¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

10 июн€ 2011

 омпьютерное проектирование: чем обеспечивать учебный процесс?

¬ладимир “алапов

¬опрос материально-технического обеспечени€ учебного процесса — один из ключевых в образовании. » в нашей стране с этим всегда были большие проблемы.

–ассмотрим основные составл€ющие.

“ехнические средства

—лава богу, давно уже сложилось понимание, что если надо обучать компьютерным технологи€м, то дл€ этого «нужны компьютеры».

ќднако уже с этого места начинаютс€ расхождени€ мнений. ќдни понимают эту фразу как некую обобщенную формулу, подразумевающую «компьютерную технику», а другие буквально — «компьютеры, и только».

Ќо начнем с самих компьютеров.

¬ учебные заведени€ они попадают не самые лучшие. √лавна€ причина — услови€ закупок, где основной (фактически единственный) показатель, по которому определ€етс€ победитель конкурса на поставку оборудовани€ — цена.

Ќа моей пам€ти был случай, когда из большой партии компьютеров, закупленных нашим вузом, примерно 40% посто€нно находилось в «гарантийном» ремонте, и мы ничего не могли сделать с поставщиком. ¬едь качество техники услови€ми закупок серьезно не прописывалось, а неисправные компьютеры безотказно брались в ремонт и потом так же возвращались — поставщик четко выполн€л все свои об€зательства. ј мы тратили уйму времени на описание неисправностей того или иного компьютера и взаимоотношени€ с поставщиком и сидели с полупустыми классами.

Ќо предположим, что учебному заведению повезло — оно закупило качественные компьютеры. Ќа сколько их хватит?

÷икл технологического обновлени€ — полтора года, но в вузе студенты посто€нно наход€тс€ на разных стади€х обучени€, так что вроде бы всем и сразу сама€ нова€ техника не нужна, начинать и на «старенькой» можно. “ак что, по разным оценкам, только примерно через четыре года компьютер в вузе становитс€ морально устаревшим.

“аким образом, чтобы идти в ногу со временем, учебному заведению надо ежегодно планово замен€ть 25% своих компьютеров на новые модели.

ј куда девать старые? ” нас прин€то их списывать и уничтожать на глазах у соответствующей комиссии. ¬ —Ўј и некоторых других странах морально устаревшую (дл€ задач вуза) технику прин€то продавать по остаточной стоимости сотрудникам (и студентам). ¬ таком случае и вуз быстро освобождаетс€ от ненужного оборудовани€, и часть средств возвращаетс€, и люди довольны — ведь дл€ бытовых целей компьютеры еще вполне пригодны.

ѕочему же у нас такого не происходит? ƒа просто у нас срок списани€ — 10 лет. „ерез 10 лет такой компьютер уже никому не нужен!

„то же получаетс€? ј получаетс€, что государство своей политикой обрекает вузы на посто€нное отставание. ≈сли какое-то учебное заведение каким-то образом выбилось в вопросах технического оснащени€ на самый современный уровень, то, работа€ по правилам, оно каждый год неумолимо будет откатыватьс€ назад, обновл€€ не одну четвертую, а лишь одну дес€тую своего компьютерного парка.

Ќо кроме компьютеров есть еще и различное специализированное оборудование, которое живет по тем же законам. ѕлюс требуемое большое количество расходуемых материалов. » никаких скидок от поставщиков.

¬ общем, такое ощущение, что раньше было лучше.

ѕрограммные средства.

— компьютерными программами происходит почти то же самое. Ќо есть и сво€ специфика.

¬о-первых, поставщики на них делают скидки. ¬ернее, у программ почти всегда есть цена специально дл€ учебных заведений.

¬о-вторых, благодар€ этому программы требуют гораздо меньше денег.

¬-третьих, в р€де случаев программы вообще предоставл€ютс€ вузам бесплатно.

Ќо, справедливости ради, надо отметить, что так поступают не все. Ќекоторые вендоры рассматривают вузы исключительно как полноценных клиентов дл€ получени€ прибыли, не дела€ и не жела€ делать никаких «инвестиций в образование».

» все-таки это — положительные моменты. Ќо есть и отрицательные.

ѕрежде всего — компьютерные программы мен€ютс€ практически ежегодно. Ёто означает, что каждый год надо планировать расходы на всевозможные подписки и обновлени€.

 роме этого, еще совсем недавно у нас вообще не было прин€то покупать программы. » такие мысли еще сид€т в сознании руководителей.  омпьютер — пон€тно, купил и поставил. ѕо ним и количественна€ отчетность есть. ј программу купил — и где она? ƒаже хитроумное изобретение вендоров — большие €ркие коробки дл€ практически «невесомых» программ, мало помогает.

Ќа программах прин€то «экономить»!

”чебники

”чебники всегда были неотъемлемой и весьма важной частью любого процесса обучени€. ¬ принципе такое положение остаетс€ и сегодн€.

Ќо в случае с компьютерной графикой по€вились весьма интересные особенности.

¬о-первых, учебники стало писать трудно. ¬ернее, это и раньше было непростым зан€тием, но сейчас оно осложнилось из-за быстрого прогресса в компьютерных технологи€х.  лассические бумажные учебники за обновлением программ просто не успевают. ѕока их пишут, печатают и развоз€т по городам, жизнь стремительно уходит вперед.

ѕоэтому весьма распространена ситуаци€, когда на обложке учебника по той или иной программе написана, например, верси€ 2012, а внутри все посв€щено в лучшем случае версии 2011, а то и 2010.

ћне однажды пришлось внимательно просмотреть такой учебник по Revit Architecture, так € нашел в нем следы трех предыдущих версий, причем в виде описани€ команд или свойств, которых уже не было в версии, указанной на обложке. “о есть автор перед изданием даже не просмотрел как следует (может, не успел просмотреть) ранее написанный текст.

’от€ в разделе фундаментальных основ (той же компьютерной графики или —јѕ–) книги остаютс€ очень надежным средством накоплени€ и передачи знаний, поскольку здесь знани€ практически не устаревают.

¬о-вторых, многие учебники написаны плохо. я бы даже сказал — халтурно. ќчень часто они €вл€ют простой пересказ «—правки» из программы — текста много, а толку дл€ читател€ гораздо меньше. » зачем это делать, ведь в программе все есть?

¬ частности, это относитс€ к многочисленным «учебникам» по AutoCAD — почти все они посв€щены только «плоскому» инструментарию на уровне версии 2000, внешние ссылки (которым уже лет п€тнадцать) — больша€ редкость, объемное моделирование — тоже.

ƒругими словами, книг много, а хороших учебников практически нет.

¬ третьих, книги по компьютерной графике сто€т дорого. ѕоскольку издание таких книг (вообще книг по «модным» темам) стало коммерчески выгодным предпри€тием. ƒостаточно написать на обложке «¬се про 3DS Max» — и книга уйдет. ѕоскольку модно. » на хорошие книги голод.

Ќедавно смотрел в магазине книгу типа «¬се про AutoCAD»: толщина 4 сантиметра, на «туалетной» бумаге, оп€ть про все плоское, и стоит больше 1000 рублей. » вс€ в пыли — никто не берет.

¬ другой раз в ћј–’» мне показали новую книгу по строительным конструкци€м и авторитетно порекомендовали. я пошел в магазин — книги нет.  огда поставил всех на уши, кто-то из продавцов предположил: «ј может спуститьс€ в подвал и посмотреть в отделе подарочных изданий?» “ам она и оказалась, причем по цене дорогого сувенира.

Ёто был обычный (но хороший) учебник по строительным конструкци€м. Ќо магазин увидел на него спрос и быстро перевел в «подарочную» категорию с повышением цены. “ипична€ ситуаци€.

” студентов на книги (даже в небольшом количестве) денег нет. ” библиотек денег тоже нет. «начит, и книг ни у кого не будет.

јльтернатива — электронные учебники, начина€ с самых примитивных (просто компьютерна€ верстка книги) и заканчива€ полноценными электронными издани€ми. Ќо последние тоже довольно трудоемки в изготовлении, так что проблему «запаздывани€» книг по отношению к новым программам это не решает.

¬ четвертых, значительна€ (если не основна€) часть молодого поколени€ книг не читает. ƒаже если их надо читать. »м проще дес€ть раз спросить преподавател€, чем один раз загл€нуть в книгу. я даже пробовал не отвечать на вопрос, а жестко переадресовывать к книге, где это все подробно написано. ѕотом провер€л — большинство задававших вопрос в книгу так и не загл€дывало! ќни предпочитали спрашивать у кого-то другого.

“аким образом, наблюдаетс€ интересное €вление — вместо книг люди оп€ть, как и на заре цивилизации, передают знани€ непосредственно от человека к человеку.

—редства обучени€ «от человека к человеку»

 онечно, сейчас никто не ходит с просветительскими цел€ми от дома к дому или от пещеры к пещере. »нтернет и другие средства св€зи вдохнули новую силу в человеческое общение. ќтсюда, думаю, и реанимаци€ подхода «от человека к человеку».

ќсновные средства, решающие такие задачи — всевозможные видеоуроки, форумы, а также вебинары, попул€рность которых стремительно растет.

ƒумаетс€, что это — единственное на сегодн€шний день средство, позвол€ющее обучению идти в ногу с программами.

  такого рода средствам € бы отнес и беспрецедентную (как по масштабу, так и по интеллектуальной составл€ющей) акцию Autodesk по созданию —ообщества пользователей, а также поездки активистов этого сообщества по городам –оссии (рис.1).

–ис. 1. «»спытай —јѕ–€жение!» в Ќовосибирске, 2011

Ќо использование таких средств при подготовке специалистов предполагает принципиально новый подход к самой организации обучени€.

—амосто€тельна€ работа студентов (самообучение)

¬ области компьютерного проектировани€, как ни в каком другом виде де€тельности, самообразование (или продолжение аудиторного образовани€ дома) зависит от технических возможностей (компьютерной техники) и доступа к современному программному обеспечению. ¬се это требует от обучающегос€ больших расходов. » в большинстве случаев студентам не по силам. ¬ этом вопросе хотелось бы иметь понимание и заинтересованность как вузов, так и вендоров.

¬ области компьютерной техники никаких льгот и скидок обучающийс€ (студент) не получает. ѕоставщикам его проблемы абсолютно безразличны. “ак что обучающимс€ студентам придетс€ потратитьс€ на хороший компьютер. Ќо это дл€ качественной подготовки совершенно оправдано. ¬едь музыканты тоже имеют свои личные инструменты (кроме, пожалуй, органистов)!

¬ области программного обеспечени€ дело обстоит несколько лучше. Ќекоторые вендоры (Autodesk, Graphisoft) пон€ли, что многократно полезнее дать студенту бесплатные программы и приучать к культуре лицензионного «софта», чем толкать его на «пиратство». » их система предоставлени€ ѕќ студентам работает достаточно эффективно.

Ќо это понимают не все. Ќекоторые компании считают, что надо студента приучать тратить свои деньги на свои учебные программы. «Ќеужели студент не найдет 500 или 1000 евро, чтобы купить нашу учебную версию?» Ёто — практически дословно из моего разговора с одним из таких вендоров.

ƒумаю, что не найдет. ќсобенно если другие предлагают ему свои программы бесплатно.

— «т€желым» ѕќ дело обстоит гораздо хуже — его домой не поставишь. «начит, придетс€ допоздна сидеть в компьютерном классе. Ќо дл€ этого надо, чтобы у вуза был такой класс, причем нужного оснащени€ и вместимости. » мы возвращаемс€ к проблемам оснащени€ вуза, с которых мы начинали.

„то же делать?

–ецептов и советов много, причем очень разных.

Ќо, думаетс€, самым радикальным и эффективным средством решени€ возникающих проблем €вл€етс€ внедрение в компьютерное образование облачных технологий.

ѕричем на самых разных уровн€х, причем как вендорами, так и вузами. Ёто существенно облегчит решение вопросов материально-технического оснащени€ учебного процесса.

„то же касаетс€ самого обучени€ компьютерному проектированию, то в нем вид€тс€ два технологических этапа: сначала «классический» подход, а затем «от человека к человеку» с максимальным использованием современных коммуникаций.

Ёто, помимо всего прочего, решает и проблему квалифицированных кадров — «облачный» преподаватель может работать со всеми вне зависимости от места, погоды, эпидемии гриппа и т.п.

—казка?

ƒа. ѕомнитс€, еще –эй Ѕрэдбери в 50-е годы описывал нечто подобное. Ќо сейчас мы вплотную подошли к тому, чтобы эта сказка стала былью!

≈сли кому-то не нравитс€ «летать в облаках», то € напомню, что и термин дл€ этого уже есть — «дистанционное образование». » развиваетс€ оно давно. Ќо сейчас новые технологии позвол€ют ему сделать принципиальный рывок вперед. ќсобенно в обучении компьютерному проектированию.

 омментариев: 40
id 1232     15 июн€ 2011, 19:50
 ≈вгений Ўирин€н
ќтвет ¬ладимир “алапов

ќговорю рамки своей точки зрени€: да, € имею в виду формообразование.
—ейчас, безусловно, творчество нельз€ только возлагать на архитектора. ”же давно в творческом процессе работы над зданием все дисциплины (особенно инженерные) активнейшим образом вли€ют на результат. Ќедаром т.н. синергетический принцип работы над проектом сейчас доминирует. ѕримеров множество - и в данном случае именно подход BIM позвол€ет на раннем этапе включитьс€ в процесс тому же инженеру (в широком смысле этого слова); может быть, ¬ам будет интересным номер AD: The New Structuralism: Design, Engineering and Architectural Technologies. ћогу прислать ссылку.
» именно поэтому € "тусуюсь" на этом портале и дискутирую с ¬ами.

Ќо проблему формообразовани€ никто не отмен€л. „то точно, на мой взгл€д, BIM не решает (в силу широты охвата проблем) - это формообразование.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1233     15 июн€ 2011, 20:49
 ¬ладимир “алапов
ќтвет ≈вгений Ўирин€н

—уществует масса программ, которые позвол€ют проводить трехмерное, в том числе параметрическое, эскизирование, причем на самом разном уровне (архитекторы обычно работают на не очень высоком, не "авиационном", уровне проработки формы).

ѕотом эти формы передаютс€ в BIM-программу, например Revit, где и довод€тс€ до проекта. ј можно форму и сразу в Revit делать - кому что нравитс€. ” мен€ все студенты так делают. » € не слышал, чтобы у кого-то что-то не получалось. ’от€ некоторые программы плохо приспособлены дл€ дл€ передачи формы в Revit (потом с ними очень много возни).  стати, в моей статье "„ему учить?" последн€€ иллюстраци€ - довольно сложна€ форма, котора€ через Revit доведена до разумного проекта с конструкци€ми и их расчетом.

—сылку присылайте - буду очень признателен. ј дискуссии всегда полезны!

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1240     16 июн€ 2011, 13:38
 ≈вгений Ўирин€н
ѕоследнюю картинку смотрел - форма эффектна. я даже соглашусь с тем, что ревит очень неплохо работает с геометрией.
Ќо мы с ¬ами стоим принципиально стоим на разных позици€х в сфере формообразовани€ и даже концептуального подхода.
я на другие вещи обращаю внимание в большей степени.

—сылку отослал

— уважением,
≈вгений

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1241     16 июн€ 2011, 15:23
 ¬ладимир “алапов
÷итата из ≈вгений Ўирин€н

я на другие вещи обращаю внимание в большей степени.


Ёто очень хорошо. ’уже, когда все смотр€т одинаково, еще хуже - когда вообще не смотр€т. »ли смотр€т, но не вид€т.

я и преподавателей приучаю к мысли: если студент принес не то, чего вы ожидали, это не значит, что он сделал плохо. ћожет быть, это вы чего-то не понимаете. “ак что дискутируйте и разбирайтесь.

— уважением
¬ладимир “алапов

P.S. а хорошие слова про форму передам Ќасте  ирилловой - эта работа уже зан€ла 3 место на «ональном конкурсе дипломных проектов и вошла иллюстрацией в мою уже вышедшую, но еще не дошедшую книгу.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1258     20 июн€ 2011, 11:02
 ¬ладимир ¬олов
ќтвет ¬ладимир “алапов

Ќа пр€мой вопрос пр€мой ответ Ц никаких, нет такого утверждени€ в моем тексте. ј что есть? ≈сть утверждение, что на собственные вопросы был произведен р€д подмен. «а этим утверждением определенна€ позици€, в которой на любой вопрос имеетс€ р€д ответов. »так, „≈ћ” ”„»“№? Ётому вопросу и ответам на него в архитектурной среде более двух тыс€ч лет, на него отвечал еще ¬итрувий, задава€ самому себе и вопрос, и прописыва€ ответ на него в своем знаменитом трактате. ѕоследователи ¬итруви€ на прот€жении веков также баловались на этой стезе. ѕоскольку вопрос имеет очень широкое толкование, то даже введение термина дл€ ограничени€ Ђкомпьютерное проектированиеї мало что мен€ет. ¬ чем подмены? Ц в том, что из всего спектра (богатого) было выбрано не очень важное (мой взгл€д) направление, которое проигнорировало остальные, подменило собой этот спектр. ƒалее по авторскому тексту внутри выбранного ответа оп€ть же фиксируютс€ направлени€, которые представл€ют только часть проблемы. „ем хорош весь последующий текст? ќн как бы обозначает проблемный круг, ответы на который дает практика ёри€ √ромыко (ћосква) с его образовательными площадками Ђобразование-наука-производствої. Ќо у ё.√ромыки концептуальна€ разработка на основе позитивных утверждений, а не через отрицание, как у ¬¬“. ¬замен выдаетс€ и предлагаетс€ нечто обтекаемое, которое можно обдумывать даже при жарке €ичницы, - Ђ...необходимо сочетать развитие новых технологий и инновационность с хорошим пониманием процессов в соответствующих сегментах промышленностиї. ѕриехали!

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 1261     20 июн€ 2011, 18:57
 ¬ладимир “алапов
÷итата из ¬ладимир ¬олов

Ётому вопросу и ответам на него в архитектурной среде более двух тыс€ч лет,


„естно скажу, когда € писал эту заметку, то не думал, что все так запущено...  

¬ладимир! —пасибо! ¬ы верно подметили, что € не отвечал на все вопросы - просто не мог, потому что ¬—≈’ ќ“¬≈“ќ¬ я Ќ≈ «Ќјё.
ƒаже ¬—≈’ ¬ќѕ–ќ—ќ¬ Ќ≈ «Ќјё. » цель нашей дискуссии - разобратьс€ во всем этом хот€ бы на ближайшие несколько лет.

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ђ¬се модели ошибочны, но некоторые полезныї
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

«и€ющие высоты прогресса — ћихаил »ванов, руководитель лаборатории BIM технологий, ¬оронеж (8 €нвар€ 2020)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2020 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.