¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

24 €нвар€ 2016

ѕроблема тендерных торгов в строительстве и предложени€ по совершенствованию законодательства о закупках

ƒмитрий  уликовский

ƒмитрий  уликовский

ќт редакции isicad.ru: ѕубликуема€ сегодн€ треть€ стать€ цикла публикаций автора о проблемах строительства иллюстрируетс€ законодательством –еспублики Ѕеларусь (–Ѕ), однако, в своей сегодн€шней переписке с нами, ƒ.  уликовский напомнил, что в предыдущих стать€х цикла упоминалась схожесть ситуации на стройках наших стран. ƒмитрий также написал, что на уровне министерства –Ѕ ему сообщили о возможности по€влени€ разъ€снений по применению пунктов 1.4 и 1.10 ”каза ѕрезидента –Ѕ є26 от 14 €нвар€ 2014 г, из которого следует, что проектировщики могут закладывать в проект указани€ конкретного технологического оборудовани€ изделий (в том числе, от конкретных поставщиков). ƒанные разъ€снени€ будут касатьс€ того, что понимать под технологическим оборудованием, необходимым дл€ учета при разработке проектной документации, а также других правоприменительных вопросов.

ќригинал этой статьи опубликован на замечательном портале AiS Ч Ђјрхитектура и строительствої (республика Ѕеларусь).

¬ предыдущих стать€х (Ђ—истемный кризис в строительстве и постановка целей дл€ его преодолени€ї а также Ђѕринципы организации строительства и закупок при работе по BIM-технологииї), были рассмотрены основные проблемы строительной отрасли, предложены направлени€ (цели) еЄ развити€ и наиболее перспективные, с точки зрени€ автора, инструменты достижени€ этих целей.

¬ завершающей статье цикла показана св€зь между законодательными структурными ограничени€ми и снижением рентабельности проектных и строительных компаний, а также увеличением сроков строительства. “акже предложены к рассмотрению конкретные предложени€ по совершенствованию законодательства с целью интенсификации (ускорени€) проектно-строительного производства, значительного снижени€ издержек и повышени€ эффективности строительства.

Ѕесперебойное снабжение строительными материалами и другими ресурсами €вл€етс€ основным фактором реализации строительного проекта в срок. “акое бесперебойное снабжение можно обеспечить только благодар€ заблаговременному (ещЄ на этапе проектировани€), планированию поставок, прив€занному к конкретным материалам, оборудованию и исполнител€м.

¬ частности, при выборе таких материалов, как панели, при панельном домостроении, целесообразно проектировать объекты под продукцию конкретных домостроительных комбинатов и заказные элементы конструкции объекта разрабатывать с учЄтом возможностей выбранных производителей железобетонных изделий. ¬ыбор производител€ до начала проработки проекта позволит создать информационную модель с точными сведени€ми о тех материалах, которые будут произведены и поставлены. ¬ графиках производства работ, будут учтены все временные показатели по выпуску продукции производителем.

—уществующа€ практика проведени€ тендерных торгов, закреплЄнна€ законодательно, не удовлетвор€ет требовани€м качества проектировани€, интенсификации производства и обеспечени€ своевременности и качества поставок.

«адержки снабжени€ вызваны двум€ основными причинами Ц во-первых тем, что торги происход€т после этапа проектировани€, когда работа уже ведЄтс€, а тот или иной материал Ђнужен был вчераї, и во вторых Ц демпинг на торгах, так как в соответствии с текущим законодательством главным критерием отбора поставщиков €вл€етс€ наименьша€ цена.

Ёто влечет за собой лихорадочный поиск поставщиков в последний момент и высокую веро€тность возникновени€ задержек (практически неминуемых), ведь поставщики, давшие наименьшую цену, эконом€т на логистике, складах, других расходах и часто не в состо€нии обеспечить свои об€зательства в срок, не говор€ уже о должном качестве продукции.  роме того, это негативно сказываетс€ на капитализации производителей и поставщиков, а также их налогооблагаемой базе, что, соответственно, приводит к задержке развити€ компаний и снижению доходов государственного бюджета.

“акже, любой товар требует определЄнного периода поставки, а в случае проведени€ торгов по ходу строительства, этот период всегда будет ложитьс€ на общее врем€ исполнени€ проекта, увеличива€ издержки и потери, вместо того, чтобы организовывать поставку заранее к конкретному сроку.

—ерьезнейшей причиной множества проблем в строительстве, €вл€етс€ то, что в насто€щее врем€ отечественное законодательство запрещает указание в проектной документации конкретных поставщиков и производителей. “ендеры провод€тс€ на основе неполной информации об объекте поставки и его характеристиках, что приводит к несоответствию свойств закупленного материала и оборудовани€ показател€м, изначально запроектированным инженерами.

«десь необходимо учитывать фактор времени жизни объекта ∆изненный цикл (∆÷) и вытекающие отсюда величины издержек от непродуманных решений, не учитывающих совокупную стоимость владени€ (Total Cost of Ownership, TCO) [см. —тать€ 1, прим 3]. ¬ “—ќ, большую часть составл€ют издержки во многом не относ€щиес€ напр€мую к расходам на строительство, а складывающиес€ из расходов св€занных с просто€ми, ошибочными решени€ми и их ликвидацией, налоговыми и страховыми затратами, расходами на обслуживание кредитов, расходами на эксплуатацию объекта и т.д. ¬ажной статьЄй издержек и удорожани€ “—ќ €вл€етс€ недополученна€ прибыль при продаже объекта недвижимости Ц то есть потребительские качества напр€мую вли€ют на его балансовую стоимость, а значит на прибыль владельца и доходы государственного бюджета. ѕри этом, в разрезе всего жизненного цикла объекта продолжительность процесса строительства составл€ет 1% срока эксплуатации, а на проектирование затрачиваетс€ только 3% времени от строительства. ѕри отсутствии системного подхода, неверно поставленна€ на начальных этапах задача и ошибочное решение по локальной экономии ценой в один рубль выливаетс€ в 250 рублей убытков при эксплуатации Ц ведь эксплуатаци€ длитс€ дес€тки и сотни лет.

»ногда потери только на стройплощадке, даже без учЄта —овокупной стоимости владени€ (“—ќ), экстраполированной на весь ∆изненный цикл объекта, вызванные перебо€ми в снабжении материалами и их ненадлежащим качеством, превышают саму стоимость этих материалов (рис.1).

“ендерные торги

–ис. 1. ¬еличина “—ќ

¬ этом контексте интересен американский опыт организации закупок по госзаказу. ¬ частности, существует мощна€ организаци€ GSA Ч U.S. General Services Administration, котора€ сертифицирует поставщиков и вносит их в базу данных компаний, закупки у которых освобождены от процедуры тендерных торгов. »ными словами, если поставщик имеет сертификат, то государственные организации могут приобретать его продукцию без торгов. “ака€ система позвол€ет значительно снизить издержки и накладные расходы, ускорить процесс закупок и поставок, централизованно отобрать самых надежных поставщиков и контролировать их действи€. Ќеобходимо заметить, что такой сертификат дл€ компаний €вл€етс€ очень престижным, и они делают всЄ возможное, чтобы его не потер€ть. [1] (см. также сноску [1], —тать€ 2)

¬сЄ сказанное выше о процедурах выбора поставщиков в такой же мере относитс€ к процессу выбора подр€дчиков. ¬едь назнача€ наименьшую цену, зачастую ниже себестоимости работ, подр€дчик рассчитывает на то, что Ђконей на переправе не мен€ютї, и он сможет всеми правдами и неправдами увеличить изначальную сумму контракта. Ќа примере банкротства крупнейших российских строительных компаний, участвовавших в подготовке сочинских ќлимпийских игр, видна несосто€тельность такого подхода. ¬ыход€ на тендер без тщательной проработки проектных решений, и подписавшись на минимальную сумму контракта, компании не смогли учесть всех рисков, дополнительных объемов работ и расходов, св€занных с недостаточной детализацией проектов.

¬ св€зи с этим, подр€дчики, также как и поставщики, должны выбиратьс€ ещЄ на стадии прин€ти€ концептуальных решений. ѕланирование (через моделирование) должно вестись от конечного примитива, например Ц базового библиотечного элемента монтажа и конечного результата базовой неделимой производственной операции (обратное планирование) с прив€зкой к ресурсам, оборудованию и возможност€м конкретного ѕодр€дчика Ц это позволит избежать многих рисков, оптимально адаптировать план работ и значительно интенсифицировать строительство.

—оздавать обратное пооперационное расписание производства работ без учЄта имеющихс€ у производител€ ресурсов, под идеальные, так называемые Ђнеизменные услови€ї, не целесообразно, поскольку найти потом исполнител€, отвечающего всем требовани€м по наличию у него необходимых ресурсов и владению определЄнными технологи€ми, будет весьма затруднительно. √ораздо более правильно будет организации-проектировщику вз€ть на субподр€д организацию производител€ работ и поручить ей, совместно с организацией-проектировщиком, разработать типовой проект производства работ, опира€сь на существующую реальность делопроизводства организации-подр€дчика и конкретные предложени€ строительных материалов, доступных в данном районе. “аким образом, проект будет реален в исполнении.

—троительные организации, освоившие современные технологии производства работ, обладают реальными сведени€ми об их себестоимости, проблематике осуществлени€ и имеют практический опыт в монтаже и наладке.  онструкци€ объекта имеет сильную зависимость от выбранной технологии его возведени€. ѕоэтому, учитыва€ опыт выбранной строительной организации, при проработке проекта от эскизной стадии к выпуску рабочей документации, принимаютс€ такие конструктивные решени€, которые в процессе строительства будут реализованы без задержек, св€занных с освоением новых технологий.

ѕримен€€ технологию информационного моделировани€ на ранних этапах реализации проекта и опира€сь на существующие нормативы, подр€дчики могли бы быстро оценить потенциальные опасности и свои возможности, получили бы инструмент опережающего планировани€ и мониторинга ситуации. ¬ дальнейшем, из заложенных в модель усредненных нормативов, примен€€ методики бережливого строительства Lean Construction [2], можно определить реальную производительность по каждой операции и внести в модель уточненные внутренние нормативы, учитывающие возросшую производительность труда и современные технологии. ѕри этом, высвободившиес€ ресурсы и дополнительна€ маржа позвол€т значительно улучшить технологическое и финансовое положение отечественных подр€дных организаций.

¬ыводы и предложени€

ѕодвод€ итог сказанному, можно утверждать, что некоторые нормы отечественного законодательства, актуальные в прошлом, вход€т в противоречие с развитием научно-технического прогресса и информационными технологи€ми, изменившими практически все отрасли мирового производства. ƒо недавнего времени строительство оставалось на задворках информатизации, но это врем€ прошло Ц и текуща€ стагнаци€ отрасли, тому пример.

—тановитс€ очевидным, что необходимо рассмотреть вопрос о приведении законодательства в соответствие с актуальным мировым уровнем развити€ технологий. ¬ противном случае на нашей территории строить будут другие Ч кто не развивает свои технологии и компании, будет привлекать и оплачивать чужие.

¬ насто€щее врем€ ћинторг, который €вл€етс€ уполномоченным госорганом по государственным закупкам, ведЄт работу над проектом изменений в «акон от 13.07.2012 є 419-« Ђќ государственных закупках товаров (работ, услуг)ї.

ѕричЄм многие нормы в готов€щемс€ документе не учитывают специфику проектно-строительного производства. Ќе говор€ уже о перспективных технологи€х организации строительства. ј ведь закупка комбикорма, например, неверо€тно отличаетс€ от сложнейшего процесса определени€ архитектурного облика, подбора доступных конструктивных элементов, расчЄта конструктива здани€, создани€ технологических карт, своевременной логистики и монтажа строительных материалов согласно ѕлану производства работ.

ѕоэтому –абоча€ группа по внедрению BIM&IPD технологий при ћеждународной академии архитектуры [3], совместно с Ѕеларуским академическим ÷ентром ћјјћ и ќјќ Ђ»Ќ ќ“≈’ї, определ€ющим политику информатизации строительной отрасли, выработали и предлагают к обсуждению следующие предложени€:

1. ѕредлагаетс€ законодательно закрепить возможность, дл€ компаний, использующих BIM технологии (согласно ѕриказа ћинстройархитектуры є є 298 от 27 окт€бр€ 2014 г.), проведени€ конкурсов на выбор подр€дчиков и поставщиков строительных материалов сразу после создани€ эскизного проекта и прин€ти€ основных концептуальных решений.

2. “акже дл€ таких компаний разрешить указание конкретных поставщиков и производителей, выигравших конкурс на этом этапе и применение в проектной документации их конкретной продукции и материалов. ѕри этом:

  •  ритери€ми отбора производителей и поставщиков €вл€ютс€ согласие вести информационное обеспечение проекта вплоть до окончани€ его строительства, поддерживать, отслеживать и провер€ть достоверность информации, за которую отвечает производитель, сроки гарантии, технические характеристики продукции, отпускна€ цена, размер добавленной стоимости к стоимости поставл€емых компонентов, дислокаци€ производства, комплекты технологических карт, описаний конструкции или других документов, позвол€ющих составить представление о предлагаемых конструктивных решени€х и избыточную спецификацию материалов и оборудовани€, которые предполагаетс€ использовать в ходе реализации проекта.

    ¬ыбор производител€ до начала проработки проекта позволит создать информационную модель с точными сведени€ми о тех материалах, которые будут созданы. ¬ графиках производства работ, будут учтены все временные показатели по выпуску продукции производителем.

  •  ритерии отбора подр€дчиков Ч отбор производитс€ по таким параметрам как стоимость конкретных операций (единичные расценки), процент рентабельности при оценке своих затрат, состо€ние ресурсов (средства механизации, рабоча€ сила), дислокаци€ основных ресурсов, партнЄрские отношени€ с другими организаци€ми, перечень освоенных технологий и пр. Ёто позволит избежать многих рисков, оптимально адаптировать план работ и значительно интенсифицировать строительство.

3. ќпределить, что тендер должен проводитьс€ не столько на поставку оборудовани€, материалов ресурсов и технологий, сколько на компетенции и возможности участи€ в ѕроекте.

Ёто означает, что в конкурсе принимаютс€ в расчЄт не заслуги или величина организаций (они уже прошли предварительный отбор через аттестацию, поэтому их можно считать уже прошедшими предквалификацию), а рассматриваютс€ ресурсы и технологии которые предлагаютс€ организаци€ми. “о есть конкурс идЄт по —писку ресурсов и цен и Cписку технологий, в независимости от того, какой организации они принадлежат.

4. –азработать –екомендации по проведению тендеров в услови€х интенсивного проектного производства, где ввести новые критерии, новые методы организации торгов, учитывающие наступление нового технологического уклада. –азработать систему организации торгов на проектах, реализуемых по BIM-технологии в соответствии со следующими этапами:

Ётап 1 Ц —огласно проектным решени€м формирование сметы по укрупнЄнным нормам

Ётап 2 Ц ѕо данным архитектурной части проекта создаЄтс€ информационна€ модель конструкции (Ђмодель телаї).

Ётап 3 - Ђћодель телаї разбиваетс€ на группы элементов по принадлежности к суточным производственным задани€м.

Ётап 4 Ц ¬ рамках директивных сроков заказчика создаЄтс€ график производства работ состо€щий из производственных заданий (нар€дов), так называема€ Ђмодель действийї.

Ётап 5 Ц график потребности в материалах, полученный в результате планировани€ работ, выкладываетс€ на сервер, где поставщики определ€ют графики поставок и графики оплаты (рис.2).

Ётап 6 - графики оплаты и графики поставок согласовываютс€ с заказчиком. √рафик производства работ корректируетс€ под согласованные графики поставок (рис. 3).

Ётап 7 - ¬ыполн€ютс€ работы по подготовке к строительству. ќсуществл€етс€ производство работ с использованием самых современных технических средств св€зи и технологий взаимодействи€

“ендерные торги

–ис. 2. ќкно согласовани€ графиков поставок с поставщиками

“ендерные торги

–ис. 3. —корректированный с поставщиками график работ

ѕримечани€

ѕримечание 1: ¬ —Ўј GSA (General Services Administration Ц федеральное управление служб общего назначени€), €вл€етс€ головной организацией, организующей закупки из ‘едерального бюджета и устанавливающей их правила. ¬ зоне ответственности GSA Ц все строительство и эксплуатаци€ федеральных зданий и сооружений —Ўј http://www.gsa.gov/
а). —м. также: сноска [1], √лава 2

ѕримечание 2: Lean construction представл€ет собой управленческую стратегию бережливого производства в строительной области, направленную на повышение эффективности всех этапов строительства.  онцепци€ Lean заключаетс€ в особой трактовке пон€тий Ђценностьї и Ђпотериї, а также в использовании современных инструментов дл€ повышени€ эффективности всех процессов. ќсобое внимание удел€етс€ сокращению простоев и потерь на всех участках производственного процесса.

ѕримечание 3: ћеждународна€ јкадеми€ јрхитектуры (International Academy of Architecture, сокращенно ћјј/IAA) была основана как общественна€, неправительственна€ некоммерческа€ организаци€ 21 сент€бр€ 1987 года ”чредительным собранием на своей первой пленарной сессии при поддержке ’авьера ѕереса де  уэль€ра Ч генерального секретар€ ќќЌ, јмаду ћахтара ћ. Ѕоу Ч генерального директора ёЌ≈— ќ и јркота –амачандрана Ч исполнительного директора ÷ентра ќќЌ по населенным пунктам Habitat. ќфис IAA расположен в —офии (Ѕолгари€).

IAA €вл€етс€ преемницей традиций ћеждународных конгрессов современной архитектуры (CIAM), одним из основателей которых был Ў. Ч Ё. ле  орбюзье, а также архитектурного движени€ 1970-х годов, основанного архитекторами-метаболистами, и €вл€етс€ новым историческим этапом интеграции интеллектуальной архитектурной мировой элиты. ќсновными цел€ми IAA €вл€ютс€:

  • стимулирование развити€ архитектуры, градостроительства и архитектурной теории;
  • содействие развитию архитектурного образовани€;
  • организаци€ курсов и семинаров дл€ молодых талантливых архитекторов со всего мира;
  • поддержка и распространение программ, деклараций и меропри€тий ќрганизации ќбъединенных Ќаций;
  • организаци€ международных конференций и совещаний;
  • организаци€ и проведение в —офии ¬семирной выставки-конкурса архитектуры Ђ»нтерархї.

јкадеми€ реализует программы в области устойчивого развити€ архитектуры и городского планировани€, архитектурной теории и ее применени€, архитектурного обучени€ и информировани€ и т. д. –уковод€щими органами IAA €вл€ютс€ √енеральна€ ассамбле€ и јкадемический совет. јссамбле€ проводитс€ каждые три года, в ней участвуют все члены јкадемии из 39 стран мира (69 академиков и 81 профессор). ќни утверждают и внос€т поправки в уставные документы, избирают новых академиков и профессоров, ”ченый совет и его председател€. —реди академиков IAA много всемирно известных мастеров, в том числе работающих в –оссии, странах —Ќ√, ≈вропы и јзии: «аха ’адид, Ёрик ван Ёгераат, Ќорман ‘остер, ћарио Ѕотта, ƒоминик ѕерро, ћанфреди Ќиколетти, √еоргий —тоилов и другие. ¬ год образовани€ јкадемии на основе соглашени€, подписанного президентом IAA √еоргием —тоиловым и президентом (первым секретарем правлени€) —оюза архитекторов ———– ёрием ѕлатоновым, было аккредитовано первое в истории IAA представительство в ћоскве. Ќа его базе спуст€ п€ть лет, в 1992 году, было открыто региональное отделение ћеждународной академии архитектуры в ћоскве (ћјјћ/IAAћ), представл€ющее эту организацию в странах —Ќ√ и других регионах мира. ѕрезидентом ћјјћ €вл€етс€ академик IAA ёрий ѕлатонов. ѕозже были созданы другие региональные отделени€ IAA: в ѕариже (руководитель Чакадемик IAA ѕ. Ч ј. ƒюфетель), –оттердаме (руководитель Ч академик IAA я. ’оогстад), “окио (организатор Ч академик IAA  .  икутаке), —Ўј (руководитель Ч академик IAA Ѕ. —пенсер), –име (руководитель Ч академик IAA ћ. Ќиколетти), —тамбуле (руководитель Ч академик IAA ј. ¬. јльп), ÷юрихе (руководитель Ч академик IAA ё. ƒахинден).

ѕримечание 4: ƒанна€ работа начата после поручени€ «аместител€ ѕремьер-министра –Ѕ - ј.Ќ.  алинина, о рассмотрении обращени€ –абочей √руппы при ћјјћ в —овет ћинистров –Ѕ. Ѕыли получены благопри€тные отзывы от институтов Ќациональной академии наук, что дало возможность взаимодействовать с ћинистерством архитектуры и строительства, ќјќ Ђ»Ќ ќ“≈’ї в рамках Ђ√осударственной программы по разработке и внедрению информационных технологий комплексной автоматизации проектировани€ и поддержки жизненного цикла здани€, сооружени€ на 2012-2015 гг.ї –еспублики Ѕеларусь.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.