Дорожные знаки ИИ на дорожной карте разработки продуктов САПР. Создано Leonardo.ai.
Накрывающее нас цунами искусственного интеллекта заставляет некоторых оседлать волну, а других думать, что утонут.
С одной стороны, существуют опасения, что ИИ уничтожит человечество, как это сделал Скайнет в «Терминаторе». Илон Маск, под влиянием научной фантастики, назвал ИИ риском для общества и недавно подал в суд на OpenAI, создателей ChatGPT, за отклонение от своей первоначальной миссии по использованию ИИ на благо человечества. Но сегодня все больше сигналов тревоги звучит в связи с использованием искусственного интеллекта в гнусных или вредоносных целях, таких как дипфейковые фотографии, видео и самое ужасное – аудиозаписи от похитителей, имитирующие голоса своих жертв в звонках отчаявшимся родителям.
«ИИ отнимет у меня работу» — этот страх испытывает каждый, кто оценивает свою работу как требующую мало умственных усилий, но много повторений. Примеров предостаточно. Водители Uber боятся беспилотных транспортных средств. Сотрудников службы поддержки уже заменяют чат-боты. Дизайнеры, занимающиеся созданием 2D-изображений, наверняка уступят место искусственному интеллекту. Автоматизированное создание видов рассматривается по крайней мере одной CAD-компанией как низко висящий плод. Сотрудники по связям с общественностью, штампующие шаблонные пресс-релизы, наверняка будут заменены ChatGPT или чем-то подобным… или это уже произошло?
«Эй, ChatGPT, дострой это здание» — гласил баннер на строящемся здании. Фотографии с ним стали вирусными. Возможно, из-за этого строителям снились экзистенциальные кошмары. Забавно, что это была работа кадрового агентства, которое хотело показать, насколько важны строители и что ИИ никогда не сможет их заменить. Иронию не поняли и сторонники ИИ, восприняв послание как означающее, что у ИИ нет границ и что приближается день, когда его можно будет использовать для создания зданий.
Строители также обеспокоились бы, если бы увидели здания, спроектированные Autodesk Forma. Здания Forma представляют собой грубые изображения с небольшим количеством деталей, но их вполне можно рассматривать как пугающее будущее для тех, кто выполняет простую архитектурную работу для людей в сфере строительства, еще менее знакомых с технологиями.
А еще есть те, кто оседлал волну искусственного интеллекта и машет толпе, прихорашиваясь перед камерами. Эти люди делятся на три класса:
- Создатели. Это люди, которые на самом деле создают значимые приложения искусственного интеллекта. Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, является создателем. То же самое касается и Дженсена Хуанга, чья компания Nvidia создает кремний, на котором работает почти весь искусственный интеллект.
- Симулянты. Эти люди делают вид, что уже используют ИИ или создают приложения ИИ, предлагают маловыразительные планы внедрения ИИ в текущие продукты.
- Промоутеры. Это люди, которые рекламируют ИИ. Они, затаив дыхание, писали о способности ИИ обнаруживать рак, создавать произведения искусства, разрушать все — но в хорошем смысле. Когда одна из САПР-компаний объявила, что у них есть программное обеспечение, позволяющее спроектировать автомобиль, они попались на эту удочку.
Генеративный дизайн — разве это не считается?
Мост через Золотые Ворота, созданный в результате генеративного проектирования, — это оскорбление чувств инженера
Поставщики САПР уже более 10 лет отказываются от инноваций, настаивая на том, что САПР — это зрелое и надежное приложение, которое больше ничего не может предложить. Как будто именно способность создавать детализированные проекты и была первоначальным намерением исследователей Массачусетского технологического института, которые в 1959 году придумали термин «компьютерное проектирование». А как насчет способности компьютеров создавать новые проекты самостоятельно, а не помогать с детализацией инженерного проекта? Этого не произошло.
Но когда на сцену вышел искусственный интеллект с ChatGPT, даже самый довольный генеральный директор САПР-компании был вынужден признать, что еще многое предстоит сделать. Благодаря искусственному интеллекту компьютер действительно может помочь не только в черчении и детализации, как это было с момента его создания, но и в проектировании.
Стремясь оказаться на волне, которая, возможно, застала их врасплох и призвала к ответу со стороны инвесторов, желающих нажиться на буме искусственного интеллекта, руководители CAD срочно разработали дорожные карты. Сообщение: ИИ в разработке. Некоторые расширили определение ИИ, включив в него прошлую работу. «Мы лидировали в области генеративного проектирования», — сказал один из руководителей САПР во время финансового отчета, намекая, что генеративное проектирование — это ИИ. Ему это сошло с рук, потому что финансовые аналитики отмечали любое упоминание об ИИ, не вникая в его определение.
Генеративный дизайн, основанный на оптимизации топологии или формы, может быть искусственным, но ни в коем случае не разумным. Наблюдение за работой программ генеративного проектирования, использующих оптимизацию топологии, похоже на наблюдение за ребенком, складывающим кубики. Большая часть стопок падает, а те немногие, которые остаются в вертикальном положении, — давайте посмотрим правде в глаза, гордые родители — не очень устойчивы.
Оптимизация топологии хороша для создания причудливых форм, которые инженер никогда бы не придумал. И не зря. Большинство форм, создаваемых оптимизацией топологии, неуклюжи, как башня из кубиков, сделанная ребенком. Практически при любом варианте нагрузки они разрушатся. Кроме того, формы, оптимизированные таким образом, невозможно изготовить, кроме как с помощью 3D-печати — еще одной технологии, которая прошла через цикл ажиотажа и не была принята основным производственным сектором. Связать генеративный дизайн с 3D-печатью — это все равно, что связать два камня вместе и надеяться, что они поплывут.
Симулянты
Цикл хайпа для генеративного искусственного интеллекта находится на пике. Изображение: Гартнер.
По данным Gartner, ведущей отраслевой аналитической группы, ажиотаж вокруг генеративного ИИ, типа ИИ, который может генерировать больше, чем данные, на которых он обучен (как ChatGPT), достиг небывалого максимума. В отчете об искусственном интеллекте, опубликованном в июле 2023 года, генеративный искусственный интеллект занял первое место в рейтинге Gartner Hype Cycle 2023 года.
Некоторые технологии быстро внедряются, но оказываются неспособными оправдать заоблачные ожидания, а затем, несмотря на преимущество раннего выхода на рынок, окончательно разочаровывают. Это произошло с Google Glass, умными очками, которые были отвергнуты как потребительский продукт и теперь выпускаются ограниченным тиражом для промышленного использования. Похожая судьба постигла AR/VR-гарнитуры для промышленного использования и 3D-печать. ИИ после феномена ChatGPT находится на пике завышенных ожиданий. Беспилотные транспортные средства после фиаско Cruise в Сан-Франциско, возможно, вступают в «Пропасть разочарования» (Trough of Disillusionment). Автоматизированное проектирование только начинается.
Отчет Gartner усилил давление на CAD-компании, заставив их возродить свои умирающие продукты с помощью ИИ. С зимы 2023 года тема ИИ была в центре внимания на конференциях. Все CAD-компании будут отстаивать свои права — все заявляют, что используют ИИ в течение многих лет. Они надеются, что мы смиримся с расширением общепринятого сегодня определения ИИ, основанного на генеративных продуктах ИИ, таких как ChatGPT, и включим в него контекстно-зависимые меню, пользовательские интерфейсы, которые выводят взаимосвязи с существующей геометрией, оптимизацию топологии или какие-то другие хитрости, извлеченные из прошлого, показанные как будущее.
На ежегодном собрании пользователей Autodesk University компания даже заявила, что приобрела технологию искусственного интеллекта для проектирования автомобилей. Это было в лучшем случае перебором.
Присутствовавшие представители прессы, незнакомые с автомобильным дизайном, могли отметить галочкой ячейку «AI». Они могли написать, что Autodesk сделал для проектирования то же, что ChatGPT сделал для всего остального: создал красивые ответы на сложные вопросы. Тех, кто более знаком со сложностью современных пассажирских транспортных средств, это мало впечатлило. В ходе дальнейших расспросов мы обнаружили, что в приобретение было включено небольшое количество (количество не указано) разработчиков из автомобильной компании (название не указано), которые смогли создать внешний вид автомобиля на основе ограниченного набора подсказок. Система не смогла ответить на запрос на естественном языке, как ChatGPT. Ей не удалось создать, указать или найти какой-либо компонент внутри автомобиля.
Большое желание объявить о чем-то важном в этой разогретой гонке за внедрение ИИ в программное обеспечение понятно, как и потребность средств массовой информации сообщить об этом. Когда мы видели это раньше? О да, во времена интернет-пузыря, когда компании переосмыслили себя как доткомы. СМИ не могли насытиться этим.

