¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

5 марта 2013

 ак с помощью SketchUp и Rhino была создана 5D-инсталл€ци€ SLAVA DURAK

≈вгений Ўирин€н

≈вгений Ўирин€н

ќт главного редактора isicad.ru: ѕредлагаю вашему вниманию несколько сокращенное изложение большой статьи-репортажа, недавно опубликованного в блоге ≈вгени€ Ўирин€на и посв€щенного его участию в оформлении уникальной фотовыставки, котора€ прошла в конце феврал€ в московском ÷ентральном ƒоме ’удожника. ¬ыставка была посв€щена советско-российско-планетарному комику и актеру, президенту јкадемии ƒураков, основателю Snowshow — ¬€чеславу ѕолунину, чье творчество само по себе побуждает отнестись к рассказу о нем максимально креативно. ¬еро€тно, самые молодые читатели затрудн€тс€ сказать, кто такой ѕолунин, так что представл€ема€ стать€ полезна уже тем, что расскажет им об этом артисте. ƒл€ тех, кто не найдет времени пройтись по ссылкам, приведенным в статье ≈.Ўирин€на, процитирую медийную новость: «в формате 5D — раскрытие п€ти чувств. «рители увид€т фотографии, почувствуют запах лугов, леса, цветов и хлеба, прикоснутс€ к творчеству, услышат специальное звуковое оформление, попробуют на вкус мороженое из натуральных ингредиентов и домашнее печенье».

я бы рекомендовал об€зательно познакомитьс€ со статьей ≈вгени€ даже, если она была бы простым репортажем. ќднако, ≈вгений описывает еще и процесс неслучайного и нетривиального применени€ таких инструментов как SketchUp (дл€ сборки) и Rhino (дл€ расчетов), отражает взаимодействие с изготовителем материальных макетов и стараетс€ прикинуть возможности коллективной работы на основе BIM.

≈вгений Ўирин€н — преподаватель ћосковского архитектурного института, ведущий модул€ «÷ифрова€ культура» в ћосковской архитектурной школе ћј–Ў, участник группы PARALAB, блоггер (ѕ–ќ—јѕ–), а также — активный автор и комментатор портала isicad.ru; напомню его некоторые публикации: «—јѕ– и искусство, или удивительные возможности SpaceClaim», «BIM = јрхитектура?   вопросу о развитии архитектурного образовани€», «Inforbix — взгл€д со стороны, или Web 3.0 рождаетс€ уже сейчас».

Ќасто€ща€ публикаци€, с любезного разрешени€ автора, осуществлена на основе поста ≈вгени€ «SLAVA DURAK, или как это было».

Ёта заметка — первый опыт фиксации процесса разработки и изготовлени€ инсталл€ций — по сути, тоже архитектурных объектов. ¬озможно, что именно большое количество различных команд, работавших над созданием «5D» фотовыставки SLAVA DURAK, побудило мен€ взгл€нуть по-новому на проблемы BIM и интегрированного проектировани€. ќ самой выставке можно подробнее узнать на следующих ресурсах: репортаж –»ј-Ќовости, сюжет на ¬ест€х.

ќрганизаторы
¬ыставку курировала Troyka Multispace, а непосредственным художником выставки был сам автор работ ¬ладимир ћишуков.  стати, нам очень понравилось работать с ¬ладимиром — его способы «настраивани€» на конструктивный лад нам очень помогли. ’ороший метод ведени€ переговоров.

Ќа площадке. ‘ото ƒаши  овалевой

¬ременные рамки
ѕервое, с чего бы хотелось начать — это сроки. “ри недели дл€ большого зала ƒЌ  в ÷ентральном доме художника — это немного. ј если учесть комплексность выставки, то совсем немного. ѕо началу € даже сопротивл€лс€ братьс€ за такой проект, но ƒаша с —ережей мен€ уговорили. ѕочти сразу мы составили что-то вроде диаграммы √анта.

Ётот график составил Ќеботов, и всем сразу представилс€ масштаб «бедстви€»

„то надо было сделать
“ак как это была фотовыставка, то основным компонентом были фотографии ¬ладимира ћишукова, на которых был запечатлен известный клоун-мим —лава ѕолунин. ¬ начале нам выслали предварительные эскизы. ќсновными составл€ющими пространства выставки былисвоеобразные тоннели из ткани, внутри которых располагались фотографии. ѕод потолком должны были по€витьс€ «лианы», а в центре размещалось эффектное полигональное «дерево» за авторством дизайнера јлександра ћатвеева, на которое проецировали мэппинг реб€та из Interactive Lab. ѕомимо этого, важными аспектами пространства были запахи, звуки и, конечно же, свет. ¬ общем, насто€ща€ «дурацка€ 5D выставка».

Ќам предсто€ло спроектировать, проконтролировать производство и монтаж инсталл€ций, основу которых составл€ла наша любима€ высокотехнологична€ лайкра, или бифлекс.

ƒовольно быстро мы пришли к идее криволинейного каркаса, заодно изменив изначальную форму тоннелей на более подход€щую дл€ бифлекса.

IPD
я практически уверен, что процесс работы по выставке был очень схож с пон€тием IPD (Integrated Project Delivery), о котором многие рассуждают, но мало кто в нем участвовал. ¬се работали почти как одна команда, так как было очевидно, что все ответственны за результат.  онечно, никаких специальных контрактов не было, но было желание сделать классно. » тут архитектор сразу выходит из своего проектно-цифрового вакуума и начинает придумывать то, что оптимально и реализуемо. Ћюбое решение предварительно проговаривалось с монтажниками, так как здесь нельз€ было промахнутьс€.
Ѕез чертежей
¬ыполнив обмер зала ƒЌ  и смоделировав все пространство в SketchUp, мы фактически начали проталкивать идею сборки всей информации в единой (да, в единой) модели. Ётой моделью пользовались световики, Troyka, Interactive Lab. Ќе могу сказать, что была обратна€ св€зь, но мы со своей стороны добросовестно «сводили» разных участников проекта.

ќбща€ модель. ¬ключен режим отображени€ по цвету сло€

¬ итоге мы каждый раз брали с собой на площадку ноутбуки и нередко становились свидетел€ми таких сцен:

¬.ћишуков(ближе к нам) и SketchUp. ‘ото —ережи Ќеботова

„ертежами мы практически не пользовались, а SketchUp с его простотой интерфейса позвол€л сразу подключать к 3D-процессу других участников. ’от€, как мне кажетс€, BIMx от Graphisoft лучше бы подошел дл€ коммуникации с заказчиком.
–асчетна€ модель
“ак как мы использовали SketchUp дл€ сборки, а наши тоннели были полностью криволинейными, мы выполн€ли основные расчеты в среде Rhino. ѕлагин Kangaroo был применен дл€ симул€ции поведени€ мыльных пленок. ¬ отношении производства Rhino сработал на 100%. Ќо об этом позже.

ѕолученна€ сетка из Kangaroo

ѕринцип создани€ «лиан». —лева — результат симул€ции, справа расчетна€ сетка

‘изическое моделирование
Ќесмотр€ на разнообразные средства моделировани€ и расчета, почти сразу мы начали работать с физическими макетами. Ќапример, создание системы «лиан» оказалось практически невыполнимым в цифровой среде. —лишком много переменных было недоступно дл€ цифрового моделировани€ (а также сроков), а в макете желаемый систематизированный хаос «лиан» достигалс€ довольно быстро.

ƒаша делает макет.  стати, похожий принцип был у нашей «—истемы» на јрхћоскве

ќсобенно продуктивным оказалось решение делать макеты 1:1.  омпьютер все равно не давал полного ощущени€ пространства. “аким методом мы размещали планы тоннелей, провер€ли габариты внутреннего пространства тоннел€.

ƒаша, ¬ладимир и €. ‘ото —ережи Ќеботова

Ќаличие планшета и стилуса позвол€ло мгновенно фиксировать различные решени€.

—ережа выполн€ет роль ћодулора

 аркас, Rhino и производство
 аркас представл€л собой замкнутый контур из гнутых алюминиевых труб 30 мм диаметром и 2 мм толщиной. ƒолжен сказать, намучились с каркасом мы немало. ƒл€ нас одним из главных достижений этого процесса стало наше знакомство с технологией гибки труб на станках с „ѕ” (ќќќ «—тройпласт»). ј Rhino обеспечил удобство перевода NURBS-кривых в сопр€жени€ арок, подсчета материала, создание “« дл€ производства и оптимизацию каркаса в целом. Ќадо сказать, что AutoCAD не может (у мен€ не получилось) посчитать длину кривой.¬от.

ќптимизированные и промаркированные элементы каркаса типового тоннел€

ѕримерно такой вид имело “« дл€ производства

я ради интереса решил съездить на завод и проконтролировать процесс производства. ¬ результате € провел там 3 дн€, так как в сжатые сроки менеджмент уже не справл€лс€, и задани€ фактически выдавал €, наход€сь р€дом со станком. ѕотом еще предсто€ла разметка труб по шаблонам. » тут вы€снилось, что некоторые позиции выгнуты неправильно — какие-то вылезли кос€ки при самом вводе значений в компьютер.  ак € пон€л, не был изогнут тестовый элемент. ѕоторопились. ¬ общем, нельз€ полагатьс€ на телефонные разговоры, и в таких ситуаци€х максимально участвовать в закупках, оформлении заказов и т.п.

ћеталл оказалс€ очень «живым» и привередливым материалом. ѕределы текучести, толщины, радиусы гиба и т.п. ѕогружение в сопромат. Ќам, к сожалению, не удалось сделать расчеты по прочности, но мы постарались минимизировать напр€жени€ засчет скруглений и шарнирных соединений.

√отовые элементы. —ейчас будем отрезать тех.участки

–аскрой и пошив
¬ этот раз шили не мы, но на последних стади€х, когда запахло жареным тоже подключились.  онструирование «лиан» могла выполнить только ƒаша. Ќу она их же придумывала!

ѕродолжаем работать в масштабе 1:17

ћонтаж
Ќа монтаже обычно начинаетс€ суета и нервотрепка. Ѕез них не обошлось и в этот раз.   сожалению, мы не успели сделать тестовый тоннель и на нем отработать все решени€. —амое интересное, в услови€х тесной интеграции и суперсжатых сроков ты не можешь указать пальцем на конкретного виновника. ¬ таких ситуаци€х и при взаимном доверии (а именно оно оказываетс€ главным компонентом IPD, см. эту книгу) все участники стрем€тс€ найти оптимальный вариант, а не вставать в позу и упр€митьс€.

 аркас сам по себе. ‘ото —ережи Ќеботова

¬ладимир ћишуков принимает решение оставить, как есть. ‘ото —ережи Ќеботова

Ќанервничались все, но форма тоннел€ была настолько удачна и трансформируема, что все получилось даже лучше, чем представл€ли. “оннели превратились в подвесные конструкции навесов. ¬ид у них сюрреалистический — подстать концепции выставки.
‘инал
ћонтировали без просыху. Ѕыло т€жело, но все справились. Ќиже несколько моих фотографий результата и небольшое видео, которое € склеил при помощи YouTube-редактора.

—обственно, видео:
ƒолжен сказать, что самым необычным ощущением было то, каким образом люди осваивают непривычное дл€ них пространство, взаимодействуют с ним. Ёто спроектировать на компьютере пока что очень сложно, как мне кажетс€.
¬ыводы
  1. “акие меропри€ти€ — наилучший полигон дл€ обучени€ архитекторов. Ёто более сложный, но и более продуктивный вариант, чем абстрактные воркшопы.
  2.  ак продвигать новые технологии (даже такие незайтеливые, как SketchUp)? “олько на собственном примере, который должен мотивировать других. ј тут без психологии не обойдешьс€.
  3. √лавное не наличие технологий, а желание (!) взаимодействовать и идти на встречу друг другу.
  4. “ехнологии бессильны перед нежеланием людей слушать, слышать, предлагать
  5. јрхитекторам надо мен€ть свою туманную позицию проектировщика, или свободного художника на проактивную и вовлеченную роль в процессе. ¬о вс€ком случае, бригада реб€т, занимавшихс€ монтажом, как мне показалось, оценила наши инициативы.
  6. IPD — пускай и в таком «домашнем» варианте — €вление, требующее большой самоотдачи. √отовы ли вы к самоотдаче?

 омментариев: 5
id 10404     5 марта 2013, 20:20
 ¬ладимир “алапов
ќчень интересно! я бы еще добавил в выводы:

7. ѕри 3D моделировании можно обходитьс€ без "классической" документации (без нее даже проще).

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10405     5 марта 2013, 20:28
 јлександр ћорозов
ќчень интересна€ стать€. —пасибо ≈вгений!!!

P.S. ≈вгений, если возможно скиньте на почту мне свои контакты, есть несколько вопросов технических по статье.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10406     5 марта 2013, 23:11
 ≈вгений Ўирин€н
—пасибо, было очень увлекательно работать в таком режиме, правда, уж немного измотались.
’очетс€ продолжить тему дальнейшего взаимодействи€ с производител€ми.
Ќа более масштабных проектах потребуетс€ сборка и координаци€ в нормальных BIM-пакетах. ј SketchUp может идти как среда коммуникации с теми, кому BIM-пакет т€желоват.
ќп€ть же, приложени€ типа BIMx, или Vizerra могут стать прекрасными мотиваторами к переходу в 3д.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10418     7 марта 2013, 22:13
 ≈вгений Ўирин€н
≈ще один вывод после этого проекта, скорее даже ощущение: наши проектировщики действительно чаще всего рассматривают BIM-инструменты как средства ускорени€ выпуска проектной документации. ќб этом уже говорили, что часто проектна€ документаци€ приравниваетс€ к проектным решени€м. ¬се разделы выполнены, стрелочки по √ќ—“у нарисованы - проект готов. ¬ этом процессе € убедилс€ в довольно банальном €влении. ≈сли хочешь, чтобы все участники процесса пон€ли, что ты придумал, то будь готов хоть целый фильм сн€ть дл€ нагл€дности. —овременные технологии в какой-то мере позвол€ют сделать куда больше, чем еще один двумерный план. ¬зрыв-схемы, анимации сборки и сценариев использовани€ объекта, всевозможные варианты спецификаций и т.д. - все это начинаешь делать, лишь бы донести проектный, так сказать, замысел. ѕон€тие "документации по √ќ—“у" отходит на второй план, особенно когда возникает форма, непохожа€ на панельную многоэтажку или пром.
ћне вот интересно, что происходит с европейскими стандартами оформлени€ в российском контексте. Ѕудут ли изменени€ в √ќ—“ах и не потер€ют ли некоторые из них свою актуальность в свете трехмерных информационно насыщенных моделей?
Ќо больше всего мен€ сейчас волнует качество проектных решений. Ёто качество, кстати, не св€зано напр€мую с техникой репрезентации - например, современными технологи€ми моделировани€. ƒаже самые продвинутые российские бюро, как мне кажетс€, не обладают конкурентоспособным проектным профессионализмом. » BIM, к сожалению, все решить не может. ћожно до посинени€ и до гвозд€ моделировать объекты, коммерческа€ и культурна€ ценность которых будет оставатьс€ недовлетворительной.
„то-то надо делать, а проектна€ отрасль слабо на это реагирует. ÷еховой общности нет, тем более дискуссии.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10458     13 марта 2013, 18:46
 ¬ладимир “алапов

÷итата из ≈вгений Ўирин€н, id 10418:

ƒаже самые продвинутые российские бюро, как мне кажетс€, не обладают конкурентоспособным проектным профессионализмом. » BIM, к сожалению, все решить не может. ћожно до посинени€ и до гвозд€ моделировать объекты, коммерческа€ и культурна€ ценность которых будет оставатьс€ недовлетворительной.


  сожалению, обычна€ ситуаци€. ќбщий интеллектуальный уровень всегда должен быть высоким. Ѕолее того, € уверен, что чем выше будет интеллектуальный уровень отрасли, тем быстрее внедритс€ BIM. ѕример - —Ўј и ‘рэнк √ери.

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒл€ реального внедрени€ »», облаков, BIM и любых инноваций требуетс€ посто€нна€ всеобща€ коррекци€ менталитета
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

“ехнологи€ умного строительства: как машинное обучение предсказывает и [...] — ƒжош  аннер, генеральный директор Smartvid.io (25 августа 2019)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.