¬аше окно в мир —јѕ–
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

19 но€бр€ 2013

ѕереход на трехмерную технологию проектировани€ станций —анкт-ѕетербургского метрополитена на основе вертикальных решений компании Autodesk

»рина „иковска€, Ћариса ƒанилова, јлександр Ћ€нда

ќт редакции isicad.ru: «а врем€ после своего опубликовани€ стать€ «ѕетербургска€ подземка в 3D-перспективе. ќпыт внедрени€ трехмерного проектировани€ метрополитена» стала на портале isicad.ru лидером читательской попул€рности. —уд€ по многочисленным комментари€м и вопросам, интерес вызвал не только ценный и хорошо представленный опыт проектировани€ и создани€ сложного промышленного проекта в целом, но и этапное структурирование проекта, а также вопросы применени€ конкретных инструментальных средств. ƒл€ удовлетворени€ широкого читательского интереса, компани€ «Ѕюро ESG» предложила нашей редакции опубликовать ещЄ одну статью, представл€емую сегодн€ нашим читател€м.

¬первые эта стать€ была помещена на сайте «Ѕюро ESG» и затем в журнале «—јѕ– и √рафика», —ент€брь, 2012 г.

ѕредыстори€

¬ последние годы возросшие требовани€ к достоверности и темпам проектировани€ станций метрополитена привели ведущих проектировщиков ќјќ «Ћенметрогипротранс» (далее — институт) к пониманию необходимости внедрени€ технологий создани€ 3D-моделей объектов метрополитена, в частности подземных конструкций. ¬ качестве платформы дл€ создани€ 3D-технологии в институте были выбраны решени€ компании Autodesk, Inc. и определены основные требовани€ — сквозное 3D-проектирование должно быть похоже на традиционное, объедин€ть несколько отделов традиционной структуры, обеспечивать возможность совместной разработки, синхронизации работ, а также давать возможность автоматизированного выпуска проектной документации. ќчевидно, что переход на новые технологии должен происходить, по-возможности, без нарушени€ планов и графиков основных проектных работ, осуществл€емых в рамках текущих договоров и контрактов.

–абота началась в 2010 году с обучени€ нескольких специалистов отдела проектировани€ трасс института инструментам AutoCAD Civil 3D, обучени€ группы архитекторов архитектурно-строительного отдела AutoCAD Architecture, а также с построени€ с помощью этих систем автоматизированного проектировани€ трехмерной подземной трассы и наземного вестибюл€ станции метрополитена. ѕоставленна€ перед специалистами института и компании-исполнител€ задача была выполнена — построена трехмерна€ модель трассы одного из участков Cанкт-ѕетербургского метрополитена, где пересекаютс€ три ветки, и создана модель наземного вестибюл€ новой станции. “ем самым была проверена возможность проработки и развити€ дальнейших решений, а также правильность выбранной платформы дл€ трехмерного проектировани€.

¬ процессе выполнени€ работ была вы€влена недостаточность функционала AutoCAD Civil 3D дл€ проектировани€ трасс метрополитена и прин€то решение о доработке необходимых функций. — целью адаптации продукта дл€ решени€ требуемых задач были разработаны специальные программы, а именно: программа разбивки пикетов на трассе с учетом специфических требований к трассе метрополитена, программы расчета геометрии специфических осей тоннелей в пр€мых и кривых участках трассы, программа дл€ расчета положени€ наклонного хода станции глубокого заложени€.

¬ результате работ AutoCAD Civil 3D и разработанных программ был получен пакет двумерных чертежей в традиционном виде и трехмерные полилинии осей путей по уровню головки рельса (”√–) с разбивкой пикетов, которые €вл€ютс€ исходными данными дл€ проектировани€ подземных станций.

ѕервый опыт построени€ трехмерных моделей оказалс€ не слишком удачным. —тало очевидно, что необходимо не только обучение специалистов владению —јѕ– 3D, но и разработка самой технологии трехмерного проектировани€, учитывающей особенности объектов, практически не имеющих аналогов в массовом строительстве, особенности существующей структуры института и используемой на прот€жении многих лет технологии проектировани€.

ѕолученный опыт предопределил направление дальнейшей работы — трехмерное проектирование подземной станции в части строительных конструкций платформенного участка комплекса станционных сооружений, которое осуществл€лось с помощью AutoCAD Architecture. Ѕыло прин€то решение создать рабочую группу, состо€щую из специалистов консалтинговой компании «CSoft-Ѕюро ESG», имеющих опыт подобного рода работ [1, 2, 3], разработчиков отдела автоматизированного проектировани€ (ѕјѕ–) и специалистов-проектировщиков института. “ака€ группа должна разработать и опробовать технологию трехмерного проектировани€ строительных конструкций. ѕо рекомендации специалистов консалтинговой компании в результате оценки уровн€ владени€ основным инструментом AutoCAD специалистамипроектировщиками, вошедшими в рабочую группу, было проведено предварительное обучение этой —јѕ–. ѕо мнению специалистов консалтинговой компании, така€ оценка должна быть об€зательным этапом при внедрении 3D-технологии. ѕосле обучени€ AutoCAD приступили к обучению AutoCAD Architecture.

“ехнологи€ разрабатывалась на примере одной из проектируемых станций —анкт-ѕетербургского метрополитена в течение 2011-2012 годов. —толь длинный период (он не завершен и по сей день) обусловлен как нетривиальностью задачи, так и большой зан€тостью проектировщиков текущей работой, которые производ€т разработку новых технологий «без отрыва от производства».

  насто€щему времени специалистами института совместно с сотрудниками компании «CSoft-Ѕюро ESG» практически завершены работы по созданию технологии 3D-проектировани€ строительных конструкций объектов метрополитена, краткое описание которой приведено далее.

ѕодготовительные меропри€ти€ и виды работ при создании 3D-модели

ѕрактика показывает, что прежде чем приступить непосредственно к разработке 3D-модели в рамках определенного проекта, необходимо провести р€д подготовительных меропри€тий и работ. ¬ общем случае перечень следующий:

  1. определить состав объекта проектировани€ — зданий, сооружений (наземных и подземных), систем, сетей проекта, по которым требуетс€ создать 3D-модель;
  2. определить состав проектных дисциплин дл€ создани€ 3D-модели, исход€ из общего перечн€ дисциплин проекта;
  3. определить группу специалистов по трехмерному моделированию и специалистов по разработке двумерной документации, функциональные задачи каждого участника работ и уровни доступа к функционалу среды проектировани€ в организационной структуре проекта;
  4. прин€ть соглашение о степени детализации 3D-модели на различных этапах проектировани€;
  5. создать структурно-иерархическую модель объекта проектировани€ (далее — —»ћ);
  6. определить перечень выходных форм модели;
  7. прин€ть соглашение о способе кодировки объектов и документации проекта;
  8. определить состав —јѕ– (тем самым архитектуру среды проектировани€), которые будут использованы в создании 3D-модели; оценить степень готовности —јѕ– по наполнению библиотек и/или элементной базы данных;
  9. настроить —јѕ–, а именно:
    а) прин€ть соглашение по настройке и использованию единой среды проектировани€ (интерфейса);
    б) создать недостающие элементы, добавить их в библиотеки и осуществить настройку среды проектировани€ под проект;
  10. определить процедуру групповой работы над 3D-моделью в общем процессе проектировани€;
  11. создать 3D-модель.
ѕункт 9 и его подпункты €вл€ютс€ ключевым моментом в подготовке к трехмерному проектированию. ѕо пунктам 7, 9а и 10 рекомендуетс€ выпуск стандартов предпри€ти€. “огда в каждом конкретном проекте принимаетс€ решение, следовать ли прин€тым стандартам по этим пунктам или требуютс€ какие-либо отклонени€ от них. Ќапример, если работы по проекту выполн€ютс€ на субподр€дной основе, то головной исполнитель может потребовать использование иных способов кодировки объектов и документации проекта, отличных от прин€тых в стандарте. ѕроцедура групповой работы при этом тоже может отличатьс€ от прин€той, если часть 3D-модели будет разрабатыватьс€ головным исполнителем или другим субподр€дчиком. √лубина и степень детализации 3D-модели (пункт 4) завис€т от стадии проектировани€: концептуальное проектирование, проект (ѕ), рабоча€ документаци€ (–), а также от назначени€ модели. Ќапример, если 3D-модель разрабатываетс€ только дл€ получени€ принципиального решени€ или как презентационный материал, то степень детализации может быть ограничена.

¬ыходные формы пункта 6 — это различные формы представлени€ одной и той же 3D-модели, которые определ€ютс€ потребност€ми заказчика.

Ќачало работы

ѕри реализации пилотного проекта по созданию технологии трехмерного проектировани€ объектов метрополитена (на примере подземной станции) были последовательно выполнены практически все эти пункты (за исключением пункта 8):

  1. в качестве исходного объекта дл€ проработки технологии был выбран сложный объект —анкт-ѕетербургского метрополитена — пересадочный узел, включающий три станции метро;
  2. были выделены два проектных отдела и соответственно только две проектные дисциплины: отдел ѕ“Ё (прокладка трассы) и отдел ѕ  (подземные строительные конструкции как основна€ дисциплина) — так как на начальном этапе было решено ограничитьс€ созданием 3D-модели несущих конструкций станционного узла (далее — ќбделка);
  3. была сформирована группа 3D, в которую вошли инженеры по строительным конструкци€м (далее — конструкторы);
  4. была определена степень детализации модели.
ѕункт 8 не был реализован в виде работ, так как платформа проектировани€ была задана заказчиком — использовались решени€ компании Autodesk, Inc. на базе AutoCAD. ƒл€ создани€ 3D-модели трассы была выбрана уже апробированна€ AutoCAD Civil 3D. ƒл€ моделировани€ несущих конструкций (ќбделки) нужно было выбирать между —јѕ–: AutoCAD MEP или AutoCAD Architecture. — учетом того, что основными сборочными единицами ќбделки €вл€ютс€ строительные конструкции, предпочтение было отдано AutoCAD Architecture, как более дешевому решению без избыточного функционала AutoCAD MEP.

ѕосле определени€ среды проектировани€ требовалось оценить степень готовности —јѕ– AutoCAD Architecture к работе. Ёкспресс-оценка показала, что готовность по наполнению библиотек и элементов Ѕƒ практически близка к нулю и все библиотеки придетс€ создавать в процессе работы. ќбусловливалось это в первую очередь спецификой проектируемого объекта — подземных строительных конструкций.

¬ертикальные решени€ компании Autodesk, Inc. предполагают дополнительную работу: прежде чем создавать библиотеки, необходимо подобрать инструмент —јѕ– (интеллектуальный объект), который бы наиболее полно удовлетвор€л требовани€м проектируемого объекта (например, единичной строительной конструкции и ее сборки). ѕри выборе инструмента необходимо учитывать, что 3D-библиотеки должны содержать укрупненные элементы модели, и в то же врем€ понимать, что они не будут покрывать нужды проектировщиков на 100% при создании рабочей чертежной документации. ѕоэтому, кроме библиотек трехмерных элементов, сразу приступили к созданию библиотек элементов 2D.

–еализаци€ пунктов 5, 6, 7 и 9 потребовала дополнительных работ, а именно — проведени€ обследовани€ в отделе ѕ . ѕо результатам обследовани€ были подобраны возможные варианты инструментов —јѕ– дл€ последующего апробировани€ и применени€. –езультаты работ по выбору инструментов использовались не только дл€ построени€ 3D-модели, но и дл€ создани€ —»ћ станций метрополитена. Ѕыл создан первичный классификатор объектов и элементов станций как часть —»ћ, который лег в основу создани€ 3D-технологии моделировани€ объектов метрополитена методом нисход€щего проектировани€ [4].

ѕринципы построени€ классификатора станций метрополитена

¬се станции метро, стро€щиес€ в —анкт-ѕетербурге, дел€тс€ на подземные станции глубокого и мелкого заложени€, и на наземные крытого типа. —танции глубокого и мелкого заложени€, в свою очередь, по типу конструкций дел€тс€ на колонные, пилонные, односводчатые и так называемые станции закрытого типа. Ќа основе технической (чертежной) документации, выпускаемой отделом ѕ , и при непосредственном участии сотрудников этого отдела, было проведено обследование станций типа «пилонна€» и «односводчата€». ¬ процессе обследовани€ были вы€влены следующие особенности: терминологические расхождени€; отличи€ в разбиении станций пилонного и односводчатого типов на участки. ѕо результатам обследовани€ были получены первичные классификаторы станций этих типов.

ѕервичные классификаторы необходимы дл€ создани€ общей единообразной структуры библиотек —јѕ–. ѕостроение классификаторов позвол€ет описать все конструктивные компоненты станции и создать наиболее полный каталог элементов в —јѕ– 3D. ¬ дальнейшем с помощью этих элементов собираетс€ 3D-модель. ¬ последующем к элементам каталога может быть добавлена необходима€ или недостающа€ атрибутивна€ информаци€.

 лассификаци€ осуществл€лась по следующему обобщенному алгоритму: выбор станционного узла — определение типа станции — создание перечн€ укрупненных элементов дл€ каждого типа станции — создание конструктивных комплектов дл€ каждого укрупненного элемента — определение конструктивных компонентов дл€ каждого комплекта и инструментов —јѕ– дл€ каждого компонента.

ѕолученный классификатор уточн€лс€ и измен€лс€ в процессе дальнейшей работы. „асть первичного классификатора станции типа «пилонна€» легла в основу каталога библиотеки основных элементов конструкций в —јѕ– AutoCAD Architecture. ѕоэтому оглавление верхнего уровн€ каталога библиотеки содержит как разделы в соответствии с классификатором, так и иные разделы, необходимые дл€ обеспечени€ работ проектировщиков в режимах 2D и 3D. Ќиже, на рис. 1. показаны примеры оглавлени€ разделов библиотеки компонентов дл€ AutoCAD Architecture:
а — оглавление разделов верхнего уровн€;
б — оглавление раздела «Ќесущие конструкции пилонной станции 8500-9800-8500»;
в — оглавление раздела «Ѕиблиотека укрупненных компонентов»; г — оглавление раздела «¬нутренние конструкции».

ESG-12-1

–ис.1

¬се каталоги конструктивных элементов 2D и 3D, хран€щиес€ на сетевом ресурсе дл€ общего доступа к ним специалистов-проектировщиков, были размещены на инструментальные палитры —јѕ–.

Ќа рис. 2 приведены примеры некоторых элементов, вошедших в библиотеку конструкций подземной части метрополитена: а — ќбделка бокового тоннел€ с демонтированным участком (несущий элемент); б — то же, что а, но с показом контуров в цветовом решении; в — типовой сборный участок бокового тоннел€, состо€щий из колец ќбделки с демонтируемой частью (несущий элемент) и рамы ходка (формообразующий элемент); г — типовой сборный участок, состо€щий из колец ќбделки боковых и среднего тоннелей (несущие элементы), рамы и ходки (формообразующие и несущие элементы); д — пример кольца ќбделки с присоединенным к нему набором характеристик; е — пример рамы ходка с присоединенным к нему набором характеристик:

ESG-12-2

–ис.2

Ќаполнение библиотек в процессе выполнени€ пилотного проекта происходило силами рабочей группы. ¬ дальнейшем должно быть организовано сопровождение системы силами специалистов отдела ѕјѕ–, включающее пополнение и корректировку библиотек.

 раткое описание процесса коллективной работы над 3D-моделью

ќсновные требовани€ института к внедрению технологии трехмерного моделировани€ — максимально сохранить традиционный, выверенный годами пор€док проектировани€, с одной стороны, и иметь возможность в любой момент собрать полную 3D-модель (по текущему состо€нию «как есть») и представить ее руковод€щему составу дл€ обсуждени€ и изменени€ проектных взаимоув€занных решений, а также дл€ обсуждени€ коллизий (ошибок, пересечений) еще на стадии проектировани€ — с другой. — учетом этого создание новой технологии началось с проработки схемы коллективного взаимодействи€ при работе над 3D-моделью дл€ основного выпускающего отдела (ѕ ) и отдела разработки трасс (ѕ“Ё), не нарушающей традиционный пор€док проектировани€. ¬ дальнейшем эта схема будет использоватьс€ и дл€ других отделов института (см. рис. 3).
ESG-12-3

–ис. 3. Ѕлок-схема коллективного взаимодействи€ участников пилотного проекта при создании 3D-модели объектов метрополитена

 ак видно из рис. 3, процесс создани€ 3D-модели объекта метрополитена (на примере станционного узла) начинаетс€ с создани€ 3D-модели трассы отделом ѕ“Ё, на которой необходимо расположить станционный узел (подземную часть). — помощью 3D-модели трассы менеджер проекта совместно с отделами ѕ  и ѕ“Ё получает трехмерную модель компоновки станционного узла в габаритах. ѕри создании такой модели происходит размещение укрупненных конструкций станционного узла в соответствии с классификатором станции выбранного типа. ѕри этом вс€ модель делитс€ на основные узлы (участки), провер€ютс€ основные технические проектные решени€, и уже на этом этапе устран€ютс€ ошибки и коллизии (при их обнаружении). Ќа основании укрупненной 3D-модели отдел ѕ  получает 3D-файл осей основных узлов. «атем менеджер проекта, использу€ этот файл, формирует 3D-файлы шаблонов по числу основных узлов. √»ѕ выдает задани€ исполнител€м.  аждый исполнитель, использу€ соответствующий заданию файл шаблона, разрабатывает детальную 3D-модель участка (или отдельного объекта участка) в соответствии с прин€тым соглашением о степени детализации 3D-модели. ¬ любой момент исполнитель может компоновать свою часть модели с частью другого исполнител€ дл€ взаимной ув€зки размещенных конструкций. ѕри обнаружении коллизий они устран€ютс€. ћенеджер проекта периодически (например, в конце каждого рабочего дн€) с целью контрол€ выполн€емых работ и вы€влени€ ошибок и (или) коллизий компонует и провер€ет 3D-модели каждого основного узла. ≈сли обнаруживаютс€ несоответстви€, то они довод€тс€ до исполнителей дл€ их устранени€. ѕериодически (например, раз в неделю) дл€ осуществлени€ контрол€ над ходом выполнени€ проекта в целом производитс€ полна€ сборка 3D-модели станционного узла. ¬ случае обнаружени€ ошибок и (или) коллизий 3D-модель может вернутьс€ на доработку на любой из предыдущих шагов. ƒл€ примера: на рис. 3 показан возврат на доработку на стадию создани€ укрупненной модели станционного узла. –азрешение сложных коллизий √»ѕ может вынести на обсуждение, например, на диспетчерском совещании с демонстрацией 3D-модели дл€ выработки коллегиального решени€. ѕреимуществом такого процесса €вл€етс€ то, что каждый его участник выполн€ет привычную дл€ него работу, но только в среде 3D, а 3D-модель при этом проходит две линии проверки при ее проработке: сначала сверху вниз (от укрупненной модели до модели отдельных объектов), а потом снизу вверх (при проверке на местах исполнителей, сборке отдельных участков и сборке полной детальной 3D-модели).

“ехнические аспекты трехмерного проектировани€ станций метрополитена в среде AutoCAD Architecture

ќсновные технические аспекты технологии трехмерного проектировани€ объектов метрополитена в AutoCAD Architecture на основании —»ћ объекта отражены на рис. 4.
ESG-12-4

–ис. 4. “ехнические аспекты проектировани€ объектов метрополитена в AutoCAD Architecture

 ак видно из рис. 4, начинаетс€ создание 3D-модели станции метрополитена с получени€ с помощью Autodesk Civil 3D файла полилиний (то есть главных осей трассы), затем на его основе создаетс€ графический файл пикетов. ѕри этом 3D-файл полилиний используетс€ в качестве подложки при создании 3D-файла пикетов (то есть файл пикетов содержит ссылку на файл полилиний). “акой подход определ€етс€ традиционной технологией проектировани€: при выпуске рабочих чертежей проектировщикам нужны пикеты без трасс.

ƒалее создаетс€ 3D-модель компоновки габаритов станционного узла с помощью AutoCAD Architecture. ѕри создании этой модели осуществл€етс€ размещение укрупненных конструкций станционного узла с использованием простых геометрических фигур и в соответствии с классификатором дл€ станций данного типа, а 3D-файл пикетов, в свою очередь, используетс€ как подложка. “аким образом, из 3D-модели компоновки габаритов «видны» как пикеты, так и полилинии, благодар€ ссылкам на файлы, содержащие эти элементы. ѕосле этого из 3D-модели компоновки габаритов станционного узла получают 3D-файл осей станционного узла в реальных координатах, а из него — 3D-файл осей станционного узла в нулевых координатах, в которых за точку отсчета беретс€ так называема€ точка Ѕ¬Ќ (база высотна€ нижн€€ — сама€ нижн€€ точка заложени€ главной оси станции, расположенна€ в основании наклонного хода).

«атем из 3D-файла осей станционного узла в нулевых координатах получают 3D-файлы шаблонов отдельных участков в пользовательской системе координат (ѕ— ).  аждый 3D-файл шаблона участка ссылаетс€ на 3D-файл осей станционного узла в нулевых координатах справочно, то есть последний служит только дл€ просмотра.

»спользу€ 3D-файл соответствующего заданию шаблона, каждый исполнитель создает рабочий файл и приступает к разработке в привычном дл€ него виде (план). ѕри этом ѕ—  каждого создаваемого пользователем узла имеет направление оси X вдоль оси конструкции, а точка вставки узла в файле 3D-модели габаритов совпадает с координатой 0,0,0 AutoCAD в рабочем файле исполнител€. ѕри моделировании объекты участка могут детализироватьс€ до уровн€ компонентов частей участка (в соответствии с классификатором дл€ станций данного типа и прин€тым соглашением о детализации 3D-модели).  ажда€ 3D-модель объектов участка ссылаетс€ на соответствующий 3D-файл шаблона. “о есть при корректировке 3D-файла шаблона участка изменени€ мгновенно отображаютс€ в 3D-модели объектов участка.

— целью вы€влени€ коллизий и (или) ошибок, а также проверки полученных проектных решений создаетс€ 3D-файл общеув€зочной модели станционного узла. ƒанный файл содержит ссылки на все файлы 3D-моделей объектов участков, размещенных в их истинном положении, а также на 3D-файл осей станционного узла в реальных координатах (справочно).

ѕосле получени€ 3D-модели требуемой детализации и устранени€ всех ошибок и коллизий из 3D-модели формируетс€ традиционна€ 2D-документаци€, соответствующа€ требовани€м данного проекта и √ќ—“.

Ќа рис. 5 приведен пример 3D-модели сборки переходного узла комплекса станционных сооружений с несколькими разрезами, полученной в процессе создани€ описанной технологии.

ESG-12-5

–ис. 5. ѕример 3D-модели сборки переходного узла комплекса станционных сооружений с несколькими разрезами

¬ыводы

»зложенные в статье материалы позвол€ют охарактеризовать полученные результаты следующим образом:

  • определен комплекс меропри€тий и видов работ при подготовке к созданию 3D-модели;
  • предложен принцип классификации строительных конструкций объектов метрополитена;
  • разработан и апробирован процесс коллективной работы над 3D-моделью, максимально соответствующий традиционному пор€дку проектировани€ объектов метрополитена и обеспечивающий надежный контроль проектных работ и двойную линию проверки 3D-модели;
  • разработаны и апробированы технические аспекты технологии трехмерного проектировани€ объектов метрополитена в AutoCAD Architecture.

ћожно сделать вывод о том, что использование описанной выше технологии трехмерного проектировани€ объектов метрополитена обеспечивает предпри€тию следующие очевидные преимущества:

  • повышение нагл€дности принимаемых решений, а следовательно, сокращение времени на их прин€тие за счет наличи€ 3D-модели в целом,
  • уменьшение количества требуемых ресурсов, сокращение сроков проектировани€ и увеличение производительности проектных работ за счет использовани€ наработанных библиотек,
  • повышение квалификации проектировщика, уменьшение затрат на обучение и сокращение времени на подготовку новых специалистов по 3D-проектированию,
  • обеспечение быстрого внесени€ изменений за счет использовани€ единой 3D-модели (благодар€ наличию соответствующих ссылок файлов друг на друга).
—писок использованной литературы:

1. „иковска€ ».Ќ. Ёлектронный кульман или информационна€ модель здани€ // REM. 2008. № 2.
2. √алкина ќ.ћ., –ындин ј.ј., –€бенький Ћ.ћ., “учков ј.ј., ‘ертман ».Ѕ. Ёлектронна€ информационна€ модель изделий судостроени€ на различных стади€х жизненного цикла // CADmaster. 2007. № 6 (37).
3. ¬оробьев ј.ћ., ƒанилова Ћ.√., »гнатов Ѕ.ј. и др. —ценарий и механизмы создани€ единого информационного пространства // REM.2010,№ 4.
4. √аршин ќ., ћосквиченко ј. ѕреимущества нисход€щего проектировани€ на примере использовани€ Pro/ENGINEER WILDFIRE // —јѕ– и графика. 2004. № 11.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: «вЄзды импортозамещени€, запрет изображени€ €блока и другое
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2023 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.