¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

14 €нвар€ 2018

 онцепци€ внедрени€ BIM в  азахстане: основные факты

¬ладимир “алапов

“алапов 160

ќт редакции isicad.ru: ѕо просьбе автора раздел комментариев к этой статье отключен. ∆елающие высказать автору свое мнение могут написать ему в личную почту talapoff@yandex.ru

¬недрение технологии информационного моделировани€ зданий на государственном уровне Ц это уже проверенный мировым опытом путь дл€ подн€ти€ эффективности всей строительной отрасли. ќднако этот путь все равно остаетс€ новаторским, поскольку никто в мире его до конца еще не прошел, да и кажда€ страна имеет свои особенности. ѕоэтому всегда есть два варианта возможных действий:

  1. ѕустить все на самотек: ждать, пока мировой опыт не даст ответы на все вопросы, между делом переводить различные зарубежные стандарты по мере их по€влени€, чтобы затем разом все узаконить и одним росчерком пера внедрить BIM. “акой способ имеет €вный плюс Ц он практически беззатратный, но у него есть и €вный минус Ц он обрекает страну на положение вечного аутсайдера на мировом строительном рынке.
  2. ѕопытатьс€ инициативно включитьс€ в мировой интеллектуальный процесс внедрени€ BIM, зан€вшись этим на Ђсвоей территорииї. “акой путь требует как вдумчивого изучени€ мирового опыта, так и собственных инициатив, что влечет затрату определенных материальных и интеллектуальных ресурсов, а также риск по€влени€ трудностей и ошибок. Ќо в случае положительного исхода страна получает немалую экономическую выгоду и выходит в лидеры мировой строительной индустрии.

ѕуть  азахстана

–еспублика  азахстан в 2016 году принципиально избрала второй, инновационный путь внедрени€ BIM. ’от€ про всю республику говорить, видимо, неправильно, поскольку любое новое дело двигают лидеры. ќсновными из них стали: государственный  омитет по делам строительства и ∆ ’ ћинистерства по инвестици€м и развитию ( ƒ—), –√ѕ Ђ√осэкспертизаї и  азахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры (јќ Ђ азЌ»»—јї).  ƒ— направл€л и координировал всю де€тельность, Ђ√осэкспертизаї готовила к переходу на информационное моделирование сферу экспертизы проектов, а  азЌ»»—ј зан€лс€ общими вопросами внедрени€ BIM, причем эта де€тельность началась инициативно, без приказа сверху, и лишь спуст€ какое-то врем€ на цели внедрени€ BIM стало выдел€тьс€ бюджетное финансирование.

¬ажно также отметить, что внедрение BIM в  азахстане началось с создани€ Ђ онцепции внедрени€ технологии информационного моделировани€ в промышленное и гражданское строительство –еспублики  азахстанї, задание на разработку которой получил  азЌ»»—ј.  оллектив этого института, возглавл€емый Ќурланом ”ранхаевым, к тому времени в инициативном пор€дке и за счет собственных средств осуществил большую работу (при участии проектной академии KAZGOR) по изучению и обобщению мирового опыта использовани€ BIM (отчет о проведении Ќ»– зарегистрирован в јќ ЂЌ÷ Ќ“»ї ћќЌ – , рег. є 0117– »ќ561), а также наработал на пилотных проектах некоторую собственную практику в области применени€ информационного моделировани€ к объектам промышленного и гражданского строительства.

»нформационное моделирование в  азахстане в официальных документах получило аббревиатуру “»ћ—ќ (технологи€ информационного моделировани€ строительных объектов), хот€ термин BIM также используетс€ как синоним этого пон€ти€.

¬ этой статье мы остановимс€ лишь на основных моментах Ђ онцепцииї, отсыла€ читателей, желающих изучить полный текст документа, на сайт јссоциации информационного моделировани€. ¬ процессе работы над этим документом его основные положени€ посто€нно обсуждались среди специалистов и, конечно же, корректировались. –анн€€ верси€ Ђ онцепцииї даже стала в начале 2017 года победителем ѕервого всероссийского конкурса ЂBIM-технологии 2016ї в номинации Ђ—ама€ €рка€ BIM-иде€ годаї.

BIM  азахстан 1

–ис. 1. —лева: диплом победител€ конкурса, подписанный главой ћинстро€ –оссии ћихаилом ћенем; справа: первые минуты после получени€ приза; јлександр Ўахнович, директор ÷ентра информационного моделировани€  азЌ»»—ј, пытаетс€ сообщить домой радостную весть, но от волнени€ не попадает по кнопкам, а его заместитель ƒани€р “октыбаев дл€ надежности достает запасной аппарат.

ќкончательна€ верси€ Ђ онцепцииї была утверждена 20 декабр€ 2017 года, строго в рамках отведенного на ее разработку срока. ќднако не стоит думать, что внедрение BIM (точнее, “»ћ—ќ) началось в  азахстане именно с этой даты. Ќа самом деле основные положени€ Ђ онцепцииї не вызывали сомнений уже в ее ранней редакции, поэтому 11 апрел€ 2017 года приказом ћинистра по инвестици€м и развитию –  є197 был введен в действие Ђѕлан меропри€тий по внедрению технологии информационного моделировани€ при проектировании объектов строительства (BIM-технологий)ї, сформированный на основе имеющихс€ наработок. ј окончательный текст Ђ онцепцииї, что очень важно, еще полгода шлифовалс€ и совершенствовалс€ ее авторами, например, дл€ согласовани€ с общегосударственной программой по цифровой экономике.

BIM  азахстан 2

–ис. 2. „асть сотрудников  азЌ»»—ј, участвовавших в разработке Ђ онцепцииї, фотографируетс€ у победной статуэтки сразу после ее доставки в јлматы.

 онцепци€ внедрени€ технологии информационного моделировани€ в промышленное и гражданское строительство –еспублики  азахстан

“еперь поговорим об основных положени€х Ђ онцепцииї.
÷ели и задачи

ѕрежде всего, целью Ђ онцепцииї €вл€етс€ формулировка видени€ и создание условий дл€ развити€ отечественной строительной отрасли за счет трансферта современных технологий информационного моделировани€ строительных объектов, что впоследствии должно положительно сказатьс€ на росте конкурентоспособности на внешних рынках предпри€тий строительного сектора –еспублики  азахстан.

ѕереход на информационное моделирование не €вл€етс€ задачей каждого отдельного предпри€ти€, это вопрос уровн€ всей строительной отрасли, св€занный прежде всего с новой организацией взаимодействи€ участников. ѕоэтому процесс внедрени€ и дальнейшего использовани€ технологии информационного моделировани€ должен проходить по общим правилам, установленным дл€ всей строительной индустрии –еспублики  азахстан на основе единого подхода, сформулированного в основополагающем документе такого внедрени€ Ц насто€щей Ђ онцепцииї.

¬ажно также отметить, что “»ћ—ќ должна стать одним из инструментов дл€ достоверного прогнозировани€ различных ситуаций и оптимизации затрат не только строительства, но и эксплуатации, то есть охватывать весь жизненный цикл зданий и сооружений.

Ѕолее конкретно, основными задачами Ђ онцепцииї €вл€ютс€:

  1. определение стратегии и основных меропри€тий внедрени€ технологии информационного моделировани€ в строительной отрасли –еспублики  азахстан;
  2. формирование подходов к улучшению сотрудничества между участниками инвестиционно-строительных процессов;
  3. выработка подходов по повышению прозрачности процессов прин€ти€ проектных решений и ценообразовани€ в строительстве;
  4. определение этапов развити€ и проникновени€ информационно-коммуникационных технологий в строительную отрасль –еспублики  азахстан;
  5. выработка подходов формировани€ и актуализации цифровой документации дл€ этапов создани€ и эксплуатации строительного объекта;
  6. создание условий дл€ накоплени€ и использовани€ опыта эксплуатации (в виде хранени€ и обработки больших данных) в цел€х выработки оптимальных проектных решений в будущем и формировани€ (либо актуализации) нормативных требований.

Ђ онцепци€ї внедрени€ “»ћ—ќ в  азахстане разработана прежде всего в интересах государства как основного заказчика в строительстве.

√осударственную заинтересованность в информационном моделировании строительных объектов можно условно разделить на две составл€ющие:

  1. повышение эффективности государственных инвестиций в сфере строительства (как непосредственно при строительстве и эксплуатации, так и при выработке подходов к прогнозированию эксплуатационных затрат);
  2. создание условий дл€ развити€ информационного моделировани€ в частном секторе строительного рынка, что приведет к дальнейшему развитию всей строительной отрасли республики, повышению конкурентоспособности отечественных компаний на внешних рынках и их успешной интеграции в услови€х расшир€ющихс€ экономических границ.

ћирова€ практика свидетельствует, что применение BIM в строительстве позвол€ет снизить нагрузку на бюджет по содержанию объектов государственной собственности, сократить непредвиденные затраты на объекте, исключить ошибки при подсчете объемов работ, за счет прозрачности всех процессов убрать коррупционные риски. Ќо при этом важно с большой осторожностью относитьс€ к за€вленным цифрам по сокращению стоимости строительства, так как объекты, стро€щиес€ за счет бюджета в –еспублике  азахстан, осмечиваютс€ согласно нормативным расценкам, полученным по результатам мониторинга текущих цен. ¬ итоге формируетс€ фиксированна€ стоимость объекта, котора€ далее может быть снижена путем торгов на конкурсе. ѕо этой причине не стоит акцентировать применение “»ћ—ќ именно на снижении стоимости реализации строительного проекта.

ќсновные проблемы
¬ результате проведенного специалистами  азЌ»»—ј анализа текущей ситуации в строительной отрасли –еспублики  азахстан был вы€влен р€д ключевых проблем, решение которых напр€мую зависит от внедрени€ и дальнейшего развити€ технологии информационного моделировани€:
  1. слабые показатели использовани€ инновационных инструментов в строительном секторе, что негативно вли€ет на рост конкурентоспособности отечественных компаний в услови€х интеграции экономики  азахстана в европейское и мировое сообщество, во ¬семирную торговую организацию (¬“ќ), а также с учетом интеграционных процессов в рамках ≈јЁ— и стран —Ќ√;
  2. традиционный подход по реализации бюджетных инвестиционных проектов в виде разрозненных конкурсов, не использующих преимуществ единого информационного пространства, не обеспечивает достаточных условий дл€ контрол€ инвестиций и управлени€ ими государственным заказчиком;
  3. частые случаи корректировки проектно-сметной документации в ходе реализации бюджетных инвестиционных проектов, что само по себе не €вл€етс€ негативным €влением, но при существующих Ђнецифровыхї технологи€х работы приводит к по€влению несогласованности и даже ошибок в проектно-сметной документации, увеличению стоимости и сроков строительства, а также отодвигает сроки ввода объектов в эксплуатацию;
  4. отсутствие условий дл€ более точного прогнозировани€ эксплуатационных расходов на ранних стади€х реализации проектов, что преп€тствует эффективному управлению затратами на содержание объектов нового строительства;
  5. недостаточное использование накопленного опыта и преимуществ в управлении жизненным циклом объектов нового строительства, Ђзеленого строительстваї, Ђэнергоэффективного строительстваї, Ђвариантного проектировани€ї в услови€х сложившейс€ практики двухмерного черчени€, весьма слабо восприимчивой к инноваци€м в отрасли;
  6. сметна€ стоимость строительства определ€етс€ лишь в конечной фазе проектировани€, из-за чего затрудн€етс€ выбор оптимального экономического решени€;
  7. разрозненность и неструктурированность информации о будущем строительном объекте;
  8. отсутствие конкретных практических действий по реализации государственной политики по ускоренной технологической модернизации и повсеместной цифровизации экономики.

ѕомимо общих проблем отрасли были отмечены и локальные вопросы технологии информационного моделировани€. ќпыт применени€ BIM в других странах, в частности в –оссии и Ѕеларуси, показал, что всю полноту информационного моделировани€ нельз€ свести к конкретному программному продукту.  роме того, поскольку программы создаютс€ дл€ автоматизации существующих, определенных бизнес-процессов, подстраивать де€тельность предпри€ти€ или государственного заказчика под какое-либо программное решение €вл€етс€ непродуктивным. “аким образом, вместо подгонки текущей де€тельности под инструментальные возможности конкретных разработчиков программного обеспечени€ (главным образом зарубежных) и создани€ зависимости отрасли от де€тельности этих разработчиков, имеет смысл сосредоточитьс€ на оптимизации самих процессов проектировани€, строительства и эксплуатации, на взаимоотношени€х участников этих процессов, а также на нормативной базе отрасли.

“акже в процессе проведенного исследовани€ вы€влены организационно-управленческие проблемы, с которыми сталкивались предпри€ти€ строительной сферы  азахстана при внедрении технологии информационного моделировани€:

  1. непонимание многими участниками инвестиционно-строительного процесса, особенно заказчиками и эксплуатирующими компани€ми, преимуществ BIM;
  2. сложность разработки проектировщиками составных элементов информационной модели Ђс нул€ї из-за отсутстви€ сформированных требований к ним со стороны заказчика или координатора процесса проектировани€;
  3. сложность дл€ отдельных компаний самосто€тельного внедрени€ BIM на практике;
  4. проблема оптимального определени€ программного обеспечени€ дл€ рещени€ конкретных проектных, строительных, эксплуатационных и управленческо-финансовых задач;
  5. нехватка управленческих компетенций дл€ перестройки рабочих процессов при использовании технологии BIM;
  6. отсутствие наработанных практик в области управлени€ проектами;
  7. существующа€ нормативна€ база не рассчитана на применение информационных технологий, в том числе BIM.

¬ажно отметить, что информационное моделирование €вл€етс€ только инструментом, используемым в цел€х анализа, прогноза будущих ситуаций, расходов. ќно оказывает информационную поддержку дл€ управлени€ этими процессами в комплексе с управленческими подходами к организации хранени€, актуализации и передачи информации, создаваемой при проектировании и строительстве. “»ћ—ќ должна встать в один р€д с другими управленческими инструментами, к примеру, такими как планирование, риск-менеджмент, контроль соответстви€ проектных решений физическому воплощению, контроль качества и так далее, внедрением которых также важно комплексно и системно заниматьс€ на уровне всей отрасли. ѕо этой причине, дл€ успешного применени€ информационного моделировани€ требуетс€ пересмотр сложившихс€ практик создани€, хранени€ и передачи информации (изыскательской, проектно-сметной, актов скрытых работ и так далее) и интеграции этих практик в сопутствующие управленческие подходы.

ѕринципы реализации Ђ онцепцииї

¬недрение и развитие технологии информационного моделировани€ строительных объектов осуществл€етс€ при непосредственном государственном участии (государство рассматриваетс€ как наиболее заинтересованна€ сторона с точки зрени€ управлени€ активами недвижимости, создаваемыми за счет бюджетных средств) и регулировании отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной де€тельности в части применени€ “»ћ—ќ при реализации бюджетных инвестиционных проектов, в основу которых заложены следующие принципы:

  1. применимость на практике технологии информационного моделировани€ строительных объектов;
  2. поэтапное внедрение технологии;
  3. создание условий дл€ обучени€ и переподготовки кадров;
  4. повышени€ уровн€ конкурентоспособности компаний;
  5. свобода выбора программных продуктов дл€ моделировани€ и среды информационного моделировани€;
  6. стимулирование развити€ технологии.
ƒл€ реализации этих принципов необходима проработка комплекса вопросов, в том числе:
  1. документальное определение стадий жизненного цикла объекта строительства и разработка на его основе стадийности сквозного информационного моделировани€ с формулировкой основных требований к вход€щей и выход€щей информации;
  2. апробаци€ требований по информационному моделированию на пилотных проектах;
  3. закрепление результатов выполнени€ пилотных проектов разработкой соответствующих нормативно-технических документов;
  4. государственное стимулирование организаций и частных лиц, участвующих в процессе внедрени€ технологии информационного моделировани€ в –еспублике  азахстан, и выработка механизмов соблюдени€ требований применени€ “»ћ—ќ;
  5. выработка решений по государственной или частной поддержке системы обучени€ информационному моделированию в высшей школе и системе профессионального технического образовани€;
  6. прин€тие во внимание ратифицированных межправительственных соглашений и системы нормативно-технических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной де€тельности.
ќбщие периоды и параметры внедрени€ “»ћ—ќ на 2018-2022 годы
ѕоскольку Ђ онцепци€ї рассматривает “»ћ—ќ как инструмент дл€ снижени€ рисков реализации государственных инвестиционно-строительных проектов, повышени€ прозрачности и улучшени€ процессов взаимодействи€ заинтересованных сторон при возведении объектов недвижимости за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, то требовани€ по об€зательному использованию “»ћ—ќ распростран€ютс€ только на бюджетно-инвестиционные проекты.

¬недрение в практику “»ћ—ќ в строительной отрасли предполагаетс€ реализовать в виде трех основных периодов:

ѕервый период Ц период апробации, действует с момента утверждени€ насто€щей  онцепции до 31 декабр€ 2019 года.

÷елью этого периода €вл€етс€ создание необходимых условий дл€ практического применени€ “»ћ—ќ на уровне, сопоставимом с BIM Level 2.

ќсновными задачами первого периода станут:

  1. разработка пакета нормативных документов, формирующего минимальные требовани€ к генерации, актуализации и управлению информацией о создаваемых и эксплуатируемых строительных объектах;
  2. выработка практик по передаче, обработке и использованию информации, создаваемой на этапах жизненного цикла строительного объекта;
  3. практическа€ апробаци€ сформированных в  онцепции требований на пилотных проектах на всех этапах жизненного цикла строительного объекта;
  4. проведение р€да меропри€тий в крупных городах –еспублики  азахстан, разъ€сн€ющих базовые пон€ти€ и тенденции развити€ “»ћ—ќ, а также о формирующихс€ требовани€х по применению данной технологии в инвестиционно-строительных проектах с участием средств республиканского и местного бюджетов;
  5. аккумул€ци€ проблемных вопросов и нормативных коллизий в ходе работы над пилотными проектами.
ѕо окончании указанного периода должны быть пересмотрены нормативно-технические требовани€ (стандарты, рекомендации, правила и так далее) в цел€х их корректировки по результатам апробации и приведени€ в текущее соответствие, учитывающее развитие на этот момент информационно-коммуникационных технологий в строительстве.

¬торой период Ц период практического применени€ и об€зательного использовани€ “»ћ—ќ на стадии проектировани€ дл€ объектов с участием бюджетных инвестиций Ц вступает в действие с 1 €нвар€ 2020 года в виде требовани€ об€зательного применени€ “»ћ—ќ дл€ создани€ технологически сложных объектов (за исключением объектов инженерной инфраструктуры) с участием бюджетных инвестиций.

÷елью второго периода €вл€етс€ стандартизаци€, упор€дочивание информации и обеспечение совместной работы в ходе разработки инвестиционно-строительных технологически сложных проектов с участием средств из республиканского и местного бюджета.

ќсновными задачами указанного периода станут:

  1. создание и развитие √Ѕ»ћ (√осударственного банка информационных моделей) как источника информации дл€ прин€ти€ управленческих решений государственным заказчиком;
  2. классификаци€ технических, функциональных и стоимостных характеристик строительных материалов, изделий, объектов;
  3. формирование практик работы с информацией при прин€тии управленческих решений касательно объектов строительства.
 онкретизаци€ второго периода перехода на “»ћ—ќ дл€ –еспублики  азахстан должна быть закреплена предусмотренными к разработке в рамках Ђ онцепцииї нормативными документами.

“ретий период Ц период применени€ “»ћ—ќ дл€ целей управлени€ жизненным циклом строительных объектов с использованием средств из республиканского и местного бюджетов. Ќачало действи€ данного периода предполагаетс€ с 2022 года.

÷елью этого периода €вл€етс€ полноценное практическое использование “»ћ—ќ как инструмента дл€ прин€ти€ управленческих решений государственным заказчиком на всех этапах жизненного цикла строительных объектов.

ќсновными задачами третьего периода станут:

  1. формирование практик передачи информации из этапа создани€ строительного объекта в этап эксплуатации;
  2. развитие √Ѕ»ћ дл€ обеспечени€ функционировани€ “»ћ—ќ на уровне BIM Level 3;
  3. выработка стратегии по дальнейшему эффективному использованию накапливаемой информации (Big Data, автоматизированные проверки по нормативам и так далее).
BIM  азахстан 3

–ис. 3. –аботу над Ђ онцепциейї хорошо характеризуют ЂЋист ћЄбиусаї (все должно быть перед глазами) и игра в шахматы (думать приходитс€ на много шагов вперед).
—лева: группа сотрудников  азЌ»»—ј у пам€тника ЂЋисту ћЄбиусаї; справа: обычна€ дл€  азЌ»»—ј Ђпроизводственна€ гимнастикаї.

ќсновные меропри€ти€ по реализации Ђ онцепцииї
  основным меропри€ти€м перехода на “»ћ—ќ относ€тс€ следующие:
  1. адаптаци€ международных стандартов ISO в области информационного моделировани€ строительных объектов;
  2. разработка и ввод в действие законодательных, нормативно-технических документов об€зательного и рекомендательного характера, по которым формируетс€ едина€ терминологи€, разъ€сн€ютс€ процессы передачи информации по этапам жизненного цикла здани€, выставл€ютс€ требовани€ к составу и детализации информации в модел€х объектов строительства, регулируютс€ процессы информационного моделировани€ в зависимости от стадии работы с объектом;
  3. внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые и нормативно-технические документы дл€ возможности применени€ и стимулировани€ развити€ технологии информационного моделировани€ строительных объектов;
  4. создание √Ѕ»ћ (базы данных с удаленным разграниченным доступом) дл€ хранени€ проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета либо с их участием. “ака€ система востребована практикой, котора€ подтверждает, что хранение информационных моделей и управление ими целесообразнее всего осуществл€ть на базе заказчика, так как он больше остальных участников заинтересован в правильном цифровом описании актива (недвижимости). ¬ рамках единого хранилища информационных моделей целесообразно создание (с посто€нной актуализацией) единого государственного портала действующих нормативов и стандартов в строительстве. Ёто позволит наполнить информационную среду строительной отрасли. ѕостепенно такой портал может совершенствоватьс€ в поисковых (семантических) технологи€х и со временем станет источником параметров дл€ автоматизированных проверок в модели;
  5. обеспечение применени€ дл€ всех элементов, задействованных в моделировании, системы классификации материалов (гармонизированной с ресурсным методом), изделий и работ, имеющей специализированную структуру (иерархию) в соответствии с ISO 12006-2:2015;
  6. обеспечение ведущей роли заказчика (либо инжиниринговой компании) в управлении процессом информационного моделировани€ дл€ контрол€ соответстви€ параметров реализуемого проекта требовани€м заказчика дл€ каждого этапа жизненного цикла;
  7. разработка основных учебных программ и их реализаци€ в процессе обучени€ новых и переподготовке имеющихс€ специалистов проектных, строительных и эксплуатирующих организаций, инжиниринговых компаний, а также ответственных за строительство и эксплуатацию активов недвижимости госструктур дл€ работы по “»ћ—ќ;
  8. учитыва€ развитие и частичное изменение подходов к информационному моделированию, необходим регул€рный пересмотр (один раз в два года) стратегических и нормативно-технических документов в цел€х их актуализации и корректировки требований и рекомендаций.
ѕомимо основных меропри€тий предлагаетс€ р€д дополнительных, реализаци€ которых может способствовать более эффективному и быстрому переходу отрасли на “»ћ—ќ:
  1. разработка документов, регламентирующих прохождение экспертизы дл€ проектов, выполненных по технологии информационного моделировани€;
  2. создание специализированных центров по изучению и освоению передового опыта в области информационного моделировани€ (не только программного обеспечени€, но и управленческих практик);
  3. проведение семинаров, круглых столов, иных меропри€тий, направленных на широкое освещение и попул€ризацию технологии информационного моделировани€ строительных объектов;
  4. сбор, анализ и обработка информации по применению технологии информационного моделировани€ строительных объектов (в том числе и мировых практик), прин€тие решений по дальнейшему развитию технологии;
  5. финансирование и проведение ежегодного государственного конкурса на лучшие работы в области информационного моделировани€ объектов строительства;
  6. проведение ежегодного пересмотра (актуализации) терминологии “»ћ—ќ техническими комитетами по стандартизации и соответствующими ассоциаци€ми.
ќжидаемые результаты и индикаторы реализации Ђ онцепцииї
ѕроцессы информационного моделировани€ €вл€ютс€ составной частью общих управленческих процессов в строительстве. ¬ св€зи с этим, некоторые аспекты управленческой де€тельности, такие как общее повышение качества, экономическа€ эффективность, соблюдение сроков, не поддаютс€ количественному измерению, так как дл€ этого необходимо проводить эксперименты по реализации таких же управленческих проектов, но без использовани€ “»ћ—ќ. ѕредставить в реальности такие эксперименты невозможно, однако, дл€ оценки достижени€ целей Ђ онцепцииї предлагаютс€ следующие измер€емые показатели, сведенные в общую таблицу.

ќжидаемые результаты »ндикаторы достижени€ результатов
ѕовышение конкурентоспособности предпри€тий строительной индустрии на внешнем рынке проектных и строительных услуг ѕодтверждение, по результатам опросов проектных и строительных компаний, возникновени€ в большинстве случаев положительного эффекта от внедрени€ “»ћ—ќ при проектировании и строительстве
‘ормирование на этапе завершени€ разработки проектной документации прогноза затрат на эксплуатацию зданий с дальнейшим нормированием целевых показателей стоимости эксплуатации ¬ 100% случаев проектировани€ технологически сложных объектов
Ќаличие доступа у государственного заказчика к информационным модел€м активов (строительных объектов) технологически сложных объектов Ќачина€ с 2022 года, передача государственному заказчику 100% исполнительных информационных моделей в эксплуатацию дл€ технологически сложных объектов, стро€щихс€ с использованием государственных инвестиций
»спользование “»ћ—ќ дл€ управлени€ и контрол€ администраторами бюджетных программ ежегодно выдел€емых государственных средств на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов нового строительства — 1 €нвар€ 2021 года фиксаци€ 100% замечаний и писем от администраторов бюджетных программ и контролирующих органов в √Ѕ»ћ с прив€зкой (ссылкой) к информационной модели строительного объекта
–еализаци€ задач насто€щей Ђ онцепцииї ѕодтверждение уполномоченным государственным органом в области архитектуры и строительства исполнени€ 100% задач, поставленных дл€ трех периодов реализации, указанных в параграфе 8 насто€щей Ђ онцепцииї
–азработка нормативно-технических документов, указанных в главе IV насто€щей Ђ онцепцииї Ќаличие всех планируемых нормативных документов, указанных в главе IV насто€щей Ђ онцепцииї
ѕеречень основных нормативных документов, необходимых дл€ реализации Ђ онцепцииї
–еализаци€ Ђ онцепцииї предполагаетс€ путем:
  1. внесени€ изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые и нормативно-технические акты в сфере архитектурной, градостроительной и строительной де€тельности – , в том числе «аконы –  Ђќб архитектурной, градостроительной и строительной де€тельности в –еспублике  азахстанї, Ђќ техническом регулированииї, –ƒ—, —Ќиѕ, —ѕ, √ќ—“ы;
  2. адаптаци€, разработка с последующей (при необходимости) корректировкой нормативно-технических документов, касающихс€ процессов создани€ информации о строительных объектах и управлени€ ею;
  3. адаптаци€ международных стандартов ISO в области информационного моделировани€ строительных объектов (2017 год);
  4. разработка основных стандартов и рекомендаций (2017-2019 годы):
  5. 4.1. –ƒ— Ђ»нформационное моделирование в строительстве. ќсновные положени€ї (2017 год);
    4.2-4.6. —ѕ –  Ђ∆изненный цикл строительных объектовї, части 1 Ц 5. (2018-2019 годы);
    4.7. —ѕ –  Ђѕравила организации совместного создани€ информации о строительстве. —реда общих данныхї (2018 год);
    4.8. —ѕ –  Ђ“ребовани€ к оформлению проектной документации, получаемой с использованием информационного моделировани€ї (2018 год);
    4.9. —ѕ –  Ђѕрименение информационного моделировани€ в проектной организацииї (2017 год);
    4.10. —ѕ –  Ђѕрименение информационного моделировани€ в строительной организацииї (2019 год);
    4.11. —ѕ –  Ђѕрименение информационного моделировани€ в эксплуатирующей организацииї (2019 год);
    4.12. —ѕ –  Ђѕор€док проведени€ экспертизы информационных моделейї (2019 год);

  6. корректировка существующих и разработанных стандартов и рекомендаций на основе практического опыта (2021 год);
  7. разработка BIM-ориентированного классификатора и его гармонизаци€ с существующим классификатором ресурсного метода (2018-2021 годы);
  8. разработка технического задани€ (методические рекомендации, включающие методологию и алгоритмы обработки моделей, уровни доступа, требовани€ к интерфейсу и так далее) дл€ создани€ √Ѕ»ћ (2018 год).
¬ажное замечание
»сход€ из того, что “»ћ—ќ в  азахстане внедр€етс€ впервые, а также не имеетс€ достаточного опыта по реализации пилотных проектов, отдельные выводы, приведенные в Ђ онцепцииї, следует рассматривать в качестве предположений с возможной последующей их корректировкой на основе как национального, так и международного опыта реализации.
BIM  азахстан 4

–ис. 4.  азЌ»»—ј прекрасен в любую погоду, причем не только своим инновационным зданием и почти дев€ностолетней историей, но в первую очередь коллективом, представл€ющим сплав энергии молодежи и опыта аксакалов.

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:  огда доходы Bright Machines превыс€т доходы Autodesk?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.