¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

31 ма€ 2011

 омпьютерное проектирование: кто кого учит?

¬ладимир “алапов

ѕростой, на первый взгл€д, вопрос, ответ на который весьма полезен дл€ правильного понимани€ проблем компьютерного образовани€.

 ого надо учить.

¬ широком понимании € бы выделил п€ть категорий обучающихс€:

1. —туденты вузов, которые получают основное образование.
Ёта категори€ — сама€ многочисленна€. ќна же — сама€ «удобна€» дл€ обучени€. —туденты быстро осваивают новый материал, инициативно и творчески подход€т к его применению на практике. »х главное достоинство — они «не от€гощены знани€ми», учить можно «с чистого листа». ѕлюс на их стороне молодость, выносливость, гибкость ума и полное доверие к преподавателю (если, конечно, это хороший преподаватель).

2. —пециалисты, уже работающие на производстве и достаточно хорошо «знакомые» со своей профессией, но не имеющие компьютерной подготовки.
»х надо обучать почти тому же, что и студентов (может быть, чуть меньше с учетом того, что их работа уже имеет узкую специализацию), но процесс осложн€етс€ присутствием «жизненного опыта», когда человек не довер€етс€ всецело своему преподавателю, а почти посто€нно пропускает получаемую информацию через сито «надо мне это или не надо».

3. ѕроектировщики, уже имеющие компьютерную подготовку, но нуждающиес€ в повышении квалификации.
Ёта категори€ хорошо мотивирована дл€ обучени€ и, как правило, активно стремитс€ получать знани€. Ќо есть и проблемные области — часто обучающиес€ активно интересуютс€ новыми или специальными возможност€ми уже известных и используемых ими программ, а вот при переходе на совершенно новые комплексы испытывают определенные трудности (оп€ть срабатывают «от€гощение знани€ми» и «сила привычки»).

4. —пециалисты, уже имеющие хорошую компьютерную подготовку, но в другой области де€тельности (например, программисты, «погружающиес€» в архитектурно-строительное проектирование).
“акие люди имеют знани€, но в несколько иной сфере, так что «от€гощени€» не происходит, а новый материал схватывают быстро. Ќо «копают» гораздо глубже, чем обычные проектировщики. ”чить таких — одно удовольствие.

5. ѕреподаватели, повышающие свою квалификацию.
ќчень благопри€тна€ дл€ обучени€ категори€. “акже со своей спецификой слушателей — даже при освоении совершенно новых программ они параллельно уже думают, как учить этому студентов.

 онечно, есть и другие группы людей, осваивающих компьютерное проектирование, но в основном все они попадают в эту схему.

ј основной вывод, который напрашиваетс€ — ко всем категори€м обучающихс€ нужен разный подход. ќдинаково всех компьютерному проектированию учить нельз€!

 то осуществл€ет обучение.

»спокон веков повелось, что учат преподаватели. » основные предъ€вл€емые к ним требовани€ — знать материал и уметь донести его до учеников. —егодн€ можно выделить две крупных категории преподавателей компьютерного проектировани€:

1. ѕроизводственники, хорошо знающие технологию компьютерного проектировани€ и решившие учить этому других.
ƒругой вариант — производственники, у которых не очень хорошо шли дела в проектировании, так что им пришлось пойти «в преподавание». ¬озможны и другие вариации. “акие преподаватели работают в основном в различных «фирменных» учебных центрах, где знаком€т с конкретными компьютерными программами. –еже они приход€т на кафедры в вузы. „аще всего это «технари», которые хорошо знают предмет обучени€, но не всегда имеют достаточный педагогический опыт.

2. ѕреподаватели учебных заведений.
ѕричины, по которым человек оказалс€ на кафедре, могут быть самыми разными, но они весьма похожи на мотивацию дл€ первой категории. ѕреподаватели вузов обычно имеют меньший практический опыт, но лучше умеют учить.

¬ любом случае, к каким бы категори€м он не относилс€, преподаватель компьютерного проектировани€ всегда должен быть «в теме», располагать знани€ми и навыками по самым последним программным разработкам.

Ћучше всего, когда он сочетает учебную де€тельность с тем или иным видом практической работы, посто€нно поддержива€ свою «форму» в овладении компьютерными программами и, самое главное, в способах и тонкост€х применени€ этих программ.

» уже здесь видна больша€ проблема.

 ак повышать квалификацию.

 ак правило, в фирменных учебных центрах преподаватели загружены весь рабочий день, так что у них просто нет времени на самосто€тельное освоение чего-то нового или на практическое совершенствование применени€ «старого». ’от€, к чести таких учебных центров, они много внимани€ удел€ют повышению квалификации своих сотрудников и их знакомству с новыми верси€ми программ. Ќо параллельного практического опыта это не замен€ет.

¬ вузах дело обстоит намного хуже. “ам вообще не предусмотрено повышение квалификации преподавателей. ¬ернее, предусмотрено, но раз в п€ть лет в объеме 72 часов. ћеханизм же реализации повышени€ квалификации таков, что о серьезных прорывах в обучении компьютерному проектированию на этом направлении говорить вр€д ли возможно. —корее повышение квалификации дл€ преподавателей вузов — это ознакомительные экскурсии в мир новых технологий. ’от€ польза от повышени€ квалификации даже раз в п€ть лет, безусловно, есть.

ѕо моим оценкам, преподавателю вуза дл€ того, чтобы «квалифицированно», а не на уровне рекламных буклетов, быть в курсе современного состо€ни€ компьютерного проектировани€, надо ежегодно посв€щать этому не менее двух мес€цев «чистого» времени (про соответствующее обеспечение такой де€тельности € пока не говорю).

¬ вузах подобна€ де€тельность преподавателей (самосто€тельное повышение квалификации) практически не учитываетс€ и уж тем более не стимулируетс€. ќсновной параметр отношений с преподавателем — учебна€ нагрузка (сколько часов он провел в аудитори€х), при этом мало кого волнует, что именно преподаватель делает в аудитории, чему он учит и что в результате получаетс€. Ћишь бы проводил зан€ти€!

 огда € говорю нашему начальству, что каждый год серьезно обновл€ю лекционный курс, дела€ его почти новым, мен€ просто не понимают: «ќдин раз написал лекции — и читай. „то еще надо?» ј то и подозревают в желании незаслуженно получить какие-то льготы, то есть фактически в нежелании работать!

¬ итоге наиболее активные преподаватели вынуждены сами набиратьс€ новых знаний и практического опыта «на стороне», а вуз в этом процессе почти не участвует. Ќеактивные же сотрудники просто не осваивают ничего нового, поддержива€ преподавание на «допотопном» уровне. Ќа зарплату это не вли€ет.

 то в такой ситуации может помочь? ƒумаю, в первую очередь это вендоры, которые действительно заинтересованы в продвижении своих программных продуктов и широком их внедрении. »х задача — вкладывать деньги в обучение (повышение квалификации) преподавателей, но не всех, а только прогрессивных.

ќднако и на этом пути есть проблемы. Ќапример, в 2008 году € прошел обучение в одном из учебных центров Autodesk и получил сертификат (целых два). ¬уз, который не потратил на мен€ ни копейки, совершенно логично попробовал зачесть мне такое обучение как повышение квалификации (в тот год на повышение квалификации всех сотрудников вуза министерством была выделена «смешна€» сумма в сто тыс€ч рублей, а показывать что-то надо).

Ќо министерство подобную попытку пресекло, строго указав, что документ о повышении квалификации должен быть установленного государством образца, все остальное в официальную отчетность не попадает, то есть повышением квалификации не €вл€етс€. —уть (содержание) пройденного обучени€ при этом никого не волнует.

“ак что вендорам придетс€ не просто проводить содержательное обучение сотрудников вузов, но и как-то решать вопрос с выдачей документов государственного образца. ѕросто сертификат компании Autodesk (не важно, что он уважаем и используетс€ во всем мире) дл€ нашего ћинистерства образовани€ ничего не значит!

«яйца курицу не учат!»

Ёто — классический постулат, не менее известный, чем высказывание о том, что параллельные пр€мые не пересекаютс€. » судьба его, суд€ по всему, ждет така€ же.

 лассический подход в образовании заключаетс€ в том, что сначала преподаватель сам изучает и хорошо осваивает (до мастерства) предмет, а потом уже дает его студентам. “ыс€челети€ми этот метод работал, да и сейчас еще работает. Ќо конец его применени€ в некоторых област€х, особенно в обучении компьютерному проектированию, уже виден.

ƒело в том, что раньше так называемый «цикл технологического обновлени€» в различных област€х человеческой де€тельности был довольно большим. ≈ще мен€ в студенческую пору учили, что он составл€ет п€ть лет (отсюда, видимо, пошло и до сих пор существует требование повышени€ квалификации преподавател€ именно раз в п€ть лет).

Ќо прогресс стремительно идет вперед, и сегодн€ цикл обновлени€ в области компьютерных технологий составл€ет уже примерно полтора года, причем этот срок продолжает уменьшатьс€.

¬ыше говорилось о том, что у преподавателей вузов, особенно работающих в области обучени€ компьютерному проектированию, практически нет условий дл€ поддержани€ своей профессиональной «формы», на изучение и освоение хот€ бы на приемлемом уровне (не говор€ уж о мастерском) новых компьютерных программ и технологий. ј тут еще сжатые сроки по€влени€ новых версий (они выход€т практически ежегодно). »дет сама€ насто€ща€ гонка, когда надо успеть и за обновлением программ, и за внедрением всех новшеств в преподавание. ¬ этой гонке хороший преподаватель мужественно участвует, но он объективно обречен на поражение.

ѕри этом компьютерные программы мен€ютс€ не только в глубину своих возможностей, но и в ширину охвата решаемых задач и области применени€. » тут уж преподавателю (даже самому прогрессивному и энергичному) становитс€ исключительно плохо.

¬ частности, такие технологические подходы, как BIM или PLM, одному человеку при существующем подходе просто не осилить. ƒобавьте к этому возраст, который практически у каждого преподавател€ неумолимо растет, и вот вам картина, полна€ пессимизма.

ћне кажетс€, что описанное выше — одна из причин, по которой преподаватели в вузах почти повсеместно учат старым программам, отжившим свое технологи€м и т.п. ƒа у них просто сил и времени не хватает, чтобы переходить на что-то новое! Ёто все равно, что гнатьс€ за проезжающим автомобилем.

„то же делать?

ƒумаю, основной ответ напрашиваетс€ сам — мен€ть технологию преподавани€!

—овершенно очевидно, что классический подход в обучении компьютерному проектированию достиг своего потолка и просто тормозит дальнейшее развитие.  онечно, нова€ методика преподавани€ будет формироватьс€, шлифоватьс€ и внедр€тьс€ достаточно долго, но о некоторых ее ключевых моментах можно говорить уже сейчас.

ѕрежде всего, надо отходить от схемы «научилс€ сам — учи других». ¬ современных услови€х она тормозит прогресс. Ѕыло бы правильнее заменить ее на формулу «умеешь учитьс€ сам — учи этому других».

ј к преподавателю, кроме требований знани€ материала и умени€ его донести до слушателей, надо предъ€вл€ть еще и требование умени€ учить учитьс€ других.

ќсвоение же нового материала надо вести не последовательно (сначала преподаватель, а потом студенты), а совместно преподавател€ со студентами. Ќо преподаватель все-таки должен идти хот€ бы чуточку, но впереди.

¬ своей педагогической практике € уже несколько лет пытаюсь такой подход внедр€ть и думаю, что только благодар€ ему мы со студентами достигаем определенных (причем все возрастающих) успехов.  онечно, на начальном этапе обучени€ компьютерному проектированию работает именно классический подход. Ќо затем уже не € учу студентов, а мы учимс€ вместе со студентами, причем во многих вопросах они уход€т вперед быстрее мен€, и € (вместе с остальными) учусь у тех, кто в определенном направлении смог познать больше.

–ис. 1. “огда еще студент 5 курса »горь  озлов рассказывает об особенност€х моделировани€ зданий с помощью Revit Architecture. Ёто было начало освоени€ технологии BIM в нашем вузе. Ќ√ј—”(—ибстрин), 2008.

Ќа каком-то этапе, достигнув определенного уровн€, студенты могут уже самосто€тельно, но в единой команде, заниматьс€ изучением (исследованием) нового материала.

ќткрою «страшную» тайну — в этом году € даже часть лекций (на 5 курсе) читал не сам, а поручил это студентам.  онечно, они (только по желанию) брали тему «по душе» и долго к ней готовились. Ќо это — не доклады на студенческих конференци€х, а именно лекции с отведенным временем, правильной подачей материала и посто€нным контактом с аудиторией.

» хот€ такой подход еще надо шлифовать, получалось весьма интересно. ј € сидел в аудитории и играл роль «квалифицированного студента», который нар€ду с другими слушател€ми задавал «умные» вопросы. ƒл€ усилени€ эффекта € стараюсь приглашать на такие лекции кого-нибудь из своих знакомых опытных проектировщиков, желательно только начинающих осваивать компьютерное проектирование — тогда они вопросов больше задают.

ѕодобна€ лекци€ обычно заканчивалась длинным списком вопросов и договоренностью, что через неделю мы услышим на них ответы. ѕри этом не возбран€лось новым студентам приходить на помощь лектору и становитьс€ членами его «команды».

¬озникает вопрос — какова главна€ цель такой «лекции»? ќзнакомитьс€ с возможност€ми программы?  онечно, ведь это вроде бы и происходит. Ќо все же главна€ цель — научить студента ставить перед собой те вопросы, которые в первую очередь позвол€ют разобратьс€ в сути проблемы, то есть научить учитьс€. » еще — выработать уверенность, что все проблемы так или иначе можно решить (или хот€ бы уточнить их понимание), особенно при коллективном подходе.

„то в таком случае требуетс€ от преподавател€?
¬о-первых, умение находить правильный путь к решению проблемы.
¬о-вторых, хорошее знание предмета и квалифицированный анализ ситуации.
¬ третьих, он должен всем своим видом всел€ть в студентов уверенность, что мы все вместе с этой проблемой разберемс€.

ѕедагогический опыт прошлого.

ƒл€ по€снени€ последней мысли приведу пример из ќтечественной войны 1812 года.

√енерал ћихаил јндреевич ћилорадович (большинству людей известен тем, что его застрелили декабристы на —енатской площади) с группой казачьего охранени€ вышел на разведку переднего кра€. » наткнулс€ на эскадрон французских гусар.

‘ранцузы, вид€, что перед ними изумительна€ добыча (генерал) и понима€ свой перевес в силах над казаками, пошли в атаку. ¬ такой ситуации лучший выход — быстро ретироватьс€ (проще говор€, бежать). Ќо только не дл€ ћ.ј.ћилорадовича, который прошел закалку еще в —уворовских походах.

» он находит совершенно неожиданное решение: « азаки! я покупаю у вас лошадь этого офицера за 1000 рублей!» » показывает на лошадь командира французского эскадрона. Ќазванна€ сумма — просто сумасшедша€. Ёто годовое жалование всего казачьего отр€да! –езультат — встречной атакой казаки сметают французский эскадрон и привод€т генералу «понравившуюс€» ему лошадь. Ќе знаю, куда он потом эту лошадь дел, но по возвращению в лагерь ћилорадович сполна расплатилс€ с казаками.

–ис. 2. —лева — эпизод боев под ¬€зьмой в окт€бре 1812 г., справа — портрет ћ.ј.ћилорадивича работы ƒж.ƒоу (¬оенна€ галере€ «имнего дворца, √осударственный Ёрмитаж).

ƒумаю, что главное здесь все же — не сумма, а уверенность (в сочетании с юмором), с которой казаки получили даже не команду, а скорее просьбу генерала. ѕри этом был сформулирован безукоризненный с военной точки зрени€ план операции — сконцентрировать все силы в направлении главного удара, лишить противника управлени€ и рассе€ть его (иначе помешают лошадь назад привести). ƒумаю, командир французского эскадрона, обладай он хоть небольшим даром предвидени€, безо вс€ких шуток предпочел бы в тот день остатьс€ в лагере.

ѕотраченна€ сумма, конечно, тоже имела значение. ѕоэтому, когда русска€ арми€ вошла в ѕариж, министр финансов обратилс€ к царю с вопросом: «√енерал ћилорадович просит жалованье за год. Ќо он уже получил от мен€ деньги на три года вперед?» √осударь ответил: «¬ыдать! ќн их тратит с пользой дл€ ќтечества!»

“акое бы понимание нашему ћинистерству образовани€!

ѕодведем итог.

—овременное обучение компьютерному проектированию должно быть нацелено в первую очередь не на освоение программам (какие клавиши нажимать), а на обучение методике, как овладевать этими программами и технологи€ми. “ем более что всю последующую жизнь специалист, помимо основной работы, продолжает посто€нно заниматьс€ именно таким освоением.

ѕри непосредственном же освоении программ надо мен€ть саму форму обучени€ — не «учить студентов», а «учитьс€ вместе со студентами».

–ис. 3. “огда еще студент 4 курса »ван √лушков, ƒенис јбраменков, —ергей „ураков, ≈катерина ћалиновкина, ёли€  урнаева и Ћеонид —кр€бин на пресс-конференции, посв€щенной созданию с помощью Revit Architecture модели нового комплекса зданий Ќ√”.
Ќ√ј—”(—ибстрин), 2008.

 омментариев: 22
id 1131     2 июн€ 2011, 9:39
  онстантин ¬ольхин
«дравствуйте коллеги.
я думаю, что основное отличие высшего образовани€ от среднего специального в формировании именно способности самосто€тельного решени€ поставленной задачи. ƒл€ этого первоочередным €вл€етс€ способность самообразовани€, нахождение нужной информации и способность ее использовани€ в профессиональной де€тельности.
—пособность, желание и может быть необходимость посто€нного повышени€ квалификации в своей предметной области, должно стать ключевым требованием к преподавателю вуза.
јктуальность компьютеризации образовани€ не вызывает ни у кого сомнени€. ¬ вопросе компьютеризации проектировани€ сегодн€ из-за многообрази€ программного обеспечени€ трудно даже представить себе человека, владеющего одновременно всеми имеющимис€ на насто€щий момент пакетами и требовать этого от преподавател€ € думаю, не имеет смысла, при этом иметь представлени€ о возможност€х ѕќ в своей предметной области необходимо.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1133     2 июн€ 2011, 12:53
 ћари€ ”шакова
”ровень своих знаний нужно повышать посто€нно, если уж заказчики освоили AutoCAD, то уж проектировщикам тоже чем то надо доказывать свою значимость))) зато когда заказчики вид€т 3d модель будущего здани€ внутри которой можно рассмотреть все помещени€, радуютс€ как дети!!! ј если им еще и 3D разрез здани€ показать.... “ак вот € думаю стоили те бессонные ночи потраченные на изучение программ в студенческие годы, чтоб теперь не только радовать окружающих, но и быть конкурентоспособным специалистом.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1137     2 июн€ 2011, 17:40
 ћусиенко ≈.»., доцент Ќ√ј’ј
—огласен почти со всеми иде€ми автора (их очень много, поэтому не могу подписатьс€ за все, но за 99% подпишусь).
ќсобенно мен€ задевает за живое повышение квалификации. ¬ 2009-2010 году € интересовалс€ этим вопросом; предлагалось изучать электронные учебники, документы министерств, основы некоторых компьютерных программ. ћен€ интересовал 3D Max, но кроме основ, которые преподавали в “омске, ничего не нашел. Ќо основы (и не только) € и сам могу преподавать.  ончилось тем, что € с нового учебного года отказалс€ от преподавани€ 3D Max и записалс€ на изучение министерских программ третьего поколени€ (нужны они мне?). ƒругие сотрудники нашей кафедры " омпьютерных технологий проектировани€" с успехом изучили в ћоскве программы дл€ написани€ электронных учебников. Ќа что министерство разбазаривает бюджетные деньги? ѕо моим данным никто на нашей кафедре эти электронные учебники не пишет хот€ бы по тому, что не пон€тно будут ли они зачтены как публикации,€ ответ на этот вопрос не получил.

Ќаш ¬уз (веро€тно как и другие) не только не помогает профессиональному росту преподавател€, а наоборот - мешает. ƒл€ хорошего знани€ предмета преподаватель должен сам посто€нно работать на программе, которую преподает, жить в среде пользователей. ” нас это возможно только на стороне. ¬ Ќ√ј’ј коммерческа€ де€тельность, котора€ не только позволила бы увеличить нищенскую зарплату преподавателей, но и повысила бы их квалификацию облагаетс€ такими налогами и запретами, что становитьс€ бессмысленной.

ѕреподаватели отвечают воровством времени, которое записываетс€ на вторую половину рабочего дн€. ќни вынуждены заниматьс€ зарабатыванием денег на стороне, жизнь то не заканчиваетс€ за стенами вуза и семь€ (да и само государство) требует денег. јдминистраци€ вуза вынуждена закрывать на это глаза, а то все увол€тс€ и работать будет некому.

ѕрошлым летом депутату √осдумы специально прервали отпуск чтобы разрешить работу малых предпри€тий при вузах, они что за заседани€ми соскучились. ѕредпри€ти€ теперь есть, а толку то все равно нет.

 огда же ћинистерство образовани€ задумаетс€ об образовании, а не о увеличении отчетности о качестве образовании (у нас специальный отдел дл€ этого создали).
Ќужно создавать научные школы, ¬.¬.“алапов пытаетс€ создать такую в Ќ√ј—”, это здорово. ≈му больше 50 лет, если еще промариновать его лет 10, то и он ничего не создаст.
ѕреподаватели должны быть уважаемыми людьми, а не молчаливыми исполнител€ми глупых приказов с нищенской зарплатой.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1143     2 июн€ 2011, 18:45
 ѕавел »шмулкин
¬от это да.... ѕрорвало=(
... Ќу, партию низкооплачиваемых преподавателей, наверное мы создавать не будем=)))) Ќо вопрос конечно.... даже определение ему подобрать сложно. ¬ какой, еще стране мира такое отношение к интеллектуальному труду?
ј ведь € застал еще врем€, когда доцент кафедры,  Ќ, зарабатывал, вполне приличные деньги, а профессор, был..., ну просто Ќ≈Ѕќ∆»“≈Ћ≈ћ =(((
” мен€ есть один хороший знакомый - депутат областного законодательного собрани€, так € ему без обин€ков говорю:"ѕочему в Ќашей стране честно, хорошо, интеллектуально работать - лошарно (господи, простите за это слово), а вот воровать, крышевать, брать вз€тки - престижно, фаворитно?" Ќа что он, только горько усмехаетс€ (может только пока). ј ведь 27 лет назад мы были мечтател€ми, началась перестройка, € тогда первый раз услышал слова CAD CAM, и с придыханием это произносил: " омпьюта эйдид дизайн,..."
¬роде, как, ему за ƒержаву обидно, но может это только оппозиционные настроени€...
—оветовать в этой ситуации, ничего не буду, грех. —ам пытаюсь как-то крутитьс€, перехватывать, но это всЄ "слезы".
...  оммерциализаци€ обучени€, тоже на мой взгл€д, сыграло больше на худую сторону, чем на положительную? ѕреподаватели от этого Ќ»„≈√ќ не получили, а вот качество абитуриентов/студентов упало ниже некуда =(.  онечно, это не про всех, светлые головы остались еще!
Ќо € еще надеюсь дожить до того времени, когда все встанет на свои места. Ёто касаетс€ и инженеров тоже!
ј пока, движение вперед зиждетс€ на таких бессмертных энтузиастах, если хотите гост€х из будущего, как ¬ладимир!
... –уководители ¬”«'ов, тоже не замотивированы на то, чтобы преподаватели не были бедными, а студенты были бы востребованы. ” них, к сожалению, другие показатели работы. Ќо этот вопрос еще нужно изучить, прежде чем давать конкретные рекомендации.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1144     2 июн€ 2011, 19:07
 ¬ладимир “алапов
ќтвет ѕавел »шмулкин

¬ начале 90-х € ехал в поезде, моим попутчиком оказалс€ возвращавшийс€ из ћосквы с минвузовского совещани€ умудренный сединой и опытом профессор, которого € раньше не знал. Ќа мой вопрос, какие перспективы у высшей школы, он с грустью ответил: "ѕохоже, в министерстве считают, что все умные из высшей школы уже ушли, так что остальных надо просто гнать!"

ƒумаю, только сейчас, спуст€ много лет и зна€ то, что произошло за это врем€, € могу сполна оценить опыт и мудрость этого человека, профессора старой школы.

Ќо эта встреча и ее анализ послужили также одной из причин, по которой € считаю, что в стратегических вопросах надо больше довер€тьс€ профессионалам.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1147     2 июн€ 2011, 21:54
 ¬ладимир “алапов
ќтвет ћусиенко ≈.»., доцент Ќ√ј’ј

Ёлектронные учебники - это модно и легко оценивать (создано столько-то электронных учебников).  ака€ от них польза - вопрос. Ќо опыт тех, кто уже их внедр€л, показывает, что гораздо меньше, чем ожидалось.

ј как оценить качество подготовки специалиста - никто не думает. ¬озможно, потому, что при правильной оценке результат будет сильно отличатьс€ от за€вл€емого.

¬ообще по€вл€етс€ крамольна€ мысль - а если не управл€ть образованием, может быть, оно быстрее примет рациональную (оптимальную) форму?

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: –аботаешь в »“, остерегайс€ говорить о платформах
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2020 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.