их тормозит, может остановить или вовсе отменить. „ем выше уровень власти, тем сильнее про€вл€ютс€ силы торможени€. » традиционный отечественный коммерческий заказчик в строительстве привычно по инерции действует как система торможени€ и очень нежелательно - в ускорении и развитии. ƒаже средний менеджмент строительных организаций становитс€ механизмом системы торможени€.

—истема ускорени€ строительства lean construction позвол€ет вести строительство на 95-98% силами местной рабочей силы, на 70-90% - силами местного менеджмента, и это выгодно. ѕо заключению чиновников, на основе системы ускорени€ строительства можно добитьс€ снижени€ себестоимости квадратного метра в перспективе 1-2 лет, при этом эффект ускорени€ может быть виден сразу. ќдновременно улучшаетс€ качество проектировани€ и строительства.

ѕо словам председател€ комитета по инноваци€м Ќќ—“–ќ… Ќ. ‘. —елезнева, Ђинновации в области управлени€ дают наиболее высокий эффект по сравнению с технологи€ми. Ћично у мен€ был опыт, когда пришлось жилой дом сделать за 9 мес€цев, когда по ѕќ—у было 18. я знаю методы, как это сделать и как ускор€тьс€. ƒостижени€ эти могут быть! Ёто реальные методы, которые примен€лись и на  райнем севере.  огда за счет крупноблочного метода сборки кровли было сокращение на полгода, люди получили и √осударственные премии ———–, и √ероев труда, это была стройка по тем временам образцово-показательна€ї.

¬недрение системы ускорени€ требует политического решени€ и воли. ќно последовательно добавл€ет новые требовани€ от функционального заказчика. Ёто диалог заказчика с бизнесом. ƒл€ того чтобы система ускорени€ могла быть запущена в системе госзаказа или в службе заказчика, необходимо, чтобы основные участники строительного процесса находились в правовом поле. ќбычно это использование специальных контрактов и специальных условий проведени€ тендеров и конкурсов. Ёти услови€, разработчиком которых €вл€етс€ »нститут, были согласованы с федеральными органами власти –‘ и адаптированы под разные формы строительных отношений.

—овременный менеджер по ускорению Ц вот кем стал советский инженер по организации труда, экономист, планировщик и Ќ»ќ –. ¬о всех этих професси€х, как и в любой другой инженерной специальности, можно добитьс€ результата, если соблюдаютс€ свои законы и правила. Ќова€ черта современного менеджера по ускорению - то, что он социальный активист.

”скорение строительства происходит благодар€ интенсивному сотрудничеству инженеров различных специальностей. Ёти отношени€ регламентированы в рамках системы. —овременна€ система ускорени€ опираетс€ на социальную науку. Ќеформальные правила в отношени€х, договора и профессиональна€ ответственность - услови€ дл€ достижени€ результата ускорени€, как и действие законов механики, статики, электричества, гидродинамики и термодинамики, акустики и оптики в любой другой инженерной специальности.

—ознание современного человека так устроено, что процессы деструкции воспринимаютс€ легче, а процессы ускорени€, роста и развити€ Ц гораздо труднее, потому что дл€ этого нужно больше терпени€ и внимани€. —амый заинтересованный персонал Ц это рабочие, зарплата которых прив€зана к выработке и которые подвергают себ€ на стройплощадке большей опасности, чем военнослужащие.

—троитель Ц професси€ по своему характеру интегральна€ и созидательна€. ѕрофессиональное сознание строител€ устроено на принципах, противоположных тем, на которых базируетс€ сознание людей военных специальностей, ориентированных на деструкцию и дезинтеграцию противника.

¬ силу длительности процесса создани€, масштаба проектов и социальной значимости строитель призван сильнее развивать способности к наблюдению и широту и глубину сознани€, что делает его более зрелым и полноценным человеком. ѕоэтому у строительного сообщества есть особые способности.

¬ 1974 году в отечественный кинопрокат вышел фильм Ђѕреми€ї с ≈вгением Ћеоновым в главной роли Ц о жарком конфликте в строительном тресте, в стиле известной картины Ёльдара –€занова Ђ√аражї. ѕо уровню и характеру описанной там дискуссии можно судить, что вопросы, о которых мы говорим, уже тогда были в зоне общественного сознани€. 13 млн просмотров! » не на бесплатном youtube, а в кинотеатрах.

“акой накал страстей сегодн€ трудно представить, потому что мы утратили общность €зыка - и диалог заказчика, руководител€, прораба и экономиста не может состо€тьс€. —илы, которые однажды так €вно про€вились на пике промышленной мощи, в период последующего длительного экономического спада были не востребованы. ¬ 90-е, когда происходила глобальна€ концептуализаци€ индустриального строительного опыта, мы оказались выключены из этого процесса.

Ќова€ отечественна€ модель создавалась уже путем встраивани€ свободных мощностей в новую модель мирового опыта управлени€ проектами. ѕомен€лс€ скелет современной экономики. Ѕлагодар€ новому скелету управлени€ развилось новое сознание, позвол€ющее оценивать экономическую эффективность проектов, социальный эффект, адаптировать архитектуру. ¬ 2000-х потребовались врем€ и силы, чтобы отказатьс€ от модели максимального освоени€ мощностей и денег, научитьс€ считать себестоимость и формировать грамотное техническое задание.

Ќапример, в 2000-х в российском профессиональном lean-сообществе велась активна€ дискусси€ о том, почему невозможно одновременно делать lean и сертификацию по ISO. ѕоэтому, когда автор приводит упом€нутые выше утверждени€, это простительно, если он, как говор€т, Ђвчера родилс€ї.

≈сли отсечь все, что происходило в мире в 90-х и 2000-х, и пытатьс€ сегодн€ с нул€ построить некую собственную модель lean engineering, называ€ ее Ђбережливым проектированиемї, невзира€ на то что во всем мире уже существует и работает адаптированна€ дл€ архитекторов и проектировщиков модель, и называетс€ она lean design, то можно потер€ть в экспериментах еще дес€ток лет. ћожем ли мы себе это позволить? »ли стоит признать это элементарным невежеством?

ќтсюда и глобальные ошибки в выводах ¬ладимира ћалахова. BIM не €вл€етс€ об€зательным элементом системы lean design. », уж конечно, не BIM €вл€етс€ базисом дл€ бережливого строительства, а система ускорени€ строительства €вл€етс€ организационным обеспечением дл€ внедрени€ BIM. ¬ 2007 году наши коллеги из Ќидерландов внедр€ли lean в одном местном проектном бюро. Ѕыл анекдотический случай. »м рассказали о том, что такое производственные потери, и попросили найти примеры потерь в их работе. ѕровед€ 20-минутный мозговой штурм, проектировщики выдали: ЂЅухгалтери€ Ц это потери, маркетинг Ц это потери, служба безопасности Ц это потери, и т. д.ї, чем несказанно удивили наших специалистов. ѕосле этого им объ€снили: не надо искать потерь в чужой работе Ц ищите потери в своей! Ёто было трудно, но так или иначе они справились.

ћы еще не знали, что такое BIM, а голландские проектировщики это уже осваивали. »х процесс выгл€дел так. ¬след за обычным проектированием они переводили все в цифровой формат. ¬ результате клиент совершал виртуальный тур по объекту. —тандартно это занимало 2-3 дн€ по каждому заказу.

ѕроектировщиков спросили, действительно ли это нужно их клиентам. Ќа что они ответили: Ђ” некоторых наших клиентов есть свои профессиональные проектировщики. »м не нужна наша цифрова€ модель, поскольку в силу их профессиональной подготовки им вполне достаточно обычных чертежей. —оздание цифровой модели дл€ них Ц это пуста€ трата времени и чиста€ потер€ денег. ћы вполне могли бы исполн€ть эти заказы на 2-3 дн€ раньше, но, к сожалению, руководство нашей компании требует от нас исполнени€ всех заказов в цифровом виде. Ќо среди наших клиентов есть также и обычные люди, не обладающие подготовкой. ƒл€ них цифрова€ модель важна, так как они действительно не представл€ют, какой продукт они покупают и как он будет строитьс€ї.

¬еро€тно, с нашими проектировщиками дела обсто€т так же. ѕроблема в том, что навыки традиционного проектировани€ утрачиваютс€, людей, умеющих читать и понимать чертежи, становитс€ меньше. Ёто как устный счет: после того как по€вились калькул€торы, навыки его стали менее востребованными. Ќо если вы не умеете считать в уме, то вы и калькул€тором будете пользоватьс€ неумело...

¬ажно вновь развивать общественное сознание. Ќужно как можно больше говорить о состо€нии отрасли и возможност€х, находить взаимопонимание в кругу профессионалов, искать понимание с чиновниками, вести диалог с городскими сообществами и общественными организаци€ми, потому что люди - конечный выгодоприобретатель от ускорени€ строительства (и в первую очередь - от улучшени€ его качества).

Ётому направлению нужна поддержка на всех уровн€х. »нститут ведет эту работу и будет продолжать оказывать помощь профессиональным сообществам, городским сообществам, а также администраци€м городов в продвижении этой темы.

ќб »нституте ускорени€ строительства
»нститут ускорени€ строительства (Lean Construction Institute, LCI) Ч международна€ организаци€, котора€ проводит исследовани€, занимаетс€ собственными разработками в области менеджмента, а также адаптацией и освоением лучшего международного опыта в области ускорени€ проектировани€, строительства и девелопмента. ѕроводит конференции, обучающие семинары дл€ организаций строительного комплекса.

Ќекоторые полезные ссылки:

Ќекоторые проекты в –оссии на основе системы ускорени€ строительства

  • ”скорение строительства табачной фабрики в  алужской области на 2 мес€ца за 1 мес€ц (2008)
  • ”скорение строительства панельных домов в ћосковской области дл€ ћинистерства обороны в 2 раза за 2 мес€ца (2010),
  • ”скорение строительства комплекса монолитных жилых домов в —анкт-ѕетербурге в 2,5 раза за 6 мес€цев.,
  • ”скорение темпов работы подр€дчика √азпромјрены в —анкт-ѕетербурге (2010),
  • —нижение себестоимости дорожного полотна на 60% и ускорение темпов дорожного строительства в 5 раз за 4 мес€ца (2008),
  • –еализаци€ в сжатые сроки комплексной реконструкции здани€ под офис —бербанка (2010), проектирование и монтаж комплексных инженерных сетей,
  • ѕовышение производительности труда на установке опалубки, армировании, бетонировании на 20-40%, сокращение трудозатрат на 20%, что привело к ускорению темпов работ на 40-60% и росту NVP проектов жилищного строительства на 15% в јстане (2014).
  • Ѕольшое количество оптимизаций внешних поставок стройматериалов и внутренней логистики на стройплощадках. ¬ыстраивание взаимоотношений в цепочке поставок в строительном (материалы) и архитектурном (информаци€) проекте.
  • –азработка системы ценностей, концепции и бизнес-плана под туристический кластер Ђћорские ворота —евастопол€ї, функциональна€ оптимизаци€ рекреационной зоны и комплекса зданий (2011),
  • –азработка долгосрочной целевой программы по Ђ”скорению проектировани€ и строительства в республике “атарстанї на 2013-2014 гг (2012),
  •  урсы по устойчивому развитию, особенно в энергетике, и управлению переработкой отходами дл€ студентов MBA (2010),
  • »сследование по актуальным вопросам проектировани€, строительства и реконструкции гостиниц в ћоскве, (2008).



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.