¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

30 €нвар€ 2022

 адры дл€ BIM: ”ниверситет “»ћ представл€ет Ђѕроект  улибинї

¬ладимир “алапов

“алапов 160


Ѕеседу с ректором ”ниверситета “»ћ вела ёли€ ярошевич

 валифицированных кадров дл€ информационного моделировани€ сегодн€ катастрофически не хватает. ќб этом говорилось в статье Ђ¬недрение BIM Ч это инвестиционный проект!ї. „то же делать?

«адача, которую поставил перед собой ”ниверситет “»ћ, Ч как раз эти кадры и готовить. «десь есть два пути.

ѕервый (быстрый) путь Ч повышение квалификации и переподготовка специалистов. ƒл€ этого мы разработали серию курсов Ђќсновы BIMї дл€ проектировщиков, строителей, заказчиков и эксплуатантов, а также госчиновников и руководителей организаций, и эту подготовку уже начали вести.

¬торой (более фундаментальный) путь Ч готовить специалистов, начина€ со студенческой скамьи.

¬о втором случае речь идЄт о новой специальности?
Ќет.   сожалению, сегодн€ часто приходитс€ сталкиватьс€ с глубоким заблуждением, что BIM Ч это нова€ специальность. Ќа самом деле информационное моделирование Ч это новый инструментарий в руках специалистов, соответствующий самому современному уровню развити€ информационных технологий, требующий нового мышлени€, знаний и навыков. Ќо это инструментарий Ч и только. —ложившиес€ веками специальности в строительстве никто не отмен€л, просто BIM их поднимает на новый технологический уровень, новый уровень производительности труда.

—пециалистов дл€ строительной отрасли готов€т вузы и колледжи. ј мы хотим помочь им в этом деле, дав студентам знани€ в области BIM, которыми мы обладаем. ƒл€ этого мы начинаем реализовывать Ђѕроект  улибинї.

—ейчас прин€то давать проектам имена известных людей. Ќо почему  улибин?  ак это св€зано с информационным моделированием?
ƒумаю, что »вана ѕетровича  улибина, одного из умнейших людей в российской истории, можно считать и одним из родоначальников технологии информационного моделировани€ зданий и сооружений, то есть BIM.

 онечно, в то врем€ (середина XVIII века) компьютеров почти ни у кого не было, но ведущими специалистами уже активно использовалось макетирование, так вот  улибина можно считать родоначальником Ђинформационного макетировани€ї, поскольку он успешно использовал дерев€нные макеты различных ферм и мостовых конструкций дл€ определени€ характера имеющихс€ в них св€зей и разработки общей конструктивной схемы несущих конструкций, прежде всего мостов.

ћетод  улибина в конструкторском макетировании был прост, как все гениальное, Ч он замен€л в модели исследуемой конструкции отдельную палочку или несколько таких палочек нитками и смотрел, что получитс€: если нить провисала Ч св€зь работала на сжатие, если нат€гивалась Ч на раст€жение.

ƒумаетс€, этот остроумный подход к показу и осмыслению характера работы конструктивных св€зей можно рассматривать как один из первых в мире способов визуализации получаемой из модели технической информации.

ј сам метод моделировани€, получивший в дальнейшем название Ђпалочно-верЄвочного треугольникаї, лЄг в основу проектировани€ прежде всего многих мостовых и арочных конструкций того времени.

¬ частности,  улибин по распор€жению императрицы ≈катерины ¬торой был откомандирован в јнглию, где описанным способом помог спроектировать мост в Ћондоне. ћост затем был построен.

“акже он рассчитал беспрецедентный по своим размерам дерев€нный одноарочный мост через Ќеву в —анкт-ѕетербурге.   сожалению, несмотр€ на успешные испытани€ тридцатиметровой модели этого моста (в масштабе 1:10), показавшей огромный запас прочности, последний проект так и не был реализован.

ѕроект  улибин

»ван  улибин. ѕроект одноарочного 300-метрового моста через Ќеву. ”меньшенна€ модель была изготовлена и испытана в 1772 году.

Ќе будет преувеличением сказать, что  улибин был одним из тех, кто своими опытами предвосхитил по€вление информационного моделировани€ зданий, нагл€дно показав, что важна не просто геометри€ объекта, а информаци€ о его свойствах, и эта информаци€ может содержатьс€ в модели и при необходимости извлекатьс€ из неЄ.

ѕоэтому мы и решили дать нашему проекту по обучению студентов основам BIM им€ »вана ѕетровича  улибина.

“еперь расскажите, пожалуйста, о самом проекте.
—уть его заключаетс€ в том, что мы предоставл€ем студентам вузов или колледжей возможность параллельно с основным обучением освоить наш курс Ђќсновы BIMї. Ёто же распростран€етс€ на преподавателей вузов и колледжей, аспирантов и магистрантов.

„ем раньше студент познакомитс€ с Ђќсновами BIMї, тем проще ему будет учитьс€ своей будущей специальности и тем мотивированнее будет это обучение. » тем раньше он сможет начать где-то работать, подкрепл€€ свои знани€ практикой.

ќ каком именно курсе идут речь? ¬едь их существует четыре в зависимости от рода де€тельности: дл€ проектировщиков, строителей, заказчиков и эксплуатантов.
ƒл€ Ђѕроекта  улибинї мы создали п€тую разновидность курса Ђќсновы BIMї Ч дл€ студентов и преподавателей, котора€ стала рациональным объединением четырЄх упом€нутых выше курсов. “аким образом, получилс€ самый насыщенный курс. » это совершенно оправданно, поскольку академический учебный курс должен отличатьс€ как фундаментальностью, так и универсальностью.
 аковы услови€ прохождени€ этого курса?

ћы индивидуально предоставл€ем записи наших лекций дл€ изучени€ сроком на один год. ѕериодически будем проводить дл€ обучающихс€ онлайн семинары по общению с нашими преподавател€ми с вопросами и ответами. “акое сопровождение €вл€етс€ об€зательным элементом нашего фактически заочного обучени€ и гарантирует его успешное завершение.

≈диноразова€ стоимость нашего обучени€ дл€ студентов, магистрантов и аспирантов составл€ет 5000 рублей. –егистраци€ Ч по справке из учебного заведени€.

“акже со следующего года после обучени€ предоставл€етс€ подписка на все обновлени€ курса стоимостью 1000 рублей на год.

¬ыдаютс€ ли документы об окончании курса обучени€?
ƒа, мы выдаЄм такой документ, и это очень важно дл€ обучающегос€ Ч он уже сможет формировать своЄ портфолио дл€ общени€ с работодател€ми.

Ќо есть один нюанс. ѕо услови€м нашей государственной лицензии на обучение специалистам, прошедшим курс Ђќсновы BIMї, мы выдаЄм документ о повышении квалификации. ѕоэтому магистранты, аспиранты и преподаватели будут получать именно такой документ Ч у них уже имеетс€ квалификаци€, которую можно повышать. „то касаетс€ студентов, то у них в период обучени€ квалификации ещЄ нет, так что они будут получать от ”ниверситета “»ћ сходный по форме документ, но просто о прохождении обучени€ по Ђѕроекту  улибинї. ѕосле окончани€ вуза или колледжа и получени€ соответствующего диплома об образовании они смогут обмен€ть у нас документ об обучении на документ о повышении квалификации. ¬ернее, никакого обмена не будет Ч мы просто выдадим ещЄ один документ, а прежний пусть остаЄтс€ на пам€ть.

ј что с преподавател€ми?
ќбучение преподавателей мы рассматриваем даже как более важный процесс, чем обучение студентов. Ѕез хорошо подготовленных преподавателей вузы просто не справ€тс€ с задачей подготовки кадров дл€ BIM. „тобы чему-то хорошо учить студентов, преподаватель должен знать раз в дес€ть больше. “ака€ подготовка преподавателей Ч длительный процесс, и мы хотим помочь вузам и колледжам достичь в нЄм хот€ бы первого уровн€.

” преподавателей есть об€зательное повышение квалификации, которое они проход€т раз в п€ть лет, расходы на это предусмотрены в бюджете вуза. ћы предоставл€ем преподавател€м тот же курс Ђќсновы BIMї, но тему итоговой работы будем подбирать по тематике их работы в учебном заведении. » на онлайн семинарах будем делитьс€ нашим опытом обучени€ информационному моделированию.

—тоимость курса дл€ преподавателей составл€ет 15000 рублей, годова€ подписка Ч 2000 рублей. ¬ завершение Ч полноценный документ о повышении квалификации.

»з каких учебных заведений и с каких специальностей можно попасть в Ђѕроект  улибинї?

»з любых Ч мы не устанавливаем никаких ограничений. ” людей могут быть разные интересы, планы и цели.  огда € читал лекции по BIM в Ќ√ј—” (—ибстрин), было немало случаев, когда на мои лекции приходили студенты совершенно других факультетов и специальностей. Ќекоторые даже неофициально потом консультировали у нас свои дипломные работы. “ак что мы рады всем, кто интересуетс€ BIM, поскольку информационное моделирование может примен€тьс€ практически везде.

’от€ в основном наши курсы рассчитаны на специалистов строительной отрасли.

¬ы собираетесь работать со студентами и преподавател€ми как с отдельными лицами, или через их учебные заведени€?

Ќаша технологи€ позвол€ет работать со всеми как с отдельными лицами. » мой опыт подсказывает, что так в основном и будет. ќсобенно это касаетс€ студентов, прежде всего тех из них, кто очень заинтересован в своЄм дальнейшем профессиональном успехе. Ќикакой об€заловки, только лична€ заинтересованность. » плата за курс, фактически символическа€, Ч это подтверждение такой личной заинтересованности. ј с нашей стороны Ч очень льготные финансовые услови€ и гарантированное качество учебного материала и самого обучени€.

„то касаетс€ преподавателей, то за их повышение квалификации, € думаю, в основном должны платить вузы. ѕоэтому мы готовы обсуждать с вузами и колледжами услови€ повышени€ квалификации и заключать соответствующие договоры. » такие переговоры уже начались, причем не только с российскими учебными заведени€ми.

 ак мы отмечали выше, курс Ђќсновы BIMї существует не только дл€ студентов и преподавателей, но и дл€ всех специалистов строительной отрасли.  ак вы думаете, им не будет обидно, что ”ниверситет “»ћ так заботитс€ о студентах и преподавател€х, а их обделил вниманием?
 онечно, будет обидно. » эта мысль не даЄт нам поко€.

Ќо, во-первых, о них мы тоже заботимс€, и даже прежде всего заботимс€, с них мы и начали нашу де€тельность. ј сейчас дл€ повышени€ квалификации специалистов мы установили стоимость обучени€ в 25000 рублей, это очень льготна€ цена.

¬о-вторых, не могут же все учитьс€, кто-то и работать должен (смеетс€). ќднако, если говорить серьезно, основной возраст наших обучающихс€ прогнозируетс€ в диапазоне 25-40 лет. ƒл€ сравнени€,  улибину было 37 лет, когда он закончил свой тридцатиметровый макет моста через Ќеву. “ак что вполне веро€тно, что мы действующих специалистов тоже возьмЄм в Ђѕроект  улибинї. Ќо это если обиды с их стороны будут сильными.

ѕроект  улибин

 ак это прин€то в научной среде, прежде всего воздействие курса Ђќсновы BIMї мы провер€ли на своих сотрудниках. ѕервой все лекции по долгу службы прослушала ёли€ ярошевич, архитектор, помощник директора и ректора ”ниверситета “»ћ. ¬ целом результат хороший, но мы продолжаем наблюдение за ёлией.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: »мпортонезависима€ конкуренци€
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

Ќовый API геометрического €дра C3D: развитие и стабильность — “ать€на ћитина, директор C3D Labs Ќижний Ќовгород (20 июн€ 2022)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.