¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

21 феврал€ 2011

—јѕ– на военной службе

¬ладимир ћалюх¬ладимир ћалюх

¬ преддверии наступающего ƒн€ защитника отечества поговорим о применении —јѕ– в военном деле. Ѕезусловно, —јѕ– активно используютс€ в создании современной военной техники. –асскажем о нескольких примерах. —разу оговорюсь - вс€ информаци€ вз€та из совершенно открытых источников.

—амо по€вление современных —јѕ– отчасти об€зано военным проектам. ¬от что вспоминает ‘рансис Ѕернар, создатель первой трехмерной —јѕ– CATIA:

¬ начале 70 годов одним из первых самолетов, в которых общее контурное и основное структурное проектирование были осуществлены и реализованы на основе нашего CAD/CAM решени€, оказалс€ военно-тренировочный Alphajet.

продувочна€ модель самолета Alphajet ¬ целом, в период с 1967 по 1977 годы мы в полной мере использовали преимущества технологических инноваций, предоставленных компьютерами, интерактивными графическими терминалами и станками с „ѕ” Ц причем, все это происходило в чрезвычайно благопри€тных услови€х инновационного предпри€ти€, которое работало на динамичный авиационный рынок военного и гражданского направлени€. ћы породили новое направление в конструировании, моделировании и производстве. ¬ более широком контексте, практически вс€ авиапромышленность оказалась в лидерах революции CAD/CAM Ц как в —Ўј, так и в ≈вропе. —уть этого процесса Ц оптимизаци€ самолета посредством вычислений и использование дл€ производства станков с „ѕ”.

ѕеред нами встала следующа€ задача Ц существенно уменьшить врем€ цикла Ђпроектирование-производствої и сделать программный комплекс 3D CAD/CAM доступным неспециалистам из всех отделов предпри€ти€. –уководители предпри€ти€ с чрезвычайным энтузиазмом отнеслись, например, к плану Ц вчетверо снизить врем€ изготовлени€ новой модели самолета дл€ продувок в аэродинамической трубе, что позволило бы протестировать четыре варианта одного и того же самолета до того, как приступить к детальному проектированию лучшего из вариантов.

¬оенный камуфл€ж прошел очень долгий путь от обычной покраски различными оттенками зеленого цвета до самых современных систем. »звестна€ британска€ оборонна€ компани€ BAE Systems разрабатывает как раз такую, высокотехнологичную, систему электронного камуфл€жа, основанную на технологии электронных чернил E-Ink, с помощью которой изображение окружающей среды будет скопировано на поверхность бронетанковой техники, дела€ ее невидимой или очень малозаметной дл€ противника.

»спользу€ множество визуальных датчиков и камер, расположенных на всех сторонах корпуса танка, система составит полную картину окружающей обстановки и отображает эту картину с помощью электронных чернил на корпусе танка, слива€ его с окружающей средой и дела€ его малозаметным. ѕоскольку это все происходит в режиме реального времени, така€ система активного камуфл€жа может скрыть танк даже во врем€ движени€ на большой скорости.  онечно, с помощью этой системы не удастс€ полностью скрыть танк, всегда останутс€ побочные эффекты его передвижени€, такие как шум, выхлопные газы двигател€ и шлейф поднимаемой колесами или гусеницами пыли.

¬ ’арьковском политехническом институте, на кафедре Ђ“еори€ и системы автоматизированного проектировани€ механизмов и машинї разработана система дл€ расчета процесса пробивани€ сложносоставной брони совместно с пакетом ANSYS\LS-DYNA. «адача комплекса Ц максимально упростить процесс расчета дл€ применени€ в инженерной практике и свести процесс к заданию исходных данных и получению готового результата.

ѕрограмма позвол€ет рассчитывать процесс пробивани€ взрывной волной бронеплиты с широкой вариацией расчетных параметров. »змен€етс€ тип взрывчатого вещества, геометри€ и мощность зар€да, степень заглублени€ в грунт, рассто€ние до преграды, и ее параметры. ¬ качестве параметров бронеплиты выступает количество слоев в многослойной броне, а также материалы и толщины слоев.

“ам же создан комплекс автоматизированного анализа и синтеза конструкций легкобронированных машин на базе пакетов Pro/ENGINEER и ANSYS. ѕри модернизации легкобронированных колесных машин (ЋЅћ) особенно остро ставитс€ вопрос установки более мощных спецсистем, что не может не повлечь за собой усиление корпуса. ¬озникает вопрос исследовани€ вли€ни€ нового оборудовани€ (всех возможных вариантов), при этом необходимо учитывать воздействие колебаний корпуса при движении на артиллерийскую систему.

ƒл€ исследовани€ используетс€ расширенный параметрический подход. ќбласть параметров геометрических, отвечающих за толщины листов корпуса, дополн€лась параметрами, отвечающими за режим движени€, характеристики спецсистем и конструктивные дополнени€, позвол€ющие увеличить жесткость корпуса.

¬ научно-производственной фирме Ђ√≈…«≈–ї создана —јѕ– по оценке Ёћ— –Ё— позвол€ет в ходе анализа электромагнитной обстановки формировать варианты применени€ радиоэлектронного оборудовани€, исход€ из состава и характеристик радиоэлектронных средств морского подвижного объекта.

ѕри проведении расчетов с помощью —јѕ– осуществл€етс€ автоматизированный ввод и хранение в базе данных тактико-технических характеристик –Ё— корабл€, проектирование трехмерной модели корабл€, используемой при расчетах, в системе AutoCAD, определение возможных способов воздействи€ помех на радиоприемные устройства, составление списка источников недопустимых помех с указанием их вида и интенсивности и т.д.

ѕредпри€тие ‘√”ѕ Ђѕќ Ђ—евмашї долгое врем€ специализировалось на строительстве атомных подводных лодок. —ейчас, нар€ду со строительством подводных кораблей, завод работает еще в нескольких направлени€х: строительство буровых платформ и надводного гражданского флота, гражданское машиностроение. “акже предпри€тие занимаетс€ модернизацией т€желого авианесущего крейсера Ђјдмирал √оршковї дл€ ¬ћ‘ »ндии. ѕри проектировании оснастки на предпри€тии широко используетс€ T-FLEX CAD

¬ начале 70-х американска€ компани€ General Dynamics зан€лась созданием нового истребител€ - будущего F-16. «адача была непростой, так как по новой концепции самолет должен был унаследовать скоростные характеристики своих предшественников, но в то же врем€ обладать маневренностью на уровне спортивных акробатических самолетов. Ёто требование можно было выполнить, создав крыло достаточно большой площади, при этом легкое и очень прочное, так как закладывались рабочие перегрузки почти вдвое большие, чем у машин предыдущего поколени€ Ц до 9g.

»нженеры GD решили использовать тогда еще достаточно новую технологию расчета методом конечных элементов. Ёто им позволило за достаточное короткое врем€ рассчитать дес€тки вариантов и выбрать наиболее оптимальную конструкцию. “еперь конструкци€ крыла F-16 стала образцом дл€ подражани€, а сам самолет Ц уже много дес€тилетий €вл€етс€ бестселлером на рынке вооружений.

 оломенское Ђ онструкторское бюро машиностроени€ї - это крупнейший российский конструкторский и научно-производственный центр оборонно-промышленного комплекса, специализирующийс€ на ракетных комплексах. —реди его продукции переносной зенитно-ракетный комплекс (ѕ«– ) Ђ»глаї и оперативно-тактический ракетный комплекс Ђ»скандер-Ёї. ¬ыбира€ базовую —јѕ– коломенцы остановились на решени€х ј— ќЌ. «аказчик получил системы автоматизированного проектировани€ среднего и т€желого класса в области машиностроени€ и электроники, системы инженерных расчетов, системы автоматизированного проектировани€ технологических процессов, системы управлени€ инженерными данными, системы управлени€ производством и системы управлени€ бизнес-процессами.

 оллеги коломенцев из Ђ“ульского  Ѕ приборостроени€ї c 2001 года используют в своей работе SolidWorks.  Ѕ специализируетс€ на создании высокоточного оружи€, среди их разработок - противотанковые ракеты и штурмовое вооружение, комплексы вооружени€ легкобронированной техники и танков, артиллерийские комплексы управл€емого вооружени€ и зенитные комплексы малой дальности. ¬  ЅЅѕ разработано, освоено в серийном производстве и сдано на вооружение –оссийской армии более 140 образцов вооружени€ и военной техники. ѕротивотанковые комплексы "ћетис" и " орнет", артиллерийские комплексы " раснополь" и " итолов", зенитные ракетно-пушечные комплексы "“унгуска", " аштан" - это лишь небольша€ часть изделий, созданных в √”ѕ " Ѕѕ". ¬ соответствии с задачами, решаемыми в √”ѕ " Ѕѕ", в 2000 г. специалистами предпри€ти€ был проведен анализ программных комплексов, распростран€емых на российском рынке —јѕ–. ќсенью 2000 года в √”ѕ " Ѕѕ" был проведен тендер среди ведущих поставщиков —јѕ–, по результатам которого в качестве стратегического партнера была выбрана компани€ SolidWorks Russia.
√овор€ о использовании —јѕ– в военном деле, нельз€ не упом€нуть об одном Ђизделииї, создание которого без —јѕ– было просто невозможно Ц речь идет о самолете-невидимке F-117. “еоретическое обоснование стелс-технологии по€вилось еще в 1962-м году в книге ѕ.я. ”фимцева, однако лишь с развитием »“ и средств компьютерного моделировани€ стало возможным рассчитать точную геометрическую форму, обеспечивающую самолету низкую радиолокационную заметность. ѕервый полет самолет невидимка совершил почти двадцать лет спуст€ по€влени€ теории Ц в 1981 году. ƒальнейший рост производительности компьютеров позволил создать более совершенные формы, воплощенные в наследнике F-117 Ц бомбардировщике ¬-2.

», наконец, приведу историю из своей практики Ц по сути, это истори€ того, как € зан€лс€ —јѕ–. »стори€ почти курьезна€, так как пришлось заниматьс€ не улучшением а , напротив, некоторым ухудшением характеристик издели€. ≈ще во времена студенчества, а учили мен€ довольно своебразной специальности, € практиковалс€ в новосибирском »нституте прикладной физики, осваива€ там основы вычислительной аэродинамики под руководством, к сожалению ныне уже покойного, ¬ладимира √еоргиевича ‘едотова. ќдним из многочисленных проектов, которыми занималс€ »ѕ‘ в то врем€, была разработка тандемного кумул€тивного снар€да дл€ танковой пушки. “акой снар€д предназначен дл€ поражени€ бронетанковой техники, оснащенной встроенными и навесными блоками динамической защиты. —реди об€зательных требований к снар€ду была 100% совместимость с уже используемыми в войсках средствами зар€жани€ и наведени€. Ќо из-за изменившихс€ обводов корпуса неожиданно уменьшилс€ коэффициент лобового аэродинамического сопротивлени€, и снар€д перестал соответствовать штатному баллистическому вычислителю. ƒл€ того чтобы вернут параметр в требуемое значение нужно было ухудшить аэродинамику Ц вот этой задачей € и занималс€ под пригл€дом руководител€ рассчитыва€ различные варианты формы на ЅЁ—ћ-6 Ц натурные эксперименты были дороги а доступа к аэродинамической трубе не было. “ак € в первый раз в жизни использовал компьютер дл€ решени€ инженерной задачи.

ќписав последний эпизод, сообразил, что все это происходило ровно 25 лет назад, а эта заметка Ц ровно сота€ мо€ публикаци€ на isicad.ru ёбилей, однако.

 омментариев: 1
id 640     21 феврал€ 2011, 21:05
 Vasiliev Anton
—пасибо, огромное. Ѕольша€ неожиданность, дл€ нашего коллектива, оказатьс€ упом€нутым среди столь именитых разработчиков.

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ќ пользе разводов (в области —јѕ–!)
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕ€ть реальных примеров инжиниринга промышленных предпри€тий от √руппы компаний [...] — ћихаил ћалов, заместитель технического директора, √руппа компаний SWR (19 июл€ 2018)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.