¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ –екламодател€м
—татьи

18 апрел€ 2024

»нформационное моделирование: кто Ђплатит и заказывает музыкуї?

ћари€ «олотова, —офь€ ћинина, ¬ладимир “алапов

ћари€ «олотова —офь€ ћинина ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ћари€ «олотова Ч BIM-специалист строительной компании, по первому образованию Ч театральный режиссер, —офь€ ћинина Ч BIM-менеджер, по второму образованию Ч психолог, ¬ладимир “алапов Ч BIM-эксперт, всего одно образование Ч математик.


—м. также:
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 1,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 5.


»нформационное моделирование зданий и сооружений, как творческий процесс, имеет много общего с не менее творческим процессом постановки театральных спектаклей. ѕоэтому изучение театрального опыта, его наработанных взаимосв€зей участников и методик их взаимодействи€ может существенно помочь становлению и использованию BIM в строительной отрасли.

¬ этой части речь пойдет о тех, кто вроде бы непосредственно не участвует в постановке спектакл€ или информационном моделировании, но от кого эти процессы существенно завис€т.

Ђ то платит, тот и заказывает музыкуї


»так, кто же в театре Ђзаказывает музыкуї?

Ќапрашиваетс€ вполне очевидный ответ: Ђтот, кто платитї. ј кто это?  то заказывает спектакли театру?

ƒавайте начнем с тех, кто платит.

ѕрежде всего сценической де€тельностью занимаютс€ не только театры, но и многие другие организации (клубы, культурные центры, концертные залы, киностудии и т.п.), которые объедин€ютс€ общим термином Ђучреждени€ культурыї. ќни могут быть государственными, частично государственными или полностью частными. » значительную часть финансировани€ эти организации получают от своих учредителей, что вполне закономерно определ€ет и часть репертуара.

ƒруга€ часть финансировани€ Ч это результат активности самого учреждени€ культуры (различные гранты, конкурсы, целевые программы, собственные предложени€ каких-то проектов, спонсорска€ помощь). » эта часть финансировани€ тоже вли€ет на определение репертуара.

Ќаконец, есть еще собственна€ коммерческа€ де€тельность, котора€ в идеале дает учреждению культуры определенную самосто€тельность в творчестве. Ќо это Ч только в идеале. Ќа самом деле эффективность коммерческой де€тельности сильно зависит от типа учреждени€ культуры, конъюнктуры рынка и имеющихс€ в его распор€жении ресурсов и оп€ть же от политики учредителей. ѕожалуй, в наиболее выгодном положении здесь наход€тс€ киностудии и концертные залы, а также Ђименитыеї театры, дл€ всех остальных коммерческие доходы основными не €вл€ютс€.


“еперь посмотрим, кто в театре определ€ет, Ђкакую музыку исполн€тьї?

ƒругими словами, попробуем пон€ть, кто в театре распор€жаетс€ поступающими деньгами и формирует конкретный репертуар (фактически Ч финансовый план).

—разу оговорим, что указанные далее должности могут называтьс€ по-разному и иметь разное структурное оформление, но схематически формированием репертуара занимаютс€ директор театра и художественный руководитель (главный режиссер), часто подкрепленные в своей работе коллегиальным органом типа художественного совета. Ёто они начинают сводить воедино поступающие деньги и методы их освоени€, учитыва€ запросы тех, кто эти деньги выдел€ет, а также творческие устремлени€ труппы.

„асто при формировании репертуара, например на ближайший год, может возникать понимание, что имеющихс€ средств не хватит, и тогда руководство театра либо ведет поиски дополнительных средств, либо сокращает свои замыслы, чтобы уложитьс€ в отведенные суммы (вспоминает про концепцию Ђбедного театраї).

¬озможны и репертуарные инициативы (предложение новых постановок) от самого руководства театра, что также потребует дополнительного поиска средств на их реализацию.

¬ любом случае схема Ђкто платит, тот и заказывает музыкуї в столь пр€мом виде уже не работает, она должна дополн€тьс€ обратной схемой Ђмузыкант играет дл€ того, кто ему адекватно платитї.

¬ сфере искусства и культуры важно учитывать двусторонние взаимоотношени€ между заказчиком и исполнителем. Ќеобходимо обеспечивать адекватную оплату музыкантов и других творческих работников, чтобы сохран€ть высокое качество исполнени€ и поддерживать важность искусства в обществе. ѕонимание и уважение обеих сторон, заказчика и исполнител€, играют важную роль в создании и финансировании театральных произведений.

ѕоэтому чем серьезнее театр, тем большее значение в его работе имеет попечительский совет (или подобный орган), посредством которого и достигаетс€ гармони€ процессов сценической де€тельности и их финансировани€.

“аким образом, проста€ на первый взгл€д формула дл€ формировани€ репертуара Ђплачу Ч заказываюї в действительности выгл€дит более сложно и дипломатично. Ќапример, если спонсор платит и хочет Ђ ота в сапогахї, то театр, принима€ деньги, должен объ€снить спонсору, что это не так просто.  остюм сшить не сложно, а вот перевоплотитьс€ в кота может не каждый, такого актера еще найти надо! Ќо за хорошие деньги это сделать легче.

BIM и театр

–ис. 1. Ђ от в сапогахї в “еатре имени ≈вгени€ ¬ахтангова. Ќе каждый театр в состо€нии поставить такой спектакль.

ѕодведем некоторый итог: в театре заказ спектаклей обычно осуществл€етс€ финансирующими организаци€ми, такими как государственные учреждени€, частные спонсоры, благотворительные фонды, а также самим театром. «аказ Ђмузыкиї может осуществл€ть и художественный руководитель театра или режиссер конкретной постановки. «десь важно найти баланс между бюджетом и художественными цел€ми, чтобы обеспечить качественные и зрелищные постановки.


»нформационное моделирование: кто здесь Ђплатит и заказывает музыкуї?

ѕри использовании BIM всЄ выгл€дит вроде бы проще. ≈сли создаетс€ модель существующего объекта, то у нее есть конкретный заказчик Ч владелец этого объекта, который финансирует работу, а затем будет пользоватьс€ информационной моделью.

≈сли же речь идет о новом (создаваемом) объекте, то здесь несколько сложнее Ч информационное моделирование имеет двух заказчиков: эксплуатанта (будущего владельца объекта после завершени€ его строительства) и технического заказчика (отвечает за создание объекта, то есть проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию).

ќднако в любом из этих случаев в BIM проблем с формированием репертуара нет: план работы наполн€етс€ тем, что требует заказчик. Ѕолее того, заказчик даже выставл€ет в приложении к договору подр€да свои информационные требовани€, где подробно описывает, какую информационную модель он в итоге должен получить. ѕравда, заказчику часто самому требуетс€ помощь в определении того, чего он хочет, вернее, как это должно выгл€деть и как этого достичь, которую способны оказать Ђдраматургиї, но об этом речь пойдет чуть позже.

“ак что вроде бы в BIM формула Ђплачу Ч заказываюї работает напр€мую.

Ќо есть нюансы, прежде всего в период возведени€ здани€, которые многое мен€ют. — одной стороны, технический заказчик должен учитывать пожелани€ (информационные требовани€) эксплуатанта, которому по завершении своего этапа работы он должен передать построенный объект и его модель. — другой стороны, техническому заказчику на инвестиционном строительном проекте приходитс€ иметь дело не с директором театра, у которого в подчинении актерский коллектив, а с целым набором брод€чих трупп (проектировщики, подр€дчики, смежники, контролирующие органы и т.п.), дл€ которых он и должен стать Ђдиректором театраї. ѕричем каждый из участников проекта Ч это самосто€тельный театр со своими актерами и режиссерами, но дл€ всех нужен еще общий режиссер и директор.

“ак что просто заказать и оплатить Ђ ота в сапогахї не получитс€, придетс€ еще и самому работать, иначе кот может стать вовсе не тем котом, которого ждешь.

≈ще одна особенность Ч в процессе создани€ объекта могут по€вл€тьс€ модели, которые нужны только дл€ выполнени€ этой работы, но не дл€ дальнейшей итоговой передачи. Ќапример, эскизные (концептуальные) модели, модели выполнени€ строительных работа или монтажа оборудовани€, строительного контрол€ и многого другого. ¬ театре это бы соответствовало спектакл€м Ђтолько дл€ труппыї, которые зрители не увид€т.

“аким образом, Ђтеатрї у технического заказчика становитс€ более сложным, даже многоуровневым.

Ёто требует от технического заказчика хорошего понимани€ процесса информационного моделировани€ на всем инвестиционном строительном проекте и грамотной организации этого процесса. ѕоэтому у технического заказчика должен быть свой BIM-менеджер, другие BIM-специалисты, в частности дл€ среды общих данных и строительного контрол€. » это при том, что подобные специалисты должны быть практически у всех подчиненных заказчику участников проекта. Ќо это не дублирование, это схожа€ работа каждого на своем уровне.

„тобы облегчить себе жизнь и сделать применение информационного моделировани€ действительно эффективным, заказчик быстро начинает понимать необходимость иметь вокруг себ€ команду подр€дчиков, которых он знает, с которыми сработалс€, но самое главное Ч которые хорошо разбираютс€ в BIM и которым не придетс€ объ€сн€ть, как перевоплощатьс€ в  ота в сапогах.

  сожалению, действующее в –оссии законодательство не способствует формированию таких команд, хот€ в мире подобна€ практика развиваетс€ и носит название »нтегрированного выполнени€ проекта (IPD) (“ехнологи€ BIM Ч инструмент дл€ интегрированного выполнени€ проекта). –оссийские нормы и правила дл€ технического заказчика, особенно в области BIM, требуют серьезного пересмотра.

Ќо у заказчика всегда есть возможность формировать вокруг себ€ некий Ђклуб единомышленниковї (театральный попечительский совет), который, в отличие от театрального, призван прежде всего работать на технического заказчика, неформально создава€ команду потенциальных исполнителей.

ќдин из основоположников практического применени€ BIM американский архитектор ‘рэнк √ери прекрасно продемонстрировал всему миру возможность создани€ вокруг заказчика (в данном случае самого ‘рэнка √ери) Ђкоманды BIM-единомышленниковї, суммарна€ эффективность работы которой в разы превосходит эффективность каждого из участников как индивидуального игрока (‘рэнк √ери и BIM: 10 лет  онцертному залу имени ”олта ƒисне€). “акие команды создавались через практическую проверку еЄ членов на владение новыми технологи€ми и способность их осваивать на пилотных проектах.

ѕри этом дл€ самого √ери главным достижением стало то, что он, име€ такую команду (несколько команд), теперь может успешно реализовывать свои проекты любого уровн€ сложности. ј другие смотр€т с галерки на его фантастические Ђспектаклиї и завидуют. Ќо объект зависти здесь не BIM, а сам ‘рэнк √ери, который смог этот Ђдорогой и вредныйї BIM правильно организовать и превратить в мощный инструмент получени€ прибыли.

BIM и театр

–ис. 2. —лева: один из реализованных шедевров Ч отель Ђћаркес ƒе –искальї, –иоха, »спани€. —права: архитектор ‘рэнк √ери и созданна€ по его эскизу бутылка к 150-летию конь€ка Ђ’еннессиї.

ѕри информационном моделировании уже существующих объектов ситуаци€ несколько отличаетс€ от строительства, там много своих особенностей, что-то легче, что-то сложнее, но драматизма и там хватает.

“аким образом, пр€молинейна€ формула Ђплачу Ч заказываюї дл€ BIM в реальности тоже не столь примитивна, как может показатьс€ на первый взгл€д.

“еперь о тех, кто не платит, но тоже заказывает музыку


ƒа, есть и такие! ¬ театре это зрители.

—таниславский говорил, что зритель Ч Ђтретий творец спектакл€ї. «ритель Ч это сама€ главна€, естественна€, внешн€€ и независима€ оценка спектакл€, котора€ просто необходима дл€ сценической де€тельности.

BIM и театр

–ис. 3. –еакци€ зрителей дл€ театра Ч это массова€, а потому объективна€, оценка творчества и дополнительный стимул в работе.

 онечно, это преувеличение, что зритель не платит. ќн как минимум покупает билет на спектакль. Ќо, во-первых, покупка происходит уже после завершени€ работы над спектаклем, когда деньги уже потрачены. ’от€ возврат денег Ч это всегда хорошо. ¬о-вторых, стоимость одного билета дл€ масштабов театра незначительна, но эти деньги станов€тс€ существенными при умножении на количество зрителей. » если зритель массово не пошел на спектакль, то это провал, такую премьеру снимают с показа, часто не дожида€сь закрыти€ сезона. Ќо если зрителю понравилось, то спектакль может оставатьс€ в репертуаре на многие годы.

 онечно, отдельный зритель может чего-то не понимать в современном искусстве и даже быть капризным. ћожет и большое количество зрителей не воспринимать идеи режиссера, пусть даже очень новаторские. Ќо в любом случае с оценкой зрителей надо считатьс€. ѕоэтому современный театр давно уже пон€л, что со зрителем надо работать, его надо Ђготовитьї, формировать его уровень культуры, его вкусы, а также знать и учитывать его массовое мнение и такое же массовое ожидание.

BIM и театр

–ис. 4. —ама€ примитивна€, потому довольно распространенна€, форма работы Ч заставить зрител€ Ђполюбитьї то, что ему показывают, четко сформулирована в рассуждени€х Ђчитатель Ч писательї ≈вгени€ —азонова.   сожалению, этот же подход Ђберите то, что даютї массово наблюдаетс€ сейчас в BIM, хот€ театр его вс€чески изживает.

 ак уже отмечалось, практически все современные театральные концепции предполагают активный актерский контакт со зрителем, прежде всего во врем€ спектакл€. “акой театр побуждает посетителей в зале к активным действи€м и делает сопереживание публики ощутимым. јктЄры радуютс€ единению с залом, а зрители Ч тому, что приобщились к действию на сцене.

Ќо работа со зрителем происходит не только на сцене, но и (главным образом) в периоды между спектакл€ми. Ёто могут быть творческие встречи, интервью, передачи и статьи, аналитические обзоры и многое другое (даже театральные кружки и любительские студии), что формирует у зрител€ нужное дл€ театра воспри€тие, а также дает театру обратную св€зь. ѕоэтому в штате практически каждого театра есть специалисты по работе со зрител€ми, и требовани€ к их работе обычно весьма высокие.


“еперь посмотрим, как обсто€т дела со зрител€ми при использовании BIM?

ƒл€ BIM зрител€ми €вл€ютс€ пользователи.  ак нет театра без зрител€, так и нет информационного моделировани€ без пользовател€. —оздаваема€ информационна€ модель объекта чаще всего передаетс€ на следующий этап (например, от проектировщиков передаетс€ строител€м), где с ней продолжают работать уже еЄ пользователи. ќсобенно значима€ передача происходит при вводе объекта в эксплуатацию.

≈стественно, каждый конкретный пользователь сам не платит создателю информационной модели, платит заказчик. Ќо если пользователь (много пользователей) скажет заказчику, что модель плоха€ и с ней трудно работать, то дл€ создател€ информационной модели это может закончитьс€ большими непри€тност€ми, в том числе и финансовыми.

  сожалению, массовое применение BIM (точнее, “»ћ) в нашей стране пока находитс€ на ранней стадии, поэтому исполнители еще не доросли до понимани€, что с заказчиком (то есть пользователем) надо работать не только на уровне договора и формальных информационных требований, но и по существу его конкретных потребностей. ≈сли привлекать дальнейших пользователей дл€ оценки создаваемой информационной модели еще на ранних (промежуточных) стади€х еЄ формировани€, когда легче учесть замечани€ и пожелани€, то конечный результат получитс€ намного быстрее и лучше. » в этом нет ничего нового. ѕортные, например, при пошиве одежды всегда устраивают промежуточные примерки.

„асто от тех, кто сегодн€ Ђпродает BIMї, можно слышать жалобу: Ђћы сделали модель, но заказчик не хочет ее покупать!ї ќднако на вопрос, почему заказчик должен ее покупать, получаешь Ђжелезобетонныйї довод: Ђ ак почему? Ёто же BIM, его теперь будут требовать!ї. — таким же успехом можно торговать обувью, не учитыва€ сезонность и индивидуальный размер покупател€, а просто утвержда€, что в обуви ходить лучше. » пока такое понимание не изменитс€ (не исчезнет), “»ћ в –оссии будет нав€зываемым, но не востребованным, и потому не эффективным.

ѕоговорим теперь о самом репертуаре


ќткуда берутс€ театральные пьесы?

 онечно, Ђ от в сапогахї Ч велика€ вещь. ≈ще сильнее по драматизму Ч Ђ“ри поросенкаї и Ђ расна€ шапочкаї! Ќо если весь репертуар будет состо€ть из этих спектаклей, то театр быстро исчезнет.

–епертуар должен быть широким (хот€ это упираетс€ в деньги), обновл€емым (это снова св€зано с деньгами) и современным (новые пьесы Ч оп€ть деньги). » тут приходит понимание, что кто-то должен пьесы дл€ наполнени€ репертуара писать, причем писать много и хорошо. »так, по€вл€етс€ новое действующее лицо Ч драматург!

BIM и театр

–ис. 5. ƒраматург практически никогда не выходит на сцену, но без него театральна€ сцена будет пустой.

 огда  .—. —таниславский говорил о зрителе как о третьем творце спектакл€, он предполагал, что второй творец Ч это режиссер, а первый Ч драматург.

ћы не будем углубл€тьс€ в работу драматургов, но отметим, что практически все театры ищут не только деньги, но и хорошие современные пьесы, то есть стараютс€ дружить с драматургами. ¬едь драматурги€ Ч это интеллектуальна€ основа театра, а талантливые драматурги Ч на вес золота.

ƒостаточно напомнить, что ћосковский художественный театр (ћ’“) в свое врем€ создавалс€ под одного драматурга Ч ј.ѕ. „ехова.

BIM и театр

–ис. 6. Ћондонский ЂЎекспировский глобусї Ч один из немногих театров в мире, практически весь репертуар которого определ€етс€ одним драматургом, в данном случае Ч ”иль€мом Ўекспиром.


≈сть ли драматурги€ в BIM?

≈сть, и еще кака€! »нформационное моделирование зданий Ч бурно развивающа€с€ технологи€, в которой п€ть лет просто€ означают торможение и отход с лидирующих позиций в аутсайдеры. ≈сли кто-то думает, что он, запасшись шаблонами проектов и библиотеками элементов, обеспечил себе безбедное существование на многие годы вперед, он прав лишь отчасти. ”же через несколько лет он увидит, что конкуренты его обгон€ют, так что снова надо бежать и догон€ть.

» нужен кто-то, кто будет разрабатывать и предлагать новые подходы и методы моделировани€, даже задавать (вместе с вендорами и крупными заказчикам) направление развити€ BIM.

¬ театре это драматурги. ¬ информационном моделировании Ч консалтинговые компании и отдельные BIM-эксперты. Ќо не те, кто носит табличку с таким названием, пусть даже данную кем-то извне, а те, кто разбираетс€ в BIM (и доказал это делом) и может формулировать новые методы и подходы, способен направл€ть развитие технологии.

  сожалению, при переходе на “»ћ в –оссии сейчас удел€емое Ђдраматургамї внимание находитс€ почти на нулевой отметке, и результат, который мы наблюдаем за прошедшее дес€тилетие Ђгосударственногої внедрени€ технологии информационного моделировани€ в строительстве, этому вполне соответствует.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ќ конкуренции на нашем рынке —јѕ–
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.