¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

8 окт€бр€ 2013

ќпыт реализаци€ концепции управлени€ жизненным циклом морских нефтегазовых сооружений в среде Smart Marine Enterprise корпорации Intergraph

ј. ќдинцов, ј. “учков

ќт редакции isicad.ru: Ёта стать€ публикуетс€ по просьбе компании «Ѕюро ESG», стрем€щейс€ охватить как можно больший круг читателей и обсудить с ними актуальные темы современного рынка AEC/BIM. »значально эта стать€ была опубликована в журнале «REM» 3, 2013 г.


ѕредыдущие стать€ из серии, предложенной нашей редакции компанией «Ѕюро ESG»: «¬недрение BIM — опыт, сценарии, ошибки, выводы, «»нформационно-нормативное обеспечение полного жизненного цикла корабл€. ќпыт Ѕюро ESG» и др. вызвали большой интерес читателей.

Ќа сегодн€шний день освоение морских нефтегазовых месторождений континентального шельфа относитс€ к наиболее актуальным задачам нефтегазового сектора –оссии. Ѕольшинство крупных месторождений, расположенных в материковой части страны, в насто€щее врем€ наход€тс€ в состо€нии стагнирующей добычи, и дл€ удовлетворени€ внутреннего спроса и экспортных потребностей необходимо развивать технологии морской добычи углеводородов. ѕри этом потенциал месторождений континентального шельфа –оссии достаточно велик и перспективен, на что указывает в частности широкий перечень подписанных в последнее врем€ российскими государственными компани€ми (ќјќ «Ќ  «–оснефть» и ќјќ «√азпром») соглашений о совместном освоении шельфа с ведущими зарубежными компани€ми данного сегмента — ExxonMobil, Eni, Statoil, Shell, CNPC, INPEX и др.

ћировой опыт свидетельствует, что решение задач освоени€ шельфа в научно-техническом плане на пор€док сложнее и дороже, чем выполнение подобных задач в обычных материковых услови€х. ѕо существу, это качественно новые задачи, требующие пересмотра большинства подходов, сформировавшихс€ к насто€щему времени в проектировании, строительстве и эксплуатации сложных инженерно-технических сооружений в услови€х континентального шельфа.

¬ мировой практике накоплен большой опыт освоени€ континентального нефтегазоносного шельфа и существует значительное количество различных типов морских нефтегазовых сооружений (ћЌ√—), отличающихс€ друг от друга по функциональным задачам, глубине производства работ, конструкционным особенност€м и многим другим параметрам. Ѕольшинство из них эксплуатируетс€ в услови€х экстремальных технологических и природных нагрузок. ƒанный тип сооружений отличаетс€ максимально высокой плотностью компоновки оборудовани€, а также применением при их эксплуатации вахтового метода работы персонала (на платформе может одновременно работать около 200 человек). “акже к объектам морской нефтегазодобычи предъ€вл€ютс€ высокие требовани€ в отношении пожаро- и взрывобезопасности.  роме этого ћЌ√— относ€тс€ к экологически опасным объектам, требующим больших затрат на экологическую проработку и сопровождение проекта.

¬следствие всего сказанного шельфовые проекты чрезвычайно дороги. «атраты на строительство современного морского стационарного или плавучего сооружени€ дл€ бурени€ скважин, добычи и хранени€ нефти может достигать 3-4 млрд долларов —Ўј.  ак показывает практика, стоимость проектных работ составл€ет 5-7 % от общих затрат, необходимых на освоение месторождени€, но ошибки, совершенные на данном этапе жизненного цикла, могут иметь значительные последстви€ на всех последующих этапах, приводить к сбою графиков строительно-монтажных и производственных работ и в конечном счете — к увеличению суммарных затрат на реализацию проекта.

¬ целом контроль исполнени€ проекта освоени€ месторождени€ должен осуществл€тьс€ заказчиком/оператором в течение всего жизненного цикла каждого объекта капитального строительства (∆÷ ќ —) при обустройстве и эксплуатации месторождени€. ƒл€ осуществлени€ такого контрол€ заказчику необходимы информационные технологии, предоставл€ющие инструменты формировани€ и ведени€ актуального состо€ни€ инженерных сооружений и объектов капитального строительства на каждом этапе жизненного цикла ћЌ√—. ќсновным инструментом здесь выступает цифрова€ модель (рис. 1) объекта капитального строительства как информационна€ платформа сопровождени€ всех стадий его жизненного цикла.

ESG-13-1

–ис. 1. –еальный ќ — адекватно отражаетс€ в информационной модели

 омпани€ Intergraph первой из ведущих »“-вендоров сегмента процессного производства представила рынку комплексное интеграционное решение на базе семейства своих программных продуктов SME/SPO (рис. 2). “ехнологическа€ цепочка решений Intergraph обеспечивает решение информационных задач всех этапов жизненного цикла ћЌ√— как дл€ инжиниринговых (EPC) компаний, так и компаний заказчика/оператора в рамках их совместной кооперативной работы.

ESG-13-2

–ис. 2.  онцептуальное решение поддержки жизненного цикла ћЌ√—

–азработанный Intergraph подход к обеспечению сквозной информационной поддержки ∆÷ ќ — включает в себ€:

  • формирование и ведение в течение всех этапов ∆÷ ќ — интегрированного интеллектуального мультидисциплинарного хранилища инженерно-технических данных ћЌ√— — Engineering Data Warehouse (EDW);
  • реализацию концепции Handover (рис. 3) — организаци€ и внедрение программно-технической среды информационного взаимодействи€ заказчика и кооперации исполнителей по проектированию, строительству и передаче ћЌ√— в промышленную эксплуатацию;
  • решени€ SPO с предконфигурированными бизнес-процессами по контролю и ведению принимаемой от кооперации исполнителей виртуальной модели ќ —, однозначно и достоверно отражающей актуальное техническое состо€ние ќ — в контексте накопленной в рамках проекта и обновл€емой в рамках эксплуатации ћЌ√— инженерно-технической информации.

»нтеллектуальность подхода обеспечиваетс€ датацентричной организацией объектно-ориентированного хранилища инженерных данных, предоставл€ющего пользовател€м широкие возможности эффективной многооконной онлайн-навигации и анализа инженерных данных одновременно в разных дисциплинарных срезах, например в принципиальных технологических схемах и 3D-модели.

ESG-13-3

–ис. 3. –еализаци€ концепции Handover средствами SPO Intergraph

ѕрограммный комплекс SPO реализует концепцию сопровождени€ жизненного цикла ќ — в рамках методологии Handover, предоставл€€ заказчику набор предконфигурированных решений (рис. 4) в рамках единого окна портального доступа:

ESG-13-4

–ис. 4.  омплекс предконфигурированных бизнес-решений

  • SPO Core — функционал формировани€ и ведени€ объектно-ориентированного интеллектуального хранилища мультидисциплинарной инженерно-технической информации на основе централизованного регистра (Central Tag Allocation) объектов и их св€зей, а также исполнени€ и контрол€ инженерного внутреннего и внешнего документооборота;
  • SPO Project Execution — функционал управлени€ интерфейсами доступа и координации работ соисполнителей проекта, управлени€ изменени€ми в соответствии с прин€той политикой и матрицей ответственности, а также контрол€ соответстви€ стандартам и нормативам;
  • SPO System Completion — функционал исполнени€ процедур приемки и пусконаладки дл€ каждой отдельной системы ћЌ√—;
  • SPO VTL — функционал контролируемой загрузки данных из неинтегрированных, нестандартных дл€ среды SME/SPO форматов;
  • SPO Handover — функционал автоматизированной передачи данных между платформой SME (исполнитель) и платформой SPO (заказчик).

 омплексное применение приведенного набора решений позвол€ет заказчику корректно исполн€ть передовую в современной практике управлени€ ∆÷ ќ — методологию концепции Handover. —ледует отметить, что Intergraph — единственный в насто€щее врем€ вендор сегмента процессного производства, предлагающий программный комплекс интеграции результатов работы ≈–—-организаций с пакетом предконфигурированных бизнес-процессов их обработки в среде заказчика/оператора.

 онцепци€ Handover — это технологи€, обеспечивающа€ выполнение стратегии договорных взаимоотношений заказчика и огромной кооперации подр€дчиков, субподр€дчиков и независимых поставщиков в контексте управлени€ стоимостью, сроками и рисками проекта ћЌ√— (рис. 5).

ESG-13-5

–ис. 5. ћотивы технологической кооперации заказчика и подр€дчиков

–еализации концепции управлени€ жизненным циклом ћЌ√— в среде SmartMarine Enterprise корпорации Intergraph обеспечивает снижение совокупной стоимости владени€ объектом на всех этапах жизненного цикла, что подтверждаетс€ примерами проектов ведущих мировых лидеров — операторов крупнейших шельфовых проектов — INPEX, ConocoPhillips, Shell, Petrobras и др.

’арактерным примером может служить мега-проект Ichthys (јвстрали€), реализуемый корпорацией INPEX с применением комплексных продуктов от Intergraph. ѕроект включает комплекс береговых и шельфовых индустриальных объектов (рис. 6), в том числе крупнейшую в мире полупогружную платформу с самой насыщенной технологической частью (topside FPSO), а также крупнейший в ёжном полушарии экспортный газопровод (889 км).

ESG-13-6

–ис. 6. ’арактеристика мега-проекта Ichthys, реализуемого корпорацией INPEX

ѕо мнению аналитиков корпорации INPEX, традиционный подход к выполнению сложных проектов часто приводит к проблемам в процессе передачи и разделени€ доступа к информации между фазами проекта и участниками проекта, а также к существенным финансовым рискам и угрозам срыва графиков исполнени€ проекта, в особенности если он обеспечиваетс€ кооперацией многих проектных, инжиниринговых и строительно-монтажных организаций. ѕо оценке INPEX, традиционно затраты на поэтапную приемо-передачу инжиниринговой информации (Handover) составл€ют 2-4 % от общей стоимости построенного объекта, что в данном случае при инвестици€х в 34 млрд долларов составит сотни миллионов долларов. ¬от почему INPEX, обраща€ внимание на грамотное управление инженерной информацией на всех стади€х проекта, пришла к выводам, что с самых ранних стадий проекта заказчику (оператору) необходим максимальный доступ к инженерным данным как на этапах проектировани€ и строительства, так и на этапе эксплуатации, что определило задачу формировани€ и сопровождени€ интеллектуальной EDW.

ѕри этом на этапе эксплуатации объекта необходимы инструменты с простым и пон€тным интерфейсом с реализацией ортального решени€ единого окна доступа, обеспечивающие пользователю легкую навигацию по инженерным данным как в рамках 3D-модели, так и к актуальным данным производственного процесса.

INPEX выбрала технологию Intergraph как лидирующее в отрасли программное обеспечение, обладающее доказанной экспертизой решени€ задач управлени€ инженерной информацией в мега-проектах. ¬ проекте Ichthys дл€ этих целей примен€етс€ комбинаци€ SmartPlant Enterprise for Owner Operators (на платформе SmartPlant Foundation) и системы SAP.  роме этого, INPEX также определила как рекомендованную платформу дл€ проектировани€ комплексное решение Intergraph SmartPlant Enterprise, включающее SP3D, SM3D, SPI, SPP&ID, SPE.

ќпыт реализации масштабного проекта на континентальном шельфе, реализованный корпорацией INPEX, может быть востребован и освоен российскими заказчиками/операторами. “ак, в частности, ќјќ «Ќ  «–оснефть» недавно подписало партнерское соглашение с INPEX о разработке согласованных лицензионных участков на шельфе ќхотского мор€, а ќјќ «Ћ” ќ…Ћ» — соответствующее соглашение с INPEX по освоению перспективного нефтеносного участка в центральном »раке.

ƒругим примером активного освоени€ передовых информационных технологий в рамках реализации современной концепции жизненного цикла ќ —, и в частности жизненного цикла ћЌ√—, может служить опыт корпорации ConocoPhillips на р€де проектов месторождений Ќорвегии, ¬еликобритании,  анады, јвстралии (рис. 7).

ESG-13-7

–ис. 7. ќпыт корпорации ConocoPhillips по применению программных продуктов

 ак уже отмечалось, ведущие зарубежные операторы накопили огромный опыт освоени€ месторождений континентального шельфа, сотни ћЌ√— различного профил€ и назначени€ эксплуатируютс€ в насто€щее врем€ в современном мире. ќпыт российских организаций (ќјќ «√азпром», ќјќ «Ќ  «–оснефть», ќјќ «Ћ” ќ…Ћ») также показывает, что недооценка значени€ современных »“ в информационном обеспечении жизненного цикла ћЌ√— может приводить к серьезным дополнительным затратам в процессе обустройства и освоени€ месторождений.

“ак, среди многих одной из причин зат€нувшегос€ процесса запуска платформы «ѕриразломна€» в плановую производственную эксплуатацию €вл€етс€ отсутствие интегрированной системы управлени€ инженерно-технической информацией, достоверно отражающей актуальное состо€ние объекта на стадии as-built («как построено»). ѕонима€ жизненную необходимость инженерных данных, адекватных текущему техническому состо€нию объекта на этапе эксплуатации, ќќќ «√азпром нефть шельф» дважды за последний год объ€вл€ло открытые тендеры на создание системы управлени€ инженерными данными и наполнение ее данными актуального технического состо€ни€. ќднако оба раза без объ€снени€ причин итоги конкурса не подводились.

  слову сказать, компани€ Intergraph оба раза подавала свои за€вки на указанные конкурсы, принима€ во внимание тот факт, что проектна€ 3D-документаци€ готовилась, в частности, специалистами ќјќ «÷ Ѕ ћ“ «–убин» в инструментальной среде одного из решений Intergraph. Ѕолее того, в рамках совместного пилотного проекта (ќјќ "÷ Ѕ ћ“ "–убин«/компани€ Intergraph/компани€ Ѕюро ≈—√) на примере одного из фрагментов недавно была продемонстрирована возможность миграции 3D-модели в современную инструментальную среду SmartMarine 3D (рис. 8).

ESG-13-8

–ис. 8. ѕример миграции фрагмента PDS-модели ћЋ—ѕ «ѕриразломна€»

¬ силу вышеизложенных тенденций современного развити€ методологий информационного сопровождени€ объектов капитального строительства, хочетс€ верить, что правообладатели лицензий на освоение месторождени€ «ѕриразломное» вернутс€ к этому вопросу, прежде всего в контексте обеспечени€ технической и экологической безопасности объекта.

¬ рамках обустройства российского шельфа  аспи€ серьезный опыт освоени€ нефтегазоносного шельфа накопило и развивает ќјќ «Ћ” ќ…Ћ» — ведуща€ российска€ частна€ нефт€на€ корпораци€. ѕерва€ очередь освоени€ месторождени€ им. ё.  орчагина уже дает промышленную продукцию, втора€ очередь находитс€ на этапе FEED.

«адача обустройства и освоени€ месторождени€ им. ¬. ‘илановского (рис. 9) по своим масштабам и техническим задачам сравнима с приведенными выше примерами проектов ведущих зарубежных операторов. Ётап обустройства вступил в заключительную фазу EPC-проектов, выполн€емую несколькими генподр€дчиками (отдельно по каждому технологическому объекту) и субподр€дчиками. Ќа этапе исполнени€ EPC-контрактов вы€вилась проблема нестыковки форматов проектной документации, выполн€емой подр€дчиками в нескольких разных системах проектировани€, а также стала очевидной необходимость интеграции инженерных данных дл€ формировани€ единого интеллектуального хранилища в рамках построени€ информационной модели управлени€ возводимым объектом.

ESG-13-9

–ис. 9. «адача интеграции инженерно-технической информации

¬ насто€щее врем€ специалисты ќјќ «Ћ” ќ…Ћ» занимаютс€ поиском соответствующих программных инструментов дл€ решени€ данных задач, и в этой св€зи показателен интерес, про€вленный ими к новым продуктам и технологи€м Intergraph. ¬ конце прошлого года компанией Intergraph был организован референс-визит в Ќорвегию дл€ изучени€ опыта применени€ ее технологий в компани€х Agility Group, Ramboll, ConocoPhillips. ѕо результатам визита представителей ќќќ «Ћ” ќ…Ћ-Ќижневолжскнефть», ќќќ «Ћ” ќ…Ћ-¬олгоградЌ»ѕ»морнефть», ќќќ «Ћ” ќ…Ћ-»Ќ‘ќ–ћ» организованы технические демонстрации и провод€тс€ переговоры о возможном применении новых технологий Intergraph дл€ решени€ задач интеграции проектной информации от разных поставщиков и ≈–—-контракторов (рис. 10) в рамках востребованной системы управлени€ инженерно-техническими данными оператора месторождени€.

ESG-13-10

–ис. 10. ¬ариант решени€ интеграции проектной информации от разных —јѕ–

¬ насто€щей статье затронута лишь часть проблемных задач, решаемых комплексом программных продуктов Intergraph в области информационного сопровождени€ жизненного цикла объектов капитального строительства, и в частности ћЌ√—. Ѕолее подробно тема изложена на  онференции пользователей Intergraph (18-19 сент€бр€, ќдесса) и на семинаре «»нтегрированные решени€ Intergraph дл€ управлени€ поставками, производством и строительством» (10 июл€, ћосква).



„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒл€ реального внедрени€ »», облаков, BIM и любых инноваций требуетс€ посто€нна€ всеобща€ коррекци€ менталитета
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.