¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

25 сент€бр€ 2015

”чить не кнопкам, а проектированию

ќт редакции isicad.ru: —амарска€ проектна€ фирма Ђ√рафика-»нжинирингї позиционируетс€ как один из лидеров комплексного внедрени€ BIM в ѕоволжском федеральном округе. ¬ 2015 году при проектном бюро открылс€ ”чебно-консультационный центр (” ÷), где сотрудники компании, практикующие проектировщики, обучают слушателей навыкам работы в Autodesk Revit и Robot.

¬ подготовленном в —амаре диалоге, директор Ђ√рафики-»нжинирингї  арен Ѕаши€нц рассказывает, почему он решил открыть консультационный центр, зачем проектной компании помогать конкурентам и в чем уникальность его концепции обучени€.

Ѕаши€нц  арен 200  арен, расскажите, с чего все началось?  ак по€вилась иде€ сделать свой учебный центр?
Ќачалось все с того, что, увидев, с какой скоростью наши зарубежные партнеры, работающие по BIM-технологии, внос€т коррективы в проектную документацию, мы решили внедрить Autodesk Revit. Ќесмотр€ на то, что мы нашли действительно отличных учителей, внедрение получилось куда более сложным, долгим и затратным, чем € мог себе представить. ѕо сути, по-насто€щему освоить Revit наши специалисты смогли только с третьей попытки Ц когда преподаватели приехали к нам в офис и вместе с нами сделали пилотный проект.

ѕереход на BIM привел к увеличению количества заказов, а с ними к новой проблеме Ц нехватке сотрудников. Ёта проблема оказалась еще глубже, чем процесс внедрени€ Revit: вы€снилось, что на рынке просто нет специалистов, знающих это ѕќ и саму технологию информационного моделировани€ зданий в достаточном дл€ самосто€тельной работы объеме. ѕричем речь не только о —амаре Ц мы готовы выписывать проектировщиков из других городов, но их нет. ≈сли архитекторы встречаютс€ (благодар€ знанию ArchiCAD еще со студенческой скамьи), то с конструкторами все пока очень плохо. Ѕезуспешные поиски длились год!

  счастью, у мен€ есть дес€тилетний преподавательский опыт Ц € вел курс Ђќсновани€ и фундаментыї в —амарском строительном университете (—√ј—”). я умею делитьс€ опытом с жаждущими знаний слушател€ми, поэтому решил отказатьс€ от поиска опытных BIM-специалистов и перейти к обучению и наставничеству внутри компании. ћоего авторитета среди выпускников кафедры Ђѕромышленное и гражданское строительствої —√ј—” оказалось достаточно, чтобы заполнить вакансии молодыми специалистами, готовыми учитьс€. ћы убедились, что, пройд€ обучение Ђс погружениемї внутри компании, эти сотрудники быстро выход€т на уровень, позвол€ющий самосто€тельно работать в Revit. “ак был сделан первый шаг на пути создани€ собственного учебно-консультационного центра, пока дл€ внутреннего использовани€.

√рафика-»нжиниринг

–ешающим событием, определившим выход нашего ” ÷ во внешний мир, стал форум Autodesk в  азани в но€бре 2014-го года.  онсультант из C-Soft —амара јндрей  ордо предложил сделать там небольшую, минут на 15, презентацию нашей работы. –езультат был совершенно неожиданным. ѕрезентаци€, сделанна€ в цейтноте, за пару дней, практически Ђна коленкеї, вызвала массу вопросов и активное обсуждение в неформальной части меропри€ти€. ќказалось, что люди по-насто€щему цен€т живой опыт, с описанием всех неровностей, недоработок, опечаток, ошибок и всеми атрибутами рабочего проектировани€, особенно проектировани€ Ђс колесї. Ќаибольшее количество вопросов касалось именно внедрени€ Revit, поиска специалистов, обучени€, плановому переходу с AutoCAD на Revit. Ќас просили помочь, разъ€снить, поделитьс€ опытом.

—тало €сно, что наши знани€ нужны не только нам. ѕо рекомендации ƒмитри€ ѕостельника, мы прошли проверку в Autodesk и получили право открыть учебный центр. — этого момента началась самосто€тельна€ жизнь Ђ”чебно-консультационного центра √рафика-»нжинирингї. Ќасколько € знаю, еще ни одна проектна€ организаци€ не открывала на своей базе учебных центров, в которых бы ее сотрудники обучали себе конкурентов!

ј зачем это делать?
ќсновных причин три. ¬о-первых, это создание кадрового резерва компании. ¬о-вторых, повышение квалификации сотрудников компании через обучение других проектировщиков. ¬-третьих, это трансл€ци€ широким массам проектировщиков собственных идей, направленных на повышение качества проектировани€, передача им наших стандартов.
ѕро кадровый резерв пон€тно. ј как повышаетс€ квалификаци€ ваших сотрудников?
—ам уровень знани€ Revit наших специалистов и так достаточно высок Ц собственно, это подтверждено проверкой Autodesk. ќднако специалист, обуча€ коллегу, вынужден методически выстраивать подачу материала, что неизбежно ведет к структурированию собственных знаний, раскладке их по полочкам. Ёта организаци€ своего опыта повышает профессиональную квалификацию проектировщика Ц объ€сн€€, специалист иногда пересматривает подход к созданию моделей, выводу чертежей и т.д. я это пон€л на собственном опыте наставничества в различных проектных организаци€х.
√рафика-»нжиниринг

’орошо, а зачем вам нужно транслировать свои идеи и стандарты широким массам проектировщиков? “ем более конкурентам?
≈ще в процессе обучени€ наших специалистов € обратил внимание, что в проектировании с использованием BIM-технологий практически отсутствуют общеприн€тые правила, € уж не говорю об утвержденных государственных или отраслевых стандартах. —начала это вызывало удивление, потому что в проектировании практически все вопросы так или иначе стандартизированы или, по крайней мере, структурированы, описаны. Revit же позвол€ет решать одну задачу разными пут€ми. ƒаже внутри нашей компании сотрудники не всегда сходу приходили к единому мнению по одному вопросу. Ёти наблюдени€ привели мен€ к необходимости создать собственную систему стандартов проектировани€ с применением Rivit.

я всегда принимал на работу специалистов, которые раздел€ют мои цели. ¬сем своим сотрудникам € передавал собственные стандарты проектировани€, отношение к работе, к коллегам и партнерам. “еперь же с помощью ” ÷ наши специалисты-проектировщики-преподаватели передают наши общие цели, наш подход к организации проектировани€ своим слушател€м. ћне пока сложно прогнозировать результаты создани€ подобного сообщества еще не единомышленников, но близких по духу людей. ќчень надеюсь, оно пригодитс€ дл€ подготовки резерва специалистов нашей фирмы. Ёто уже будет отличный результат.

¬ы прошли проверку Autodesk, но не €вл€етесь јвторизированным учебным центром. ѕочему так? Ќе мешает ли это работе?
—ледующим разумным шагом после подтверждени€ компанией Autodesk нашей квалификации было, конечно, приобретение лицензии јвторизированного учебного центра Autodesk. ќднако стоимость этой лицензии достаточно высока, и мы неизбежно вынуждены были бы переложить ее на наших слушателей, подн€в цену курсов. ¬ нынешних услови€х это неразумно: с одной стороны, проектных организаций, которым жизненно необходимо освоить BIM-технологии, достаточно, но с другой, бюджеты у всех сильно просели.  ак следствие, люди ищут компромиссы.

¬ результате обсуждени€ с коллегами и партнерами € прин€л решение пока отложить приобретение лицензии. —ейчас важнее наладить стабильно работающий консультационный центр и процесс обучени€, потому что клиентам намного важнее получить качественные знани€ в удобных услови€х, чем увидеть на стене рамку с дипломом лицензированного учебного центра. Ќельз€ забывать, что дл€ Ђ√рафики-»нжинирингї обучение Revit и BIM-технологии хоть и важное, но не основное направление работы. Ќаша основна€ задача Ц выпускать проекты на высоком профессиональном уровне. ѕреподавание Ц скорее преимущество дл€ самих сотрудников, которые раздел€ют мое убеждение, что повышение собственной квалификации идет через наставничество. “ем не менее, вопрос лицензии јвторизированного учебного центра не закрыт: мы ее об€зательно получим, как только это станет экономически оправдано.

√рафика-»нжиниринг

 арен, вы часто говорите, что лучший преподаватель Revit и технологии BIM Ц практикующий проектировщик. — чем св€зана ваша уверенность, что передача собственных навыков важнее, чем обучение всем нужным кнопкам и пунктам меню?
¬ ходе наших первых семинаров по Revit вы€снилось, что руководители проектных компаний не очень хорошо понимают, что такое внедрение Revit и как его правильно организовать. ” них есть одна цель Ц быстрый переход на новое ѕќ. ƒл€ них Revit и AutoCAD Ц две версии одной программы, примерно как Windows 7 и Windows 10. ќни не отдают себе отчет в том, что Revit Ц не нова€ верси€, это совершенно другой подход к работе, друга€ организационна€ структура, друга€ философи€ проектировани€, которой необходимо обучить сотрудников.

» тут то, что мы сначала не принимали за конкурентное преимущество, сработало. “от факт, что мы не учим всем кнопкам всех меню и подменю Revit, а учим именно проектировать в среде Revit, показал свою полную состо€тельность. ћы со слушател€ми оказались на одном уровне, разговариваем на одном €зыке. Ёто особенно важно, учитыва€, что конструкторам переход с AutoCAD на Revit даетс€ не всегда легко, уж слишком эти программы и подходы к проектированию в них отличаютс€.

—тавка на систему, когда проектировщик обучает проектировщика, сработала отлично. ћы понимаем, что наши слушатели, возможно, не получают полный комплект знаний по программе Revit, не станов€тс€ специалистами-универсалами. Ќо практика, в том числе и наша, показывает, что проектировщику и не надо владеть всеми тонкост€ми программы. ƒл€ организации рабочих групп и написани€ сложных семейств есть BIM-менеджер и BIM-мастер. «адача проектировщика Ц оперативно разрабатывать качественную проектную документацию, именно этому мы и учим наших слушателей.

ƒа, слушатель принимает точку зрени€ преподавател€, принимает его стандарты, подходы, решени€. Ќа первом этапе это неизбежно. Ќе исключено, что через какое-то врем€, когда наш ученик уже не будет новичком в Revit, ему придетс€ изменить предложенную модель проектировани€, например, в св€зи с корпоративными стандартами нового места работы. Ќо € уверен, что наши слушатели, пон€в философию BIM-проектировани€, легко смогут адаптироватьс€ к любым услови€м.

¬ вашем центре преподают проектировщики, а не профессиональные инструкторы. Ќакладывает ли это какие-то ограничени€ на учебную программу?
ћы преподаем то, что знаем сами. —ейчас это Revit Architecture, Revit Structure и Autodesk Robot Structural Analysis (да, у нас есть учебна€ программа, позвол€юща€ быстро освоить св€зку проектировочного и расчетного ѕќ). ћы охотно делимс€ со слушател€ми собственными наработками, в том числе и готовыми семействами. ≈сть своего рода экспресс-курсы по проектированию многоэтажных зданий из монолитного железобетона Ц это то, на чем специализируетс€ наше бюро. Ќо даже на экспресс-курсах мы не учим роботов, знающих только последовательности нажати€ кнопок; наши слушатели получают базовые знани€ именно по проектированию в Revit. ¬ дальнейшем эти знани€ можно будет самосто€тельно расшир€ть, работа€ над другими типами зданий.

ќчень важна€ часть программы Ц пилотный проект. ќбычно этот этап обучени€ стоит очень дорого Ц скорее всего, инструкторы бо€тс€, что им придетс€ тащить весь пилотный проект клиента на себе. ћы этого не делаем: в своих учениках мы уверены, а сторонние заказчики программы Ђѕилотный проектї должны сперва доказать свои навыки работы в Revit в ходе внутренних экзаменов. ¬ результате пилотный проект становитс€ именно тем, чем нужно: надежным способом закрепить полученные знани€, одновременно реализовав коммерческий заказ.

Ќаконец, наш конек Ц совмещение архитектуры и проектировани€ конструктивных элементов здани€. ¬ ”чебном центре мы также помогаем наладить совместную работу архитектурных и конструкторских разделов. Ќа мой взгл€д, умение организовать такую работу Ц залог успешного внедрени€ Revit и BIM-технологии в проектной организации.

√рафика-»нжиниринг √рафика-»нжиниринг


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒл€ реального внедрени€ »», облаков, BIM и любых инноваций требуетс€ посто€нна€ всеобща€ коррекци€ менталитета
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.