¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

5 августа 2018

 омпьютерна€ грамотность в –оссии: ситуаци€, проблемы и перспективы

≈лена √ореткина

≈ √ореткина

ќригинал статьи опубликован на портале itWeek.

“ема цифровой экономики и цифровой трансформации у всех на слуху. ѕон€тно, что одной инфраструктуры дл€ этого недостаточно, к цифровизации нужно готовить людей. Ќо хот€ по уровню образовани€ –осси€ находитс€ в группе развитых стран, она отстает по таким показател€м, как компьютерна€ грамотность и владение »“.

„тобы оценить, как обсто€т дела в этой области, аналитический центр Ќј‘» провел исследование уровн€ цифровой грамотности населени€ –оссии, применив комплексный подход, предложенный в прошлом году в рамках —аммита G20.

»з чего состоит цифрова€ грамотность

Ђ«ачастую вопрос цифровой компетенции рассматриваетс€ лишь с точки зрени€ технической грамотности. ћы хотели более широко посмотреть на эту темуї, Ч сказала √узели€ »маева, директор аналитического центра Ќј‘». ƒл€ начала было сформулировано определение, согласно которому цифрова€ грамотность Ч это базовый набор знаний, навыков и установок, позвол€ющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде. –езультаты получены на основе всероссийского репрезентативного опроса 1600 человек старше 18 лет, проведенного в конце прошлого года.

»ндекс цифровой грамотности российского населени€ составил 51,6%. ЂЁто среднее значение, есть куда растиї, Ч считает √узели€ »маева. ѕо ее словам, представл€ет интерес сравнение с другими странами, но данный комплексный подход €вл€етс€ новым, и –осси€ первой опубликовала результаты его применени€. ¬ других странах тоже идет аналогична€ работа, но результаты еще не обнародованы.

„тобы рассмотреть вопрос с разных сторон, специалисты выделили п€ть основных компонентов цифровой компетенции: информационна€, компьютерна€, коммуникативна€ грамотность, медиаграмотность и отношение к инноваци€м.

»ндекс информационной грамотности составил 54%. ќценивались такие навыки, как понимание роли информации и степени ее вли€ни€, умение ее искать и анализировать, осознавать пользу или вред. Ѕольшинство респондентов (81%) считает, что искать информацию в »нтернете просто. Ќо примерно половина не задумываетс€ о пользе или вреде этих сведений и полагает, что защита персональных данных Ч не их забота.

ѕо мнению √узелии »маевой, это основна€ проблема, котора€ касаетс€ не только –оссии, но и других стран. ƒл€ ее преодолени€ нужно развитие компетенции критического мышлени€.

¬ области компьютерной грамотности индекс оказалс€ равным 46%. —юда вход€т знани€ о технических составл€ющих компьютера, умение работать с разными интерфейсами, использование всех возможностей устройств, осознание роли компьютерной безопасности. ќпрос показал, что обычно люди не могут оценить технические характеристики компьютера, главное Ч удобство использовани€. Ќавыки информационной безопасности наход€тс€ не на высоком уровне Ч более трети респондентов не используют обновл€емые антивирусы, а больше 20% провод€т платежи через открытые Wi-Fi-сети.

Ёто говорит о необходимости создавать культуру защиты информации на всех уровн€х.  ак заметила √узели€ »маева, основна€ проблема здесь св€зана с тем, что освоение компьютерной грамотности у нас происходит спонтанно, то есть люди учатс€ друг у друга, а системный подход отсутствует.

 омпьютерна€ грамотность

»зображение вз€то с сайта https://www.osp.ru/cio/2017/1/13051454/

— медиаграмотностью дела обсто€т лучше Ч индекс достиг 65%. «десь речь идет о способности ориентироватьс€ в медиапространстве, проверке достоверности новостей, их поиске по разным источникам, понимании того, что новости могут освещатьс€ не полностью. Ќавыки в этой области очень важны. ¬едь в последнее врем€ медиа фундаментально трансформировались. “еперь человек не только потребл€ет контент, но и создает его. ј между тем примерно половина респодентов не сопоставл€ет сведени€ из разных источников, хот€ большинство знает, где найти новости, и осознает, что —ћ» могут не полностью освещать событи€. «десь вопрос критического мышлени€ тоже остаетс€ первостепенным.

»ндекс коммуникативной грамотности составил 46%. ¬ это пон€тие входит анализ позиции других людей, умение использовать современные средства коммуникации, понимание особой этики общени€ в цифровой среде. ѕримерно три четверти респондентов используют современные средства коммуникации и считают, что в онлайне должны сохран€тьс€ те же нормы общени€, что и в жизни. Ќо специально этому никто не учит, поэтому необходимо развивать этику межличностного взаимодействи€ в цифровой среде.

 омпьютерна€ грамотность

»зображение вз€то с сайта ÷ифрова€ грамотность

¬ области отношени€ к технологическим инноваци€м индекс составил 47%. ќценка проводилась по таким показател€м, как интерес к новинкам, знани€ о современных технологических тенденци€х, навыки работы с гаджетами и приложени€ми, понимание пользы инноваций. ќпрос показал, что примерно треть респондентов стараютс€ быть в курсе технологических новинок, чуть больше половины считают, что современные технологии украшают жизнь, но столько же участников опроса отметили сложность освоени€ новых технологий. Ёто говорит о важности попул€ризации инноваций, причем здесь может пригодитьс€ сочетание образовани€ с развлечением. “акой подход, который называют edutainment, позвол€ет быстрее и проще осваивать новинки.

—уществование Ђцифрового разрываї между разными социальным группами не €вл€етс€ новостью. ќпрос показал, что самый низкий уровень цифровой грамотности (28%) оказалс€ у старшего поколени€ (старше 55 лет). ƒл€ сравнени€, у молодежи 18-24 лет этот показатель равен 77%. “акже среди у€звимых групп оказались жители сельских районов, в которых инфраструктура еще недостаточно развита (49%), и люди с низким уровнем образовани€ (36%).

ќсобенно негативно Ђцифровой разрывї отражаетс€ на школах, где возникает проблема, которой раньше не было. Ќизкий уровень компьютерной грамотности учителей приводит к снижению их авторитета в глазах учеников, которые гораздо лучше ориентируютс€ в цифровом мире.

“аким образом, исследование Ќј‘» позволило вы€вить основные направлени€, которым следует уделить особое внимание при развитии цифровых компетенций. ¬ их числе развитие критического мышлени€, создание культуры защиты информации, повышение социальной ответственности медиакомпаний, формирование этики межличностных коммуникаций в цифровой среде, попул€ризаци€ инноваций, сокращение Ђцифрового разрываї с упором на обучение учителей.

ƒействи€ государства

÷ифрова€ грамотность составл€ет основу цифровой экономики, на которую сильно вли€ет законодательна€ среда.  ак рассказал заместитель председател€ √осдумы –‘ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ƒмитрий —азонов, согласно планам правительства по совершенствованию нормативной базы дл€ развити€ цифровой экономики в 2018-2019 гг. предстоит разработать более 50 законопроектов по дес€ти тематическим разделам. ќн скептически отозвалс€ о столь грандиозных планах, напомнив, что недостаточно разработать закон Ч нельз€ забывать о практике его применени€: Ђ«десь необходимы так называемые Дзаконодательные песочницыУ, когда мы в каком-нибудь регионе можем опробовать законопроект с точки зрени€ внедрени€ї.

»наче может получитьс€ то, что произошло с недавно введенным законом об онлайн-кассах, согласно которому кассова€ техника должна передавать чеки в налоговую через »нтернет. ѕроблемы по€вились из-за того, что, с одной стороны, предпри€ти€ оказались не готовы произвести оборудование в нужных количествах, а с другой Ч регионы не успели подготовитьс€, так как »нтернет есть далеко не везде. ЂЁтот пример показывает, что с законодательными инициативами не нужно спешитьї, Ч сказал ƒмитрий —азонов.

„то касаетс€ формировани€ правового пол€ дл€ цифровой экономики, то сейчас в первом чтении прин€т р€д законопроектов, которые касаютс€ регулировани€ гражданского законодательства в области цифрового права. ѕредполагаетс€, что это создаст правовую базу дл€ дальнейшего развити€ законодательства, например, в сфере криптовалют, где сейчас идет дискусси€. Ђћы считаем, что законодательна€ среда должна быть м€гкой, чтобы не задушить этот рынокї, Ч поделилс€ мнением ƒмитрий —азонов.

—оветник министра экономического развити€ –‘ ёли€ јлферова сообщила, что в фокусе ћинэкономразвити€ находитс€ поддержка малого бизнеса, и здесь важную роль играет цифровизаци€, котора€ помогает предпринимател€м оптимизировать затраты. Ђ—ейчас действует несколько порталов, которые агрегируют сервисы, помогающие малому бизнесу получить доступ к информации о тех или иных мерах поддержкиї, Ч сказала она, привед€ в качестве примера порталы Ђƒелова€ средаї и ЂЅизнес-навигаторї.

 омпьютерна€ грамотность

„тобы пон€ть, что нужно малому бизнесу, был запущен проект по перезагрузке мер поддержки —ћЅ, направленный на реализацию обратной св€зи с гражданами, региональными структурами и предпринимател€ми. ѕредполагаетс€, что собранна€ информаци€ позволит сделать меры поддержки более клиентоориентированными.

”чить учителей и не только их

ѕеречисленные выше действи€ государства касаютс€ цифровой экономики в целом. Ќо, по словам директора по направлению Ђ адры и образованиеї јЌќ Ђ÷ифрова€ экономикаї јндре€ —ельского, немало делаетс€ именно в сфере цифровой грамотности населени€.

ѕо плану, к 2024 г. 40% населени€ страны должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности. ƒл€ этого готов€тс€ программы массового обучени€ людей. »х будет не менее двадцати, и они охват€т более 5 млн человек. Ќаправлени€ обучени€ уже €сны, в первую очередь это кибербезопасность.

Ђ¬ качестве инструмента мы предлагаем цифровой сертификат или ваучер, с помощью которого каждый гражданин может получить от государства возможность пройти обучение по определенным направлени€м. Ётот проект уже стартовал, первой запущена программа ДЅилет в будущееУ, предназначенна€ дл€ детей от 5 до 11 летї, Ч сказал јндрей —ельский.

Ќо учител€ тоже не забыты. ¬ госпрограмме Ђ÷ифрова€ экономикаї предусмотрено исследование цифровой грамотности педагогов. ѕланируетс€ сосредоточить усили€ на их обучении, в том числе и в регионах.

” молодежи тоже не все обстоит благополучно, несмотр€ на то что молодые люди хорошо разбираютс€ в »“. “ак, исследование цифровой грамотности детей и родителей, проведенное в этом году ЂQiwi Ѕанкомї и Ќј‘», показало, что дети у€звимы. Ђќни наивны, легко довер€ют незнакомым люд€м, охотно откликаютс€, когда им предлагают выйти из онлайна в реальный мир, готовы поделитьс€ любой информацией Ч о финансах, о своем местоположении. ƒл€ них это вроде игры, где главное Ч получить побольше лайковї, Ч поделилась наблюдени€ми ≈лена Ћуценко, руководитель образовательного проекта ЂQiwi Ѕанкаї.

—о своей стороны, большинство родителей хоть и не довер€ют »нтернету, но не ограничивают доступ к нему дет€м. “ак, 57% респондентов не используют функцию родительского контрол€. Ќо нельз€ сказать, что взрослые все пускают на самотек. “ак, 80% респондентов говор€т, что учат своих детей пользоватьс€ »нтернетом и отличать полезный контент от вредного. Ќо при этом они негативно относ€тс€ к »нтернету, счита€, что он плохо сказываетс€ на отношени€х в семье, так как не вид€т в нем инструмент дл€ обсуждени€ и общени€.

 омпьютерна€ грамотность

»зображение вз€то с сайта ÷ифрова€ грамотность

“аким образом, данное исследование показывает, что еще много остаетс€ сделать с точки зрени€ формировани€ комплекса поведени€ в »нтернете как у детей, так и у родителей. јвторы исследовани€ сейчас готов€т рекомендации госорганам, бизнес-структурам, образовательным учреждени€м и родител€м.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:   вопросу о французской отечественной системе CATIA
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.