¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ –екламодател€м
—татьи

24 апрел€ 2024

BIM и “еатр: от ремесленничества к подлинной компетентности

ћари€ «олотова, —офь€ ћинина, ¬ладимир “алапов

ћари€ «олотова —офь€ ћинина ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ћари€ «олотова Ч BIM-специалист строительной компании, по первому образованию Ч театральный режиссер, —офь€ ћинина Ч BIM-менеджер, по второму образованию Ч психолог, ¬ладимир “алапов Ч BIM-эксперт, всего одно образование Ч математик.


—м. предыдущие части этой серии статей:
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 1: ƒл€ BIM нужен аналог театральной системы Ђне дл€ гениевї,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2: »нтерпретаци€ системы —таниславского дл€ BIM,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3: “еатральные режиссеры и BIM-менеджеры,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 4: »нформационное моделирование: кто Ђплатит и заказывает музыкуї? „асть 4.

»нформационное моделирование зданий и сооружений, как творческий процесс, имеет много общего с не менее творческим процессом постановки театральных спектаклей. ѕроведенное нами рассмотрение театрального опыта дало немало информации дл€ размышлени€ и уже на предварительной стадии показало, в каких направлени€х надо дальше двигатьс€ дл€ повышени€ эффективности внедрени€ BIM в строительной отрасли.
„асть 5. ќсновные выводы дл€ BIM
¬ этой части мы постараемс€ тезисно сформулировать основные выводы о действи€х, необходимых дл€ развити€ BIM (особенно дл€ “»ћ), которым удел€етс€ очень мало внимани€ в нынешнем подходе к становлению технологии информационного моделировани€ зданий и сооружений, но аналоги которых нашли широкое применение и хорошо себ€ зарекомендовали в театральной де€тельности.

ѕрежде всего, на основе проведенного сравнени€ BIM и “еатра можно выделить основные достижени€ сценической де€тельности, представл€ющие интерес дл€ переноса в информационное моделирование, о которых мы ранее подробно писали:

1) система —таниславского повышени€ уровн€ актерского мастерства Ц основа всей театральной де€тельности;
2) другие системы, развивающие и дополн€ющие систему —таниславского;
3) права и возможности директора театра и режиссера-постановщика спектакл€;
4) методика подбора актеров дл€ постановки спектакл€;
5) репетиционна€ де€тельность как основна€ форма работы по созданию спектакл€;
6) работа со зрител€ми на спектакле и вне спектакл€;
7) система формировани€ и выполнени€ репертуара;
8) работа с драматургами;
9) попечительские советы как надстроечна€ форма обеспечени€ интересов театра, гармонизации его коммерческой и творческой де€тельности.

»сход€ из вышеизложенного и в соответствии с отмеченными нами аналоги€ми можно сформулировать основные виды де€тельности при внедрении и развитии BIM (прежде всего “»ћ), внимание к которым в насто€щее врем€ надо существенно усилить:

1. ѕовышение индивидуального мастерства моделировщиков. —ейчас всЄ обучение моделировщиков сводитс€ к получению навыков работы с конкретными программами, что соответствует начальному уровню Ђ–емеслої в системе —таниславского. Ќо на ремесленном уровне мы далеко не уедем. Ќадо всех участников информационного моделировани€ поднимать на следующие уровни более глубокого понимани€ и погружени€ в проблематику BIM.

2. ѕовышение понимани€ функций, реального статуса и уровн€ подготовки BIM-менеджеров.

—ейчас у нас господствуют две крайности: либо BIM-менеджер отвечает в организации за BIM и все его аспекты Ђвообщеї, либо он просто фиксирует выполнение работниками своих об€занностей и занимаетс€ составлением планов и заполнением отчетов по неким Ђмеждународнымї таблицам и шаблонам, фактически превраща€сь в ЂBIM-администратораї проекта. Ќа самом деле BIM-менеджер должен отвечать за всЄ информационное моделирование на проекте (но не за сам проект, этим занимаетс€ √»ѕ), как режиссер отвечает за постановку всего спектакл€ целиком (но он не отвечает за текст пьесы, это дело драматурга). » такие Ђширокие, но конкретныеї функции BIM-менеджера надо осмыслить, узаконить и развивать дальше, поскольку у BIM-менеджеров еще и специализаци€ есть.

3. –абота с конечными пользовател€ми.

—ейчас у нас в стране работа с теми, кто потом использует созданную информационную модель, не просто на нуле, но в перспективе даже на рассматриваетс€. ќднако привлечение пользователей уже на ранних стади€х моделировани€, как показали мировой опыт BIM и театральный опыт, позвол€ет избежать в дальнейшем многих ошибок (и ненужных расходов) и идти к намеченной цели более быстрым и правильным путем.

4. ѕовышение полномочий, значимости, финансовых возможностей и компетентности технического заказчика.

—ейчас технический заказчик практически никак не участвует в информационном моделировании на проекте, хот€ на самом деле он должен не просто участвовать, а весь процесс информационного моделировани€ на инвестиционном строительном проекте организовывать, направл€ть, контролировать и формировать итог (по аналогии с его отношением ко всему процессу создани€ объекта).

5. —оздание условий, прежде всего законодательных, дл€ формировани€ техническим заказчиком команды исполнителей требуемой BIM-квалификации дл€ реализации инвестиционного строительного проекта с использованием технологии информационного моделировани€.

—ейчас технический заказчик ограничен законодательством в подборе команды профессиональных исполнителей со знанием BIM, причем он не может определ€ть всех исполнителей сразу на начальной стадии проекта, а должен это делать постепенно. Ќапример, он не может подбирать строителей, если проектна€ стади€ еще не закончена. Ёто принципиально перечеркивает возможность своевременного сотрудничества участников проекта и преп€тствует созданию единой команды (что очень важно дл€ эффективного использовани€ BIM), замен€€ команду на разрозненных игроков.

6. –абота по научному развитию BIM, что особенно важно дл€ становлени€ “»ћ.

—ейчас стимулирование такой работы и даже просто спрос на нее наход€тс€ практически на нуле, в лучшем случае кивают в сторону разработчиков компьютерных программ Ц это они должны все делать. ќднако технологи€ информационного моделировани€ посто€нно развиваетс€ в мире, поэтому еЄ Ђне развитиеї в нашей стране может привести к принципиальному отставанию всей строительной отрасли от мировых лидеров и проигрышу российских строительных компаний в конкурентной борьбе даже на внутреннем рынке.

—равнение информационного моделировани€ и сценической де€тельности выдел€ет также три стратегических направлени€ по развитию BIM (“»ћ) в нашей стране:

1. –азвитие системы обучени€ и повышени€ квалификации (мастерства) дл€ всех категорий специалистов по BIM.

“ребуетс€ создание разветвленной системы учебных центров и школ по мастерству информационного моделировани€ с применением тренингов и деловых игр, а также с практическим закреплением полученных навыков. –ечь должна идти о развитии личности участника процесс информационного моделировани€ вместо наработки ремесленных навыков. ‘актически дл€ BIM уже сегодн€ нужна сво€ Ђсистема —таниславскогої, хот€ создание такой системы потребует не один год.

2. —ущественное изменение направлени€ разработки нормативной базы использовани€ BIM с поворотом в сторону усилени€ возможностей технического заказчика и подбора им общей команды дл€ комплексного выполнени€ проекта.

—ейчас нормотворчество в нашей стране ведетс€ в основном в направлении определени€ содержани€ информационной модели, потому оно неэффективно и не востребовано. ¬ мире содержание конкретной модели давно уже определ€ет заказчик. ѕоэтому целесообразно поднимать статус заказчика, а не решать за него, что ему надо.

3. –азвитие научной базы дл€ BIM (особенно дл€ “»ћ) .

–ечь прежде всего идет о развитии вузовской и отраслевой науки по информационному моделированию, которое требует и пр€мых целевых инвестиций, и отдельных тематических грантов, и многих других форм стимулировани€ интеллектуальной де€тельности.

ѕри этом надо отметить, что научные разработки нужны не только непосредственно дл€ строительной отрасли, но даже в большей степени дл€ разработчиков программ дл€ информационного моделировани€, которые затем уже своей продукцией определ€ют уровень технического и инструментального оснащени€ отрасли. “ак что научна€ база дл€ BIM Ц это еще и основа дл€ эффективного импортозамещени€.

¬место эпилога
¬ математике хорошо известен способ решени€ сложных задач, когда задача сводитс€ к одной или нескольким более простым. ћногие его знают еще со школы.

¬ более развернутом виде этот способ выгл€дит несколько сложнее. ѕредположим, что у вас есть проблема в области ј, решение которой вы хотите найти. ѕри этом вы знаете, что в области Ѕ похожие проблемы хорошо решаютс€, либо их там решать легче, чем в ј. “огда надо попробовать перевести вашу проблему из ј в Ѕ, в Ѕ найти ее решение, а затем вернутьс€ назад в ј.  онечно, такой метод применим не всегда. Ќо там, где он применим, результат может быть очень хорошим.

¬ чем наш выигрыш? ¬ том, что в Ѕ эта проблема уже решена либо еЄ гораздо легче решить.

¬ чем тогда главна€ трудность? ¬ корректном переходе из ј в Ѕ, а затем в корректном возвращении обратно (при условии, конечно, что в Ѕ мы нашу проблему решаем). ѕереход из ј в Ѕ (и обратно) может приводить к искажению смысла нашей проблемы или даже потере части этого смысла, поэтому такой переход Ц это очень непростое и ответственное дело. Ќо часто игра стоит свеч!

“еперь вернемс€ к BIM. ћы увидели, что творческий процесс в театральной де€тельности очень похож на творческий процесс в информационном моделировании. Ќо театральна€ де€тельность ведетс€ давно и успешно, причем посто€нно развиваетс€ и совершенствуетс€. ѕоэтому была предприн€та попытка, использу€ описанный выше метод, перевести проблематику становлени€ BIM (область ј) в реалии сценической работы (область Ѕ). ѕричем нашей целью было не решение конкретных задач, а сравнение методов работы дл€ перенесени€ полезного опыта из Ѕ в ј. –езультаты этого сравнени€ мы сформулировали.

 онечно, переход из ј в Ѕ и обратно Ц дело непростое, здесь нет однозначного соответстви€ пон€тий, функций и персонажей. ѕри этом многое добавл€етс€, переплетаетс€ или просто отсутствует. —обственно, в этом мы и пытались разобратьс€ в публикаци€х данного цикла, и результат Ђдл€ размышлени€ї €вно получилс€.

ѕриведем краткую и достаточно условную таблицу, котора€ поможет читател€м, использующим BIM, самим попробовать сопоставить отдельные аспекты сценической де€тельности и информационного моделировани€ и попытатьс€ поискать в Ђтеатреї аналоги своих проблем и возможные пути их решени€.

“аблица примерного соответстви€ терминов и пон€тий, используемых в театральной де€тельности, с терминами и пон€ти€ми технологии информационного моделировани€ строительных объектов

—оответствие “еатр BIM

ћедведи и хоккей

–ис 1. —лева: медведи играют в хоккей Ц шедевр советского циркового искусства;
справа: насто€щий хоккей - от BIM мы ожидаем такого же уровн€ эффективности


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: PLMpedia Ч в хорошие руки
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕервым делом самолеты: как избежать ошибки проектировани€ — Ѕогдан  лючников, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами «јќ Ђ“оп —истемыї (15 апрел€ 2024)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.