¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

28 окт€бр€ 2013

ѕетербургска€ подземка в 3D-перспективе. ќпыт внедрени€ трехмерного проектировани€ метрополитена

≈лена ¬асильева, Rational Enterprise Management

ќт редакции isicad.ru: Ёта стать€ уже была опубликована на сайте компании ESG и в журнале "–ациональное управление предпри€тием", и воспроизводитс€ на портале isicad.ru по просьбе компании «Ѕюро ESG», стрем€щейс€ охватить как можно больший круг читателей и получить живой отклик на свои решени€.

¬от некоторые ранее опубликованные стать€ из серии, предложенной нашей редакции компанией «Ѕюро ESG»:

»з всех проблем российских мегаполисов транспортна€ ситуаци€ превратилась, видимо, в самый жестокий бич в жизни горожан. ѕерманентно поражающий город паралич транспортных потоков приводит к тому, что огромное количество людей практически уже живут в своих автомобил€х. ќстальна€ часть жителей, пользующа€с€ общественным транспортом, и те, кто отказалс€ от комфорта автономного передвижени€ по городу на собственных колесах, устремл€ютс€ в подземные артерии — единственное на насто€щий момент средство скоростного передвижени€ в черте города. ќчевидно, что какие бы инновации в транспортном планировании ни готовились городскими и федеральными власт€ми, ускоренное строительство подземных транспортных коммуникаций станет в ближайшие годы в –оссии одним из наиболее эффективных методов решени€ проблемы внутригородских перемещений в крупных мегаполисах.

ћетростроение переживает сегодн€ процесс модернизации как в отношении методов подземного строительства, так и технологии ведени€ работ. ќ возможност€х и перспективах применени€ 3D-моделировани€ в практике строительства метрополитена мы беседуем с ¬ладимиром јлександровичем ћаслаком, генеральным директором ќјќ Ќ»ѕ»» «Ћенметрогипротранс», €вл€ющимс€ первопроходцем в освоении данной технологии дл€ проектировани€ подземных сооружений. ¬ разговоре также принимает участие »рина „иковска€, заместитель директора по развитию технологий автоматизации проектировани€ компании InterCAD (ранее CSoft — Ѕюро ESG), осуществл€ющей внедрение.

¬ладимир јлександрович, что заставило институт обратитьс€ к технологии трехмерного проектировани€, вы ведь, фактически €вл€етесь пионерами в этом направлении? Ёто нека€ объективна€ необходимость или в  значительной степени эксперимент?
¬ладимир ћаслак
— ¬ладимир ћаслак. ћы действительно оказались первыми на этом пути. »з проектных институтов в –оссии, которые работают на метрополитен, никто пока не проектирует в трехмерке. „то касаетс€ применени€ в нашем деле 3D-моделей, то, хот€ на данный момент жесткой необходимости как таковой в этом еще нет, така€ потребность уже €вно формируетс€, и мы ощущаем достаточно серьезный интерес к нашим разработкам со стороны потенциальных заказчиков. ¬ообще новейшие проектные и технические решени€, разработка которых — дорогосто€щее и во многих отношени€х затратное меропри€тие, по€вл€ютс€ тогда, когда это нужно заказчику. ѕоэтому к 3D-проектированию мы присматривались довольно давно, так как преимущества данного подхода очевидны, и пон€тно, что рано или поздно рынок заставит примен€ть эту технологию. “о, что дл€ института эта необходимость наступит в весьма недалеком будущем — факт предсказуемый, поскольку конкуренци€ на нашем поле постепенно обостр€етс€, и институт, который в последнее дес€тилетие был фактическим монополистом в —анкт-ѕетербурге, таковым быть перестает. ¬от к тому времени, когда пробьет «час икс», нам надо быть если не вовсеоружии, то в достаточной степени готовыми к новым вызовам времени. “ак что, пока есть возможность и средства, надо двигатьс€ в этом направлении.
ј откуда у института эти средства и возможности?
— ¬. ћ. Ћенметрогипротранс всегда был достаточно богатой организацией. ≈ще в советские времена мы выполн€ли заказы дл€ многих стран —Ё¬, в последующие дес€тилети€ также никогда не сидели без дела. ’от€ ѕетербург и не может сравнитьс€ с ћосквой по темпам развити€ метрополитена, метро у нас все-таки проектировалось, а это — вещь недешева€.  роме ѕетербурга, на нашем счету метро в  азани, Ќовосибирске, —амаре,  расно€рске, „ел€бинске, строительство —еверо-ћуйского тоннел€ Ѕјћа. »нститут участвовал в обустройстве инфраструктуры олимпийских объектов, мы €вл€емс€ генеральным проектировщиком автодорожных тоннелей в —очи. ѕоэтому у организации были деньги, которые можно не проесть, а пустить на полезные дела. ћир широко открылс€ дл€ информационного обмена, и мы видим, что по€вл€ютс€ молодые фирмы, которые активно перенимают новые западные технологии. ќни уже имеют в своих руках специализированное программное обеспечение, позвол€ющее выполн€ть сложнейшие инженерные задачи в короткие сроки с высокими стандартами качества, и готовы составить нам ощутимую конкуренцию.
” ¬ас вызывает обеспокоенность такое положение дел? » то, что инициативу берут в свои руки грамотные и предприимчивые молодые кадры?
— ¬. ћ. ƒл€ мен€ как руководител€ старейшего предпри€ти€, обладающего огромным опытом проектировани€ метрополитенов и других тоннельных и подземных сооружений и имеющего репутацию надежного партнера, подтвержденную дес€тками успешно реализованных проектов по всей стране, конкуренци€ со стороны новичков серьезного повода дл€ беспокойства не представл€ет.  огда есть опыт, знани€, стабильное положение в определенном виде де€тельности, понимаешь, что конкуренци€ только оздоровл€ет ситуацию.

 роме того, институт целенаправленно подбирает в свой штат специалистов высокой квалификации. ” нас давние тесные отношени€ с кафедрами ѕетербургского государственного университета путей сообщени€, √орного и ѕолитехнического университетов, и есть возможность выбирать реб€т посильнее, а в последние лет п€ть мы можем себе позволить платить им и достойную зарплату.

— чего начиналс€ проект, как, с каких сторон вы вообще подступили к этой теме?
— ¬. ћ. ¬плотную к этой теме мы приступили два года назад. ” нас есть проектно-конструкторский отдел и отдел автоматизации проектировани€, возглавл€емый јлександром јвраамовичем Ћ€нда, в задачи которого входит программное и техническое сопровождение де€тельности проектировщиков, а также элементы разработки и поддержка »“ инфраструктуры, вот на этот отдел и была возложена данна€ мисси€.

ѕоскольку специалистов по 3D у нас не было, мы понимали, что нам нужен сильный внедренец, обладающий соответствующим опытом и крепкой компетенцией в данной области. ѕоиски вывели на компанию InterCAD. ѕервые же контакты с руководством и представител€ми компании убедили в том, что мы попали в точку, особенно подкупила €вна€ заинтересованность будущего партнера нетривиальностью предсто€щей задачи. Ѕыла сформирована группа 3D-проектировани€, в которую нар€ду с консультантами InterCAD и нашими автоматизаторами вошли инженеры по строительным конструкци€м. ѕритирались друг к другу, насколько знаю, непросто, зато теперь — полное взаимопонимание и согласованность действий, и этот результат дорогого стоит.

»рина „иковска€

»рина „иковска€, заместитель директора по развитию технологий автоматизации проектировани€ компании InterCAD

јлександр Ћ€нда

јлександр Ћ€нда, начальник отдела автоматизации и проектировани€,
ќјќ «Ћенметрогипротранс»

— »рина „иковска€. —ложности на начальном этапе, а именно в ходе предпроектного обследовани€, действительно были, но это неизбежно. ћногим организаци€м детальный подход внедренческой компании к исследованию производственных процессов на своем предпри€тии кажетс€ избыточным и обременительным, поскольку отвлекает специалистов от дела и снижает их производительность, при том что сами специалисты, чь€ де€тельность непосредственно подвергаетс€ модернизации, считают, что «и так все нормально работает».

Ѕольшинство компаний, заказывающих проект внедрени€, вообще полагают, что консультант должен придти к ним с уже готовым решением. “акого не бывает. » без этапа предварительного исследовани€ обойтись невозможно. ѕричем от тщательности и полноты исходных данных, собранных на этом этапе, зависит очень многое. „тобы адаптировать подход к внедрению новой технологии дл€ конкретной предметной области, внедр€ющей компании необходимо пон€ть до тонкостей специфику де€тельности организации и текущее положение дел на участке внедрени€, провести подробный анализ существующей технологии выполнени€ работ, определить (в некоторых случа€х, как в данном, еще и с вариантностью) наиболее эффективные инструменты программного обеспечени€ и т. д. Ќа основании полученных данных можно уже объективно оценить реальные объемы работ, необходимое количество специалистов дл€ реализации данного проекта, его продолжительность и ориентировочную стоимость. Ќедостаточно же полное обследование может привести к значительным просчетам на последующих стади€х внедрени€нового процесса.

“ак что период притирки между нашей внедренческой командой и специалистами проектно-конструкторского отдела действительно имел место. ¬идимо, у проектировщиков какой-то особый склад мышлени€. ќни блест€ще справл€ютс€ с решением нестандартных и локальных задач, но вот абстрагировано подойти к проблеме, системно описать свои знани€ и предоставить консультанту детализированную и структурированную информацию они не могут. Ќам пришлось в значительной степени самосто€тельно производить декомпозицию объекта внедрени€ и у€сн€ть дл€ себ€ те вещи, которые проектировщикам казались «само собой разумеющимис€». Ќаибольшее взаимопонимание присутствовало с также вход€щими в рабочую группу проекта сотрудниками отдела автоматизации, возглавл€емого јлександром Ћ€нда, но это как бы «свои» уже люди. ¬ принципе исследование процессов проектно-конструкторского отдела продолжаетс€ до сих пор, поскольку по ходу дела посто€нно что-то уточн€етс€, и в наше видение общей картины или отдельных ее составл€ющих внос€тс€ необходимые коррективы.

¬о врем€ обследовани€ вы€вились также «побочные эффекты». ¬ы€снилось, что специалисты в каждом отделе даже своим непосредственным рабочим инструментом владеют по-разному, а когда стали пробовать из трехмерной модели получать какие-то чертежи, оказалось, что базовый уровень подготовки у сотрудников абсолютно недостаточный дл€ осваивани€ новой технологии. ѕоэтому было прин€то решение об обучении всего технического персонала института работе в AutoCAD’e, специалистов архитектурно-строительного отдела — дополнительно работе с AutoCAD Architecture, параллельно был организован второй учебный поток по освоению AutoCAD Civil 3D. ¬ процессе обучени€ прин€ла участие практически вс€ команда наших технических специалистов, курировавших проект по разным направлени€м — трассы, инженерные сети, архитектура и конструкции.

— ¬. ћ.  роме того, хочу добавить, что в институте давно существовала проблема, о которой все знали, но предпринимавшиес€ попытки решить ее ни к чему не привели. ѕриход команды внедрени€ помог сдвинуть и эту ситуацию с мертвой точки. я имею в виду, что в институте отсутствовал стандарт предпри€ти€ и технологические регламенты по производству работ в отделах, и каждый творил на своем участке кто во что горазд.

— ». „. —обственно, мы только подтолкнули этот процесс, инициирован он был естественным образом. ѕока человек работает изолированно, в пределах своего рабочего места, и в качестве результата выдает бумажный документ, никого в общемто не интересует, как организован этот процесс. Ќо как только начинаетс€ коллективное взаимодействие в едином рабочем пространстве, требуетс€ уже жестко соблюдать определенные правила. ¬ ходе проводимого нами обучени€ дл€ каждого отдела создавалс€ свой стандарт, который входил в общий стандарт выполнени€ работ в AutoCAD’e.   этой работе была привлечена также группа стандартизации, котора€ ранее безуспешно билась над проблемой, и вот совместными усили€ми мы ее практически решили.

Ќасколько метод проектировани€ с созданием трехмерных моделей вписываетс€ в существующий пор€док разработки объектов метрополитена?  ак конкретно и насколько гладко проходил процесс внедрени€ новой технологии?
— ¬. ћ. ѕрименение данного метода мен€ет традиционный пор€док проектировани€. », как это бывает практически везде, наибольшие сложности при внедрении новых технологий возникают со стороны персонала, которому трудно психологически перестроитьс€ на непривычные методы работы. — точки зрени€ готовности технической базы никаких преп€тствий дл€ перехода на трехмерное проектирование не было: в институте имеетс€ грамотно организованна€ структура локальной вычислительной сети, мощные серверные ресурсы, необходимые дл€ совместной работы большого количества сотрудников. “ак что «торможение в умах» — основна€ проблема, с которой пришлось иметь дело нашим внедренцам. Ќе скрою, были у нас предприн€ты попытки применени€ силовых методов, € имею в виду приказы и совещани€, ни о каких, конечно, штрафных санкци€х и увольнени€х речи не было, они были отторгнуты.  оллектив у нас небольшой, специалисты сильные, и мы дорожим своим кадровым составом. ƒа и, надо сказать, наш самый главный скептик в лице главного инженера до последнего времени был против радикального вмешательства в отлаженный дес€тилети€ми процесс и дал свое согласие на эксперимент при условии, что все будет происходить без нарушени€ планов и графиков основных проектных работ, осуществл€емых в рамках текущих договоров. ѕоэтому совместно с экспертами компании InterCAD было прин€то компромиссное решение, которое мы рассматриваем как промежуточный этап перехода на новую модель проектировочного процесса.

“аким образом, задача, поставленна€ перед группой внедрени€, состо€ла, во-первых, в том, чтобы максимально сохранить традиционный пор€док проектировани€ и позволить каждому участнику процесса выполн€ть привычную дл€ него работу, но только в среде 3D. ѕри этом сквозное 3D-проектирование должно объедин€ть несколько отделов традиционной структуры, обеспечивать услови€ дл€ совместной разработки и синхронизации работ, а также автоматизированного выпуска проектной документации и обеспечивать возможность в любой момент собрать полную 3D-модель (по текущему со сто€нию «как есть») дл€ целей обсуждени€ и изменени€ проектных взаимоув€занных решений и вы€влени€ возможных ошибок и коллизий еще на стадии проектировани€.

Ѕыло решено, что документаци€ будет и далее выпускатьс€ традиционным образом, а технологи€ создани€ 3D-модели с учетом высокой загруженности специалистов текущей работой будет отрабатыватьс€ на основе уже готовой документации. ѕервый опыт построени€ трехмерной модели было целесообразно проводить по уже спроектированному объекту, и в качестве такового был выбран сложный пересадочный узел —анкт-ѕетербургского метрополитена, включающий три станции метро. ѕроработка схемы коллективной работы над 3D-моделью была начата с основного выпускающего отдела — проектноконструкторского и отдела разработки трасс. —ейчас разработанна€ схема используетс€ и дл€ других от делов института.

ћы отдаем себе отчет в том, что это временное решение, и по мере освоени€ навыков работы в 3D проектировщики сами осознают, что начинать проектирование сразу в 3D намного удобнее и эффективнее.

ƒл€ каких именно объектов и задач примен€етс€ в институте данна€ технологи€ и имеетс€ ли специфика в 3D-проектировании подземных сооружений метрополитена?
— ¬. ћ. 3D-моделирование мы примен€ем дл€ топологически сложных конструкций. ¬ первую очередь это станции, у нас они называютс€ станционные узлы. ѕроект обычно включает в себ€ построение трехмерной модели подземной трассы и наземного вестибюл€ станции. ќсобенности в проектировании таких объектов, несомненно, имеютс€ и св€заны они с тем, что эти объекты представл€ют собой т€желые несущие круглые конструкции, и их топологи€ гораздо сложнее, чем топологи€, например, у той же подводной лодки, с которой люб€т сравнивать тоннели метрополитена. ‘орма подлодки — это торпеда, сигара. ¬ метро же в структуре одного станционного комплекса множество тоннелей — перегонные, эскалаторные, соединительные служебные, тупики и т. д., которые соедин€ютс€ друг с другом в пространстве под всевозможными углами. — учетом пешеходных переходов и различного назначени€ притоннельных сооружений все это образует сложную многосводчатую конструкцию.

ѕомимо проработки схемы взаиморасположени€ всех частей этой конструкции при проектировании станции метро решаетс€ большое количество других пространственных задач с взаимоув€зкой их друг с другом и с учетом ограничений по трассировке, инженерногеологических условий и т. д. ¬с€ эта компоновка осуществл€етс€ на предпроектном этапе, и оказалось, что ее очень удобно делать в 3D. — помощью укрупненных упрощенных модулей с истинными геометрическими размерами можно нагл€дно показать, как это все будет выгл€деть в реальности.

Ќапример, в ходе пилотного проекта по пересадочному узлу «—адова€» — «—енна€ площадь» — «—пасска€», на котором проходило апробирование технологии создани€ 3D-модели, в проекте нашли давнюю ошибку, которую уже на ходу исправл€ли строители.

¬о-вторых, тут же по€вились хорошие демонстрационные материалы, которыми то же на всех городских встречах наши специалисты как-то могли оперировать. ¬ообще это многострадальный пересадочный узел — между станци€ми неудобные переходы, посто€нные заторы пассажирских потоков. “ам до сих пор нет пр€мого выхода на поверхность со станции «—пасска€», в значительной степени потому, что снаружи много старинной застройки. ѕоэтому станцию проектировали долго, сложно.

јналогичные проблемы были и со следующей станцией, промоделированной нами в 3D, — «“еатральной», сооружение которой ведетс€ в насто€щее врем€ в св€зи с открытием второй сцены ћариинского театра. “ам все тоже самое. ћесто расположени€ станции находитс€ в плотной городской застройке, где каждое строение €вл€етс€ объектом исторического наследи€, не говор€ о самом здании театра, которое ни в коем случае не должно пострадать. ѕолучаетс€, один выход должен быть на ћариинку, площадь и консерваторию, второй должен идти куда-то в сторону Ћермонтовского проспекта, и там тоже непон€тно, что можно разрушить, а что нельз€. ѕри этом приходитс€ учитывать еще целый р€д новых требований, например то, что по недавно утвержденным правилам подземный переход не может быть длиннее 100 м, в противном случае должен быть предусмотрен траволатор (движуща€с€ лента).

–аботы по возведению ст. «“еатральна€» ведутс€ в услови€х плотной город ской застройки

— помощью специалистов InterCAD мы сделали геометрию, затем вписали в нее конструкцию и нашли наиболее приемлемое решение. √лавный инженер проекта возил показать в —мольный даже несколько вариантов, изображенных на одном чертеже. “ак что именно благодар€ компоновке станции в 3D, позвол€ющей нагл€дно визуализировать различные конструктивные варианты, можно быстро разрабатывать оптимальные и эффективные решени€.

  слову, совсем недавно созданна€ нами 3D-модель вновь проектируемой станции мелкого заложени€ была использована дл€ разработки нового аналогичного объекта. “о есть, возможность и целесообразность использовани€ технологии 3D-моделировани€ в реальном проектировании — дл€ метростроевцев вещь уже очевидна€.

ѕомимо сводов, стен и строительных конструкций метрополитен — это еще и электрическа€ железна€ дорога, дл€ функционировани€ которой необходимы т€говые подстанции, сложна€ система эскалаторных устройств, в метро имеетс€ гигантское количество инженерных коммуникаций, обеспечивающих пребывание и работу многочисленного обслуживающего персонала. » все это техническое насыщение необходимо компактно и корректно разместить в ограниченном замкнутом пространстве. “ак вот в 3D также делать всю эту разводку гораздо удобнее, эффективнее и надежнее. ѕроектиру€ свои системы с помощью 3D-сборки, сантехники и электрики могут быть уверены, что какой-нибудь там кабельный коллектор не пересечетс€ с воздуховодом, а технические отверсти€ случайно не придутс€ на то место, где должны находитьс€ двери, а будут там, где это нужно. ’арактерно, что проектировщики по этим дисциплинам и оценили намного быстрее других специалистов преимущества трехмерного проектировани€.

ћожно ли считать технологию трехмерного проектировани€ подземных конструкций метрополитена достаточно проработанной или есть еще проблемы, которые требуют своего решени€?
— ¬. ћ. ћожно сказать, что к насто€щему времени в институте практически завершены работы по созданию технологии 3D-проектировани€ строительных конструкций объектов метрополитена. Ќо технологи€ по р€ду причин, в том числе субъективного пор€дка, о чем уже шла речь, еще не запущена в практику. ƒл€ того чтобы трехмерное моделирование работало, надо иметь подготовленные модели и библиотеки конструкций и компонентов дл€ каждого типа станций, а это объекты, практически не имеющие аналогов в массовом строительстве.   насто€щему моменту такие библиотеки, по ка неполные, есть по двум типам станций. ќднако процесс запущен, и если в начале проекта наполнением библиотек занималась непосредственно рабоча€ проектна€ группа, то теперь в этом деле активное участие принимают сами конструкторы.

ѕомимо формировани€ 3D-библиотек, которые содержат укрупненные элементы модели и не могут покрывать все потребности проектировщиков при создании рабочей чертежной документации, параллельно идут работы по созданию каталогов 2D-элементов.

’очу отметить, что при разработке технологии помимо технических аспектов мы очень большое внимание уделили организационным моментам. ѕроработка процедур коллективной работы над 3D-моделью, осуществл€вша€с€ под непосредственным руководством »рины „иковской с участием представителей InterCAD, привела нас к пониманию необходимости введени€ в проект ответственного административно-технического сотрудника, на которого были бы возложены координирующие и контролирующие функции в части, касающейс€ работы с геометрией 3D-модели. Ётот сотрудник должен быть правой рукой главного инженера проекта и служить св€зующим звеном между ним и специалистами всех отделов, участвующими в проекте. ќн должен держать в своих руках весь клубок проблем и в любой момент быть в состо€нии объ€снить руководству, каково положение дел на каждом участке проекта, что именно и по какой причине проектировщики не сделали или не могут сделать. ћы ввели пон€тие «менеджер проекта», нашли в институте на эту роль грамотного специалиста, и всем стало легче жить.

Ќа основании графика √»ѕа менеджер проекта составл€ет индивидуальные графики, раздает задани€, контролирует сроки выполнени€ работ, решает вопросы взаимодей стви€ смежных отделов. Ётот человек организовывает всю структуру проекта, ту среду, в которой в дальнейшем смогут четко и согласованно работать проектировщики — конструкторы, архитекторы, технологи. ¬ функции этого сотрудника входит также така€ важна€ часть общей работы над моделью, как компоновка из готовых элементов — 2D проектных решений отдельных частей проекта — пространственной 3D-модели и первична€ проверка конструкций и инженерных систем на пересечение, а также устранение очевидных коллизий.

— ». „. ƒобавлю, что € как куратор проекта со стороны внедренческой компании смогла передать этому сотруднику уже практически весь объем работ, св€занных с трехмерным проектированием, оставив за собой только консультационные, корректирующие и обучающие функции. ¬ы деление в структуре проектных функциональных отношений такой фигуры, как менеджер проекта по 3D, мы считаем важным организационным решением при разработке технологии работы над созданием трехмерной модели объекта.

¬ладимир јлександрович, какими ¬ы видите перспективы применени€ трехмерного моделировани€ дл€ целей подземного строительства в —анкт-ѕетербурге, возможно не только линий метрополитена?
— ƒумаю, развитие подземной инфраструктуры дл€ осуществлени€ транспортных коммуникаций в ѕетербурге — это неизбежность, и если в наши дни этот вопрос еще не встал со всей остротой, то пройдет, возможно, совсем немного времени, когда освоение подземного пространства города станет одной из самых первоочередных его задач. ќчевидно, что транспортна€ напр€жен ность будет непрерывно расти, и решать эту проблему без строительства разв€зок на разных уровн€х на насто€щий день непредставл€етс€ возможным. ¬ центральной части города подобные надземные сооружени€ неприемлемы из соображений эстетики, экологии, исторической ценности зданий, сложностей технической реализации. «начит, это придетс€ делать под землей, там же самое место дл€ размещени€ парковок как решени€ проблемы дефицита автосто€нок.

«адачи такого пор€дка потребуют активизации разработок по созданию трехмерной модели всего подземного пространства города, как его инженерно-геологического строени€, так и пространственного расположени€ подземных и наземных сооружений. Ёти работы уже ведутс€, и соответствующие разработки были использованы при проектировании станций «“еатральна€», «ƒунайский проспект», «ѕроспект —лавы».

ћогу утверждать, что технологи€ трехмерного моделировани€ будет последовательно внедр€тьс€ в практику реализации подземных проектов, и 3D-проектирование подземного ѕетербурга — это, по всей видимости, уже близка€ и реальна€ перспектива.

“рехмерна€ модель пересадочного узла —анкт-ѕетербургского метрополитена

“рехмерна€ модель станционного узла


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

 ак автоматизировать машиностроительное предпри€тие? — ѕавел —амойлов, генеральный директор ќќќ Ђј— ќЌ-—амараї (√руппа јйти онсалт) (21 июн€ 2019)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.