¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 августа 2023

25-летний опыт сотрудников российского Siemens теперь успешно примен€етс€ в ѕјќ Ђ јћј«ї

»нтервью с ¬иктором Ѕеспаловым

ƒ. Ћевин: ¬иктор Ѕеспалов Ч один из самых опытных отечественных специалистов в области PLM. ¬ течение многих лет он руководил российским офисом Siemens Digital Industries Software (ранее Ч Siemens PLM Software), сотрудники которого успешно внедр€ли лучшие мировые инженерные решени€ в самые ответственные отрасли российской промышленности. Ќа мой взгл€д, переход ¬иктора и его команды в ѕјќ Ђ јћј«ї Ч уникальный пример радикальной, но плавной и эффективной трансформации российского »“-рынка, вынужденно состо€вшейс€ в 2022 году. я благодарен ¬иктору за возможность опубликовать на isicad.ru предлагаемое сегодн€ читател€м подробное интервью. ¬ этом интервью отражен, цитиру€ слова ¬. Ѕеспалова, Ђколоссальный опыт сотрудников Ђ—именсї, накопленный в течение более 25 лет работы на мировом рынке PLM. Ђћировом рынкеї Ч это не оговорка, поскольку наши специалисты принимали участие в зарубежных проектах и имели доступ к экспертизе и опыту, которым обладают крупнейшие международные компанииї.


—м. также: Kamotive Ч облачна€ платформа дл€ организации безопасной совместной работы инженеров в услови€х промышленного производства

ћатериалы о де€тельности российского подразделени€ Siemens PLM Software, опубликованные на нашем портале:

» еще много других интересных статей и новостей


Ѕеспалов ¬иктор ≈вгеньевич

«аместитель генерального директора по цифровым платформам в компании Ђ»нновационный ÷ентр Ђ јћј«ї

¬иктор Ѕеспалов


C 2009 по 2022 год возглавл€л компанию Siemens Digital Industries Software (софтверное подразделение концерна Ђ—именсї) в должности генерального менеджера и отвечал за де€тельность региональных подразделений Siemens Digital Industries Software и развитие бизнеса компании на территории –оссии, Ѕелоруссии, ÷ентральной јзии и “урции.
ƒо прихода в Ђ—именсї последовательно занимал руковод€щие должности в компани€х Oracle, PTC и Computervision и принимал участие в реализации р€да крупных проектов в области индустриального ѕќ дл€ авиационной, автомобильной и машиностроительной промышленности.
ќкончил ћосковский лесотехнический институт по специальности Ђјвтоматизированные системы управлени€ї, а также аспирантуру в ћосковском энергетическом институте и бизнес-школу Instituto de Impresa (»спани€).


 аково текущее состо€ние PLM-рынка после ухода зарубежных компаний?

≈сли коротко охарактеризовать состо€ние рынка PLM в –оссии, то € бы сказал так: произошло резкое сжатие этого рынка из-за быстрого ухода, практически бегства, основных западных игроков. » сейчас наблюдаетс€ его очень медленное восстановление. –оссийское правительство делает правильные шаги, нацеленные на поддержку отечественных разработчиков ѕќ в попытках сохранить конкуренцию и укрепить »“-рынок. ¬ то же врем€ оно оказывает поддержку промышленности в области еЄ потребностей, св€занных с программным обеспечением, к которому, собственно, и относ€тс€ системы PLM. ¬ этот сегмент рынка вкладываютс€ серьезные деньги, которые предоставл€ютс€ в форме грантов и субсидий в соответствии с различного рода постановлени€ми как по линии ћинпромторга, так и по линии ћинцифры. «а последний год были вложены немалые средства, но, к сожалению, этого будет недостаточно дл€ того, чтобы полностью восполнить уход западных игроков и инвестиции, вложенные в саму российскую промышленность. Ќа момент конца 2021 года размер российского рынка аналитиками оценивалс€ примерно в 350-400 миллионов долларов. ќчевидно, что несмотр€ на правильные действи€ правительства, денег, которое оно выдел€ет на поддержание этого рынка, всЄ равно будет недостаточно дл€ компенсации его сокращени€.

“акже сказываетс€ отсутствие больших проектов в машиностроении по разработке, например, новых авиакосмических программ или авиационных двигателей. ћногие проекты были запущены до 2022 года и на сегодн€шний день во многом пока реализуютс€ в тех системах, которые на тот момент использовали компании. „то логично, потому что невозможно осуществл€ть переход с одной системы на другую в середине процесса разработки сложного издели€. ѕоэтому замена или применение новых PLM-систем возможны только на начальных этапах разработки. —ейчас основным локомотивом дальнейшего развити€ рынка будет, конечно, локализаци€ машиностроительной продукции и импортозамещени€.

— точки зрени€ пользователей рынок сегодн€ разделилс€ на три большие группы. ¬о-первых, основна€ масса Ч это наблюдатели, те, кто до недавнего времени активно и массово использовали западные PLM-решени€, но в силу финансовых ограничений не могут перейти на российские системы. Ќа сегодн€шний день они сохран€ют статус-кво, наблюда€ за второй группой активных импортозаместителей, которые получили доступ к государственному финансированию, за€вили свои проекты, получившие статус Ђќсобо «начимых ѕроектовї, и активно включились в реализацию этих проектов, св€занных с отказом от западного программного обеспечени€ и переходом на отечественное. “акже существует больша€ группа пользователей, дл€ которых, фактически, ничего не изменилось, потому что они многие годы успешно и эффективно использовали российские решени€. —егодн€ они просто продолжают использовать этот софт.

 акие существуют риски и сложности, с которыми могут столкнутьс€ промышленные компании и пользователи PLM-систем?

ќтталкива€сь от текущего состо€ни€ российского рынка PLM-систем, можно уже говорить о рисках и сложност€х. ќсновной риск дл€ российских компаний св€зан с потерей конкурентоспособности. Ёто не одномоментный процесс, и в этом его опасность, поскольку можно пропустить тот момент, когда компани€ перестанет быть конкурентоспособной, так как использует недостаточно современные технологии, которые бы позвол€ли ей посто€нно совершенствовать свои процессы, снижать трудоемкость и сокращать сроки выхода новой продукции на рынок. Ёто риск, с которым надо работать. ћашиностроительна€ компани€ должна очень чЄтко оценивать состо€ние, в котором она находитс€, и понимать, куда она стремитс€ и где она хочет оказатьс€ в течение ближайших как минимум п€ти-семи лет.

≈ще один риск св€зан с необходимостью продолжать использовать зарубежный софт, потому что невозможно сделать переход на отечественное ѕќ одномоментно, просто переключив тумблер. PLM-системы €вл€ютс€ процессно-ориентированными, в отличие, например, от ERP-систем, которые €вл€ютс€ транзакционными. Ёто означает, что в транзакционных системах вы можете подготовить новую систему, отключить старую и перейти на новую систему в пределах одного финансового квартала. ¬ процессно-ориентированных PLM-системах, начав разработку издели€ в одной системе, вы не можете в процессе его разработки переключатьс€ на другую систему. “ак или иначе многие компании будут вынуждены использовать существующие у них западные решени€, и операционные задачи, св€занные с поддержанием этих систем, остаютс€. ¬ процессе эксплуатации возникают какие-то вопросы, св€занные с необходимостью апгрейдов, перевода с одной базы данных на другую, реализацией каких-то новых интеграций.

¬ насто€щее врем€ российские пользователи оказались без технической поддержки, которую обеспечивали дл€ них западные вендоры. —егодн€ все вопросы по сопровождению западных систем легли на плечи российских специалистов и системных интеграторов, которые помогали в свое врем€ эти решени€ внедр€ть и оперативно устран€ть технические ошибки, возникающие при эксплуатации. ¬се эти сложности создают риски, св€занные с обеспечением бесперебойной работы PLM-систем, которые €вл€ютс€ критически значимыми дл€ поддержани€ работоспособности компаний. ѕоследний год показал, что компании научились справл€тьс€ с такими рисками, поскольку пока не возникло фатальных проблем, которые привели бы, предположим, к остановке тех или иных систем и невозможности их использовани€. ¬ то же врем€ отсутствие техподдержки от западных вендоров серьЄзно осложнило работу компаний по дальнейшему совершенствованию их операционной эффективности.

≈сли говорить о сложност€х, то переход с одной системы на другую Ч это всегда трудоемкий процесс. ¬ российской промышленности успешных примеров такого перехода насчитываетс€ не так много. ¬о-первых, сам отечественный рынок развивалс€ очень быстро и интенсивно. ‘актически он сразу шагнул от бумаги к электронным документам, и некоторым даже удалось перейти к безбумажной технологии с использованием 3D моделей. Ќо этот процесс зан€л почти 10 лет. “о есть он проходил достаточно быстро, но всЄ равно зан€л годы. Ќа сегодн€шний день ситуаци€ ещЄ сложнее, поскольку нужно уходить от очень хороших систем, которые доказали свою эффективность на мировом рынке, к системам, которые ещЄ должны будут доказать свою состо€тельность в отсутствие конкуренции и в ситуации, когда существует нехватка ресурсов, как финансовых, так и людских.

ѕеред российскими вендорами стоит неимоверно сложный вызов, но глаза бо€тс€, а руки делают.  омпани€м деватьс€ некуда, они должны внедр€ть то, что на сегодн€шний день уже существует, или думать о том, что нужно создавать. ¬озможно, с нул€ Ч с использованием того опыта и знаний, которые были накоплены за последние 20 лет в российской промышленности в процессе использовани€ западного софта Ч дл€ того, чтобы начинать создавать что-то свое. » дл€ этого тоже есть определЄнные предпосылки. ¬о-первых, накопленные знани€, а также быстро развивающиес€ и по-прежнему доступные технологии, которые на сегодн€шний день позвол€ют достаточно оперативно создавать современные системы с нул€. », € бы сказал, колоссальный энтузиазм, который присутствует в российском PLM-сообществе Ч оно, может быть, не всегда профессионально оценивает риски, возникающие при создании такого рода систем, однако все равно буквально бурлит различного рода иде€ми. “ем не менее € считаю, что это определЄнный залог того, что российские компании в долгосрочной перспективе (5-7 лет) имеют шансы успешно преодолеть сложности перехода на российские PLM-решени€.

ќчевидно, также будут возникать сложности, св€занные с интеграцией. Ќеобходимо будет осуществл€ть переход, обеспечива€ взаимодействие как с существующими решени€ми, так и с новыми системами, по€вл€ющимис€ на рынке.  ак мы знаем, интеграци€, особенно в корпоративном сегменте, Ч это один из основных факторов, который вли€ет на скорость перехода и внедрени€ новых систем.

ѕодвод€ итог, можно сказать, что рынок не умер. ƒа, он очень сжалс€, но он продолжает развиватьс€. –иски, очевидно, есть, но мы понимаем, как с ними справитьс€. Ќу а сложности Ч они всегда были и остаютс€, но мы видим пути, как с ними можно будет боротьс€. Ќужны энерги€, новые идеи и упорство в реализации намеченного.

 акую нишу занимает Ђ»÷ Ђ јћј«ї в качестве разработчика инновационных отечественных PLM-систем и что представл€ет из себ€ компани€ в общем?
Industries

Ђ»нновационный центр Ђ јћј«ї €вл€етс€ дочерней структурой материнской компании ѕјќ Ђ јћј«ї. Ќаша компани€ имеет несколько подразделений, которые работают в области создани€ автомобильный техники по таким направлени€м, как беспилотный транспорт, электрические автомобили и интеллектуальные транспортные системы, а также по р€ду других инновационных направлений, за которые отвечает научно-технический центр разработки Ђ јћј«ї.

ћы как софтверна€ организаци€, вход€ща€ в структуру Ђ»÷ Ђ јћј«ї, €вл€емс€ относительно молодым подразделением. ќно было создано буквально несколько лет назад, когда была поставлена задача, св€занна€ с разработкой собственного ѕќ дл€ замены портального решени€, которое достаточно активно использовалось на Ђ јћј«еї и базировалось на PLM-системе компании Ђ—именсї. «а прошедшие 2 года с момента постановки задачи это софтверное подразделение окрепло Ч на сегодн€шний день в нЄм работает уже более 50 человек. Ёто полнофункциональное подразделение с точки зрени€ разработки программного обеспечени€ Ч в нем есть небольша€ группа разработчиков и аналитиков, а также консалтинг, который занимаетс€ внедрением создаваемого решени€ и оказанием консультационных услуг по другим направлени€м промышленного ѕќ, в частности по PLM.

 роме того, есть соответствующее подразделение, которое занимаетс€ продажами и маркетингом нашей продукции. Ђ»нновационный центр Ђ јћј«ї абсолютно свободен в заключении договоров с другими предпри€ти€ми, так как задача изначально ставилась така€, чтобы работать со всем рынком, а не только с материнской компанией. »значально разрабатываемое нами решение было нацелено, конечно, в первую очередь на отработку тех гипотез, которые были сгенерированы сотрудниками IT-подразделени€ Ђ јћј«аї, но по мере продвижени€ проекта функционал решени€ был существенно дополнен нашим видением дальнейшего развити€ продукта в направлении автоматизации процессов планировани€ работ инженерных подразделений машиностроительных компаний и улучшени€ взаимодействи€ головных разработчиков и их соразработчиков (компаний, выполн€ющих функции субподр€дчиков) в процессах совместной разработки продуктов.

Ќа сегодн€шний день мы активно занимаемс€ разработкой рабочей промышленной версии ѕќ, котора€ позволит заменить портальное решение, используемое Ђ јћј«омї. ¬ то же врем€ разрабатываемый продукт может быть использован в любой промышленной компании, работающей в таких отрасл€х, как машиностроение, автомобилестроение, авиационна€ и космическа€ промышленность, приборостроение, энергетика и других. —оздаваемое решение относитс€ к классу PDM-систем (Product Data Management) и нацелено на управление данными в процессе взаимодействи€ между головным разработчиком и соразработчиками.

ѕомимо этого, в коллаборации с нашими партнерскими компани€ми мы ведем разработку портального решени€ дл€ обеспечени€ доступа к эксплуатационной документации, Guide KAMAZ 2.0. Ёто решение востребовано компани€ми, которым требуетс€ обеспечить гибкий доступ к контенту, св€занному с эксплуатационной и ремонтной документацией дл€ выпускаемых ими продуктов.

 аков исходный идейно-технологический базис Ђ»÷ Ђ јћј«ї и насколько он наследует компетенции и технологические идеи софтверных компаний, ушедших с российского рынка?

»значально идеи были привнесены в этот проект специалистами научно-технического центра материнской компании Ђ јћј«ї. Ёто был р€д гипотез, выдвинутых сотрудниками Ђ јћј«аї: были сформированы исходные требовани€ к системе, котора€ была в первую очередь нацелена на управление процессами взаимодействи€ между головными разработчиками и соразработчиками автомобильный техники. ѕосле ухода компании Ђ—именсї больша€ группа специалистов компании Siemens Digital Industries Software была приглашена руководством Ђ јћј«аї продолжить работу в составе »нновационного ÷ентра. “аким образом, идеи Ђ јћј«аї были объединены с колоссальным опытом сотрудников Ђ—именсї, накопленным в течение более 25 лет работы на мировом рынке PLM. Ђћировом рынкеї Ч это не оговорка, поскольку наши специалисты принимали участие в зарубежных проектах и имели доступ к экспертизе и опыту, которым обладают крупнейшие международные компании.

ќпределЄнную роль сыграл тот факт, что Ђ јћј«ї в течение достаточно длительного времени внедр€л решени€ Ђ—именсї, поэтому получилс€ такой очень хороший сплав идей, опыта и совместного взаимодействи€. ¬о многом, когда мы стали обмениватьс€ мысл€ми и соображени€ми о дальнейших пут€х реализации этого проекта, очень помогало то, что мы много лет работали вместе и фактически наше видение и многие наши взгл€ды совпадали. Ёто продолжает содействовать дальнейшему успешному развитию этого направлени€.

“ребовани€ к проекту бывшие сотрудники Ђ—именсї и специалисты ѕјќ Ђ јћј«ї формировали совместно, как сотрудники инновационного центра. »значально ставилась задача создать инновационное решение, не завис€щее от технологий, которые могли бы оказатьс€ под какими-то санкционными ограничени€ми, чтобы полностью исключить возможные риски. Ѕыла заложена микросервисна€ архитектура, ориентированна€ на разработку изначально облачного решени€, которое можно будет разворачивать как в частных, так и в публичных облаках.

Ќе открою секрета, если скажу, что при создании решени€ мы использовали те знани€, которые были накоплены сотрудниками Ђ—именсї при эксплуатации и работе с такой системой, как Teamcenter. Ќасколько мне известно, сегодн€ некоторые российские разработчики PLM-решений пытаютс€ копировать возможности Teamcenter. ¬ отличие от этих компаний, благодар€ нашим глубоким знани€м, мы прекрасно понимаем, какими недостатками обладает данна€ система и как можно было бы ее улучшить и создать более эффективное и производительное решение. ћы уверены, что у нас это получитс€, потому что сплав реального практического опыта, который есть у специалистов Ђ јћј«аї, и понимание того, что они хотели бы иметь на выходе, дают нам очень хорошие предпосылки дл€ того, чтобы создавать по-насто€щему инновационный и современный продукт.

ћодели

 ак технологические компетенции Ђ»÷ Ђ јћј«ї соотнос€тс€ с промышленными задачами предпри€ти€ и каковы реально полученные промышленные результаты?

“ехнологические компетенции не по€вл€ютс€ на ровном месте. ¬ компани€х, которые создаютс€ с нул€, а это наш случай, компетенции Ч это прежде всего люди и те знани€, которыми они обладают. »сход€ из этого, мы можем сказать, что технологические компетенции, сосредоточенные в Ђ»÷ Ђ јћј«ї, базируютс€ прежде всего на проектах и задачах, которые реализовались командой инновационного центра в предыдущие годы в сотрудничестве в первую очередь с Ђ јћј«омї, а также с другими промышленными заказчиками. ¬ то же врем€ по€вилось очень много нового, интересного, потому что ни мы, ни наши заказчики, ни сам Ђ јћј«ї не стоим на месте.

Ќо прежде чем говорить о новом, давайте поговорим о базовой экспертизе. ѕрежде всего, это компетенции, которые сложились вокруг продуктов Ђ—именсї и Dassault, потому что большое число проектов в различных отрасл€х российской промышленности были выполнены именно с использованием решений от этих компаний. „лены нашей команды работали в классической области PLM и решали задачи, св€занные с разработкой, технологической подготовкой производства продукции, инженерным анализом, планированием производства и реализацией самого производства, включа€ системы MES, а также занимались послепродажным сервисом и эксплуатацией. ≈сли говорить о существующей ситуации, то в насто€щее врем€ мы фокусируемс€ в основном на вопросах, св€занных непосредственно с PDM-системами, которые €вл€ютс€ частью PLM-систем, и задачах, св€занных с автоматизацией и цифровизацией новых производств, где в первую очередь нужны решени€ класса ћќћ (Manufacturing Operation Management) и MES (Manufacturing Execution System) как подмножества MOM.

≈сли говорить о решени€х в области PDM, то на насто€щий момент у нас по€вл€етс€ много интересных направлений, св€занных в первую очередь с разработкой электрической автомобильной техники. Ќапример, такой проект, как российский электромобиль Ђјтомї компании Ђ јћјї, в котором мы активно участвуем, помога€ нашим коллегам в его реализации.

Ќовое интересное направление у нас по€вл€етс€ в области решений RFLP, которые включают в себ€ управление требовани€ми, а также функциональное, логическое и физическое проектирование. я хотел бы особо выделить эту область, потому что здесь мы не только используем наработки и знани€, полученные в компани€х, где мы трудились ранее до прихода в Ђ»÷ Ђ јћј«ї, но уже ведЄм разработку на базе российских решений. ¬ частности, на базе такого хорошего продукта, как Devprom, который относитс€ к системам класса ALM (Application Lifecycle Management), нацеленным на решение задач по разработке программного обеспечени€.

»спользование современного подхода к проектированию RFLP позвол€ет решать такие комплексные задачи, как, например, создание архитектуры автомобил€ и управление процессами разработки не только классических механических конструкций, но и электронных компонентов и соответствующего встроенного ѕќ. Ёто абсолютно нова€ амбициозна€ инициатива и интересное направление как дл€ Ђ јћј«аї, так и дл€ нас. ћы впервые в новом качестве, уже как сотрудники Ђ»÷ Ђ јћј«ї, активно принимаем участие в разработке такого сложного проекта. „то очень радует Ч мы здесь имеем возможность применить не только наш уже накопленный опыт и знани€, но и новые наработки в области автоматизации процессов разработки комплексных продуктов, где требуетс€ интеграци€ механики, электроники и встроенного ѕќ.

≈сли же говорить о современных производствах, то сейчас мы активно вовлечены в реализацию проекта по автоматизации новой производственной площадки со своими механообрабатывающими и сборочными цехами, дл€ которого стоит задача создани€ нового MES-решени€. ¬ насто€щий момент мы активно ведЄм разработку системы, котора€ позволит существенно повысить производительность на такого рода производствах. ќчевидно, что российский рынок сейчас насыщен подобными решени€ми, поэтому здесь мы ставим задачу создани€ такого продукта, который можно будет легко и быстро настроить под нужды заказчика. я хотел бы подчеркнуть, именно настроить, а не разработать под заказчика. ћы разрабатываем решение, большую часть которого, что называетс€, можно будет внедрить пр€мо из коробки Ч out-of-the-box (OOTB). “акую систему можно будет реализовать как в дискретном производстве, так и дл€ заказчиков с другими типами производства с минимальными временными затратами на ее развертывание, кастомизацию и настройку.

Ќад разработкой данного решени€ работают бизнес-аналитики с уникальным личным опытом, накопленным в ходе различных проектов с использованием разнообразных аналогичных систем. »менно этот опыт и знани€ дают нам уверенность и гарантию получить хороший продукт, аналогов которому мы пока не видим на российском рынке.

“акже здесь стоит отметить наши консалтинговые услуги, которые мы оказываем российским компани€м, вынужденным продолжать использовать имеющиес€ у них западные системы. Ёти услуги помогают нашим заказчикам справл€тьс€ с рисками, которые € коротко упоминал в начале интервью.

»÷  јћј«

 ак обстоит дело с применением современных цифровых технологий в разработке российских PLM-систем (цифровые двойники, облачные цифровые платформы, и т. д.)?

¬опрос очень интересный. ќценива€ текущий статус, можно сказать, что не всем компани€м-лидерам мирового рынка PLM удалось реализовать концепцию цифрового двойника, поскольку эта задача действительно нетривиальна€ и очень сложна€. Ќа сегодн€шний день российские софтверные и промышленные компании по-разному трактуют эту концепцию.  то-то подразумевает под этим создание точной геометрии разрабатываемого издели€, кто-то говорит о создании комплексных цифровых моделей, предназначенных, в первую очередь, дл€ проведени€ различного рода инженерных расчЄтов и решени€ инженерных задач, начина€ от прочностных и заканчива€ сложными мультифизическими расчЄтами. ¬ моем понимании цифровой двойник Ч это полна€ цифрова€ копи€ издели€ (включа€ механику, электронику и встроенное ѕќ) с возможностью моделировать и анализировать различные физические процессы, которые происход€т при разработке и, самое главное, при производстве того или иного физического продукта. ѕоэтому сказать о том, что на сегодн€шний день существуют российские PLM вендоры, которые приблизились к реализации этого подхода, а самое главное Ч к внедрению подобных технологий у заказчиков, вр€д ли возможно.

≈сть ещЄ такой интересный момент, который, может быть, с определЄнной долей иронии, хотелось бы прокомментировать: на российском рынке вдруг по€вилось большое количество цифровых платформ. ћне кажетс€, что термин Ђкомплексна€ системаї исчез, зато у нас везде по€вились Ђцифровые платформыї. ћы с проектом Kamotive тоже, к сожалению, не избежали этого ве€ни€, хот€, если иметь ввиду не текущее состо€ние, а будущее направление развити€ нашего продукта, то мы двигаемс€ именно в том направлении реализации концепции платформы, который описан в классическом определении.

«десь мне хотелось бы дать одно из определений, которое, на мой взгл€д, наиболее точно характеризует, что же из себ€ представл€ет цифрова€ платформа. ќбщее определение платформы таково Ч это сетева€ среда, котора€ используетс€ в преимущественно бесплатной совершенной мгновенной экономике. Ѕолее точно платформу можно было бы определить так: это цифрова€ среда, обеспечивающа€ доступ к продукции, услугам и информации и их воспроизведение и распространение с предельными издержками, близкими к нулю. ѕри этом под предельными издержками понимаетс€ производственна€ себестоимость и распространение одной дополнительной единицы продукции. Ќапример, дл€ большинства тарифных планов доступа к контенту предельные издержки на получение или отправку бита информации равны нулю. ¬озвраща€сь к тому, с чего € начал, и не претенду€ на конечную истину, € бы предложил специалистам вспомнить это определение и посмотреть, насколько продукт, который позиционирует себ€ как цифрова€ платформа, ему соответствует.

ќчень хорошо, что российские PLM-вендоры промышленного программного обеспечени€ достаточно активно вз€лись за дело и предлагают много интересных решений. ћожно, конечно, спорить об их зрелости. ѕон€тно, что многие из этих решений на сегодн€шний день далеки от совершенства. Ќе хотелось бы напр€мую сравнивать отечественные системы с решени€ми ушедших западных игроков, но можно с уверенностью сказать, что российские компании-разработчики промышленного ѕќ должны будут пройти достаточно длинный путь от того состо€ни€, где они наход€тс€ сейчас, до уровн€ развити€ систем, который действительно требуетс€ российской промышленности. —омнений в том, что это произойдет, нет, но дорогу осилит идущий.

 акие технологии требуют развити€ и какие точки существуют дл€ роста софтверного бизнеса в –оссии?

 акие же технологии требуютс€ дл€ развити€ российских PLM-решений? я бы сказал, что за прошедшие несколько лет ситуаци€ кардинально не помен€лась, поэтому здесь стоит говорить о классических прорывных технологи€х, которые существенно вли€ют на архитектуру системы или мен€ют процесс разработки или производства. ¬ первую очередь, если говорить о задачах проектировани€, это бионический дизайн и системный инжиниринг. ≈сли говорить о производстве Ч это машинное обучение, аддитивные технологии и киберфизические системы. ≈сли говорить о задачах, которые возникают на этапах обслуживани€, маркетинга и продаж, Ч это, очевидно, облачные технологии, дополненна€ реальность и аналитика больших данных.

Ќа сегодн€шний день основной задачей дл€ российского промышленного ѕќ остаетс€ создание базовых технологий, которые будут служить основой дл€ дальнейшего развити€ отечественных PLM-систем. Ёто касаетс€ в первую очередь геометрического €дра, потому что те решени€, которые на сегодн€шний день существуют на рынке, далеки от совершенства и пока ещЄ серьЄзно отстают от развитых зарубежных аналогов. Ёто касаетс€ также и задач, св€занных с аддитивными технологи€ми и машинным обучением. Ќамеренно не хочу пока поднимать вопрос об искусственном интеллекте, поскольку тема, на мой взгл€д, достаточно хайпова€, и здесь сейчас пока нет по-насто€щему серьЄзных наработок, готовых к промышленному применению в области промышленного ѕќ или, более конкретно, в области PLM. ’от€, конечно, следует отметить, в сфере машинного обучени€ в –оссии в последние годы наблюдаетс€ значительный прогресс в обсуждении и проведении исследований. ќднако в этой области предстоит еще много работы.

“о же самое касаетс€ и дополненной реальности, и аналитики больших данных. ѕод аналитикой больших данных € понимаю реальные возможности анализировать значительные объЄмы информации. —егодн€ мы видим большое количество примеров, когда компании наконец научились собирать эти данные и строить определЄнные решени€ дл€ их предварительного анализа. Ќо говорить о серьезной аналитике, котора€ позвол€ла бы использовать большие данные дл€ получени€ реальных серьезных зависимостей, на которые можно было бы опиратьс€ в прин€тии решений, не стоит. я считаю, что здесь до совершенства ещЄ далеко. » это проблема не только российского рынка. — такой же проблематикой в области интернета вещей сталкиваютс€ и другие страны. ѕерва€ причина, на мой взгл€д, Ч это высока€ стоимость подобных технологий по сравнению с их добавленной стоимостью или ценностью, котора€ во многом объ€сн€етс€ дороговизной необходимой инфраструктуры. ¬тора€ сложность Ч необходимость построени€ интеграций с системами, которым требуетс€ информаци€, создающа€с€ на основе больших данных.


 акие еще точки роста существуют дл€ софтверного бизнеса? —итуаци€ очень интересна€, потому что с уходом западных игроков оказалось, что в –оссии есть масса интересных идей. ћногие из них ничем не уступают зарубежным аналогам с точки зрени€ видени€ и ориентируютс€ на те же пути развити€, что и основные мировые игроки на рынке зарубежного софта. ќсновные барьеры на пути реализации этих идей Ч это доступ к источникам финансировани€ и получение необходимого качественного ресурса в области разработки программного обеспечени€. я имею в виду, в первую очередь, разработчиков, которые бы могли эффективно реализовывать новые идеи. я не открою ни дл€ кого секрет, что кадровый голод на сегодн€шний день Ч один из основных сдерживающих факторов роста софтверных компаний. “ем не менее сегодн€ мы видим точки роста, во-первых, в области промышленного ѕќ и систем управлени€ производством, включа€ системы класса MOM. ѕо€вл€ютс€ достаточно привлекательные стартапы, услови€ дл€ разработки которых закладывались еще 3-4 года назад и которые на сегодн€шний день подход€т к стадии MVP и промышленной реализации.

»нтересные решени€ по€вл€ютс€ в области промышленного планировани€, решений MES и расчЄтного анализа. Ёкспертиза, котора€ была накоплена в –оссии, рано или поздно должна будет перерасти из количества в реальное качество в реализуемых системах. » мы такие разработки на сегодн€шний день видим Ч например, отечественные системы, предназначенные дл€ дискретных производств.

ћножество инновационных идей по€вл€етс€ в направлении систем управлени€ планированием. ¬ данном случае, наша цифрова€ платформа Kamotive тоже относитс€ к этому классу. — этой системой мы выходим на рынок с очень интересным предложением дл€ наших заказчиков.

Ќа сегодн€шний день, € бы сказал, что существует достаточно много потенциально интересных направлений в сфере отечественных цифровых технологий. ќсновной вопрос будет заключатьс€ в том, какие из этих небольших росточков, которые мы сегодн€ видим, получат дальнейшее развитие.  то пройдЄт этот сложный период, когда надо от простой идеи шагнуть к прототипу, затем к MVP-версии и далее выйти уже на реальные промышленные рынки. Ёто должны быть не отдельные точечные проекты, а уже более или менее массовые, как минимум хот€ бы у нескольких дес€тков заказчиков, которые начали бы использовать эти системы уже в стадии промышленного применени€.

 ак задействованы современные цифровые технологии в цифровой платформе Kamotive? ¬ чем ее особенности и преимущества дл€ российского рынка?  аковы возможности интеграции с другими системами по управлению жизненным циклом издели€?

¬о-первых, необходимо отметить, что мы ведЄм разработку системы Kamotive в микросервисной архитектуре с целью создани€ облачного решени€, которое может разворачиватьс€ как в публичных, так и в частных облаках, а также непосредственно у заказчика (on premise). ѕри этом разработка ведЄтс€ с использованием технологий с открытым кодом. “о есть практически все компоненты решени€, такие как брокер сообщений, веб-сервер, автономное хранилище объектов, система настройки уровн€ безопасности, Ч это технологии с открытым кодом, включа€ объектно-рел€ционную систему управлени€ базами данных PostgreSQL. Ёто очень важно в нынешней ситуации, так как мы хотим создать продукт, который будет абсолютно свободен от каких-либо рисков, св€занных с возможными потенциальными ограничени€ми.

¬ качестве брокера сообщений с открытым исходным кодом используетс€ RabbitMQ. ¬ качестве веб-сервиса используетс€ веб-сервер nginx с открытым исходным кодом. ¬ качестве автономного хранилища объектов с высокой производительностью используетс€ решение MiniIO, также с открытым кодом. ¬ качестве базы данных используетс€ объектно-ориентированна€ рел€ционна€ система управлени€ базами данных PostgreSQL. ƒл€ настройки уровн€ безопасности в приложении с открытым кодом используетс€ решение Keycloak. ¬ качестве €зыка программировани€ был выбран €зык Java версии 19.  ак вы видите, наше решение базируетс€ на компонентах с открытым исходным кодом, не имеющих никаких ограничений, св€занных с доступом к технологи€м.

ѕри этом мы удел€ем большое внимание обеспечению качества и производительности разрабатываемого продукта. ƒл€ этого мы ведЄм посто€нный анализ чистоты встраиваемых библиотек в системе Kamotive. Ќапример, мы примен€ем General Public License v3.0., дл€ того чтобы вести контроль используемых реестров библиотек и типов лицензий.

Kamotive

»нтерфейс пользовател€

ƒо конца этого года мы планируем выпустить новую версию Kamotive. ¬ эту версию войдет непосредственно €дро самой системы на микросервисной архитектуре и модуль безопасности, который решает задачи контрол€ доступа и реализует ролевую модель доступа к данным. —юда также будут входить такие модули, как Ђѕортал поставщикаї, Ђѕланированиеї, Ђ–абочие процессыї, Ђ¬изуализаци€ї, ЂќтчЄтыї, Ђ“рансл€торї (импорт-экспорт таблиц в план) и Ђ»нтеграци€ї.

ѕри этом у нас есть задумка сделать универсальную систему. ¬ качестве аналогии приведу пример швейцарского перочинного ножа. «наете, есть такие перочинные ножики с определЄнным набором лезвий Ч дл€ резани€, открыти€ консервных банок, выкручивани€ винтов и т. д. »де€ в том, чтобы заказчик был в состо€нии использовать такой подход швейцарского ножа дл€ решени€ небольшого определЄнного круга задач, которые дл€ него €вл€ютс€ критичными.  ак вот в том же самом ноже, по аналогии Ч он должен резать, он должен иметь возможность вскрыть банку, откупорить бутылку или открутить винт, остава€сь при этом компактным, легким и удобным. ¬от так и наша система позволит решать определЄнные задачи в области планировани€ и управлени€ взаимодействи€ми между головным разработчиком и соразработчиками.

¬ рамках ѕортала поставщика у нас реализуетс€ сквозной бизнес-процесс взаимодействи€ заказчика и поставщика дл€ обмена конструкторской документацией в соответствии с определЄнными правилами. ”никальность ѕортала поставщика заключаетс€ в том, что мы планируем реализовать специализированный, € подчЄркиваю, готовый бизнес-процесс по обмену конструкторской документацией. ¬ подробност€х данный процесс выгл€дит так: головна€ компани€ (OEM) находит соразработчика, с которым она хочет ввести совместную разработку, компании подписывают контракт на выполнение работ. » очень быстро, в течение 1-2 дней, у компании соразработчика по€вл€етс€ доступ к облачной системе, котора€ позволит быстро реализовать процесс взаимодействи€, необходимый дл€ совместной де€тельности в общей информационной среде. Ёто очень важно при начальном запуске взаимодействи€, которое практически всегда идЄт весьма интенсивно. ¬ текущих реали€х большинство компаний используют либо электронную почту, котора€ не позвол€ет успешно отслеживать изменени€ и вести инженерный документооборот в многопользовательской среде, либо системы собственной разработки, которые необходимо каждый раз дорабатывать под мен€ющиес€ услови€ ведени€ бизнеса. ѕортал поставщика позволит значительно ускорить процессы взаимодействи€ с соразработчиками и повысить эффективность обмена документацией без дополнительных затрат со стороны головной компании.

Kamotive

—квозной процесс обмена данными

¬ рамках платформы Kamotive мы рассчитываем реализовать все основные существующие подходы к планированию. ѕри этом уникальность нашего решени€ заключаетс€ в использовании глобального плана работ, который можно будет декомпозировать вплоть до уровн€ отдельного исполнител€. Ёто будет реализовано в виде единого решени€, св€занного с ѕорталом поставщиков.

Plan

ѕланирование

Plan

ѕланирование. “абельный календарь

Plan

ѕланирование. ћонитор исполнителей

ƒальнейшее развитие системы Kamotive предполагаетс€ вести в направлении внедрени€ функционала управлени€ структурой издели€ как минимально жизнеспособного продукта. ƒл€ этого мы используем современную методологию управлени€ изменени€ми и составом издели€. Ѕольшое внимание здесь удел€етс€ производительности, поскольку мы изначально нацелены на управление составами достаточно крупных и сложных изделий, будь то автомобиль, авиационный двигатель или самолЄт. «десь очень важно быстродействие, особенно в автомобилестроении, где задачи конфигурировани€ решаютс€ дл€ гигантских объемов данных с большим количеством вариантов производимых конфигураций. ¬ разработке этого модул€ нам очень помогает опыт, который был получен нашими специалистами в проектах внедрени€ PLM-систем на Ђ јћј«еї и в сфере российской авиационной промышленности, где управление различного рода составами (EBOM, MBOM) €вл€етс€ одной из критических функций PLM-системы.

ћы также удел€ем большое внимание интеграции. ћы находимс€ в процессе создани€ специального адаптера PLM-данных, в котором будет реализовано большое количество решений дл€ загрузки и выгрузки данных в известные PDM-системы. “акже будут доступны адаптеры дл€ коммерческих решений западных производителей ѕќ и частично реализована достоверность передачи данных. ћы планируем воплотить подход, который позволит выполн€ть передачу различных моделей данных и версий ѕќ, и ввести настраиваемые объекты. ѕри этом в систему встроен универсальный автоматический настраиваемый адаптер передачи данных XML. “акже будет реализована возможность проектировани€ адаптера с ограниченным доступом к сторонним PDM и PLM-системам. ”никальность разрабатываемого решени€ заключаетс€ в универсальности настраиваемого адаптера передачи данных. ћы считаем, что сегодн€ на российском рынке подобных систем нет. “аким образом, это решение позволит заказчикам, продолжающим на сегодн€шний день использовать западные PLM-решени€, быстро выстраивать работу со своими с соразработчиками, которые используют различного рода системы, включа€ российские.

 акова экспертиза и опыт команды проекта Kamotive и какую сервисную и консультационную поддержку может предложить ваша команда своим клиентам?

≈сли сложить вместе количество лет, которые сотрудники проекта Kamotive провели, работа€ в области PLM, то получитс€ более сотни лет уникального опыта. ядро команды, конечно же, составл€ют бывшие сотрудники Ђ—именсї, которые до этого работали в компании Unigraphics, в дальнейшем приобретенной Ђ—именсї, с опытом работы 10, 20 и даже 25 лет. —ейчас складываетс€ очень интересна€ ситуаци€, потому что в проект Kamotive также пришло очень много перспективных молодых реб€т, работавших как в других зарубежных PLM-компани€х, например в Dassault, так и в российских промышленных компани€х, которые активно внедр€ли у себ€ передовые PLM-решени€. » это здорово, так как сейчас в проекте Kamotive собралась команда с очень глубокими и разнообразными знани€ми. Ќа сегодн€шний день мы имеем возможность объединить этот уникальный опыт в рамках одного коллектива, что благотворно сказываетс€ как на наших разработках, так и на оказании консультационной и сервисной поддержки, которую мы предлагаем нашим клиентам.

—ейчас мы занимаемс€, € бы сказал, бизнес-консалтингом, так как мы ведЄм различного рода проекты, св€занные с аудитами и разработкой определЄнных стратегий в этой области. ћы активно оказываем сервисную поддержку тем компани€м, которые вынуждены продолжать использовать зарубежное программное обеспечение, в частности решени€ Ђ—именсї. “акже мы развиваем консалтинг, св€занный с внедрением нашего проекта Kamotive.  роме того, мы ведЄм активную де€тельность в сфере проработки и создани€ различного рода продуктов в области PDM и MES.

ѕомимо этого, в нашем портфеле также по€вилс€ такой интересный продукт, как Devprom ALM, Ч € о нЄм уже говорил ранее Ч св€занный с системой управлени€ требовани€ми, которую мы в первую очередь примен€ем дл€ задач по разработке и архитектуре ѕќ. Ќапример, сейчас мы работаем с этим в области разработки автомобилей и также готовы оказывать консультационную поддержку по этому направлению.

–езюмиру€, мы предлагаем достаточно широкий спектр консалтинговых и сервисных услуг, св€занных с практически полным спектром продуктовой линейки Ђ—именсї.  роме того, мы работаем с новыми направлени€ми, такими как ÷ифрова€ ѕлатформа Kamotive и система управлени€ требовани€ми Devprom ALM, а также ведем работу по расширению нашего продуктового портфел€, который позволит увеличить спектр предлагаемых услуг.

 аковы дальнейшие планы и пути развити€ Ђ»÷ Ђ јћј«ї по разработке софтверной продукции?
Tasks

ѕрежде всего, основные наши усили€ нацелены на дальнейшее развитие и продвижение нашего флагманского продукта ÷ѕ Kamotive, который позиционируетс€ как цифрова€ платформа дл€ промышленных предпри€тий, предназначенна€ дл€ совместной разработки высокотехнологичной продукции на базе единого безопасного пространства. ‘ункционал Kamotive на сегодн€шний день включает в себ€ возможность коллективной работы головного разработчика и соразработчиков с поставщиками. ќн позвол€ет планировать распределЄнные проекты и их части, управл€ть ими и контролировать их, создавать единый бизнес-процесс обмена цифровыми данными, а также выполн€ть мониторинг изменений по этим данным.  роме того, платформа позвол€ет формировать и отслеживать различные план-графики. Kamotive сводит результаты де€тельности всех участников процесса совместной разработки в единую систему и организует целостный проектный подход к управлению де€тельностью предпри€ти€ на всех уровн€х планировани€.

»де€ заключаетс€ в том, что сегмент рынка, св€занный с задачами и процессами совместной работы между компани€ми, существовал с момента зарождени€ и развити€ PLM-систем, и сегодн€ мы видим увеличение объема взаимодействий между головными разработчиками и соразработчиками. ¬ первую очередь это св€зано с активным ростом импортозамещени€ и локализации в машиностроении. ѕоэтому сегодн€ головные разработчики вынуждены искать новых подр€дчиков, устанавливать новые контакты и выстраивать процессы взаимодействи€ Ч и на создание и оптимизацию такого процесса взаимодействи€ обычно тратитс€ достаточно много времени. Ќа самом деле, этот тренд совпадает с общемировым трендом. ћы анализировали мировой и российский рынки, и последние данные исследований, например IDC, показывают, что многие компании в области PLM удел€ют большое внимание именно задачам, св€занным с взаимодействи€ми (collaboration). Ёто доказывает, что наша гипотеза по€вилась не из воздуха, и нам очень важно, что она совпадает с выводами профессиональных аналитиков рынка PLM. «адумка заключаетс€ в том, чтобы сделать процесс взаимодействи€ максимально быстрым дл€ развЄртывани€, так как именно скорость разработки обеспечивает быстрый вывод новых продуктов на рынок и позвол€ет эффективно управл€ть возникающими сложност€ми.

Ќа сегодн€шний день у нас готова втора€ верси€ продукта. ¬ первую очередь, мы планируем внедр€ть ее в структурах Ђ јћј«аї, а также ввести расширение инсталл€ционной базы в направлении компаний, с которыми у Ђ јћј«аї есть интенсивное сотрудничество. јналитические данные и встречи, которые у нас состо€лись с потенциальными заказчиками и компани€ми, заинтересованными в данном функционале, доказывают, что это очень перспективное направление, и мы его, конечно, продолжим развивать.

Ќаши планы, св€занные с этим продуктом, абсолютно чЄткие и пон€тные. ћы видим на сегодн€шний день дорожную карту, roadmap продукта до конца 2024 года. ¬ конце 2023 года мы планируем представить третью версию системы, котора€ будет включать себ€ базовые функции, св€занные с €дром системы и безопасностью. ќсенью 2023 года будет представлен функционал под названием Ђѕортал поставщикаї, который нацелен на решение задач обмена данными между соразработчиками и головным разработчиком. “акже будет доступен функционал планировани€, который позволит управл€ть проектами и иметь единую структуру организации работ с функци€ми контрол€ выполнени€ планов. Ѕудет организован механизм управлени€ процессами (workflow), базовые средства визуализации, возможности генерации отчЄтов и различного рода трансл€торы и интеграции, как минимум с 1— и Teamcenter.

¬ конце 2024 года мы планируем выпустить п€тый релиз, где будет представлен очень важный дл€ нас функционал, св€занный с управлением составом издели€ и возможностью визуализации 3D-данных из различного рода CAD-систем. ћы также планируем расширение интеграции с различными системами, в первую очередь через адаптер данных PLM XML, и интеграцию с системой Devprom ALM.

—ледующий наш продукт, которым мы также сейчас занимаемс€, Ч это Portal Guide KAMAZ 2.0. ѕервоначально данное решение разрабатывалось дл€ предоставлени€ доступа к эксплуатационной документации автомобильной техники, выпускаемой Ђ јћј«омї. Ќо наши встречи с потенциальными заказчиками показывают, что эта система может быть поставлена как отдельное портальное решение дл€ управлени€ документацией в различных компани€х, не об€зательно св€занных с автопромом. Ќа сегодн€шний день это уже готовый продукт, внесЄнный в реестр государственных программ. ƒанное решение содержит в себе три модул€: модуль управлени€ публикаци€ми, модуль отображени€ документов и модуль отображени€ технологических карт “ќи– с использованием технологий дополненной реальности. —ейчас мы активно работаем над дальнейшим развитием этого решени€ вместе с нашими партнЄрами по разработке по направлению расширени€ возможностей создани€ и редактировани€ документации.

“ретье наше направление, которое пока находитс€ в ранней стадии развити€, Ч это направление, св€занное с MES. –азработка такой системы диктуетс€, в первую очередь, потребност€ми Ђ јћј«аї, но мы видим также возможности дл€ продвижени€ нашего продукта и на растущем российском рынке. ѕри этом мы понимаем, что этот рынок высококонкурентный, потому что на сегодн€шний день на него выход€т множество различных игроков со своими собственными решени€ми, которые они начинали создавать несколько лет назад в рамках стартапов, автоматизации производства и решени€ задач на конкретных предпри€ти€х. Ќа наш взгл€д, основной недостаток этих продуктов Ч заказной характер. ƒругими словами, это персонализированные разработки, которые дописываютс€ или переписываютс€ под каждый конкретный кейс и под каждого конкретного пользовател€. ¬ отличие от них мы делаем ставку на настройку этого решени€, то есть мы предполагаем, что оно будет готово к применению out-of-the-box на начальном этапе на 50-60%. “акже мы заранее закладываем возможности параметризации и настройки системы под конкретные требовани€ заказчиков и с учетом конкретного производства.

ќчень важный момент, что на рынок мы выходим не как поставщик отдельных решений, а пытаемс€ ув€зать все наши продукты в единую стратегию, чтобы заказчику было пон€тно, какой эффект он будет получать, если все эти системы на его предпри€тии будут использоватьс€ совместно. ¬от такие наши планы на ближайшие год-полтора.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „тобы не пострадать от роботов, человеку нужно надЄжно отличатьс€ от продуктового контейнера
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ZWCAD укрепл€ет присутствие на российском рынке — ќльга √ригорьева, директор ќќќ Ђ—апрсофтї (13 сент€бр€ 2023)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.