¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

9 июн€ 2012

—јѕ– и искусство, или удивительные возможности SpaceClaim

≈вгений Ўирин€н

— некоторых пор мен€ волнует тема искусства, ремесла и —јѕ– - относительно нового инструментари€. Ќа смену индустриальной эпохе приходит врем€ УновогоФ ремесленничества - быть может, как раз об этом мечтал ƒжон –Єскин. јрхитекторы активно осваивают возможности быстрого прототипировани€, а что же делают сами создатели цифрового инструментари€?

ћне кажетс€, что большие —јѕ–-вендоры очень дистанцированы от конечного пользовател€. ¬сегда хочетс€ чувствовать, что вендоры - такие же люди, как и ты, занимаютс€ тем же самым. Ќедавно мое мнение о —јѕ–-вендорах и их подходе в продвижении и отношении к собственному продукту помен€лось коренным образом.

я был сильно впечатлен работами Ѕлэйка  ортера (Blake Courter), которые так тесно переплелись с искусством, математикой и софтом - инсталл€ци€ми, изготовлением физических моделей, программированием. ћожет быть, эти слова уже тер€ют свою свежесть и привлекательность в архитектурном сообществе, но только не в этом случае.

» вот € решил получить комментарий от самого автора работ. Ѕлэйк  ортер - сооснователь SpaceClaim, MCAD-пакета с технологией пр€мого моделировани€. Ѕезусловно, моделирующие возможности SpaceClaim удивл€ют, но € предлагаю обратить внимание на неожиданные возможности дл€ творчества, которые Ѕлэйк раскрывает в собственном детище.

Ѕлэйк  ортер (Blake Courter), сооснователь SpaceClaim.

јрхитекторы, использующие программирование в качестве творческого инструмента, должны оценить эту серию вопросов и ответов. –ассказ Ѕлэйка помогает нам раскрыть роль генеративного проектировани€ и вли€ние топологии на формообразование в цифровую эпоху, узнать больше о создании SpaceClaim и, наконец, прочувствовать в полной мере синтез технологии и творчества. ¬ целом, интервью спонтанно переродилось в повествование от первого лица, что, на мой взгл€д, очень ценно. »сходный английский вариант интервью опубликован здесь, перевод сделан ј.Ѕауском и мной.

–ис.1  алейдоскоп ѕуанкаре. Ѕлэйк  ортер

¬опросы и ответы (хот€ это больше похоже на эссе Ѕлэйка)

≈вгений Ўирин€н: ћы, архитекторы, всегда интересовались взаимосв€зью между математикой и искусством.  ак ¬ы охарактеризуете ¬аши работы?
Ѕлэйк  ортер: ћне всегда нравились математика и искусство. “акже € всегда был очарован такими субъективными проблемами, как Учто есть искусство?Ф или Учто есть математика?Ф, и временами € пыталс€ исследовать эти границы. ≈сли говорить о лейтмотиве, то им стало мое любопытство. ¬се остальное было вторично. Ќапример, за последние несколько лет € создал серию фигур с развертывающейс€ поверхностью [которые можно развернуть на плоскость без искажений], расшир€€ границы того, что может быть сложено в трехмерную форму из плоской развертки. Ќа тот момент в SpaceClaim мы только начали реализовывать API, и € очень хотел его потестировать. я искал возможности быстрого прототипировани€ с использованием бумаги, и € выбрал двухэтапный подход. ¬ первую очередь надо было перевести поверхности в триангулированную сетку с помощью кода, схожего с тем, что генерирует STL-файл. «атем € написал скрипт дл€ развертывани€ плоских граней в выкройку. я создал поздравительную открытку, представл€вшую собой бумажный конструктор дл€ одной из наших тестовых деталей - носового обтекател€ У‘ольксваген-∆укаФ 1978 года (–ис. 2).

–ис.2 ƒеталь носового обтекател€ автомобил€ ‘ольксваген-∆ук и ее прототип

ѕозднее € записал дурацкое видео с УневозможнымФ треугольником ѕенроуза, который всегда было забавно смоделировать в 3D. я запустил более аккуратно скроенный вариант в скрипте дл€ развертки и, к моему удовольствию, обнаружил, что есть возможность разложить его на меньшее количество частей, чем € рассчитывал. ÷ветные грани можно разложить в плоскости в виде следующей фигуры, где син€€ лини€ внизу посередине €вл€етс€ сгибом (–ис. 3):

–ис. 3. “рехмерный элемент треугольника ѕенроуза и его развертка

Ёто была эврика. «атем € пон€л, что люба€ модель, €вл€юща€с€ локально конической (говор€ техническим €зыком, имеюща€ нулевую гауссову кривизну), - это развертывающа€с€ поверхность. “акже, вы можете рассечь линейчатую поверхность плоскостью в любом месте, отобразить зеркально половину и получить еще одну развертывающуюс€ поверхность. ѕотом € написал особую команду построени€ по сечени€м, котора€ могла создать мозаичную локально плоскую поверхность между двум€ любыми кривыми. “ак внезапно у мен€ оказалс€ небольшой инструментарий, позвол€ющий создавать невообразимые дл€ мен€ раньше вещи.

я знал, что ничего нового не открыл. ≈сть прекрасные пакеты, которые выполн€ют такие вещи очень хорошо, не прибега€ к подразделению поверхности, такие, как MultiSurf компании AeroHydro (судостроение и аэрокосмическа€ отрасль). “ем не менее, € усмотрел потенциал дл€ создани€ вещей, которых до сих пор никто не делал. я ощутил, будто стою у подножи€ ещЄ не покорЄнной ни кем вершины. “ехника оригами изучена до невозможности, и € нашел этот подход противоположным оригами и полным перспектив. я думаю, есть нечто, св€занное с человеческой природой, что заставл€ет нас исследовать неведомые территории, и самое сложное в жизни - это сделать то, что ты можешь назвать своим. “ак € начал своЄ путешествие в неизведанное.

я решил вз€тьс€ за создание версии треугольника ѕенроуза из пластика с внутренними вставками, которые должны были способствовать эффекту иллюзии. я обратилс€ в Ponoko и заказал несколько плоских разверток. –езультат получилс€ очень удачным (–ис. 4):

–ис. 4. “реугольник ѕенроуза

ƒалее € решил сделать бутылку  лейна, котора€ была симметричной. –езультат оказалс€ совсем не бутылкой  лейна, но форма мне очень понравилась (–ис. 5):

–ис. 5. ћодель бутылки  лейна

ѕосле этой модели, € устал возитьс€ с пластиковыми заклепками и начал играть с соединительными вставками. я перескочу некоторые событи€, так как на COFES, в разгаре обсуждений роли симул€ций и CAD, € встретил ƒэниела ѕайкера, руководител€ разработки плагина Kangaroo дл€ Rhinoceros.

[ѕлагин Kangaroo ƒэниела ѕайкера заметно повли€л на дигитальные эксперименты в архитектуре. Ётим летом ƒэниел посетил воркшоп “очки ¬етвлени€ в московском институте —трелка в качестве руководител€ кластера - ≈Ў] ƒэниел показал мне несколько собственных экспериментов, включа€ бутылку Ћоусона- лейна, а также его работу с конформными отображени€ми. я был поражен, насколько математика оказалась распространЄнной в архитектуре. я почувствовал себ€ отставшим от времени.

ћодель Ћоусона- лейна была именно тем, что € искал, однако начинать с неЄ было слишком т€жко, поэтому € начал с УвосьмеркиФ - привычной версии бутылки  лейна - по мере совершенствовани€ кода и решений по вставкам. я пон€л, что вставки - т.е. зажимы - должны стать частью искусства так же, как соединение типа Уласточкин хвостФ у краснодеревщиков. »так, € написал скрипт, который интерпретировал вставки как автоматы и позвол€л им Уразвиватьс€Ф. я потратил, возможно, целый мес€ц в попытках заставить вставки соедин€тьс€ в одной точке. ќни это никогда не делали, но в рамках производственных допусков результат мен€ удовлетворил. «атем, сборка оказалась настолько трудоемкой, что € дважды забрасывал это дело. »з всей серии Developable [другие работы можно увидеть в альбоме на Google+ - ≈Ў] эта модель, кажетс€, любима всеми, и мной тоже (–ис. 6):

–ис. 6. ћодель Ћоусона- лейна

— каждым новым фрагментом € достигал все большей автоматизации генеративных процессов. ќдин из партнеров SpaceClaim, ћаринус ћейджерс (Marinus Meijers), в насто€щий момент разрабатывающий специализированную версию SpaceClaim дл€ судостроени€, познакомил мен€ с пакетом Aptia MyNesting, который выполн€ет раскрой и упаковку по 5$ за проход. я написал специальный трансл€тор дл€ SpaceClaim, который должен бы использовать подход€щие цвета дл€ сервиса Ponoko, и в техподдержке Ponoko решили отложить свою работу и помочь мне проверить результат трансл€ции на совместимость с их процессом подготовки производства Personal Factory. ћодель Ћоусона- лейна имела столько деталей, что требовалось автоматизировать каждый шаг моделировани€. ’от€ предыдущие решени€ включили некоторое количество УручногоФ моделировани€ в SpaceClaim, в случае с Ћоусоном- лейном ничто не прикасалось к модели, кроме чистого скрипта.

Ётот результат заинтересовал мен€ по двум аспектам. я был горд, что разработал приложение, которое превращало произвольные поверхности в скульптуру. я подумал, что этот пример - неверо€тна€ демонстраци€ возможностей API в SpaceClaim, который можно использовать в любых производственных процессах. ’от€ € и пытаюсь отдел€ть личные проекты от работы, мои коллеги в SpaceClaim попросили мен€ провести совместный вебинар, посв€щенный API. ¬ общем-то € очень нервничал насчет такой смеси работы и развлечени€, что, безусловно, заметно на записи вебинара.

¬торой результат получилс€ более возвышенным. “ак как € написал каждую строчку API-кода, Ћоусон- лейн воспринималс€ абсолютно сделанным вручную, даже несмотр€ на то, что модель сгенерировала машина. ѕо какой-то причине этот аспект очень важен дл€ мен€. √де же заключено искусство - в самой форме, или же в строчках кода? я вправду не знаю этого.

¬ какой-то момент всего этого € присоединилс€ к коллективу, который размещалс€ в одном из лофтов Ѕостона под названием –едтейл. ћы - группа созидателей, музыкантов и художников, которые дел€тс€ наработками и иногда вместе работают над проектами. ќдин из реб€т, организатор арт-выставки (дополнени€ к местному фестивалю электронной музыки) просматривал работы и спросил, не хочу ли € выставить свои. я никогда даже и не думал о своих работах как искусстве, в самом деле. Ёто было мое путешествие к вершине.  онечно, € был польщен и взволнован. “огда другие реб€та посмотрели мои работы и попросили мен€ выставить их на других меропри€ти€х. ¬незапно ко мне начали относитьс€ как к художнику. ¬сЄ это казалось странным, но € решилс€ пойти вперЄд.

я хотел показать, что это все было случайностью. я никогда не бралс€ за искусство. я был просто любопытным исследователем, вдохновл€вшимс€ множеством прекрасных людей, которые мне встречались в профессии и просто в жизни. „естно говор€, € так мало знаю об искусстве и € не думаю, что могу заслуженно себ€ называть УхудожникомФ; к тому же € всего лишь математик-любитель.  ак бы вы не называли то, чем € занимаюсь, € веселюсь по полной.

≈Ў: SpaceClaim - один из основных пакетов, которое реализует технологию пр€мого моделировани€ и делает моделирование интуитивным и дружелюбным процессом. ћожно ли сказать, что ¬аше хобби повли€ло на развитие самого SpaceClaim?
Ѕ : я попал в CAD-бизнес сразу же после университета, так как увлекалс€ проектированием, обработкой в производстве и компьютерной графикой. я сдвинул себ€ с мертвой точки с помощью SpaceClaim, потому что € хотел создать MCAD-систему, котора€ была бы много легче в использовании, чем CAD, основанный на конструктивных элементах. я вырос с мастерской у себ€ дома (мой отец и брат оба очень талантливые стол€ры), и мне хотелось реализовать систему, которую могла бы использовать более практическа€ аудитори€. —тоит сказать справедливости ради, что здесь могло повли€ть мое воспитание.

ќднако, как вы можете пон€ть из моего рассказа, мое искусство родилось из работы со SpaceClaim, а не наоборот. ћне нравитс€ думать, что верный инструмент может способствовать созиданию чего-то нового и прекрасного, и мне кажетс€, что SpaceClaim - один из таких инструментов. ƒл€ мен€ именно практичность, непосредственное взаимодействие с геометрией и API создали искусство.

≈Ў: ¬ы разрабатываете ¬аши инсталл€ции в SpaceClaim при помощи программировани€ (к примеру, серию Developable). „ем €вл€етс€ дл€ ¬ас программный код, когда ¬ы моделируете форму?
Ѕ : ƒл€ мен€ строка кода и искусство неразделимы, € не могу представить свое существование без этого. ѕо сути, API был дл€ мен€ своего рода шлюзом. я никогда не был разработчиком SpaceClaim. ¬ самом начале € был носителем идеи и бизнесменом. я вступил в партнерство с ƒэвидом “эйлором (David Taylor), одним из главных архитекторов —јѕ– в мире, чтобы сделать прототип, и было бы бессмысленно вмешиватьс€ в его неверо€тно быстрое развитие. я привлек ћайка ѕейна (Mike Payne), соосновател€ PTC и Solidworks, дл€ разработки и запуска реального продукта.  огда мы выпустили продукт, дл€ мен€ по€вилс€ смысл перейти к продажам и маркетингу, и это было только по причине доступности нашего API, что € смог оторватьс€ от земли с этими проектами.

—о временем € все совершенствовалс€ как инженер ѕќ. »ногда € просил ƒэвида посмотреть на мой код, чтобы проверить, не сделал ли € какой-нибудь глупости. ¬ конце концов, дошло до того, что единственный момент, с которым он мог быть не согласен, заключалс€ в моем именовании переменных. Ёто была ключева€ веха.

Ётой зимой € читал поразительно доступную дл€ понимани€ книгу УVisual Complex AnalysisФ “ристана Ќидэма (Tristan Needham), продолжа€ развивать свои математические навыки и одновременно наход€сь в поиске вдохновени€ дл€ нового проекта. „тобы продвинутьс€ дальше, мне бы понадобилась математическа€ библиотека дл€ сферы –имана с обобщенными окружност€ми и преобразовани€ми ћЄбиуса - нечто, чего нельз€ найти в API систем моделировани€. ƒо этого € использовал C#.NET, который €вл€етс€ прекрасной и мощной средой программировани€, поэтому € решил начать с нул€ на C# и Monodevelop на моем домашнем ѕ  с Ubuntu дл€ того, чтобы обеспечить кросс-платформенность. ѕервый раз в жизни € создал пустой проект и просто начал вводить строки кода. ” мен€ получилс€ простейший рабочий алгоритм калейдоскопа в течение не более одного уикенда. «атем € провел пару выходных, дела€ его красивее и быстрее. Ќаконец, € показал его некоторым друзь€м, и они попросили мен€ выставить его в этом году на Together Festival, и € прикрутил джойстик дл€ интерактивности. я показал его второй раз прошлой ночью. Ёто отлично подходит дл€ меропри€тий в ночных клубах. Ћюди действительно получают удовольствие от перемещени€ в гиперболическом пространстве. [‘ото инсталл€ции и гипнотизирующее видео Ѕлэйка - ≈Ў]

–ис. 7. »нтерактивна€ инсталл€ци€ У алейдоскоп ѕуанкареФ.  адр из видеоролика.

ѕрограммирование - это не дл€ всех, но сейчас € пишу кусочки кода ежедневно. “еперь мне не представить своей жизни без возможности программировать создание формы.

 стати говор€, скрипт дл€ калейдоскопа доступен любому, кто хочет поиграть с ним. Ќе все еще в нем отлично работает, к тому же там некоторые части до сих пор очень не оптимизированы. ≈сли кто-нибудь знает, как бы € мог сделать его лучше, пожалуйста, подскажите!

(ƒл€ русскоговор€щей аудитории, € должен отметить, что диск ѕуанкаре - это модель того, что мы обычно называем гиперболической геометрией, также известной как геометри€ Ћобачевского по имени русского математика, который был первопроходцем в этой области).

≈Ў: ћогли бы ¬ы подробнее рассказать о ¬аших работах (Developable, Autosub Dome, Poincare Kaleidoscope). — какими трудност€ми приходилось сталкиватьс€?
Ѕ : ѕроект Autosub Dome представл€л, наверное, наибольшую трудность и, наверное, он больше всего заинтересует архитекторов. ’от€ € работал как дизайнер и инженер, это был командный проект создани€ пространства дл€ перформанса воздушных акробатов и музыкантов, которые приезжают на прекрасный и вдохновл€ющий фестиваль Burning Man. ¬оздушные акробаты не хотели работать с геодезическим куполом, так как с ним возникают проблемы при большой нагрузке на один узел. јкробатам также была необходима определенна€ высота, но доступна€ площадь не позвол€ла сделать полусферу такого размера.  онцепци€ была инспирирована небоскребом ћэри-Ёкс в Ћондоне, т.н. УогурцомФ, в основе которого, как € узнал позднее, лежит диагональна€ сетка.

ќказалось, что € проектировал новый тип купола ab initio, исход€ из базовых уравнений и лишь с книжными знани€ми о строительной механике. ≈сли бы конструкци€ была недостаточно прочной, она могла сломатьс€, и мои друзь€ могли бы пострадать. ¬се вносили в проект собственные деньги, поэтому он должен был быть недорогим. Ѕыло вовлечено много людей без €вного лидерства. » еще: больша€ часть команды, котора€ собиралась помогать в изготовлении, никогда не работала с металлом до этого. ¬от такие были трудности.

” мен€ был доступ к ANSYS - неверо€тно мощному расчетному и симул€ционному пакету.  азалось, что все прекрасно рассчитываетс€, но € не мог пон€ть, насколько точны мои результаты. ћне понадобилось параллельна€ независима€ оценка, и € проанализировал конструкцию вручную. Ќо как, черт побери, проделать это с таким количеством углов? Ќу, € решил это при помощи методики, использующей —јѕ– дл€ расчета основных сил реакции. Ёто можно проделать в любом 3D-пакете, так что € поделюсь своими наработками. Ёто было потр€сающе просто.

¬ общем, € узнал усили€ в каждом узле. Ќачина€ сверху, € нарисовал треугольники, чтобы пон€ть, как гравитаци€ переходит в сжимающее усилие. Ќапример (–ис. 8.):

–ис. 8. ћодель купола Autosub Dome

 расный треугольник - это треугольник сил дл€ одного из диагональных стержней. ярко-красное ребро €вл€етс€ вертикальным и отображает нагрузку на узел. ≈го удобно сделать условной длины, например, 1 метр. “аким образом, если € знаю силу, направленную вниз от узла, сила реакции равна нагрузке, умноженной на длину зеленого ребра (разделенного на 1 м и разделенного на два по количеству стержней, идущих вниз). –ассчитыва€ купол таким способом по направлению вниз, € мог просто записать эти значени€ в Excel (естественно, через плагин) и выбрать стержни, обеспечивающие нужный запас надежности без потери устойчивости.

я наладил производство в подвале у друга и на заднем дворе, обуча€ людей на разных местах этой цепи, как выполн€ть работу. Ёто зан€ло неделю. «атем мы спланировали следующий уикенд, чтобы собрать эту конструкцию. ћой план сборки конструкции снизу вверх не сработал вообще, и пару реб€т просто начали возведение сверху вниз, остальные поднимали каждый р€д стержней.  онструкци€ складывалась и перекручивалась, но когда все элементы оказались на своих местах, все стало идеально. ѕотом мы протестировали верхний узел, который должен был выдержать пару тыс€ч килограммов оборудовани€ дл€ воздушных акробатов. ”зел вывернуло вниз под весом всего лишь двух человек. ѕровал. ћой расчЄт первого пор€дка оказалс€ совсем неверным, и допуски, которые мы задали при изготовлении, были слишком небрежными. ¬се эти люди вложили свои деньги и врем€ в мое проектирование, которое выгл€дело тогда не слишком хорошо.

¬ конце концов все получилось. ћы установили оборудование акробатов на нижний р€д узлов, что снизило высоту, но дало отличную прочность.  упол собиралс€ на фестивале Burning Man три раза и два раза дл€ меропри€тий в Ѕостоне. ¬ этом году мы планируем увеличить конструкцию на два уровн€, что должно сильнее обозначить эллипсоидную форму. ≈сть р€д фотографий, включа€ несколько чертежей и инструкцию по сборке.

–ис. 9. ¬озведение купола Autosub Dome

јх да, € закончу еще одной мыслью. ¬ случае с диагональной сеткой стержней, стало €сно, что диагональные стержни будут работать на сжатие, а горизонтальные - на раст€жение. Ёто значит, что мы могли бы использовать куда меньшее сечение дл€ горизонтальных стержней. √еодезические купола прекрасны, но в отношении планировани€ расхода материалов их конструкци€ не учитывает гравитацию и внутренние усили€. ѕоэтому € говорил всем и каждому, что этот купол более УзеленыйФ, чем геодезический, так как в нем материал используетс€ эффективнее. я оставлю вам - архитекторам - разбиратьс€, действительно ли это так!
≈Ў: Ѕлэйк, благодарю ¬ас за столь развернутый ответ! ћне кажетс€, что ¬ы можете начать писать свою книгу!

P.S.

ћне действительно кажетс€, что такого рода персональна€ де€тельность —јѕ–-разработчика вкупе с творческим подходом очень ценна не только дл€ конечного пользовател€, но и дл€ цифровой культуры в целом. ћне очень понравились следующие слова Ѕлэйка:

У“ак как € написал каждую строчку API-кода, Ћоусон- лейн воспринималс€ абсолютно сделанным вручную, даже несмотр€ на то, что модель сгенерировала машина. ѕо какой-то причине этот аспект очень важен дл€ мен€. √де же заключено искусство - в самой форме, или же в строчках кода? я вправду не знаю этого.Ф

 омментариев: 11
id 6606     11 июл€ 2012, 20:13
 ¬ладимир —авицкий

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 6602:

¬ам уже давали совет, но его, похоже, убрал модератор. “ак что € повторю - обратитесь в CSoft в  иеве, там вам помогут и все расскажут.



”важаемый ƒенис ќжигин €, как тайный и успешный агент ¬ашей фирмы на этом форуме убедительно требую, выплатить мне причетающеес€ вознаграждение за период т€жЄлой и нервной работы, в окружении многочисленных врагов 2ƒ.
ј текже прошу ¬ас, выдать единовременное вознаграждение ¬.“алапову, как неодократно называвшего тут в суе ¬аше им€ и название вашей фирмы и даже раздающего адреса еЄ офисов в близлежащих странах.
ƒеньги прошу ¬ас перечислить валютой, на известный ¬ам счЄт в Ўвейцарии.
∆ду дальнейших письменных указаний по проведению деверсионной работы в р€дах аппологетов ¬≤ћ.
— уважением ¬аш верный и преданный агент, с многочисленными кличками на данном форуме.

ќчень надеюсь что модератор напечатает письмо и мы сможем восстановить утер€нную св€зь.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6608     11 июл€ 2012, 20:45
 ¬ладимир “алапов

÷итата из ¬ладимир —авицкий, id 6606:

ј текже прошу ¬ас, выдать единовременное вознаграждение ¬.“алапову


ƒеньги, которые дл€ мен€ просит ¬.—авицкий, признавший, что он и есть "–€довой читатель", прошу ему и отдать или перечислить на его медицинскую страховку.

¬ладимир, желаю здоровь€!

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6613     11 июл€ 2012, 23:06
 √еннадий

÷итата из ¬ладимир —авицкий, id 6606:

выплатить мне причетающеес€ вознаграждение за период т€жЄлой и нервной работы,


Ќичего он вам не заплатит - работали плохо!  

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6641     12 июл€ 2012, 14:24
 ¬ладимир —авицкий

÷итата из √еннадий, id 6613:

Ќичего он вам не заплатит - работали плохо!


Ќу почему плохо, могу описать ,если модератор пропустит, а то зачем зр€ врем€ тратить.Ѕо€тьс€ стали,много им не очень лестного начали писать.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6669     12 июл€ 2012, 16:43
 ¬ладимир “алапов

÷итата из ¬ладимир —авицкий, id 6641:

Ѕо€тьс€ стали,много им не очень лестного начали писать.


Ќачальство всегда так себ€ ведет.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6908     23 июл€ 2012, 14:21
 ¬ладимир јнаньев
ќтвет –€довой читатель


≈сли ¬ы планируете заказать разработку сторонней компании, то можете найти контакты организаций Ц членов Autodesk Developer Network здесь
http://images.autodesk.com/emea_apac_main/files/katalog_adn_v4.pdf

≈сли же ¬ам интересно самому освоить программирование в среде Autodesk Inventor, что € могу только приветствовать, стоит просмотреть материалы, выложенные на сайте ÷ентра разработок.
Ќа английском: http://usa.autodesk.com/adsk/servlet/index?siteID=123112&id=1079044
Ќа русском: http://www.autodesk.ru/adsk/servlet/item?siteID=871736&id=15956303
 омпани€ Autodesk проводит бесплатные тренинги на русском €зыке дл€ программистов и опытных пользователей по API продуктов Autodesk. Ѕлижайша€ сери€ подобных тренингов, в том числе и по Inventor, планируетс€ в течение двух дней перед конференцией Autodesk University Russia.
ѕо всем вопросам, св€занным с API тренингами обращайтесь в контактный центр Autodesk по телефону +7 (495) 730-78-87, Skype: autodesk_cis, по рабочим дн€м с 9.00 до 18.00 (по московскому времени).
≈сли вы хотите оставить за€вку на проведение тренинга по API технологи€м Autodesk в вашем регионе, вы можете св€затьс€ с нами.  онтактное лицо в Autodesk Ц ярослав –ешетников, yaroslav.reshetnikov@autodesk.com

— уважением,
¬ладимир јнаньев
Autodesk Developer Technical Services

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ÷ифровой тройник
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.