¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии –екламодател€м
—татьи

25 марта 2024

BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3

“еатральные режиссеры и BIM-менеджеры

ћари€ «олотова, —офь€ ћинина, ¬ладимир “алапов

ћари€ «олотова —офь€ ћинина ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ћари€ «олотова Ч BIM-специалист строительной компании, по первому образованию Ч театральный режиссер, —офь€ ћинина Ч BIM-менеджер, по второму образованию Ч психолог, ¬ладимир “алапов Ч BIM-эксперт, всего одно образование Ч математик.


—м. также BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 1, BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2.


“еперь поговорим о режиссерах информационного моделировани€, то есть о BIM-менеджерах.

–ежиссеры Ч втора€ категори€ специалистов, к которым система —таниславского имеет самое непосредственное отношение. ƒостаточно сказать, что создатели и продолжатели системы сами были успешными режиссерами с большим актерским опытом.

  сожалению, сегодн€ термин ЂBIM-менеджерї вызывает у многих желание упростить его понимание и содержание, свед€ всЄ к слову Ђменеджерї (поскольку значение слова BIM знают не все), а то и просто Ђадминистраторї.  онечно, BIM-менеджер управл€ет процессом информационного моделировани€, но прежде всего он должен организовать и запустить этот процесс применени€ BIM на проекте на высоком (даже высочайшем) уровне. “ак что по аналогии с театром это режиссер, а не управл€ющий.

ѕроцесс информационного моделировани€ дл€ любого проекта основываетс€ на информационных требовани€х заказчика (EIR), описывающих (порой весьма расплывчато) результат, который заказчик желает в итоге получить. ќстальное отдаетс€ на усмотрение исполнител€, прежде всего BIM-менеджера.

Ќа основании этого может возникнуть ощущение, что в театре дела дл€ режиссера обсто€т лучше, там всЄ прописано Ч на столе всегда лежит авторский текст пьесы, от которого нельз€ отступать. Ќо на самом деле это верно лишь дл€ представлений типа детских утренников, и то не всегда. Ќа более серьезном уровне в процесс создани€ театральной постановки посто€нно включаютс€ видени€ режиссера и актеров, технические возможности сцены, бюджет и т. п., что может сильно повли€ть на пьесу даже без изменени€ текста, а дл€ фильмов вообще пишетс€ свой сценарий, где отличи€ от первоисточника могут зашкаливать (иногда это прикрываетс€ формулировкой Ђпо мотивам произведени€ї).

BIM и “еатр

–ис. 13.  адры из фильмов Ђ–омео и ƒжульеттаї ‘ранко ƒзеффирелли (1968) и Ѕаза Ћурмана (1996): слева на каждом из кадров стоит ћеркуцио, по сюжету родственник принца ¬еронского и друг –омео. ј крайний справа Ч бессмертный классик ”иль€м Ўекспир, изумлЄнный Ђстепенью загорелостиї своего геро€ во втором фильме.

ѕример совсем высокого уровн€:  .—. —таниславский и ¬.». Ќемирович-ƒанченко изначально создавали свой ћосковский художественный театр (ћ’“, ћ’ј“) специально дл€ постановок пьес ј.ѕ.„ехова, поскольку другие театры считали их дл€ себ€ слишком сложными. ƒело в том, что просто авторский текст зачитать могли все, чего не скажешь о передаче глубины переживаний героев. ј систему —таниславского кроме создателей ћ’“ тогда еще никто не знал и не использовал.

“ак что режиссеру всегда есть над чем работать, и авторский текст дл€ него Ч почти как EIR дл€ BIM-менеджера: кто-то следует букве, кто-то Ч духу и букве, а кто-то Ч просто принимает к сведению. Ќо высший профессионализм режиссера и актеров заключаетс€ в том, чтобы следовать духу и букве авторского текста, и при этом еще и передавать все переживани€ героев, которые за этим текстом скрыты.

ƒл€ BIM-менеджера понимание профессионализма можно переформулировать так: погрузитьс€ в тему проекта и пон€ть, что на самом деле требуетс€ заказчику, и это понимание (по согласованию с заказчиком) максимально реализовать средствами информационного моделировани€.

BIM и “еатр

–ис. 14. ‘ильм Ђƒобро пожаловать, или посторонним вход воспрещенї Ч шедевр режиссера Ёлема  лимова и задействованных актеров (1964). –екомендован дл€ просмотра всем начинающим BIM-менеджерам как руководство Ђкак не надо делатьї по организации утренников на основе формальных требований и выработке количественных оценок эффективности BIM.

 ак работают режиссеры, то есть BIM-менеджеры

ƒавайте теперь рассмотрим внутреннюю Ђкухнюї работы режиссера, и сопоставим ее с работой BIM-менеджера.

Ќачало постановки спектакл€ или создани€ проекта

–ежиссер

„аще всего сидит один в тишине и думает, перечитывает текст постановки и формирует дл€ себ€ образы героев. Ёто идеальна€ дл€ режиссера ситуаци€, на самом деле таких условий дл€ работы почти никто не создает.

«атем режиссер индивидуально прослушивает и подбирает актеров и распредел€ет роли.

≈сли режиссер ограничен рамками только коллектива театра, ему сложнее. ≈сли актер не совсем (в понимании режиссера) подходит на роль, но у других с этим еще сложнее, то либо режиссер пересматривает свое понимание геро€, либо готовитс€ много работать с актером, чтобы довести его до своего уровн€ понимани€, либо все же пытаетс€ пригласить кого-то со стороны, но это уже как разрешит дирекци€. ¬едь театр Ч это искусство возможного.

ѕараллельно режиссер работает с сотрудниками, отвечающими за другие направлени€: они подбирают музыку и свет, костюмы и реквизит, макет сцены, цветовой фон (иногда к каждому эпизоду), составл€ютс€ предварительный монтажный лист и световую и шумо-звуковую партитуры, осуществл€ют много других организационно-сценических дел.

BIM-менеджер

”€сн€ет вместе с руководителем проекта поступившую от заказчика задачу, затем самосто€тельно разбираетс€ в информационных требовани€х заказчика. ≈сли их нет или они Ђрасплывчатыеї, то BIM-менеджер сам определ€ет или усиливает уже свои требовани€ ко всем участникам информационного моделировани€, чтобы обеспечить решение поставленной задачи. » самое главное Ч определ€ет весь ход информационного моделировани€ дл€ выполнени€ проекта.

ѕри необходимости BIM-менеджер должен контактировать с заказчиком, чтобы лучше разобратьс€ в поставленной задаче, а заодно (это даже важнее) сориентировать требовани€ заказчика в правильном направлении.

ќднако в реальной практике BIM менеджера чаще всего не допускают к заказчику, так как считаетс€, что он Ђне понимает политики проектаї (которую Ђпонимаетї руководитель проекта).  онечно, BIM-менеджер не действует через голову руководител€ проекта, он согласует с ним свои действи€, но именно он, а не руководитель проекта, отвечает за успех информационного моделировани€.

ѕоэтому строить отношени€ с BIM-менеджером по принципу Ђделай то, что € скажу, остальное теб€ не касаетс€ї Ч тупик дл€ BIM. » из этого тупика потом несутс€ возгласы: Ђ¬аш BIM ничего не может!ї — таким же успехом можно не давать врачу разобратьс€ в вашей болезни, но советовать, как вас лечить, а потом жаловатьс€, что врач вас не вылечил.

“ак что BIM-менеджер должен быть первым в BIM-команде, кто у€снил Ђсверхзадачуї, причем в этом Ђу€сненииї он должен играть активную роль.

«атем определ€етс€ программное обеспечение, пригодное дл€ выполнени€ проекта. ѕо пон€тным причинам предпочтение может отдаватьс€ имеющемус€ в компании ѕќ, даже если оно дл€ конкретной работы не очень подходит. Ёто усложн€ет задачу информационного моделировани€.

»сполнители подбираютс€ BIM-менеджером (совместно с руководителем проекта) из своих сотрудников или со стороны, в зависимости от целесообразности и возможностей. ≈сли же нужны дополнительные сотрудники, да еще работающие на новом ѕќ, то также решаютс€ вопросы их подбора и дообучени€ с последующим включением в коллектив исполнителей. Ќо сам BIM-менеджер требуемое дообучение проводит очень редко, ему просто времени на все не хватит.

ѕараллельно разрабатываетс€ или уточн€етс€ регламент взаимодействи€ и форматы файлов дл€ участников проекта и внешних организаций, составл€етс€ примерный вариант плана реализации информационного моделировани€ (BEP, ѕ»ћ).

 ак видим, схемы и суть действий режиссера и BIM-менеджера на начальной стадии подготовки проекта или спектакл€ практически полностью совпадают.

–епетиционна€ стади€ спектакл€ и реализаци€ информационного моделировани€

–епетиции в театре

¬ театральной среде считаетс€, что репетиции важнее самого спектакл€, поскольку именно на репетици€х вырабатываетс€ и шлифуетс€ то, что потом зритель увидит на сцене. Ѕез репетиций спектакли не став€тс€. Ќо репетиции обычно проход€т без зрителей, это Ч внутренн€€ кухн€ театра, почти не доступна€ постороннему глазу.

ƒавайте рассмотрим основные виды репетиций.

»ндивидуальна€ репетици€ Ч фактически разговор режиссера с актером, позвол€ющий им добитьс€ большего взаимопонимани€. «десь многое зависит от личности (одаренности) и авторитета режиссера, хот€ возможен и обратный вариант.

 орректурна€ репетици€ св€зана со шлифовкой роли или номера, то есть небольшой части спектакл€. ќна может быть индивидуальной или групповой.

ћонтажна€ репетици€. ≈Є задачи: выстроить общую композицию, проверить совместимость эпизодов, все партитуры и монтажный лист, везде внести требуемые изменени€, при необходимости найти дополнительные средства дл€ обеспечени€ представлени€ в заданном темпо-ритме, увидеть и доработать слабые места в точности и синхронности исполнени€.

ѕрогонна€ репетици€ Ч исполнение и отработка представлени€ в его временной последовательности, шлифовка представлени€. ¬ результате прогонных репетиций можно вносить коррективы в работу, оптимизировать технические аспекты, улучшать хореографию и диалоги, а также синхронизировать выступление всех участников.

–ежиссер обычно продолжает работать с актерами и другими участниками после прогонных репетиций дл€ дальнейшего совершенствовани€ представлени€ и достижени€ желаемых результатов. “ака€ потребность сразу предусматриваетс€ в репетиционном плане, а сами прогонные репетиции идут без остановок, чтобы актеры привыкали к целостности сценического действи€ и его темпо-ритму.

ћонтировочна€ репетици€ Ч сборка и отработка взаимодействи€ сценического оформлени€, художественных и технических средств театрального зрелища. ¬ определенный планом-графиком срок, к которому должны быть готовы все элементы оформлени€ спектакл€, режиссер вместе с художником и техническими службами провод€т прогонную репетицию, на которой окончательно определ€ют декорационное и световое решение представлени€ и провер€ют техническую готовность всех элементов. «десь также отрабатываютс€ действи€, св€занные с переменой (перестановкой) деталей оформлени€ по ходу спектакл€.

—ветова€ репетици€. ≈Є цель Ч установка света, проверка костюмов и грима во врем€ сводной репетиции, когда присутствуют все исполнители.

Ќаконец, сама€ главна€ Ч сводна€ репетици€. Ќа ней режиссер собирает всЄ вместе, ввод€ также декорации, музыку и свет. »дет комплексна€ шлифовка представлени€. ѕо пон€тным причинам таких репетиций может быть несколько.


»так, мы видим, что в театре разработана продуманна€ система создани€ спектакл€ в виде последовательности репетиций разного уровн€ и предназначени€, которые включают в себ€ основную массу постановочных действий и дают итоговый результат, выпускаемый затем на сцену.

Ёти репетиции могут проводитьс€ под руководством самого режиссера или кого-то из его помощников, проходить со всем коллективом или его частью, проводитьс€ на сцене, с полным оснащением, а также в Ђоблегченномї формате или вообще в репетиционных комнатах. Ќо, как правило, режиссер стараетс€ всЄ сам видеть и непосредственно всем руководить. “ак что основное рабочее место режиссера в это врем€ Ч в репетиционном зале, на театральной сцене.


»нформационное моделирование

—уть работы по созданию информационной модели здани€ €вл€етс€ практически такой же, как при постановке спектакл€ в театре: основна€ т€жесть приходитс€ на репетиции. ќднако компьютерные технологии, на которых основываетс€ BIM, диктуют и позвол€ют реализовывать несколько иной формат репетиционных действий: участники проекта (отдельные Ђмоделировщикиї или целые коллективы) создают свои Ђфрагментыї или разделы общей модели, которые периодически (с оговоренной частотой и регламентом) вставл€ютс€ в сводную модель объекта дл€ координации всего процесса, корректировки совместимости и контрол€ выполнени€ работы и качества получаемого результата.

“аким образом, общее назначение репетиций остаетс€ практически тем же, но способ их проведени€ существенно мен€етс€.

»нформационное моделирование Ч это почти одновременна€ работа коллектива исполнителей над общей моделью по жестко оговоренным правилам взаимодействи€. ѕоэтому первейша€ задача BIM-менеджера Ч адаптировать существующий регламент такого взаимодействи€ к услови€м конкретного проекта (или разработать новый такой регламент), чтобы участники не мешали и тем более не вредили друг другу, и создать в используемых BIM-программах (в среде общих данных) основу дл€ сборки итоговой модели с подключением к ней всех участников проекта. ѕосле этого BIM-менеджер, то есть режиссер, уже каждый раз не собирает актеров на сцене дл€ репетиции, а просто обновл€ет вставл€емые ими (по оговоренному регламенту) части модели и видит на экране своего компьютера всю работу коллектива. Ёто же вид€т и его помощники. ј Ђсценойї дл€ всех €вл€етс€ среда общих данных.

“акой подход позвол€ет проводить любое количество Ђрепетицийї на любую тему, не отвлека€ исполнителей от основной работы, всесторонне изучать выполнение проекта и при необходимости делать исполнител€м соответствующие замечани€.

ќбычно перва€ больша€ проблема, решаема€ указанным способом, Ч поиск и устранение пространственных коллизий (недопустимых пересечений разных элементов модели или нарушение допустимых пространственных интервалов между этими элементами). ¬ театральной де€тельности это соответствует правильным перемещени€м актеров на сцене, попаданию в свет, не паданию в оркестровую €му и т. п. “акой поиск коллизий осуществл€етс€ BIM-менеджером или его помощниками по сводной модели в автоматическом режиме, по результатам руководитель проекта или BIM-менеджер дают поручени€ исполнител€м на устранение замечаний в отведенные сроки, после чего в сводную модель загружаютс€ исправленные компоненты, и поиск коллизий повтор€етс€.

≈сть и более сложные проверки на правильность прин€тых проектных решений при проектировании нового здани€ (например, соответствие нормам пожарной безопасности ширины эвакуационного выхода при предполагаемом количестве сотрудников на этаже и т. п.). “акие проверки также осуществл€ютс€ по сводной модели специализированными программами, которые сейчас посто€нно разрабатываютс€ и совершенствуютс€. ћожет быть и много других видов проверок, причем допустимы и Ђручныеї проверки сводной модели.

ќбразно говор€, такие репетиции провод€тс€ без актеров, но актеры узнают об их результатах и затем работают над устранением замечаний.

ќтдельно стоит сказать про организацию среды общих данных и еЄ наполнение необходимой дл€ моделировани€ информацией. Ёто в наибольшей степени соответствует монтировочным репетици€м.


ќсуществить такую организацию дела дл€ BIM-менеджера Ч задача не из легких, поскольку она св€зана как со спецификой проекта (моделируемого объекта и решаемыми задачами), так и с используемым программным обеспечением (насколько хорошо оно совместимо и соответствует решаемым задачам) и квалификацией (опытом) исполнителей, а также многими другими факторами. Ќо правильна€ реализаци€ таких действий (то есть организаци€ процесса информационного моделировани€) существенно повышает производительность труда коллектива.

≈ще раз повторимс€ Ч практически все проводимые проверки и действи€ (репетиции) осуществл€ютс€ под руководством BIM-менеджера (или его помощников) без участи€ непосредственных исполнителей. ƒругими словами, если Ђмоделировщикї идеально работает, то он теоретически за все врем€ работы над проектом может видеть перед собой только монитор своего компьютера. Ёто Ч дополнительна€ возможность организовывать еще и удаленную работу, когда исполнители наход€тс€ в разных помещени€х, городах или даже странах.

ќднако практика использовани€ BIM, наработанна€ Ђгени€миї, показала, что есть и Ђобратна€ сторона медалиї Ч така€ организаци€ работы на основе чисто Ђвиртуальныхї коммуникаций приводит к по€влению психологических проблем среди исполнителей: коллектив индивидуализируетс€ и в итоге просто Ђраспадаетс€ї.

ѕоэтому BIM-менеджеру рекомендуетс€ периодически проводить особый вид репетиций Ч Ђживыеї совещани€ с сотрудниками и исполнител€ми, даже если технически без этого можно обойтись. “ематика таких Ђпсихологических репетицийї может быть любой (можно просто спросить: Ђ ак дела?ї), лишь бы было живое общение руководителей с сотрудниками и сотрудников между собой, но это Ч об€зательный организационный компонент при использовании BIM.

ѕодобные Ђпсихологическиеї задачи также решают индивидуальные и корректурные репетиции, которые в BIM также нужны, но которым в современной практике информационного моделировани€ удел€етс€ незаслуженно мало внимани€.   тому же подобные Ђперсональныеї репетиции (совещани€, разговоры) BIM-менеджера с сотрудниками позвол€ют ему более точно знать и корректировать индивидуальную работу каждого Ђмоделировщикаї.

ѕри использовании BIM по€вл€етс€ еще один специализированный вид репетиций, св€занных с созданием Ђусеченнойї (упрощенной и т. п.) модели объекта дл€ передачи во внешние органы (государственные информационные системы, органы экспертизы и т. п.). ¬ театральной де€тельности это может соответствовать созданию Ђвыездногої варианта спектакл€ (Ђоблегченноеї оформление сцены, сокращение массовок и т. п.), но он обычно по€вл€етс€ после выхода Ђосновногої варианта, а при информационном моделировании это идет параллельно с основной работой либо осуществл€етс€ на какой-то еЄ стадии.

Ќаконец, при информационном моделировании активно используютс€ так называемые Ђпилотные проектыї, задача которых Ч отработать методы моделировани€ и взаимодействи€ при решении определенных задач. „аще всего пилотные проекты возникают на стадии внедрени€ BIM, но они могут потребоватьс€ и на крупных конкретных проектах дл€ отработки технологии работы с какими-то част€ми или тематическими вопросами моделировани€.

¬ театральной практике таких репетиций в €вном виде нет, но есть экспериментальные студии и площадки, а также текущие репетиции, если режиссеру потребуетс€ от актеров определенна€ Ђимпровизаци€ї.

≈сли теперь подвести итог по сравнению репетиционной стадии в театре и при информационном моделировании, можно увидеть много как специфичного, так и общего, причем более продолжительный театральный опыт €вно пригодитс€ при использовании Ђболее молодогої BIM.

ЂЌе верю!ї

Ќаверное, любой из нас слышал это высказывание как Ђвизитную карточкуї системы —таниславского. ƒействительно, ЂЌе верю!ї Ч любима€ фраза  .—. —таниславского, произносима€ им на репетици€х, когда игра актера ему не нравилась. Ёто было результатом перевоплощени€ —таниславского в зрител€ и его взгл€дом на спектакль со стороны.

—егодн€ уже хорошо известно, что театральные режиссеры владеют всем богатством русского €зыка в вопросах характеристики персонажей или их взаимодействи€ с другими персонажами, целеуказани€, по€снени€, оценки (негативной или позитивной) дл€ актеров или других задействованных в спектакле работников и т. п., то есть в общении с другими людьми. Ќо так получилось, что больше всего из этого театрального лексикона известна фраза ЂЌе верю!ї.

ј что говорить BIM-менеджеру в минуты напр€женной работы над проектом? Ќа самом деле пригоден и используетс€ практически тот же набор фраз, что и в театре. ј ЂЌе верю!ї в лексике BIM-менеджеров по€вл€етс€ чаще всего при знакомстве с очередными нормативно-техническими документами по BIM в –оссии.

Ќо не менее часто чем возглас ЂЌе верю!ї у BIM-менеджеров должен возникать вопрос Ђ«ачем это делаетс€?ї, особенно при разработке тех или иных элементов информационной модели. Ёто вообще должен быть основной рабочий вопрос, как ЂЌе верю!ї у —таниславского. ѕоскольку главное в информационном моделировании Ч это прагматизм и здравый смысл.

“ак чему же верить?

ћы представили на суд читателей достаточно беглое сравнение театральной де€тельности при постановке спектаклей и применени€ технологии информационного моделировани€ при работе со строительными объектами. ¬ результате напрашиваютс€ два вывода.

ѕервый вывод: эти два вида де€тельности очень похожи.

Ќо театральна€ имеет многовековую (тыс€челетнюю) историю, поэтому может (и должна) помочь BIM определить правильные тенденции дальнейшего развити€ и совершенствовани€.

¬торой вывод: дл€ BIM нужна сво€ система —таниславского, которую еще предстоит разработать.

Ќынешнее развитие BIM в –оссии (и не только в –оссии) имеет €вный крен в сторону формализации и администрировани€, особенно в работе BIM-менеджера. ј в по€вл€ющихс€ в нашей стране нормативно-технических документах BIM (то есть “»ћ) рассматриваетс€ в основном как нова€ форма отчетности: что, куда и в каким виде предоставл€ть.  онечно, это нужные и правильные требовани€, но они минимальным образом способствуют развитию самой технологии информационного моделировани€. ¬ итоге сегодн€ мы имеем Ђбег на местеї в целом дл€ информационного моделировани€ в строительной отрасли.

BIM и “еатр

–ис. 15. —реди вы€вленных ошибок при переходе на BIM одной из самых опасных €вл€етс€ Ђсведениеї этой технологии к выполнению формальных правил предоставлени€ информации в контролирующие органы.

„тобы выправить этот крен, надо повернуть наши взоры к самой технологии, к непосредственным исполнител€м информационного моделировани€, их подготовке, квалификационному совершенствованию и инициативной, даже импровизационной работе.

Ќо повышение творческого потенциала исполнителей (Ђмоделировщиковї и BIM-менеджеров) Ч это и есть главное предназначение системы —таниславского. ѕричем не только первоначальное обучение, хот€ оно сюда тоже попадает, а именно повышение индивидуального мастерства и творческого потенциала всего коллектива.

 онечно, все театры Ч разные, и дл€ кого-то форма Ђдетского утренникаї €вл€етс€ высшим про€влением театрального искусства, особенно если другого от них и не требуетс€. Ќо если смотреть на всю отрасль, то надо ориентироватьс€ на лучшее Ч только так можно гарантированно добитьс€ общего успеха.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: BIM? ¬ерю!
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

IT-вендоры часто симулируют использование »» — –упиндер “ара (22 марта 2024)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.