¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

9 декабр€ 2020

јнализ международного опыта использовани€ BIM дл€ объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры

¬асилий  упри€новский, јркадий  азаринов, ¬ладимир “алапов

ќб авторах: ¬.  упри€новский Ц –оссийский университет транспорта (–”“),
ј.  азаринов, ¬. “алапов Ц ÷ентр компетенций по внедрению технологии информационного моделировани€ ќјќ Ђ–∆ƒї


—тать€ посв€щена мировому опыту применени€ технологии информационного моделировани€ к объектам капитального строительства транспортной (прежде всего железнодорожной) инфраструктуры. ¬ частности, показано, что успех применени€ BIM в крупных инфраструктурных проектах в значительной степени зависит от государства как направл€ющей и координирующей, а также законодательной и научной силы.

Ѕолее подробный вариант статьи опубликован в International Journal of Open Information Technologies, том 8, є 12 (2020).

ќглавление

1. ѕ–»ћ≈–џ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я BIM ƒЋя –ј«¬»“»я »Ќ‘–ј—“–” “”–џ

1.1 ≈вропейский союз

1.1.1 »нфраструктурные проекты

“рансъевропейска€ транспортна€ сеть TEN-T

ѕроект Rail Baltica, ≈вросоюз

ѕроект Crossrail, ¬еликобритани€

ѕроект High Speed 2, ¬еликобритани€

1.1.2 Ќаучно-техническое сопровождение инфраструктурных проектов

–амочна€ программа по развитию научных исследований и технологий ≈вросоюза ЂHorizon 2020ї

1.1.3 ќбщие выводы

1.2 »спользование технологии BIM дл€ общего развити€ железнодорожного транспорта в некоторых странах

1.2.1  итай

1.2.2 ёжна€  оре€

1.2.3 √ермани€

1.2.4 ћалайзи€

1.2.5 »нди€

1.2.6 ќсновные выводы

2. јЌјЋ»« ћ»–ќ¬ќ√ќ ќѕџ“ј

2.1. Ќова€ парадигма: BIM как переход к бесчертЄжной технологии

2.2. “ехнологии новой парадигмы: виртуальна€ и смешанна€ реальность (VR/MR)

2.3. Ѕезусловность юридической легитимности новой парадигмы

2.4. ќбеспечение качества проектной документации в новой парадигме

2.5. ќптимизаци€ стройплощадки в новой парадигме: имитационное моделирование

2.6. ‘орматы данных в новой парадигме: два подхода

2.7. Ётап эксплуатации в новой парадигме: цифровой двойник

2.8. ѕодготовка кадров дл€ цифровой экономики: растущий дефицит специалистов

3. »“ќ√ќ¬џ≈ ¬џ¬ќƒџ

1. ѕримеры использовани€ BIM дл€ развити€ инфраструктуры

¬недрение технологии BIM в развитых странах (планирование, инвестиции, применение) осуществл€етс€ во взаимосв€зи государства и бизнеса. Ќиже кратко показано, как наукоЄмкие отраслевые задачи стимулируют развитие технологии.

1.1 ≈вропейский союз

1.1.1 »нфраструктурные проекты

“рансъевропейска€ транспортна€ сеть TEN-T

“рансъевропейска€ транспортна€ сеть (TEN-T) Ч планирующа€с€ с целью соединить ≈вропу с запада на восток и с севера на юг сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и водных инфраструктур в ≈вропейском —оюзе [1]. —еть TEN-T €вл€етс€ частью более широкой системы “рансъевропейские —ети (TENs), включающей также телекоммуникационную сеть (eTEN) и сеть энергопотреблени€ (TEN-E или Ten-Energy).

ѕрограмма проектов TEN-T предусматривает скоординированное развитие основных автомобильных дорог, железных дорог, внутренних водных путей, аэропортов, морских портов, внутренних портов и систем управлени€ движением, обеспечивающих комплексные и интермодальные междугородние высокоскоростные маршруты. –ешение о создании TEN-T было прин€то ≈вропейским парламентом в 1996 году.

  насто€щему времени ведутс€ работы по созданию 10 основных транспортных коридоров TEN-T.

–еализаци€ такой масштабной задачи сразу поставила перед ≈вросоюзом проблему преодолени€ различий в практике проектировани€ и строительства, отражЄнных в национальных технических регламентах европейских государств. “акже потребовала решени€ проблема унификации в рамках ≈вросоюза и мирового рынка киберфизических систем управлени€ эксплуатацией: систем контрол€, св€зи, энергоснабжени€, механо- гидро- и пневмоприводов и т. д.

Ќаиболее эффективным решением проблемы в рамках 4-го технологического уклада (цифровизации) €вилось участие стран-членов ≈— в международных организаци€х по стандартизации информационного моделировани€ (например, компании buildingSMART [2]), а также активное внедрение в общеевропейских инфраструктурных проектах технологии информационного моделировани€ с самых первых стадий строительного процесса. ѕоказательным примером такого применени€ в программе TEN-T €вл€етс€ проект Rail Baltica.


ѕроект Rail Baltica, ≈вросоюз

Rail Baltica Ц проект железной дороги стандартной европейской колеи с европейской системой управлени€ движением поездов, котора€ должна соединить страны Ѕалтии, ¬осточную (ѕольша) и «ападную ≈вропу [3]. ѕроект с самого начала разрабатываетс€ с помощью BIM [4].

ѕо предварительным, хот€ и весьма спорным оценкам, после завершени€ к 2030 году проекта Rail Baltica по —евероморско-Ѕалтийскому коридору будут перевозить около 5 миллионов пассажиров и 16 миллионов тонн грузов в год.

√енподр€дчик, компани€ RB Rail AS, высоко оценила преимущества работы в BIM [5]. “ребование внедрени€ BIM в своих конкурсных задани€х позвол€ет RB Rail Baltic провер€ть работу подр€дчиков Ђна ходуї и, что более важно, гарантировать, что вс€ информаци€, собранна€ на этапе проектировани€, где-то Ђзаписанаї и может быть использована позже дл€ управлени€ активами. ѕока у заказчика нет потребности в четком определении эксплуатационной модели проектируемого объекта, но преимущества текущих рабочих процессов информационного моделировани€ ожидаемо про€в€тс€ в течение самого длительного периода жизненного цикла активов Ц в эксплуатации.

ѕроектна€ команда RB Rail AS предложила подр€дчикам единые правила Ц Ђ–уководство по BIMї, а также подробный набор правил дл€ проектировщиков. ѕроект соответствует стандартам IFC, установленным международной организацией buildingSMART. ƒл€ вокзалов проектирование уже стандартизировано.

“акже отмечаетс€, что стандарты IFC alignment, IFC bridge, IFC tunnel и другие будущие форматы IFC, св€занные с гражданским сектором, будут прин€ты Ђ—тратегией BIM проектаї, как только они станут достаточно зрелыми дл€ реализации. “аким образом, по мере развити€ проекта можно будет предоставл€ть эти данные в IFC или других форматах файлов Ђоткрытыхї данных дл€ работы с подр€дчиками (хот€ основными программами моделировани€ выбраны инструменты Bentley Systems, которые в использовании формата IFC не нуждаютс€).

— самого начала команда RB Rail AS считала —реду ќбщих ƒанных (CDE) цифровой основой Rail Baltica, что сделало возможным быстрое объединение участников проекта.

 омпани€ RB RAIL AS, котора€ как заказчик закупает проекты у разных компаний, установила четыре этапа проектировани€, которые подр€дчики должны выполнить после победы в тендере на заключение контракта. ќбщим элементом €вл€етс€ обеспечение возможности использовани€ в дальнейшем всей собранной информации дл€ управлени€ активами.

„етыре этапа проектировани€ (полезно сравнить с подходом к проектированию в –оссии) состо€т в следующем:

  1. Ётап Ђ»сследование участкаї включает в себ€ геотехнические исследовани€, топографические изыскани€, лазерное сканирование и гидрологические исследовани€. Ётот этап важен дл€ понимани€ условий окружающей среды.
  2. Ётап Ђ—тоимостной инжинирингї Ц здесь проектировщик должен сформулировать лучшее предложение, затем они вместе с консультантом обсуждают предварительный проект, чтобы определить лучший вариант с точки зрени€ MCA, CAPEX и OPEX. ÷ель такой работы Ц пон€ть, как железна€ дорога будет эксплуатироватьс€ в будущем, и найти лучший подход в долгосрочной перспективе. ѕроект на этом этапе будет соответствовать уровню детализации LOD 200.
  3. Ётап Ђћастер-дизайнї начинаетс€ после выбора лучшего варианта. «десь проектировщик работает над точным проектным решением, которое станет основой дл€ тендерных процессов на строительство. ѕроект на этом этапе соответствует уровню детализации LOD 300.
  4. ¬ соответствии с местным законодательством, в случае Rail Baltica, следующий этап Ђƒетальное техническое проектированиеї €вл€етс€ задачей проектировщиков. Ёто будет тот проект, по которому строитель возведет объект. «десь уровень детализации LOD 400.

ќпыт проекта Rail Baltica уже сейчас показывает: чтобы избежать многих проблем, информационные требовани€ должны быть сформулированы очень четко. ѕлан предоставлени€ информации о задачах (TIDP) и план выполнени€ BIM (BEP) должны соответствовать информационным требовани€м заказчика [6] и согласовыватьс€ на начальном этапе, а затем периодически обновл€тьс€.

“акже в проекте акцентируетс€ внимание на том, что BIM не создаетс€ ради BIM. ” подр€дчика должна быть собственна€ команда, котора€ знает, что нужно сделать, и может это сформулировать. Ќеобходимо использовать целостный подход и помнить, что правильно созданна€ AIM (информационна€ модель актива) принесет важные долгосрочные выгоды дл€ всех заинтересованных сторон.


ѕроект Crossrail, ¬еликобритани€

ѕерва€ очередь Crossrail (официально именуема€ Elizabeth line) Ц это нова€ железнодорожна€ наземно-подземна€ лини€ прот€женностью 117 километров (73 мили), пересекающа€ Ћондон с запада на восток [7].

ѕроект €вл€етс€ одним из самых сложных инфраструктурных проектов, когда-либо реализовывавшихс€ в ¬еликобритании, а также крупнейшим инфраструктурным проектом ≈вропы.

Crossrail интегрируетс€ с метрополитеном и национальными железнодорожными сет€ми. ѕланируетс€ его включение в стандартную карту метрополитена Ћондона.

Crossrail будет работать с использованием новых поездов класса 345-70, каждый длиной 200 метров (660 футов), перевоз€щих до 1500 пассажиров. ѕоезда (поставщик Ц компани€ Bombardier,  анада) будут двигатьс€ на определенных участках маршрута со скоростью до 140 км/ч (90 миль/ч). —истемы сигнализации и управлени€ дл€ Crossrail предоставл€ет компани€ Siemens.

BIM на транспорте

–ис. 1. Crossrail Ц это не только нова€ транспортна€ система, но и измененный облик Ћондона

»нновационна€ сложность проекта и разнообразие участников привели к тому, что техническое руководство проекта сразу сделало ставку на использование информационного моделировани€. ‘актически Crossrail Ц это главный BIM-проект ¬еликобритании.

—троительство Crossrail началось в 2009 году, сразу после кризиса 2008 года, и все врем€ немного опережало график. ¬ 2011 году, когда в ¬еликобритании по€вились требовани€, чтобы все госбюджетные проекты, реализованные после 2016 года, соответствовали ЂBIM ”ровень 2ї, подобное уже было заложено в Crossrail. ¬ дальнейшем это помогло правительству ¬еликобритании в формировании его планов, поскольку правительство получило положительный пример одновременного создани€ физической и цифровой железной дороги, подтверждавший правильность решений по BIM [8].

Ѕлагодар€ BIM компани€ Crossrail удерживала в допустимых рамках непредвиденные расходы на управление и снижение рисков и удел€ла особое внимание процессу закупок [10]. Ѕыли утверждены об€зательные дл€ всех участников проекта нормативные документы, и одним из них стало Ђ–уководство по BIMї [8], [11-13].

BIM на транспорте

–ис. 2. ¬ид одной из подземных станций Crossrail

ƒл€ обеспечени€ эффективной совместной работы и успешной цифровизации новой железной дороги компани€ Crossrail установила строгие руковод€щие принципы и стандарты и потребовала от всех подр€дчиков, работающих над проектом, использовать процессы и программные системы Crossrail, основанные на BIM.

¬ качестве единой —реды ќбщих ƒанных была задействована система Bentley ProjectWise, ранее хорошо зарекомендовавша€ себ€ при подготовке к ќлимпиаде в Ћондоне.

ƒл€ достижени€ наилучшего возможного синергизма между цифровой и физической модел€ми, а также обучени€ и консультаций персонала в области информационного моделировани€ компани€ Crossrail создала ЂBentley Crossrail BIM Academyї в рамках технологического партнерства с компанией Bentley Systems, разработчиком основного программного обеспечени€ дл€ реализации проекта. јкадеми€, ставша€ корпоративным учебным центром, была первой такой организацией в ¬еликобритании. ¬ дальнейшем подобна€ практика была повторена компанией Bentley Systems при работе с проектом HS2 в ¬еликобритании и c компанией Shell в —Ўј.

–еализаци€ BIM в проекте Crossrail дала много преимуществ, среди которых особо отмечаютс€ [9]:

  • создание виртуальных активов, что помогает одновременно построить физическую и цифровую железную дорогу.
  • интеграци€ данных дл€ всех этапов жизненного цикла;
  • совместное управление всеми типами данных;
  • единый источник информации, к которому легко обращатьс€;
  • уменьшенные потери (минимизаци€ коллизий);
  • повышение эффективности (более быстрые согласовани€ при взаимодействии);
  • снижение потери информации (при использовании только последних версий документов/чертежей);
  • повышенна€ безопасность (визуализаци€ модели ведет к повышению осведомленности);
  • снижение риска рассинхронизации работ (через 4D анализ);
  • улучшенна€ производительность (св€зывание моделей с картографированием через √»—);
  • комплексна€ передача модели от проектировщика к подр€дчику;
  • инновационное управление активами (св€зывание моделей непосредственно с базой данных активов).
—ейчас на основе созданных проектно-строительных мощностей и компетенций в области информационного моделировани€ начал реализовыватьс€ проект Crossrail 2 аналогичной магистрали, но пересекающей Ћондон в перпендикул€рном направлении. ќжидаетс€, что благодар€ полученным наработкам, прежде всего в информационном моделировании, врем€ реализации нового проекта будет существенно меньше, чем у первой очереди Crossrail.


ѕроект High Speed 2, ¬еликобритани€

HS2 Ц это нова€ высокоскоростна€ подземно-наземна€ железна€ дорога [14], соедин€юща€ Ћондон, ћидлендс, —евер и Ўотландию, обслуживающа€ более 25 станций, включа€ восемь из дес€ти крупнейших городов ¬еликобритании, и соедин€юща€ около 30 миллионов человек. Ётот проект, как считаетс€, поможет сбалансировать региональную экономику ¬еликобритании. ”читыва€ опыт Crossrail, проект HS2 полностью реализуетс€ с использованием технологии BIM, причем также на программах Bentley Systems.

ћожно выделить три основных преимущества HS2:

  • —н€тие междугородних поездов с существующей железнодорожной сети освободит место дл€ пригородных и грузовых перевозок, что поможет уменьшить их перегруженность и убрать грузовики с дорог.
  • ”лучшение транспортного сообщени€ между городами и регионами принесет больше инвестиций в срединные земли и север ¬еликобритании, помога€ выровн€ть ситуацию в стране.
  • ѕольза дл€ окружающей среды: HS2 будет низкоуглеродистым вариантом дл€ дальних поездок, поскольку один поезд выпускает в 17 раз меньше углерода (сажи), чем эквивалентный внутренний рейс, и в 7 раз меньше углерода, чем эквивалентна€ поездка на автомобиле.

—огласно официальной информации, компани€ High Speed Two Ltd, реализующа€ проект, стремитс€ задействовать BIM дл€ хранени€ и использовани€ цифровых данных. Ёто поможет обеспечить совместную работу по всей программе HS2 и оптимизировать проектирование дл€ возможностей строительного производства и монтажа.

¬ проекте особое внимание удел€етс€ прикладным исследовани€м применени€ BIM, например изучению любого информационного разрыва, который может существовать между требовани€ми BIM HS2 и цепочкой поставок.

1.1.2 Ќаучно-техническое сопровождение инфраструктурных проектов

–амочна€ программа по развитию научных исследований и технологий ≈вросоюза ЂHorizon 2020ї

Ќа еЄ базе [15] работает программа прикладных исследований дл€ железных дорог ЂShift2Railї Ц ключева€ европейска€ железнодорожна€ инициатива, имеюща€ целью проведение целенаправленных исследований и поиск инноваций (R&I) дл€ ускорени€ интеграции новых и передовых технологий в перспективные решени€ дл€ железнодорожных продуктов [16]. Ќ»ќ –ы ЂShift2Railї (в том числе исследовани€ по применению BIM), проводимые в рамках программы Horizon 2020, разрабатывают необходимую технологию дл€ завершени€ строительства единого европейского железнодорожного пространства (SERA).

ќписанна€ программа способствует повышению конкурентоспособности отрасли железнодорожного транспорта, ввод€ новые рыночные перспективы, предлага€ новые рабочие места и значительные экспортные возможности.

ќдним из примеров интеграции BIM в исследовани€ Shift2Rail €вл€етс€ прикладной проект Assets4Rail, о котором официальна€ информаци€ говорит следующее [17]:

ЂAssets4Rail раздел€ет точку зрени€ Shift2Rail о наличии стареющей европейской железнодорожной инфраструктуры, котора€ должна справитьс€ с ожидаемым увеличением трафика в будущем. ƒл€ достижени€ этой цели нам необходимо усовершенствовать технологию и создать экономически эффективную систему технического обслуживани€ и вмешательства дл€ инспекции и мониторинга инфраструктуры.

ѕрограмма Assets4Rail стремитс€ внести свой вклад в этот переход путем изучени€, адаптации и тестировани€ передовых технологий мониторинга и технического обслуживани€ железнодорожных активов. ƒл€ достижени€ этой цели Assets4Rail следует двуединому подходу, включа€ инфраструктуру (туннель, мосты, геометрию путей и системы безопасности) и транспортные средства. ¬ыделенна€ информационна€ модель будет краеугольным камнем инфраструктурной части проекта. Ёта модель с интегрированными алгоритмами будет аккумулировать и анализировать информацию, собранную специальными датчиками, которые будут отслеживать дефекты подземных туннелей, накопление усталостных дефектов конструкций, шум и вибрации мостов, а также геометрию пути.

— другой стороны, мониторинг движени€ поездов будет включать установку автоматизированной системы визуализации рельсовых путей и ходовой части дл€ сбора данных дл€ обнаружени€ конкретных типов дефектов, оказывающих воздействие на инфраструктуру. ƒополнительное использование технологии RFID позволит обеспечить плавную идентификацию поездов и отдельных элементов, св€занных с вы€вленными неисправност€ми подвижного составаї.

ƒругими словами, в программе Assets4Rail речь идЄт о создании цифровых двойников и умной инфраструктуры.

1.1.3 ќбщие выводы
“аким образом, мы видим в ≈вросоюзе масштабную синхронизированную концепцию развити€ транспорта, в которой BIM €вл€етс€ ключевой цифровой технологией создани€ инженерных моделей общеевропейской инфраструктуры. ѕричЄм еЄ концептуальное развитие (исследовани€ и операционные возможности) происходит в соответствии с требовани€ми общеевропейских концепций более высокого уровн€ (TENs и Horizon 2020).

ѕри реализации BIM на конкретных железнодорожных проектах особое внимание удел€етс€ организации взаимодействи€ участников проекта, информационным требовани€м заказчика (требовани€м к модел€м и моделированию) и среде общих данных. ¬сЄ это реализуетс€ с помощью тщательно подобранного (через собственный многолетний опыт либо опыт других проектов) программного обеспечени€, основу которого составл€ет Bentley ProjectWise.

1.2 »спользование технологии BIM дл€ общего развити€ железнодорожного транспорта в некоторых странах

1.2.1  итай
 итай, как одна из крупнейших железнодорожных держав мира, находитс€ в р€ду стран, где также проходит успешное применение BIM на железных дорогах [8]. ¬ частности, в  итае разработан и действует собственный, базирующийс€ на формате IFC BIM-стандарт на инфраструктуру железных дорог.

 итай считаетс€ мировым лидером во внедрении высокоскоростных железнодорожных магистралей. ¬ сент€бре 2019 в  Ќ– закончили строительство последнего участка одного из самых прот€женных скоростных железнодорожных маршрутов в мире. “еперь рассто€ние в 2 360 км из ѕекина в √онконг можно преодолеть за 8 часов 56 минут.

¬сего же к 2019 году  итай инвестировал 802,8 млрд юаней (117 млрд долларов) в развитие железных дорог, увеличив их прот€женность на 4 600 км. ѕри этом суммарна€ величина высокоскоростных железных дорог в стране достигла 29 тыс€ч километров.

ѕодобное бурное развитие внутренней высокоскоростной сети так же, как и в ¬еликобритании, св€зано с выравниванием экономики регионов, когда большие массы рабочей силы способны перемещатьс€ на большие рассто€ни€ в течение дн€.

¬ысокие требовани€ к технологичности железных дорог потребовали разработки и развити€ собственных стандартов дл€ национальной индустрии по созданию и управлению инженерными данными дл€ железнодорожной инфраструктуры. ѕоэтому китайское подразделение международной организации buildingSMART в области стандартизации BIM первым предложило свой специализированный BIM-стандарт дл€ железных дорог IFC Rail (China Railway BIM Alliance [18]).

»спользование  итаем BIM на скоростных железных дорогах хорошо иллюстрируетс€ публикацией о действующих ¬—ћ [19]: нова€ высокоскоростна€ лини€ ѕекин-„жанцз€коу с 71 наземными участками, 64 мостами, 10 туннел€ми и 10 станци€ми, включа€ самую глубокую в мире и крупнейшую в  итае подземную станцию в Ѕадалине, станет первой в железнодорожной отрасли  ита€, реализующей стратегию полного жизненного цикла BIM дл€ всех дисциплин, задействованных в проекте.

Ќа этом проекте China Railway Engineering Consulting Group (CEC) отвечала за предварительный и детальный проектный и строительный консалтинг. —тав€ целью создать эталон в железнодорожной отрасли, компани€ вз€ла на себ€ об€зательство использовать инновационные технологические методы дл€ оптимизации проектировани€ и строительства и достижени€ BIM с полным жизненным циклом. ¬ проекте были представлены значительные и измен€ющиес€ услови€ окружающей среды в высокогорной зоне среди окружающей культурной инфраструктуры, что требовало сложных структурных решений. „тобы оптимизировать проект, координировать и внедр€ть эффективные процессы совместной разработки и строительства, CEC требовались интегрированные приложени€ дл€ цифрового проектировани€.

ƒл€ того чтобы облегчить координацию процессов проектировани€ и строительства, CEC выбрала технологию компании Bentley Systems дл€ создани€ среды общих данных. Ђћы сталкиваемс€ с большими проблемами в совместной работе, поэтому мы хотим найти платформу, котора€ проста в использовании, обеспечивает унифицированный формат хранени€ данных и поддерживает совместную работуї, Ц сказал „жунл€н „жан, директор по BIM в CEC.

Ќа основе интегрированных приложений ProjectWise команда Bentley Systems создала логические св€зи между различными дисциплинами и внутри них, обеспечивающие доступ к доверенной информации в режиме реального времени в любом месте и в любое врем€. CEC использовала ProjectWise как общую платформу и внедрила инновационные методологии BIM, использу€ MicroStation, OpenBuildings Designer и OpenRoads Designer дл€ оптимизации обмена информацией. »нтегрированное программное решение позволило команде создать библиотеку компонентов дл€ стандартизации проектировани€ и динамического моделировани€, с помощью которой можно централизованно управл€ть проектом на всех этапах, в одной среде цифровой совместной работы и в соответствии с одними и теми же стандартами.

1.2.2 ёжна€  оре€
ƒорожна€ карта по информационному моделированию Rail BIM 2030 ёжной  ореи [20] была разработана совместно  орейским научно-исследовательским институтом железных дорог, ”ниверситетом …онсей и ”правлением железнодорожной сети  ореи под руководством профессора √анг Ћи (Ghang Lee), директора √руппы строительной информатики (BIG) на кафедре архитектуры и архитектурного проектировани€ в университете …онсей в —еуле.

¬ этой дорожной карте описываютс€ п€ть этапов внедрени€ и распространени€ стратегий информационного моделировани€ в период с 2018 по 2030 год дл€ развити€ железнодорожной отрасли ёжной  ореи в 4-м индустриальном укладе (Ђ»ндустри€ 4.0ї).

¬ написании дорожной карты также участвовало корейское железнодорожное сетевое управление (KR) Ц правительственное агентство, которое управл€ет всем жизненным циклом железной дороги, включа€ высокоскоростную, обычную и городскую железнодорожную инфраструктуру.

¬ процессе внедрени€ сначала был получен отрицательный опыт [8]. ”читыва€, что первый крупный публичный проект BIM в ёжной  орее был организован в 2008 году, можно сказать, что KR восприн€ло BIM относительно рано; KR осуществил свой первый проект BIM в 2009 году, затем еще восемь проектов до 2018 года. “ем не менее не так много людей в KR знали об этих проектах, потому что они проводились на уровне отдельного проекта, а не на уровне компании. «нани€ и опыт, полученные в результате реализации проектов, значительно обесценились, потому что эти проекты выполн€лись несогласованно, без хорошей дорожной карты и стратегии.

„тобы преодолеть эту проблему, университету …онсей было предложено разработать Ђƒорожную карту Rail BIM 2030ї дл€ KR совместно с  орейским институтом железнодорожных исследований (KRRI) в рамках проекта Rail BIM, финансируемого ћинистерством наземной инфраструктуры и транспорта  ореи (MoLIT).

ќсновное различие между предыдущими дорожными картами и дорожной картой Rail BIM 2030 состоит в том, что дорожна€ карта Rail BIM 2030 классифицирует фазы внедрени€ BIM по способу использовани€ BIM, тогда как другие дорожные карты BIM классифицировали каждую фазу по размеру проекта (например по общей площади объекта или его стоимости), представлению (чертежам, модел€м в IFC, файлам в формате COBie) и так далее.

—лужба закупок ёжной  ореи сделала об€зательным использование BIM дл€ всех проектов стоимостью более 50 миллионов долларов —Ўј, а также дл€ всех проектов государственного сектора с начала 2016 года, поэтому дл€ железных дорог резко встал вопрос об оптимизации процесса информационного моделировани€.

Ђƒорожна€ карта Rail BIM 2030ї основана на модели уровн€ использовани€ BIM (BUL) (уровн€ зрелости), котора€ была разработана на основе исследований BIM, продолжавшихс€ более дес€ти лет. ѕри разработке плана действий [21] были выделены два важнейших вопроса:

  • как определить, достиг ли KR следующего уровн€;
  • как осуществить проект, который позволит накапливать все больше знаний о BIM и впоследствии делитьс€ ими.
ѕоследние два раздела дорожной карты Rail BIM 2030 посв€щены этим вопросам. “ри главных фактора Ц люди, процессы и технологии Ц €вл€ютс€ базой железнодорожного информационного моделировани€ ёжной  ореи, но в этой дорожной карте также рассматриваютс€ и информационные взаимодействи€ с внешними системами.

ƒорожна€ карта железнодорожного BIM 2030 состоит из п€ти уровней:

”ровень 1: ÷ель 2018 (BIM 1.0) ѕреобразование 2D в 3D BIM
ќчень немногие участники проекта работают в BIM во врем€ фазы преобразовани€ 2D в 3D (уровень 1). ѕри этом 2D-чертежи остаютс€ основными средствами коммуникации. ”частники могут извлечь выгоду из развертывани€ BIM в своих проектах, так как это позволит рассматривать разрабатываемые объекты с многих позиций и вы€вл€ть ошибки проектировани€ при преобразовании 2D-чертежей в модели (только проектирование).  ак только по€в€тс€ BIM-модели проекта, они также могут быть использованы дл€ общественных слушаний, дл€ общени€ с клиентами, проверки конструктивности и т. д.

”ровень 2: ÷ель 2020 (BIM 2.0) BIM с двум€ пут€ми (параллельный BIM)
Ќа этом этапе (уровень 2), намеченном на 2020 год, BIM будет использоватьс€ дл€ тех частей проекта, которые могут принести существенную пользу, например в област€х, где несколько участников взаимодействуют друг с другом, област€х со сложной геометрией и участках, которые требуют применени€ т€желой техники. ƒругие части проектов будут выполн€тьс€ с использованием традиционного метода на основе 2D.

”ровень 3: ÷ель 2022 (BIM 3.0) »нтегрированный BIM или ѕолный BIM.
¬о врем€ интегрированной фазы BIM (уровень 3), намеченной на 2022 год, все основные участники проекта будут создавать ¬Iћ-модели и работать с ними. Ёто позволит на основе BIM интегрировать управление затратами на строительство, планирование процессов, а также решать проблемы качества проектировани€ и строительства.

”ровень 4: ÷ель 2024 (BIM 4.0) Lean BIM (бережливый BIM)
Ќа этапе бережливого BIM (уровень 4), намеченного на 2024 год, управление проектами будет находитьс€ под вли€нием обрабатывающей промышленности (бережливого производства, которое внедрено в корейской промышленности), так как BIM будет поддерживать бережливое строительство, модульное строительство вне зданий, автоматизацию строительства и интегрированное управление объектами, чтобы обеспечить создание синергии дл€ повышени€ производительности и качества проектов.

”ровень 5: ÷ель 2030 (BIM 5.0) »нтеллектуальный BIM (AI BIM)
Ќа этапе интеллектуального BIM (уровень 5), намеченном на 2030 год, будут созданы большие данные путем интеграции BIM с датчиками и несколькими базами данных.

Ёти данные будут использоватьс€ в качестве источника дл€ прин€ти€ обоснованных решений.

1.2.3 √ермани€
ќсновной оператор немецких железных дорог компани€ Deutsche Bahn AG (Deutsche Bahn Holding, сокр. DB) реализует проект по внедрению BIM, цели которого состо€т в управлении качеством, стоимостью и сроками [22].

÷итата в части позиции DB по внедрению BIM:

Ђ»нформационное моделирование зданий предполагает планирование проекта, проектирование и строительство железнодорожных линий Ц со всеми мостами, туннел€ми, станци€ми и техническим оборудованием Ц от первоначальной идеи до эксплуатации и технического обслуживани€. Ќа этапе проектировани€ и строительства BIM сочетает 3D-дизайн с информацией о стоимости и сроках. —троительство происходит сначала в цифровом виде, затем в реальной жизни. Ётот метод вы€вл€ет конфликты в строительном процессе задолго до начала работ на строительной площадке.

Ѕудучи крупнейшим европейским оператором инфраструктуры, Deutsche Bahn продвигает цифровое строительство, потому что оно улучшает качество, помогает лучше управл€ть затратами и сроками, и в конечном итоге снижает нагрузку на проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживаниеї.

ѕодход DB во многом следует опыту Crossrail и может быть проиллюстрирован на представлении о ‘азе 3 BIM Ц цифровое преобразование [23].

ЂЌа ‘азе 3 внедрени€ методологи€ BIM должна быть полностью использована дл€ проектировани€, строительства и эксплуатации Ц совместно и в цифровом виде. ƒальнейшее развитие цифровых средств Ц в приоритете компании, поэтому ‘аза 3 была обозначена термином Ђцифрова€ трансформаци€ї. ¬ центре решени€ этапа цифровой трансформации находитс€ принцип цифровых двойников.

ќткрытость, прозрачность, чЄткость цели и подход, ориентированный на решение задач, должны стать основными ценност€ми всей инфраструктурной де€тельности Ц как внутри DB, так и во всей цепочке поставок.

BIM предполагает также готовность железнодорожных компаний осуществл€ть изменени€ в корпоративной культуре. Ёто также вызывает изменени€ в том, как мы имеем дело друг с другом, как инициативы поддерживаютс€ и практикуютс€ членами команды и руководством правлений и менеджерами компаний. BIM может получить полный эффект, только если атмосфера открытости и прозрачности преобладает между всеми участниками проектаї.

÷ифровое проектирование и строительство будут стандартными в части использовани€ BIM во всех крупномасштабных проектах правительства √ермании, начина€ с 2020 года. ƒл€ подготовки к этому ранее ‘едеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры предоставило финансирование дл€ 13 пилотных проектов в DB с 2016 года, которые использовались дл€ разработки BIM как стандарта дл€ сложных инфраструктурных проектов на железной дороге √ермании.

ѕо состо€нию на апрель 2020 в DB Engineering & Consulting [24] в работе находитс€ 14 сложных BIM-проектов, представл€ющих самые разные части железнодорожных инфраструктур в √ермании, что свидетельствует о готовности DB выполнить решение правительства о внедрении BIM с 2020 года.

1.2.4 ћалайзи€
¬ ћалайзии BIM успешно опробовали на двух крупных инфраструктурных проектах, причем оба они были св€заны с созданием среды общих данных на уровне всего проекта и рассматривались государством как пилотные проекты [85].

ѕервым €вл€етс€ создание подземно-наземной железнодорожной линии MLRT Line 2 в долине  ланг. ¬ыполнение проекта было частью стратегии по внедрению стандартов BIM, созданию цифровых рабочих процессов, поощрению взаимодействи€ в области проектировани€ и обеспечению соответстви€ стандартам качества дл€ инфраструктуры.

BIM на транспорте

–ис. 3. ѕодземно-наземна€ скоростна€ пассажирска€ железнодорожна€ лини€ в долине  ланг

¬торым стал проект строительства, развити€ и модернизации шоссе ѕан-Ѕорнео в штате —аравак. Ёта дорога стоимостью 16,5 млрд ринггитов считаетс€ крупнейшим инфраструктурным проектом, когда-либо одобренным правительством штата, и пилотным дл€ правительства ћалайзии.

ѕроект, который сегодн€ в основном завершен, представл€ет четырЄхполосную дорогу общей прот€жЄнностью 1060 километров, идущую по пересечЄнной местности через существующие общины и охран€емые заповедники, то есть €вл€етс€ объектом большого объема и достаточно высокого уровн€ сложности. ѕостроенные к насто€щему времени участки дороги стали фактически пилотным проектом дл€ расширени€ использовани€ BIM до создани€ модели управлени€ магистралью, а в перспективе Ц полной системы управлени€ активами дл€ автомобильных дорог ћалайзии.

‘ирма Lebuhraya Borneo Utara (LBU), ранее задействованна€ в строительстве, теперь отвечает за интеграцию строительных данных с технологией управлени€ операци€ми и обслуживанием магистрали.

ѕри строительстве магистрали по всем правилам BIM дл€ столь крупного объекта была создана среда общих данных на основе комплексов Bentley ProjectWise и Bentley AssetWise. Ёта же среда, параллельно со строительством, задействована теперь компанией LBU и дл€ решени€ задач эксплуатации автомагистрали, чтобы облегчить бесшовную интеграцию строительных данных в планирование и реализацию стратегий производительности и надежности активов. ƒл€ осуществлени€ этого замысла были также использованы √»—-приложени€ Bentley по обеспечению надежной информации в реальном времени дл€ текущих операций, технического обслуживани€ автотрассы и проектировани€.

¬ итоге внедренна€ LBU и посто€нно совершенствуема€ система управлени€ уже сейчас снижает риски и повышает операционную эффективность работы с объектом, улучшает процесс прин€ти€ решений и обеспечивает оптимизацию эксплуатационных затрат.

—озданна€ среда общих данных позволила управл€ющей компании проекта:

  • объединить в едином пространстве информацию в различных форматах, таких как BIM, GIS и других;
  • структурировать информацию из географически распределенных мест;
  • организовать контроль рабочих процессов с мультидисциплинарными командами;
  • создать журналы дл€ обеспечени€ контрол€ над процессами;
  • создать панели индикаторов прогресса дл€ всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить лучшую визуализацию статуса проекта;
  • содействовать передаче информации о проекте в управление жизненным циклом активов.

¬ажно отметить, что эта среда общих данных была не простой системой хранени€ электронных документов, а цифровой платформой, основанной на стандартах серии BS 1192.

BIM на транспорте

–ис. 4. ”часток магистрали ѕан Ѕорнео, только что введенный в эксплуатацию

1.2.5 »нди€
Maharashtra Metro Rail Corporation Limited (Maha Metro) Ц это компани€, наход€ща€с€ в совместной собственности правительства »ндии и правительства штата ћахараштра в соотношении 50:50 [86].

ѕроекты метро в »ндии подпадают под действие «акона 1978 года о железных дорогах метро (строительство и работы), «акона 2002 года о железных дорогах метрополитена (эксплуатаци€ и техническое обслуживание) и «акона о железных дорогах 1989 года, в который врем€ от времени вносились поправки.

¬ насто€щее врем€ компани€ ведет строительство двух крупных железнодорожных проектов в городах Ќагпур и ѕуна. ѕерва€ очередь метро Ќагпура состоит из 38 станций и 2 депо общей прот€женностью 38 215 м, а перва€ очередь метрополитена ѕуны состоит из 30 станций общей прот€женностью 31 254 м, включа€ 5 км подземного участка.

ѕроекты включают в себ€ управление более чем 40 крупными подр€дчиками, 106+ крупными пакетами контрактов, 60+ агентствами 3D-моделировани€, работающими совместно, 100+ графиками строительства и 1000+ пользовател€ми в среде общих данных.

ƒл€ решени€ поставленных задач Maha Metro создает цифровую платформу дл€ управлени€ проектами, включающую систему ERP и систему информационного моделировани€ зданий вместе с другими компонентами, то есть центральное хранилище всей информации, используемой Maha Metro. ƒл€ этого потребуетс€ информаци€ о сроках выполнени€ проекта, отчеты о ходе работ, оценки материалов и затрат, 2D и 3D чертежи, которые должны быть представлены в центральную систему подр€дчиками, выполн€ющими инженерные, строительные и другие работы на объекте. ÷ентральна€ система также будет предоставл€ть информацию подр€дчикам дл€ исполнени€.

Maha Metro разработала концепцию проекта по развертыванию проверенного интегрированного решени€ ERP (Enterprise Resource Planning) и BIM дл€ автоматизации своих операций и интеграции процессов. Ѕыл создан ќфис поддержки владельцев (OSO) дл€ стратегического и оперативного проектировани€, доставки, исполнени€ и последующей поддержки работы.

 лючевым результатом создани€ OSO стало то, что внедрение ERP и BIM св€зано с предоставлением услуг, производственным совершенством, прозрачностью и соответствием требовани€м. –оль OSO была особенно важна дл€ установлени€ стандартов, руковод€щих принципов и работы в качестве центра передового опыта дл€ всей экосистемы и цепочки поставок проекта.

ƒл€ всех участников проекта были сформулированы Ђ»нформационные требовани€ заказчикаї, которые устанавливают стандарты, методы и процедуры, об€зательные дл€ создани€ и управлени€ информационными артефактами на каждом этапе проекта, чтобы убедитьс€, что разработанное инженерное решение соответствует цел€м проекта и желаемым результатам.

ƒл€ достижени€ целей BIM заказчиком был составлен набросок набора требований к графической и неграфической информации дл€ объектов и активов, который был выработан на совместных семинарах экспертами по конкретным дисциплинам, менеджерами BIM и группой по информации об активах.

ƒл€ реализации стратегии BIM компанией Maha Metro была создана среда общих данных.

ѕроцесс взаимодействи€ участников проекта начинаетс€ с разработки отдельных интеллектуальных 3D-моделей в приложении дл€ инженерного моделировани€ и проектировани€, предназначенном дл€ различных дисциплин (проектировани€ путей, путепроводов, сигнализации, зданий станций, геопространственный анализ, геотехнические и прочие строительные работы). ¬се дисциплинарные приложени€ без проблем взаимодействуют с —ќƒ по интеграции инженерного проектировани€, котора€ должна формировать центральный репозиторий дл€ всей создаваемой проектно-технической информации (3D-моделей, 2D-чертежей, а также аналитической и проектной документации). —истема поддерживает готовые шаблоны в соответствии с широко используемыми мировыми стандартами BIM и хранит общие данные, такие как топографические и аэрофотоснимки, библиотеки, исходные файлы и т. д., а также другие соответствующие документы.

»ндивидуальные 3D-модели дисциплин интегрируютс€ в основную модель, котора€ затем будет отправлена на рассмотрение и разметку. —истема также используетс€ дл€ обнаружени€ коллизий, она действует как контекстный инструмент дл€ визуализации, анализа и создани€ отчетов о проектной информации.

—озданна€ —ќƒ имеет два основных программных компонента:

  • Bentley ProjectWise Design Integration (PWDI) Ц позвол€ет нескольким сторонам совместно работать над модел€ми и чертежами в распределенных офисах, а также контролировать утверждение и видимость этих элементов с помощью рабочего процесса BS1192. „ертежи передаютс€ из PWDI в AssetWise ALIM (eB), когда они готовы дл€ прин€ти€ заказчиком;
  • Bentley Asset Wise CDE (eB) Ц объедин€ет передовые методы управлени€ конфигурацией и изменени€ми дл€ управлени€ информацией о жизненном цикле активов, объедин€€ структурированные (активы) и неструктурированные данные (документы). AssetWise CDE (eB) используетс€ в качестве центрального реестра документов и общей платформы дл€ объединени€ всех результатов проекта, обеспечива€ целостное представление дл€ всех пользователей проекта механизма управлени€ активом.

ƒл€ реализации проекта была создана јкадеми€ развити€ BIM Ц результат сотрудничества между Maha Metro и институтом Bentley (аналог Crossrail BIM Academy), целью которой €вл€етс€ обеспечение того, чтобы лучшие практики управлени€ информацией дл€ реализации проекта и эффективности активов были прин€ты всеми заинтересованными сторонами проекта.

¬идение јкадемии состоит в том, чтобы создать центр передового опыта мирового класса дл€ железных дорог в »ндии и продвигать опыт BIM в »ндии. ƒе€тельность јкадемии развити€ BIM должна привести к улучшенной реализации проектов за счет технологических достижений и улучшенной мобильности данных, скоординированного управлени€ данными между командами на прот€жении всего жизненного цикла проекта, интегрированной цифровой информации дл€ улучшени€ физических проектов и применени€ стандартов и передовых практик.

1.2.6. ќсновные выводы
¬ отмеченных странах развитие транспортной инфраструктуры ведетс€ только с использованием технологии информационного моделировани€. ѕри этом внедрение BIM осуществл€етс€ на основе долгосрочных государственных программ, по которым разработаны концепции и дорожные карты дл€ конкретных направлений и компаний. ќсновные цели всех этих программ развити€ железнодорожной инфраструктуры должны быть достигнуты к 2030 году.

2. јнализ мирового опыта

јнализ материалов в открытой печати показывает, что информационное моделирование в железнодорожной отрасли €вл€етс€ частью общего процесса цифровизации реального сектора экономики промышленно развитых стран. ѕо этой причине основные инструменты и методы технологии €вл€ютс€ в значительной степени универсальными дл€ всех отраслей, но специфика железных дорог всЄ же присутствует.

¬недрение BIM на новых проектах обычно ведЄтс€ эволюционным путЄм Ц от начала проектов. ѕо мере накоплени€ критической массы опыта на одном этапе (проектирование) начинаетс€ активизаци€ поиска методов его применени€ на следующем этапе (строительство).

Ёто наиболее заметно по динамике развити€ крупных программ проектов: в 2000-е годы, когда требовалось проектирование, усили€ вендоров были сосредоточены в основном на выпуске инструментов дл€ BIM-проектировани€; на данный момент, когда проекты переход€т в фазу завершени€ строительства и начала эксплуатации, фокус внимани€ разработчиков смещаетс€ в сторону предложений дл€ эксплуатации цифровых активов.

Ќиже приведен перечень ключевых тезисов, которые, на наш взгл€д, необходимо учесть при внедрении технологии информационного моделировани€, в том числе в транспортной инфраструктуре.

2.1 Ќова€ парадигма: BIM как переход к бесчертЄжной технологии

ћировые тенденции показывают, что происходит постепенный, но последовательный отход от работы с чертежами и переход к работе с модел€ми. „ертежи рассматриваютс€ как атавизм прошедшей эпохи 2D. „Єтко прослеживаетс€ иде€ о том, что если в модели содержитс€ вс€ необходима€ информаци€ дл€ строительного процесса, то чертЄж уже не нужен.

¬едущие мировые вендоры в строительной отрасли практически перестали развивать инструменты разработки чертЄжной документации [25]. Ќаучные исследовани€ и усили€ вендоров теперь сосредоточены на поиске и реализации методов работы в жизненном цикле строительного объекта непосредственно по модели.

BIM на транспорте

–ис. 5. ћодель одного из станционных павильонов магистрали MLRT Line 2 в долине  ланг в ћалайзии

2.2 “ехнологии новой парадигмы: виртуальна€ и смешанна€ реальность (VR/MR)

Ќова€ парадигма об€зана порождать новые технологии работы, которые не присутствовали в предыдущем технологическом укладе (2D). ѕервыми из числа таких технологий по€вились технологии Ђвиртуальной реальностиї [26] и Ђсмешанной реальностиї [27].

Ќа сегодн€шний день больше информации (и рекламы) св€зано с технологией и инструментами виртуальной реальности (virtual reality, VR). ќднако в практике строительства и эксплуатации с помощью BIM более перспективной представл€етс€ технологи€ смешанной реальности (mixed reality, MR).

–азвитие технологии смешанной реальности лимитируетс€:

  • эффективностью позиционировани€ на участке проведени€ работ (до нескольких миллиметров);
  • возможност€ми визуализации, надЄжностью и эргономичностью MR-очков;
  • стоимостью индивидуального комплекта электронных устройств и средств позиционировани€ в рабочей зоне.

“ехнологи€ смешанной реальности получила широкую известность на рубеже 2013-14 годов (как еЄ ранний прототип Ц дополненна€ реальность, augmented reality, AR), однако еЄ дальнейшее развитие сдерживаетс€ вышеуказанными более высокими требовани€ми к специализированным электронным компонентам.

Ќадо отметить, что техническое совершенствование электроники и программ дл€ смешанной реальности, а также снижение их стоимости, идут довольно быстрыми темпами, и сейчас эта технологи€ уже доступна дл€ компаний среднего уровн€.

—ледовательно, по€вление первых образцов промышленных продуктов, реализующих полноценную бесчертЄжную технологию, можно ожидать в ближайшие несколько лет.

2.3 Ѕезусловность юридической легитимности новой парадигмы

ѕереход к бесчертЄжной технологии поставил перед участниками строительного процесса вопрос о юридической значимости BIM-моделей.

ѕри этом следует признать, что важнейшим критерием правильности формировани€ строительной документации (неважно, чертЄж это или модель) €вл€етс€ признание еЄ юридической значимости государственными контрольными, следственными и судебными органами.

ѕризнание и работа с электронной строительной документацией органами строительной экспертизы €вл€етс€ вторичным критерием, проистекающим из первого.

Ќезнание законодательства и его несоблюдение могут привести к печальным последстви€м, когда электронна€ проектна€ документаци€ будет признана юридически ничтожной в судебном пор€дке.

“акже совершенно очевидно, что грамотный подр€дчик потребует надежных гарантий того, что поступивша€ к нему электронна€ документаци€ €вл€етс€ подлинной (полной, актуальной, утвержденной и законной), а не промежуточной версией электронного документа. ¬ противном случае выполн€ть строительные работы по такой документации подр€дчик справедливо откажетс€.

“аким образом, дл€ окончательного перехода к строительству по модел€м необходимо решить вопрос: как и при каких услови€х BIM-модель становитс€ подлинником проектно-строительной документации.

BIM на транспорте

–ис. 6. —троительство одного из станционных павильонов магистрали MLRT Line 2 в долине  ланг в ћалайзии

Ќапример, с 2016 года в судебной практике ‘инл€ндии информационна€ модель здани€ (в формате IFC) принимаетс€ в качестве документа, подтверждающего позицию одной из сторон.

¬ зарубежных исследовани€х рассматриваютс€ правовые проблемы и риски строительной индустрии, св€занные с BIM: юридически об€зательные цифровые модели, минимальный гибридный контракт (MHC), сочетание юридических и блокчейн смарт-контрактов, и т. д.

ќднако мы считаем, что вопросы легитимизации BIM-моделей должны целиком и полностью опиратьс€ на российскую юридическую практику.

ѕоэтому при внедрении технологии информационного моделировани€ лучше исходить из отработанного пон€ти€ Ђэлектронный подлинникї (см. федеральный закон є63 Ђќб электронной подписиї), применение которого к строительной 2D-документации в формате —ѕƒ— уже хорошо разработано [30].

–ешение вопроса электронных подлинников строительной документации лучше осуществл€ть в два последовательных этапа/перехода:

  • от бумажной технологии Ц к безбумажной (электронные подлинники документации —ѕƒ— на всЄм жизненном цикле объектов);
  • затем от безбумажной Ц к бесчертЄжной технологии (осуществление жизненного цикла строительных объектов по BIM-модел€м).

«десь следует обратить внимание, что на каждом этапе проблема юридической легитимизации электронной документации распадаетс€ на две:

  • создание электронного подлинника;
  • обмен электронными подлинниками.

¬ проблеме обмена подлинниками также возникают два вопроса:

  • обеспечение юридической значимости каналов обмена между юридическими лицами;
  • актуализаци€ электронных подлинников при внесении изменений.

ѕонимание того, как решать эти задачи по чертежам, облегчит решение аналогичных проблем дл€ моделей.

2.4  ќбеспечение качества проектной документации в новой парадигме

ѕоскольку BIM-модели постепенно станов€тс€ единым средством получени€ и обработки инженерной информации о строительном объекте, возникает вопрос об обеспечении качества этих моделей, поскольку от этого зависит как безопасность объекта строительства, так и правильность прин€ти€ управленческих решений.

¬ ответ на рыночный спрос на данном этапе развити€ BIM вопросы качества моделей решаютс€ вендорами с помощью создани€ специальных программных инструментов дл€ автоматической и полуавтоматической проверки моделей по геометрическим (пересечени€) и регламентирующим (формулы) критери€м.

Ќаибольших успехов в автоматизации проверок информационных моделей добилс€ —ингапур [35]. —истема автоматической экспертизы проектов CORENET [36] развиваетс€ в —ингапуре в начале 1990-х годов, с начала 2015 года она была запущена в эксплуатацию. ≈е главной целью была реализаци€ автоматической проверки (экспертизы) проектов с выдачей разрешени€ на строительство. ѕон€тно, что это можно было сделать только в том случае, когда проект реализовывалс€ в виде полноценной модели, удовлетвор€вшей специальным требовани€м. „ертежи и друга€ документаци€, пусть даже выполненна€ Ђв электронном видеї, дл€ этих целей уже не годились. —огласно нынешнему законодательству —ингапура, все проекты площадью свыше 5000 квадратных метров поступают на экспертизу исключительно в виде BIM-моделей, причем удовлетвор€ющих определенным требовани€м. –абота системы CORENET ведетс€ через сайт CORENET [36], на котором выставлены требовани€ к модели, а также провод€тс€ операции по загрузке проектов и оформлению экспертных и иных действий.

BIM на транспорте

–ис. 7. ѕо использованию BIM дл€ инфраструктурных проектов —ингапур всегда был примером дл€ остального мира

ƒл€ повышени€ качества управленческих решений важным пунктом €вл€етс€ автоматизаци€ создани€ спецификаций материалов и работ непосредственно по BIM-модел€м. —ледует сказать, что возможность осуществлени€ прозрачных и корректных электронных закупок €вилась важным результатом проекта Crossrail (см. п. 1.1.1) и ключевым аргументом дл€ внедрени€ технологии BIM британским правительством в строительные госконтракты.

¬ насто€щее врем€ технологи€ получени€ строительных смет по информационным модел€м освоена российскими вендорами и примен€етс€ компани€ми-застройщиками, но в вопросах автоматизации проверок наблюдаетс€ отставание от мировых лидеров.

2.5  ќптимизаци€ стройплощадки в новой парадигме: имитационное моделирование

— массовым освоением BIM проектировщиками и ростом количества комплексных моделей проектов возникли возможность и спрос на моделирование плана производства работ, в том числе с применением методов имитационного моделировани€. Ёто позвол€ет осуществить комплексную оптимизацию последовательности монтажа, логистики на стройплощадке, размещени€ временных объектов и материалов, потоков машин и рабочей силы, работы машин и механизмов, перемещени€ крупногабаритных элементов и т. д. ¬сЄ вышеперечисленное положительно вли€ет на точность календарно-сетевого планировани€ и снижение убытков по вине неоптимальной организации работ на стройплощадке.

2.6  ‘орматы данных в новой парадигме: два подхода

ѕереход к бесчертЄжной технологии означает, что инженерна€ информаци€ об объекте строительства существует исключительно в цифровом виде и на цифровой базе. ѕоскольку —истема проектной документации дл€ строительства (—ѕƒ—, √ќ—“ 21) была разработана дл€ представлени€ инженерной информации на Ђбумажнойї основе, то еЄ применение к BIM невозможно без потери эффективности, св€занной с дополнительными трудозатратами на оформление чертежей.

–азличными вендорами были разработаны свои цифровые форматы данных дл€ создани€ BIM-моделей с помощью —јѕ–-инструментов. ќднако затем встала проблема совместимости, взаимной дополн€емости и объедин€емости моделей, созданных с помощью инструментов разных вендоров. ¬ еЄ решении на сегодн€шний день выдел€ютс€ два подхода.

2.6.1  ѕодход 1: создание общего формата обмена данными дл€ BIM

ѕринцип такого подхода: каждый работает с модел€ми в форматах своего вендора, а в случае операций импорта-экспорта модели конвертируютс€ в открытый формат обмена.

ќграничени€ такого подхода:

  • потер€ некоторых данных: формат обмена может содержать меньше информации, чем Ђродна€ї структура данных модели;
  • формат обмена должен быть признан ведущими вендорами и непрерывно поддерживатьс€, чтобы соответствовать уровню развити€ Ђродныхї форматов вендоров.

Ќаибольших успехов в создании и продвижении формата обмена информации между BIM-модел€ми добилась международна€ организаци€ buildingSMART International, продвигающа€ формат IFC (Industrial Foundation Classes) [39].

‘ормат IFC построен с использованием семантической технологии как непрерывно развивающа€с€ онтологическа€ модель объекта и среды строительства.

ќсновными тенденци€ми развити€ формата IFC €вл€ютс€:

  • дальнейша€ декомпозици€ геоинформационного домена (√»—) с выделением новых доменов (IFC Rail, IFC Bridge и т. д.);
  • объединение доменов BIM и √»— в единую онтологию;
  • переход от онтологий строительных объектов к онтологи€м строительных процессов;
  • интеграци€ с PLM-объектами (машинами и механизмами, киберфизическими системами).

¬ышеперечисленные тенденции основываютс€ на триаде общности двух форматов и €зыка моделировани€: IFC, STEP, EXPRESS.

¬ св€зи с активным развитием формата IFC гипотетически возможно по€вление на рынке BIM-инструментов, чьи внутренние структуры данных также будут изначально разработаны в формате IFC.

ќднако при всей открытости и независимости формата IFC надо отметить, что все юридические права на него принадлежат американской компании buildingSMART (одному из создателей аль€нса buildingSMART International).

2.6.2  ѕодход 2: пр€мой обмен модел€ми
“акой подход наблюдаетс€ в рыночной стратегии двух наиболее крупных вендоров Ц Bentley Systems и Autodesk.

Ёто св€зано с тем, что оба вендора имеют собственную линейку продуктов, позвол€ющих в целом закрыть основные запросы рынка по инженерному информационному моделированию жизненного цикла строительного объекта. —ледовательно, дл€ них нет необходимости использовать Ђчужойї формат обмена данными между собственными BIM-инcтрументами.

¬опросы экспорта-импорта, которые тем не менее возникают в сводных проектах с большим количеством участников, решены через двусторонние договоры с основными вендорами об обмене сведени€ми о внутренней структуре данных BIM-моделей, созданных в собственных —јѕ–-инструментах.

ѕримерами наиболее успешных программ при использовании собственных форматов разных производителей €вл€ютс€ Navisworks компании Autodesk, а также ProjectWise и iTwin компании Bentley Systems.

2.7  Ётап эксплуатации в новой парадигме: цифровой двойник

”спехи стран-лидеров в BIM-технологи€х позволили им за€вить о намерени€х Ђцифровизации всей страныї [40]-[42].

Ђ÷ифровизаци€ страныї означает прежде всего использование информационных моделей на стадии эксплуатации объектов инфраструктуры. ¬ св€зи с этим по€вилс€ и активно используетс€ термин Ђцифровой двойникї.

¬ообще Ђцифровой двойникї Ц это информационна€ модель объекта, получивша€ дальнейшее развитие в виде добавлени€ моделей процессов, св€занных с использованием этого объекта. “аким образом, термин Ђцифровой двойникї характеризует более высокий уровень развити€ технологии информационного моделировани€.

÷ифровой двойник, как и информационна€ модель, Ц это посто€нно развивающеес€ образование, поскольку всегда могут добавл€тьс€ и совершенствоватьс€ модели процессов, св€занных с эксплуатацией объекта.

ѕоскольку Ђцифровой двойникї стал Ђмоднымї термином, то по€вились многочисленные спекул€ции на эту тему, когда цифровыми двойниками стали называть практически все виды информационных моделей.

ѕоскольку BIM €вл€етс€ новой парадигмой, оно порождает целый куст новых технологий. Ќо эти технологии имеют разную степень зрелости с точки зрени€ пригодности дл€ промышленного применени€.

¬ —Ўј и ≈вросоюзе дл€ оценки зрелости технологий активно примен€етс€ (в том числе в программе Ќ»ќ – ЂHorizon 2020ї, см. п. 1.1.2) Ўкала оценки технологической готовности TRL [44].

2.8  ѕодготовка кадров дл€ цифровой экономики: растущий дефицит специалистов

—траны-лидеры внедрени€ BIM сталкиваютс€ с серьЄзным дефицитом специалистов дл€ цифровизации экономики.

Ќапример, в ¬еликобритании, согласно исследовани€м компании Atkins, проведЄнным в 2015 году, после утверждени€ в декабре 2014 года Ђѕравительственной стратегии дл€ удовлетворени€ потребностей в инфраструктуре ¬еликобритании до 2020 года и в последующий периодї с бюджетом более 460 миллиардов фунтов стерлингов государственных и частных инвестиций, были отмечены следующие проблемы, св€занные с кадрами [80]:

  • ƒефицит кадров: Ђ омпани€м Ѕритании требуетс€ 1,86 миллиона человек с инженерными навыками в период 2010-2020. Ёто означает, что дл€ этих потребностей Ѕритании необходимо удвоить количество инженерно-св€занных учеников и выпускников из колледжей и университетовї;
  • ƒополнительные инвестиции в образование: Ђѕромышленности и правительству необходимо будет инвестировать до £2,5 млрд дл€ подготовки достаточного числа ученых, конструкторов и инженеров, чтобы удовлетворить требовани€м норм экономикиї;
  • ƒефицит кадров приводит к росту бюджета в проектах: Ђ–ост средней заработной платы уже ощущаетс€ по транспортному сектору и компании уже конкурируют за наиболее востребованные ресурсы. Ќекоторые участники наших исследований сообщили об увеличении заработной платы от п€ти до 20 процентов, с отдельными случа€ми увеличени€ оплаты на 50 процентовї.
  • ƒефицит кадров сдерживает реализацию проектов: Ђѕредсказанный дефицит навыков увеличит веро€тность задержки в проектах с долгосрочной возможностью работы, и они могут быть отложены на неопределенный срок или отменены в будущемї. ћартин Arter, Network Rail, прокомментировал: Ђ’удшим €вл€етс€ то, что в течение ближайших п€ти или дес€ти лет часть проектов не будет реализованаї.

3. »тоговые выводы

3.1. »нформационное моделирование €вл€етс€ инновационной технологией создани€ цифровых инженерных данных основных фондов капитального строительства и управлени€ ими. ¬ промышленно развитых странах она последовательно вытесн€ет технологию предыдущего технологического уклада Ц разработку 2D-строительной документации.

3.2. —ледует различать саму технологию BIM и методы использовани€ еЄ результатов. –езультат технологии BIM, информационна€ модель (как и до этого 2D-документаци€ —ѕƒ—), может быть использован в »“-инструментах организационного и экономического профил€ Ц системах класса PM (Project management, управление проектами) и системах класса ERP (Enterprise resource planning, планирование ресурсов предпри€ти€). »спользование BIM-моделей в качестве источника данных сделает результаты работы этих »“-инструментов более точными и сократит трудозатраты за счЄт устранени€ информационных разрывов.

3.3. –азвитие технологии BIM от начала к концу жизненного цикла (от проектировани€, через строительство к эксплуатации) было св€зано с эволюционным развитием технологии и накоплением опыта. Ќо поскольку наша страна задержалась с внедрением BIM, то повтор€ть этот путь нет резона. ÷елесообразнее параллельно внедр€ть BIM в строительстве и эксплуатации.

— целью ускорени€ внедрени€ информационного моделировани€ можно сразу сфокусироватьс€ на разработке прикладных решений на наиболее важном дл€ транспортной инфраструктуры этапе жизненного цикла. ќчевидно, что это этап, где из объекта инвестировани€ извлекаетс€ прибыль. «начит, базовую структуру данных дл€ BIM-модели нужно разрабатывать с точки зрени€ эксплуатации, где модель, соединЄнна€ с организационными, экономическими и правовыми процессами содержани€ и владени€, позвол€ет управл€ть рентабельностью.

Ѕиблиографи€
  1. Trans-European Transport Network; https://en.wikipedia.org/wiki/Trans-European_Transport_Network
  2. buildingSMART; https://www.buildingsmart.org
  3. RailBaltica project; https://www.railbaltica.org
  4. RailBaltica BIM documentation; https://www.railbaltica.org/rb-rail-as-bim-documentation/
  5. ЂRail Baltica a view from the front line to the BIM implementationї; https://www.e-zigurat.com/blog/en/rail-baltica-view-front-line-bim-implementation/
  6. EIR (информационные требовани€ заказчика); https://1-bim.ru/техническое-задание-eir/
  7. Crossrail project; https://www.crossrail.co.uk/#
  8. Vasily Kupriyanovsky etc. BIM on the world's railways Ц development, examples, and standards// International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 8, no.5, 2020;
  9. ЂBIM application in London Crossrailї; https://www.e-zigurat.com/blog/en/bim-application-in-london-crossrail/
  10. Prof. S.N. Pollalis, D. Lappas Crossrail -Elizabeth Line London, UK, Case study. The Zofnass Program at Harvard, February 18, 2019
  11. Crossrail BIM Principles (CR-XRL-Z3-RGN-CR001-50005 Revision 5.0); https://learninglegacy.crossrail.co.uk/wp-content/uploads/2017/02/12F-002-03_Crossrail-BIM-Principles_CR-XRL-Z3-RGN-CR001-50005-Revision-5.0.pdf
  12. Crossrail Asset Information A General Guide 2018; https://learninglegacy.crossrail.co.uk/wp-content/uploads/2018/06/12C-004_Crossrail-Asset-Information-A-General-Guide.pdf
  13. CROSSRAIL OPERATIONS AND MAINTENANCE INFORMATION GUIDE ,Document type: Good Practice Document Author: Crossrail Ltd Publication Date: 09/07/2018; https://learninglegacy.crossrail.co.uk/documents/crossrail-operations-and-maintenance-information-guide/
  14. High Speed 2 project; https://www.hs2.org.uk, https://en.wikipedia.org/wiki/High_Speed_2
  15. EU project program Horizon 2020; https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en
  16. Shift2Rail project program; https://shift2rail.org
  17. Assets4Rail project; http://www.assets4rail.eu/about/
  18. —hina Railway BIM Alliance УRailway BIM Data Standard, (Version 1.0)Ф, CRBIM10022015; https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2017/09/bSI-SPEC-Rail.pdf
  19. Steve Cockerell, Director Industry Marketing Ц Road and Rail, Bentley Systems УChina Railway Sets Benchmark for Full-lifecycle BIM on Beijing-Zhangjiakou Rail ProjectФ; https://www.cbnme.com/logistics-news/china-railway-sets-benchmark-for-full-lifecycle-bim-on-beijing-zhangjiakou-rail-project/
  20. Korean Ministry of Land, Infrastructure and Transport, Korea Railroad Research Institute, Yonsei University УRail BIM 2030 RoadmapУ; http://big.yonsei.ac.kr/railbim/reports/RailBIM2030Roadmap_Full_Eng_Final.pdf
  21. The Rail BIM 2030 roadmap project; https://www.gim-international.com/content/article/the-rail-bim-2030-roadmap-project
  22. Digital Construction. BIM: managing quality, cost and deadlines from the very start; https://www.deutschebahn.com/en/Digitalization/technology/innovations/digiatalesbauen-3520304
  23. Implementation of Building Information Modeling (BIM) in the Infrastructure Division of Deutsche Bahn AG, Deutsche Bahn AG 2019, https://www.deutschebahn.com/resource/blob/4114234/f17c340682cd9e8f6bfe3faae86e0f52/BIM-Strategy-Deutsche-Bahn-en-data.pdf
  24. DB Engineering & Consulting; https://referenzen.db-engineering-consulting.de/en
  25. ќфициальные сайты ведущих иностранных фирм Ц разработчиков инженерного программного обеспечени€ дл€ строительства (вендоров):
    https://www.bentley.com/ru
    https://www.autodesk.ru/
    https://www.nemetschek.com/en/
    https://graphisoft.com/ru
    https://ru.graitec.com/
    https://www.esri-cis.ru/ru-ru/home
    https://www.trimble.com/
  26. ¬иртуальна€ реальность; https://en.wikipedia.org/wiki/Virtual_reality
  27. —мешанна€ реальность; https://ru.wikipedia.org/wiki/—мешанна€_реальность
  28. Microsoft HoloLens product; https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_HoloLens
  29. Tekla Structures product; https://www.tekla.com/ru/ѕродукци€/tekla-structures
  30. ј.  азанцев, ј. ¬олков ЂЅезбумажна€ технологи€ строительства: особенности применени€ электронной цифровой подписи при разработке проектно-строительной документацииї; http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=17346
  31. Nemetschek Solibri product; https://www.solibri.com
  32. Autodesk Navisworks product; https://www.autodesk.ru/products/navisworks/overview
  33. Autodesk Dynamo product; https://www.autodesk.com/products/dynamo-studio/overview?plc=DYNSTD&term=1-YEAR&support=ADVANCED&quantity=1
  34. Bentley Navigator product product; https://www.pmsoft.ru/products/bentley/bentley-navigator/
  35. ¬.¬. “алапов Ђ¬недрение BIM: впечатл€ющий опыт —ингапураї; https://ardexpert.ru/article/5160
  36. CORENET system; https://www.corenet-ess.gov.sg/ess/
  37. Bentley Synchro product; https://www.bentley.com/en/products/brands/synchro
  38. Oracle Primavera product; https://www.oracle.com/ru/applications/primavera/solutions/products.html
  39. Industrial Foundation Classes, https://en.wikipedia.org/wiki/Industry_Foundation_Classes
  40. UK Digital Strategy; https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy
  41. Digital Finland; https://www.businessfinland.fi/globalassets/julkaisut/digital-finland-framework.pdf
  42. Singapure Digital-Economy-Framework; https://www.imda.gov.sg/infocomm-media-landscape/SGDigital/Digital-Economy-Framework-for-Action
  43. Linnea Bestjak, Cassandra Lindqvist ЂAssessment of how Digital Twin can be utilized in manufacturing companies to create business valueї, School of Innovation, Design and Engineering, Mälardalen industrial technology center, Sweden, 2020
  44. Technology readiness level; https://en.wikipedia.org/wiki/Technology_readiness_level
  45. Technische Universitat Munchen, Ingenieurfakultat Bau Geo Umwelt, Lehrstuhl fur Computergestutzte Modellierung und Simulation УBuilding Information Modeling and Virtual Reality- Editing of IFC Elements in Virtual RealityФ;
  46. The Ohio State Umversity, Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Master of Science in the Graduate School of The Ohio State University By Yuchen Lai Graduate Program in Civil Engineering УAugmented Reality Visualization of Building Information ModelФ;
  47. Isicad.ru: –уководители Autodesk, Dassault, PTC, Siemens и Trimble говор€т о развитии AR-VR; http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=21436
  48. Norwegian University of Science and Technology (NTNU), School of Entrepreneurship, TIØ4530 УThe Minimum Hybrid Contract (MHC): Combining Legal and Blockchain Smart ContractsФ;
  49. Sweden Royal Institute of Technology, Department of real estate and consruction management, Elin Englund & Maria Gronlund УCurrent Legal Problems and Risks with BIM in the Swedish AEC IndustryФ;
  50. Sweden Royal Institute of Technology, Department of real estate and consruction management, Sebastian Orenäs Nissas, Nangi Rahimi УDigitalized Construction Project-To Build after a Legally Binding BIM-modelФ;
  51. The Pennsylvania State University, The Graduate School, College of Engineering, Eric Nulton УAnalysis Of Legal Concepts For Projects Implementing Building Information Modeling (BIM) In The United StatesФ;
  52. Office of Graduate Studies of Texas A&M University, Ruchika Bhandare Ф Building Information Modeling A Minimum Mathematical ConfigurationФ;
  53. Tampere University, MasterТs Degree Programme in Civil Engineering, Joonas Helminen УAutomated generation of steel connections of BIM by machine learningФ;
  54. Oulu University of Applied Sciences, Degree Program in Civil Engineering, Liudmila Moskaliuk УBenchmark of availability of bim-objects for construction productsФ;
  55. National Precast Concrete Association / Precast Magazines / Precast Inc. Magazine, Debbie Sniderman УBim and precast: where physical and digital meetФ; https://precast.org/2018/05/bim-and-precast-where-physical-and-digital-meet/
  56. Western Michigan University, Civil and Construction Engineering, Mohammed Al Dafaay УVisualizing the Constructability of a Steel Structure Using Building Information Modeling and Game SimulationФ;
  57. Dmitry Zamolodchikov, Vasily Kupriyanovsky, Dmitry Namiot, German Sukonnikov, Natalia Fedorova, Petr Bubnov УComfortable environment and resources for passenger stations in the lifecycle of digital railways assetsФ, International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no.3, 2017;
  58. Gary Morin "Geotechnical BIM: Applying BIM Principles to the Subsurface"; https://www.autodesk.com/autodesk-university/article/Geotechnical-BIM-Applying-BIM-Principles-Subsurface-2019
  59. The University of Dayton, Prepared in cooperation with the Ohio Department of Transportation and the U.S. Department of Transportation, Federal Highway Administration; Hui Wang, Xiangrong Wang, Robert Liang "Study of Al Based Methods for Characterization of Geotechnical Site Investigation Data";
  60. European Commission, JRC Technical Reports; A. Athanasopoulou, A. Bezuijen, W. Bogusz, D. Bournas, M. Brandtner, A. Breunese, U. Burbaum, S. Dimova, R. Frank, H. Ganz, U. Grunicke, H. Jung, A. Lewandowska, G. Nuijten, A. Pecker, S. Psomas, K. Roessler, A. Sciotti, M.L. Sousa, H. Stille, D. Subrin УStandardisation needs for the design of underground structuresФ;
  61. The Netherlands, Enschede, Faculty of Geo-lnformation Science and Earth Observation of the University of Twente, Shen Nie У3D BIM-GIS for underground network managementФ;
  62. Lodron-Universitat Salzburg, Universitatslehrganges "Geographical Information Science & Systems" (UNIGIS MSc) am Interfakultaren Fachbereich fur Geolnformatik (ZGIS), B.Eng. Robert Lensing "¬Iћ and construction process data in mechanized tunnel construction. Milestone control for tunnel construction sites using automatically created process data in comparison with 4D BIM";
  63. Karelia umversity of applied sciences (Finland), Degree Program in Civil Engineering, Aniirahmad Teymouri УPotentialities and restrictions of construction 3d printingФ;
  64. Tampere University of Applied Sciences, Construction Engineering, Ruben Merckx УThe utilization of aerial photography and laser scanning in BIM modellingФ;
  65. Czech technical university in Prague, Faculty of Civil Engineering, Department of Construction Management and Economics, Bc. Matej Koys УImplementation of BIM Systems for Energy Analysis and Optimization in BuildingsФ;
  66. European Commission, Directorate-General for Mobility and Transport, Unit C4 Rail safety commercial and interoperability УERTMS Retrofitting strategy Funding and Financing Ц Final Report. ERTMS On-board strategyФ;
  67. European Commission, JRC Science For Policy Report, Gkoumas, K., Marques Dos Santos, F.L., van Balen, M., Tsakalidis, A., Ortega Hortelano, A., Grosso, M., Haq, G., Pekar, F. "Research and innovation in bridge maintenance, inspection and monitoring", A European perspective based on the Transport Research and Innovation Monitoring and Information System (TRIMIS);
  68. Joint Study Programme of Metropolia UAS and HTW Berlin, International Master of Science in Construction and Real Estate Management, Sowmya Gurum УAnalysis of LCC and BIM during Operations and Maintenance phase from the Perspective of CostФ;
  69. Vasily Kupriyanovsky, Oleg Pokusaev, Alexander Klimov, Alexey Volodin УBIM on the way to IFC5 Ц alignment and development of IFC semantics and ontologies with UML and OWL for road and rail structures, bridges, tunnels, ports, and waterwaysФ, International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 8, no.8, 2020;
  70. buildingSMART Part 1 Ц The UML Model Report Introduction to the IFC Harmonised Schema Extensions, Project/Publisher: Common Schema / Infrastructure Room, Work Package: Common Schema Ц WP2 Ц Harmonisation & Development, Date: 24/04/2020, Version: V04 Ц FINAL, PUBLISHED https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2020/06/IR-CS-WP2-UML_Model_Report_Part-1_.pdf
  71. buildingSMART Part 2 Ц The UML Model Report, Common Schema Elements, Project/Publisher: Common Schema / IFC Infra Program Office, Work Package: Common Schema Ц WP2 Ц Harmonization & Development, Date: 24/04/2020, Version: V04 Ц FINAL, PUBLISHED https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2020/06/IR-CS-WP2-UML_Model_Report_Part-2_.pdf
  72. buildingSMART Part 3 Ц The UML Model Report, Ports & Waterways Schema Elements, Project/Publisher: IFC Infrastructure for Ports & Waterways (IPW), Common Schema / IFC Infra Program Office, Work Package: IPW Ц WP3 Ц Schema Extension Development, Common Schema Ц WP2 Ц Harmonization & Development Date: 24/04/2020,Version: V07 Ц FINAL, PUBLISHED https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2020/06/IR-CS-WP2-UML_Model_Report_Part-3_.pdf
  73. buildingSMART Part 4 Ц The UML Model Report Railway Schema Elements, Project/Publisher: IFC Rail / Railway Room Common Schema / IFC Infra Program Office Work Package: IFC Rail Ц WP2 Ц Schema Extension Development Common Schema Ц WP2 Ц Harmonization & Development, Date: 24/04/2020 Version: V04 Ц FINAL, PUBLISHED https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2020/06/IR-CS-WP2-UML_Model_Report_Part-4_.pdf
  74. buildingSMART Part 5 Ц The UML Model Report Road Schema Elements, Project/Publisher: IFC Road Project Common Schema / IFC Infra Program Office Work Package: IFC Road Ц WP3 Ц Schema Extension Common Schema Ц WP2 Ц Harmonization & Development, Date: 24/04/2020, Version: V04 Ц FINAL, PUBLISHED https://www.buildingsmart.org/wp-content/uploads/2020/06/IR-CS-WP2-UML_Model_Report_Part-5_.pdf
  75. Joonas Helminen: Automated generation of steel connections of BIM by machine learning, Master of Science Thesis,Tampere University, MasterТs Degree Programme in Civil Engineering;
  76. Phil Jackson, on behalf of buildingSMART International Infrastructure Room "Infrastructure Asset Managers BIM Requirements"; Technical Report No. TR 1010.
  77. BSI's Standards Outlook Ц Issue five УDouble VisionФ; https://www.bsigroup.com/en-GB/blog/Built-Environment-Blog/double-vision/?utm_source=pardot&utm_medium=email&utm_campaign=SM-SUB-NEWS-BUILD-BSOL-BLOG-2001-2012
  78. Mälardalen industrial technology center, Sweden; School of Innovation, Design and Engineering, Linnea Bestjak, Cassandra Lindqvist ЂAssessment of how Digital Twin can be utilized in manufacturing companies to create business valueї.
  79. EU projects on digital twins: ARtwin AR, BIM2TWIN, VesselAI, VIMS, TwinERGY, COGNITWIN, MeDiTATe, COGITO, DUET, TWINECS, MooringSense, LEAD, Ashvin, SPHERE, DIGITbrain.
  80. ATKINS (SNC-Lavalin Group) report УSkills deficit. Implications and opportunities for UK infrastructureФ;
  81. Martin Simpson, University of Liverpool; Professor Jason Underwood, University of Salford; Dr Mark Shelbourn, University of Salford; Debbie Carlton, Dynamic Knowledge; Gulnaz Aksenova, University of Liverpool; Sajedeh Mollasalehi, University of Salford "Evolve or Die:Transforming the productivity of Built Environment Professionals and Organisations of Digital Built Britain through a new, digitally enabled ecosystem underpinned by the mediation between competence supply and demand." Pedagogy and Upskilling CDBB Network.
  82. HAME University of applied sciences, Degree Programme in Construction Engineering, Manish Yakami УState of Art in Thinking of BIM CompetenceФ.
  83. buildingSMART COBie Certified Professional, Educational Curriculum. Version 1.0; https://cobie.buildingsmart.org
  84. Aalto University, Department of Built Environment School of Engineenng, M.sc Sanna Makkonen УSemantic 3D Modelling for Infrastructure Asset ManagementФ.
  85. Oleg Pokusaev, Vasily Kupriyanovsky, Alexander Klimov, Dmitry Namiot, Julia Kupriyanovsky, Eugene Zarechkin "BIM, Ontology and Asset Management Technologies on European Highways"; International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 8, no.6, 2020.
  86. Vikas Singhal "A Conceptual Framework for effective BIM-enabled Information Management in Railways", Master Dissertation European Master in Building Information Modelling, Universidade do Minho Escola de Engenharia.
  87. —.ј.  обзев ЂЅережлива€ киберфизическа€ производственна€ система транспортной компанииї, ∆елезнодорожный транспорт, 9 Ц 2020.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ODA делает шаг, небольшой дл€ каждого отдельного вендора, но важный дл€ отрасли в целом
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2021 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.