¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 €нвар€ 2016

TRIM: от автоматизации технического обслуживани€ к управлению активами предпри€ти€

»горь јнтоненко, начальник отдела маркетинга Ќѕѕ Ђ—пец“екї

»горь јнтоненко

¬ 1991 году, когда наша компани€ Ќѕѕ Ђ—пец“екї начинала свою де€тельность в области информационных систем технического обслуживани€ и ремонта (“ќи–), уровень конкуренции на этом рынке в –оссии был практически нулевым. — другой стороны, спрос был также очень ограничен, и формировалс€ потребностью в информационной поддержке задач безопасной эксплуатации, в то врем€ как экономические эффекты автоматизации процессов “ќи– еще не были осознаны российскими заказчиками.

ѕоскольку спрос вначале 90-х в –оссии формировалс€ там, где безопасность была наиболее животрепещущей проблемой, то и программные продукты по€вл€лись с прив€зкой к определенной отрасли.

¬ это врем€ по€вились первые самописные системы учета оборудовани€ и календарного планировани€ ремонтов. Ќо они были нетиражируемы, со временем лишались технической поддержки, и постепенно прекратили существование, не оставив следа. ¬ это же врем€ по€вились тиражируемые продукты. Ќапример, в 1991 году по€вилась Ђ»нформационно-управл€юща€ система ЂЁрлан-1ї, предназначенна€ дл€ информационного обеспечени€ технической эксплуатации самолетов и вертолетов российского производства. ≈е распространение в отрасли курировал ƒепартамент воздушного транспорта ћинтранса –‘.

ј в 1992 году наша компани€ начала продажи норвежской системы ЂAMOS-Dї (под ќ— MS-DOS), а позднее ЂAMOS for Windowsї, ориентированной на потребности “ќи– судоходства. ћы считаем, что на тот момент это был первый на российском »“-рынке продукт в классе систем “ќи–, поскольку в отличие от других он распростран€лс€ на рыночной основе.

«аказчиками наших первых проектов, состо€вшихс€ в 1992-1996 годах, стали судоходные компании. ѕредпри€ти€ этой отрасли традиционно работают в услови€х жестких требований к безопасности эксплуатации судов, установленных международными конвенци€ми по мореплаванию, за нарушение которых предусмотрены серьезные санкции. ¬ этой св€зи информационна€ поддержка процессов эксплуатации, в том числе “ќи–, дл€ таких компаний очень важна. “ак нашими заказчиками стали судоходные компании Unicom (1992), SAF Marine (1993), ќјќ ЂЌовороссийское морское пароходствої (1995), ќјќ Ђѕриморское морское пароходствої (1996) и другие.

¬месте с тем, становились очевидными ограниченность ниши отраслевых решений и тенденции развити€, направление которых Ц универсальный продукт с возможностью реализации (настройки) отраслевых задач. –азработка такого продукта в нашей компании началась в 1994 году.

ѕродукт получил название TRIM и в 1997 году был зарегистрирован в –оссийском агентстве по правовой охране программ дл€ Ё¬ћ, баз данных и топологий интегральных микросхем (–осјѕќ), с получением свидетельства є 970338. ќп€ть же, на тот момент это был первый на российском »“-рынке отечественный корпоративный продукт, ориентированный на управление процессами эксплуатации, технического обслуживани€ и ремонта.

—истема TRIM была построена в соответствии с архитектурой Ђклиент-серверї, с распределенной базой данных, включающей в себ€ узлы с центральной и локальными базами данных. —труктура TRIM включала системные (платформа) и прикладные модули.

¬ 1998 году началось продвижение TRIM в фондоЄмких отрасл€х экономики –оссии, при этом не осталось без внимани€ и судоходство, в котором к тому времени у нашей компании уже был серьезный опыт.

¬ этой св€зи закономерно, что первым крупным отечественным заказчиком TRIM стала Ђ—удоходна€ компани€ Ђ¬олжское пароходствої. — 1998 по 1999 год дл€ этого заказчика нашей компанией был реализован проект автоматизации системы управлени€ безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загр€знени€ в соответствии с ћеждународным кодексом управлени€ безопасностью (ћ ”Ѕ). ¬ числе функций системы Ц планирование, контроль выполнени€, оценка и улучшение операций, св€занных с техническим обслуживанием и ремонтом судов и оборудовани€, соответствующей документацией, внутренними проверками и оценками.

¬последствии, с 2002 по 2003 год, дл€ этого же заказчика нашей компанией был реализован второй проект Ц внедрение информационной, уже специализированной, системы управлени€ техническим обслуживанием и ремонтами на базе TRIM. ¬ 2013 году исполнилось 10 лет эксплуатации этой системы в Ђ—удоходной компании Ђ¬олжское пароходствої [1].   2014 году относитс€ еще одна юбилейна€ дата, св€занна€ с другим заказчиком Ц 10 лет эксплуатации TRIM в ќјќ ЂЌовороссийский морской торговый портї [2].

  насто€щему времени заказчикам TRIM стали сотни предпри€тий, как в –оссии, так и за ее пределами. Ёто предпри€ти€ разного масштаба Ц от небольших до крупных. ¬ их числе ќќќ ЂЅалтийский завод-—удостроениеї, ‘√”ѕ Ђјтомфлотї, ќјќ Ђ аменск-”ральский металлургический заводї, ќјќ Ђ онцерн Ђ–осэнергоатомї, јќ Ђѕром“ех»нвестї, ќќќ Ђƒувон –усї, ќќќ Ђ—эчжонг русї, ќјќ Ђ–»ј“ї, ќјќ ЂЁлектромашинаї, ќјќ Ђ≈нисейское речное пароходствої, ќќќ ЂЅиакспленї, ќќќ Ђ¬алиої, ќјќ Ђ“√ -11ї, ќјќ Ђ√ћ  ЂЌорильский никельї, »нститут проблем комплексного освоени€ недр –јЌ, ќќќ ЂЁм-—и Ѕаухемиї, јќ Ђ—егежский ÷Ѕ ї и многие другие.

TRIM как средство автоматизации управлени€ “ќи–

¬ разные периоды своего развити€ TRIM был ориентирован на решение разных задач.

ѕервоначально (с конца 90-х до начала 2000-х годов) это были задачи автоматизации рутинных процедур в процессах “ќи–. Ёто ведение нормативно-справочной информации, создание базы данных по оборудованию (рис. 1), ведение паспортов и формул€ров, генерирование плана-графика работ и перепланирование, учет выполнени€ работ, учет и планирование ресурсов под плановые и внеплановые работы, документирование операций заказа, выдачи и использовани€ запчастей, осуществление закупок ресурсов под “ќи– и т.д. јвтоматизаци€ этой де€тельности дает заказчикам сокращение временных затрат на их выполнение, повышение достоверности и полноты данных о процессах “ќи–, а также реализацию базового принципа Ц прин€тие решений на основании объективных данных.

TRIM

–ис. 1. ƒерево оборудовани€ с регламентными работами

—оответственно этим задачам, к концу 90-х годов прикладную часть TRIM составили модули:
  • ЂTRIM- аталогї, используемый дл€ первичного наполнени€ и поддержани€ в актуальном состо€нии многочисленных справочников системы Ц единиц учета, групп материалов и запчастей, изображений (схем и чертежей), стран и регионов, контрагентов (подр€дчиков работ, поставщиков запчастей), каталогов запчастей и типов оборудовани€, и т.д.,
  • ЂTRIM-“ехобслуживаниеї, наиболее важный модуль, который обеспечивает функции паспортизации оборудовани€, ведени€ нормативов на работы, учет перемещени€ единиц оборудовани€, учет параметров технического состо€ни€, учета наработки, регистрации дефектов и отказов, планировани€ работ и визуализации плана-графика, расчета объема ресурсов дл€ выполнени€ работ, учета выполнени€ работ, формировани€ отчетов по работам, расчета и анализа показателей, характеризующих оборудование и систему “ќи– и другие функции,
  • ЂTRIM-—набжениеї, предназначенный дл€ организации снабжени€ материалами и запчаст€ми, и ориентированный на работу с документами ћ“—, св€занными с процессом закупки (за€вка, заказ и др.), прайс-листами поставщиков и т.д.,
  • ЂTRIM-ƒокументооборотї, предназначенный дл€ управлени€ документами, хранени€, систематизации, электронной рассылки и обеспечени€ удаленного доступа к действующим документам различных форматов,
  • ЂTRIM-—кладї, который обеспечивает управление запасами, предназначенными дл€ технического обслуживани€ и ремонта,
  • ЂTRIM-”правление качествомї, который позвол€ет собирать, систематизировать и анализировать данные о результативности процессов предпри€ти€, определ€ть целевые параметры этих процессов, планировать работы по улучшени€м.
–аботу прикладных модулей обеспечивали системные модули:
  • ЂTRIM-јдминистраторї, предназначенный дл€ конфигурировани€ сети TRIM, управлени€ правами пользователей и разграничени€ доступа,
  • ЂTRIM-“ранспортї, предназначенный дл€ передачи и приема пакетов данных между всеми узлами сети TRIM, что позвол€ет соединить в сеть узлы с различными средствами доступа к данным,
  • ЂTRIM-–епликаторї, обеспечивающий формирование и обработку репликаций между узлами сети TRIM,
  • ЂTRIM-ѕереводчикї, предназначенный дл€ настройки интерфейса TRIM на заданный €зык и предметную область €зыка пользовател€.
–еализованна€ подсистема аналитики позвол€ла получать из системы широкий спектр документов, необходимых ремонтной службе предпри€ти€. ѕрежде всего, можно было вывести на печать рабочие документы Ц паспорта и формул€ры, планы работ, за€вки на запчасти, отчеты о замерах технических параметров, схемы, чертежи, описани€ и т.д.  роме того, представление накопленных данных в удобном дл€ анализа виде позвол€ло иметь на рабочем столе оперативную информацию. Ќапример:
  • что запланировано в системе “ќи–?
  • как выполн€етс€ план-график?
  • какие внеплановые работы проведены?
  • сколько простаивало оборудование?
  • сколько стоило обслуживание?
  • сколько запасов запчастей необходимо дл€ обслуживани€?
  • каковы показатели эффективности “ќи–?
ќсновыва€сь на этой информации, соответствующие руководители могут принимать решени€ в части процессов “ќи–.

TRIM как инструмент управлени€ активами

јктив, согласно определению международного стандарта ISO 55000, это идентифицируемый предмет, имеющий потенциальную или действительную ценность дл€ организации.   активам относ€тс€, в частности, технологическое оборудование, машины, здани€ и инженерные системы зданий, сооружени€, передаточные устройства.

∆изненный цикл актива на предпри€тии включает в себ€ не только этап технического обслуживани€ и ремонта. —амый ранний этап Ц формирование портфел€ активов, когда предпри€тие только планирует свою де€тельность. ƒалее следуют этапы Ц закупка (строительство) активов, использование активов по назначению, техническое обслуживание и ремонт актива, реконструкци€ и модернизаци€ актива, обновление и списание. ѕоследовательность и количество этих этапов зависит от целей де€тельности организации, от специфики самих активов, от изменений условий, в которых работает организаци€. ѕри этом по окончании жизненного цикла актива в одной организации может последовать начало его жизненного цикла в другой организации Ц например, когда то или иное оборудование или машина проданы, или сданы в аренду.

TRIM

–ис. 2. «начени€ индексов состо€ни€

Ќа всех этапах жизненного цикла активом нужно управл€ть. Ќеобходимо оценивать риски, св€занные с использованием актива, находить разумный баланс между затратами, рисками, производительностью актива и возможност€ми организации. ¬ частном случае така€ балансировка может сводитьс€ к обоснованным ответам на вопросы:
  • какие затраты потребуютс€ на предупреждение данного отказа?
  • каковы будут последстви€, если этот отказ произойдет?
  • что выгоднее Ц потратить деньги на предупреждение отказа, или позволить ему произойти со всеми последстви€ми?
  • как уменьшить последстви€ данного отказа?
  • каковы бюджетные ограничени€ на выполнение работ?
  • имеютс€ ли соответствующие возможности дл€ работ по предупреждению отказа Ц персонал в достаточном количестве,
  • требуема€ квалификаци€ у персонала, необходимые приборы и инструменты?
Ётот подход к управлению активом на всех этапах его жизненного цикла отразилс€ на структуре и возможност€х TRIM. ѕрежде всего, это коснулось существующих модулей, которые обогатились множеством необходимых функций.

Ќапример, в 2006 году по€вилась возможность планировани€ работ по важности, то есть с установкой приоритетности выполнени€ работ [3-4]. »де€ в том, чтобы в первую очередь планировать и выполн€ть те работы по “ќи–, выполнение которых даст наибольший вклад в надежность. ¬ услови€х ограниченности ресурсов эта возможность необходима.

¬ 2007 году по€вилась функциональность TRIM дл€ управлени€ сроком службы актива [5], определени€ экономически целесообразного срока эксплуатации и прин€ти€ решений о списании или восстановительном ремонте актива.

¬ 2010 году на базе существующих модулей реализована функциональность мониторинга простоев [6], нацеленна€ на минимизацию потерь времени работы оборудовани€, и €вл€юща€с€ элементом концепции всеобщего ухода за оборудованием (Total Productive Maintenance - TPM). Ѕлагодар€ этому новшеству TRIM стал инструментом, который позвол€ет ответить на следующие важные вопросы:

  • насколько эффективно вы используете свое оборудование?
  • работает ли оборудование столько, сколько оно могло бы работать?
  • где кроютс€ потери, снижающие эффективность оборудовани€?
  • в чем причины потерь?
  • как боротьс€ с этими потер€ми?
ѕеречисление всех новых функций, которые по€вились в TRIM за годы развити€ продукта, в рамках статьи не представл€етс€ возможным. ѕоэтому далее перечислим новые модули TRIM. “ак, к 2003 году в составе TRIM по€вились прикладные модули:
  • ЂTRIM-ѕерсоналї, предназначенный дл€ ведени€ списка работников предпри€ти€ с указанием разнообразной информации о них и об их де€тельности на предпри€тии, в том числе о профессии, квалификации, прохождении инструктажей, наличии допусков на работы и т.д.,
  • ЂTRIM-Ѕюджетї, предназначенный дл€ планировани€ и перераспределени€ бюджета, св€занного с этапами жизненного цикла актива, учета лимитов на финансирование, контрол€ исполнени€ бюджета,
  • ЂTRIM-ƒиспетчерский журналї, который служит дл€ ввода оперативным персоналом технологических параметров на этапе продуктивного использовани€ актива, а также регистрации изменений эксплуатационных состо€ний.
¬ 2008 году в составе TRIM по€вилс€ системный модуль ЂTRIM-Ќастройки ћ“—ї, предназначенный дл€ настройки подсистемы материально-технического снабжени€ (ћ“—), в частности, настройки взаимосв€зей между различными типами документов ћ“—, настройки цепочек согласовани€ документов ћ“—, настройки журналов учета документов ћ“— и т.д.

¬ 2011 году в составе TRIM по€вилс€ прикладной модуль ЂTRIM-ќценка состо€ни€ї [7], который позвол€ет создавать, редактировать, хранить и использовать модели и индексы оценки технического состо€ни€ оборудовани€ (рис. 2). Ќа основе расчета значений индексов состо€ни€ с учетом критичности проводитс€ перераспределение оборудовани€ по программам обслуживани€ и ремонта (контроль и оценка состо€ни€, предупредительное обслуживание, капитальный ремонт, замена).

—ледующим в составе TRIM по€вилс€ [8] прикладной модуль ЂTRIM-”правление отказамиї (2013 год). ќн предназначен дл€ информационной поддержки RCM-процесса. ћодуль позвол€ет выбрать дл€ каждого возможного вида отказа (рис. 3) рассматриваемого оборудовани€ (актива) применимое и эффективное воздействие Ц метод управлени€ отказом и программу работ. ¬ частности, модуль позвол€ет обоснованно выбрать такой метод управлени€ отказами, как эксплуатаци€ до отказа Ц дл€ некритичного и резервированного оборудовани€. »ли планова€ замена или плановое восстановление дл€ оборудовани€ с выраженным износовым характером отказов.

TRIM

–ис. 3. ѕостроение дерева отказов

¬ насто€щее врем€ TRIM Ц это корпоративна€ информационна€ система класса EAM/MRO (управление активами предпри€ти€/сопровождение, ремонт, эксплуатаци€), предназначенна€ дл€ управлени€ активами на всех этапах их жизненного цикла на предпри€тии.

–азвитие архитектуры

Ќачина€ с версии 3.9.2 (2011 год) TRIM €вл€етс€ системой с многоуровневой архитектурой. —истема управлени€ активами на основе TRIM в общем случае состоит из следующих составл€ющих:
  • сервер данных,
  • сервер приложений,
  • интернет-сервер,
  • клиентска€ часть.
¬ качестве сервера данных TRIM используютс€ —”Ѕƒ компаний Microsoft (Microsoft SQL Server) и Oracle (Oracle Database). —ервер приложений TRIM обеспечивает выполнение ресурсоЄмких функций, что позвол€ет разгрузить клиентскую часть системы и снизить требовани€ к рабочим местам пользователей. »нтернет-сервер обеспечивает возможность работы в TRIM тех пользователей, на рабочих местах которых система TRIM не установлена. ѕосредством »нтернет-сервера пользователи получают доступ к функци€м TRIM с помощью программ навигации по »нтернет (браузеров). ѕользователь с помощью браузера получает доступ к интернет-серверу и может работать с функци€ми TRIM через Web-интерфейс.  лиентска€ часть состоит из прикладных и системных модулей TRIM.

Web-интерфейс позволил реализовать в TRIM функционал, ориентированный на мобильных пользователей Ц сервисных инженеров, технических инспекторов, работников ремонтных и аварийных бригад, выполн€ющих свои функции в производственной зоне. ќни могут работать в TRIM с карманных персональных компьютеров, смартфонов, коммуникаторов, мобильных терминалов сбора данных и других устройств, поддерживающих работу в сет€х по протоколу HTTP. “ем самым автоматизируетс€ выполнение обходов, обеспечиваетс€ ввод данных непосредственно из производственной зоны, информационна€ св€зь между мобильными пользовател€ми и базой данных TRIM.

—правка о компании —пец“ек
 омпани€ Ќѕѕ Ђ—пец“екї создана в 1991 году. — момента образовани€, усили€ компании сосредоточены на повышении безопасности и эффективности процессов жизненного цикла промышленных активов, с опорой на методологию соответствующих международных и национальных стандартов, и использование информационных технологий.

Ќѕѕ Ђ—пец“екї €вл€етс€ разработчиком отечественной EAM/MRO-системы TRIM, оказывает консультационные услуги и выполн€ет работы в области организации и автоматизации процессов управлени€ промышленными активами, включа€ процессы “ќи–. –азработчик отечественных стандартов в области управлени€ активами серии √ќ—“ – 55.0.00. ѕриказом ‘едерального агентства по техническому регулированию и метрологии є979 от 29.08.2013 на базе Ќѕѕ Ђ—пец“екї создан национальный “ехнический комитет по стандартизации є086 Ђ”правление активамиї. „исленность персонала Ц около 50 человек. ÷ентральный офис в —анкт-ѕетербурге, представительства в ќмске и ћурманске.

Ћитература
1. TRIM - надежный помощник. —истема технического менеджмента TRIM: 10 лет эксплуатации в ќјќ Ђ¬олга-флотї// ћорские вести –оссии. 2013. є16. —. 11.

2. 10 лет эксплуатации EAM-системы TRIM в ЂЌовороссийском морском торговом портуї// ћорские порты. 2014. є5(126). —. 35.

3. јнтоненко ».Ќ. ”правление ремонтами энергооборудовани€ и надежность энергоснабжени€// Ёнергетика. 2006. є4(19). —. 28-29.

4. »орш ¬.,  рюков »., јнтоненко ». ”правление инфраструктурой и надежность производственных систем// Ёкономика и жизнь. 2009. є42. —. 19.

5. –епин —.¬., јнтоненко ».Ќ. ”правление сроками службы машин в автоматизированной системе // √рузовое и пассажирское автохоз€йство. 2008. є 4. —.48-57.

6. јнтоненко ».Ќ.  рюков ».Ё., Ўестопалов ѕ.—. Ёффективнее использовать оборудование// √енеральный директор. 2010. є11. —. 52-57.

7.  убрин —.—., —укманов ј.». ћетодика оценки технического состо€ни€ оборудовани€// јвтоматизаци€ в промышленности. 2012. є9. —. 41-44.

8. ‘ункционал EAM-системы TRIM пополнилс€ модулем поддержки RCM-процесса//јвтоматизаци€ и IT в энергетике. 2013. є4(45). —. 65.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ѕрежде чем широко внедр€ть Ђ»»ї, вы€сним, востребован ли интеллект вообще
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.