Перевод Елены Семухиной
Все уже знают о приближении эры беспилотных автомобилей. Об этом сейчас много говорят. Но что именно это значит для нашего будущего? Давайте попробуем разобраться.
Возможно, вы, как и многие другие, провели сегодня утром час в плотном трафике, медленно продвигаясь к своему офису и в нетерпении постукивая по рулю. Типичная ситуация для миллионов людей во всем мире, но похоже, что все будет меняться, и быстрее, чем вы думаете.
Автономные транспортные средства называют следующим большим прорывом в технике. Это может звучать как отличная идея для научно-фантастического фильма, но вспомните о не таком далеком прошлом, когда мы использовали для связи только стационарные телефоны. Кто мог тогда представить себе мир, в котором все мы связаны Интернетом?
Тем не менее, хватило 10 лет, чтобы это стало нашей реальностью, и, похоже, то же самое ждет нас и с беспилотными автомобилями. Google, Uber и Tesla — только часть списка компаний, которые уже разрабатывают и тестируют прототипы, а в некоторых моделях автомобилей какие-то элементы автоматического функционала уже реализованы.
И каким же будет для нас этот новый мир? Это сложный вопрос, и на него не так легко ответить. Не подлежит сомнению то, что новые технологии совершат революцию в способах перемещения, и нам уже известны некоторые впечатляющие подробности.
Что это значит для безопасности?

Одним из самых главных побудительных мотивов к развитию автономных транспортных средств стал очевидный повышенный уровень их безопасности. В 2016 году только в Соединенных Штатах произошло более 31 000 автомобильных аварий со смертельным исходом, в результате чего погибло более 35 000 человек, и большинство этих аварий были связаны с человеческими ошибками. Исключите человека из уравнения, и вы получите одно из возможных решений этой проблемы.
Повышенная безопасность новых средств передвижения практически гарантирована. Автоматизированные транспортные средства будут уметь «общаться» не только с нами, но и с дорогами, другими транспортными средствами и даже светофорами. Главной задачей беспилотного автомобиля будет безопасная доставка пассажиров в пункт назначения.
Всем известны риски, которые подстерегают водителей:
- переключение внимания на мобильные устройства,
- агрессивное поведение на дороге,
- сонливость/засыпание за рулем,
- вождение под воздействием алкоголя или наркотиков,
- необходимость присмотра за детьми в автомобиле во время движения,
- опоздание и спешка.
Список можно продолжать и дальше — водители подвергаются риску прежде всего потому, что люди далеки от совершенства, и даже у самого хорошего водителя может быть очень плохой день. Эти факторы риска исключены при пользовании беспилотным автомобилем.
Тем не менее, найдутся те, кто будет утверждать, что в развитии подобных передовых технологий возникают свои риски. Как и во многих других современных областях, здесь также не исключена возможность киберпреступлений и взлома.
В статье «Опасности взламываемого автомобиля», опубликованной в Wall Street Journal, говорится, что «некоторые эксперты предупреждают о том времени, когда миллионы подключенных к Интернету транспортных средств будут подвержены риску быть угнанными удаленно. Массовый взлом может стать катастрофическим для беспилотных автомобилей будущего, особенно если эти автомобили не будут имеют руля или других дублирующих систем для ручного управления».
Но несмотря на эти опасения, большинство экспертов все же согласно с тем, что в целом повышение уровня безопасности намного перевешивает возможные риски, особенно с учетом того, что многие компании уже проводят исследования и разработки, нацеленные на защиту от таких угроз.
Что это значит для продуктивности нашего личного времени?

В новом мире автономных транспортных средств люди не только подвергаются меньшей опасности, но и имеют возможность более эффективно использовать свое время. Помните об отвлекающих факторах, создающих риски для водителей, о которых мы упоминали? Их больше нет.
- Разговоры по телефону больше не отвлекают вас от дела, а, скорее, сами становятся делом, так как теперь вы позволяете автомобилю везти вас туда, куда вам нужно.
- Не выспались? Вздремните по дороге на работу.
- Небольшое количество выпитого алкоголя больше не является препятствием для поездки и не представляет опасности ни для вас, ни для окружающих.
- Вы можете совершать конференц-звонки и проводить совещания по пути на работу и с работы, а не только тогда, когда вы находитесь в офисе.
Возможности безграничны. Вместо того чтобы тратить часы своей жизни на вождение, вы теперь можете сделать намного больше дел, чем когда-либо, потому что ваш автомобиль делает эту работу за вас. Если учесть, что средний американец каждый год проводит в автомобиле семь 40-часовых рабочих недель, это может стать существенным фактором, влияющим на нашу жизнь.
Что это значит для экономики?

Пожалуй, экономика — это один из основных факторов, который может как-то замедлить ход этих исследований и разработок. Но мы не сомневаемся, что, в конечном счете, автомобили без водителя успешно впишутся в экономические реалии. Вот несколько примеров того, какое влияние могут оказать на экономику новые технологии.
- Поскольку транспортные средства, управляемые людьми, останутся в прошлом, то освободятся и соответствующие рабочие места. Работники службы доставки, водители такси, автобусов и грузовиков — это лишь некоторые из профессий, которые станут ненужными.
- Тем не менее, по мере того как потребность в таких работах будет постепенно уменьшаться, появятся новые рабочие места, соответствующие новой технологической реальности. Надо ожидать, что вытеснение одних видов работ и замещение их новыми будет происходить постепенно, на протяжении ряда лет, и внезапной массовой потери работы не случится.
- Мы не можем с уверенностью предсказать реакцию общества на то, что автоматические транспортные средства станут основным средством перевозки, но не исключено, что количество собственников автомобилей резко сократится, а инвестиции в транспортные средства перестанут быть привлекательными. В конце концов, многие уже сейчас пользуются Uber вместо того, чтобы самим садиться за руль. Зачем покупать беспилотный автомобиль, если можно просто брать его напрокат для ежедневных поездок?
- Появятся новые возможности для развития городов, поскольку отпадет нужда в большом количестве гаражей и освободится пространство для домов, предприятий бизнеса или даже, например, зеленых зон.
Экономические последствия появления беспилотных автомобилей являются далеко идущими, и их пока сложно просчитать, но важно осознавать, что эти изменения будут происходить постепенно и многое из того, что предсказано, появится не завтра.
Что это значит для окружающей среды?

Это открытый вопрос, ответ на который пока неочевиден. Автономные транспортные средства могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на окружающую среду. Приведем примеры потенциальных положительных воздействий:
- Повышение безопасности автомобиля повлечет сокращение мер предосторожности. Большая часть оборудования, обеспечивающего безопасность транспортного средства, станет не нужна, что означает снижение затрат на разработку этих средств. Вес самого автомобиля уменьшится, в результате чего потребуется меньше энергии для движения транспортного средства.
- Можно ожидать, что компьютерные алгоритмы будут выбирать только наиболее эффективные с точки зрения расхода топлива маршруты.
- Автоматизированные транспортные средства могут использовать до 90% меньше энергии, чем современные автомобили.
Каковы же потенциальные негативные последствия?
- Поскольку при поездке на автомобиле человек не будет принимать никакого участия в собственно вождении, многие могут захотеть жить дальше от работы или будут терпимее относиться к долгим поездкам, так как это перестанет быть пустой тратой времени. В конечном счете мы получим БОЛЬШЕ движущегося транспорта, а не меньше.
- Вы обратили внимание на последнюю строчку в списке положительных воздействий? Есть доказательства, что автоматизированные транспортные средства смогут на 90% уменьшить энергопотребление, но некоторые исследователи говорят о его увеличении вплоть до 200%.
Даже специалисты с трудом представляют, как наступление эпохи автоматизированного вождения скажется на окружающей среде, но исследователи и разработчики, создающие прототипы беспилотных автомобилей, прислушиваются к разным мнениям и стараются предупредить появление нежелательных эффектов.
Что это значит для самого автомобиля?

Когда вы пытаетесь представить, как едете в беспилотном автомобиле, вы, вероятно, видите свой сегодняшний автомобиль без рулевого колеса или что-то в этом роде. Однако на самом деле конструкция автомобиля может претерпеть значительные изменения, поскольку функции управления и подачи топлива станут автоматическими и некоторые системы безопасности больше не будут нужны.
Вот только некоторые примеры:
- Кресла, которые могут разворачиваться так, чтобы пассажиры сидели лицом друг к другу и могли беседовать или проводить совещания (как в Mercedes Benz F015).
- Интерьеры, разработанные с учетом пожеланий владельца.
- Диваны или кровати для отдыха и расслабления.
Изменится и место, которое автомобиль занимает в жизни людей. Если владение автомобилями уходит в прошлое, то же произойдет и с гаражами, и не только с гаражными парковками, но и с домашними гаражами. Как следствие, изменение автомобильного дизайна может привести к изменению дизайна дома.
Изменение способов передвижения повлечет изменения в жизни людей, что приведет к изменению внешнего облика не только наших домов, но и наших городов, и, в конечном итоге, мира.
Готовы ли вы к появлению автоматизированных транспортных средств?
Очевидно, что переход к беспилотным автомобилям — это долгий путь, но нет никаких сомнений в том, что мы уже движемся по этой дороге (или, если хотите, — нас по ней везут).
Возможно, кому-то становится не по себе от такой перспективы, но все же кажется, что она сможет изменить нашу жизнь к лучшему, сберегая наше личное время и обеспечивая такой уровень безопасности поездок, которого никогда прежде не было.
У Николенко есть ссылка на Аирбас, где есть ограничения на уровень технологии при проектировании.
Реализация MBSE-подхода при проектировании сложной продукции в PLM-решении АСКОН
Действительно, в большинстве публикаций по СИ отсутствует учет особенностей производства. Много внимания управлению требованиями. И производство должно их сформулировать, но часто этого нет. Не...
Реализация MBSE-подхода при проектировании сложной продукции в PLM-решении АСКОН
Разрешите поинтересоваться, при чем тут учет особенностей производства? При правильном определении требований нюансы производства должны фиксироваться как ограничения и попадать в спецификацию...
Реализация MBSE-подхода при проектировании сложной продукции в PLM-решении АСКОН