¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии –екламодател€м
—татьи

25 марта 2024

BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 1

ƒл€ BIM нужен аналог театральной системы Ђне дл€ гениевї

ћари€ «олотова, —офь€ ћинина, ¬ладимир “алапов

ћари€ «олотова —офь€ ћинина ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ћари€ «олотова Ч BIM-специалист строительной компании, по первому образованию Ч театральный режиссер, —офь€ ћинина Ч BIM-менеджер, по второму образованию Ч психолог, ¬ладимир “алапов Ч BIM-эксперт, всего одно образование Ч математик.


—м. также BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2, BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3.


“ехнологи€ информационного моделировани€ зданий и сооружений (BIM, “»ћ) Ч это €рко выраженна€ коллективна€ работа.  ак вс€ка€ нова€ технологи€, она активно развиваетс€, но часто весьма болезненно, поскольку Ђчеловеку разумномуї свойственно не всегда развиватьс€ на основе анализа предшествующего опыта, а периодически Ђнаступать на старые граблиї, на которые раньше уже кто-то наступал.

Ќасто€ща€ стать€ €вл€етс€ попыткой предвосхитить по€вление новых трудностей на пути развити€ BIM и облегчить понимание на основе изучени€ уже имеющегос€ опыта в сходных област€х де€тельности, куда и как надо идти дальше. Ќаш разговор пойдет о театре и системе —таниславского.

ѕоскольку BIM Ч работа коллективна€, возникает естественное желание сравнить информационное моделирование с какой-нибудь другой коллективной работой, в которой человечество уже достаточно преуспело, и найти аналогии и подходы, способные пригодитьс€ в реализации BIM.

ѕервое сравнение, которое напрашиваетс€, Ч футбол, де€тельность €вно коллективна€, к тому же в футболе все разбираютс€. Ќо, немного подумав, начинаешь понимать, что футбол (как, впрочем, хоккей или даже крикет) дл€ наших целей не подходит, поскольку на BIM, а тем более на “»ћ, сильно не похож. √лавна€ причина Ч соперник, без которого игра тер€ет смысл. ÷ель футбола Ч сиюминутна€ победа над соперником (в рамках установленных правил игры), тогда как цель BIM Ч получение некоего качественного общего результата (модели здани€), рассчитанного на длительную перспективу, причем правила работы в основном надо устанавливать самосто€тельно.

» тогда мы обратили наши взоры на театр и обнаружили, что у театральной де€тельности с информационным моделированием зданий много общего, как по задачам, так и по методам работы. Ёто всел€ет надежду, что театр со своей многовековой историей и признанными успехами в силу имеющейс€ аналогии может помочь BIM быстрее и крепче встать на ноги и дальше эффективно развиватьс€, использу€ театральные наработки, избега€ известных (театральных) ошибок и совершенству€ методику достижени€ высоких результатов.

—истема —таниславского Ч основа современного театрального искусства

Ќа самом деле истори€ театра насчитывает уже больше двух тыс€челетий. ќднако принципиальное значение имеют последние сто лет, когда театральна€ де€тельность развивалась просто революционными темпами. √лавна€ причина такого развити€ Ч по€вление эффективной теоретической основы дл€ сценической де€тельности с массовым еЄ воплощением в практику. » называетс€ эта основа Ђ—истемой —таниславскогої.

—начала дадим краткое (почти тезисное) описание этой системы и некоторых наиболее интересных подходов по ее развитию, что необходимо в дальнейшем дл€ понимани€ методологической св€зи театральной де€тельности с организацией технологии информационного моделировани€ зданий.

—истема —таниславского

—истема —таниславского, кстати, названна€ так самим  .—. —таниславским, €вл€етс€, пожалуй, самой эффективной попыткой создать теорию сценического искусства и одновременно методику актерской техники. ќсновы системы формировались в период с 1900 по 1910 годы и наиболее полно описаны еЄ автором в книге Ђ–абота актера над собойї 1938 года.

BIM и “еатр

–ис. 1.  онстантин —ергеевич —таниславский (1863-1938). —лева направо: книга Ђ–абота актера над собойї (современное издание); портрет работы ¬алентина —ерова (1908); портрет работы Ќикола€ ”ль€нова (закончен в 1947 году).

¬ системе —таниславского прежде всего решаетс€ проблема сознательного постижени€ процесса создани€ роли и перевоплощени€ актера в сценический образ дл€ достижени€ полной достоверности актерской игры. јктер должен Ђпрожитьї своего геро€.

ѕрежде всего дл€ всех участников спектакл€ должна быть €сна Ђсверхзадачаї Ч главна€ мысль (цель) произведени€. ќна определ€ет, зачем актер выходит на сцену и чего он хочет добитьс€. Ќо при этом, что весьма важно, сверхзадача как главна€ цель спектакл€ может отличатьс€ от личной мотивации геро€.

ƒальше по€вл€етс€ сама игра актера, которую система —таниславского раздел€ет на три технологические составл€ющие: ремесло, представление и переживание.

–емесло

¬ его основе лежат готовые штампы, по которым зритель должен однозначно пон€ть, какие эмоции передает актер. Ёто Ч об€зательный базовый уровень профессиональной актерской подготовки.

Ќаработка представлени€

Ќа предварительных репетици€х актер испытывает подлинные переживани€, что приводит к созданию формы про€влени€ этих переживаний. «атем на сцене (уже в основном спектакле) актер воспроизводит эту форму (внешний рисунок) роли, выработанную на репетици€х.

»скусство переживани€

—оздание роли невозможно без подлинных переживаний, актер должен глубоко Ђпогрузитьс€ї в жизнь своего геро€. ќн должен хорошо понимать, зачем он (герой) совершает тот или иной поступок.

ƒл€ этого в системе —таниславского сформулированы п€ть основных принципов:

  1. ѕравда переживаний. јктер должен верить в обсто€тельства и переживать то, что происходит с персонажем, с подлинными эмоци€ми, а не изображать геро€ по версии лицеде€. «ритель поверит актеру, если его игра будет максимально приближена к реальности.
  2. ѕродумывание предлагаемых обсто€тельств. –абота над ролью Ч это прежде всего погружение в предлагаемые обсто€тельства малого, среднего и большого круга. јктер не пытаетс€ стать другим человеком, роль Ч это его Ђ€ї в предлагаемых обсто€тельствах, которые определ€ют его мысли, чувства и поведение. јктер должен пон€ть внутреннюю логику персонажа, причины его поступков, знать сами обсто€тельства, в которых находитс€ персонаж, а не их эмоциональные про€влени€.
  3. –ождение места и действи€ Ђздесь и сейчасї. Ћюба€ эмоци€, любое действие должны родитьс€ на сцене. ≈сли одно и то же действие будет совершатьс€ каждый раз Ђздесь и сейчасї, то оно не станет неким Ђактерским штампомї, а будет выполн€тьс€ каждый раз по-новому. ƒл€ самого актера это будет от спектакл€ к спектаклю создавать ощущение новизны, необходимое дл€ получени€ удовольстви€ от своей работы.
  4. –абота актера над своими собственными качествами. ƒл€ того чтобы иметь возможность придумывать обсто€тельства роли, актер должен обладать определенной фантазией, наблюдательностью, внимательно изучать жизнь.  роме того, актер должен Ђкраем глазаї отслеживать технические моменты сценической де€тельности (например, встать на сцене в свет или не упасть в оркестровую €му), но не фокусироватьс€ на этом, удел€€ главное внимание самой роли. ƒругими словами, актерский профессионализм должен быть на Ђподсознательномї уровне.
  5. ¬заимодействие с партнерами. “еатральное действие носит коллективный характер, поэтому партнеры должны друг другу довер€ть, помогать и содействовать.
BIM и “еатр

–ис. 2. —огласно системе —таниславского, творческий процесс переживани€ актером роли разбиваетс€ на три уровн€: сверхзадача, сквозное действие и выполнение действи€. » хот€ разговор про BIM у нас пойдет чуть позже, невозможно удержатьс€ уже сейчас от сравнени€ этого процесса с не менее творческим процессом информационного моделировани€.

—истема —таниславского Ч базова€ дл€ современного театра. Ќо эта система Ч не дл€ Ђгениевї, а дл€ Ђпростыхї актеров. ѕо мнению —таниславского, гений и без посторонней помощи хорошо справитс€ со сто€щими перед ним задачами.

—таниславский создавал свою систему не в безвоздушном пространстве, у него кроме своего опыта было много как учеников, так и вдумчивых и настойчивых оппонентов, причем часто ученики, продолжатели дела и оппоненты были в одном лице. Ќекоторые, взойд€ на вершины театрального мастерства, даже создали свои Ђсистемыї (еще раз к вопросу о Ђгени€хї), причем весьма успешные, которые на самом деле фактически развивают, дополн€ют и усиливают систему —таниславского.

“еперь кратко рассмотрим некоторые из этих Ђдополнительныхї систем, наиболее известные и получившие признание в театральной среде.

јктерска€ школа ћихаила „ехова

≈Є создатель ћихаил „ехов (плем€нник писател€ ј.ѕ. „ехова) был любимым учеником —таниславского и €рым приверженцем его системы.

BIM и “еатр

–ис. 3. ћихаил јлександрович „ехов (1891-1955). —лева: в роли ’лестакова в Ђ–евизореї ћ’“ (1921, до сих пор считаетс€ лучшим ’лестаковым всех времен), справа Ч создатель Ўколы актерского мастерства ЂActors Laboratoryї в —Ўј.

јктером „ехов был Ђот богаї. » он св€то следовал системе —таниславского. ќднако посто€нное глубокое погружение в роли и переживание жизни героев привело его однажды к серьезному нервному срыву.

¬ернувшись к нормальной жизни и проанализировав случившеес€, он сформулировал очень важный актерский принцип: Ђјктер не должен Ђсливатьс€ї со своим персонажем, он должен Ђнадевать персонаж на себ€, как костюмї. јктер должен видеть различи€ между собой как личностью и своим персонажем, он должен не быть персонажем, а выступать Ђот лицаї своего персонажа.

“аким образом, в системе „ехова речь идет о защите личности актера от вли€ни€ его роли, фактически об ограничении Ђглубины погружени€ї в свой персонаж. ¬ понимании ћихаила „ехова личность актера стоит выше личности его персонажа.

ЂЅиомеханикаї ћейерхольда

¬севолод ћейерхольд также был учеником —таниславского, воспитанным на его системе. Ќо так исторически сложилось, что ћейерхольд был и приверженцем циркового искусства, италь€нского Ђплощадного театраї и театра марионеток, а в душе Ч резким и Ђнеисправимымї новатором. ¬сЄ это вместе, помноженное на Ђдух революционной эпохиї, привело к по€влению его ЂЅиомеханикиї.

BIM и “еатр

–ис. 4. ¬севолод Ёмильевич ћейерхольд (1874-1940). —лева: двойной портрет работы Ѕориса √ригорьева (1916), справа Ч портрет работы ѕетра ¬иль€мса (1925).

»деи ЂЅиомеханикиї рождались постепенно, получив окончательное выражение в 1921 году. ќни были созвучны зарождавшемус€ тогда архитектурному конструктивизму, ставившему на первое место не внешнюю красоту зданий, а пользу этого здани€ дл€ человека.  стати, архитектурный конструктивизм хорошо просматриваетс€ в театральных декораци€х того времени.

BIM и “еатр

–ис. 5. ѕервое и весьма выразительное воплощение ЂЅиомеханикаї ћейерхольда получила в 1922 году в спектакле Ђ¬еликодушный рогоносецї с демонстрацией набора актерских движений и конструктивистскими декораци€ми.

ЂЅиомеханикаї ћейерхольда Ч это система (набор) упражнений, помогающа€ актЄру управл€ть своим телом и чувствовать себ€ раскованнее на сцене. ћейерхольд считал, что этот набор действий способен превратить обычного артиста в универсальный механизм, способный решать любые сценические задачи, и этим механизмом управл€ет сам актер. ѕри этом ЂЅиомеханикаї позвол€ет актеру ограничиватьс€ на сцене лишь основными действи€ми, чтобы более рационально использовать его физические и эмоциональные силы и энергию, чтобы механизм служил как можно дольше. ¬едь если актерский механизм изнашиваетс€ и уже не может работать с полноценной отдачей, начинаютс€ Ђтеатральные штампыї, которые губ€т театр.

Ѕудучи совершенно логичным и новаторским продуктом своего времени, ЂЅиомеханикаї, с одной стороны, опиралась на теорию ”иль€ма ƒжеймса о том, что физические реакции предшествуют эмоциональным. “акже на еЄ теоретическое обоснование повли€ли эксперименты »вана ѕавлова и рефлексологи€ ¬ладимира Ѕехтерева. — другой стороны, ¬севолод ћейерхольд руководствовалс€ иде€ми ‘редерика “ейлора, который придумал метод научной организации труда, чтобы сэкономить силы работников на фабриках и избавить их от лишних движений.

ѕо ћейерхольду, актеры должны придерживатьс€ цепочки Ђмысль Ц движение Ц эмоци€ Ц слової с ключевым вторым пунктом, благодар€ которому дальше рождаютс€ нужные чувства. ѕри этом движение должно быть утрированно, чтобы Ђдостучатьс€ї до зрител€, чтобы гармонировать с эмоци€ми и настроением зрител€.

“аким образом, вместо погружени€ в переживани€ геро€ по —таниславскому дл€ актера по ћейерхольду главным становилось Ђсценическое движениеї, пластика которого должна быть идеально выразительна и пон€тна зрительному залу. ѕрежде всего Ч это умение выстраивать каждый жест, взгл€д, положение головы и тела, осуществл€ть хорошо выверенные движени€.

BIM и “еатр

–ис. 6. Ѕлагодар€ ЂЅиомеханикеї термин Ђсценическое движениеї прочно вошел в современную театральную терминологию.

ЂЅиомеханикуї ћейерхольда нещадно критиковали практически сразу после ее по€влени€, однако она до сих пор верой и правдой служит театральному искусству, а предлагаема€ система упражнений входит в курс обучени€ основам актерского мастерства в театральных вузах.

BIM и “еатр

–ис. 7. ќдин из очень остроумных и эффектных шаржей на ЂЅиомеханикуї был показан в фильме Ћеонида √айда€ Ђ12 стульевї 1972 года Ч спектакль Ђ–евизорї театра  олумба. ’от€ в самом романе Ђ12 стульевї описана постановка Ђ∆енитьбыї того же Ќ.¬. √огол€.

≈жи √ротовский: Ђбедный театрї и возврат в детство

ѕольский режиссер ≈жи √ротовский, Ђвыпавшийї в нашем рассмотрении из когорты современников —таниславского, тем не менее €вл€етс€ как признанным теоретиком театра, так и его вдумчивым экспериментатором. ¬ 1965 году он основал во ¬роцлаве (ѕольша) “еатр-лабораторию, в котором (или которой) начал воплощать концепцию Ђбедного театраї. ¬ итоге это всЄ постепенно превратилось в ÷ентр театрального эксперимента и поиска в ѕонтедере (»тали€), который быстро стал местом встреч мирового театрального авангарда.

BIM и “еатр

–ис. 8. ≈жи ћариан √ротовский (1933-1999). —лева: режиссер за работой, справа Ч пам€тник в ќполе (ѕольша), где √ротовский после стажировки в √»“»—е начинал свои Ђтеатральные экспериментыї.

ѕочему Ђбедный театрї? ¬от что писал √ротовский в своем манифесте: Ђя предлагаю театру бедность. ¬ нашей практике мы отказались даже от пон€тий сцены и зрительного зала. » оказалось, что нам нужен просто пустой зал, где места дл€ актеров и зрителей располагаютс€ каждый раз по-иному. » открываетс€ бесконечное число вариантов взаимоотношений актеров и публики. ћожно играть среди зрителей, вход€ в непосредственный контакт с аудиторией и нав€зыва€ ей пассивную роль в действии. »сполнители также могут возводить конструкции среди зрителей и встраивать их в архитектуру спектакл€, подчеркива€ с их помощью общую атмосферу тесноты и давкиЕї.

BIM и “еатр

–ис. 9. ЂЅедный театрї: единение сцены и зрительного зала

ќставим читателю самому более подробно разобратьс€ во взгл€дах ≈жи √ротовского, однако отметим, что опыт Ђбедного театраї призывает нас посто€нно экспериментировать и рисковать, только так можно развивать искусство и достигать величи€ в нем. —осредотачиватьс€ надо на процессе творчества и коллективной работе, а не фокусироватьс€ на конечных результатах и их коммерциализации. —тремление к совершенству и завоевание славы должны проходить через поиск и развитие собственного творческого потенциала.

ƒругой основополагающей идеей √ротовского, как и у ћейерхольда, было единение актеров и зрителей, которых он называл даже не зрител€ми, а свидетел€ми.

Ќо больше всего √ротовский был сосредоточен на актере и его технике. √ротовский хотел, чтобы актЄр Ђсамообнажилс€ї и раскрыл свою психику до подсознани€. ќн считал, что актеру можно устранить собственные ограничени€, привычки, штампы и комплексы, если вернутьс€ в детство, к Ђдетскомуї воспри€тию окружающего мира, присущей только дет€м непосредственности, смелости и энергичности.

Ёто очень интересный подход. ƒело в том, что все театральные теории считают актерские Ђзажимыї одной из главных проблем и ищут пути еЄ решени€ в расслаблении артиста, эмоциональном и физическом. Ќо реальна€ практика показывает, что часто Ђрасслабленныйї актер становитс€ Ђленивымї, его игра тер€ет остроту и концентрацию энергии. ј вот переход в Ђдетствої после устранени€ Ђзажимовї может даже повышать сценическую активность.

—пектакль-праздник ¬ахтангова

≈вгений ¬ахтангов, актер, режиссер и педагог и также большой экспериментатор, ученик —таниславского, создал —туденческую драматическую студию (1913-1922), с 1921 года известную как “реть€ студи€ ћ’“, а с 1926 года Ч как “еатр имени ≈вгени€ ¬ахтангова.

BIM и “еатр

–ис. 10. ≈вгений Ѕагратионович ¬ахтангов (1883-1922). —лева: в праздничном настроении, справа Ч сцена из театрального шедевра Ђѕринцесса “урандотї (постановка 1922 года).

¬ своей работе ¬ахтангов объединил подходы как —таниславского, так и „ехова. Ќо при этом дл€ ¬ахтангова каждый спектакль должен был быть праздником. ѕоэтому актеры много импровизировали, разговаривали со зрителем, могли по ходу действи€ мен€тьс€ из персонажей в самих актеров, у ¬ахтангова даже трагическое выгл€дело комедийно.

ƒл€ актера импровизационный формат ¬ахтангов считал основным в работе, но это ни в коем случае не отмен€ло репетиции, где как раз и оттачивалось мастерство импровизации.

ѕодведем некоторый итог

»так, система —таниславского, со всеми еЄ закономерными дополнени€ми и вариаци€ми, принципиально изменила театральное искусство, подн€ла его на ранее недос€гаемую высоту, создала наконец Ђтеоретическую основуї давно известного Ђлицедействаї и даже в какой-то мере определила направлени€ его развити€.

Ёта система Ч не дл€ Ђгениевї, а дл€ Ђпростыхї актеров. ” Ђгениевї и так все хорошо получаетс€. ќднако именно эти Ђгенииї и продолжают развивать и совершенствовать систему —таниславского.

—истема —таниславского создавалась дл€ театра. ѕодавл€ющее большинство современных актеров и режиссеров признают, что руководствуютс€ ею в своей работе. ≈сть и такие, кто пытаетс€ создать себе им€ на критике или даже отрицании системы —таниславского. Ќо никто в театральном мире мимо нее уже не проходит.

ƒл€ нас же интересен еще один, весьма неожиданный эффект Ч система —таниславского работает не только в театральном мире, она вполне применима и в других видах де€тельности, прежде всего публичных, где коллективный характер работы сочетаетс€ с индивидуальным творчеством каждого участника, а общий результат складываетс€ (преумножаетс€) из результатов отдельных личностей.

ƒалее в нашей статье речь пойдет о том, что одной из областей, где система —таниславского также может хорошо работать, €вл€етс€ информационное моделирование зданий и сооружений, то есть BIM.


„итайте продолжение: BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: BIM? ¬ерю!
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

„то выбрать: десктопное или веб-приложение дл€ организации среды общих данных — јмир »слам, ¬адим ѕронин, ƒмитрий ћедведев (6 марта 2024)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.