¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

23 декабр€ 2021

¬ладимир “алапов: BIM Ч это когда прежде всего думают

¬ладимир “алапов

¬ладимир “алапов

ќт редакции: ¬ладимир “алапов Ч ректор ”ниверситета “»ћ, президент —ибирской Ѕ»ћ-јкадемии, главный научный сотрудник Ќ“÷ ‘—  ≈Ё—, член-корреспондент ћјјћ. ѕодробнее.

Ќачина€ с августа 2009 года ¬ладимир опубликовал на портале isicad.ru 123 статьи, которые внесли фундаментальный вклад в попул€ризацию BIM и радикально способствовали адекватному пониманию сущности информационного моделировани€ в области строительства.

¬ этом году главна€ тема обсуждений в строительной отрасли Ч ѕостановление ѕравительства –‘ є 331 от 5 марта 2021 года Ђќб установлении случа€, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществл€ющим подготовку обосновани€ инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваютс€ формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительстваї.

” нас вс€ страна оп€ть переходит на BIM?

ƒа, оп€ть. Ќа моей пам€ти это уже четвЄрта€ попытка перехода на BIM, причЄм така€ же серьЄзна€, как и все предыдущие. “ак что € к этому отношусь спокойно.
приказ ћинстро€ от 29 декабр€ 2014 года

ѕерва€ попытка внедрени€ BIM в –оссии: приказ ћинстро€ от 29 декабр€ 2014 года. ƒаже есть фамили€ ответственного.

  сожалению, неудачи прежних Ђпереходовї никто не анализировал, поэтому продолжаетс€ наступление на те же грабли. ’от€ мы уже много раз писали об основных ошибках, св€занных с переходом на BIM (¬недрение BIM: дес€ть заповедей), причем эти ошибки известны из мирового опыта. ќднако наши ответственные работники эти публикации не читают.

ќдна из основных ошибок: ЂЌельз€ переводить на BIM всех сразу, да ещЄ в приказном пор€дке!ї

Ќо ведь в ¬еликобритании именно по решению правительства все перешли на BIM?
ƒа, но есть одна маленька€ деталь: правительство объ€вило об об€зательном переходе госзаказов на BIM в 2011 году, но обозначило дату вступлени€ в силу такого решени€ Ч 1 апрел€ 2016 года (»нформационное моделирование в ¬еликобритании: только ли BIM-стандарты?). “о есть на сам переход было отведено п€ть лет. » эти п€ть лет были потрачены очень эффективно (ƒэвид ‘илп: Ђ«аказчик Ч главный в использовании BIMї). ” нас же традиционно утверждают, что такого времени в нашем распор€жении нет. ѕотому и BIM нет, хот€, если вз€ть отсчет от первого приказа ћинстро€, мы бы по британскому графику BIM в –оссии уже внедрили бы.
≈мелей и ўука

Ќашумевша€ в своЄ врем€ истори€ с ≈мелей и ўукой дала надежду многим, кто желает Ђбыстрогої внедрени€ BIM с минимальными усили€ми

√осзаказы в строительной отрасли ¬еликобритании занимают примерно 40%, а 60% Ч частные проекты, которых напр€мую решение правительства не касалось. ќднако сегодн€, несмотр€ на пандемию и Brexit, уже 75% британских строительных проектов выполн€етс€ с помощью BIM. Ќо главное даже не это, а то, что ¬еликобритани€ рассматривает использование BIM как основное средство повышени€ конкурентоспособности своей строительной отрасли на мировом рынке (Ђ√од в инфраструктуре Ч 2013ї: машина Bentley набирает обороты!). «а мировой строительный рынок идЄт ожесточЄнна€ борьба, и один из главных игроков здесь Ч  итай, который давно уже по темпам внедрени€ BIM обогнал другие страны.

ƒл€ перехода на BIM надо чЄтко понимать цели и задачи. ’от€ бы с этого начинать. »наче будет как у ћ.≈. —алтыкова-ўедрина.

ћ.≈. —алтыков-ўедрин

(—меетс€) Ќедавно € почти случайно наткнулс€ на собственную публикацию шестилетней давности про внедрение картофел€ в –оссии и мире (BIM и картофель). “огда € в шутку предложил заменить везде Ђкартофельї на ЂBIMї и посмотреть, что получитс€. » вот сейчас € посмотрел Ч совпадение почти полное!

»з истории внедрени€ картофел€

Ќо на этот раз при внедрении BIM заговорили и об обучении.
ќб этом и раньше упоминали, хот€ толку не было. Ќо сейчас заговорили более громко Ч это уже хорошо.
Ѕез обученных специалистов технологию BIM не внедрить. Ќо дл€ этого надо врем€, средства и понимание, а также квалифицированные преподавательские кадры. ќ последних, кстати, вообще никто никогда не думал.
¬ €вном виде столкнувшись с этой проблемой, компани€ BIMeister, разработчик программ дл€ управлени€ инженерными данными при информационном моделировании, про€вила инициативу и создала частное учебное заведение Ч ”ниверситет “»ћ. » пригласила мен€ на работу.
¬ы €вл€етесь ректором ”ниверситета “»ћ. Ёто больша€ административна€ нагрузка. Ќаходите на неЄ врем€?
Ќа административную работу времени нет, на стадии становлени€ врем€ вообще стоит как золото. Ќо в нашем университете прин€то мудрое решение Ч у нас есть директор и есть ректор. ѕомните, у —тругацких в Ќ»»„ј¬ќ был двуликий янус, руководитель института, который вынужденно раздваивалс€ на функции учЄного и администратора. “ак вот мы эту проблему решили на корню Ч у нас директор занимаетс€ административно-финансовыми делами, а ректор Ч учебными.  онечно, бывают ситуации, когда мы вместе принимаем решени€ или советуемс€. Ќо в целом функции разделены, и это очень разумно и удобно.
‘ункции директора и ректора разделены

¬ названии университета используетс€ слово “»ћ. јббревиатуры “»ћ и BIM: есть ли у них какие-то отличи€?
“»ћ (“ехнологи€ информационного моделировани€) Ч это почти перевод от BIM (Building Information Modeling). ѕрактически это одно и то же. ≈сли правильно понимать. ¬от так € думал раньше.

ќднако в последнее врем€ на чиновничьем уровне стали по€вл€тьс€ тревожные высказывани€: Ђ“»ћ Ч это то, что мы будем внедр€ть в нашей стране, а BIM Ч это то, что делают ониї. » даже более конкретно: ЂЌам нужен BIM, но пока без 3Dї. Ёто не просто заблуждени€, это опасно, поскольку приведЄт к еще одному витку бестолковых усилий и расходов, к тому же порочащих идею BIM.

¬едь BIM внедр€етс€ во всем мире потому, что приносит серьезный экономический эффект. Ќо его получают только те, кто внедр€ет полноценный BIM, и внедр€ет правильно. Ётому и учитьс€ надо правильно, и мы этому учим. ћы учим, как работать правильно, не раздел€€ технологию на “»ћ и BIM. ј использование нами аббревиатур “»ћ и BIM должно укрепить у людей мысль, что главное Ч не название, а сущность.

 стати, посто€нно повтор€ю, что информационна€ модель Ч это база данных, а 3D Ч это одна из форм визуализации этих данных, и не более того. ѕоэтому те, кто хочет ЂBIM без 3Dї, просто элементарно не обучены основам BIM.

„то значит учитьс€ правильно?
ѕрежде всего Ч освоить теоретический курс Ђќсновы BIMї. «адача этого курса Ч не вложить в голову слушател€ Ђзануднуюї теорию, а доходчиво показать, в чем главный смысл технологии информационного моделировани€. ‘актически мы учим человека мыслить категори€ми BIM, мы учим думать. ѕоследнее включает в себ€ и правильную постановку задач, и пути нахождени€ верных решений, и видение перспективы, и просто знание, что можно с помощью BIM делать.

ќсобое внимание в нашем основном курсе удел€етс€ изучению наиболее интересных примеров из мирового и российского опыта, анализу типичных ошибок и путей их устранени€. ¬едь экономическа€ эффективность от BIM по€вл€етс€ именно тогда, когда вы всЄ делаете правильно, один неправильный шаг может всЄ перечеркнуть. » этому, к сожалению, есть немало примеров.

ѕолучаетс€, что вы даЄте некоторую инструкцию, как правильно внедр€ть BIM?
Ёто Ђсказочныйї вариант, о котором мечтают многие руководители, но должен разочаровать Ч такой инструкции не существует. Ќигде в мире не существует. ≈сть некоторые рекомендации, которыми мы охотно делимс€ со слушател€ми, есть чЄткое понимание, чего не надо делать. » всЄ это выстрадано опытом. »нформационное моделирование Ч технологи€ жива€ и развивающа€с€, уже через несколько лет опробованные подходы могут замен€тьс€ новыми и более эффективными. ѕоэтому главна€ наша цель Ч научить человека думать, тогда он сам сможет правильно ориентироватьс€ среди новых проблем и находить решени€.
 ак же вы этому учите?
”чить думать Ч это самое сложное в образовании, но и самое востребованное. Ќаше обучение Ч многоплановое и многоступенчатое, комплексное. ¬ самом начале Ч теоретический курс основ BIM. Ёто записанные в студии лекционные модули на разные темы, из которых формируетс€ курс дл€ каждого конкретного слушател€. „асть модулей выбираетс€ на основе пожеланий обучающегос€ с учетом специфики его де€тельности или уже имеющейс€ подготовки, друга€ часть нами даЄтс€ как об€зательна€. Ћекционные модули можно просматривать неограниченное количество раз, причем в удобное дл€ обучающегос€ врем€, поэтому усвоение знаний происходит весьма эффективно.

 огда-то у мен€ был студент, который на лекци€х всегда садилс€ за первую парту и сразу засыпал. ќднажды € у него поинтересовалс€, почему он не хочет спать на заднем р€ду, и он ответил, что во сне мен€ слушает, а с заднего р€да слышно хуже. ƒальнейшее общение на экзамене показало, что у этого студента действительно по€вились устойчивые знани€ по предмету. Ќо были и случаи, когда подобна€ методика приводила к полному провалу.  аждый должен сам понимать, что дл€ него лучше. Ќо в любом случае многократный просмотр лекций, да ещЄ в удобное врем€ даЄт лучший результат.

≈щЄ один несомненный плюс Ч мы можем учить людей во всех регионах –оссии, причем без каких-либо временных или количественных ограничений.

«аставка лекции об организации BIM

«аставка лекции об организации BIM на всЄм инвестиционно-строительном проекте из курса Ђќсновы BIMї

» прослушав такие лекции, человек научитс€ правильно думать, причем категори€ми информационного моделировани€?
 то-то Ч да. Ќо таких людей обычно не очень много. ќбучение Ч это длительный процесс. ѕоэтому теоретический курс в дистанционном режиме мы завершаем серией очно-заочных дискуссионных семинаров по пройденному материалу. «ачЄтна€ работа Ч разработка обучающимс€ дорожной карты внедрени€ BIM дл€ своей организации. ј затем Ч многолетн€€ консультационна€ подписка. ¬от тогда будет гарантированный эффект!
ј если у человека нет такой организации? ” студента, например.
“огда мы ему подберЄм такую организацию. » € вполне допускаю, что именно нашего обучающегос€ организаци€ потом захочет вз€ть к себе на работу.
ƒумать Ч это хорошо. Ќо ведь надо еще и с программами уметь работать.
 онечно. Ќо BIM начинаетс€ с головы, а не с программ. » вот когда голова правильно сориентирована, можно и программами зан€тьс€. ѕрежде всего это правильный подбор программ и их освоение.
¬ы будете учить работать с BIM-программами? — какими именно?
— любыми. ѕодбор программ дл€ своих целей Ч это задача наших слушателей. Ќо мы этому учим и консультируем. ј затем помогаем освоить программы, привлека€ в качестве основных учителей наших партнеров из учебных центров соответствующих вендоров. Ќо подключать к обучению будем только те центры, в которых мы абсолютно уверены. »ногда будем учить сами, например Ч нашим программам.

ћы уже договорились с некоторыми известными компани€ми и учебными центрами, и этот процесс продолжаетс€. Ќас интересует обучение по всей стране, и даже за еЄ пределами, так что мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кому это интересно.

Ќо ведь внедрение BIM Ч это не только освоение новых программ?
 онечно. »звестно, что успех внедрени€ BIM от программ зависит только на 20%, остальные 80% обеспечиваютс€ правильной организацией работы. ѕоэтому продолжение нашего обучени€ на следующей стадии принимает форму консалтинга, оп€ть же с широким привлечением наших партнеров, имеющих хорошую практику внедрени€ и опыт собственной работы. ѕилотные проекты мы будем брать из тематики организаций, у которых внедр€ем BIM. ƒл€ индивидуальных слушателей мы обеспечим стажировку в таких организаци€х. ¬озможно, это в дальнейшем решит вопрос и их более правильного трудоустройства.

’очу уточнить, что наш университет даЄт не основное, а дополнительное образование, то есть повышение квалификации или переподготовку, причЄм со всеми атрибутами в виде соответствующих документов. Ќо могут и студенты вузов учитьс€ тоже.

 стати, сейчас мы начинаем с вузами работу по совместному обучению, интерес уже есть. — ћ√—” даже участвуем в совместном проекте Ч Ўколе заказчика. ѕервое обучение уже прошло.

«вучит заманчиво. Ќо остаЄтс€ вопрос Ч кто будет всему этому учить?
ѕодбор преподавателей и консультантов дл€ нашего ”ниверситета “»ћ Ч это самый главный и самый трудный вопрос. Ќо у нас первоначальна€ команда уже есть, и она постепенно растЄт. ¬ нашей стране довольно много умных людей, которые сами успешно используют BIM и готовы поделитьс€ имеющимис€ знани€ми с другими. Ќекоторые просто записывают 1-2 лекции. ƒругие используют эти лекции как вводные дл€ своего авторского курса, который затем мы включаем в программу обучени€ университета. Ёто может быть не только BIM, но и близкие темы, например AWP или IPD. ¬ообще мы готовы сотрудничать со всеми, кто раздел€ет наши взгл€ды и хочет присоединитьс€ к образовательной де€тельности ”ниверситета “»ћ.
¬аше обучение Ч платное?
ƒа. ¬едь мы Ч коммерческа€ организаци€. Ќо наша технологи€ работы позвол€ет устанавливать небольшую стоимость обучени€. Ёту информацию, а также программы самих курсов обучени€ мы посто€нно обновл€ем на нашем сайте www.u-tim.ru.
ј конкуренци€ в обучении BIM у нас в стране есть?
Ќет, к сожалению. ¬едь конкуренци€ заставл€ет всех работать лучше. Ќо мы дл€ себ€ установили высокую планку, чтобы ни перед кем не краснеть. ќбычно под видом BIM знаком€т работе в конкретных программах. ћы же, как € говорил выше, учим думать. ѕричем всех участников инвестиционно-строительных проектов: заказчиков, строителей, проектировщиков, а также эксплуатантов. ƒл€ всех этих категорий у нас разработаны специальные программы обучени€. “акого в нашей стране € ещЄ не видел.

ј вот в мире видел. Ёто Bentley Crossrail BIM Academy. ¬идел и внимательно изучал их опыт.  онечно, мы их не копируем, поскольку упом€нута€ академи€ Ч фактически ведомственный учебный центр дл€ конкретного проекта. Ќо их целеустремлЄнность и понимание задач на мен€ произвели большое впечатление. ј результат подтверждает правильность их подхода.

ћой прежний опыт преподавани€ дал очень хорошие результаты, сейчас такой итог уже можно подводить. ћногие мои ученики теперь уже стали очень известными специалистами в российском и даже международном BIM, некоторые Ч моими коллегами.

на ‘оруме 100+ в ≈катеринбурге

ћы на ‘оруме 100+ в ≈катеринбурге: ректор ”ниверситета “»ћ ¬ладимир “алапов, директор Ќиколай Ѕурлуцкий и директор ќќќ ЂSynergy Systemsї »ль€ Ѕеленький

ј что можете рассказать про Ђ—ибирскую Ѕ»ћ-јкадемиюї?
Ёто некоммерческа€ ассоциаци€ профессионалов в области BIM. ќдин из партнеров ”ниверситета “»ћ. ѕри этом слово Ђсибирска€ї Ч не обозначение региона, а своеобразный знак качества. ћы приглашаем членов со всей страны.

—ейчас начинаем в Ќовосибирске несколько пилотных проектов по полному циклу использовани€ BIM, начина€ со службы технического заказчика.  стати, это будут и площадки дл€ опробовани€ и технологии работы, и различного ѕќ, и методик обучени€, и материал дл€ будущих курсов ”ниверситета “»ћ. Ѕольше пока ничего говорить не буду Ч чуть позже мы будем активно всех информировать о нашей работе.

» последний вопрос, личного характера: непривычно видеть ¬ладимира “алапова в рубашке и галстуке. ƒавно ли у ¬ас это началось?
(—меетс€). ƒавно, ещЄ когда € был пионером Ч мы все носили красные галстуки. ¬ообще же € сторонник удобной и практичной одежды. ѕри посто€нных перелЄтах и переездах с конференции на конференцию пиджаки сильно мнутс€. Ќо как только ситуаци€ с перемещени€ми стабилизируетс€, что особенно наблюдаетс€ в последние два года, € с удовольствием надеваю пиджак и галстук.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒети, роботы, труд, май
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2022 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.