¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

8 феврал€ 2011

The Beatles, вычислительна€ гидродинамика и автоспорт

ƒмитрий ”шаковƒмитрий ”шаков

Ќику ¬ирту (Nick Wirth, не путать с Ќиклаусом ¬иртом, изобретателем €зыка программировани€ Pascal) повезло родитьс€ в Ћондоне в 1966 г. —ыграла ли в дальнейшем развитии событий какую-то роль легендарна€ битловска€ композици€ ЂYellow Submarineї, котора€ в тот год на прот€жении 13 недель не покидала английского хит-парада, неизвестно, но факт, что Ќик стал весьма неординарным конструктором.

Ќик ¬ирт ќкончив ”ниверситетский колледж Ћондона с дипломом бакалавра первой степени в области машиностроени€, Ќик получил престижную премию от Ѕританского института машиностроени€ за свою дипломную работу по расчету воздушного потока внутри двигател€ внутреннего сгорани€. ¬ возрасте 21 года он стал самым юным в истории членом Ѕританского института и  оролевской академии машиностроени€. Ќачав свою профессиональную карьеру с должности инженера по аэродинамике в компании March Engineering, Ќик вошел в мир Formula 1, где сразу же столкнулс€ с самим Ёдрианом Ќьюи (Adrian Newey). ƒл€ тех, кто никогда не слышал это им€, сообщим, что не было в истории автоспорта более удачливого инженера: болиды, сконструированные под его руководством дл€ разных команд, выиграли более 100 √ран-при. ѕоследний по времени его успех Ц Red Bull-Renault RB6, который выиграл  убок  онструкторов 2010 и за рулем которого —ебасть€н ‘еттель стал самым молодым чемпионом ‘ормулы 1.

Ќо вернемс€ к Ќику ¬ирту. ѕоработав в March рука об руку с Ќьюи и набравшись опыта, Ќик решил основать собственную инжиниринговую компанию Ц Simtek Research.  ак прин€то в таких случа€х, Ќик с товарищами экономил на аренде офиса и работал дома, но постепенно Ц набрав заказов от разных гоночных команд Ц компани€ основала собственную базу в местечке Ѕанбери, недалеко от ќксфорда.

¬ 1993 Ќик рискнул создать собственную формульную конюшню Ц Simtek Grand Prix. ѕервый блин, конечно, вышел комом Ц отъездив полтора сезона и не заработав ни одного очка, команда прекратила свое существование, а вместе с ней обанкротилась и Simteck Research.

Ќика это ничуть не обескуражило. »спользу€ приобретенный опыт, он снова вошел в мир Formula 1 - в этот раз в качестве главного конструктора в команде Benetton. ¬ тот год команду покинули гонщик ћихаэль Ўумахер и конструктор –осс Ѕраун. Ќо это только подчеркнуло достижени€ Ќика Ц сконструированные им болиды регул€рно занимали в гонках призовые места, а команда дважды занимала третье место в  убке  онструкторов.

”довлетворив свои формульные амбиции, Ќик ¬ирт совершил крутой поворот в своей карьере Ц в 1999 г. он основал компанию RoboScience дл€ разработки электромеханической собаки Robo Dog, котора€ могла читать электронную почту, отвечать на голосовые команды и играть в футбол.

Ќик ¬ирт со своим детищем Robo Dog

Ќо мир автоспорта не забыл Ќика Ц в 2003 г. команда Honda Performance Development американской серии IndyCar обратилась к нему с предложением сконструировать новый гоночный автомобиль. Ќик основал очередную компанию Ц в этот раз назвав ее Wirth Research, что, видимо, свидетельствовало о серьезности его планов. ¬ 2006 г. Wirth Research по заказу FIA (международной автомобильной федерации) разработала заднее антикрыло, которое использовалось в гонках ‘ормулы-1 сезона 2008 г. ј когда в 2007 г. Honda предложила Wirth Research прин€ть участие с программе Acura LMP дл€ американской серии Ће-ћан (кольцевых гонок на выносливость), Ќик впервые использовал расчетное ѕќ вычислительной гидродинамики.

“ермин Ђвычислительна€ гидродинамикаї (CFD) подразумевает использование численных методов и алгоритмов дл€ решени€ и анализа задач потоков жидкостей и газов, как правило, состо€щих в решении уравнений Ќавье-—токса методами конечных объемов, конечных элементов, конечных разностей и других.  рупнейшим в мире поставщиком программного обеспечени€ CFD €вл€етс€ компани€ Fluent, поглощенна€ в 2006 г. корпорацией ANSYS за $565 млн. »менно Fluent использует дл€ своих CFD-расчетов компани€ Wirth Research.

–асчет аэродинамики формульного болида

¬ 2009 году Acura решила перейти в высшую категорию LMP1 и со своим бензиновым мотором бросить вызов знаменитым дизельным болидам Audi и Peugeot. ѕрин€в революционное решение полностью отказатьс€ от продувки болида в аэродинамической трубе, специалисты Wirth Research с нул€ разрабатывали новый болид в цифре. √онщики тестировали автомобиль тоже виртуально Ц с помощью симул€торов. —амое удивительное, что уже в первой же гонке сезона Acura LMP1 сумела завоевать поул, потеснив именитых соперников! ¬ том году Acura выиграла американкую Ће-ћан серию сразу в двух Ц LMP1 и LMP2, что подтвердило правильность выбранной стратегии. Ќик пон€л, что пришло врем€ применить ее к самой элитной гоночной серии Ц Formula 1.

ќчень кстати подоспели инициативы FIA по сокращению бюджетов команд, что сделало невозможным частое использование аэродинамической трубы. Ќик договорилс€ с ƒжоном Ѕутом (John Booth), владельцем небольшой конюшни Manor Motorsport, соревновавшейс€ в серии Formula Renault, создать собственную команду Formula 1. –ичард Ѕрэнсон дал команде им€ и деньги. “ак по€вилась Virgin Racing, дебютировавша€ в элитарной серии в прошлом году. »злишне говорить, что прошлогодний болид VR-01 был полностью спроектирован в цифре без использовани€ аэродинамической трубы.   несчастью, при расчетах конструкторы ошиблись с объемом топливного бака, из-за чего в первых гонках прошлого сезона гонщики Virgin не смогли доехать до финиша (дозаправка по ходу гонки в Formula 1 запрещена). Ќеудачна€ конструкци€ была изменена, в результате чего гонщики команды “имо √лок и Ћукас ди √расси 20 раз на двоих финишировали в гонках, но, к сожалению, ни разу Ц в зачетных очках (которые даютс€ за финиш в первой дес€тке). “ем не менее, первый сезон новой команды следует признать вполне успешным.

“ут самое врем€ представить еще одного Ќика Ц Ќикола€ ‘оменко. »звестный музыкант (интересно, что группу Ђ—екретї называли русскими ЂЅитлзї), шоумен, гонщик, он в 2007 г. основал компанию Marussia с целью разработки первого отечественного спорткара. Ёта компани€ использует дл€ проектировани€ SolidWorks и CATIA, а недавно выступила спонсором PLM ‘орума, представив в фойе один из своих автомобилей.

¬ но€бре 2010 г. Marussia приобрела контрольный пакет Virgin Racing и инвестировала деньги в создание нового болида Ц MVR-02. јббревиатура расшифровываетс€ как Marussia Virgin Racing (что позволило немало позубоскалить отечественным остр€кам), а в самой компании Ќиколай ‘оменко зан€л пост инжинирингового директора (Ќик ¬ирт при этом осталс€ техническим директором).

јнглийский Ќик легко обратил русского в свою веру, и деньги Marussia в основном пошли на апгрейд железа дл€ CFD. ѕо словам Ќика, в результате создан третий в мире по вычислительной мощности суперкомпьютер дл€ решени€ задач CFD. ќн состоит из 30 высокопроизводительных 64-битных суперкомпьютерных кластеров и способен рассчитать вли€ние любого элемента на аэродинамику болида всего за несколько часов, что позвол€ет весьма оперативно вносить изменени€ и оптимизировать конструкцию по ходу сезона.

ј вчера в Ћондоне MVR-02 был представлен публике:

Marussia Virgin Racing MVR-02

» если симпатии большинства росси€н в новом сезоне Formula 1 будут на стороне команды Lotus Renault и выступающего за нее ¬итали€ ѕетрова (пользу€сь случаем желаем скорейшего восстановлени€ после ужасной аварии его партнеру –оберту  убице), то инженеры и разработчики инженерного ѕќ (а также все поклонники "The Beatles" и "—екрет") должны €ростно болеть за пилотов Marussia Virgin - “имо √лока и ∆ерома д'јмброзио.   тому же, эта команда будет ездить в элитарной гоночной серии под российским триколором.

 омментариев: 11
id 622     8 феврал€ 2011, 16:26
 cadovod
Acura выиграла особо не интересную дл€ Audi и Peugeot, да и вообще откровенно слабую американскую серию Ће-ћан - в насто€щем Ће-ћане никто пока ничего сделать с прототипами Audi и Peugeot не может.

”спешным сезон 2010 года дл€ Virgin назвать очень сложно. ѕоследнее место в чемпионате, ужасный конфуз с баками... Ёто полный провал! » никак по-другому.

¬ообщем, ¬ирт пока ничего, по хорошему, не добилс€. Ёто не принижает значение CFD в разработке автомобил€. Ќо и не повышает его.

“ут еще можно вспомнить поучительную историю с Mercedes (не про CFD, а вообще про виртуальное проектирование). 13 лет назад A-класс был первой машиной, которую хотели сделать вообще без натурных испытаний, все виртуальное. ѕомните, как на журналистских тестах машина опрокинулась на переставке (лосином тесте)? — тех пор реальные испытани€ - об€зательна€ часть в компании.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 624     8 феврал€ 2011, 17:40
 ƒмитрий ”шаков
¬се верно, уважаемый cadovod!

 омментарий про пренебрежение ALMS со стороны Audi и Peugeot € от ¬ас просто ожидал, как от знатока  

ј насчет провала Virgin-2010 рекомендую вспомнить первую команду ¬ирта в F1 - Simtek. ¬ своем первом сезоне ее пилоты финишировали лишь 12 раз в 17 заездах. “ак что 20 финишей в 19 заездах дл€ Virgin - это €вный прогресс  

я не нашел информации о том, что ¬ирт практикует полную отмену натурных испытаний. ќн лишь стремитс€ максимум проверок сделать еще в цифре. ƒумаю, случай с баком его многому научил  

 стати, раз российский пилот в F1 имеетс€ и российска€ команда тоже, ждем теперь, когда российское ѕќ начнет примен€тьс€ дл€ проектировани€ болидов F1. ѕока только в NASCAR удалось внедритьс€  

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 625     8 феврал€ 2011, 19:56
 cadovod
ќтвет ƒмитрий ”шаков

ћне казалось, что в прошлом году Virgin вообще не продували машину в трубе. —воей у них нет точно, значит и арендовать не стали. Ќо не уверен.

ј какое наше ѕќ используетс€ в NASCAR?

 стати, а может Flowvision кем-то в ‘ормуле-1 используетс€?

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 626     8 феврал€ 2011, 20:57
 ƒмитрий ”шаков
> какое наше ѕќ используетс€ в NASCAR?

„уть ниже есть список ссылок "„итайте также". —реди них "√еометрический решатель Ћ≈ƒј— лицензирован Joe Gibbs Racing"  

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 627     9 феврал€ 2011, 14:59
 a_schelyaev
÷итата из cadovod

 стати, а может Flowvision кем-то в ‘ормуле-1 используетс€?



’одим вокруг них. —перва по€вились в ‘ормула-—тудент. —ейчас в одной из младших ‘ормул проект начинаем по продувке.
ћарусю продували, но в итоге они сослались на нехватку денег и дело дальше не пошло.
 

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: «вЄзды импортозамещени€, запрет изображени€ €блока и другое
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

T-FLEX ƒетали машин Ц новый продукт комплекса T-FLEX PLM дл€ проектировани€ и [...] — ¬иктор ¬оронков, ведущий инженер «јќ Ђ“оп —истемыї (6 но€бр€ 2023)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.