¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 марта 2021

√енераторы застройки и большой бизнес.  раткий обзор

≈вгений Ўирин€н

≈вгений Ўирин€н


¬ы всЄ ещЄ не верите, что компьютер уже может за нас нарисовать проект с нул€? ќчень зр€! ¬месте смотрим, какие есть на рынке генераторы застройки и как крупные компании автоматизируют свой бизнес.

√енераторы застройки

“ема генерации застройки существует достаточно давно. Ќе буду углубл€тьс€ в ретроспективу, хот€ было бы интересно проследить, в каких странах и как развивались подобные инструменты, как устроена система градпланировани€ и экономика города.

  классу генераторов застройки € бы отнес системы, которые создают множество вариантов автоматизированным способом на основе данных об участке проектировани€, вводных параметров застройки (этажности, плотности, функционального баланса и пр.), а также различных ограничений (например инсол€ции).

¬ информационном пространстве –‘ уже по€вл€лось несколько генераторов (–обот, Ђѕ» ї, ћастермайнд от GENPRO, угаснувший стартап у выходцев из  Ѕ Ђ—трелкаї на базе CityEngine) Ч о них мы поговорим в конце заметки.

¬ принципе, сам CityEngine и другие подобные генераторы, ориентированные скорее на разработку игр или декорации к фильмам, существуют довольно давно.

 уда интереснее посмотреть, как развиваютс€ совсем современные решени€, основанные на машинном обучении, которое стало повсеместной панацеей, и сфокусированные именно на строительной отрасли. я не специалист по машинному обучению и проектированию жиль€, но общие принципы, надеюсь, улавливаю. ¬ обзоре в детали нейронных сетей не погружаюсь.


»так, Spacemaker теперь куплен Autodesk! √енерирует застройку небольшой территории, отталкива€сь от ограничений по “Ёѕ и инсол€ции (примеры содержат что-то вроде  ≈ќ) Ч специфика скандинавска€, так что объектов по 30-40 этажей мы не увидим. ќриентирован, на первый взгл€д, на жильЄ и девелопера из —кандинавии. Ћично дл€ мен€ интересно, что Autodesk так и не породил внутри своих знаменитых лабораторий чего-то подобного (хот€ и поддерживает специализированную конференцию SIMAUD с момента еЄ по€влени€).

√енераторы застройки

 ак и многие подобные стартапы, Spacemaker не раскрывает своих цен Ч все по запросу.


¬торой пример из моего недавнего исследовани€ Ч archistar.ai. “от же фокус на жилье, небольшом участке и девелопере, те же критерии. Ётот инструмент выгл€дит более солидно, хот€ и создан типичным Ђпараметристомї эпохи 2010-х Ѕенджамином  ури (Benjamin Coorey). Ќа сайте привычный блок исследований, который так характерен дл€ европейской практики.

—тоит пор€дка 900 австралийских долларов в мес€ц Ч вот и примерна€ цена вопроса! ƒл€ мен€ отличительной чертой этого сервиса стала интеграци€ с местными официальными геоданными јвстралии и нормативами. «онирование (что-то вроде наших ѕ««) и зоны ограничений (наши «ќ”»“) учитываютс€ при генерации решений. ¬ случае цивилизованного градрегулировани€ зонирование и четкое кадастровое деление (многие города в тех же —Ўј или јвстралии состо€т из аккуратных участочков) создают прекрасную основу дл€ таких автоматизированных решений.

Ќадо сказать, что в јвстралии в целом хорошо развита цифровизаци€ городского планировани€.  стати, сервис вроде бы базируетс€ на Mapbox.


Ѕолее архитектурно-ориентированным выгл€дит сервис Digital Blue Foam из —ингапура, который начинаетс€ с 88 долларов в мес€ц. Ќе заметил акцента на жилье, нет учета какой-либо местной специфики нормативов. ’ипстерский набор: создание контекста из открытых источников (в том числе из OpenStreetMap), св€зь BIM, Rhino и SketchUp, немного игрова€ инфографика.


»нтересно, что помимо генератора застройки есть попытка дополнить искусственным интеллектом процесс эскизировани€. ќтличное направление дл€ экспериментов!


PRiSM Ч единственный (!) пока что пример open-source инструмента дл€ планировани€ жиль€ заводского изготовлени€. ¬ы выбираете участок, смотрите аналитические слои по контексту, размещаете типы застройки (здесь нет упора на генерацию множества вариантов, из ролика этого пока не пон€л) и потом редактируете модели зданий. » это все в браузере. Ёто похоже на пример archistar.io, где также продукт ориентирован на конкретную локацию, в данном случае Ћондон.

Ѕуду изучать подробнее, спасибо Ќиките “юкову за наводку.


Ётот продукт демонстрирует прозрачный подход и к градостроительству, и к исходным данным. ќтчасти это похоже на закрытый Flux Metro. ѕосмотрите слои контекста, есть даже подсчет пешеходов:

√енераторы застройки

 раткое видео о продукте.


—лежу за успехами Delve от Sidewalk labs (Google) и даже такими экспериментальными проектами, как KPF Scout (KPF Urban Interface Ч кладезь интересных решений). ѕодсмотрел на AECmagazine два новых примера: testfit.io и hypar.io.

Ќесмотр€ на то, что мен€ несколько раздражают приторные видеоролики подобных инструментов (всЄ быстро и классно), очевидно, что нам надо учитьс€ взаимодействовать с такими ассистентами.

¬се рассмотренные выше инструменты Ч это уровень участка или небольшой территории, без учета системных процессов на уровне города. ¬ этом контексте важно было бы вспомнить о системах прин€ти€ решений в планировании (PSS) Ч ветеранах отрасли, где также давно используютс€ алгоритмы искусственного интеллекта, но об этом буду писать в следующих заметках.

Ђ–оботї ѕ»  и другие российские разработки

я специально купил билет на CG EVENT, чтобы послушать и задать вопросы разработчикам Ђ–оботаї, который живЄт пока только внутри самого ѕ» . —ейчас занимаютс€ Ђ–оботомї выходцы из Hiteca. “еперь в открытом доступе есть видеозапись доклада, правда, без серии вопросов-ответов.

—лучай уникальный, так как в отличие от зарубежных примеров технологи€ создана под конкретного заказчика, который работает на полном цикле в жилищном строительстве. ¬ ролике это красочно описываетс€.

–еноваци€ в ћоскве Ч показательный пример несколько волюнтаристской и ситуативной градостроительной политики. ¬ 2012 запретили строить выше 75 метров, разрабатывали ѕ«« с этим критерием, а потом как будто пустились во все т€жкие. ¬идимо, масштаб проектов об€зывает. » ѕ»  выступает главным двигателем, который т€нет на себе все эти градостроительные инициативы.

—ам Ђ–оботї построен на Unreal Engine, что уже характерно. ѕервый прототип создавалс€ на базе Rhino + Grasshopper. —ейчас среда игровых движков используетс€ повсеместно дл€ Ђцифровых двойниковї. ƒл€ мен€ было важно услышать, что городской контекст выстраиваетс€ не только на проприетарных данных (например, 2√»—), но даже и OpenStreetMap, в которой часто можно обнаружить детализированные здани€. ≈сть спутник, рельеф, различные «ќ”»“ Ч в общем, така€ вот 3D √»—. »нтересно, что администраци€ города никак не снабжает более точными модел€ми окружающей застройки (а они есть) Ч ведь это очень критично дл€ расчЄта инсол€ции.

—ама генераци€ основана на большой базе мастерпланов, созданных проектировщиками ѕ» . »спользуютс€ сверточные нейронные сети, которые с учЄтом контекста порождают растровую подложку, своего рода Ђзонированиеї. “акое зонирование превращаетс€ в векторные контуры и затем генерализируетс€ (очень похоже на типовые √»—-функции).

√енераторы застройки

¬ докладе было подробно рассмотрено, что ценно, какие сценарии генерации есть в системе. Ќапример, выстраивание зданий вдоль оси и внутри контура, которые очень похожи на то, что демонстрируетс€ в зарубежных аналогах. ќсобенно близко к западным сервисам были Ђкастомные кварталыї. “о есть в результате генерации можно увидеть не совсем реалистичные варианты. ј вот в сценарии Ђкварталы повторного применени€ї ситуаци€ ина€ Ч все здани€ и их расположение генерируютс€ на базе типовых решений, знаменитого Ђконструктораї ѕ» . “о есть получаетс€, что Ђ–оботї Ч это хороший симптом многоуровневой стандартизации проектировани€ и строительства.

√енераторы застройки

ѕримечательным фактом стало то, что единственное ограничение в сценари€х Ч инсол€ци€ (а ведь нормативы как раз недавно подредактировали), а не плотность, как € думал. ¬ самом интерфейсе € вообще не увидел ни плотности жилой застройки, ни плотности населени€ (хот€ разработчики говор€т, что это просто еще одна закладка в интерфейсе). “о есть получаетс€, что проектировщик на этот счЄт не беспокоитс€? Ќаверное, поэтому мы видим согласованные √ѕ«” и ѕѕ“, где плотность давно превышает 25 тыс. кв. м на гектар.

ѕомимо генерации застройки есть много других крутых функций. Ќеотъемлема€ часть такого процесса Ч св€занна€ финансова€ модель. ћожно погружатьс€ на уровень конкретных квартир и вносить изменени€ в квартирографию. ћожно оценить детально, проходит ли точка по инсол€ции и какие достопримечательности могут быть видны из окон (кстати, тема особенно актуальна дл€ курортов). Ђ–оботї Ч именно тот случай, когда Ђдве головы лучшеї. ¬озникает ассистент, который отрисовывает множество достаточно осмысленных вариантов. –азработчики развивают множество Ђсценариевї с применением нейронных сетей, экспериментируют, и это замечательно. ¬полне можно было бы писать статьи в зарубежные журналы (ведь есть и инструмент, и реализованные при помощи инструмента постройки) и продвигать нашу науку.

–езультаты генерации выгружаютс€ в Civil 3D, а не в Revit, как € предполагал изначально.

ѕочему не Revit в конце? јлександр ѕопов, который занималс€ разработкой первой версии Ђ–оботаї, по€снил мне, что заложить все вариации планировок в Revit и получить качественную модель стадии ѕ было очень трудоемко. “о есть генерировались стены, перекрыти€, помещени€, но в разумные сроки обеспечить правильные соединени€ при автоматической генерации было невозможно.

«атем оказалось, что архитектору куда быстрее использовать осмысленные наработки из прошлых проектов, чем править модель из Ђ–оботаї. ¬озможно, здесь стоит вспомнить про уместность робота, который бы дополн€л решени€, а не делал с нул€.

≈ще один важный момент, о котором € пыталс€ размышл€ть в 2012 году, св€зан с рамками стандартизации и самой сути BIM. ѕ» , по словам јлександра ѕопова, посто€нно развивал свои конструктивные и планировочные решени€, тогда как программисты Ђ–оботї не успевали все это воплотить в коде. ¬от по этим причинам в ѕ»  остановились на св€зке Ђ–оботї Ч AutoCAD Civil 3D и более низком уровне детализации.

¬ любом случае уровень технологий очень высокий, с чем € и поздравл€ю все причастных Ч осталось лишь как-то гуманизировать результат. —кандинавские примеры Spacemaker пока как из другой вселенной.

„то касаетс€ ћастермайнд от GENPRO, здесь речь идЄт об изначально коммерческом продукте, ориентированном на зарубежный рынок. ѕравда, в роликах почему-то легко узнаютс€ наши обычные многоэтажки. ќбещают создавать модель и чертежи в BIM на выходе. √енератор —трелки был сделан на CityEngine (детали публиковались на сайте отколовшегос€ стартапа, который был довольно скоро закрыт) и воспроизводил какую-то периметральную застройку кварталов по заданным “Ёѕ.

ќтдельного внимани€ заслуживают разработка URBANBOT компании Parametrica (название выбрано смело), котора€ недавно вышла на рынок и предлагает проекты под ключ и также ориентируетс€ на жилую застройку. »з знакомых мне параметристов там оказалс€ ћакс ћалеин. ѕривет, ћакс!

–еализаци€ похожа на первую версию ѕ» овского Ђ–оботаї, где все выполн€лось в Rhino, а потом модели генерировались уже дл€ Revit. ѕринципы проектировани€ и ограничени€ выгл€д€т такими же, как и в прошлых примерах, ориентаци€, кажетс€, на рынок —Ќ√.

—айт URBANBOT даже не предлагает что-то купить, но €зык английский. –екомендую почитать интересное интервью соосновател€ »вана —ухих о том, как они проектируют Ђпродуктї и мысл€т категори€ми девелопера. „то ж, разумный путь!

***

ћы с вами рассмотрели примеры генераторов застройки, преимущественно жилой. ¬се они работают на уровне участка, подключают разнообразные генеративные и оптимизационные алгоритмы, учитывают чаще всего инсол€цию и первичные “Ёѕ. ¬се примеры не попадают в сферу массового применени€, так как требуют глубокой адаптации, как в Ђ–оботеї. Ёто отлично получаетс€ у большого бизнеса с полным циклом. ќтчасти можно говорить об интеллектуальной автоматизации планировочных задач архитектора. ѕри наших сроках и таких объЄмах информации Ч это позитивный момент.

ƒумаю, что этот текст интересно сопоставить с содержанием прошлой заметки о генеративном проектировании в Revit. ѕолучаетс€, что это все же актуально? »ли есть нюансы, о которых умалчивают все разработчики?

¬ следующих заметках попробую выйти на уровень выше Ч уровень города.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Dassault Systèmes и софтверна€ республика
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

T-FLEX «убчатые передачи Ч новое приложение в составе комплекса T-FLEX PLM дл€ [...] — ¬иктор ¬оронков, ѕолина √ончарова (21 апрел€ 2021)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2021 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.