¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ –екламодател€м
—татьи

25 марта 2024

BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 2

»нтерпретаци€ системы —таниславского дл€ BIM

ћари€ «олотова, —офь€ ћинина, ¬ладимир “алапов

ћари€ «олотова —офь€ ћинина ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ћари€ «олотова Ч BIM-специалист строительной компании, по первому образованию Ч театральный режиссер, —офь€ ћинина Ч BIM-менеджер, по второму образованию Ч психолог, ¬ладимир “алапов Ч BIM-эксперт, всего одно образование Ч математик.


—м. также BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 1,
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3,
»нформационное моделирование: кто Ђплатит и заказывает музыкуї?
BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 5.


«ададимс€ вопросом, нужна ли дл€ BIM сво€ Ђсистема —таниславскогої, а если нужна, то насколько она должна быть похожа на Ђнасто€щуюї систему —таниславского.

ѕри этом по аналогии с театром будем считать, что Ђгени€мї никака€ система не нужна.   счастью, Ђгенииї в нашей стране есть, и они умеют использовать BIM, причем порой на самом высоком мировом уровне. ѕри этом они (это же Ђгенииї!) внимательно изучают чужой опыт, как положительный, так и отрицательный, и учитывают его в своей практике.

ћы же обратим основное внимание на Ђобычныхї, то есть самых многочисленных участников строительной индустрии, которые ждут помощи, советов, а то и просто указаний на нелегком пути к информационному моделированию.

BIM Ч это искусство возможного

Ћюба€ организаци€, в том или ином виде использующа€ BIM или только пытающа€с€ это делать, сталкиваетс€ с трем€ основными ограничени€ми: бюджет компании (деньги), возможности имеющегос€ в компании ѕќ (вообще возможности имеющихс€ в мире BIM-программ) и BIM-квалификаци€ сотрудников (более широко Ч наличие BIM-специалистов в отрасли). –ассмотрим эти ограничени€ более внимательно.

Ѕюджет компании

—овершенно логично, что он имеет жесткие рамки, обусловленные операционными возможност€ми и экономической эффективностью компании. ѕри наполнении и распределении бюджета главенствуют прагматизм и реализм в сочетании с управленческими навыками руководства организации.

ѕереход на BIM всегда требует затрат, порой немалых, да и само использование информационного моделировани€ может повышать текущий уровень операционных расходов. ѕравда, от Ђгениевї мы знаем, что доходна€ часть де€тельности при использовании BIM увеличиваетс€ еще больше, но это у Ђгениевї, которые все умеют. ƒл€ большинства же Ђпростыхї участников переход на BIM Ч это просто большие затраты. » эти затраты надо как-то оптимизировать, чтобы не вылететь из бюджета.

 онечно, существует много рекомендаций, как наиболее рационально переходить на BIM, но затраты всЄ равно будут, и это не нравитс€ большинству руководителей компаний. “ак что борьба за увеличение бюджета в сторону BIM Ч это долгое противосто€ние с Ђконсерваторамиї на невыгодных услови€х и не€сным результатом.

¬озможности имеющихс€ в компании компьютерных программ

∆елаемые (иногда сказочные) ожидани€ от информационного моделировани€ всегда опережают реальные возможности компьютерного инструментари€, созданного дл€ BIM. ѕоэтому мы посто€нно слышим нытье BIM-скептиков, что при работе с программами посто€нно приходитс€ что-то Ђдопиливатьї. ќтвет на такие Ђобидыї может быть только один, и он давно известен: Ђѕри информационном моделировании всегда придетс€ что-то допиливать, поскольку наши запросы и мечты посто€нно бегут впереди возможностей компьютерных программ!ї

ќднако программы, которые могут (наконец!) делать то, чего не делали раньше, регул€рно по€вл€ютс€. Ќо здесь включаетс€ второй уровень ограничений Ч эти программы еще надо купить, причем цена на них часто превышает разумную (экономически оправданную), и мы снова попадаем в реальность ограничений бюджета и борьбу за деньги.

 валификаци€ сотрудников

Ёто сегодн€ сама€ больша€ проблема дл€ BIM: специалистов, нормально владеющих технологией информационного моделировани€, катастрофически мало, и брать их негде. ’от€ у Ђгениевї эти специалисты почему-то есть, и они их продолжают где-то находить. Ќо это Ђгенииї, у них все по-другому, хот€ и они иногда жалуютс€ на трудности.

BIM и “еатр

–ис. 11.  ак утверждают британские ученые, гений Ч это результат правильного питани€ в детском возрасте, которое затем переноситс€ на всю оставшуюс€ жизнь. Ќо еще нужен ум.

≈сть еще четвертый тип ограничений: сложившиес€ заблуждени€ о BIM в нынешнем строительном сообществе, которые существенно Ђупрощаютї реальные задачи, а потому весьма попул€рны и привлекательны. —реди таких заблуждений прежде всего можно выделить:

  • дл€ BIM достаточно BIM-стандарта, BIM-менеджера, а также умени€ писать EIR, BEP и некие подобные документы;
  • весь BIM описываетс€ в периодически по€вл€ющихс€ нормативных документах типа —ѕ (—водов ѕравил);
  • весь BIM описываетс€ в периодически по€вл€ющихс€ требовани€х органов экспертизы;
  • вообще BIM нужен только органам экспертизы;
  • эту программу можно купить, надо только, чтобы кто-то сказал, какую именно программу покупать.

ћы не будем разбирать четвертый тип ограничений, нос€щих субъективный и во многом непрофессиональный характер. ј вот первые три: бюджет, программы и кадры Ч это серьезно.


ќтметим сразу, что дл€ повышени€ функциональной эффективности существующего ѕќ у большинства проектно-строительных и эксплуатирующих организаций своих возможностей нет. ј те немногие, кто всЄ же позвол€ет себе разработку собственных плагинов или управленческих оболочек, неминуемо попадают в первое ограничение Ч бюджет, поскольку такие разработки окупаютс€ только при массовом применении.

ѕоэтому, перефразиру€ известное высказывание кн€з€ ј.ћ. √орчакова о дипломатии, можно сказать, что ЂBIM Ч это искусство возможногої.

“еперь вернемс€ ненадолго к театру.  онцепци€ Ђбедного театраї возникла у ≈жи √ротовского не из-за какой-то пресыщенности деньгами, а просто потому, что большую часть своей театральной де€тельности он вынужденно провел в услови€х скудного финансировани€, но надо было как-то выкручиватьс€ и развиватьс€. “ак что театр Ч это тоже искусство возможного.

Ќадо ли нам тогда по аналогии с театром создавать концепцию Ђбедного BIMї? ƒл€ кого-то Ч надо, и это даже периодически обсуждаетс€. ƒл€ остальных же Ч не стоит. Ћучше смотреть вперед, а не назад. ƒело в том, что BIM, в отличие от театра, создано дл€ коммерческих проектов и при правильной реализации существенно повышает их эффективность. “ак что про Ђбедностьї тут говорить не перспективно, а вот про правильность применени€ (то есть про повышение прибыли) говорить можно и нужно. ¬едь принцип прагматизма, в том числе и по отношению к затратам и результатам Ч один из основных в BIM.

„то же у нас остаЄтс€, чтобы надежда не угасла? ќстаетс€ третье ограничение Ч кадры. –ешение кадровой проблемы можно сделать менее затратным по сравнению с первыми двум€ ограничени€ми, но более эффективным и доступным. Ёто тот случай, когда отсутствие денег можно компенсировать присутствием ума. ’от€, конечно же, хорошим работникам надо хорошо платить, так что совсем без денег здесь ничего не получитс€. Ќо ведь хороший работник и работает лучше!

√лавна€ иде€ Ч не набирать Ђтупої сотрудников на высокие оклады, а способствовать росту их мастерства и квалификации, делать их труд более творческим, а вот стремление к этим успехам уже стимулировать повышением зарплаты. Ќо такое повышение будет уже совершенно естественным и экономически оправданным, поскольку более квалифицированный сотрудник приносит больше пользы.

¬ообще же работа по наращиванию творческого потенциала сотрудников должна стать главным (перспективным) направлением развити€ BIM.

¬от тут как раз и стоит обратитьс€ к театру, к его долгому и положительному опыту, а именно Ч к системе —таниславского, главна€ цель которой Ч развитие и повышение мастерства театральных кадров.

—истема —таниславского дл€ BIM

»так, повышение мастерства непосредственных исполнителей информационного моделировани€ Ч это то, что можно реализовать дл€ организации сравнительно недорого, но это то, что в итоге компенсирует нехватку бюджета и недоработки компьютерных программ (ум всегда лучше, чем деньги, особенно если денег нет).

ƒл€ BIM непосредственные исполнители Ч это в первую очередь р€довые сотрудники (моделировщики), а также BIM-менеджеры, что соответствует актерам и режиссерам в театре.

ѕри этом уточним, что под BIM-менеджером мы понимаем не заместител€ директора организации по цифровизации (заместител€ директора театра по постановочной части), а заместител€ руководител€ проекта по информационному моделированию, то есть того, кто должен поставить весь процесс моделировани€ и создать итоговую информационную модель (поставить спектакль).


Ќачнем с актеров, то есть моделировщиков.

«десь схему системы —таниславского можно копировать почти полностью, но с разумными модификаци€ми.

¬ первую очередь дл€ всех участников процесса информационного моделировани€ должна быть €сна Ђсверхзадачаї Ч главна€ цель, дл€ достижени€ которой и примен€етс€ BIM.

ќна определ€ет, зачем ведетс€ моделирование и чего мы хотим с его помощью добитьс€. ѕонимание сверхзадачи открывает каждому моделировщику свободу творчества и поле дл€ приложени€ знаний и навыков. ќно минимизирует рутину, Ђвключает головуї участникам процесса информационного моделировани€, стимулирует импровизацию и эксперимент. ј также освобождает от ненужной работы, если эта работа не приводит к решению поставленных задач.

ƒальше идут три технологические составл€ющие мастерства моделировщика.

–емесло

Ёто об€зательный базовый уровень индивидуальной подготовки сотрудника: хорошее знание программ моделировани€ и их взаимосв€зей, умение создавать и редактировать библиотечные элементы, умение разбиратьс€ в Ђчужихї модел€х, опыт взаимодействи€ с остальными участниками проекта, профессиональное знание предмета моделировани€ и многое другое.

ƒл€ иллюстрации приведем случай из практики. —оздавалась модель существующего здани€ (пам€тника архитектуры). ¬ стены вместо окон 19 века сотрудником были вставлены современные стандартные рамы новосибирского завода ЂЅольшевикї. Ќа вопрос: Ђ„то это такое?ї последовал ответ: Ђƒругих окон в библиотеке элементов не былої. Ёто означает, что сотрудник не соответствует основному Ђремесленномуї уровню, он не умеет создавать нужный библиотечный элемент и даже не рассматривает такую возможность. Ёто также означает, что сотрудник не понимает сверхзадачу: создать достаточно точную модель пам€тника архитектуры, а не смоделировать здание, похожее на наш пам€тник по количеству окон.

Ќаработка вариантов и способов моделировани€ (представлени€)

ѕрактически люба€ задача информационного моделировани€ может решатьс€ несколькими способами, каждый из которых надо достаточно хорошо представл€ть (или даже проработать) при подготовке к основному моделированию. ѕоследнее необходимо дл€ понимани€, какой из способов лучше всего подходит дл€ решени€ поставленной ближайшей задачи, а также наиболее перспективен дл€ дальнейшего использовани€ модели (сверхзадачи). ’ороший BIM Ч это игра в шахматы, где надо уметь думать на несколько шагов вперед.

¬ театре варианты и наработки по€вл€ютс€ на репетици€х, в информационном моделировании Ч при предварительной проработке проекта. ѕри этом не надо бо€тьс€ проработать п€ть вариантов, хот€ в итоговую модель пойдет только один. ќстальные варианты не пропадут. ќни либо пойдут в другие работы, либо останутс€ с пометкой Ђтак делать не стоитї, что оп€ть же сэкономит врем€ в дальнейшем.

»скусство моделировани€ (дл€ актеров Ч искусство переживани€)

ќсновное моделирование предполагает выбор итогового способа или варианта из ранее рассмотренных, который наилучшим образом подходит дл€ решени€ поставленной задачи. ƒл€ этого надо глубоко погрузитьс€ в задачу и представл€ть еЄ шире рамок своего Ђчертежного листаї.

≈сли предварительна€ постановка задачи оставл€ет какие-то моменты не€сными, то надо про€вить инициативу и разобратьс€ (вместе с BIM-менеджером, заказчиком, партнерами и т. д.) в возникшем вопросе, а не создавать часть модели по принципу Ђмы раньше всегда так делалиї. ѕоследнее относитс€ к Ђштампамї и губительно как дл€ театра, так и дл€ информационного моделировани€.

BIM и “еатр

–ис. 12. ќшибка моделировани€: под р€дом кирпичной кладки виден слой раствора, чего в жизни не бывает. ѕричина: здание (пам€тник архитектуры) моделировалось по реальным размерам кирпича 19 века, а используема€ дл€ визуализации текстура кирпичной кладки (из библиотеки программы визуализации) была создана дл€ современного размера кирпича. ѕоэтому используема€ текстура требует дополнительной корректировки. “акие ошибки вы€вл€ютс€ при предварительной работе (в театре Ч на репетици€х), чтобы потом не по€витьс€ в основной модели (на сцене).

ќб адаптации системы —таниславского дл€ BIM можно написать еще очень много, здесь места точно не хватит, понадобитс€ дополнительна€ стать€, а потом и книга.

“ем не менее ещЄ некоторые аналогии между театром и BIM ввиду их особой важности мы отметим именно здесь.

ЂЅиомеханикаї ћейерхольда Ч в нашем случае это искусство создани€ и использовани€ заранее отработанных библиотек элементов и даже отдельных сценариев действий дл€ BIM. ѕричем предполагаетс€ не Ђтупоеї накопление и складирование всего, что по€вл€етс€, а вдумчивое (критическое) воспри€тие, адаптаци€ под свои задачи и правильное применение наработанного материала.

ѕри этом просто Ђштампыї и Ђзажимыї в массовом применении крайне опасны (окна завода ЂЅольшевикї не всем подход€т!), они могут погубить BIM как перспективную технологию, поскольку свод€т информационное моделирование к простому (даже механическому) тиражированию типовых решений и даже Ђпроектов повторного применени€ї, фактически Ђскатыва€ї строительную индустрию на уровень вчерашнего или даже позавчерашнего дн€.   сожалению, тенденци€ замены BIM на примитивное повторное применение ранее созданного сейчас в некоторых кругах в нашей стране довольно попул€рна, что весьма опасно дл€ общего развити€ технологии информационного моделировани€.

ЂЅедный театрї Ч концепци€, в которой дл€ BIM содержитс€ много рационального, прежде всего умение решать поставленные задачи, но при этом укладыватьс€ в бюджет. ќднако у ≈жи √ротовского есть еще одна замечательна€ иде€ Ч возвращение актеров в детство, когда Ђштамповї и Ђзажимовї еще не было. ƒл€ BIM это можно интерпретировать как начало любой работы с концептуального, эскизного моделировани€, первоначальной проработки моделированием самой идеи проекта. “акой подход облегчает нахождение итогового решени€ дл€ поставленной Ђсверхзадачиї и сокращает усили€ на его реализацию.

Ќаконец, единение актера и зрительного зала. ќдна из форм такого единени€ в BIM уже давно сформулирована и называетс€ интегрированным выполнением проекта (IPD), когда заказчики и исполнители (подр€дчики с разных этапов) вместе, с первого дн€, работают над проектом.   сожалению, в мире воспри€тие BIM в св€зке с IPD пока еще встречаетс€ достаточно редко (конечно же, у Ђгениевї все это уже есть), в нашей стране об этом пока вообще не говор€т. “о есть IPD еще не стало элементом BIM высокого уровн€. Ќо всЄ это, как мы видим, чЄтко укладываетс€ в систему —таниславского, так что неизбежно придет и в нашу практику BIM.

Ќу и конечно же, дл€ BIM нужен Ђспектакль-праздникї.  стати, Ђгенииї давно уже пон€ли, что экономическа€ эффективность проекта Ч это деньги, а деньги Ч у заказчика, так что заказчику надо правильно и эффектно все преподнести (и результат, и процесс). ќн должен расставатьс€ со своими деньгами с чувством глубокого удовлетворени€.

» умело используемый BIM (Ђпогул€тьї по модели, увидеть ассоциативную св€зь между изменени€ми конструкции и расходами, выбрать оптимальный вариант, увидеть изменение спецификации и сметы и т. п.), открытый, эффективный и доверительный, с импровизаци€ми (то есть предварительной проработкой проекта) и последующим контролем исполнени€ работы существенно помогает этому.

ј фокусировка на типовых узлах и Ђпроектах повторного применени€ї, наоборот, всЄ портит. «аказчик при всей его прижимистости в глубине души хочет Ђживописьї, а не рисунки по Ђофицерской линейкеї. “ак что даже Ђпроекты повторного применени€ї надо уметь преподнести.


„итайте продолжение: BIM и “еатр: искусство возможного. „асть 3


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ђ” нас сейчас есть реальна€ возможность их обогнатьї
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2024 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.