¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

10 окт€бр€ 2013

ћаленький BIM

јндрей Ћазебный

Ћазебный
ќт редакции isicad.ru: јвтор — директор ќќќ «¬иртуальные строительные технологии», созданной в 2007 году. —таж работы в строительстве — более 25 лет. «анимаетс€ моделированием конструкций строительных объектов и процессов их возведени€. „лен рабочей группы BIM IPD.
ѕри чтении публикаций на тему информационного моделировани€ у мен€ складываетс€ ощущение, что мир состоит из одних только гигантских объектов. ¬се проектные фирмы, исход€ из сути этих публикаций, тоже монстры, с кучей отделов и даже филиалов. » презентации Autodesk, где аналогично по мелочам не размениваютс€, тоже навевают мысли о гигантизме. Ќо мир ведь не таков! Ќа один крупный объект, или скажем не так, на один крупный проект, приходитс€ сотн€ совсем маленьких, даже крошечных. » эти маленькие проекты к этому большому порою никаким боком не соотнос€тс€.  то и как их делает?  ак технологи€ информационного моделировани€ может внедр€тьс€ в эти, совсем небольшие проекты? ќб этом и будет мой рассказ.

1. “епловые сети

¬сем, живущим в крупных городах, да и в маленьких городках тоже, с раннего детства знакомо слово «байпас».  ому из нас не приходилось перелезать через эти урбанизационные украшени€ наших городов? ’от€ слово «байпас» означает обводной участок, этим словом привыкли называть все трубы, идущие по поверхности земли.

 ак возникает необходимость сделать что-то маленькое, в свете перекладки теплотрасс? — ¬ планах города есть такой пункт: «перекладка теплосетей». Ётот пункт там живет вечно. —колько их не перекладывай, если сети старые, то эти «байпасы» растут как грибы после дожд€.  огда по€вл€етс€ очередной «инвестор», которому вдруг понадобилось подключитьс€ к теплу, его «обремен€ют» задачей что-то где-то переложить. “ак было всегда, и так будет вечно.

ѕроект этой перекладки не включают ни в какие общие проекты, дл€ того чтобы сдава€ его на согласование, не мозолить глаза провер€ющим лишними альбомами и прочей не нужной информацией. ј проекты эти бывают до смеха крохотные. Ќачина€ от реконструкции одной камеры и конча€ перекладкой трубы, метров 10-20.

” таких проектов состав тоже крохотный. ѕ«, план, профиль, спецификаци€, расчет на прочность (отдельной папочкой + файл на диске). “ак как происходит проектирование этих сетей сейчас?

≈сть два варианта проведени€ таких работ:
1.  лассическо-идиотический
2. “ехническо-приспособленческий

 лассическо-идиотический способ — это когда план и профиль делают вручную, порою даже без использовани€ компьютера. –асчет на прочность производитс€ в программе «—тарт» путем ввода координат точек с калькул€тором в руках и прищуренным глазом.

“ехническо-приспособленческий — это когда используютс€ дл€ работы достижени€ технического прогресса и есть желание все сделать круто.

ѕервый способ разбирать не будем, поскольку он не имеет четкой логики и обосновани€, а вот второй рассмотрим детально.

—разу оговорюсь, все, что здесь € описываю, относитс€ только к моему опыту, основанному на работе в программе AutoCAD. ≈сть и другие способы «рожать этих Єжиков», но они менее насыщены информационными прибамбасами.

Ќачнем с программы «—тарт» (производитель Ќ“ѕ «“рубопровод»), котора€ получила довольно широкое распространение в недрах теплоснабжающих и теплотранспортирующих организаций, требующих делать расчеты преимущественно в ней (есть еще пара-тройка других, но они менее охотно принимаютс€).

ƒл€ того чтобы программа сделала расчет, ей надо путем ввода координат приращени€ или описаний векторов, ввести все точки теплотрассы.

Ћазебный-2-1
Ёто и углы поворота, и отводы и места установки запорной арматуры, и опоры, как скольз€щие, так и мертвые.  стати, расчет всегда делаетс€ от одной мертвой опоры до другой мертвой опоры.

ƒа, у программы «—тарт» есть модуль импорта из файла открытого формата *.ini, но почему-то, у кого бы € ни спрашивал, даже в ћќЁ , ни у кого этого модул€ нет. ј поскольку € делаю расчеты на ѕќ заказчика, приходитс€ набивать координаты ручками.

„тобы не мучитьс€ с расчетом координат, € вместе со своим другом сделал макрос к программе AutoCAD, который по 3D полилинии создает в MS Excel таблицу координат, которые € и переношу через буфер в программу «—тарт». ѕолучаетс€ нечто типа этого:

Ћазебный-2-2
ѕомимо векторной схемы программа может показывать трассу в 3D (хот€ векторна€ схема тоже трехмерна). Ќа трассу устанавливаютс€ отводы, мертвые и скольз€щие опоры, арматура, утеплитель и пр. детали. Ќа каждую деталь собираютс€ довольно специфические сведени€, типа марки стали, радиус поворота, толщина стенки и даже толщина возможной накипи.  онечно же, еще вес, габариты, услови€ эксплуатации и пр. ѕосле проведени€ расчета данные по нагрузкам и сведени€ об элементах трассы выдаютс€ в виде таблиц.

¬се это распечатываетс€, переплетаетс€ и отдаетс€ в службу эксплуатации (в ћоскве это ћќЁ ).

Ќо прежде чем вообще приступать к проектированию перекладки теплотрассы, надо сначала на ситуационном плане или геоподоснове нарисовать направление прокладки и согласовать его со всеми заинтересованными лицами (эксплуатаци€, заказчик, владельцы территорий, эксплуатаци€ сетей, которые пересекает данна€ трасса и пр.).

ѕомимо самой теплотрассы на ней еще есть камеры.

ќни содержат довольно много чего: и автоматику, и  »ѕ, и насосы, и системы вентил€ции (правда, примитивные), и электрику, и сигнализацию. » всю эту красоту делает один человек (ну два, от силы). ≈ще есть раздел ќƒ  — это ќперативный ƒистанционный  онтроль целостности конструкции трубопровода. ≈го тоже делать на коленке день-два максимум.

ѕон€тное дело, что все это проще собирать в 3D из готовых деталей, чем прорисовывать от руки в 2D.

Ћазебный-2-6

≈сли вы думаете, что это не BIM, то вы глубоко заблуждаетесь! ¬озьмем, к примеру, трубу. ¬ыделим ее и посмотрим на ее свойства и атрибуты.
Ћазебный-2-7

»ли, к примеру, блок ‘Ѕ—
Ћазебный-2-7а

«десь есть все: и свойства издели€, и атрибуты использовани€ (правда не везде заполненные, поскольку были не нужны). » таким вот способом практически все конструктивные части.

«аметьте, трубы можно раст€гивать (это 3D динамический блок), а в блок ‘Ѕ— (тоже 3D динамический) заложен весь √ќ—“! “о есть пр€мо через свойства можно мен€ть и ширину и длину и высоту или делать выбор через марку издели€.

  программе AutoCAD написан макрос составлени€ спецификации. ≈сли выделить необходимую часть модели — получите ее спецификацию, хоть в MS Word, хоть в Excel, хоть в листе AutoCAD-a.

≈ще одна немаловажна€ деталь. ѕосле согласовани€ направлени€ делаетс€ модель теплотрассы, а потом по ос€м труб и арматуры проводитс€ 3D полилини€, из которой и получаем расчет. ≈сли что-то не так, как надо, то двигаем, добавл€ем и убавл€ем (правда, уже в —тарте) и потом редактируем модель под расчет.

ѕока из модели выуживаем только информацию дл€ спецификации и вектора дл€ расчета нагрузок, но можно и в MS Project данные перегон€ть, в лист ресурсов. ћожно составл€ть перечень кодов элементов, и, отправл€€ их на специальный сайт, получать их текущую стоимость.

 то-то думает, что AutoCAD не предназначен дл€ BIM. ј вы как думаете?

2. ћаленький IPD

 ак известно, нет четкой грани между строительством плановым и строительством аварийным. ќчень часто многие работы планового характера выполн€ют под аварийными ордерами. Ёто позвол€ет экономить врем€ на оформлении работ и упрощает сдачу в эксплуатацию. ¬ общей картине количественной оценки строительных объектов, мелкие ремонты превалируют.

“ут нет никаких бытовок, капитального ограждени€, бытовых удобств и даже мойки дл€ колес. Ќачинаетс€ все с вскрыти€ «аварийного» участка (он не всегда аварийный).  огда участок аварийный по насто€щему, то даже отключить его порой проблематично.

Ћазебный-2-8

¬с€ информаци€ в таких случа€х лежит только в головах инженеров ремонтных служб. »скать документацию иногда просто негде.  роме геоподосновы с нанесенными на нее проектными решени€ми порой просто больше ничего нет. —колько лет трубе, кто ее клал, где ее вз€ли и каково состо€ние в этом аспекте остальных труб этого участка решают потом, поскольку в данный момент главное ликвидировать аварию и восстановить теплоснабжение (или водоснабжение, или канализирование).

ѕотом начинаетс€ проблема, где вз€ть трубы дл€ ремонта. ¬се делаетс€ по телефону. ќт мастера участка к главному инженеру, от главного инженера к директору фирмы, от директора фирмы к бухгалтеру и снабженцу, а то и просто по телефону на соседний участок с просьбой дать в долг. ¬се это сопровождаетс€ минимумом оформлени€ и информационного насыщени€. ¬се вопросы по организации работ, организации дорожного движени€, снабжени€ и пр. решаютс€ исключительно по телефону.

Ћазебный-2-10

¬ это врем€ все имеющиес€ трудовые ресурсы «кидаютс€ на прорыв», где их чем больше, тем лучше, поскольку это создает видимость усерди€ и периодически набегающие волны посещений высокого руководства разбиваютс€ о волнорез массовости. “о, что при этом четверо работают, а трое сто€т никого не волнует.
Ћазебный-2-11

»нформационное насыщение таких строек очень низкое. ƒа и нет в нем заинтересованности у служб эксплуатации. —колько зарыли денег на ремонт трассы — вопрос секретный. “очнее он известен, а вот, сколько из этой суммы реально потрачено — точно секрет. ѕравда иногда денег нет не то, чтобы что-то себе в карман положить, а даже на ремонт, и приходитс€ делать все «из подручных средств», что €вл€етс€ риском и в дальнейшем может привести к повторной аварии. “акое тоже никому афишировать не охота. »нформаци€ нужна, но временами.  огда надо в чем-то разбиратьс€ — она нужна, и все с горечью жалуютс€ на ее отсутствие, а когда не нужна — стараютс€ подать процесс информационного формировани€ как бюрократизм и расточительство времени.

ѕорою аварии происход€т в услови€х насыщенности инженерией и эксплуатации объекта в режиме «авось».  акие проекты? “ут хоз€ин инженер (чаще просто мастер), который обращаетс€ с этим хоз€йством как со своим автотранспортным средством. “ут прикрутил, там отрезал, где-то заварил.  роме принципиальных схем и паспорта с общими характеристиками ничего нет. ј зачем? „то может заставить службу эксплуатации все это превратить в информационную модель и насытить соответствующей информацией?

—колько лет должно пройти, чтобы нашлись деньги на полную замену этих пам€тников инженерной мысли?  ак изъ€ть их из оборота? √де вз€ть библиотеки элементов, если даже сто€ у двигател€ не каждый раз можно по бирке на нем прочесть что это? „то толку, в таких случа€х, что мы можем облаком точек срисовать контур объекта?  то и зачем будет это делать?

Ћазебный-2-12

¬от кончилс€ срок службы насоса, решили его заменить, посчитали, определили, на что будем мен€ть. Ёто уже IPD. Ќе хватает только инструмента формировани€ информационного потока. “очнее он есть, но сделан из бумаги и телефона. Ќеплохо бы в таких помещени€х или в передвижных аварийных авто иметь информационные терминалы, с которых можно получать и редактировать «на ходу» эксплуатационные BIM. ќткрыл на кунге дверку, а там информационный терминал.

ћечты, мечты.......

3. —ценарий видеофильма на тему внедрени€ BIM и IPD

¬от небольшой предварительный сценарий, написанный дл€ оценки трудозатрат к видеоролику, который € надеюсь в ближайшее врем€ создать. “екст € даю как образец возможного развити€ событий на живом объекте. ” мен€ есть уже предварительна€ договоренность с одним из филиалов ћќЁ , на тему внедрени€ технологии BIM и IPD в практике аварийного и планового производства работ в этой организации, но € с удовольствием помогу и другим городским службам создать нечто подобное.

Ётот фильм нужен как нагл€дное пособие дл€ обучени€ персонала правилам работы. ќчень трудно и долго объ€сн€ть всем кто и что должен делать. √ораздо проще всех собрать в конференц-зале и прокрутить ролик. “екучесть кадров в районах высока€, а современные технологии организации строительства не то чтобы сложны, а непривычны. —колько регламентов не пиши, а все равно приходитс€ объ€сн€ть на пальцах и на живом объекте. Ќо не на аварийном же объекте людей обучать!

BIM & IPD технологии. ‘ильм первый «Ћиквидаци€ аварии на трубопроводе»

‘ильм частично анимационный, частично документальный.
¬се, что выделено синим цветом — анимаци€.

«аставка-1.  оллаж из картинок с кусками проектов выполненных в 3D, наименований продуктов CAD и программ планировани€ работ, наименований вендоров. Ќа этом фоне по€вл€етс€ надпись «BIM & IPD технологии».

«аставка-2. „ерный фон, поднимающийс€ снизу пар, по€вление надписи «‘ильм первый» затем надписи «Ћиквидаци€ аварии на трубопроводе». ѕар заполн€ет все пространство и экран становитс€ белым.

Ёпизод-1 (начинаетс€ с анимации)
„еловек обнаруживает идущий из-под земли пар. «вонит в диспетчерскую района ћќЁ . ƒиспетчер принимает за€вку и...
(спецэффект: замена на живой кадр съемки диспетчера)
...передает ее дежурному аварийной бригады (руководителю).
Ёпизод-2 (начинаетс€ с анимации)
  • јварийна€ машина выезжает с базы ћќЁ  и приезжает на место аварии.
  • »з машины выходит рабочий, выносит штатив с веб-камерой, устанавливает штатив, подключает к информационному терминалу аварийной машины (или к ноутбуку), устанавливает св€зь с базой и передает туда картинку с камеры.
  • ќбратно, в информационный терминал, работник ѕ“ќ передает геоподоснову участка теплосети, где произошла авари€...
    (спецэффект: замена на живой кадр съемки рабочего у информационного терминала)
  • ќбсуждаютс€ в режиме конференции с работником ѕ“ќ и руководител€ми района ћќЁ  меры по ликвидации аварии. Ќа экране компьютера показана 2D геоподоснова с нанесенными на нее границами участков теплосети, по которым есть в базе службы ѕ“ќ отмоделированные конструкции тепловой сети и элементов ее пересечени€ другими коммуникаци€ми.
  • ќткрываетс€ 3D модель участка, где произошла авари€. —мотр€тс€ приписанные свойства элементов, где указаны сведени€ о них. ѕринимаетс€ решение о частичной или полной замене поврежденного участка.
  • ¬ процессе обсуждени€ мер по ликвидации сотрудником ѕ“ќ ведетс€ моделирование установки ограждающих конструкций, определение мест размещени€ техники, если есть необходимость в установке шпунтового ограждени€, моделируетс€ его устройство, моделируетс€ выборка грунта, создаетс€ список требуемых материалов, техники и рабочей силы, рассчитываетс€ список производственных заданий. (¬се это происходит во врем€ сеанса св€зи руководител€ аварийной бригады, с места аварии, в режиме телеконференции с руководством филиала ћќЁ  и сотрудником ѕ“ќ). Ёто и есть живое IPD и BIM.

¬есь процесс можно показать отдельными короткими кусками или ускоренной съемкой. ¬место реальных диалогов можно дать закадровое сопровождение диктором своего по€снени€ происход€щих процессов.

Ёпизод-3 (начинаетс€ с анимации)
–абочий выносит из машины куски арматуры и нат€гивает ленту ограждени€ участка. — базы выезжают машины с техникой, материалами, рабочими.

Ќа месте аварии:

  • ≈сли будет устанавливатьс€ шпунтовое ограждение, устанавливаетс€ в рабочее положение бурова€ установка и бурит скважины.
  • «атем бурова€ установка убираетс€ и устанавливаетс€ посто€нное ограждение (вместо ленты — забор на блоках ‘Ѕ—), вешаетс€ временное освещение, паркуютс€ служебные машины и бытовки на колесах.
  • ≈сли на ремонтируемом участке есть пересечени€ с кабел€ми, то в диспетчерскую ћ — передаетс€ телефонограмма о начале аварийных работ и инспектору ћ — через сеть »нтернет показываетс€ картинка с вэб-камеры, участок геоподосновы с местом пересечени€ и согласовываютс€ места шурфлени€ кабельной сети.
  • –абочие делают шурфы и наход€т кабель. ѕроизведенна€ работа показываетс€ инспектору ћ —.
  • »зготавливаетс€ и устанавливаетс€ средства защиты кабелей.
  • —хематично, в ускоренном виде, показываетс€ монтаж элементов креплени€ котлована и выборки грунта...
    (спецэффект: замена на живой кадр съемки отрытого котлована).
Ёпизод-4. Ќачинаетс€ с живой съемки процесса сварки поврежденного участка трубопровода
—отрудник ѕ“ќ добавл€ет в модель участка заплату или новый кусок трубопровода, где приписывает дату установки, данные на материал и пр.
(спецэффект: замена на анимацию с переходом к структурным схемам управлени€ процессом производства работ).

¬ PowerPoint-e будут сделаны все схемы, которые надо будет последовательно показать и озвучить.

Ёпизод-5. ∆ива€ съемка
  • –уководителем служб филиала ћќЁ  ведетс€ наблюдение за ходом работ на разных участках пр€мо со своего рабочего места
  •  раткое интервью с руководителем
  • “итры.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.